Конспект лекции цивилизация древнего мира

Обновлено: 08.07.2024

Урок 2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

Урок 3. Античная цивилизация.

Урок 4. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

Урок 1. Ранние цивилизации, их отличительные черты

- ознакомиться с хронологическими рамками истории Древнего мира; изучить предпосылки возникновения государства; рассмотреть историю первых государств Древнего мира; уяснить понятия Древний мир, традиционное общество, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, каменный век, бронзовый век, железный век;

- учиться представлять изученный материал в форме таблицы;

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению фактов и понятий.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: атласы, иллюстрации.

1. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.

2. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай. Общая характеристика.

3. Особенности развития.

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

Повторить предпосылки возникновения цивилизации.

3. Изучение нового материала

1.Слушая рассказ учителя и работая с картой установить географические и хронологические рамки истории Древнего мира.

2. Дать общую характеристику истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая.

3. Обучающие слушают рассказ учителя и заполняют сравнительную таблицу.

4. Завершающий контроль

Назвать отличительные черты ранних цивилизаций.

Сформулируйте свое мнение об уроке, что понравилось.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса § 6.

Урок 2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

- получить знания об особенностях периода расцвета цивилизаций бронзового века и железном веке Востока;

- учиться представлять изученный материал в форме конспекта; различать в исторической информации исторические описания и исторические объяснения;

- создавать условия для развития умения структурировать информацию.

Тип урока: лекция.

Оборудование урока: тексты исторических документов, схемы.

1. Новоегипетская держава: Вавилон времен Хаммурапи.

2. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии.

3. Эгейский мир эпохи бронзы.

4. Ассирийская военная держава и её преемники в передней Азии. Персидское “царство царств”.

5. Древняя Индия.

6. Формирование древнекитайской цивилизации.

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

Повторить периодизацию истории Древнего мира, особенности развития ранних цивилизаций.

3. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя. Комментирование документов.

2. Рассказ учителя, работа с картой.

3. Рассказ учителя об Эгейском мире эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства. Составление краткого конспекта.

4. Рассказ учителя. Составление конспекта.

5. Работа с документами. Империя Маурьев. Составление конспекта.

6. Рассказ учителя. Выявления особенностей формирования древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань. Составление краткого конспекта.

4. Завершающий контроль

Словарный диктант: работа с понятиями каменный век, бронзовый век, железный век, государство, жречество, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия.

Тетради сдаются на проверку.

Выскажите свое мнение об уроке.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса § 7.

Урок 3. Античная цивилизация

- изучить историю античной цивилизации; усвоить понятия полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя;

- учить предоставлять результаты изучения материала в форме краткого отчета;

- создать условия для формирования умения работать во времени;

- создать условия для развития у обучающихся умения общаться в группе.

Тип урока: практическая работа.

Оборудование урока: тексты исторических документов, схемы.

1. Общая характеристика античной цивилизации.

2. Становление полисной цивилизации в Греции.

3. Александр Македонский и эллинизм.

4. Древний Рим: этапы становления общества и государства.

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

Вспомнить особенности развития ранних цивилизаций Востока.

3. Изучение нового материала

1. Учитель дает общую характеристику античной цивилизации.

1 группа. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки

2 группа. Александр Македонский и эллинизм.

3 группа. Древний Рим: этапы становления общества и государства.

4 группа. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

3. Представители от каждой группы выступают с кратким отчетом.

4. Завершающий контроль

Проверить, удалось ли достичь поставленных в начале урока целей.

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале, ответив на три вопроса.

1. Как я работал на уроке?

2. Как я усвоил материал?

3. Как работала команда?

Урок 4. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

- рассмотреть религии Древнего мира; усвоить понятия язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь;

- учиться критически анализировать источники исторической информации;

- обеспечить развитие у обучающихся умения сравнивать познаваемые объекты.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: иллюстрации, схемы, тексты исторических документов.

1. Язычество на Востоке и на Западе.

2. Возникновение мировых религий.

3. Буддизм и его распространение. Конфуцианство.

4. Религии древних евреев. Раннее христианство.

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

Повторить периодизация истории Древнего мира, особенности каждого периода.

3. Изучение нового материала

1. Дать характеристику язычества на Востоке и на Западе.

2. Выявить в ходе беседы предпосылки возникновения мировых религий.

4. Работа с документами в группах.

4. Завершающий контроль

Тест по разделу “Цивилизации Древнего мира”.

  1. Как я работал на уроке?
  2. Как я усвоил материал?

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-го класса § 7.

1. Первые государства Древнего мира и предпосылки их возникновения.

3. Древний Египет.

4. Древняя Индия.

5. Древний Китай.

Цивилизация – это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом обладающая аппаратом управления и принуждения.

Ирригация – система орошения полей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Время появления первых государств называют временем Древнего мира. Как правило, оно делится на три периода: раннего Древнего мира (IV–II тысячелетиях до н. э.), расцвета государств (конец I–II тысячелетий до н. э.) и упадка (первая половина I тысячелетия до н. э.).

Цивилизации Древнего Востока – самые первые цивилизации в истории человечества возникли в долинах многоводных рек, таких как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. В возникших государствах появились специально созданные институты. Обычаи и традиции заменялись законом, общество разделилось на управляемых и управляющих. Каковы же предпосылки возникновения первых государств?

Предпосылки возникновения государства

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Предпосылками возникновения первых государств Древнего Востока являются:

Социально-политические предпосылки:

а) создание аппарата власти;

б) замена законом обычаев и традиций;

в) появление армии.

Экономические предпосылки:

а) появление металлических орудий труда;

б) повышение производительности труда;

в) появление излишек продуктов.

Месопотамия. В долинах рек Евфрата и Тигра сформировалась одна из ранних цивилизаций, где жили родственные племена шумеров и возникли города-государства – Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, требовавших усилия множества людей. Царь города Аккад Саргон первым в Месопотамии создал постоянное войско и объединил эти города, основав династию. Там был религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм и дворец правителя – военного вождя.

Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – клинописи, которая использовалась в Месопотамии почти 3000 лет. В первой половине II тыс. до н. э. большая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи. Город Вавилон стал одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней, со строительством которой связана библейская легенда. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в истории подробный свод законов был составлен царем Хаммурапи, который делил население Вавилонии на категории.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э. в долине реки Нил сложилось египетское государство, которое представляло собой классическую восточную деспотию, где вся полнота власти принадлежала фараону, и его воля была абсолютным законом для подданных. Чиновники собирали налоги и управляли имуществом фараона. Жрецы были хранителями знаний и пользовались значительным влиянием. Было очень много рабов, которые сооружали ирригационные системы, строили дворцы и пирамиды. Наибольшую известность культура древнего Египта обрела благодаря усыпальницам фараона. Самая крупная пирамида Хеопса со сложной системой прохода к гробнице фараона. Широкое распространение в Египте получила грамотность. У египтян была иероглифическая система письма, иероглифы сохранились на статуях, обелисках, папирусах, гробницах, стенах храмов. Значительного развития в Египте достигла медицина, была разработана методика бальзамирования.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на варны – замкнутые группы людей. Высшими считались варны брахманов (жрецы) и кшатриев (вожди и воины). Варна вайшьи объединяла общников. В низшую варну входили шудры – чужаки, пленные и их потомки. Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты.

В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство. Система каст была очень консервативна и исключала возможность перемен в обществе. Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Государство облагало общину повинностями, царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. наиболее влиятельное государственное образование было Западное Чжоу. После его упадка самым могущественным становится империя Цинь, при которой была создана централизованная система управления. Были введены единые деньги, письменность и законы с жесткой системой наказаний. В это время для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены. Далее уже при династии Хань организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с Центральной Азией и Ближним Востоком, появляется Великий шелковый путь. По нему купцы вывозили ткани, бумагу, железо, ввозили рабов, изделия из стекла, пряности. В Китае в единственной стране Древнего мира предпринимались попытки ослабить позицию знати, поэтому эта прослойка общества представляла опасность для целостности государства, создавая сепаратистские устремления. Низкая эффективность от службы чиновников привела к упадку ирригационной системы реки Хуанхэ и стала причиной наводнений и голода.

С совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась, но таинство смерти по-прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало образованию новых религий: зороастризма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма. Все религии объединены одной идеей о спасении своей души от посмертной кары.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Письменность, алфавитная система письма, гигантские пирамиды, величественные дворцы царей, успехи в медицине, развитие права, возникновение религии – вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего, в Индии и Китае.

Тренировочные задания:

3) зороастризма

Разбор задания:

На правильный ответ нам указывает имя верховного божества – Ахурамазда. В иудаизме – это Яхве, в буддизме идея Бога-творца вообще отрицается. Для ведизма характерно обожествление сил природы.

1) участие народа в управлении государством

2) всеохватывающее господство государства над подданными

3) отсутствие налоговой системы

4) отсутствие письменных законов

2) всеохватывающее господство государства над подданными

Разбор задания:

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

Восточный тип цивилизации (Восточная цивилизация или Цивилизации Древнего Востока) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Как правило характерными чертами восточной цивилизации являются:

  1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
  2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
  3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
  4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
  5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма,
  6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
  7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности; а основным методом управления выступает принуждение.

Цивилизации Древнего Востока:
общая характеристика

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV-III тыс. до н. э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III-II тыс. до н. э. — в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Цивилизации Древнего Востока

Инфографика. Цивилизации Древнего Востока на ленте времени (нажмите для увеличения)

Самым важным центром древней государственности являлся район Двуречья.

В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведения в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как остальные цивилизации были более замкнуты. В результате Западная Азия постепенно становится флагманом в социально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают влияние Двуречья прежде всего на Египет и цивилизацию древней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до к. э. Прежде всего они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Но камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н. э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров. В результате они объединились в государство Шумер. На протяжении всей своей древней истории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы. Как правило в ходе этой борьбы власть захватывал какой-либо город или пришедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до нашей эры ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могучей державой при царе Хаммурапи. Затем усиливается Ассирия, которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падения Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововавилонское царство. Персы — выходцы с территории современного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н. э. основать огромную Персидскую империю (державу Ахеменидов).

Урок 2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

Урок 3. Античная цивилизация.

Урок 4. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

Урок 1. Ранние цивилизации, их отличительные черты

- ознакомиться с хронологическими рамками истории Древнего мира; изучить предпосылки возникновения государства; рассмотреть историю первых государств Древнего мира; уяснить понятия Древний мир, традиционное общество, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, каменный век, бронзовый век, железный век;

- учиться представлять изученный материал в форме таблицы;

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению фактов и понятий.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: атласы, иллюстрации.

1. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.

2. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай. Общая характеристика.

3. Особенности развития.

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

Повторить предпосылки возникновения цивилизации.

3. Изучение нового материала

1.Слушая рассказ учителя и работая с картой установить географические и хронологические рамки истории Древнего мира.

2. Дать общую характеристику истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая.

3. Обучающие слушают рассказ учителя и заполняют сравнительную таблицу.

4. Завершающий контроль

Назвать отличительные черты ранних цивилизаций.

Сформулируйте свое мнение об уроке, что понравилось.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса § 6.

Урок 2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

- получить знания об особенностях периода расцвета цивилизаций бронзового века и железном веке Востока;

- учиться представлять изученный материал в форме конспекта; различать в исторической информации исторические описания и исторические объяснения;

- создавать условия для развития умения структурировать информацию.

Тип урока: лекция.

Оборудование урока: тексты исторических документов, схемы.

1. Новоегипетская держава: Вавилон времен Хаммурапи.

2. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии.

3. Эгейский мир эпохи бронзы.

4. Ассирийская военная держава и её преемники в передней Азии. Персидское “царство царств”.

5. Древняя Индия.

6. Формирование древнекитайской цивилизации.

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

Повторить периодизацию истории Древнего мира, особенности развития ранних цивилизаций.

3. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя. Комментирование документов.

2. Рассказ учителя, работа с картой.

3. Рассказ учителя об Эгейском мире эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства. Составление краткого конспекта.

4. Рассказ учителя. Составление конспекта.

5. Работа с документами. Империя Маурьев. Составление конспекта.

6. Рассказ учителя. Выявления особенностей формирования древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань. Составление краткого конспекта.

4. Завершающий контроль

Словарный диктант: работа с понятиями каменный век, бронзовый век, железный век, государство, жречество, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия.

Тетради сдаются на проверку.

Выскажите свое мнение об уроке.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса § 7.

Урок 3. Античная цивилизация

- изучить историю античной цивилизации; усвоить понятия полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя;

- учить предоставлять результаты изучения материала в форме краткого отчета;

- создать условия для формирования умения работать во времени;

- создать условия для развития у обучающихся умения общаться в группе.

Тип урока: практическая работа.

Оборудование урока: тексты исторических документов, схемы.

1. Общая характеристика античной цивилизации.

2. Становление полисной цивилизации в Греции.

3. Александр Македонский и эллинизм.

4. Древний Рим: этапы становления общества и государства.

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

Вспомнить особенности развития ранних цивилизаций Востока.

3. Изучение нового материала

1. Учитель дает общую характеристику античной цивилизации.

1 группа. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки

2 группа. Александр Македонский и эллинизм.

3 группа. Древний Рим: этапы становления общества и государства.

4 группа. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

3. Представители от каждой группы выступают с кратким отчетом.

4. Завершающий контроль

Проверить, удалось ли достичь поставленных в начале урока целей.

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале, ответив на три вопроса.

1. Как я работал на уроке?

2. Как я усвоил материал?

3. Как работала команда?

Урок 4. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

- рассмотреть религии Древнего мира; усвоить понятия язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь;

- учиться критически анализировать источники исторической информации;

- обеспечить развитие у обучающихся умения сравнивать познаваемые объекты.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: иллюстрации, схемы, тексты исторических документов.

1. Язычество на Востоке и на Западе.

2. Возникновение мировых религий.

3. Буддизм и его распространение. Конфуцианство.

4. Религии древних евреев. Раннее христианство.

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

Повторить периодизация истории Древнего мира, особенности каждого периода.

3. Изучение нового материала

1. Дать характеристику язычества на Востоке и на Западе.

2. Выявить в ходе беседы предпосылки возникновения мировых религий.

4. Работа с документами в группах.

4. Завершающий контроль

Тест по разделу “Цивилизации Древнего мира”.

  1. Как я работал на уроке?
  2. Как я усвоил материал?

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-го класса § 7.

Египетская цивилизация возникла в IV тыс. до н.э. в долине реки Нил (северо-восточная Африка); египтяне называли свою страну Кеме.

Хозяйство

Основными занятиями были земледелие и скотоводство. Нил, разливаясь, увлажнял почву и удобрял ее илом; создавались каналы для осушения болот и орошения полей (ирригация). Земледелие было пашенным – поля обрабатывали с помощью тяглых животных (волов) и плуга. Развивались ремесла (обработка дерева и камня, металлургия, ткачество) и торговля, особенно в городах. Мелкие собственники вели свое хозяйство сами, как правило, без применения чужого труда. Крупные и средние собственники использовали труд рабов (одни из них имели свое хозяйство, а другие - нет), кабальных и свободных (арендаторов и наемных работников).

Организация власти

В 525 г. до н.э. Египетское государство было завоевано персами.

Достижения

Первоначально знаниями обладали жрецы; затем появляется светское знание. Нужды хозяйства и религиозного культа способствовали развитию строительства (дворцов, храмов, пирамид), математики и астрономии (порядок земледельческих работ определялся по расположению звезд), медицины (бальзамирование усопших позволяло узнать строение тела). Египтяне определили продолжительность года в 365 дней. Они изобрели письменность – иероглифы, которые обозначали слова, слоги, иногда отдельные звуки.

Междуречье

В древности так называли нижнее и среднее течение рек Тигра и Евфрата; здесь цивилизация возникла в конце IV тыс. до н.э.

Хозяйство

Хозяйство Междуречья напоминало египетское: разливы Тигра и Евфрата, удобрение почвы илом, искусственное орошение, пашенное земледелие, развитие ремесла и торговли (особенно в городах). Хозяйственные отношения те же: мелкие собственники жили своим трудом, а крупные и средние использовали труд арендаторов, наемных работников, кабальных и рабов.

Древний Египет

Египетская цивилизация возникла в IV тыс. до н.э. в долине реки Нил (северо-восточная Африка); египтяне называли свою страну Кеме.

Хозяйство

Основными занятиями были земледелие и скотоводство. Нил, разливаясь, увлажнял почву и удобрял ее илом; создавались каналы для осушения болот и орошения полей (ирригация). Земледелие было пашенным – поля обрабатывали с помощью тяглых животных (волов) и плуга. Развивались ремесла (обработка дерева и камня, металлургия, ткачество) и торговля, особенно в городах. Мелкие собственники вели свое хозяйство сами, как правило, без применения чужого труда. Крупные и средние собственники использовали труд рабов (одни из них имели свое хозяйство, а другие - нет), кабальных и свободных (арендаторов и наемных работников).

Организация власти




В 525 г. до н.э. Египетское государство было завоевано персами.

Достижения

Первоначально знаниями обладали жрецы; затем появляется светское знание. Нужды хозяйства и религиозного культа способствовали развитию строительства (дворцов, храмов, пирамид), математики и астрономии (порядок земледельческих работ определялся по расположению звезд), медицины (бальзамирование усопших позволяло узнать строение тела). Египтяне определили продолжительность года в 365 дней. Они изобрели письменность – иероглифы, которые обозначали слова, слоги, иногда отдельные звуки.

Междуречье

В древности так называли нижнее и среднее течение рек Тигра и Евфрата; здесь цивилизация возникла в конце IV тыс. до н.э.

Хозяйство

Хозяйство Междуречья напоминало египетское: разливы Тигра и Евфрата, удобрение почвы илом, искусственное орошение, пашенное земледелие, развитие ремесла и торговли (особенно в городах). Хозяйственные отношения те же: мелкие собственники жили своим трудом, а крупные и средние использовали труд арендаторов, наемных работников, кабальных и рабов.

Читайте также: