Государственные марийские крестьяне конспект

Обновлено: 07.07.2024

В XIX в. марийцы относились к категории казенных крестьян. Как и другие соседние "крестьянские народы", они находились в прямой зависимости от царской власти: платили русскому царю, как собственнику государственных земель, на которых проживали, рас­тущие денежные подати и выполняли многочисленные казенные по­винности. Непосредственно на местах царскую волю исполняли мно­гочисленные чиновники, которые жили в уездных и губернских го­родах и стремились воспользоваться каждым удобным случаем, что­бы поживиться за счет крестьян.

За владение землей каждая марийская община обязана была вно­сить в казну необходимые денежные платежи. Деньги собирали с каждого дворохозяина. Размеры ежегодных сборов зависели от иму­щественной состоятельности, но были так тяжелы, что немало ма­рийских дворов разорялось, в особенности начиная с середины века. Нередко деревенские богатеи, уплатив деньги за бедняков, заставляли их отрабатывать в своем хозяйстве. Основная масса общинников всё же сохраняла свою хозяйственную самостоятельность, но едва могла сводить концы с концами. Почти все заработанное тяжелым физическим трудом приходилось отдавать чиновникам.

Существовали и другие виды казенных натуральных повиннос­тей. Марийцев заставляли содержать в исправности дороги и мосты; своевременно предоставлять подводы и самим перевозить казенные грузы, чиновников, рекрутов, арестантов, заставляли участвовать в постройке казенных зданий, запасных хлебных магазинов (они име­лись в каждой деревне на случай неурожая), помещений волостного правления и прочее. Приходилось отрываться на несение караульной службы при казачьих пикетах, участвовать в тушении пожаров. По­винностей было много, и все очень обременительны. Ведь нередко приходилось выполнять их в самую страдную пору, когда каждый час дорог. Перенести или временно освободиться от этих тягот мож­но было лишь за взятки.

Тяжелой оставалась рекрутская повинность. Ежегодно десятки и сотни марийских парней забирались в царскую армию. Рекрутов кре­стьянские семьи давали по очередности, по заранее составленному списку. При отдаче конкретного юноши в армию многое зависело и от решения общинного схода, рекрутского старосты, волостного го­ловы и волостного писаря. Было правилом, что холостые должны идти вперед женатых, что из одной семьи нельзя забирать подряд нескольких, что единственный подросток, будущий кормилец и глава семьи, не должен идти в армию. От армии освобождались и "лашманы", занятые на тяжелых корабельных работах. На деле, нередко путем подкупа, зажиточные деревенские богатеи и многочисленные "семьянистые" дворохозяева вместо своих сыновей зачисляли в рекрутс­кий набор юношей из малочисленных и обедневших семей. Потеря кормильца и трудоспособного члена семьи была очень ощутимой и сказывалась на семьях. Ведь служили на первых порах бессрочно, и домой редко кто возвращался. С введением 25-летнего срока служ­бы, а затем 6-летнего (с 1874 г.) основная масса бывших солдат воз­вращалась домой, наделялась частью общинной земли, вела свое хозяйство. Часть грамотных отставных солдат и нижних воинских чи­нов (некоторые марийцы дослуживались до звания унтер-офицера), в особенности во второй половине XIX в., обучала крестьянских детей в школах. Примечательно, что марийские воины, солдаты и матросы, показали замечательные образцы мужества и героизма в Отечественной войне 1812 года, заграничных походах русской армии 1813 - 1814 гг., кавказской, крымской войне 1853 - 1856 гг. и оборо­не Севастополя, в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. и других сражениях. Многие из них были отмечены наградами: имели медали и другие знаки отличия. В 1854 - 1855 гг. за проявленный героизм серебряной медалью на георги­евской ленте "За защиту Севастополя"' были награж­дены уроженцы Козьмодемьянекого уезда унтер-офицер Е.И. Иванов из д. Нуженал, рядовые И.И. Ильин из д. Малые Паратмары, С. Романов из с. Емелево, Н.Е. Ефимов из д. Цыганово, Т. Заха­ров из околотка Верашангер и другие.

Тяжесть денежных налогов и повинностей усугублялась и тем, что марийская деревня, находясь в глубинке, вне контроля, была от­дана тем самым на разграбление царским чиновникам. В 1817 г. марийцы Казанской губернии, совместно с чувашами, подали через своих ходоков прошение царю. В нем содержалось 10930 жалоб. Марийцы жаловались на произвол, поборы, взятки, истязания и "бес­конечные лихоимства", творимые над ними чиновниками всех ран­гов. Во всех уездах свирепствовали "главные начальники уездов" - капитан-исправники. Через волостных глав и писарей они под угро­зой жестоких наказаний собирали с крестьян деньги на "свои нуж­ды". Громадные взятки взимались при отправке рекрутов. Утвержде­ние исправником каждого волостного головы и писаря сопровожда­лось взяткой в 400 руб. с каждого. Собственно волостные власти (го­лова и писарь) сами наживались, устраивая в свою пользу незакон­ные денежные поборы. У марийцев даже сложилась поговорка: "Чего бога бояться, ведь бог не писарь!" Не отставали от них и деревенские разорители - коштаны. Судебные разбирательства нередко приводи­ли и истца и ответчика к разорению - мздоимство судей не знало границ. Казенные лесничие ("форшмейстеры") по самым мелким придиркам не допускали крестьян рубить лес на свои нужды. Лишь отдав требуемые "подарки", можно было рассчитывать на стройматериалы и дрова. На народных бедах наживались и русские приходс­кие священники. Перечень жалоб был настолько впечатляющ, что царь направил для расследования в Казанскую губернию специаль­ную Сенатскую комиссию. Однако ни эта правительственная комиссия, ни другие сенатские ревизии не могли искоренить взяток и злоупотреблений чиновников.

По мнению крупного государственного чиновника, графа П.Д. Ки­селева, тяжелое положение казенных крестьян, в том числе марий­цев, можно было улучшить. Для этого необходимо только провести реформу управления.

До реформы П.Д. Киселева 1837—1841 гг. марийские крестьяне в первой трети XIX в. в пределах своего уезда подчинялись админи­стративно-полицейской власти капитан-исправника. Он стоял во гла­ве нижнего земского суда и был главой уездного населения. Исправ­ник подчинялся губернатору. По судебным делам марийцы были под­судны судье нижней земской расправы. Деньги вносили уездному казначею. Указом 1797 г. в казенной деревне, в том числе марийс­кой, были созданы волостные правления. В каждой волости, вклю­чавшей несколько общин, насчитывалось до 3 тысяч ревизских душ (около 6 тыс. человек обоего пола). Во главе волости были поставле­ны волостной голова и писарь. Каждое селение возглавлялось старо­стой. Для обеспечения "порядка" выбирались десятские. Сборщики податей собирали деньги в казну. Рекрутские старосты отдавали рек­рутов в армию. Смотрители хлебных запасных магазинов (амбаров с собранным крестьянским семейным запасом на случай неурожая) отвечали за их наполняемость и сохранность. У восточных марийцев в 1798 - 1865 гг. существовало кантонное управление.

Реформа П.Д. Киселева еще более усложнила и запутала управле­ние марийской деревней. Число царских чиновников, стоявших над ней, только увеличилось.

По закону 1837 г. марийские крестьяне вплоть до 1906 г. оказались в ведении Министерства государственных имуществ. По новой структуре управления каждая губерния разделялась на округа, округа - на волости; волости - на сельские общества. Предполага­лось, что честные чиновники губернской палаты и окружного управ­ления и разумная правительственная политика помогут поднять хо­зяйственное благосостояние казенных крестьян и тем самым обеспе­чат исправное поступление в казну податей и выполнение повиннос­тей, внедрят законность, порядок, тишину и спокойствие.

На деле реформа принесла крестьянам лишь новые тяготы. Чи­новники нового ведомства содержались за счет крестьян. Соответ­ственно общие расходы на их содержание (уездных, окружных, гу­бернских и палаты государственных имуществ) возросли вдвое. При­чём произвол чиновников новых учреждений не уступал прежнему. Непосредственно марийцев реформа коснулась на уровне реорганизации волостного и сельского управления. Волостное правление стало своеобразным приводным ремнем, при помощи которого ок­ружной начальник (из русских дворян) передавал распоряжения и устанавливал свою власть над крестьянами. Сама волость была укрупнена. В ней стало вдвое больше жителей (до 12 тыс. человек обо­его пола) и несколько смежных сельских обществ. Волостные орга­ны (волостной сход, волостные правления, управа и расправа) долж­ны были заботиться о сохранности общинных земельных фондов волости и рассматривать другие неотложные вопросы. Волостное правление состояло из волостного головы и двух его заседателей, которые выбирались на сельском сходе и утверждались окружным начальником. В волостную управу входили тот же голова и два его помощника. Новый орган - волостная расправа - как судебная ин­станция рассматривала небольшие дела по ссорам, дракам, семей­ным разделам и подвергала наказанию провинившихся. Члены во­лостного правления и расправы избирались на 3 года. Первенствую­щую же роль в правлении играл писарь (обычно из числа русских горожан-мещан), который назначался окружным начальником и чув­ствовал себя в правлении полновластным хозяином.

Нижним ярусом местной администрации являлось сельское уп­равление. Каждое сельское общество насчитывало до 3 тыс. человек обоего пола и состояло из одного или нескольких поселений. Орга­нами управления сельского общества были сельский сход, начальство и распра­ва. В каждом обществе выбирали сельского старосту (от 1 до 3 старост), сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов, двух "добросовестных" сельской расправы для судебных дел, полесовщи­ков для охраны казенного леса, пожарных старост и сотских. Стар­шина возглавлял сельскую расправу и занимался разбором споров, жалоб и проступков крестьян. Как видно, в лице сельского (общинного) схода марийские крестьяне были прикованы к аппарату царс­кого управления. При этом волостное и сельское управление содер­жались за счет крестьян. Расходы на местное управление по сравне­нию с прежними возросли для марийцев на четверть.

Новая громоздкая система управления еще более ухудшила поло­жение марийских крестьян. Она не смогла искоренить злоупотребле­ний чиновников, а "попечительная" политика большею частью све­лась лишь к сбору хлеба в запасные амбары, введению обществен­ных запашек на случай неурожая, нажимному внедрению картофеля и т.п. Нередко эти мероприятия сопровождались такими злоупотреблениями и издевательствами чиновников, что вызывали настоящие "картофельные"' бунты.

Буржуазные реформы 60 - 70-х годов привнесли в марийскую деревню тенденции к укреплению общинной земельной собственно­сти с элементами закрепления пашни в семейно-наследственную соб­ственность, а также сокращение срока службы в армии марийских рекрутов, заметное распространение среди марийцев грамотности, открытие земских и других школ, библиотек, оказание врачебной помощи. Вместе с тем возросли налоги, усилилась власть земских начальников, становых приставов и полицейских стражников, про­должилось наступление государственной православной церкви на ма­рийское язычество.

Цель урока : раскрытие предпосылок, сущности и последствий восстания; анализ содержания программы Е.И. Пугачёва; рассмотрение участия марийцев в восстании, анализ причин поражения восставших, оценка исторического значения восстания в истории России и Марийского края.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, осознание своей идентичности как гражданина страны

Использование различных источников исторической информации, анализ и обобщение фактов.

Демонстрация на карте территории и хода войны под предводительством Е.И. Пугачёва, раскрытие причин и его значения, составление характеристики личности Е.И. Пугачёва

Основные дидактические методы: технология развития критического мышления

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая

Средства обучения: учебное пособие, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы

Оборудование: Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. – Йошкар-Ола, 2011. -184 с.

I . Мотивирование к учебной деятельности.

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, всё достали,

Вспоминаем всё, что знали.

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II . Проверка материала, пройденного на прошлых уроках.

Разгадывание кроссворда (индивидуальные карточки).

Один из регионов, где обосновались восточные марийцы. (Приуралье)

Шкуры диких зверей, идущие на продажу или уплату налогов. (Пушнина)

Кому принадлежала власть в губернии? (Губернатор)

На старинном гербе этого города изображена рука, держащая натянутый лук со стрелами. (Вятка)

Добывание мёда диких пчёл. (Бортничество)

Знаки марийской письменности. (Тиште)

Великая русская река, по которой проходили основные торговые пути. (Волга)

III . Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Создание проблемной ситуации

- Ребята, разгадав кроссворд, мы с вами определили ключевое слово. (Пугачёв).

- Вам знакома такая фамилия? Каких известных в истории Пугачёвых вы знаете? Не забудьте о том, какой век мы с вами изучаем.

- Что вы знаете о Емельяне Ивановиче Пугачёве? Перед вами лежит таблица с тремя столбиками. Впишите самостоятельно в первую графу информацию, знакомую вам о Емельяне Пугачёве.

- Задание было одно? (Одно)

- Какие получились результаты? (Разные)

- Какова же цель нашей работы на уроке? (Узнать больше).

- Что нового вы хотели бы узнать сегодня на уроке ИКН? Не забудьте, что мы изучаем историю марийского края 18 века. (Как Марийский край был связан с крестьянской войной под руководством Пугачева?)

Определение темы и цели урока.

- Давайте попробуем определить цель урока. ( Раскрытие причин, сущности и последствий войны)

- Чтобы достичь цели необходимо решить задачи.

Вспомнить … (основные сведения из биографии Пугачёва)

Определить … (дату события, причины восстания)

Выяснить … (как восстание Пугачева было встречено в Марийском крае, поддержаны ли эти отряды марийцами)

Познакомиться с … (картой перемещения пугачевских отрядов по марийской земле).

Выяснить… (значение этого события)

Кто такой Пугачев?

Когда была война?

Почему марийцы присоединились к этому восстанию?

По каким населенным пунктам марийского края проходили пугачевские отряды?

Какова роль восстания?

IV . Этап усвоения новых знаний и способа действий

Определение причин восстания

- Какова была обстановка в Марийском крае в 18 веке? Назовите причины социальной несправедливости, которые могли подтолкнуть марийцев к участию в восстании.

(1. Выросли подушная и оброчная подати. Они взимались с лиц мужского пола независимо от возраста, трудоспособности, физического состояния, семейного положения

2. Обременительна была рекрутская повинность. Сбор рекрута, снаряжение, отправка обходились крестьянской общине в среднем 40-70 рублей.

3. Обременительной была ямская гоньба по перевозке корреспонденции, чиновников, а также повинности по содержание дорог, мостов.

4. Во второй половине 18 века широкое распространение получили вымогательства, незаконные поборы, злоупотребления чиновников.

5. Недовольство вызвала массовая христианизация. С ней марийцы связывали дальнейшее ухудшение своего положения в обществе, ограничение свободы, вмешательство в личную жизнь человека).

- Ребята, давайте сделаем предположение, что должно быть неизбежным следствием такой ситуации?

(Неизбежным следствием такой ситуации являлась социальная напряженность в марийской деревне).

В 1773 году на Урале по инициативе яицких казаков разразилась война, во главе которой встал Е.И.Пугачёв. Восстание подняли казаки, к ним примкнули крестьяне, работные люди Урала и Башкирии, нерусские народы между Волгой и Уралом. А руководил ими Емельян Пугачёв, выдавший себя Петром III .

- Кто такой Емельян Пугачев? О нем нам расскажет________ (Выступление учащегося с заранее подготовленным материалом).

- Как вы думаете, почему марийские крестьяне поддержали Пугачева? Давайте исследуем Манифест, который был издан Пугачевым?

Манифест - торжественное письменное обращение верховной власти к народу

Пугачёв обратился с манифестом к крестьянам. Он в своём манифесте объявлял свободу и вольность всем ранее угнетенным людям, давал в их пользование землю, леса, сенокосные угодья, места для ловли рыб. Объявил крестьянам об освобождении их от крепостного гнёта, подушной подати и рекрутских народов. Он призывал крестьян к беспощадной борьбе с дворянами, разорителями.

- Назовите причины участия марийцев в восстании.

(Пугачёв навечно жаловал свободу, землю, вольность, освобождал от податей и рекрутства, давал свободу в выборе веры).

Работа с учебным пособием

- В каких населенных пунктах марийского края был Пугачев?

- Посмотрите карту движения пугачевцев. (Работа с картой).

Пугачев был из дворян (Нет)

Пугачев пришёл в марийский край из Казани. (Да)

Отряды Пугачева побывали в Царевококшайске. (Нет)

Пугачев и Петр 3 – это одно и то же лицо (Нет).

Восстание было поднято в 1773 году (Да).

Марийцы помогали пугачевцам: показывали безопасные дороги, собирали лошадей, записывались в повстанцы, уничтожали чиновников.

- Чем закончилось восстание? (Чтение статьи учебного пособия).

(Повстанческие силы были разбиты правительственными войсками).

- Ребята, а побывал ли Пугачёв в марийском крае? А, может быть, это всё выдумки?

V . Обобщение изученного

Я предлагаю вам разделиться на три группы. Каждая группа получает задание.

-Что положительного, хорошего можно отметить в этом событии?

(Сделана попытка облегчить жизнь крестьян, дать им землю).

- Какие негативные последствия имела эта война?(Война – это смерть, слезы, потери. Любые действия, основанные только на насилии, хотя и преследовали благие цели, не могут обеспечить справедливости для всех).

- Обобщите высказывания других групп. П опробуйте определить причины поражения.

(Восстание было стихийным, его участники не имели четких целей и планов, не представляли, какое общество хотят создать. Восставшие были слабо вооружены).

- Как поступило правительство с участниками волнений? (Сотни крестьян посажены в тюрьмы, подвергнуты пыткам, некоторые отправлены на каторгу в Сибирь. Бесправность крестьянского населения увеличилась , размеры подушной и оброчной податей были увеличены).

Вставьте вместо пропусков слова.

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева была в ____-______годы. Пугачев издал Манифест, где обещал крестьянам _________ и _________. В Марийский край пугачевские отряды отступили из города __________.

Взаимопроверка (в парах)

- Пугачев – предводитель крестьянской войны

- Марийцы примкнули к войне, потому что Пугачев обещал крестьянам свободу, землю

- Пугачевцы были в Кленовой горе, переправились в Кокшайске, были в некоторых деревнях Козьмодемьянского уезда

-Бесправность крестьянского населения увеличилась

VII . Домашнее задание:

Стандартный минимум: составить тестовые вопросы по теме урока

VIII . Выставление оценок


Полный текст материала Конспект урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский край и движение Е.Пугачёва"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Каждому человеку свой родной край кажется самым дорогими родным,потому что это его Родина. Данный материал может быть использован учителями ИКН в 7 классе при обобщении раздела "Марийский край в 18 веке"

ВложениеРазмер
povtoritelno.docx 21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме

Цели и задачи урока:

1.Систематизация и контроль качества знаний обучающихся о Марийском крае 18 века

2. Продолжение формирования умений логически мыслить, рассуждать, делать правильные выводы

3. Воспитание уважения и интереса к истории марийского народа и к его культуре

Гордиться славной историей своих предков не

только можно, но и должно,

не уважать оной есть постыдное малодушие…

Поро эр, дорогие ребята! Я пожелала вам доброго утра! Пожелайте и вы друг другу, мне и нашим гостям доброго утра. А как можно это сделать? Посмотрите друг другу в глаза, посмотрите на наших гостей и улыбнитесь. От вашей улыбки и в классе стало теплей и я ,надеюсь, что урок у нас пройдет успешно.

–И мы отправляемся в путешествие в прошлое (можете закрыть глаза и представить картины прошлого). (2 слайд)

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского поэта А.С.Пушкина .(Зачитывается эпиграф учителем и дети записывают тему урока и эпиграф к нему.)

II. Работа по теме.

Вступительное слово учителя.

Восемнадцатое столетие во многих отношениях оказалось сложным для марийского народа. Оно наполнено многими фактами и событиями, затронувшими важнейшие стороны жизни (петровские реформы, принудительное крещение народа, массовое переселение, оформление этнической группы восточных марийцев, открытие первых новокрещенских приходов с церквями и школ, участие крестьян в восстании Е.Пугачева, изменения в управлении марийской деревней и многие другие). И все это мы с вами знаем.

Вопросы и задания для повторения:

Задание 1. По карте расскажите о расселении марийцев в 18 веке (3 слайд).

Учитель: Вы знаете, что в 1781 году в Среднем Поволжье проведена новая губернская реформа. В это же время были учреждены гербы городов Марийского края.

Задание 2. Что вы можете сказать об этих гербах ?(4 слайд)

Учитель. Мы знаем, что 97 процентов марийского населения входили в разряд государственных крестьян.

Задание 3. Назовите основные хозяйственные занятия крестьян .(5 слайд)

Вопросы к 3-му слайду :

1.Какие сельскохозяйственные культуры выращивали на своих полях марийцы?

2. Каких домашних животных держали марийцы в 18 веке?

4.Марийцы славились как искусные охотники. Они уходили в дальние леса на всю зиму. Что давала марийцам охота?

5.У кого переняли марийцы садоводство?

Учитель. Ребята, скажите, сколько городов имеется в настоящее время в Республике Марий Эл?

Задание 4. - Перечислите города Марийского края в 18 веке? (6 слайд).

- Какой из перечисленных городов сегодня не является городом? По указу какого русского царя и почему он был переведен в разряд сел?

Задание 5. Заполните таблицу( самостоятельная работа обучающихся с таблицей ).(7 слайд).

- Взаимопроверка (8 слайд)

Учитель. С начала 18 века началось массовое переселение марийцев. Так и произошло оформление этнической группы восточных марийцев.

Задание 6.- Назовите, на какие группы сегодня делятся марийцы .(9 слайд)

- Определите, к каким группам относятся эти марийцы ?(10 слайд)

- По карте расскажите о расселении восточных марийцев (11 слайд)

Задание 7. Посмотрите, ребята, на следующий слайд( 12слайд) и скажите, Какая связь между этими фотографиями и темой нашего урока .

Учитель. XVIII век – время появления большого количества этнографического и языкового материала о марийцах в трудах многих ученых.

В XVIII веке появилось немало различных словарей марийского языка.

XVIII век – время появления первых текстов на марийском языке.

XVIII век – это время выхода первой марийской грамматики.

Задание 8. Викторина. Что ты знаешь о марийской письменности

«Каждому человеку свой родной край кажется дорогим и родным, потому что это его Родина. Я тоже очень люблю свою Родину и поэтому изучаю ее историю. И я знаю: соприкосновение со страничками нашего прошлого, изучение истории родного края – это пути воспитания любви к Родине, ее многовековой истории и культуре.

Учитель. Я сегодня с гордостью могу сказать, что вы любите свой край.

– Сегодня наиболее проявили свои знания, эрудицию, активность? (самооценка).

Чем занимались жители Царевококшайска в 18 - 19 веках

Работали в городе и ремесленники — портные, кузнецы, сапожники. Важным элементом хозяйственной жизни был мукомольный промысел. Мельницами, как правило, владели купцы, но среди владельцев встречались также священники и отставные солдаты. Невозможно представить, что в лесном краю, каким являлся и по сей день является наш край, не было своих лесопромышленников. И они, разумеется, были. Особенно на этом поприще успешно действовала семья Пчелиных, "сколотившая" на марийском лесе немалое состояние. Не обходили вниманием Пчелины и кожевенное дело.

Читайте также: