Конспект лаборатория чайных открытий в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Вдовина Елена Владимировна

Организация: МБДОУ ''Новотырышкинский детский сад ''Колосок''

Населенный пункт: Новосибирская область, Колыванский район, с. Новотырышкино

Цель: создать условие для развития познавательных способностей воспитанников.

Задачи:

- Создать условия для представления детей об истории чая, о его свойствах и разновидностях и пользе для человека.

-Расширять представление детей о кустарниках и травах, растущих в нашем селе.

-Дать общие знания детям о заваривании травяного чая (используя листья смородины, мяты, ягод шиповника) и его пользе, учить чувствовать ароматы травяного чая.
- Способствовать развитию у детей зрительных, тактильных, вкусовых, слуховых анализаторов.

- Систематизировать накопленную информацию посредством логических операций

(сопоставление, обобщение, анализ, синтез.)

Предварительная работа:

-повторение правил безопасности во время экспериментальной деятельности (горячая вода), повторить правила работы с незнакомыми веществами (нельзя пробовать на вкус, нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой).

-рассматривание репродукций картин о чаепитиях в России:
Бакшеев В.Н. “Житейская проза”
Волосков А.Я. “За чайным столом”
Кустодиев Б.М. “Купчиха за чаем”

Оборудование:

Слайды об истории чая; разные сорта чая (зеленый, черный, красный) блюдца с листовым, гранулированным, пакетированным чаем; сушёные листья смородины, мяты и ягоды шиповника; лупы; ложки; холодная и горячая вода, заварочные (стеклянные) чайники.

Ход занятия

Воспитатель: - Добрый день ребята!

(предлагаю детям встать в круг)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Ребята посмотрите, что я купила в магазине. Как вы думаете, что в этой коробочке?

К нему желательно варенье.

Но, если такового нет,

Сойдет и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит Вашу душу

Согреет зимнею порой.

- А для чего он нужен? А вы чай пить любите? (ответы детей )

-А хотите узнать много интересного об этом чудесном напитке? .(слайд 1)

- Я вам сейчас расскажу о том, как чай появился у нас в России.(слайд 2)

- История чая берет начало более 5000 лет назад в Древнем Китае. Согласно легенде, император Шэнь - Нун был мудрым и просвещенным правителем. Один из дальновидных указов императора требовал, чтобы вся питьевая вода предварительно кипятилась, чтобы от нее нельзя было заразиться. И вот однажды, летним днем, во время посещения отделенного региона государства Шэнь - Нун и его свита остановилась на отдых. В соответствии с указом, слуги стали кипятить воду для питья. Сухие листья с ближайшего кустарника упали в кипящую воду, отчего вода стала коричневой. Будучи любознательным император заинтересовался получены результатом и выпил немного получившейся жидкости. Шэнь - Нун нашел напиток освежающим и приятным.

Так и появился чай, согласно легенде.

- Ребята посмотрите, это чайное растение, как вы думаете, что собирают с этого растения, чтобы получить чай? (слайд 3) (ответы детей)

- Что же такое чай?

Оказывается, чай - это напиток, получаемый завариванием или настаиванием листа, чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом.

- Чай растет в теплых странах, там, где круглый год лето. Для приготовления чая используют только листья этого растения.

- Люди так бережно относятся к этому растению, что чайные листья собирают вручную и обрабатывают тоже вручную, не используя технику. (слайд 5-6-7)

- Ребята, а хотите стать юными исследователями и узнать много нового и интересного об этом напитке?

Тогда давайте пройдем в чайную лабораторию, но прежде чем мы отправимся в чайную лабораторию нам нужно превратится в учёных, встанем в круг и произнесём волшебные слова, я буду говорить, а вы за мной повторяйте:

1,2,3,4,5 – начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились-

И в учёных превратились!

- Ребята проходите к столу, посмотрите, на блюдцах лежит чай, рассмотрите чаинки через лупу - можете аккуратно потрогать их. Как вы думаете, где здесь листовой чай, а где гранулированный и пакетированный чай? (предполагаемые ответы детей)

Придав чаю такую форму, его укладывают в пачки и продают в магазине.

- А какие виды чая вы знаете? (ответы детей)

-В зависимости от способа обработки листа различают чёрный, зелёный и красный. А чай, кстати, очень полезен. И каждый сорт славится своими полезными и даже лечебными свойствами.

Самый известный – это, конечно, черный чай. Он считается напитком долголетия, ведь является очень полезным для всего организма.

А также зеленый чай. Когда мне грустно, я всегда завариваю себе чашечку. И сразу же настроение улучшается! Ведь зеленый чай, как рукой снимает все плохое настроение!

И есть красный чай. Он изготавливается из специального сорта розы, благодаря чему имеет красный цвет.

- Ребята, какой мы можем сделать вывод? (предполагаемые ответы детей) правильно, чай отличается внешним видом, разной формы и по цвету.

А сейчас я вам предлагаю побыть в роли листочков чая.

Физ. минутка.

Дети свободно располагаются в центре группы.

Мы - листики зеленые, на веточке сидели,

А время подошло - в корзинки полетели.

На солнце нас сушили и в трубочки скрутили.

Затем нас в ароматные чаинки превратили,

Нас в чайник засыпают, водою заливают,

И вкусным, ароматным всех чаем угощают.

- А сейчас я приглашаю пройти к другому столу.

- Ребята, все, что в нашем крае есть, нам с вами не перечесть. А какие растения растут в нашем селе, мы узнаем отгадав загадки.

Куст колючий, словно ёж,

С дикой розой сильно схож.

Внутри ягод, как в ларце,

Клад из витамина С. (Шиповник)

В плодах шиповника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями. Из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной.

-Возьмите плоды шиповника и опишите их. (Ответы детей)

Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется (мята).

Чай с мятой очень приятный на вкус и при этом полезный напиток.

Возьмите листочек мяты и разотрите его в ладони. Расскажите, что вы почувствовали? (Ответы детей)

Что за куст такой душистый,

Лист резной и бархатистый?

Чёрные жемчужинки (Смородина)

У листьев чёрной смородины сильный запах, листья красной и белой смородины почти не пахнут. Чай из листьев смородины - лучший чай повышающий иммунитет.

Возьмите листочек смородины, разотрите его в ладони. Расскажите, что вы почувствовали? (Ответы детей)

- А, вы знаете ребята наши бабушки, прабабушки и прадедушки, собирали листики смородины, мяты, ягоды шиповника и заваривали их, а потом пили этот волшебный напиток. Такой чай очень полезный для здоровья.

- А, давайте мы заварим витаминный чай

Сначала давайте вспомним правила безопасности при работе

с горячей водой – чаем.

1. Брать горячую посуду с помощью прихваток или полотенца.

2. Наполнять заварочный чайник кипящей жидкостью, осторожно;

3.Наполняя посуду жидкостью, не доливая до краев.

(Воспитатель с помощью детей заваривают чай из листьев и плодов в чайник).

- Я буду заваривать чай в заварочном чайнике.

Готовят чай непосредственно перед употреблением, тогда он будет полезнее и вкуснее. Перед заваркой его нужно прогреть – ополоснуть один-два раза кипятком. Всыпать в чайник порцию сухого чая (1-2 ч. л.) и сразу залить его кипятком.

Чайник надо накрыть крышкой, а сверху тканевой салфеткой или чехлом для чайника, чтобы закрыть отверстие в крышке и носике чайника. Это делается для того, чтобы не терялся аромат чая.

Давайте, ребята, все вместе заварим с вами чай. Я поставлю заварочные чайники, а вы ребята по очереди берите листики смородины, мяты, ягоды шиповника из баночек и насыпайте в чайник чайной ложкой. (При этом дети обязательно проговаривают, какой чай они берут).

(Воспитатель заливает чайник кипятком). Настаивать чай надо 5 мин.

- А, пока наш витаминный чай заваривается, я предлагаю вам поэкспериментировать.

Какой водой надо заваривать чай?

У меня на столе два стеклянных чайничка. В них налита вода. Давайте положим в них заварку. (Дети насыпают заварку в стеклянные чайнички с водой)

- Что происходит в первом чайнике?

- Давайте понаблюдаем. (Ничего не меняется)

- А во втором что произошло? (Вода окрасилась, чаинки раскрылись)

- А теперь давайте сравним чай залитый холодной водой и горячей? Отличаются они или нет? (предполагаемые ответы детей) Правильно у чая, залитого горячей водой, цвет более насыщенный.

- Мы с вами выяснили, что чай отличается внешним видом, цветом. А как вы думаете, чем еще может отличаться чай?

(Вместе делаем вывод).

- А теперь я предлагаю посмотреть на наш витаминный чай, давайте его понюхаем, он у нас уже заварился. Видите, какой цвет и аромат получился?

Каждый листочек, цветочек изменились – они разбухли, раскрылись.

В чае много витаминов:

“А” – важен для зрения.
“В” – снимает усталость.
“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

- В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей.)

- Ну, что же ребята, вы сегодня были настоящими учёными и провели много экспериментов, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в кружок и произнесём волшебное заклинание:

1,2,3,4,5 – начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились-

И в ребяток превратились!

Рефлексия.

- Ну вот, ребята, вы все сегодня были настоящими исследователями. Сделали новые открытия для себя.

У меня получилось…

Мне захотелось….(Ответы детей).

- Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали в нашей лаборатории, вы расскажите свои друзьям и родителям.

Да ребята, наши бабушки, прабабушки заваривали такой витаминный чай, используя листья смородины, мяты и ягоды шиповника.

Спасибо за активность и проявленный интерес. Ну а сейчас предлагаю вам устроить чаепитие с вкусным чаем.

Используемая литература:

Воспитатель : Ребята, сегодня утром я прочитала очень забавную и сложную загадку. Хотите я вам ее прочитаю?
Дети: Да!
Мой сердечный друг – приятель
В чайном тресте председатель
Все семейство вечерком
Угощает он чайком
Парень дюжий он и крепкий
Без труда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта загадка?
Мы так уже привыкли к чаепитию и самовару, что нам кажется, они существовали всегда. Но, оказывается, самовар на Руси появился сравнительно недавно – триста лет назад. Да и чая в далекие стародавние времена россияне не знали. Как вы думаете , что пили наши прадеды. Наши прадеды пили квас. При царе Петре 1- чай завоевал Россию. А вместе с чаем распространились и сосуды для нагревания воды – наши знаменитые самовары.

Воспитатель: Ребята, хотите больше узнать о чае? Тогда мы с вами отправимся в лабораторию чайных открытий для исследования чая. Давайте представим себя в роли настоящих ученых и оденем белые халаты.
Воспитатель: Вы любите проводить опыты и эксперименты?
Дети: Да!
Воспитатель: Чайная лаборатория ждет вас.

Приглашаю детей к столу с разными напитками.

Каждому человеку необходимо выпивать в день до 2х литров жидкости. Перед вами три прозрачных графина с какой-то жидкостью. Давайте попробуем узнать, что за жидкость находится в них? Жидкость можно сравнить по цвету, запаху и вкусу. Предлагаю определить по цвету.
- Как вы думаете, что в стакане № 1?
Дети: Вода!
Воспитатель: Почему вы так решили? Вы правы это- вода.
-Переходим к графину №2. Предлагаю определить по цвету.
Да, ребята, оказывается только по одному цвету очень трудно определить содержимое графина.
- А теперь попробуйте определить эту жидкость по запаху?
-Как вы думаете, что это?
Дети: Сок!
Воспитатель: -А какой это сок? Кто даст название ему? Ребята, а из чего делают сок (Из фруктов и овощей)
- Ребята, а какие вы еще соки знаете?
Дети перечисляют.
Воспитатель; -Молодцы ребята! А теперь давайте определим по: цвету, запаху, что за жидкость находится в графине №3.
Дети: Чай!
Воспитатель: - Совершенно верно- это чай!
Ребята, мы с вами знаем, из чего делают сок. А кто знает, как получается чай?
Дети: Из заварки

- Так из чего же все-таки сделан чай, ребята. Кто из вас видел, как растет чай? Где растет чай? В каких странах? Ребята как же нам узнать ответы на эти вопросы? Я предлагаю вам посмотреть презентацию.
(ребята садятся на стулья)
Демонстрируются слайды. Воспитатель ведет рассказ по ходу показа слайдов.
- Чай китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками.

- Собирают чай ручным способом или с помощью машины. Высококачественный сортовой чай собирают только вручную! Очень трудоемкий процесс.

- Самое главное в сборе листьев- постараться не порвать и не помять лист. Это влияет на качество чая. Главным недостатком машинного сбора является нарушение формы и структуры листьев.

- Чайный лист грузят на машины и увозят на заводы по изготовлению чая

. На заводе чай проходит все стадии переработки: Завяливание. Скручивание листьев. Сушка. Сортировка. Расфасовка готовой продукции.

- Процесс упаковки на заводах стараются производить максимально быстро так как чай впитывает все запахи и влагу.

-В итоге получается чай отличного качества! ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ.

Ребята, наши исследования чая продолжаются. Предлагаю вам пройти в лабораторию для дальнейшего изучения чая.
Воспитатель: У вас на столах – тарелки. Посмотрите внимательно, что в тарелках? (Заварка) Подумайте, что же такое заварка? Из чего она сделана? Давайте рассмотрим первую тарелку, здесь находятся пакетики с чаем .Посмотрите внимательно на содержимое чая из этих пакетиков под лупой, что же мы видим? (измельченный чай, почти порошок). Такой чай называется пакетированный, потому что он в пакетиках.

Я предлагаю взять вторую тарелку и изучить чай в ней? Что вы видите, ребята? Да, это шарики или гранулы. Это гранулированный чай. Вы можете потрогать их, размять. Преимуществом данной технологии является экономичность - в результате гранулирования отходов получается меньше, чем после производства листового чая. К тому же, такой способ подразумевает использование не только первых трех листков чайной ветки, но и четвертого, а иногда и пятого листа.

Напиток из такого чая получается более крепким и насыщенным, но не очень ароматным.

Что в третьей тарелке (ответы детей) (Крупная, листиками). Такой чай называется крупнолистовой.В чём его отличие? Он менее крепкий и терпкий, чем чай в гранулах, но зато обладает более выраженным ароматом и запахом того чайного листа, из которого произведён. Для производства листового чая стараются использовать самые верхние и молодые листочки, которые содержат максимальное количество полезных микроэлементов .

Я чай кипячу, клокочу и кричу, (Хлопаем в ладоши)
Эй, люди, я с вами чай пить хочу! ( Прыжки на месте)
Ребята, а вы любите пить чай?
Дети : Да!
. Тогда вы, конечно, знаете в чем его заваривают.
Дети:В чайнике.
(Встают со стульев и подходят к столу)
Воспитатель: У меня на столе два стакана . В них налита вода. Давайте положим в них заварку крупнолистового чая. (Дети бросают заварку в стаканы сводой) Что происходит в первом стакане? Давайте понаблюдаем. (Ничего не меняется) .
А во втором что произошло? (Вода окрасилась, чаинки раскрылись. Итак, ребята, в горячей воде чай заваривается и вода окрашивается в цвет заварки). Почему так произошло, в чем причина? Как вы думаете, ребята. Давайте потрогаем первый стакан (он холодный). Значит в нем - холодная вода. Осторожно прикоснитесь ко второму стакану. Вода в нем горячая. Значит в горячей воде чай заваривается, а в холодной – нет. Ребята, помните, горячей водой можно обжечься, поэтому нужно быть осторожными. Дома чай заваривают только взрослые.

Воспитатель: А теперь у меня для вас сюрприз:

Отойдите подальше на безопасное расстояние.(ЗАВАРИВАНИЕ ЧАЯ ЦВЕТКА).

-Как вы думаете, что это? Это, чай цветок. Китайский связанный чай — это бутон из листьев зеленого (реже другого — белого, красного, желтого) чая. В бутоны вплетается ароматный цветок, который и создает это потрясающее зрелище. Нужно всего лишь наблюдать, когда он раскрывается в бокале во время заварки: неприглядный шарик из сухой травы содержит внутри замечательный маленький спектакль. Цветы, скрытые в бутоне могут быть разные: лилия, хризантема, жасмин, пион и многие другие прекрасные растения. Чаще распускающийся чай изготавливается в форме шара, который является символом любви в Китае. Но бывает и в виде китайского фонарика, сердца, звездочки или дракона. Здесь все зависит от фантазии и настроения гениального мастера. Полезные свойства самого чая дополняют целебные особенности растений, вплетающихся в листья. Например, календула нормализует повышенное давление, жасмин тонизирует, а бессмертник спасает от многих болезней.
Воспитатель: Ребята, что же нового вы узнали о чае?

Где чай произрастает, какой чай? О чем мы сегодня говорили?

Ответы детей.
Ребята, вы сегодня проводили исследования чая как настоящие ученые. Молодцы. Наша лаборатория закрывается. До следующих интересных экспериментов и открытий.

Образовательная область : познание-формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Воспитательные задачи : воспитывать дружелюбие, толерантность; закреплять представления об источниках опасности в быту ( горячая вода) .

Развивающие задачи : развивать зрительные, тактильные, вкусовые, слуховые анализаторы у детей, умение сравнивать свойства по одному и нескольким признакам; развивать познавательный интерес, любознательность посредством создания проблемно-поисковых ситуаций; развивать умение делать выводы, умозаключения.

Обучающие : формировать элементарные знания об истории чая, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, разновидностях чая.

Методы и приемы.

Элементарные опыты, наблюдения, сюрпризный момент, беседа, проблемные вопросы, просмотр слайдов, напоминание.

Оснащение педагогического процесса.

Раздаточный материал : 3 прозрачных ёмкости : с соком, водой и чаем, 2 прозрачные ёмкости с горячей и холодной водой, ёмкость с крупнолистовым чаем, чайные ложечки , 2 емкости с ломтиками лимона и листьями мяты картонные полоски на каждого ребенка, лупы, гранулированный чай, пакетированный чай, крупнолистовой чай для проведения экспериментов

Демонстрационный материал : Разновидности чая : пакетированный, гранулированный, мелкий, средний, крупно-листовой; самовар, чайник для заваривания чая , чайная посуда , слайды об истории чая.

У детей сформируется познавательный интерес к производству чая, истории его возникновения; разовьются элементарные навыки следовательской деятельности; дети получат новые знания о выращивании чая, его свойствах.

Структура НОД -30 минут.

Ход занятия:

(Воспитатель в образе профессора) Встречает ребят у входа

-Здравствуйте, ребята! Я -профессор Всезнайка. Сегодня решил заглянуть к вам в гости и пригласить в чайную лабораторию.

Проходите, гости дорогие, присаживайтесь. Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем исследовать? (…) Правильно! Лаборатория называется чайная, поэтому и опыты мы будем проводить с чаем.

Но в моей лаборатории существуют правила поведения.

-Все опыты проводим только в специальных фартуках! (надеваем фартуки).(Во время одевания проговаривает,что не все опыты безопасны, можно обжечься, можно забрызгаться и т.д.)

Итак, юные ученые,вы готовы к экспериментам? Тогда вперед! Все наши выводы будем записывать в таблицу (показывает таблицу с маркером)

В моей лаборатории всего 5 комнат.

Проходим в первую.

(на столе приготовлены графины с жидкостями (вода, сок,чай))

Перед вами три прозрачных графина с какой-то жидкостью. Давайте попробуем угадать, что за жидкость находится в них? Жидкость можно сравнить по цвету, запаху и вкусу. Предлагаю определить по цвету.

- Как вы думаете, что в графине № 1. Да, ребята, вы правы это- вода.

-Переходим к графину №2. Предлагаю определить по цвету.

Да, ребята, оказывается только по одному цвету очень трудно определить содержимое графина.

- А теперь попробуйте определить эту жидкость по запаху?

-Как вы думаете, что это?

-Да правильно- это сок! Ребята, а из чего делают сок (Из фруктов и овощей)

- Ребята, а какие вы еще соки знаете?

-Молодцы ребята! А теперь давайте определим по : цвету, запаху, что за жидкость находится в графине №3.

-Совершенно верно- это чай!

Воспитатель предлагает попробовать жидкость из стакана и определить по вкусу.

Итак, какой вывод мы с вами можем сделать? (дети высказывают своё мнение)

Вывод-чай имеет цвет, имеет запах, имеет вкус! Записываем в нашу таблицу! (воспитатель рисует квадрат коричневого цвета и схематично изображает дым (запах)

Присаживайтесь на стульчики.

Кто из вас видел, как растет чай? (. ) Где растет чай? (. )В каких странах? (. )Сейчас мы с вами это узнаем. Поможет нам волшебный экран.

Демонстрируются слайды. Воспитатель ведет рассказ по ходу показа слайдов.

Сл. 2 3 4 5 6 7

Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Давно-давно китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев . Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай — это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Кто знает, что такое плантация? (ответы детей)

Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками. В Китае на родине чая, он ценился очень высоко.

Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Кто такой вельможа, как вы думаете? (Ответы детей, если затрудняются,подсказывает:вельможа-человек богатый, важный, который служил императору) .

Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний.

В Китае самый любимый напиток, это зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

Ребята, а вы любите пить чай? (Ответы детей) . Тогда вы, конечно, знаете в чем его заваривают. (В чайнике )

Приглашаю вас в комнату № 2

(Встают со стульчиков и подходят к столу)

(На столе приготовлены два прозрачных графина с водой. В одном графине-горячая вода, в другом-холодная. Также приготовлена емкость с крупнолистовым чаем, ложечка для размешивания)

Ребята, посмотрите! На столе табличка-ОПАСНО!Как вы думаете, что здесь может быть опасного? (Ответы детей) Внимательно рассмотрите предметы на столе. Острого ничего нет. Розеток тоже. (если дети догадались, сразу приступают к опыту, проговорив при этом вместе с воспитателем правила обращения с кипятком)

Давайте мы с вами аккуратно подойдем к столу, если здесь опасно, значит будем очень осторожными.

У меня на столе два прозрачных графина. В них налита вода. Давайте положим в них заварку из стаканчика с крупнолистовым чаем. (Дети бросают заварку в графина с водой) Что происходит в графине № 1 ? Давайте понаблюдаем. (Ничего не меняется) .

А в графине № 2 что произошло ? Вода окрасилась, чаинки раскрылись.

Почему так произошло, в чем причина? Как вы думаете, ребята. Давайте потрогаем первый графин (он холодный) . Значит в нем - холодная вода. Осторожно прикоснитесь ко второму. Вода в нем горячая. Значит в горячей воде чай заваривается, а в холодной – нет. Ребята, помните, горячей водой можно обжечься, поэтому нужно быть осторожными. Дома чай заваривают только взрослые.

Итак, вывод, ребята, какой? (заслушивает рассуждения детей) . В горячей воде чай заваривается и вода окрашивается в цвет заварки . Запишем в нашу таблицу! (воспитатель рисует стакан, из которого идет дым).

Сейчас немного отдохнём.

Дети садятся на стульчики

Англия. В этой стране очень часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без согревающего чая.

-утром во время завтрака;

- в обеденное время

Особенности заваривания чая в Англии состоят в следующем- сначала в чашку наливают молоко комнатной температуры, а затем уже горячий чай не долевая кипятка.

А сейчас я вас приглашаю в комнату № 3.

(На столе приготовлены полоски из картона, разделённые на три части: в первом квадрате- пакетированный чай, во втором- гранулированный, в третьем- крупнолистовой, лупы (по количеству детей))

Присаживайтесь за столы.

Ребята, мы с вами знаем, из чего делают сок. А кто знает, из чего делают чай? (из заварки)

У вас на столах –ящички (полоски) Посмотрите внимательно, что в них (Заварка). Подумайте, что же такое заварка? Из чего она сделана? Давайте рассмотрим первый ящик- какая заварка в нем находится? Посмотрите внимательно на содержимое ящичков под лупой, что же мы видим? (измельченный чай, почти порошок) . Такой чай называется пакетированный, потому что он в пакетиках.

Я предлагаю взять второй стаканчик и изучить чай в ней? Что вы видите, ребята? Да, это шарики или гранулы. Это гранулированный чай. Вы можете потрогать их, размять.

Что в третьем стаканчике (ответы детей)(Крупная, листиками) . Такой чай называется крупнолистовой.

Так из чего же все-таки сделан чай, ребята? Что напоминают вам эти частички? Наверное это измельченные сухие листья, да, ребята? Это и есть вывод из этого эксперимента. Запишем! (рисует лист)

Ребята,какой чай вы знаете?

(Дети отвечают с лимоном, мятой, ромашкой, липовый и т. д.)

Приглашаю вас в следующую экспериментальную комнату.

(На столе приготовлены 2 ёмкости-с лимоном и мятой,шпажки, стакан с чаем, салфетки)

Подойдите к столу и возьмите лимон, понюхайте, попробуйте его. А что это за травка лежит на второй тарелочке? Понюхайте ее и попробуйте. Правильно ребята – это мята.

А теперь попробуйте добавить мяту и лимон в чай. Что происходит с цветом чая? (слушает рассуждения детей)

Вывод: чай с лимоном меняет цвет и становится светлым. Как вы думаете почему? (Лимон кислый). Запишем! (рисует квадрат коричневого цвета, затем квадрат пустой).

Приглашаю вас на свои места.

(Садятся на стульчики)

В России в древности пили только травяные чаи и самым популярным чаем, был чай из кипрея, современное название этого растения иван- чай.

В России чай появился много лет назад. А было это так - монгольский правитель подарил чай русскому царю.

А вот так устраивали чаепитие в купеческих (богатых) домах

Самый популярный чай в нашей стране-краснодарский. Появился он благодаря одному рабочему Иову Антонович Кошману. Около дома он посадил 800 кустов чая. А это много или мало?

На этой плантации Кошман каждый год собирал зеленый лист и изготовлял чай, а потом продавал в городе.

Через 10 лет на выставке Кошман показал образцы готового русского чая. Чай получил высокую оценку. Он хорошо раскупался. Сначала из любопытства, затем из-за его высокого качества. Теперь он известен как Краснодарский.

Итак, ребята, давайте вспомним всё, что вы узнали в моей лаборатории. Поможет нам наша таблица (воспитатель с детьми подводит итоги опытов. Чай-это растение; заваривается только в горячей воде; заварка-это измельчённые листья;чай меняет цвет, если отпустить в него лимон, и запах, если добавить мяту)

А кто помнит, сколько комнат в моей лаборатории? (Ответы детей)

Нам с вами осталось заглянуть в последнюю, пятую, комнату в моей лаборатории. Это сладкая комната. Самое время отдохнуть. Милости прошу, мои юные исследователи!

Комната оформлена в русском народном стиле

(На столах- посередине-самовар на большом поносе, рядом с самоваром заварочный чайник, щипцы, кусачки; чашки с блюдцами, ложечки, по количеству детей,блюдца с угощениями (баранки, сахар кусковой, конфеты-подушечки), блюдца с кусочками лимона. Также для демонстрации-стакан с серебряным подстаканником, фарфоровое блюдце)

(Приглашает сесть за столы)

Здесь мы с вами узнаем как устраивали чаепитие в нашей стране. В России к чаепитию стол сервировали так.

Стол накрывали праздничной скатертью. В центр стола ставили самовар, заварник, сахарницу, угощение, лимон. Чай разливала хозяйка дома или старшая дочь, мужчины пили из стаканов с серебряными подстаканниками, а женщины из фарфоровой посуды (Показывает) .Сахар в чай не отпускали, а пили вприкуску. Давайте попробуем!

Для сахара на столе всегда было под рукой вот такое приспособление-щипцы, или кусачки. Как они работают, сейчас покажу (Показывает)

Во время чаепития принято было вести тихую беседу.

Ну что ж,ребята, пришла пора с вами прощаться! Чай-это уникальное средство! Из измельченных чаинок можно даже создать свой собственный мультфильм! Но это уже другая история. В следующий раз я обязательно вас приглашу в свою мультстудию, где мы с вами превратимся в настоящих волшебников! До скорых встреч!

В конце занятия ребята получают сладкие призы-баранки на веревке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид непосредственно-образовательной деятельности: подгрупповая.

Возраст: подготовительная к школе группа.

Образовательная область: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально – коммуникативное

- Создать условия для представления детей об истории чая, о его свойствах и разновидностях, пользе для человека.

Способствовать : развитию у детей зрительных, тактильных, вкусовых, слуховых анализаторов. Систематизировать накопленную информацию посредством логических операций ( сопоставление, обобщение, анализ, синтез)

Приобщать детей к культуре поведения за столом, к правилам этикета. Приобщать детей к правилам безопасности во время непосредственно- образовательной деятельности.

Методы и приемы.

Элементарные опыты, наблюдения, сюрпризный момент, беседа, проблемные вопросы, просмотр слайдов, напоминание.

Оснащение педагогического процесса.

Раздаточный материал: 3 графина: с соком, водой и чаем, по 3 тарелки с заваркой на каждого ребенка, чайные ложечки, ломтики лимона и листья мяты по количеству детей для проведения экспериментов.

Демонстрационный материал: Разновидности чая: пакетированный, гранулированный, мелкий, средний, крупно-листовой; самовар, два чайника для заваривания чая, чайная посуда, слайды об истории чая.

У детей сформируется познавательный интерес к производству чая, истории его возникновения; разовьются элементарные навыки следовательской деятельности; дети получат новые знания о выращивании чая, его свойствах.

Воспитатель : Ребята, сегодня утром я прочитала очень забавную и сложную загадку. Хотите я вам ее прочитаю?

Мой сердечный друг – приятель

В чайном тресте председатель

Все семейство вечерком

Угощает он чайком

Парень дюжий он и крепкий

Без труда глотает щепки

Хоть и ростом не велик,

А пыхтит, как паровик.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта загадка?

Воспитатель: А почему вы решили, что эта загадка про самовар? А может быть, она про чайник или кастрюлю? Докажите. Конечно, в загадке есть подсказки. Во - первых, сказано, что он угощает всех чайком. Значит, это либо чайник, либо самовар, либо чашка.

Мы так уже привыкли к чаепитию и самовару, что нам кажется, они существовали всегда. Но, оказывается, самовар на Руси появился сравнительно недавно – триста лет назад. Да и чая в далекие стародавние времена россияне не знали. Наши прадеды пили квас .При царе Петре 1 чай завоевал Россию. А вместе с чаем распространились и сосуды для нагревания воды – наши знаменитые самовары.

Воспитатель: Ребята, хотите мы с вами отправимся в лабораторию чайных открытий и познакомимся с историей возникновения чая, с чайными церемониями разных стран , узнаем, как правильно заваривать чай и накрывать чайный стол к приходу гостей?

Воспитатель: Вы любите проводить опыты и эксперименты?

Воспитатель: Сегодня открыта чайная лаборатория.

Каждому человеку необходимо выпивать в день до 2х литров жидкости. Перед вами три прозрачных графина с какой-то жидкостью. Давайте попробуем угадать, что за жидкость находится в них? Жидкость можно сравнить по цвету, запаху и вкусу. Предлагаю определить по цвету.

- Как вы думаете, что в графине № 1.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы это- вода.

-Переходим к графину №2. Предлагаю определить по цвету.

Да, ребята, оказывается только по одному цвету очень трудно определить содержимое графина.

- А теперь попробуйте определить эту жидкость по запаху?

-Как вы думаете, что это?

Воспитатель: -Да правильно - это сок! Ребята, а из чего делают сок (Из фруктов и овощей)

- Ребята, а какие вы еще соки знаете?

Воспитатель; -Молодцы ребята! А теперь давайте определим по: цвету, запаху, что за жидкость находится в графине №3.

Воспитатель: -Совершенно верно- это чай!

Предлагаю попробовать жидкость из закрытых стаканчиков детям и определить по вкусу.

Ребята, мы с вами знаем, из чего делают сок. А кто знает, из чего делают чай?

Дети: Из заварки

Воспитатель: У вас на столах – тарелки. Посмотрите внимательно, что в тарелках? (Заварка) Подумайте, что же такое заварка? Из чего она сделана? Давайте рассмотрим первую тарелку, какая заварка в ней находится? Посмотрите внимательно на содержимое тарелок под лупой, что же мы видим? (измельченный чай, почти порошок). Такой чай называется пакетированный, потому что он в пакетиках.

Я предлагаю взять вторую тарелку и изучить чай в ней? Что вы видите, ребята? Да, это шарики или гранулы. Это гранулированный чай. Вы можете потрогать их, размять.

Что в третьей тарелке (ответы детей) (Крупная, листиками). Такой чай называется крупнолистовой.

- Так из чего же все-таки сделан чай, ребята. Что напоминают вам эти частички? Наверное это измельченные сухие листья, да, ребята?

- Кто из вас видел, как растет чай? Где растет чай? В каких странах? Ребята как же нам узнать ответы на эти вопросы? Где можно получить информацию предложите пожалуйста. (почитать книжки, посмотреть в Интернете, посмотреть фильм, фотографии, слайды, и др.) А я предлагаю вам посмотреть слайды.

(ребята садятся на стулья)

Демонстрируются слайды. Воспитатель ведет рассказ по ходу показа слайдов.

- Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками. В Китае на родине чая, его начали разводить 2, 5 тыс. лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во

дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае самый любимый напиток, это зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

Ребята, а какие пословицы вы знаете о чае?

Выпей чайку- забудешь тоску.

Чай пьешь- до ста лет проживешь.

Чай не пьешь, откуда силу возьмешь?

Чай не пить, так на свете не жить.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд. ( Шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот ( Руки на поясе, повороты вправо и влево)

Я чай кипячу, клокочу и кричу, (Хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами чай пить хочу! ( Прыжки на месте)

Ребята, а вы любите пить чай?

. Тогда вы, конечно, знаете в чем его заваривают.

(Встают со стульев и подходят к столу)

Воспитатель: У меня на столе два чайника - зеленый и фиолетовый. В них налита вода. Давайте положим в них заварку из стаканчика с крупнолистовым чаем. (Дети бросают заварку в зеленый чайник и фиолетовый) Что происходит в зеленом чайнике? Давайте понаблюдаем. (Ничего не меняется) .

А в фиолетовом чайнике что произошло? (Вода окрасилась, чаинки раскрылись. Итак, ребята, в горячей воде чай заваривается и вода окрашивается в цвет заварки). Почему так произошло, в чем причина? Как вы думаете, ребята. Давайте потрогаем зеленый чайник (он холодный). Значит в нем - холодная вода. Осторожно прикоснитесь к фиолетовому чайнику. Вода в нем горячая. Значит в горячей воде чай заваривается, а в холодной – нет. Ребята, помните, горячей водой можно обжечься, поэтому нужно быть осторожными. Дома чай заваривают только взрослые.

А в какой еще стране люди очень любят пить чай и проводить чайный церемонии?

-утром во время завтрака;

- в обеденное время за ланчем;

Особенности заваривания чая в Англии состоят в следующем- сначала в чашку наливают молоко комнатной температуры, а затем уже горячий чай не доливая кипятка.

Воспитатель: Ребята, какой чай вы знаете?

Дети: с лимоном, мятой, ромашкой, липовый

Воспитатель: Подойдите за стол и возьмите лимон, понюхайте, попробуйте его. А что это за травка лежит на второй тарелочке? Понюхайте ее и попробуйте.

Воспитатель: Правильно ребята – это мята.

А теперь попробуйте добавить мяту и лимон в чай. Что происходит с цветом чая?

Дети: Меняется цвет чая.

Воспитатель: Правильно чай с лимоном меняет цвет и становится светлым. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что лимон кислый.

(Садятся на стульчики)

В России в древности пили только травяные чаи и самым популярным чаем, был чай из кипрея, современное название этого растения иван- чай.

В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах:

История краснодарского чая начинается с 1901. В этом же году рабочий удельного имения Иов Антонович Кошман посадил на небольшой площади чайную плантацию из 800 кустов.

На этой плантации Кошман ежегодно собирал зеленый лист и изготовлял до 50 кг чая, который продавал в городе. Через 10 лет на Сочинской сельскохозяйственной выставке Кошман демонстрировал образцы готового русского чая из Солох-аула. Чай получил высокую оценку. Спустя несколько лет Кошман занял постоянное место на сочинском рынке, где продавал продукцию собственного изготовления. Она хорошо раскупалась. Сначала из любопытства, затем из-за его высокого качества. Местный чай был дешевле и не хуже импортного. Этот факт был признан купцами, которые положили начало производству чая.

Теперь он известен как Краснодарский, хотя практически все чайные плантации находятся на территории Сочи.

Ребята подойдите к моему столу. В России к чаепитию стол сервировали так.

Стол накрывали праздничной скатертью. В центр стола ставили самовар, заварник, сахарницу, угощение, лимон. Чай разливала хозяйка дома или старшая дочь, мужчины пили из стаканов с серебряными подстаканниками, а женщины из фарфоровой посуды. Сахар в чай не клали, а пили в прикуску.

Вы уже много узнали о чае, чайных церемониях, и я предлагаю всем вместе накрыть стол к чаю. Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть. В центр стола ставим самовар, бумажные салфетки, сахарницу, заварник, угощения, лимон. Чайную ложечку кладем справа, выпуклой стороной вниз. Салфетку кладем слева от блюдца с чашкой.

Давайте вспомним вместе основные правила поведения за столом во время чаепития?

Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская ее в свою чашку.

Размешав сахар своей ложкой, выньте ее и положите на блюдце.

Для лимона кладется специальная вилочка.

Печенье, конфеты, пирожки берут из вазы или блюдца рукой.

За столом не следует делать замечания другим.

Все время, пока гости сидят за столом, хозяева должны быть приветливыми, следить, чтобы у гостей было все необходимое.

После чаепития губы промокните бумажной салфеткой.

Вот стол и накрыт.

Чай горячий, ароматный,

И на вкус такой приятный,

От недуга исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы свежие дает,

И гостей за стол зовет!

Оформляют стаканы и раздают чай гостям)

Наша лаборатория закрывается. До следующих интересных экспериментов и открытий. О чем мы сегодня говорили? О каких странах шла речь? Что вы нового узнали?

Читайте также: