Конспект крещение руси презентация

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Князь Владимир и крещение Руси.doc

Цель урока: рассмотреть основные черты развития Древнерусского государства при князе Владимире. Формировать у учащихся целостное представление о причинах и итоги крещения Руси. Уяснить основные понятия урока.

Образовательные: дать учащимся общее представление о Древнерусском государстве при князе Владимире; познакомить учащихся с личностью Владимира Святославича; объяснить причины принятия монотеистической религии; подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства способствовало укреплению Древнерусско го государства; на основе воссоздания учащимися образов древнерусского государства помочь им осознать, что выбор византийского православия, в качестве дарственной религии, имело судьбоносное значение для отечественной культуры и цивилизации в целом; разъяснить основные понятия: язычество, монотеизм, двоеверие.

Развивающие: на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи; способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи; при помощи интерактивного метода обучения привлечь интерес учащихся к урокам истории.

Воспитательные: на основе рассказа о крещения Руси способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории прошлого своей страны; на основе основных постулатов христианства формировать у учащихся такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

План урока:

Организационный момент (1мин)

Проверка домашнего задания (5-7 мин)

Изложение нового материала (15-20 мин)

Закрепление изученного материала (7 мин)

Подведение итогов урока (3 мин)

Организация домашнего задания (3 мин)

1. Организационный момент : определить цель урока, обозначить в какой форме будет проходить урок, напомнить о технике безопасности работы в кабинете информатики).

На основе иллюстративного материала предложить учащимся самим определить тему урока и предложить записать ее в тетради. Проверить правильность определения учащимися темы урока.

2. Проверка домашнего задания:

-Работа на доске: работа с датами, понятиями, текст с ошибками;

Соотнесите даты и события:

945 год поход Олега на Византию

964 – 966 годы убийство Игоря древлянами

911 год разгром Святославом Хазарского каганата

944 год гибель Святослава

972 год договор Игоря с Византией

Объясните понятия:

В результате восстания древлян против князя Игоря княгиня Ольга установила:

В) новый вид налога;

А) религия, которую исповедовали славяне;

Б) вид идолопоклонства;

В) культовый обряд;

Г) религиозные обряды.

Великий князь – это:

А) глава великого Киевского княжества в X – XII вв. на Руси;

Б) предводитель дружины;

В) член Совета старейшин;

Г) глава народного собрания у славян.

А) народное собрание;

Б) феодальная верхушка;

В) родоплеменная знать;

Г) Совет старейшин.

По легенде город Киев был назван в честь:

-Разгадать загадки.

Был грозным князь сей для врагов

От Киева до Цареграда,

Но плохо слушал он волхвов,

И смерть была ему наградой. (Олег)

Не смог он греков победить,

Но много дани захотел –

Печален был его удел. (Игорь)

За Мала замуж не пошла,

Его послов живьем сожгла,

Во всем порядок навела,

Потом крещенье приняла. (Ольга)

Хазар разбил, болгар разбил.

Да, жить он дома не любил.

Как воин, голову свою

В неравном он сложил бою. (Святослав)

Даты – 1 человек;

Понятия – 2 человека;

Тест – 2 человека;

Карточки – 4 человека.

Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племен с целью сбора дани.

Уроки – точные размеры дани, для каждого племени.

Погосты – место сбора уроков.

Князь – военный руководитель у славян; правитель государства.

Печенеги – кочевники из Центральной Азии.

3. Изложение нового материала

Первая усобица на Руси

Начало правления Владимира

Выбор веры и принятие Владимиром христианства

Значение крещения Руси

Вступительное слово учителя (переход к изучению новой темы)

1. Первая усобица на Руси.

2. Начало правления Владимира

Таким образом, в 980 г. Рус ский север снова победил юг во главе с Киевом. Владимир с это го года стал единоличным правителем Руси. Своей победе он был во многом обязан язычникам. Поэтому, захватив власть, он в пер вую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще более укрепил язычество. Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим бо гам во главе с Перуном. При Владимире в жертву Перуну, впер вые за долгие годы, были принесены живые люди и среди них - несколько христиан. Казалось, что язычеству на Руси теперь не бу дет конца.

Но уже в это время Владимир приступил к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил вновь единство Русской земли.

3. Выбор веры и принятие Владимиром христианства

Одной из важнейших государст венных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 г.

К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христи ан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира — Ольга. Но еще сильна была на Руси языческая вера.

Но язычество уже не могло помочь укреплению государственной власти. Требовалась новая вера – в единого Бога, подобно религиям соседних стран. Единобожие или монотеизм соответствовало единому государству с одним князем во главе.

Летописец рассказывает, что к Владимиру прибыли посланцы разных стран – христианские священники из Византии и из Западной Европы, мусульманские муллы из Волжской Булгарии, иудейские раввины из Хазарской земли. Все они держали речь перед князем, и каждый расхваливал свою веру. Давайте посмотрим как это было.

После этого Владимир отправил послов в разные страны – пусть посмотрят там богослужения. Вернулись послы и с восторгом стали рассказывать о византийской православной службе – литургии. Так князь Владимир становил свой выбор на православии.

Конечно, объяснялся выбор несколькими причинами. Во-первых , новая вера способствовала укреплению княжеской власти, объединению различных племен в державе Рюриковичей. Во-вторых, этого требовали международные услов ия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство приобщало Русь к высокой духовности, важнейшим достижениям культуры. Оно вводило новые правила жизни людей, запрещало многоженство и кровавые жертвоприношения. Укреплялись семьи, смягчались нравы.

Христианство же византийской, православной традиции Владимир выбрал потому, что именно с Византийской империей Русь издавна связывали наиболее тесные отношения. А Византия в те времена была одной из самых развитых и культурных стран мира.

Византийцы приняли все условия. В Византию отправился сильный русский отряд, который помог императору подавить мятеж. Но ко гда опасность миновала, греки стали отказываться от выполнения главного условия договора о браке Анны и Владимира. В деле крещения наступил критический момент. Владимир действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в 988 г. на центр византийских владений в Крыму Херсонес. Осада города продолжа лась несколько месяцев. Наконец с его стен в стан Владимира бы ла пущена стрела, к которой была прикреплена записка херсонес ского священнослужителя Анастаса. В ней говорилось, что для взятия города надо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Вскоре изнемогавшие от жажды жители сда лись.

В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение вместе со своей дружиной. Найдите в учебнике какое имя принял Владимир при крещении .

Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь. В 990 г. по приказу Владимира на холме в Ки еве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. А на следующее утро Владимир приказал собрать всех киевлян у Днепра – для крещения. Оно длилось несколько дней. Кто входил в воду по пояс, кто по шею, а на берегу священники вершили обряд кре щения.

Пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство вос торжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христиан скими.

Какие языческие традиции и праздники сохранились и до наших дней?

Такое положение, когда уживаются и новая религия, и старые языческие поверья и обычаи, называется двоеверием. Оно, по существу, дошло и до наших дней.

4. Значение крещения Руси

В памяти народа князь Владимир остался славным и мудрым правителем. В преданиях его называли Владимиром Красное Солнышко.

Крещение Руси имело огромное значение. Задание учащимся: самостоятельно выделите последствия крещения.

Христианство способствовало разви тию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библи отеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Принятие христианства способствовало улучшению международного положения Руси. Владимир установил добрососедские отношения с королями Чехии, Польши, Венгрии.

Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владими ра. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и объявила его святым.

Таким образом, при князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой.

4 . Закрепление изученного материала.

работа с интерактивной доской - разгадать кроссворд;

работа с виртуальным словарем (если позволит время)

5. Подведение итогов урока

6. Организация домашнего задания

§ 7, устно ответить на вопросы.

Составить рассказ от имени купца, приехавшего на Русь во время правления Владимира.

Презентация на тему: " Крещение Руси.. Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые." — Транскрипт:

2 Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии.

3 Около 955 г. Ольга проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Однако христианство не получило широкого распространения.

4 Ольга в Константинополе

5 Князь Владимир Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II,искавший союзника обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей.

6 Встреча принцессы Анны с князем Владимиром.

7 В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники.

9 Крещение Владимира в Корсуни

10 Насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. В силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции.

11 Таким образом, и возникло русское православие – причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Не смотря на это, Крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры.

Цель урока - Подведение учащихся к пониманию роли князя Владимира Святославовича в развитии государства, причин и последствий крещения Руси.

Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

Развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте, и иллюстрациях, выделять главное.

Воспитательные: формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, стремление к правдивому изложению исторического прошлого, толерантности по отношению к людям другой национальности и веры.

ВложениеРазмер
Конспект урока в 6 классе_Правление князя Владимира 68.42 КБ
Презентация к уроку 2.91 МБ
Видеофрагмент к уроку 2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Подведение учащихся к пониманию роли князя Владимира Святославовича в развитии государства, причин и последствий крещения Руси.

Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

Развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте, и иллюстрациях, выделять главное .

Воспитательные: формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, стремление к правдивому изложению исторического прошлого, толерантности по отношению к людям другой национальности и веры.

– осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства;

– сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам;

– помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;

–развивать навыки общения и совместной деятельности.

– уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

–создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

– объяснять причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;

– давать оценку деятельности князя Владимира для развития Русского государства;

учащиеся получат возможность научаться:

– сравнивать свидетельства различных исторических источников;

– составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание событий крещения Руси;

– уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

– извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Основные понятия и термины

Ислам, иудаизм, христианство, митрополит, епископ, монастырь, православие,

язычество, крещение, католичество.

Владимир Первый (Святой)

Основные источники информации

Технологии и методы

Технология смыслового чтения

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Формулировка темы урока, целеполагание и определение путей достижения цели

- Ребята, посмотрите на слайд и назовите тему нашего урока.

- Помогите мне навести порядок.

- Посмотрите внимательно на тему урока и попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке и сформулировать цель урока.

- А почему они решили изменить свою религию? Мы это знаем?

- Действительно сегодня мы попробуем выяснить какова роль князя Владимира Святославовича в развитии государства, причины и последствия крещения Руси.

- Там что-то напутано.

- Восточные славяне исповедовали язычество. Они верили во многих богов: в бога грома и молнии Перуна, в бога Велеса – покровителя скотоводства, Ярилу - бога Солнца, в Мокош – богиню плодородия и других богов, а так же в нечистую силу: леших, домовых, водяных, русалок.

- Речь пойдет о принятии восточными славянами новой религии.

цель урока – выяснить: что заставило славян переменить религию. Как это было.

Изучение новой темы

- Послушайте мнения различных историков о Владимире.

Повесть временных лет

- Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? Сможете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

- Ответ на этот вопрос вы сможете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.

Ответ на этот вопрос мы сможем дать, когда познакомимся с деятельностью князя.

Как Владимир пришел к власти

Деятельность князя по укреплению своей власти над всем государством

Укрепление обороны страны.

- Что было сделано князем для укрепления своей власти?

( работа с картой на стр. 60 )

- Что было сделано для укрепления обороны страны?

- Владимир подавил сопротивление славянских племен, которые перестали подчиняться Киеву - вятичей и радимичей; покорил Полоцкое княжество на Западной Двине, разгромил Волжскую Булгарию, отвоевал у Польши Червень и Перемышль.

- Для обороны были построены города-крепости, засеки, валы, система оповещения.

Причины принятия христианства

Следующее, что было сделано князем Владимиром – это религиозная реформа.

Я предлагаю вам познакомиться с текстом Параграф 6, п. 2, чтобы выяснить причины религиозной реформы, и понять, почему было выбрано именно православное христианство?

- Какую цель преследовал Владимир, проводя религиозную реформу?

2 и 3-й абзацы СТОП

- Достиг ли он поставленной цели? Почему?

В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

- Федор и Иван стали первыми известными мучениками на Руси за веру.

- А какие языческие обряды и традиции нельзя назвать цивилизованными?

После тщательных раздумий князь все-таки пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога.

- Я прошу на карте показать территории соседних государств, которые верили в одного бога и назвать их религию. (карта в учебнике с.47)

( Смысловое чтение текста Прием: анализ исторического документа)

- Кто автор этого документа?

- О чем рассказывается в документе?

- Где происходило событие, о котором идет речь в документе?

- Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры? - Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры достоверным?

2-я и 3-я пары работает с текстом п.2 с. 51

- Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры?

( Смысловое чтение текста Прием: работа с вопросником)

Он хотел объединить все земли восточных славян при помощи единой веры

Нет. Многие племена были недовольны принижением своих божеств и возвышением Перуна.

(жертвоприношение, кровная месть, многоженство, вместе со знатным человеком хоронили одну из его жен).

– Хазарский каганат (хазары – иудаизм)

– Волжская Булгария (ислам),

(Показывают на карте)

1-я пара . Отверг ислам из-за запрета на употребление свинины и питья вина, иудаизм – евреи отвергнуты богом и рассеяны по миру;

католичество – у немцев не увидел красоты в религиозной службе. Это скорее легенда, чем правда.

2-я и 3-я пары - Христиане не посягали на славянские территории;

- существовали давние торговые связи с Византией:

- княгиня Ольга – бабушка Владимира была христианкой;

- греческая церковь способствовала укреплению императорской власти;

- стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси

Итак, решение было принято. Из всех религий было принято Православное христианство. Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и тот обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму - Херсонес, получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, вернув Корсунь в качестве выкупа за невесту.

Вопросы: - Когда и где происходили описанные события? - Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему?

- Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение.

«Всполошились новгородцы, когда проведали, что Добрыня идет крестить их, – собрали вече, поклялись не пускать его в город и не давать кумиров на поругание. Когда же он пришел, новгородцы разобрали наскоро мост , ведущий через Волхов в самый город, и взялись за оружие . Попробовал Добрыня уговаривать их, – они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины его. Епископ со священниками остановились на Торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей сколько могли, в два дня успели окрестить несколько сот человек. На другой же стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне среди народа и кричал:

– Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание!

Разъяренный народ кинулся на дом Добрыни, разорил, разграбил его имение, убил жену и некоторых родичей. …… Окружили они маленький отряд Путяты, и началась злая сеча ; но на рассвете подоспел на помощь ему Добрыня с людьми своими и велел для острастки мятежникам зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались и запросили пощады,… Добрыня приказал уничтожить идолы: деревянные сжечь, а каменные разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами умоляли не трогать их богов ; но Добрыня с насмешкой сказал им:

– Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя! Какой пользы вы можете ждать от них?

- Как новгородцы отнеслись к крещению? Какая поговорка сложилась о новгородцах?

- Подумайте, почему в южных землях, люди чаще крестились добровольно, новая религия распространялась мирно, без сильного сопротивления, а на севере, в Новгороде, люди чаще оказывали сопротивление?

( Смысловое чтение текста Прием: работа с вопросником)

Наказание было следующим: привязать к хвосту коня и волочить с горы, колотить его палками для поругания беса, который обманывал людей в этом образе.

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.

Крещение Руси. Киевляне восприняли крещение с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре".Но, возможно они и боялись противиться воле князя.

На юге, в Киеве христианство уже давно получило распространение, там до крещения уже были христиане, там более сильным было влияние Византии. На севере язычество было прочным. Людям вообще очень трудно отказаться от своей веры.

Русская православная церковь

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

(глава Византийской церкви и всех

церквей, принявших крещение от Византии)

(глава церкви на Руси, назначался

(возглавляют отдельные области-епархии)

Белое духовенство Черное духовенство

(священники, служившие в

городских и сельских церквях) (монахи в монастырях)

К сер. XIII в. на Руси было уже 16 епархий – по числу крупных русских княжеств.

Значение принятия христианства

Работа с текстом стр. 54

1 группа 1-2абзаца

2-я и 3-я группы п.4

-Как изменилась жизнь на Руси после принятия христианства?

- Как вы ответите на вопрос, поставленный в начале урока? Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

- Действительно, трудно поверить, что человек может так измениться. Не вероятно, но факт подтверждается историческими документами.

- запретили многоженство, кровную месть, жертвоприношение, умыкание невест;

- способствовало развитию культуры: распространялись письменность и грамотность, появились школы, начали строить храмы, появилась живопись;

- возрос международный авторитет Русского государства.

Князь Владимир под влиянием новой религии сам сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго.

Тест. Правление князя Владимира

А1 . Откуда на Русь пришло христианство?

1) из Волжской Булгарии

3) из Хазарского каганата

А2. Когда произошло Крещение Руси?

А3* . Причинами принятия христианства на Руси было стремление:

1)укрепить международный авторитет Киевской Руси;

2) князя Святослава породниться с правителями европейских стран

3) киевских князей избежать порабощения хазарами

4) киевских князей упрочить государство и свою власть

5) жителей Киевской Руси перейти в христианство

А4. Деятельность князя Владимира была направлена на:

1) установление определенных норм сбора дани

2) ведение военных походов против Тюркского каганата

3) строительство городов Новгорода и Киева

4) строительство оборонительных рубежей на южных

А5*. Принятие христианства:

1) замедлило развитие культуры

2) привело к созданию Древнерусского государства

3) укрепило международное положение Руси

4) привело к полному исчезновению язычества

5) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры

В1 . Установите правильную последовательность событий.

А. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)

Б. Крещение Руси

В. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих

богов главными божествами Руси

Г. Начало княжения Владимира Святославича

- Ребята, как вы считаете , достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

Я сегодня активно работал в течении всего урока

Я неоднократно выступал публично

Я активно работал в паре

Я не очень активно работал на уроке

Я не очень активно работал в паре

Я часть времени спал, но вовремя проснулся и чуть поработал

Я был не готов работать на уроке, но кое-что произносил тихо, но не был услышан.

Я все знал, но предпочитал молчать (не по мне эта наука)

Я даже смотрел и слушал, что вокруг происходит

Я вообще не понял, что здесь происходило

Я решил стать историком

Итого я набрал - ___________баллов.

Считаю, что заслужил оценку________

Поставьте галочки в те графы, которые соответствуют вашей работе на уроке

Параграф 6, вопросы с.55, слова найти в словаре – выучить.

В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

Вопросы: - Когда и где происходили описанные события?

- Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему?

- Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение.

- Как восприняли крещение киевляне?

«Всполошились новгородцы, когда проведали, что Добрыня идет крестить их, – собрали вече, поклялись не пускать его в город и не давать кумиров на поругание. Когда же он пришел, новгородцы разобрали наскоро мост, ведущий через Волхов в самый город, и взялись за оружие. Попробовал Добрыня уговаривать их, – они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины его. Епископ со священниками остановились на Торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей сколько могли, в два дня успели окрестить несколько сот человек. На другой же стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне среди народа и кричал:

– Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание!

- Как новгородцы отнеслись к крещению?

- Какая поговорка сложилась о новгородцах?

Разъяренный народ кинулся на дом Добрыни, разорил, разграбил его имение, убил жену и некоторых родичей. …… Окружили они маленький отряд Путяты, и началась злая сеча; но на рассвете подоспел на помощь ему Добрыня с людьми своими и велел для острастки мятежникам зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались и запросили пощады,… Добрыня приказал уничтожить идолы: деревянные сжечь, а каменные разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами умоляли не трогать их богов; но Добрыня с насмешкой сказал им:

– Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя! Какой пользы вы можете ждать от них?


Урок познакомит учащихся с жизнью древних славян, сформирует представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства.

Описание разработки

Задачи урока:

- познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;

- развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; прививать интерес к истории родного государства;

- воспитывать уважение к прошлому своей страны.

- жизнь древних славян;

- деятельность князя Владимира;

- историю принятия Русью христианства.

- рассказывать о принятии христианства на Руси;

Ход урока.

I. Организационный момент.

проверить готовность учащихся к началу занятия; настроить учащихся на работу.

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

- Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

- Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

- Кто такие предки? (лексическое значение слова предки).

предки – это люди, которые жили перед нами.

- Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?

(по отношению к предкам мы – потомки)

- Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем? (знать историю своей семьи, древо семьи)

- Прежде чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание.

- Кем были наши предки? (славянами)

- С ними связана тема прошлого урока и дом. задание.

- Предлагаю выполнить тест. Назовите тему. Приступайте. Успехов вам!

ІІ. Проверочное тестирование.

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

2. Древние славяне жили:

3. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе.

4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

5. Посуду делали Древние славяне из:

6. Свои дома славяне строили:

в) из столбов деревьев.

7. Богом грома и молнии у Древних славян был:

8. Праздник Ивана Купалы:

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.

- Проверьте себя, оцените.

Проверка: (на экране правильные ответы тестовых заданий-дети сверяют со своими ответами)

- Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки.

- Кто затруднялся? (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян)

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

- В какие времена жили древние славяне? (во времена Древней Руси)

Расскажите об этом времени.

- Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание.

- Каким было верование у восточнославянских племён?

- Что значит язычество? (Слайд №2)

- Назовите тему урока.

Во времена Древней Руси

- Что мы должны знать по данной теме?

- По теме урока вы должны ответить на вопросы, они у вас записаны в технологической карте, найдите, прочитайте:

Кто был первым князем на Руси?

Где возник г. Киев и кто княжил там?

Зачем Владимир крестил Русь?

Значение христианства для Руси.

IV. Изучение темы.

(Слайд№3) После рассказа учителя о выборе веры учащиеся самостоятельно читают текст учебника и на его основе заполняют в своей тетради схему:

Вопросы для беседы с учащимися:

1. Что такое религия?

2. Когда и почему возникли религиозные верования?

3. Какая религия была у славян до принятия христианства?

4. Как Владимир использовал языческую религию в государственных целях?

По ходу рассказа учителя о выборе веры также возможно предложить учащимся заполнить такую схему (другой вариант — учитель сам заполняет ее на доске в ходе своего рассказа) : (Слайд №4)

презентация для начальных классов Крещение Руси

Введение новой религии на Руси.

Используя иллюстрации учебника, учитель рассказывает о введении новой религии на Руси, начиная с крещения Владимира и киевлян (Слайд№5)

Предварительно учащимся предлагаются вопросы:

1. Что такое христианство?

2. Откуда пришло христианство на Русь?

3. Почему знать охотно принимала христианство?

4. Какова была реакция народа на введение новой религии? Обоснуйте почему.

Религиозная ситуация на Руси после принятия христианства.

Значение крещения Руси.

При наличии времени краткое изложение ответа на этот вопрос можно записать в тетрадь. (Слайд №6)

Запись в тетради может быть такой:

1. Изгнание варягов-наемников.

2. Создание княжеской дружины и привлечение в нее воинов из народа.

3. Отказ от далеких походов и завоевания новых земель.

4. Организация обороны страны:

а) создание мощной системы крепостей на южной границе;

б) создание гарнизонов этих крепостей из жителей северных областей;

в) строительство сигнальных башен.

5. Принятие христианства. (Слайд № 7)

— Дайте оценку деятельности Владимира. Почему его так высоко ценил народ, назвав Владимиром Красное Солнышко?

— Сравните политику князя Святослава и Владимира. Политика какого князя больше соответствовала интересам Руси?

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Крещение Руси. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Когда произошло В конце X века князем Владимиром Святославичем было осуществлено введение в Древней Руси христианства. Крещение Руси произошло в 988г

Причины Крещения Руси: Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство Стремление сформировать у населения единое мировоззрение Сказались какие то эпизоды его жизни и личные соображения Владимира

Княгиня Ольга Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом предопределила принятие православия всем древнерусским народом. При крещении она получила имя Елена. Только её сын Святослав остался язычником. Княгиня много раз пыталась научить его христианской вере, но он не хотел. Став христианкой, Ольга изменилась став добрее и стремилась жить по закону христианской любви

Политические последствия Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов.

Юбилейные празднования Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году 28 июня по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор, совершены торжественные богослужения.

Читайте также: