Конспект каргопольская игрушка подготовительная группа

Обновлено: 06.07.2024

Познакомить детей с историе й возникно вения пр омысла, о собенностями и э тапами изго товлени я карго польской игр ушки.

Развивать у де тей способно сти анали зировать, дела ть выводы, устанавливать простейшие пр ичинно - следственные связи .

Формировать у дошкольни ков потребно сть помогать друг другу , выра - жать свои действия в речи. Развивать память ,

Материалы к занятию : Народные игрушки , мультимеди йная устано вка, экран, презентаци я «Каргопольская гли няная

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Рассматривание знакомых игрушек из глины.

Воспитатель: Ребя та, какие бывают игру шки? Из чего они сдела ны? А в старину из чего делали игру шки вы знаете? (отве ты

Вот здесь на стола х стоят иг рушки разных областей нашей страны. Рассмотрите и х вниматель но, из чег о они сделаны?

Воспитатель: К то из вас сможе т расставить игрушки по элементам росписи? Попробу йте и расскажи те о своих игрушках

Воспитатель: Ребята, а это карг опольские игрушки. Их так назы вают, потому что мастерят их в далёком северном гор оде

Каргополе Арханг ельской области. Давным - давно, из ме стной кра сной гли ны в Каргополе начали делать посуду, а из

остатков глины стали делать игрушки . С давних времен жители этого города и ближайших окрестных деревень летом

держали скот, занимались земледелием, выращи вали х леб, а осенью, зимой и весной делали глиня ную посуду, а так как

жили крестьяне очень бедно, то своим детям они мастерили игрушки из остатков глины. Изготавливали их особым –

оставляла на светлой игрушке чёрный кружевной узор. Каргоп ольские игрушки были очень про стые. Современные

каргопо льские игрушки сохранили те, простые формы, но стали более изящные. В них чётко прорисованы детали.

Основные цвета росписи: чёрный, красный, жёлтый, бледно - зелёный, с иний. Осно вной узор – это круп ные круги и овалы с

обводкой другим цветом, так же используются т очки, линии, разноцветные чёр точки. О сновные в иды каргопольской

игрушки - это люди, жив отные (кони, медведи, олени, сказочные герои. Самая популярная к аргопольская игру шка – это

Каргопольски е игрушки не спутаешь ни с какими другими . Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть , то они

Цель: расширить представления детей с особенностями каргопольской игрушки и её росписью.

Интеграция образовательных областей:

1) Продолжать учить видеть и выделять характерные элементы росписи;

2) Продолжать учить детей работать с красками и кистью.

1) Развивать представления детей о каргопольской игрушке, и использовании каргопольских игрушек в быту.

2) Развивать представления детей о особенностях росписи каргопольской игрушки.

1) Воспитывать уважительное отношение к сверстникам,

2) Развивать способность работать в группе, делиться оборудованием в ходе исследовательской деятельности.

1) Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, подбирая правильные слова,

2) Обогатить словарный запас детей словами: Каргополь, глиняная, элементы, каргопольская игрушка и. т. д.

1) Развивать мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

Материалы и оборудование: Наглядный материал (различные силуэты каргопольских игрушек, элементы росписи, гуашь, кисточки, непроливайки, простые карандаши, листы бумаги, трафареты каргопольских игрушек.

Предварительная работа: рассматривание различных видов глиняных игрушек, беседы “Игрушки из прошлого”, “Каргопольская роспись”, сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”.

Логика образовательной деятельности:

№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

1 Загадывает детям загадку про игрушку. Говорит, что накануне её подруга ездила в город Каргополь, который когда-то славился своими глиняными игрушками. Их так и называли - каргопольская игрушка. (немного из истории возникновения каргопольской игрушки)

Но, к сожалению, эти игрушки сейчас практически невозможно найти, потому что почти совсем не осталось ремесленников, которые умели делать эти замечательные игрушки. И многие люди стали забывать, что раньше были такие игрушки и как они выглядят.

Предлагает детям побыть на месте ремесленников и расписать силуэт каргопольской игрушки характерной для неё росписью.

Дети отгадывают загадку и делают предположение темы занятия.

Дети соглашаются. Дети отгадывают и делают правильные или ложные выводы, что позволяет создать проблемную ситуацию.

Предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации с каргопольской игрушкой, обращая внимание детей на доску с демонстрационным материалом.

Акцентирует внимание детей на цветовое решение, элементы росписи и подробно рассказывает про особенности каргопольской игрушки.

Предлагает: “Ребята, а после того как мы распишем наши силуэты каргопольских игрушек, мы с Вами можем устроить выставку.

Показывает процесс росписи и дает комментарии своим действиям.

Внимательно рассматривают демонстрационный материал. (Различные силуэты глиняных каргопольских игрушек и элементы росписи).

Соглашаются и с удовольствием наблюдают за показом процесса росписи.

Дети совместно с воспитателем делают правильные выводы о сходстве и различии игрушек по внешнему виду.

Хлопают в ладошки

(хлопать в ладоши перед собой)

(повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки,

(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)

Влево, вправо наклонись,

(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.

(наклон головы вперед с поворотом туловища)

(наклоны головы вправо-влево)

(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)

В сарафанах наших пестрых

(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.

(хлопок в ладоши перед собой)

(хлопок по парте, повторить еще раз)

3 Следит за правильностью осанки у детей во время выполнения работы, за правильным положением кисти в руке у ребёнка.

Оказывает помощь детям, если они просят. Дети самостоятельно делают выбор трафарета и приступают к практической части.

Дети аккуратно пользуются кистью и красками при выполнении работы.

4 Задаё т вопросы:

-Ребята, силуэт какой игрушки мы сегодня расписывали?

-А какой росписью мы её расписывали?

-А кто из Вас может сказать, какие элементы характерны для этой росписи?

-Какие цвета мы использовали в своей работе?

Говорит детям: «Ребята, Вы все большие молодцы, вы очень хорошо постарались и теперь мы сможем с вами устроить выставку ваших работ и напомнить всем, что когда-то были такие игрушки. А когда-нибудь мы с Вами попробуем расписать уже глиняную каргопольскую игрушку из глины, которую слепим сами своими руками. Дети активно отвечают на вопросы. Дети справились с поставленной задачей.

Работы готовы к выставке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

15.10.2020 г.
Конспект НОД по рисованию (декоративное)

Цель : познакомить детей с промыслом, научить рисовать элементы росписи

Обучающие : познакомить детей с каргопольской глиняной игрушкой(местом возникновения промысла, процессом изготовления, колоритом росписи, научить рисовать элементы росписи)

Развивающие: развивать интерес к декоративно-прикладному искусству северного края, изобразительные способности детей

Воспитательные: воспитывать уважение к труду мастеров, любовь к родному краю

Словарная работа: каргопольская роспись, Полкан,

Предварительная работа: декоративное рисование по мотивам дымковской глиняной игрушки, рассматривание каргопольских игрушек, иллюстраций с их изображением

Используемые материалы : мультимедийная презентация каргопольской глиняной игрушки, гуашь 7 цветов, кисти №2, листы бумаги,

карточки с элементами росписи.

Форма работы : совместная деятельность

1.Приветствие

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть

Очень рада я!

2.Организационный момент

Воспитатель предлагает сесть на стульчики перед экраном.

3.Показ слайдов, сопровождающийся рассказом воспитателя:

3. Город Каргополь

Воспитатель: «Чтобы уметь расписать игрушку, нужно научиться рисовать части узора – элементы, хотите научиться?

-Тетёра шла, маховая шла,

Шла по улочкам, по закоулочкам.

Сама прошла, детей провела.

Самого хорошенького оставила!

5. Показ приемов рисования элементов.

В каргопольской росписи используется разноцветье. В узорах - большие кресты, круги, овалы, кольца, полоски. Это все символы солнца.

Круг и крест внутри его говорит, что светит солнце на весь вольный свет и все времена года от него зависят.

Круг и рядом с ним дуга- это солнце и луна, день и ночь. Овалы по форме напоминают зерна, полоски- это лучи солнца, растения.

На голове у женщин кокошники, шапки, перевязки, которые также украшают солнечными знаками – полосками, кругами. Мужская одежда расписана проще и состоит из полосок и точек.

Вы знаете, как на севере солнце называют?

6.Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

(Тянем кисти в стороны.)

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

7.Самостоятельная деятельность детей

8. Рефлексия: «Молодцы, теперь вы сможете расписать игрушку, а сейчас посмотрите на иллюстрацию и скажите, как называются эти игрушки, где их сделали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера.

Конспект занятия по знакомству с каргопольской игрушкой

Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера.

Организационная игра

Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип!

Мастера посуду из глины делали, и старик решил из глины игрушку вылепить. Затем изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали.

В: Сейчас я покажу вам картинки различных игрушек (демонстрация иллюстраций).

Ребята, а это каргопольские игрушки. Их так называют, потому что мастерят их в городе Каргополе. Каждая игрушка — создание одного мастера. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Основные цвета росписи каргопольских игрушек: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки.

Основные виды каргопольской игрушки - это люди, животные кони, медведи, олени, сказочные герои. Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек-полуконь.

Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами.

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение о каргопольской игрушке:

Читайте также: