Конспект каргопольская игрушка подготовительная группа
Обновлено: 06.07.2024
Познакомить детей с историе й возникно вения пр омысла, о собенностями и э тапами изго товлени я карго польской игр ушки.
Развивать у де тей способно сти анали зировать, дела ть выводы, устанавливать простейшие пр ичинно - следственные связи .
Формировать у дошкольни ков потребно сть помогать друг другу , выра - жать свои действия в речи. Развивать память ,
Материалы к занятию : Народные игрушки , мультимеди йная устано вка, экран, презентаци я «Каргопольская гли няная
Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Рассматривание знакомых игрушек из глины.
Воспитатель: Ребя та, какие бывают игру шки? Из чего они сдела ны? А в старину из чего делали игру шки вы знаете? (отве ты
Вот здесь на стола х стоят иг рушки разных областей нашей страны. Рассмотрите и х вниматель но, из чег о они сделаны?
Воспитатель: К то из вас сможе т расставить игрушки по элементам росписи? Попробу йте и расскажи те о своих игрушках
Воспитатель: Ребята, а это карг опольские игрушки. Их так назы вают, потому что мастерят их в далёком северном гор оде
Каргополе Арханг ельской области. Давным - давно, из ме стной кра сной гли ны в Каргополе начали делать посуду, а из
остатков глины стали делать игрушки . С давних времен жители этого города и ближайших окрестных деревень летом
держали скот, занимались земледелием, выращи вали х леб, а осенью, зимой и весной делали глиня ную посуду, а так как
жили крестьяне очень бедно, то своим детям они мастерили игрушки из остатков глины. Изготавливали их особым –
оставляла на светлой игрушке чёрный кружевной узор. Каргоп ольские игрушки были очень про стые. Современные
каргопо льские игрушки сохранили те, простые формы, но стали более изящные. В них чётко прорисованы детали.
Основные цвета росписи: чёрный, красный, жёлтый, бледно - зелёный, с иний. Осно вной узор – это круп ные круги и овалы с
обводкой другим цветом, так же используются т очки, линии, разноцветные чёр точки. О сновные в иды каргопольской
игрушки - это люди, жив отные (кони, медведи, олени, сказочные герои. Самая популярная к аргопольская игру шка – это
Каргопольски е игрушки не спутаешь ни с какими другими . Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть , то они
Цель: расширить представления детей с особенностями каргопольской игрушки и её росписью.
Интеграция образовательных областей:
1) Продолжать учить видеть и выделять характерные элементы росписи;
2) Продолжать учить детей работать с красками и кистью.
1) Развивать представления детей о каргопольской игрушке, и использовании каргопольских игрушек в быту.
2) Развивать представления детей о особенностях росписи каргопольской игрушки.
1) Воспитывать уважительное отношение к сверстникам,
2) Развивать способность работать в группе, делиться оборудованием в ходе исследовательской деятельности.
1) Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, подбирая правильные слова,
2) Обогатить словарный запас детей словами: Каргополь, глиняная, элементы, каргопольская игрушка и. т. д.
1) Развивать мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
Материалы и оборудование: Наглядный материал (различные силуэты каргопольских игрушек, элементы росписи, гуашь, кисточки, непроливайки, простые карандаши, листы бумаги, трафареты каргопольских игрушек.
Предварительная работа: рассматривание различных видов глиняных игрушек, беседы “Игрушки из прошлого”, “Каргопольская роспись”, сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”.
Логика образовательной деятельности:
№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Загадывает детям загадку про игрушку. Говорит, что накануне её подруга ездила в город Каргополь, который когда-то славился своими глиняными игрушками. Их так и называли - каргопольская игрушка. (немного из истории возникновения каргопольской игрушки)
Но, к сожалению, эти игрушки сейчас практически невозможно найти, потому что почти совсем не осталось ремесленников, которые умели делать эти замечательные игрушки. И многие люди стали забывать, что раньше были такие игрушки и как они выглядят.
Предлагает детям побыть на месте ремесленников и расписать силуэт каргопольской игрушки характерной для неё росписью.
Дети отгадывают загадку и делают предположение темы занятия.
Дети соглашаются. Дети отгадывают и делают правильные или ложные выводы, что позволяет создать проблемную ситуацию.
Предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации с каргопольской игрушкой, обращая внимание детей на доску с демонстрационным материалом.
Акцентирует внимание детей на цветовое решение, элементы росписи и подробно рассказывает про особенности каргопольской игрушки.
Предлагает: “Ребята, а после того как мы распишем наши силуэты каргопольских игрушек, мы с Вами можем устроить выставку.
Показывает процесс росписи и дает комментарии своим действиям.
Внимательно рассматривают демонстрационный материал. (Различные силуэты глиняных каргопольских игрушек и элементы росписи).
Соглашаются и с удовольствием наблюдают за показом процесса росписи.
Дети совместно с воспитателем делают правильные выводы о сходстве и различии игрушек по внешнему виду.
Хлопают в ладошки
(хлопать в ладоши перед собой)
(повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки,
(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Влево, вправо наклонись,
(наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись.
(наклон головы вперед с поворотом туловища)
(наклоны головы вправо-влево)
(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)
В сарафанах наших пестрых
(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)
Вы похожи словно сестры.
(хлопок в ладоши перед собой)
(хлопок по парте, повторить еще раз)
3 Следит за правильностью осанки у детей во время выполнения работы, за правильным положением кисти в руке у ребёнка.
Оказывает помощь детям, если они просят. Дети самостоятельно делают выбор трафарета и приступают к практической части.
Дети аккуратно пользуются кистью и красками при выполнении работы.
4 Задаё т вопросы:
-Ребята, силуэт какой игрушки мы сегодня расписывали?
-А какой росписью мы её расписывали?
-А кто из Вас может сказать, какие элементы характерны для этой росписи?
-Какие цвета мы использовали в своей работе?
Говорит детям: «Ребята, Вы все большие молодцы, вы очень хорошо постарались и теперь мы сможем с вами устроить выставку ваших работ и напомнить всем, что когда-то были такие игрушки. А когда-нибудь мы с Вами попробуем расписать уже глиняную каргопольскую игрушку из глины, которую слепим сами своими руками. Дети активно отвечают на вопросы. Дети справились с поставленной задачей.
Работы готовы к выставке.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
15.10.2020 г.
Конспект НОД по рисованию (декоративное)
Цель : познакомить детей с промыслом, научить рисовать элементы росписи
Обучающие : познакомить детей с каргопольской глиняной игрушкой(местом возникновения промысла, процессом изготовления, колоритом росписи, научить рисовать элементы росписи)
Развивающие: развивать интерес к декоративно-прикладному искусству северного края, изобразительные способности детей
Воспитательные: воспитывать уважение к труду мастеров, любовь к родному краю
Словарная работа: каргопольская роспись, Полкан,
Предварительная работа: декоративное рисование по мотивам дымковской глиняной игрушки, рассматривание каргопольских игрушек, иллюстраций с их изображением
Используемые материалы : мультимедийная презентация каргопольской глиняной игрушки, гуашь 7 цветов, кисти №2, листы бумаги,
карточки с элементами росписи.
Форма работы : совместная деятельность
1.Приветствие
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть
Очень рада я!
2.Организационный момент
Воспитатель предлагает сесть на стульчики перед экраном.
3.Показ слайдов, сопровождающийся рассказом воспитателя:
3. Город Каргополь
Воспитатель: «Чтобы уметь расписать игрушку, нужно научиться рисовать части узора – элементы, хотите научиться?
-Тетёра шла, маховая шла,
Шла по улочкам, по закоулочкам.
Сама прошла, детей провела.
Самого хорошенького оставила!
5. Показ приемов рисования элементов.
В каргопольской росписи используется разноцветье. В узорах - большие кресты, круги, овалы, кольца, полоски. Это все символы солнца.
Круг и крест внутри его говорит, что светит солнце на весь вольный свет и все времена года от него зависят.
Круг и рядом с ним дуга- это солнце и луна, день и ночь. Овалы по форме напоминают зерна, полоски- это лучи солнца, растения.
На голове у женщин кокошники, шапки, перевязки, которые также украшают солнечными знаками – полосками, кругами. Мужская одежда расписана проще и состоит из полосок и точек.
Вы знаете, как на севере солнце называют?
6.Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
(Тянем кисти в стороны.)
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
7.Самостоятельная деятельность детей
8. Рефлексия: «Молодцы, теперь вы сможете расписать игрушку, а сейчас посмотрите на иллюстрацию и скажите, как называются эти игрушки, где их сделали?
Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера.
Конспект занятия по знакомству с каргопольской игрушкой
Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера.
Организационная игра
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип!
Мастера посуду из глины делали, и старик решил из глины игрушку вылепить. Затем изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали.
В: Сейчас я покажу вам картинки различных игрушек (демонстрация иллюстраций).
Ребята, а это каргопольские игрушки. Их так называют, потому что мастерят их в городе Каргополе. Каждая игрушка — создание одного мастера. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Основные цвета росписи каргопольских игрушек: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки.
Основные виды каргопольской игрушки - это люди, животные кони, медведи, олени, сказочные герои. Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек-полуконь.
Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение о каргопольской игрушке:
Читайте также: