Конспект культура и культ киевской руси

Обновлено: 08.07.2024

Культура Древней Руси вобрала в себя традиции восточных славян и достижения византийской культуры, соединила язычество и христианство.

Славянская письменность была создана монахами-просветителями, первые школы на Руси готовили именно священнослужителей, но люди долгое время продолжали верить и в языческих богов. Поэтому многие христианские праздники обрели собственные уникальные традиции празднования, а в народном творчестве переплелись мифологические и христианские мотивы.

Образование Древнерусского государства

В 882 году новгородский князь Олег выступил на Киев и хитростью захватил его. Притворившись купцом, он убил Аскольда и Дира, князей Киева и своих родственников. Так Олег объединил север и юг Руси, Новгород и Киев.

Формирование культуры

Благодаря своему географическому положению Киевская Русь испытывала влияние разных стран Запада и Востока. Особенно тесными были культурные контакты с Византией, на тот момент наиболее развитой и просвещенной цивилизацией.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Связь Византии и Руси усилилась после принятия славянами христианства. Но важно учитывать, что проникновение византийской культуры не было насильственным, ее традиции и достижения творчески перерабатывались славянами и вплетались в местные языческие культы, обретая национальное своеобразие.

Письменность, просвещение

Создание азбуки

Славянская письменность была создана в середине IX века греками братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Они разработали славянскую азбуку и начали перевод Библии. Один из диалектов древнеболгарского языка стал официальным языком богослужений и славянской литературы.

Глаголица, кириллица

Филологи считают, что Кирилл создал именно глаголицу.

Позже один из последователей Мефодия составил другой алфавит, которым мы пользуемся сейчас, и спустя какое-то время именно этот алфавит стали называть кириллицей.

Литература

Азбука, письменность, книга стали для славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали внимания книжников. Фольклорные лирические песни существовали издревле, но их не записывали.

Авторы

Древнерусские книжники редко указывали на рукописях свое имя. Они считали себя лишь исполнителями божественной воли, излагающими события с чьих-то слов или переписывающими чужие мудрые мысли. Как правило, авторы упоминали свои имена, только чтобы придать повествованию достоверность: например, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого.

Сначала христианские тексты просто переводили, формирование собственной литературной традиции происходило очень медленно. При переписывании тексты перерабатывали: исключали или вставляли какие-то фразы или эпизоды, иногда идеи и оценки первоначального автора заменяли на противоположные. Варианты одного произведения, существенно отличающиеся друг от друга, исследователи называют списками или редакциями.

Произведения

Лишь немногие летописи сохранились до нашего времени. Известно, например, что в 1382 году в Москве сгорели тысячи книг, привезенных из монастырей.

Таким образом историю славян и Руси Нестор вписал в историю всемирную, где славяне заняли свое место среди прочих народностей. В характеристиках князей и описании их походов заметно влияние дружинных песен, прославлявших героев.

Архитектура

Деревянное строительство

Каменное зодчество пришло на Русь только в конце X века, до этого храмы строили из дерева. Их формы нашли отражение в более поздних образцах каменной церковной архитектуры, некоторые храмы были перестроены в камне без существенных изменений. Ни одной деревянной церкви того периода до нашего времени не сохранилось.

Каменное зодчество

Крестово-купольную композицию храмов на Русь принесли византийские мастера. Над зданием сооружали центральный купол, вокруг которого возводили меньшие купола. Центральный купол поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре столба.

Здание имело форму креста, перекрестье которого приходилось на подкупольное пространство. Восточная стена, где располагался алтарь, выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Притвор, нартекс, был расположен с западной стороны.

Самый старый из сохранившихся в своем первоначальном облике древнерусских храмов находится в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию князя Мстислава Владимировича в середине XI века. Одна из особенностей Спасо-Преображенского собора — тройные аркады в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами.

В конце 30-х — начале 50-х годов XI века по указанию великого князя киевского был возведен самый знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии. Огромный пятинефный собор имел тринадцать куполов, но позже его перестроили, и куполов стало меньше. Главный купол внутри и алтарь украшены мозаиками.

Живопись

Мозаика, фрески

Монументальная живопись в Киевской Руси появилась во времена расцвета, при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром. Сложенная из смальты, маленьких кусочков окрашенного стекла, мозаика менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет яркости цветов. В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке — фресками.

Иконопись

Иконы писали на досках: дерево было доступным и дешевым материалом. Его покрывали левкасом, меловым грунтом, затем наносили красочный слой. Сверху икону покрывали олифой, чтобы защитить от повреждений и влаги.

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславовиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза Святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия — копье, а в левой — меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти.

Фольклор

Термин ввел в научный обиход английский историк Вильям Томс в 1846 году.

Заучивать текст со слуха гораздо трудней, чем с помощью записей. Чтобы запомнить, а потом пересказать или спеть какое-то произведение, народ выработал специальные подсказки. Эти отшлифованные веками художественные приемы создали особый стиль, который отличает фольклор от литературных текстов.

Встречаются и другие самые разнообразные повторы: повторяются не только слова и фразы, но и целые эпизоды. На троекратном повторении одинаковых ситуаций строятся и былины, и сказки, и песни. Другая распространенная композиция — эпизод повторяется дважды, но с существенным изменением, нередко даже с противоположным смыслом.

Обрядовая поэзия

Святки

Календарные обряды призваны были обеспечить урожайный год. Зимой, на Святки, ряженые исполняли для соседей ритуальные песни, называемые колядки. Ряженые изображали пpихoд душ умерших предков, которых традиционно поминали на Святки. Эти души играли роль посредников при общении человека с потусторонним миром и помогали своим живым родственникам обеспечить богатство и благополучие на год.

Пожилым и молодым людям пели разные песни: первым желали в основном богатства, вторым — красоты, скорейшего брака, рождения детей. За исполнение любого обряда участникам полагалась награда. Колядникам, как правило, выносили что-нибудь с праздничного стола или давали немного денег. Если этого не делали, ряженые пели песни с угрозами. Проклятия, как и благопожелания, воспринимались почти буквально, поэтому обидеть колядников боялись и крайне редко им отказывали.

Масленица

Второй за Святками большой праздник, во время которого также пелись песни — Масленица. Из соломы делали чучело, которое наряжали, провозили по селу, а затем сжигали или хоронили — разрывали на части на высоком месте за пределами деревни, при этом плача и причитая. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями.

В обрядовых песнях, призывающих весну, упоминаются сельскохозяйственные орудия. Существуют и песни-заклички, обращенные к жаворонкам и другим птицам, в этих песнях содержится призыв прилететь и принести весну. Пекли птиц из теста, с этой выпечкой выходили на улицу, иногда залезали на крыши домов и оттуда закликали весну, а затем печенье съедали.

Пасха

Мифологические сказания

Собственно мифов, историй о сотворении мира и возникновении человека, не сохранилось. Славянскую мифологию ученые смогли восстановить лишь фрагментарно, исследуя сказки, народные песни, заговоры, суеверия и приметы. Точно выяснено, что славяне верили в Перуна, Велеса и Сварога, насчет остальных богов есть сомнения, поскольку их названия на разных славянских диалектах могли быть не именами собственными, а, например, эпитетами уже известных божеств.

Больше информации сохранилось о низших мифологических существах: Бабе-Яге, Кощее, различной неантропоморфной нечисти. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т. е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц Месяцович, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. В лесу живут лешие, в воде — русалки, дома берегут домовые и т. д.

Былинный эпос

Былины — народные эпические песни. В них воспеваются богатыри, которые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляются в загробный мир или иным способом проявляют героизм.

Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев:

  1. Киевский цикл. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче, Дунае и т. д. Даже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует.
  2. Новгородский цикл. Его герои — Садко и Василий Буслаевич — родились и жили в Новгороде.

Одежда и украшения

Основной одеждой славян была рубаха. Мужчины надевали под нее порты, узкие штаны, а женщины носили поверх рубахи юбку.

Верхняя одежда — свита или плащ. В холодное время носили меховые шубы, называвшиеся кожухи.

Обычной крестьянской обувью были лапти из лыка. Кожаные сапоги или поршни носили горожане и знать.

Женщины Древней Руси носили литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты, бусы из цветного стекла, драгоценных и полудрагоценных камней, золота. К бусам крепились круглые или лунообразные подвески, так называемые лунницы. Но самыми популярными украшениями были литые височные кольца из серебра. Они вплетались в женскую прическу.

Излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых ученых, являлось хазарским наследием. Таким способом изображали фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ.

Чернь — сложный сплав свинца, меди, серебра и других составляющих. Ее наносили на металл с заранее выгравированным рисунком, после чего нагревали, и чернь сплавлялась с основой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Культура Киевской Руси в X – XII веках.

Цель урока: Познакомиться с уровнем развития культуры Древней Руси, дать характеристику различным её отраслям в сравнении с культурой Западной Европы; выделить главные особенности древнерусской культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия. Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика).

Метапредметные: Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе. Преобразовывать текст в таблицу.

Личностные: Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Формирование уважительного отношения к культурному наследию предшествующих эпох.

Основные вопросы:

1) Важнейшие черты стран Европы в IX – XII веках

2) Особенности культуры Руси

3) Письменность и грамотность

5) Устное народное творчество

7) Художественное ремесло.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Основные понятия и термины: Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении; Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам); Жития – сочинение о жизни святых; Миниатюра – росписи древних книг, выполненных вручную; Граффити – надписи на стенах храмов; Фреска – техника живописи красками по сырой штукатурке; Икона – в христианской церкви изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых. Домашнее задание: § 10.

Учебная деятельность

Формирование УУД

Мотивация: Беседа (5 минут)

Постановка темы урока, учебной проблемы и целей урока. Сформулировать и поставить цели урока.

Вопросы: 1) Что такое культура? Почему важно изучать культуру народа? 2) культуру каких эпох вы изучали раньше? 3) Что вы знаете о истории культуры Древней Руси?

Задание: Сформулировать тему урока и вопросы какие нужно рассмотреть на уроке.

О чём пойдёт речь на нашем уроке? Какие вопросы нужно изучить, чтобы наиболее полно описать культуру и жизнь людей той или иной эпохи?

Мы уже знаем, что в X веке у Восточных славян сформировалась и государственность и древнерусская народность. Вместе с этим начала формироваться самобытная, отличная от других, древнерусская культура. На уроке мы познакомимся с русской культурой данного периода и сделаем вывод – что оказало наибольшее влияние на древнерусскую культуру – язычество или христианство?

Записать тему урока, работа с понятиями.

Предметные УУД – сравнивать простые однородные исторические факты истории Средних веков и истории древней Руси, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам.

Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга.

Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную деятельность, подготовку к изучению нового материала.

В IX – XII веках в Европе сложилось три самостоятельных культурных центра: империя Франков (период правления Карла Великого), Византийская империя и Киевская Руси.

Вопросы : 1) Как вы думаете, с каким культурным центром была большая связь и почему? 2) Культурное развитие какого государства было более высоким и почему? 3) В варварских государствах Западной Европы ценили античную культуру Древнего Рима и греческую культуру? Как к античной культуре относились в Византии?

Во время правления Карла Великого в западной Европе начинается Каролингское Возрождение, и вновь просыпается интерес к античной культуре, но после смерти карла Великого началась усобица, которая привела к расколу государства и про культуру забыли на целое столетие. Лишь в XI веке начинается новый культурный подъём.

Предметные УУД – сравнивать исторические факты, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам, применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для решения исторических задач.

Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения.

Работа над новым материалом

Письменность и литература.

Зодчество и изобразительно искусство.

Художественное ремесло и быт древней Руси.

[ 3 слайд]. Задание: Какой вывод можно сделать на основе переписки Анны Ярославны (выданной замуж за французского короля Генриха I ) с отцом Ярославом Мудрым?

1) Что вам известно о возникновении письменности на Руси? С именами каких исторических деятелей это событие связано?

2) Подумайте, как возникновение государства повлияло на создание азбуки у восточных славян? Почему письменность была необходима жителям Киевской Руси?

[ 4 слайд]. Задание: Прослушайте фрагменты текстов берестяных грамот, найденных в Новгороде в 1951 г. И скажите, какой важный вывод о распространении грамотности на Руси сделали учёные, используя данные находки:

С X века азбука претерпела значительные изменения, некоторые буквы, которые оказались ненужными для передачи звуков современной речи исчезли.

Оформление книги представляло собой целое искусство. В любом месте рукописи могла располагаться миниатюра. Это настоящая маленькая картина. В начале текста помещали заглавную букву крупного размера – это инициал или буквица. Их выделяли красной краской, золотом, иногда несколькими цветами одновременно. Переплётом для книги служили деревянные доски-крышки. Они обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивали рисунок. Скреплялись книги медными или серебряными застёжками. Книгу украшали позолотой и драгоценными камнями.

[7 слайд] Об истории создания Повести временных лет можно прочесть в учебнике пункт 4, стр. 87. Вопрос: О каких литературных произведениях Киевской Руси нам ещё известно? [8,9 слайды]

Справедливо ли это мнение в наше время?

[10 слайд]. Принятие Русью христианства способствовало подъёму русской архитектуры. Это влияние сказалось на выборе типа храмовых зданий – крестово-купольного храма.

Объяснить на примере храма Святой Софии в Киеве [слайд 11]. Несмотря на общие каноны можно отметить существенные различия в архитектурных сооружениях княжеств.

Просмотр слайдов с небольшими комментариями [слайды: 12,13,14,15].

Живопись [слайд 16]. Развитие древнерусской живописи неразрывно связано с интенсивным каменным строительством.

Вопрос: Как вы думаете, почему в живописи того периода отражены преимущественно библейские сюжеты? Просмотр слайдов презентации с пояснениями учителя [слайды 17,18,19,20,21].

Художественное ремесло в Древней Руси достигло высокого уровня как в области практической – оружие, утварь, предметы быта, так и церковными украшениями, ювелирными изделиями.

Задание чтение текста учебника (пункт 7, стр. 90) и просмотр слайдов [слайды 22,23].

Предметные УУД - формирование умений анализировать исторический документ, применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия темы.

Метапредметные УУД –определять причинно-следственные связи событий и процессов, принимать участие в дискуссии, формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие с заданием.

Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения.

Первичное закрепление материала. Этап применения знаний и умений.

Вопросы по теме урока: Какое влияние оказало принятие христианства на развитие письменности на Руси? Памятники архитектуры каких княжеств вам больше всего понравились? Какое влияние на развитие архитектуры, живописи оказало принятие Русью христианства?

Подвести к формированию вывода : На развитие и формирования культуры этого периода оказали большое влияние традиции языческой жизни Восточных славян. А с принятием христианства ведущая роль стала принадлежать греческой культуре. Кроме того, в русской культуре сосуществовали довольно долго местные традиции разных регионов Руси.

Метапредметные УУД – формирование умений анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые в ходе работы с историческим материалом.

Личностные УУД – обрести мотивацию для дальнейшего изучения исторического материала.

Вопросы: Что такое культурное наследие? Как следует относиться к памятникам прошлого? Какие из памятников истории древней Руси вам запомнились больше всего и почему?

Какие вопросы темы урока вами остались непонятными?

Предметные УУД – Оценивать памятники культурного наследия. Метапредметные УУД – выражать собственное отношение, описывать чувства, оценивать результаты своей учебной деятельности.

Личностные УУД – обрести мотивацию для дальнейшего изучения исторического материала.

Представленная разработка на тему "Культура Древней Руси" с презентацией, рекомендуется для проведения урока истории в 6 классе.

Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси.

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_kulturoa_drevney_rusi.doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Древнерусское государство

Культура Древней Руси.

ФИО: Морозова Елена Анатольевна

Место работы: МБОУ Верхнеобливская ООШ

Должность: учитель истории и обществознания

Тип урока: комбинированный (90 мин)

Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.

Оборудоваие и УМК : учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.

Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси. (слайд № 2)

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

План урока: (слайд №3)

  1. Главные особенности русской культуры в изучаемый период.
  2. Устное народное творчество.
  3. Письменность и грамотность. Литература.
  4. Зодчество.
  5. Изобразительное искусство.
  6. Художественное ремесло.
  7. Быт и повседневность.
  8. Военное дело.
  9. Жилище.
  10. Одежда.

Основные понятия: культура, миниатюра, патриотизм, житие, летопись, проповедь, фольклор, былины, фреска, икона, образ жизни, слобода, хоромы.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Иларион.

  1. Изучение нового материала.
  1. Запись в тетрадях:

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Учитель сообщает: Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради:

  1. Культура восточного славянства – традиции язычества;
  2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;
  3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.

Беседа с учащимися по вопросам:

Предполагаемые ответы учащихся

Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

Что еще повлияло на развитие русской культуры на данном этапе?

На развитие русской культуры повлияло также то, что она впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов – угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

Как повлияло на развитие культуры Руси принятие ею христианства от Византии?

Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги.

Запись в тетрадях:

Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Учитель сообщает : Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой- богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках. Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула-Селянинович.

  1. Письменность и грамотность. Литература. (Слайд № 7-11).

Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже-письмом и счетом.

Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.

Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).

Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко – в мозаиках и фресках.

Запись в тетрадях:

Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины- величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.

Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась дружина. Постепенно города стали торговыми и ремесленными центрами. На торгах можно было купить и продать – кувшины, черпаки, чаши, украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали, песцовые, собольи и куньи меха, оружие, пряности.

Города были центрами культурной и религиозной жизни. Здесь сооружались храмы, монастыри, организовывались школы.

  1. Какими правами обладал глава большой семьи?
  2. Как воспитывались деть в крестьянских семьях?
  3. Что продавали на торгах и кто этим занимался?
  4. Чем занимались простые горожане?
  5. Назовите развлечения и забавы богатых людей.

Учитель сообщает: Княжеские дружинники считались профессиональными воинами. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Защитными средствами были – шишаки- остроконечные шлемы, щит, броня, кольчуга.

Народное ополчение создавалось на время больших военных походов. Вои-члены народного ополчения были вооружены луками, колчанами со стрелами, ножами, копьями, боевыми топорами.

Учитель сообщает: Князья и бояре жили в хоромах, куда входили- терем (высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы-повалуши, летние спальни – клети), гридница (большая парадная горница). Рядом с хоромами находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница, кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши, баня.

Зажиточные горожане жили в срубах, чаще двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым.

Ремесленники жили на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е. жилища, пол, которых был ниже уровня почвы).

- Образ жизни, хоромы, изба, сени, гридница, слобода, полуземлянка.

Учитель сообщает: Все жители Руси одевались одинаково. Мужчины носили рубаху и порты-неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки, зипун-кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами, кожух- зимняя шуба, онучи, лапти.

Богатые люди могли позволить себе епанчи- широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями, кожаные сапоги.

Женщины носили длинные холщевые рубашки, поневу – домотканую шерстяную юбку. Позже появились длинные, широкие платья. Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями, серьгами, браслетами.

Культура Древнерусского государства формировалась под влиянием внешних экономических связей, военных действий, христианизации в Х веке. Основным фактором развития культуры Руси были связи с Византией – могущественной империей, главным экономическим и политическим партнером.

Развитие письменности

  • Глаголица – первый алфавит ранних славян, использованный для перевода текстов для богослужений, создан в IX веке. Территория создания – Древняя Русь, Хорватия, Болгария. Древнейшая запись при помощи глаголического письма датируется 893 годом – найдена в церкви царя Симеона в болгарском городе Преславе.

Глаголическое письмо

Глаголическое письмо

  • Кириллица – еще один древний вариант письменности, который существенно отличается от глаголицы. Этот алфавит стал базой более чем для 100 языков, включая белорусский, украинский, русский, сербский, болгарский и другие славянские языки.

Создателем кириллицы традиционно считают Кирилла (он же создатель глаголицы), но это мнение не находит прямого подтверждения в источниках. Более вероятная версия: автор кириллицы – ученик Кирилла, Климент Охридский, что подтверждает житие этого святого. Говорится, что новая (кириллическая) письменность была создана после Кирилла и Мефодия. Дополнительное подтверждение более позднего периода создания кириллицы – при повторном использовании пергамента с него соскабливали старый текст – не встречается случаев, когда соскабливалась кириллица, она всегда идет вторым слоем.

Основной толчок к развитию письменности дало принятие христианства Древнерусским государством во время правления Владимира Великого. Богослужебные книги массово переписывались монахами с латинского и греческого языков.

Грамоте обучали при церквях, при Ярославе Мудром активно открывали библиотеки, мастерские для переписывания книг при монастырях. Владимир Великий положил начало практике открытия школ – изначально, это были учебные заведения для детей бояр, знатных лиц.

Основными целями активного использования письменности были:

  • Необходимость в получении богослужебной литературы;
  • Летописание

Развитие литературы

Археологи обнаруживали берестяные грамоты, которые говорят об активном использовании письменности. Места находок: Новгород, Псков, Полоцк.

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты

Оригинальные литературные памятники:

Жития – жизнеописания святых, пример оригинальных литературных источников времен Древнерусского государства.

Изложения историй о паломничествах на святые земли. Первое известное произведение датировано началом XII века. Основные цели паломничеств – Константинополь и Афон. Кроме литературной ценности, эти описания представляют историческую ценность. Например, Антоний изложил уникальные данные о реликвиях, которые до нашествия крестоносцев хранились в Константинополе (Царьграде).

Средние века в Западной Европе – время создания рыцарских романов. Своеобразный аналог по сути, но не по форме – былины и воинские повести. Повествование не документальное, а художественное, со свойственной времени стилистикой.

Неоригинальные памятники литературы

Первые известные книги: Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс. Книги писали на пергаменте.

Пергамент – ценный материал для книгописания, созданный из недубленой кожи животных. Для получения пергамента подходила не любая кожа, ее нужно было немало, поэтому стоимость книги была такой, что позволить себе эту роскошь мог только очень богатый и знатный человек.

Летописный свод рассказывает о древнейшей истории, расселении ранних славян, развитии и становлении Руси, особое внимание удаляется крещению Руси.

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого.

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений.

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше.

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец.

Архитектура и монументальное зодчество

В языческие времена развитие архитектуры базировалось на применении наиболее распространенных материалов, которые можно было найти. Для большей части территории Руси – это дерево. Ранние славяне строили наземные и подземные дома, полуземлянки.

До принятия христианства знать строила крепости, терема тоже из дерева. Но с принятием христианства на территорию государства пришло монументальное каменное зодчество в характерном византийском стиле. Известно, что наиболее ранние христианские храмы были деревянными, они не сохранились до наших дней.

Первая каменная церковь – Десятинная, располагалась в Киеве, построена приблизительно в 989-996 гг. За время функционирования пережил ремонт и перестройку. Есть гипотеза, что храм был частично разрушен в следствие землетрясения. Во время захвата Киева татаро-монголами церковь была полностью разрушена.

Уникальный архитектурный памятник – Софиевская церковь, построена в первой половине XI века, во время княжества Ярослава Мудрого. Храм перенес перестройки в XVII-XVIII веках, но сохранил изначальный облик. На данный момент, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также: