Конспект коррекционного занятия по развитию речи

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия: развитие устойчивого зрительного контакта, развитие понимания обращенной речи, формирование самостоятельной фразовой речи ребенка.

образовательные: учить ребенка понимать простые фразы и выполнять инструкции, составлять предложения из двух слов (предмет и действие) по сюжетным картинкам, развивать умение самостоятельно использовать отработанные слова и фразы в экспрессивной речи.

коррекционные : развивать пространственно - временные представления, совершенствовать восприятие и навыки счета.

воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность при ответах на вопросы.

Ход занятия:

Здравствуй, как твои дела?

Как зовут твою маму?

Сегодня мы будем играть, смотреть картинки и петь песенки.

Рассматривание сюжетных картинок.

Составление простых фраз по образцу, по вопросам и самостоятельно.

1. Посмотри на картинки. Скажи, кто это.

2. Покажи, где мишка спит. мишка идет. и т.д.

Что делает? (картинки закрывает магнитами)

4. Посчитай магниты. Сколько всего? Дай красный. Какой это цвет?

Дай желтый. Какой это цвет?

Киска, киска, киска, брысь! (с движениями рук) – 2-3 раза.

Давай споем песенку про киску. Как она мяукает?

Это киса, мяу – мяу.

Возле печки, мяу – мяу.

Видит норку, мяу – мяу.

Ловит мышку, мяу – мяу.

Это киса, мяу – мяу.

Возле вазы, мяу – мяу.

Видит норку мышку, мяу – мяу.

Ловит мышку, мяу – мяу.

Это киса, мяу – мяу.

Возле шкафа, мяу – мяу.

Видит норку, мяу – мяу.

Ловит мышку, мяу – мяу.

Это киса, мяу – мяу.

Возле стула, мяу – мяу.

Видит норку, мяу – мяу.

Ловит мышку, мяу – мяу.

(рассматривание сюжетных картинок, показ киски и мышки, отработка звукоподражаний).

А теперь мы дружно встали,

Быстро руки вверх подняли,

Руки в стороны, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руки вверх, в кулачёк,

Разожмём и на бочок.

Руки вперёд, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Повернулись вправо, влево(2 раза),

Тихо сели - и за дело.

- Бери картинку. Кто это? Что делает? Положи на место. (ребенок составляет предложение по картинке и находит ее место на карточке).

Цель: Формировать умение запоминать и пересказывать сказку посредством использования предметно-схематических моделей.

Коррекционно-образовательные

• Формировать элементарные умения анализировать литературный текст (определять основных героев; выражать своё отношение к ним на уровне: кто нравится, кто нет и почему) доступным способом;

• Учить заменять ключевые слова значками-символами, с помощью знаков-символов заполнять схему-модель;

Коррекционно-развивающие

• Развивать понимание обращённой речи;

• Обогащать и активизировать словарный запас детей;

• Создавать ситуации, стимулирующие разговорно-диалогическую речь детей;

• Корригировать недостатки внимания, восприятия, мышления, двигательной координации, используя различные виды деятельности;

Коррекционно-воспитательные

• Воспитывать у детей трудолюбие, желание помогать друг другу;

1. Организационный момент

Повернёмся друг к другу, улыбнёмся, слушаем внимательно.

2. Артикуляционная гимнастика

Хомячок любит прятать орешки за щёки. Покажите, как он это делает?

С напряжением упираем кончик языка в щёки-то в одну, то в другую.

3. Работа над темой занятия

- Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости к сказке. А что это за сказка, вы сейчас отгадаете.

- Посмотрите, у меня есть волшебный сундучок. Слышите, в сундучке кто-то шуршит. Хотите его открыть? Надо сказать волшебные слова :

Посмотрите, кто это? (Мышка). Мышка утверждает, что она очень сильная и ловкая, потому что помогла вытащить из грядки огромный овощ. Я помогу вам угадать, что это за овощ. ( Показываю схему: цвет жёлтый, форма круглая, на вкус сладкая). (Достаю репку) Что же это за сказка?

Работа над содержанием сказки.

- Какого размера выросла репка? Покажите руками.

- Кто репку тянул? На электронном носителе показываю, прибавляя по одному герою сказки. (Дети работают с карточками)

- Как тянули репку? (Бабка за дедку т. д.)

- С чьей помощью удалось вытянуть репку? Покажите и назовите.

- Посмотрите внимательно на экран, всё ли здесь правильно? Давайте исправим, что не так. (На слайде два неверных кадра, лишний герой сказки и неправильное расположение героев сказки)

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация движения)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация движения)

И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)

Самостоятельная деятельность детей. Схематичное изображение героев сказки на отдельных карточках.

- Что вы видите на листке? (много кружков)

- Поиграем в волшебников и превратим эти кружки в героев сказки.

- Первый кружок превратим в репку. Какая она? (Большая, жёлтая, круглая)

-У репки сверху листики. Нарисуйте их.

- Пришёл дед репку тащить. Какой он? (Старый, усатый) нарисуйте деду усы.

- Пришла бабка. Какая она? (Бабка старенькая, на голове у неё платок)

- А внучка какая? (Маленькая) Нарисуем ей бантик.

- Внучка позвала Жучку. Нарисуем Жучке ушки и хвост бубликом, чтобы было понятно, что это собачка.

- Прибежала кошка. Что у неё на головке? (Ушки) Ушки остренькие, а ещё у кошки есть усы, нарисуем их.

- А последний кружок это мышка. У мышки есть длинный тоненький хвостик как ниточка. Дорисуем мышке хвостик.

- А теперь назовём и покажем всех героев сказки.

- Репка большая, круглая, с листочками.

- Дед старый, усатый.

- Бабка старенькая, на голове платочек.

- Внучка маленькая, с бантиком.

- У Жучки хвостик бубликом.

- Кошка усатая, ушки острые.

- Мышка маленькая, хвостик у неё как ниточка.

Пересказ сказки по мнемотаблице.

(Каждому ребёнку даётся таблица с пустыми ячейками, которые он должен заполнить, расположив по порядку героев сказки)

(Говорящие дети пересказывают сказку, безречевые дети выкладывают последовательно карточки в пустые ячейки мнемотаблицы)

Определение морали сказки.

- Как вы думаете, один дед смог бы вытащить репку? А мышка?

- Хоть большая репка,

Хоть сидела крепко,

Вместе репку все тащили,

Только дружбой победили!

Ты и я, ты и я, (дети указывают пальчиками друг на друга)

Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)

Вместе читаем, вместе играем,

Всегда и во всём мы друзьям помогаем.

4. Творческая деятельность детей

- Дети, а вы хотели бы продолжения этой сказки? Давайте подумаем, что было после того как, герои сказки вытащили репку? (Сварили кашу из репки) Как вы думаете, каша была вкусная? Наверное, каждый герой сказки заслужил подарок. Давайте подарим каждому герою сказки подарок. (Дети определяют, кому какой подарок предназначен и размещают его на листке – раскрашивалке.)

Шапка – деду Косточка - Жучке

Кастрюля – бабке Миска с молоком - кошке

Кукла – внучке Сыр - мышке

6. Обобщение. Рефлексия.

- Вам было интересно работать? Вы научились пересказывать сказку?


Визуальное расписание как форма альтернативной коммуникации с неговорящими детьми

Визуальное расписание как форма альтернативной коммуникации с неговорящими детьми С неречевыми детьми (как правило с аутизмом/аутическим спектром/поведенческими нарушениями) сложно заниматься с привычными нам пособиями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

коррекционного занятия по развитию речи.

Из всех знаний и умений самым

важным, самым необходимым

для жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышев

Подготовила:

Кудряшова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория

г. Губкинский, 2015

Предмет: коррекционное занятие по развитию речи (русский язык)

Цель занятия: ф ормирование, развитие и коррекция устной и письменной речи у детей с билингвизмом и ОНР, профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.

Основные задачи:

обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

формирование навыков словообразования и словоизменения;

обучение правильному грамматическому оформлению предложений;

формирование связной речи;

развитие фонематического восприятия;

развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;

формирование навыков общения на русском языке;

воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Ход занятия.

Вводная часть

I . 1.Учитель показывает 4 полоски цветной бумаги: белую, зелёную, красную и желтую (оранжевую).

2.С каким временем года можно связать каждый цвет?

(белый – зима, зелёный - весна, красный - лето и желтый – осень)

3.Расположите слова в правильном порядке, начиная с самого холодного, лютого, морозного времени года (2, 4, 1, 3)

4. Какое сейчас время года? (Зима) Назовите зимние месяцы.

Предшествующее и последующее время года, название месяцев).

5.Объясните, как вы понимаете пословицу.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

II. Основное содержание.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла

В гости к нам зима пришла

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Очень рада детвора.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло

Всем нам очень весело

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Дружно катимся с горы.

2.Выберите характерные признаки зимы.

Морозы, листопад, снегопад, замерзание водоёмов, появление молодой листвы, дожди, сокращение продолжительности дня.

Какие имена прилагательные могут охарактеризовать данные имена существительные?

Снег – …..(белый, пушистый, липкий)

Зима - ….( суровая, холодная, снежная);

Мороз - …(сильный, слабый, трескучий).

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

4. Работа с деформированным текстом.

а) позёмка, улица, метёт, по (По улице метёт позёмка).

б) окно, мороз, узор, на, нарисовал (Мороз на окне нарисовал узор.)

Дождь, град, снег, зима.

Сентябрь, декабрь, январь, февраль.

6. Ответь полным предложением:

- Сколько всего времён года? (3, 4, 7, 12).

- Сколько в году месяцев? (7, 12, 24).

- Сколько месяцев у каждого времени года? (3, 4, 7, 12).

- Назови 1; 2; 3 зимний месяц?

7. Назовите зимующих птиц (сороку, ворону, голубя, воробья, синицу)

синица - …(синицы), снегирь – …(снегири),

воробей – …(воробьи), сова – …(совы)

б)Выучите с ребёнком стихотворение:

Снегирь, и сорока, и клёст, и синица –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по – прежнему с нами ,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

8. Беседа

- За что вы любите зиму? (Игры в снежки, катание с горы, строительство снежной крепости, катание на лыжах и санках. )

- Игры в снежки, катание с горы,

строительство снежной крепости,

катание на лыжах и санках – это всё …?

hello_html_m4a14894f.jpg

- Подберите к слову ЗАБАВЫ похожие по смыслу слова. (ИГРЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ)

- Игры, развлечения, забавы – синонимы.

Синонимы – слова похожие по смыслу, но различные по звучанию и написанию.

9. К каждому снеговику подберите слова-синонимы, которыми можно их описать:

10. Слово. Предложение. Текст.

1. Найдите лишнюю картинку. Объясните свой выбор. (3)

2.Составьте текст из 3-4 предложений к картинкам.

hello_html_m8fd3b40.jpg
hello_html_m6e425f5d.jpg

hello_html_m54ce06f5.jpg
hello_html_m1a8f9d5b.jpg

11. Составление рассказа о подготовке к Новогоднему празднику.

праздник огромные красивый зал

ёлка красивый нарядная ёлка

дождь золотые разноцветные огоньки

колокольчики серебряный золотые колокольчики

зал нарядная серебряный дождь

шары весёлый огромные шары

огоньки разноцветные весёлый праздник

- Составить рассказ, используя данные словосочетания.

hello_html_m6f6db360.jpg

В красивом зале стоит ….. ёлка.

Дети украсили её … огоньками, … колокольчиками,

… .. дождем, …. шарами. Наступил … праздник!

Верный вариант

В красивом зале стоит нарядная ёлка. Дети украсили её разноцветными огоньками, золотыми колокольчиками, серебряным дождем, огромными шарами. Наступил весёлый праздник!

12. На Новогоднем празднике Дед Мороз дарит всем детям подарки! Конфеты и, конечно же, фрукты.

Уровень 1 (подсказка – карточки)

1 группа обучающихся 2 группа обучающихся

Опишите яблоко. Опишите мандарин.

hello_html_m4ac2ae66.jpg

hello_html_5fa7900b.jpg

Нарисуй и расскажи о своем любимом фрукте по плану.

Я люблю _____, он (она)_____ цвета, ____ формы, ____ на вкус. Из него (нее) можно приготовить ______. А я люблю есть его (ее) _____ (сырым, в варенье, в компоте).

ФИЗМИНУТКА (В приложении)

14. Компетентностно-ориентированное задание №1

Компетентность: Информационная
Аспект: Извлечение первичной информации
Уровень : I

Сложность задания - 1

Структура задания

hello_html_m57cb06d8.jpg

лемминг

тигр бурый медведь

полярная сова обезьяна белка

hello_html_d8ab17b.jpg

а) северный олень

б) полярная куропатка

в) бурый медведь

д) жираф песец крокодил

hello_html_75b6be66.jpg

з ) тигр

к) полярная сова

л) белый медведь

Инструмент проверки - Модельный ответ

а) северный олень +

б) полярная куропатка +

в) бурый медведь +

ж) белка + куропатка

к) полярная сова +

л) белый медведь +

Компетентностно-ориентированное задание № 2

Метапредметные результаты

Ключевая компетентность: коммуникативная

Аспект: письменная коммуникация

Класс – 2

Сложность задания - 1

Структура задания

Текст к заданию :

У этого полярного гиганта

белоснежная, чуть золотистая на солнце,

густая шерсть. Даже подошвы лап

шерстяные. Под тёплой шкурой толстый

слой жира. Жир спасает его от лютой

стужи и обвальных метелей. Плотный,

могучий, с острыми когтистыми лапами,

белый бродяга проплывает в ледяной воде

десятки километров. На воле - там, во льдах,

I I На дальнем …… (юге, севере, западе, востоке) крепкие морозы да

бескрайние снега, обвальные метели да долгие

полярные … (дни, ночи). А лето очень ….( короткое, длинное).

Здесь не встретишь лошадей и коров, зато раздолье …….

(овцам , северным оленям, лосям). У них густая и волнистая

шерсть, короткие ноги, красивые ветвистые рога.

Благодаря широким копытам они и в сугробы не проваливаются, и в топких болотах не вязнут.

Сама природа создала этих животных для севера. Они неутомимые в езде, мясо у них вкусное, молоко жирное, а из их шкур шьют тёплые ягушки, малицы, кисы.

Задачная формулировка:

Планируемый результат: осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

1)Прочитай текст и узнай, о каких животных говорится в I и I I текстах ?

2)Выбери и подчеркни правильный ответ:

А) як б) белый медведь в) лось г)северный олень

Планируемый результат: делить текст на части, составлять простой план текста.

Раздели данный текст на законченные смысловые части. Каждую часть озаглавь и запиши в виде плана.

Планируемый результат: Понимать информацию, представленную в неявном виде.

Закончи предложение: Северные олени – это животные… (отметьте √ )

Планируемый результат: делать выписки из используемых источников информации

Используя текст, напиши какую пользу приносит это животное человеку?

Ответы к приведенным заданиям:

1) Выбери и подчеркни правильный ответ:

А) як б) Белый медвед ь в) лось г) северный олень

Суровая Полярная ночь.

Описание северного оленя.

3.Закончи предложение: Северные олени – это животные… (отметьте √ )

4.Транспорт, пища, из шкур шьют одежду, покрытие на чум.

Итог урока. (Коллективная работа)

Составить рассказ о зиме.

Физкультминутка (с движениями)

- Давайте посмотрим, кто тут пробежал (присели). Следы петляют. (Заяц.)

- Кто это? Серый гонится за белым, хочет белым пообедать. (Волк.)

Что это на снегу? (шишки)

Кто же здесь обедал? Чей это хвост пушистый мелькнул среди ветвей? (Белка.)

Г) А здесь чья столовая? Кора содрана снизу доверху на осинах.

Ходит по лесу красавец ,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

1. Аврорин В.А. Двуязычие и школа.// Проблема двуязычия и многоязычия. М., 1972. - С. 49-62.

2. Амшоков Х.Х. Теоретические основы двуязычия и практика взаимосвязанного обучения устной речи на родном и русском языках: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1999.

3. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. // Известия АПН РСФСР. Вып. 70. - 1995. - С. 105-149.

4. Андреопулу Атанасия Типология специфических ошибок письма у греческих школьников: Автореф. дис. . канд.пед. наук. -М., 2002.

Интернет-ресурсы

3. Рисунки (Времена года. Описание фруктов.) Ткаченко Т.А., Готовимся к школе. М., РОСМЭН, автор, 2008

Нажмите, чтобы узнать подробности

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет — когда это бывает?

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает — когда это бывает?

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает — когда это бывает?

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает — когда это бывает?

3. Составление рассказов по 4 картинкам (признаки природы)

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

- С каким цветом можно связать зиму, весну, лето, осень? Почему?

4. Четыре цвета года

Белый (зима)
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.

Синий (весна)
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник - житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

Зеленый (лето)
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.

Желтый (осень)
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.

5.Составить рассказ по картинке (что изображено, цвет, признаки)

II. Звуки-буквы: А-У

1.Чем отличаются? (звуки произносим и слышим, буквы пишем и видим)

2. см. Методические рекомендации (занятие 1)

4. Артикуляция звуков: «Назовите звук, при произношении которого губы сложены трубочкой (У). Назовите звук, при произношении которого рот широко открыт (А). Характеристика: гласные звуки

6. Показ буквы А (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы – в тетраде)

7. повторить только те слова, которые начинаются на звук А (Оля, Аня, Инна, Анна, арка, урна и т.д.)

4. Показ буквы У (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

Как скажем ууупельсин или ааапельсин? И так с каждым словом …тюг,…льбом, …ши, …втобус,…тка,…стра. (прохлопать количество слогов, составить слоговые схемы с ударением – в тетераде)

Работа с геометриком: натянуть буквы А и У

III Изложение (устно)

Летом листва была зеленой. Осенью лес пожелтел и покраснел. Дуб перед окном надел цветной наряд. Во дворе много лип и берез. Двор стал очень красив.

Какой была листва летом?

Каким стал лес осенью?

Что произошло с дубом?

Каких деревьев много во дворе?

Каким стал двор?

IV Итог

Приложение 1


Занятие 2

Тема: Фрукты

- Где растут фрукты? (на деревьях).

- Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)

- Где растут фруктовые деревья? (в саду)

- Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

-круглый, оранжевый, большой, сочный, шершавый (апельсин)

-круглое, хрусткое, сладкое, красное (зеленое ,желтое) (яблоко)

-спелая, желтая, сладкая, сочная (груша)

-желтый, кислый, шершавый, овальный (лимон)

-синяя, сладкая (кислая), сочная, с косточкой (слива)

1.3 Составить описательный рассказ по плану:

Что можно приготовить?

Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душистое и т.д. Из яблока можно приготовить яблочный сок.

Звуки-буквы: Ы-Э

2.1 Артикуляция Ы: язык находится глубоко во рту. Характеристика: гласный.

2.3 Показ буквы Ы (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.6 Повторить:

2.7 Показ буквы Ы (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.8 Анализ слогов: эп, пэ, ты, ык

Работа с геометриком: натянуть буквы Ы и Э

яблоко, груша, лук, слива;

яблоко, апельсин, вишня;

банан, яблоко, абрикос;

баклажан, слива, ананас;

лимон, апельсин, банан;

1.7 Образование прилагательных от существительных. Например:

— Сок из груши какой? (Грушевый.)

— Варенье из яблок какое? (Яблочное.)

— Салат из фруктов какой? (Фруктовый.)

Пирог из яблок какой? (Яблочный)

Компот из яблок какой? (Яблочный)

Составить предложения с этими словами.

Приложение 2


Занятие 3

Тема: Овощи

1.1 Загадки

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)

Сладкий — съешь и целиком, Горький — тронешь языком, Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.)

1.3 Закончи фразу: Мама купила….Бабушка сварила….Оля нарисовала…..

Схема для составления рассказа о росте плодов:

-что можно приготовить?

1.4 Изложение (устно)

— Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными, тушеными. Из них
делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

2. Звуки-буквы: О-И.

2.1 Артикуляция О: губы вытянуты вперед, округлены. Характеристика: гласный

2.4 Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (в начале, середине, конце)

2.5 Показ буквы О (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.6 Артикуляция И: губы в улыбке.Характеристика: гласный

2.8 Показ буквы И (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.9 Работа с геометриком: натянуть буквы О и И

1.6 Вспомнить как можно больше овощей (картофель, лук, огурец, помидор, свекла, репа, редиска, редька, перец, капуста, морковь, чеснок, горох, баклажан, кабачок)

1.7 Учить составлять рассказ по схеме: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?

Решила я сварить суп. Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.)

Читайте также: