Конспект комедия или драма

Обновлено: 06.07.2024

Пример сочинения 2

Поистине поразительным фактом является то, что, создав многоплановую литературную смесь, Александр Грибоедов не нарушил стихотворную легкость своей комедии и все-таки сумел остаться в рамках этого жанра.

Как ему это удалось?

Ответ лежит в специфике личности самого Грибоедова. Вспомним, что помимо всего прочего он был пианистом-любителем, который оставил своим потомкам два великолепных фортепианных вальса. Причем эти вальсы обладают теми же качествами, что и его литературная пьеса – изяществом, легкостью, блеском и глубиной. Видимо, все эти качества органично уживались в душе Грибоедова и естественным образом переносились в его произведения – как литературные, так и музыкальные.

Такой человек, проживший такую жизнь, просто не мог вместить свой многогранный талант в пьесу какого-то одного жанра. Выход из положения один – создать оригинальное многожанровое литературное произведение. И Александр Грибоедов прекрасно справился с этой задачей.

Пример сочинения 3

Комедия А.С. Грибоедова " Горе от ума " является одним из великих произведений русской литературы. И у меня появился один волнующий вопрос : " Горе от ума" - это комедия или драма? Чацкий - главный герой этого произведения, который возвращается из путешествия в родную Москву. Цель его пребывания - Софья, которую он очень любит.

Однако сердце его любимой девушки украл господин Молчалин, у которого нет никаких искренних чувств к ней, который лишь ищет свою выгоду из этих отношений. Влюбленная Софья этого не замечает и видит в этом подлом человеке исключительно хорошие качества. Этим она ранит сердце Чацкого, который действительно любит ее, готов отдать все ради нее. Он не понимает, почему Софье нравится Молчалин, в котором нет ни души, ни сердца. А Софья говорит ему о Молчалине:

Но она не понимала, какой гнилой, лживый он был внутри. Молчалин скрывался под маской, играл роль " честного и хорошего " человека. Но в реальности оказался иным.

Любовь Чацкого и Софьи не смогла вырасти и окрепнуть, потому что они еще совсем молоды. Разлука погубила чувства молодой девушки, но не смогла погубить чувства главного героя. Отсюда и возникает любовная драма.

Чацкий встретил непонимание в обществе, которое отвергало его. Герой свободно высказывает свое мнение, обвиняет многих в корысти, жестокости и необразованности. Его не устраивает образ жизни богатых людей. Убеждения Чацкого и фамусовского общества различаются. Он осуждает подражание иностранному, крепостное право, отсутствие у людей стремления к образованию и просвещение. Чацкий не может находиться в обществе низких, подлых и глупых людей, которые осудили его за стремление к свободе слова, честность и ум. Главный герой одинок в этой борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.

Все проблемы морально давят на Чацкого. Его не любит Софья, отвергает общество, называя его сумасшедшим. Проиграл ли Чацкий в этой борьбе ? Он сдался, не продолжил бороться за свою любовь, тем самым дал повод считать себя побежденным. Но Чацкий был и победителем, потому что не захотел уподобиться этому стаду глупых, жестоких людей. Пускай его не поняли, оклеветали, он остался собой и стал победителем в этой игре по имени жизнь. И перед тем, как уйти, Чацкий говорит всему фамусовскому обществу:

Эта цитата показывает, что герой все равно придерживается своей точки зрения. Гончаров в статье " Мильон терзаний " так сказал о Чацком : " Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей." И я могу согласиться с этим мнением.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что " Горе от ума " - комедия. Потому что автор хотел высмеять недостатки московского общества. У А.С.Грибоедова получилось показать серьезность темы через смех.

Пример сочинения 4

Главным персонажем является Чацкий. Он возвращается в свой родной город (Москву) после путешествия. В первую очередь он хочет увидеть свою возлюбленную — Софью.

Однако, Софья теперь влюблена в господина Молчалина, который на самом деле заводит отношения с ней лишь ради собственной выгоды (но никак не ради любви). Сама Софья же этого не замечает. Она видит в Молчалине только хорошие качества, ничего не подозревая. Этот факт глубоко ранит Чацкого. Ведь он искренне любит её, совершенно не осознает, есть ли в Молчалине какие-то хорошие качества вообще, в то время как Софья говорит о нем так:

Он наконец: уступив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

Любовь Чацкого и Софьи не успела стать достаточно крепка, поскольку они ещё слишком молоды. Расставание героев (когда Чацкий покинул город, отправившись в путешествие) погасило тёплые чувства в Софье, чего нельзя сказать о центральном персонаже произведения. Это и есть очаг любовной драмы.

Более того, главный герой оказывается одиноким в московском обществе. Он в нем не находит себе места потому, что его не устраивают взгляды богатых людей. Он обвиняет их в необразованности, корысти и черствости. Чацкий считает людей, относящихся к фамусовскому обществу низкими и подлыми, потому он не может находиться с ними.

Пьеса драматурга была принята по-разному. Кто разделял мнение писателя, считали произведение идеальным, кто не одобрял позиции Грибоедова, те критически подошли к созданному труду. И естественно, здесь можно заметить и перепалки, ссоры и споры. И нам смешно наблюдать все это со стороны.

Мы видим, каким смешным представлен Чацкий. Он поступает здравомысляще, однако поступает совсем неправильно. Главный персонаж надоедает Софье своими признаниями в любви, несмотря на отталкивания девушки. Мы задаемся вопросом, отчего же он, не видевший ее три года, требует взаимности. Чацкий показан нам остроумным юношей. Когда он прибыл в Москву, то не желал сразу видеть Фамусова, а помчался к Софье. Молодой человек не желает конфликтовать с Фамусовым, но тот, начинает спорить с Чацким, да к тому же еще и поучает его. Он начинает юношу травить новостями о сватовстве Скалозуба, и эти выводит Чацкого из себя. Заметно, как постепенно раздражение принимает огромные масштабы. И вот уже на главный персонаж своим монологом выступает против этого общества.

Если посмотреть на произведение с комической точки зрения, то можно заметить, что во внешнем виде, например, Фамусова есть смешные моменты. И если этот чиновник такой забавный, то и остальные представители этого общества такие же комичные. Так и получается, что пьеса превратилась в комедию.

Однако у произведения есть и другая сторона. Мы видим, что здесь показана не только драма неудачных любовных отношений, но и крах идей передовых людей того времени. Ведь Чацкий в своем образе и показал именно таких представителей. И хотя он похож на человека одинокого, но предан свои убеждениям и мнению. Молодой человек бросает вызов фамусовскому обществу. Своим идеалом он считает свободу от подхалимства, преклонения перед вышестоящим начальством. Чацкий изобличает ложь, но при этом он остается в полном одиночестве. И здесь пьеса приобретает драматический смысл. Чацкого не только сломили старые силы, но он и был отвергнут из их круга. Параллельно с переплетением личной драмы и общественной здесь идет переплетение комедии с драмой. И хотя, зрители будут смеяться над происходящим на сцене во время просмотра, то поле окончания пьесы обязательно задумаются над ее концовкой.

Вариант 2

Таким образом, он старается донести их до всей России. Поэтому автор выставляет Москвы отчасти смешной, а комический эффект создается больше комическим несоответствием, чем другими приемами, которыми автор тоже не пренебрегает. Но постепенно все становится драмой и обретает настоящий драматический подтекст.

Произведение лучше считать сатирической комедией, а все несоответствия будут обусловлены только в социальных рамках. Автор подчеркивает, что внешнее и внутреннее может не соответствовать, мысли и поведения главных героев никогда не совпадают, например, Молчанин, несмотря на внешнюю угодливость, был настоящим циником.

А также индивидуальные несоответствия внутреннего и психологического состояния притягивают читателя по-своему, так на балу все привлекают внимание, а глуховатая графиня пытается объясниться с Тугоуховским, который плохо слышит. Они громко общаются на протяжении всего вечера, стараясь перекричать друг друга.

Дополняют картину комические эффекты, созданные благодаря пародийным образам. Так Репетилов является прямой пародией на Чацкого.

Из собеседников многие не слышат других, во время разговоров каждый пытается рассказать только о своем, при этом не принимая во внимание точку зрения другого человека. Каждый кричит свое мнение и при этом не хочет слушать.

Каждое действие помогает внешнему наблюдателю ощутить настоящий комизм ситуации, чувствуется настоящий сарказм и даже ирония, которая отдает настоящей горечью. При этом сами герои шутят все меньше и меньше, они не привыкли использовать юмор в повседневных разговорах.

К концу действия Чацкий уже не может шутить, но привык высмеивать все происходящее и всех, кто попадает в его поле зрения. К концу произведения оно становится все более драматичным и непредсказуемым, драма ощутимо нарастает к финалу. Драма внутреннего человека и его противостояния с внешним миром, ему трудно найти общий язык с самим собой, он не понимает, почему общество отвергает его.

Чацкий является проигравшим в любовном треугольнике, он проигрывает и в социальном противостоянии. София – барышня не глупая, поэтому не выбирает Чадского. Окружающее общество считает его сумасшедшим. Поэтому герой вынужден покинуть столицу, он бежит от конфликтов, создаваемым им на протяжении долгого времени. Общество радуется тому, что смогло выставить настоящего раздражителя за пределы доступного влияния.

Сочинение Комедия или драма — Горе от ума Грибоедова

Если еще раз прочитать название произведения, то можно понять, что умным людям очень даже тяжело живется в мире. И поэтому поводу ее можно назвать не комедией, а драмой. Многие люди стараются жить сами по себе и не связываться с другими людьми. А вот Чацкий не хочет ни с кем связываться, ведь общество его могут не только затравить, но и уничтожить.

Он во всем видит только плохое. Кроме этого он в каждом человеке видит только обманщиков или лжецов. Именно поэтому он не хочет искать себе ни друзей, ни знакомых. Он двигает различные идеи, вот только общество совсем не соглашается с этими идеями и делает все для того чтобы они не сбылись. И если другим все понятно, то сам Чацкий не понимает, почему это все происходит. Он даже начал встречаться с девушкой, которая ему сначала нравилась. Но немного погодя она также ушла от него, а все, потому что нашла пусть не такого умного и образованного, но зато он был человечным и простым человеком.

Немного погодя его объявили просто невыносимым и сумасшедшим человеком, который мешает обществу. А ведь менять уже созданную жизнь на другую им не хочется, да еще и времени они потратили на обустройство своей жизни очень много. И ему не оставляют выбора, как просто взять и уехать навсегда в другой город.

Тугоуховский практически никого не хочет слышать, да ему просто неинтересно мнение других людей. А вот его мнение должно волновать мнение других людей и каждый человек должен с ним считаться. Каждый из героев слышит только себя, а на другого человека им давно наплевать.

Автор считает свое произведение комедией в стихах. Вот только чисто комедией ее назвать невозможно. Здесь смешиваются разные типы и жанры.

Чацкий больше всего на свете любит Софью, а вот девушка любит совсем другого человека. Здесь нет счастливого конца, значит это уже не комедия.

Главному герою такое развитие сюжета не нравится и поэтому он разочаровывается во всех людях. И это уже считается драмой.

Кроме этого сам автор смеется над людьми, которые живут в этом городе, ведь они глупые и вульгарные и ничего не хотят менять в своей жизни.

Другие сочинения: ← Черты классицизма в произведении Горе от ума↑ ГрибоедовЖизненные идеалы Чацкого →

  • Автор: А. С. Грибоедов
  • Произведение: Горе от ума
  • Это сочинение списано 42 034 раз

Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького.

Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего создателя. Несмотря на то, что рукопись была подвергнута царской цензуре, народ России оценил ее по достоинству – комедией восхищались как простые люди, так и представители знати.

Комедия вскрывает все язвы и пороки, которыми страдала Российская империя, в первую очередь крепостное право.

Главным героем является Александр Чацкий – личность сколь яркая, столь же и трагичная.

Что позволило небольшому произведению войти в число бессмертных творений пера? Во-первых, живой стиль написания, острая критика всего дурного и уродливого, что было в те времена. Почти каждая фраза книги стала крылатой и прочно вошла в современный язык.

Живой язык — всего лишь одно из многочисленных достоинств книги, которых у нее много.

Борьба сердца и разума и ее влияние на протекание идейных баталий является центральным моментом в комедии. Ведь главный герой пронзен стрелой Амура, что мешает ему трезво оценивать ситуацию. Его эрудиция и блестящий интеллект оказались не в силах заметить изменений, произошедших в его возлюбленной Софье. Эмоции ослепили Чацкого, заставив его выглядеть умалишенным в глазах общества.

Прочитав комедию, читатель сочувствует Чацкому, разделяя его душевные муки.

Прошло почти два века, а воз и не двинулся. Современные Молчалины, Скалозубы и иже подобные по прежнему на вершине власти. А достойные люди вынуждены упорно бороться за место под солнцем.

Златой телец правит балом сегодня – власть и наличие миллионов в банке ценятся выше, чем духовое развитие. Быть сегодня интеллигентом означает обречь себя на трудности.

Последний крик души героя пронзает читателя до глубины сердца и можно лишь восхищаться пророческим даром Грибоедова, предвидевшего будущее. Больно видеть, что за 174 года общество не поменяло своих приоритетов.

В чем причина такой инерции, сохраняющейся веками? Один из героев – Фамусов видит ответ в том, безумцев стало больше, чем когда либо. Безумны и они сами, и дела что они творят, и убеждения, которым следуют.

Эта комедия будет актуальной всегда, пока в России не поменяется отношение к культуре и образованию – двум столпам морального развития.

Для нынешней молодежи важней всего следовать принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу.

Открытый урок позволяет раскрыть жанровое своеобразие пьесы, выяснить - комедия или драма?

ВложениеРазмер
zhanrovoe_svoeobrazie_komedii_griboedova.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжет и композиция.

- Раскрыть жанровое своеобразие пьесы.

- Выяснить - комедия или драма?

- Изучить мнение критиков по данному вопросу.

- Особенности композиции пьесы.

Тексты…внешне даже самые яркие и податливые,

говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

быть, величайшее творение всей нашей литературы…

I. Проверка домашнего задания.

II. Слово учителя.

Мы перечитали комедию вместе. Ваши выступления показали, как много интересных наблюдений, открытий вы для себя сделали.

Теперь нам предстоит обобщить наши наблюдения, систематизировать их, перевести на литературоведческий язык, то есть проделать важную аналитическую работу для того, чтобы понять авторское отношение к героям, увидеть не только то, ЧТО хотел сказать Грибоедов в своем произведении, но и КАК он это сделал и ЗАЧЕМ.

В первый эпиграф урока вынесены слова из работы французского историка Марка Бока (1886-1944)”Апология истории, или Ремесло историка”.

С чего начать анализ произведения?

С его жанра, потому что жанр-это те “ первые ворота, ” через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы “уметь спрашивать”.

III . Сопоставление разных высказываний о жанре комедии.

(Для эффективности работы желательно раздать ученикам заранее подготовленный материал.)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗДАЧИ НА УРОКЕ

“…Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя - больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…”

“Горе от ума”. - гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой - то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с Лермонтовкой желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором “жизни нет ”; мало этого : неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик…написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных”

“По существу, “Горе от ума” следовало бы назвать комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. ”…”

Реализм “Горе от ума” – это реализм высокой комедии – драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконичный, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный”.

Как оценили жанр пьесы Грибоедова литературные критики, писатели, поэты: И.А. Гончаров, А. Блок, Н.К. Пиксанов, А.А. Лебедев? (Оценка неоднозначная: комедия или драма.)

IV. Слово учителя.

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ КОМЕДИИ.

1. Приемы комического:

а) Главным прием, используемый в комедии Грибоедова, - комические несоответствия:

Фамусов (управляющий в казенном месте, но к обязанностям своим относится халатно):

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Комические несоответствия в речи и поведении:

Фамусов ( Лизе ): Ой! Зелье, баловница…

( Софии ): Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем.

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка,

Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Лизе о любви к Софье:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи Чацкого, обращенные к Софье, он произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации: разговор глухих (монолог Чацкого в I действии, разговор графини бабушки с князем Тугоуховским).

в) Комический эффект создает пародийный образ Репетилова.

г) Прием гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого и т.д.

Приведите примеры запоминающихся афоризмов из комедии Грибоедова (работа над интонацией произнесения!).

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ДРАМЫ

  1. Драматический конфликт героя общества.
  2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.

Мы убедились: в пьесе есть элементы и комического, и драматического начала. Вот почему мнение критиков неоднозначно.

V. Инсценировка финальных сценок, подготовленных учащимися (в двух интерпретациях – комической и трагической).

VI. Слово учителя.

VII. Работа над сюжетом и композицией комедии.

3. Охватывает ли любовный конфликт всех героев произведения, исчерпывается ли любовной историей все содержание пьесы?

Нет. Общественный конфликт в пьесе оказывается шире любовного сюжета.

VIII. Слово учителя .

Основным принципом общего плана пьесы Грибоедова является закон художественной симметрии.

Для Фамусова – это либо Молчалин, либо Чацкий; для Чацкого – Молчалин или Скалозуб; возможно, что для Скалозуба существует тот же вопрос, что для Фамусова; тут же строится и комический треугольник, вносящий дополнительные забавные недоразумения: Фамусов – Лиза – Молчалин; впрочем, как выясняется в конце второго действия, и тут двум неудачливым соперникам противостоит третий - Петруша.

Таким образом, общий план пьесы классически строен; в основе его – сопоставление любовной драмы и общественной трагедии Чацкого, которые, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают, но в то же время и ритмично чередуются, подробно рифмам при кольцевой рифмовке в двух четверостишиях.

IX. Домашнее задание.

1 группа – как развивается общественный конфликт в комедии?

2 группа – сопоставить взгляды Чацкого и представителей фамусовского общества по основным проблемам, поднятым в комедии.

3 группа – дать характеристику Фамусова.

4 группа – найти в тексте и выписать высказывания персонажей комедии об уме, безумии и глупости, распределив их в два столбика: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого.

Реализм общественного конфликта в комедии

В русской общественной мысли и в русской литературе после 1812 г. слились в нерасторжимом единстве и просветительские идеи, и романтическое воодушевление. Передовая дворянская молодежь во время Отечественной войны глубоко прониклась патриотическими чувствами, уважением и сочувствием к закрепощенному народу. Естественно, что вместе с этим она ополчилась против взглядов и нравов старого крепостнического общества, видя в нем неразумие, невежество, эгоистические интересы, вражду к свободе личности. Можно было бы привести немало свидетельств о новых мыслях и чувствах, владевших и воспитанниками лицея, и студентами Московского университета, и многими офицерами, участниками войн с Наполеоном!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"

папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце.


А.Н.Радижев. "Путешествие из Петербурга в Москву" Жанровое своеобразие.

Урок-лекция по творчеству А.Н. Радищева в 9 классе.



Жанровое своеобразие пьесы Чехова "Вишнёвый сад"

Презентация о жанровом своеобразии пьесы "Вишнёвый сад" А.П. Чехова + характеристики персонажей.


Цель:- ознакомить обучающихся с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием;- совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Что показано в пьесе

Сам Грибоедов назвал своё произведение комедией в стихах. Однако, прочитав его, можно найти ряд причин, чтобы не согласиться с ним.

Комедия — это жанр, в котором высмеиваются людские пороки: глупость, надменность, жадность, трусость. Сюжет её обычно забавный, герои попадают в неловкие ситуации и показывают свои отнюдь не лучшие качества. Перед читателем предстаёт сама суть каждого персонажа.

Поступки по ходу действия полностью показывают внутренний мир всех героев. И раскрываются нелицеприятные черты, которые и стремится высмеять автор. Под давлением обстоятельств некоторые люди способны на бесчестные поступки, обман, предательство. Другие же остаются верны своим нравственным убеждениям. Насмешка над ложными идеалами и показной добродетелью и есть смысл комедии.

Самодовольный Фамусов

Богатый чиновник Фамусов считает себя образцом нравственности. И всегда старается подчеркнуть это, желая поддерживать такое мнение окружающих о себе. Кроме того, хочет казаться справедливым и искренним. Однако на самом деле всё это лишь показная маска. Ведь стремиться казаться порядочным и являться им — вовсе не одно и то же. Но для него важно только поддержать собственную репутацию в свете и в глазах дочери. И это успешно ему удаётся.

Самодовольный Фамусов

  • удобства и комфорта, чтобы ощущать себя хозяином жизни и получать удовольствие,
  • признания в свете,
  • материальных благ.

Он противится всему, что может поставить под сомнение правильность существующих устоев, поэтому рассуждения Чацкого представляются ему непристойными и опасными. Его пустота, необразованность, чрезмерное самомнение и бахвальство полностью раскрываются в повести. Как и угодничество перед вышестоящими чиновниками. А с теми, кого он считает ниже, Фамусов обращается высокомерно и пренебрежительно, стремясь всячески подчеркнуть свой статус.

Угодливый приспособленец Молчалин

Этот молодой служащий низкого ранга готов заискивать перед высокими чинами, чтобы самому пробиться выше. А его интрижка с хозяйской дочерью так сатирически высмеяна автором, что этот герой предстаёт как бесстыдный и бессердечный циник. Безразличие к искренним чувствам девушки подчёркивают его чёрствость.

Скалозуб и Репетилов

Это второстепенные герои, но тоже едко высмеяны в пьесе. Автор показал их такими же бесполезными и бездушными, как Фамусова. Оба они ценят:

  • богатство,
  • положение в обществе,
  • нужные связи.

Скалозуб в чине полковника

Скалозуб получил свой чин полковника вовсе не за особые заслуги, а благодаря удачным обстоятельствам. Этот недалёкий военный не уважает и не признаёт образованность и любознательность. Он не может понять своего брата, который уединился в деревне и пристрастился читать книги. По его мнению, в них нет никакой пользы, вместо этого следует заводить знакомства с нужными людьми и полезные связи. А чтение — признак глупости, блажь. Важно правильно поставить себя в обществе и быть таким, как все.

Репетилов — человек добрый, даже искренний. Прежде тоже пытался стать чиновником, чтобы получить высокое положение, однако не сумел, ему не повезло. Он понимает, что искал дружбы пустых и никчёмных людей, стремился к балам, обедам и прочим светским развлечениям.

Еще статьи по пьесе Горе от ума:

В чём сомнение

Грибоедов показал своих героев как образец пустоты и фальшивой добродетели. Именно так, как и следует в этом жанре. Даже звучание фамилий героев: Молчалин, Тугоуховский, Хрюмины как бы с насмешкой характеризует своих обладателей.

Софья и девичьи грёзы

Софья — дочь Фамусова

Софья — дочь Фамусова, богатая и избалованная барышня. Она влюблена в молодого секретаря своего отца Алексея Степановича Молчалина. Её чувство к нему искреннее и неподдельное. Для девушки не имеет значения его низкий чин и бедность. Она видит в нём идеал, воплощение своей девичьей мечты, навеянной множеством романов. Её не волнует, что Молчалин — маленький человек и в их кругу не имеет веса.

Софью не интересует общественное положение, она ищет искренней любви и женского счастья. Ей кажется, что загадочное молчание её возлюбленного объясняется тонкостью души, мечтательностью и романтизмом. Когда отец говорит ей, что желал бы видеть её женихом Скалозуба, она заявляет, что ей всё равно, хоть за него, хоть в воду. Эту барышню нельзя назвать пустой кокеткой. Она не стремится блистать в свете, разбивая сердца, ей нужен лишь Молчалин, которого она любит.

Однако отношение Софьи к Чацкому, другу своего детства, вовсе не такое доброе и сердечное, каким было прежде. Наоборот, она не принимает его чувства. Её холодность больно ранит молодого человека, но это ей безразлично. Она не испытывает к нему ни малейшего сострадания. Ей не нравятся его язвительный ум, точные суждения, колкость. Она тяготится его обществом. И не задумываясь, пускает слух о его сумасшествии.

Насмешник Чацкий

Чацкий, хотя также вырос в этом обществе, совсем не похож ни на одного из других персонажей. Это искренний и честный молодой человек, который не пожелал смириться с ханжеством и пошлостью светской жизни и представителей высшего общества. Он прекрасно понимает их пустоту и не стремится доказывать кому-либо собственную состоятельность.

Насмешник Чацкий

Чацкий влюблён в Софью и страдает от её отчуждения. Он хочет узнать, кого любит девушка. Но никак не поймёт, чем могли привлечь её Скалозуб или Молчалин. Чацкий видит их такими, какие они есть — ничтожными и бездуховными. Софья же представляется ему совсем другой: прекрасной, чистой, искренней.

Этот персонаж противопоставлен образам Молчалина и Фамусова. Чацкий не заботится об отношении к нему окружающих его людей. Ему противны их лицемерие и фальшь. И нередко он ведёт себя довольно грубо.

И Софья, и Чацкий в конце произведения получили тяжкий удар. И для каждого из них он стал настоящей трагедией. В отличие от обычных комедий заканчивается эта пьеса вовсе не радостно, поэтому и хочется назвать её трагикомедией. Узнав, что Софья в самом деле влюблена в Молчалина, Чацкий был раздавлен. Но не менее болезненно ему было узнать о роли девушки в клевете на него.

Чацкий разочаровался

Разочарование в любимой, которая казалась ему идеалом, уничтожило его. И это настоящая человеческая драма. Так же как и разбитые мечты Софьи. И в том, какой болью им обоим пришлось заплатить за свои искренние чувства, вовсе нет ничего смешного.

Конечно, в конце произведения отсутствуют кровавая развязка и гибель кого-либо из героев. Возможно, именно поэтому Грибоедов представил свою поэму в стихах как комедию. Устами Чацкого он высмеял порочность великосветского общества. Однако это был смех сквозь слёзы.

Но к какому бы жанру ни отнести замечательное произведение Грибоедова, его идейный смысл не изменится. Проблема человеческих взаимоотношений, так ярко показанных в ней, вполне актуальна до сих пор.

Читайте также: