Конспект коррекционного занятия установление причинно следственных связей

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 2115 0

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Игры на установление причинно-следственных связей и информационно-образовательная среда.

(мастер-класс)

Разработала и провела:

воспитатель 2 квалификационной категории

В настоящее время одной из самых актуальных проблем в сфере образования является создание условий для повышения качества образовательного процесса. Современная действительность сформировала к человеку ряд требований, среди которых оперативное принятие нестандартных решений, быстрая адаптация к новым обстоятельствам, самостоятельное, критическое и творческое мышление. Реализация данных запросов возможна посредством вооружения воспитанников исследовательскими умениями в процессе специально организованной исследовательской деятельности. Исследовательские умения являются частью общеучебных. К ним можно отнести такие умения, как: видеть проблему, задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям, наблюдать и проводить эксперименты, доказывать свои суждения, сотрудничать. Особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи.

Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу.

В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи проходит несколько стадий. Первоначально логическое мышление выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть умений, которыми должен овладеть дошкольник для успешного интеллектуального развития.

Структура умения устанавливать причинно-следственные связи:

1)выделять в предметах свойства;

2)иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;

3)определять в предметах существенные и несущественные признаки;

4)различать необходимые и достаточные признаки предметов;

5)устанавливать родо - видовые отношения;

6)выполнять простейшие умозаключения.

Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).

Для эффективного развития исследовательских умений педагог должен создать необходимые условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность, создание ситуации успеха, что придаст уверенности каждому воспитаннику в успешном решении сложных учебных задач.

Ещё одним важным условием развития исследовательских способностей является организация деятельности с опорой на уже освоенные знания и умения детей, поэтому каждый раз требуется полная осмысленность.

Методы в формировании умений устанавливать причинно-следственные связи:

1)исследовательский метод, является действенным средством развития причинного мышления и предполагает постановку проблемной задачи (например, провести эксперимент, составить логическую цепочку и т.д.);

2)метод осуществления исследовательской деятельности, является частично-поисковым, при котором педагог организует поисковую деятельность при выполнении отдельных этапов учебной задачи;

3)метод проектов, представляющий собой совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов.

Одним из приёмов формирования исследовательских умений является дидактическая игра, в рамках которой решение проблемно-поисковой ситуации требует минимальных волевых усилий, но при этом позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальный потенциал детей и использовать его наиболее эффективно.

В связи с тем, что установление причинно-следственных связей основано на абстрактных понятиях, необходима и система наглядности.

В современном дошкольном образовании все шире проявляется роль информационных технологий. Поэтому часто используются интерактивные доски, мультимедийные проекторы и другие электронные образовательные ресурсы, при помощи которых можно не только значительно разнообразить процесс обучения и воспитания дошкольников, но и повысить имидж образовательного учреждения.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом, что совсем недавно в дошкольном образовании можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это: и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.

Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Педагоги получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании, что позволяет более полноценно готовиться к урокам и в то же время систематически повышать свой профессиональный уровень.

Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – обеспечить эффективный переход на Федеральные государственные стандарты нового поколения, а также перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Игры для установления причинно-следственных связей с использованием ИКТ (презентацию см. в Приложении).

Рекомендуемый возраст – от 3 лет.

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

В комнате сидело много детей.

На улице стояло много людей.

Дети стояли, открыв рот от изумления.

Вода в чашке стала мутной.

Внезапно в комнате погас свет.

Пение птиц внезапно прекратилось.

Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

Если у медведя вырастут крылья, то … .

Если положить лед на ладонь, то … .

Если полететь высоко-высоко, то … .

Если съесть много мороженого, то … .

Если летом пойдет снег, то … .

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

Девочка весело смеялась, потому что … .

Если наступит праздник, то … .

Собака печально бродила по улице, хотя … .

На горячую сковороду капнула вода … .

Мы уехали и забыли полить цветы … .

Голодный волк увидел пирожок … .

Папа открыл кран … .

Коля упал в яму, потому что … .

Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:

Шишка упала с елки.

Автобус не пришел вовремя.

Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

• Что произойдет, если зима будет круглый год?

• Что произойдет, если рыбы станут летать?

• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?

• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

• Зачем каждому человеку имя?

• Для чего нужны светофоры на улицах?

• Зачем нужна печка?

• Почему у ежа иголки?

• Что можно сделать, если ты заблудился?

• Из чего птички строят свои гнезда?

• Что нужно взять с собой на рыбалку?

• Как получается дождь?

• Что можно подарить собаке на день рождения?

• Как отличить живой предмет от неживого?

Вывод: Итак, главный результат исследовательской деятельности – это опыт самостоятельной работы, новые знания, исследовательские умения, среди которых и умение устанавливать причинно-следственные связи. Работа по формированию данного приёма логического мышления у дошкольников должна носить целенаправленный, систематичный и постепенный характер, т.е. начинаться с выработки более простых познавательных приёмов и действий, которые постепенно усложняются, переплетаются и интегрируют в более сложные. Это будет способствовать формированию в сознании детей представлений о связях, зависимостях, отношениях между явлениями и развитию причинного мышления.

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?

• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
• Как отличить живой предмет от неживого?

Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

1. На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты.

2. Из-за холодов птицам стало труднее добывать пищу. Птицы собрались в стаю. Они отправились в дальний перелет. Весной птицы прилетят вновь.

3. Прозвенел звонок. Школьники вошли в класс. Они сели на свои места. Учитель начал урок.

4. Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце. Появилась радуга.

5. Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в улья. Получился вкусный мед.

6. Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния. Грянул гром. Пошел дождь.

7. Сверкнула яркая молния. Прогремел гром. Полил сильный дождь. Началась гроза.

8. Взошло солнце. Природа пробудилась от ночного сна. Запели птицы.

9. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Стволы яблонь оголяются. Они болеют и погибают.

10. Началась гроза. Молния ударила в дом. Дом загорелся. Семья лишилась крова.

11. Солнце клонится к закату. Становится темно. Появляются луна и звезды. На город опускается ночь.

12. Прошло жаркое лето. Наступила осень. Птицы улетают на юг. В лесу стало тихо.

13. Судно перевозило нефть. Произошла авария. Нефть растеклась по поверхности моря. Погибло много рыбы.

14. Жабы откладывают в воду икру. Появляются головастики. Головастики становятся жабами. Жабы выходят из воды и живут на суше.

Упражнения на установление причинно-следственных связей в предложениях

1. Большинство птиц строят себе гнезда.

Гнезда защищают и яйца, и птенцов.

2. В пасти больших акул зубы в шесть рядов и острые, как пила.

Большие акулы очень опасны.

3. Арбузы растут в жарких странах.

Арбузам нужно тепло и долгое время для созревания.

4. Нельзя губить жилища муравьев и раскапывать муравьиные кучи.

Муравьи помогают сохранять леса.

5. Крот не любит ясного солнца и свежего ветра.

Крот живет под землей.

6. Сорока черная, а по бокам у нее крылышки белые.

Сороку называют белобокой.

7. У дятла липкий язык большой длины.

Муравьи часто прилипают к нему.

8. Летучие мыши зимуют в пещерах, тесно прижавшись друг к другу.

В тесноте летучим мышам теплее.

9. Перед едой енот моет добычу.

Енота прозвали полоскуном.

10. Медвежата рождаются зимой и до весны сидят в берлоге. Только что родившихся медвежат редко кто может увидеть.

11. В глубине моря царит темнота.

В глубине моря плавают светящиеся рыбы.

12. Многие люди выращивают в квартире герань.

Герань оздоравливает воздух и улучшает сон.

13. Стрижи ловят насекомых на лету.

У стрижей большой рот.

14. Древесина лиственницы очень долговечна.

Древесина лиственницы не гниет.

15. С помощью носа животные чувствуют запахи еды и своих врагов.

Носы помогают животным жить.

16. Кокосовая пальма хорошо растет на песке морского побережья.

Кокосовая пальма любит свет, тепло и влагу.

17. Лотос произрастает в мутной воде и иле, но не загрязняется ими.

С лотосом сравнивают людей, ничем себя не запятнавших, не покорившихся злу и судьбе.

18. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки.

Крапива – полезное для человека растение.

19. Комары погубили многих путешественников.

Комар – распространитель малярии и желтой лихорадки.

20. У попугаев большой кривой клюв – кусачки.

Попугаи могут разгрызать крепкие орехи и плоды.

21. Грибы полезны лесу.

Грибы ускоряют разрушение уже отмирающих деревьев.

22. Еноты моют свою пищу.

Енотам нравится намоченная еда.

23. Рис – очень важный продукт.

Рис используется не только в пищу, но и для приготовления крахмала, клея, пудры.

24. Птицам не надо много учиться.

Многие повадки птиц являются врожденными.

25. Многие доктора рекомендуют пациентам играть в шашки.

Шашки – это игра, которая может сказывать лечебное воздействие.

26. Дятел – лесной доктор.

С помощью длинного носа дятел достает из-под коры вредных насекомых.

27. У жирафа огромный рост.

Жираф легко достает листья с больших деревьев.

28. Керамика – одно из самых древних искусств на земле.

Археологи во время раскопок находят глиняные черепки, сделанные еще в доисторические времена.

29. Чай не трава.

Чай делают из листьев чайного дерева.

30. Задолго до землетрясения змеи и ящерицы спешат выползти из нор.

Все змеи и ящерицы очень чувствительны к сотрясению земли.

31. Бананы срезают зелеными.

Созревшие бананы быстро портятся.

32. Кабан клыками подсекает дерево, как топором.

Кабана зовут секачом.

33. Павлин распускает перья и расхаживает с гордым видом.

34. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком.

Этих зверей называют млекопитающими.

35. Вороны наносят огромный урон урожаю.

Фермеры выставляют пугала, удерживающие ворон на расстоянии.

Упражнения на установление закономерности подбора слов

1. Клапан – флейта

Упражнения на замену словосочетаний одним, близким по смыслу

1. Остаться без еды – голодать

остаться без денег – обнищать

остаться с носом – проиграть

2. Смести пыль – вытереть

смести все со стола – съесть

смести все на своем пути – разгромить

3. Попасть в дом – зайти

попасть по руке – ударить

попасть в яблочко – угадать

4. Держать курс – направляться

держать спину прямо – не сутулиться

держать пари – спорить

5. Водить машину – управлять

водить в школу – провожать

водить за нос – обманывать

6. Вешать картину – прикреплять

вешать игрушки на елку – украшать

вешать лапшу на уши – обманывать

7. Подставить стул – придвинуть

подставить число в выражение – заменить

подставить друга – предать

8. Заливает луга – затопляет

Заливает бак – наполняет

Крепко заливает – врет

9. Идти вперед – продвигаться

идти назад – возвращаться

идти на дно – погибать

10. Болтать яйца – смешивать

болтать ногами – шевелить

болтать языком – разговаривать

11. Засыпать банку – наполнять

засыпать в яму – заваливать

засыпать вопросами – спрашивать

12. Заглянуть в окно – посмотреть

заглянуть в гости – зайти

заглянуть в душу – узнать

13. Защитить ребенка – оградить, обезопасить

защитить от холода – утеплить

защитить мнение – отстоять

14. Бросить мяч – кинуть

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Формирование действия установления причинно-следственных связей у дошкольников

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру (экологическое воспитание) и в повседневной жизни.

Формирование у дошкольников умственных действий: установление причинно – следственных связей

Семинар по ознакомлению педагогов с методическими рекомендациями по развитию умственных действий у детей дошкольного возраста.


Словесные игры на установление причинно-следственных связей (Еременко Е.А.)

Словесные игры на установление причинно-следственных связей (Еременко Е.А.).


Консультация: Игры на установление причинно-следственных связей

В консультации содержится полезная информация для родителей имеющих детей с ЗПР. Игры должны проводится систематически в свободное от занятий время, на прогулке, по дороге из детского сада, в ав.


Установление причинно- следственных связей в познании мира живой и неживой природы

Эксперементирование можно применять как эффективный способ обучения детей.


Картотека игр по установлению причинно- следственной связи


Освоение детьми способов установления причинно-следственных связей.

acute;Познавательный процесс человека включает в себя установление причинно – следственных связей при взаимодействии или процессах. Формирование у маленьких детей мыслительных операций причинно.

Цель: Научить детей находить причину событий.

Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование- кто из детей назовет больше большее количество причин, или на составление небольшого рассказа.

Для старших дошкольников можно брать простые причинно- следственные связи событий и явлений. С которыми они встречаются в жизни и при наблюдении за природой, а для младших школьников – многовариативные связи, предложить называть им не только реальные причины, но и необычные сказочные.

Играя с группой детей, можно предложить каждому найти причину, затем выяснить, какой вариант наиболее правильный или интересный.

Предлагаемые в пособии варианты можно развивать, придумывать другие.

В игре детям дается задание назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.

На участке детского сада все растения летом засохли, потому, что…

- Утром люди увидели, что дороги и тротуары замело снегом, потому, что…

- Утром на земле появились лужи, потому, что….

- Ребенок потерялся в магазине, потому, что….

- Башня, которую построил мальчик, развалилась, потому что…

- Мальчик надел ботинки не на ту ногу, потому что….

- Мама повела дочку к зубному врачу, потому что….

- Река вышла из берегов, потому что ….

- В квартире запахло газом, потому что….

- Все ветки деревьев покрылись инеем, потому что….

- Насекомые и ласточки кружатся низко над землей, потому что…

- В саду плоды не созрели, потому что…

- Зимой в квартире было холодно, потому что….

- Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что….

-Утром на траве еще лежала роса, потому что….

- Птицы улетают на юг, потому что….

- Все электроприборы в доме не работают, потому что….

- Река вышла из берегов, потому что….

- Человеку нужна разная обувь, потому что….

- Мама похвалила сына, потому что….

-Весной все птицы вьют гнезда, потому что….

«По какой причине произошли два события?

Научить детей старшего дошкольного возраста находить общую причину.

Ребенок может найти одну или несколько причин произошедших событий.

Папа - раскрыл книгу. - Комната наполнилась дымом. (Возможные общие причины : папа захотел приготовить по кулинарной книге обед; загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом, папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.)

Котенок подошел к блюдечку. - Мальчик не выучил уроки.

Утром отключили воду. – Папа опоздал на работу.

Дворник чистил весь день дорожки о т снега. - мама опоздала на работу.

Все прохожие промокли. - Наконец- то вылезли первые прохожие из земли.

Мама купила вкусный арбуз. - Папа, наконец- то поменял колесо на машине.

Многие ученики заболели. - Окна покрыты инеем.

Мама устроила дома праздник. - Мальчик получил хорошую оценку.

Эксперименты с объектами живой и не живой природы и установление причинно-следственных связей Одной из годовых задач в нашем детском саду является экспериментальная деятельность. (СЛАЙД №1) Хочу представить вашему вниманию «Эксперименты.

Дидактические игры для детей 3–5 лет

Дидактические игры для детей 3–5 лет Подойдут для воспитателей детских садов. Музыкально - дидактическая игра для детей 3 - 5 лет. "Назови музыкальный инструмент" Цель игры:.

Подвижные игры для детей 2–3 лет Солнышко и дождик Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. Описание.

Подвижные игры для детей 2–3 лет Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Трудно переоценить пользу.

Подвижные игры для детей 3–7 лет с подробным описанием правил игры Подвижные игры для детей 3-7 лет с подробным описанием правил игры. Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно.

Подвижные игры для детей 5–6 лет Подвижные игры для детей 5-6 лет Подвижная игра - это не просто игра, в которой нужно двигаться, ведь в этом случае ребенок просто мог бы.

Рекомендации родителям по установлению позитивных отношений с детьми. Детство-это не подготовка к жизни, а уже сама жизнь; Не нужно опускаться до уровня своего ребёнка, а стоит подняться до высоты его чувств;.

В мире нет ничего случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью. Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу.

Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, которое является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.

Ребенок 5—7 лет владеет достаточным объемом представлений об окружающем мире и может оперировать имеющейся у него информацией, довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и явлениями, которые ему хорошо знакомы.

В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно-следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне, нежели на предыдущих возрастных этапах дошкольного детства.

Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка 5-7 лет.


Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.




В этой игре нужно будет разобраться, какие предметы тяжелее других, а какие легче.

Взрослым-то хорошо, для них понятно, что книжка весит больше, чем карандаш, а стол тяжелее стула. Перейдите по данной ссылке и играйте вместе с ребенком:


Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило.

Например:
Шишка упала с елки. - Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе, выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

Это варианты предложений, которые можно предложить ребенку:

  • Котенок подошел к блюдечку. - Мальчик не выучил уроки.
  • Утром отключили воду. – Папа опоздал на работу.
  • Дворник чистил весь день дорожки от снега. - Мама опоздала на работу.
  • Все прохожие промокли. - Наконец-то вылезли первые первоцветы из земли.
  • Мама купила вкусный арбуз. - Папа, наконец-то поменял колесо на машине.
  • Многие ученики заболели. - Окна покрыты инеем.
  • Мама устроила дома праздник. - Мальчик получил хорошую оценку.

(Кликните на картинку, чтобы увеличить ее в размерах)

Играйте в эти замечательные игры и развивайте воображение ваших детей!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Причина и следствие

Цель: научить учащихся устанавливать причину и следствие событий, явлений

Формирование целостной картины мира через элементарные причинно-следственные связи, через экологическое и нравственное воспитание, стремления к размышлению и поиску

логического мышления, познавательного интереса, установление причинно-следственных связей;

развитие думающей личности;

3. Создание условий для воспитания нравственных качеств учащихся.

Азбука хорошего настроения.

Молодцы, вы знаете много хороших слов на букву. Т, надеюсь, эти качества есть у нас всех.

Цель : улучшение мозговой деятельности и профилактика нарушений зрения.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

Разминка. (3-5 минут)

Цель : создание у школьников определённого положительного эмоционального фона

Постановка темы и цели занятия.

Постановка проблемной ситуации.

Учитель читает сказку:

- Какой вопрос чаще всего задаете вы и дочь в сказке Следствие?

- Правильно: отчего и почему.

Переставьте буквы местами и прочитайте тему нашего занятия: АНИЧИРП И ЕИВТСДЕЛС.

Правильно, тема занятия ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ.

- Что такое причина, что такое следствие? Зачем нам нужно уметь это определять: На эти и другие вопросы мы найдём ответ на нашем занятии.

5. Работа по теме занятия

А) Беседа о причине и следствии

Примерное содержание беседы.

Работа с научными понятиями.

Все события, явления, действия происходят не сами по себе, а чем-то обусловлены, то есть имеют причину . Причина – это явление, вызывающее, возникновение другого явления. Возникнув, эти события сами становятся причиной следующих событий, действий, явлений. Такие последующие события так и называют — следствия. Следствие - это то, что вытекает из чего-нибудь, результат чего-нибудь, вывод. Например, пожар был следствием небрежного обращения с огнём. Если нагреть воду — она превратится в пар. Нагревание воды — причина , превращение в пар — следствие .

Одно следствие может вызываться разными причинами (огонь может быть вызван и трением, и ударом молнии, и зажиганием спички).

Учитель предлагает детям назвать разные причины одного следствия.
В свою очередь, одна и та же причина может порождать несколько следствий (огонь — это не только разрушение, но и тепло). Учитель предлагает детям назвать разные следствия одной причины.

Мальчик опоздал в школу, потому что (проспал, долго одевался, не хотел идти в школу, поскользнулся, упал, ударил ногу, опоздал на автобус, попал под дождь и т.д.)


Бывают случаи, когда одно событие при определенных условиях обязательно вызывает другое событие. Такая связь называется причинно-следственной .

Вывод: мы познакомились с научными понятиями.

Цель: научить детей находить причину событий.

Продолжите предложения. Каждый ученик получает по 2 высказывания и читает их.

Утром на земле появились лужи, потому что …

Мальчик попал под машину, потому что …

У девочки заболело горло, потому что …

Мама похвалила сына, потому что …

Лёд на реке растаял, потому что …

Река вышла из берегов, потому что …

Ученик получил двойку, потому что …

Весной птицы вьют гнёзда, потому что …

Птицы улетают на юг, потому что …

Человеку нужна разная обувь, потому что …

Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что …

Мама рассердилась на детей, потому что …

Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что …

Мальчик шёл по улице и упал, потому что …

Настольная лампа не горит, потому что …

В саду яблоки упали на землю, потому что …

В доме нет чистой посуды, потому что …

В квартире запахло газом, потому что …

Проверка: фронтальный опрос.

Вывод : мы учились определять причину, почему это произошло.

Весёлая переменка .

А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и рассчитанным на хорошую координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос (5 раз).

Работа по теме занятия.

Цель : научить детей устанавливать причину и следствие.

Каждый ученик получает небольшое стихотворение, читает его, отвечает на вопросы, устанавливает причину и называет следствие.

Забыли дети про цветы

И их не поливали.

А к концу недели

Все цветы завяли.

- Почему завяли цветы?

- Что дети должны были делать, чтобы цветы не завыли? Назовите причину и следствие .

Перебегал дорогу мальчик

Не там, где светофор стоит.

Машины ехали так быстро,

Что не смогли затормозить.

Попал тот мальчик под машину.

Найди аварии причину.

- Почему мальчик попал под машину? Почему машина не смогла затормозить? Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину? Назовите причину и следствие

Мальчик дома развлекался,

Спички чиркал, любовался.

Вот одна упала на пол,

Не заметил её он.

И сгорел от этой спички

Деревянный старый дом.

- Почему сгорел дом? Почему нельзя играть со спичками?

Как надо обращаться с огнеопасными предметами? Назовите причину и следствие

Всё лето не было дождя.

Трава вся пожелтела.

Потрескалась кругом земля.

И листья облетели.

- Почему пожелтела трава, и облетели листья? Почему потрескалась земля? Что ещё может случиться в засушливое лето? Назовите причину и следствие

Мама спит, она устала,

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

- Почему девочка не стала играть? Почему она не стала заводить волчка? Назовите причину и следствие

На улице такой мороз,

Что щиплет уши он и нос.

На улицу Наташа вышла

Без шапки, шарфа, нараспашку.

А вскоре Ната заболела.

Лежит теперь, хрипит и кашляет.

-Почему Наташа заболела? Как надо одеваться в мороз? Назовите причину и следствие

Пришла весна .

Пришла весна, и птицы прилетели.

Им вновь пора детишек заводить.

Скорее стали гнёзда себе вить,

Чтоб в них яички отложить.

- Почему прилетели птицы с юга? Почему стали вить гнёзда? Назовите причину и следствие

Шла по улице Алёна

Шла по улице Алёна и бананы уплетала.

Кожура упала наземь, поднимать её не стала.

За Алёной шёл прохожий,

Не заметил кожуру. Наступил

И поскользнулся, и коленку в кровь разбил.

-Почему прохожий разбил коленку? Почему он упал? Как кожура попала на тротуар?

Какие правила поведения на улице вы знаете? Назовите причину и следствие

Осень. Холодно. Нет больше мошек –

Птицам нечего есть, и они спозаранку

Стаей-клином на юг поскорей полетели.

- Почему птицы улетели на юг? Почему исчезли насекомые? Почему птицы на юг улетают большими стаями? Назовите причину и следствие.

Запись в тетрадь
Причина всегда предшествует событию, но не все, что предшествует, — это причина.

- Как же определить причину среди множества предшествующих событий?
Есть некоторые правила.

Запись в тетрадь.
Как найти причину?

Далее учитель предлагает текст для обсуждения. Нужно предположить причину события и предложить, как проверить это предположение.

Примеры текстов

«Алиса съела пирожок и стала расти: за минуту она выросла до потолка.
Когда ее, такую громадную, увидел кролик, он так испугался, что выронил перчатки и веер и убежал.

— Почему она уменьшается? Как это проверить?

Алиса поняла, что причиной тому веер, который она держала в руках, и тут же швырнула его на пол. И хорошо сделала, а то могла бы и вовсе исчезнуть.

И. Бурсов. Где же гость?

Дед Арбуз на чай с закуской.
Пригласил Кочан Капусты:
— Раздевайся, землячок!
Вот скамейка, вот крючок.
Дед Арбуз расставил чашки,
Обернулся к гостю дед:
На крючке висят рубашки,
На скамье лежат рубашки,
На полу лежат рубашки.
Где же гость? А гостя . нет.

— Куда делся гость? Как это можно проверить?

Е. Благинина

Мама тесто замесила.
Из пшеничной, из муки.
Я кусочек попросила,
Стала делать пирожки.
Я леплю, я делаю,
Только не пойму:
У мамы-то белые,
У меня-то серые.
Не знаю почему.

— Как выяснить причину?

Сравнить, чем отличаются мамины руки от дочкиных. После того, как девочка помоет руки, посмотреть, какого цвета будут ее пирожки.

Цель : проверка знаний учащихся по теме урока

Материал к заданию. 10 наборов из 5 слов, в которых имеются пары понятий, находящихся между собой в причинно-следственных отношениях.

Найди два понятия, одно из которых обозначает причину, а другое – следствие, то есть то, что происходит после и в силу действия этой причины.

Образование льда , север, мороз , погода, снег.

Осень , холод, дерево, листопад , время года.

Время года, весна , деревья, лето, таяние льда .

Кипение воды , образование пара , жара, кастрюля, солнце.

Радость, плач , таблетка, игра, боль .

Подарок , радость , кукла, игра, дети.

Вода, юг, море, волны , ветер .

Страх , ребёнок, опасность , явление природы, дом.

Дождь , вода, снег, солнце, лужа.

Горе , книга, телевизор, смех, слёзы.

Примечание . Понятия, обозначающие причину, выделены жирной шрифтом, а понятия, обозначающие следствие, - сплошной линией.

Б) Работа по карточке .

Цель : проверка знаний учащихся по теме урока

- Что является результатом действия причины? (Следствие.)

- Сделайте вывод по уроку, вставив ключевые слова урока (текст с пропусками записан на доске).

____________ всегда раньше ____________.
Если ____________ устранить, то не будет ____________.
У явления может быть не одна ____________ , а несколько.

- Где в жизни вы сталкиваетесь с причинами и их следствием?

А сейчас поработаем с сигнальными карточками, я буду читать вам утверждение, если оно верное, вы поднимаете +, если нет -

1. У явления может быть только одна причина –

2. Всё, что произошло раньше – причина -

3. У каждой причины есть следствие +

4. У явления может быть не одна причина +

- Молодцы, все справились с вопросами.

У: «Понравилось ли вам занятие? Какие задания показались вам наиболее интересными? Какие вызывали затруднение?

организация своей деятельности,

алгоритм выполнения работы,

саморегуляция, адекватная оценка своей работы.

Домашнее задание .

Найди причину следующих событий. Напиши причину.

Наводнение ___________________ (разлив реки, таяние снега).

Травма (перелом) _______________(падение).

Гололёд ______________________ (мороз после дождя).

Двойка _______________________ (невыученный урок).

Загар _________________________ (солнце).

Пошел дождь небо затянуло тучами

В цветке спрятан нектар пчела летит к цветку

Поздно лег спать опоздал в школу

Птицы улетают на юг дни становятся короче.

Пошел дождь, потому что небо затянуло тучами.

В цветке спрятан нектар , поэтому пчела летит к цветку.

Поздно лег спать, поэтому опоздал в школу

Птицы улетают на юг, потому что дни становятся короче.

На доске записаны 3-4 ряда слов. Нужно в каждом ряду найти два понятия, находящихся в причинно-следственных отношениях, и объяснить свой выбор (в одном ряду может быть несколько вариантов подходящих пар).

Читайте также: