Конспект измерение длины в средней группе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ортаңғы то бындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в с редн ей группе

Өткізу күні/Дата проведения: 23.02.2018

Тәрбиеші/Воспитатель: Кушербаева З.Б.

Білім беру саласы/Образовательная область: Познание

Пән/Предмет: ФЭМП

Өтпелі тақырып/Сквозная тема:

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная:

2.Дамытушылық развивающая: развитие умения сравнивать две группы предметов.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии : ИКТ, игровая, личностно – ориентированная

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: коробка с сюрпризом, конверты, презентация.

Билингвалдық компонент. Билингвальный компонент: ұзақ – длинный, қысқа – короткий.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние, например, от стола до окна. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения — разные?

Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них — маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.

2. Негізі бөлімі/основная часть

На фланелеграфе выставляется изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину.
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай.

Воспитатель спрашивает:
-Как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему?
Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев.
Детей надо подвести к выводу: если измеряют длину разными мерками, то получаются разные результаты; число мерок больше, когда мерка меньше. Для этого можно использовать следующий диалог:
-Какова длина Удава в слонах, мартышках, попугаях? (2 слона, 4 мартышки, 8 попугаев).
-Почему получились разные числа? (У всех зверей разные шаги).
-Когда получается больше шагов — когда они крупные или маленькие? (когда шаги маленькие, их больше).
-А длина Удава меняется при измерении шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).

На столах у детей ленты и полоски разной длины (полоски укладываются по длине стола целое число раз).
Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, локтями, саженями, пядями и т.д., и показывает, как измерить длину ленты саженями и локтями. Затем дети самостоятельно измеряют саженями и локтями свои ленты.
После этого дети измеряют длину стола пядями, полосками разной длины. Для удобства после каждого выкладывания мерки можно выставлять фишку (палочки). Тогда число мерок равно числу фишек (палочек).
В процессе этой работы закрепляются представления о том, что большая мерка уместится по длине стола меньше раз.

3. Қорытынды/итоговая часть

Ребята, что мы с вами делали сегодня на нашем занятии?

-Что нового и интересного вы узнали?

-Понравилось вам работать с мерками?

-Хотите продолжить измерения?

-На следующем занятии мы с вами продолжим наши измерения. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы, старались и были внимательными. Всем спасибо

Цель : Формировать понимание зависимости результата измерения длины от величины мерки.

Задачи : Тренировать умение измерять длину с помощью мерок. Продолжать учить ориентироваться на плоскости (правый верзний,нижний угол; левый правый. нижний угол) Закрепить понимание зависимости результата измерения длины от величины мерки, развивать воображение, внимание,коммуникативные качества.

Материал: Для моста: 3 дощечки разной длинны, мерка. Для посадки : на каждого ребёнка лист зелёного цвета, цветы, ёлочки. Для выкладывания плитки : мерки (2) разной длинны,плитка на каждого ребёнка. Ход занятия

Восп. Ребята,смотрите к нам пришло письмо от Короля. Он просит,чтобы мы помогли ему навести порядок в его королевстве,сделали ремонт. Он ждёт гостей из других королевств на бал. И здесь он пишет что нам нужно сделать. 1. Построить мост через широкую реку. 2. Выложить пол из плитки. 3. Посадить цветы и ёлки.

Воспитатель с детьми отправляются в путь. На пути они встречают Медведя и Мышонка, которые никак не могут измерить шагами дорогу к королевству.

Воспитатель предлагает помочь им. Один ребёнок будет измерять дорогу шагами с Мышонком, а с Медведем воспитатель. Воспитатель предлагает детям сделать вывод, почему у Медведя получилось меньше шагов (5,а у Мышонка больше (7,если дорога одна и таже. Вывод: чем больше мерка, тем число меньше,чем мерка меньше, тем число больше. Воспитатель вместе с детьми подходит к реке. Нужно построить мост, выбрав из 3 досок разной длинны, подходящую по размеру. Восп. Как вы будете выбирать доску для строительства моста?

Под руководством воспитателя,дети приходят к выводу, что нужно измерить ширину реки, а потом длину доски с помощью мерки и сравнить полученные результаты. Сначала воспитатель показывает,как нужно измерять,а потом предлагает детям. Вместе находят нужную доску и кладут через реку.

Следующее задание,посадить цветы и елочки. У каждого ребёнка лист зелёной цвета. Воспитатель даё т указания: посадить красный цветок в верхний правый угол,посадить ёлочку в левый нижний угол и т п.

Дальше воспитатель предлагает детям выполнить последнее задание,выложить плитку Восп. Ребята,как вы думаете,одинакового ли размера должна быть плитка,которую будем выкладывать? Чем вы уже измеряли длину? (шагами, мерками) Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять плитку и измерить её меркой. После, как измерили спросить,у кого сколько получилось. Почему у одних 3 мерки,а у других 2. Вывод: мерки разные по длине.

Воспитатель предлагает выложить плитку по цветам,ритмично-,жёлтая,синия,жёлтая синия

.В конце занятия приходит Король,он хвалит и благодарит детей за помощь и вручает им подарок.

Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.

Задачи:

  1. Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов, формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения, учить измерять меркой.
  2. Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  3. Воспитывать интерес к математике, развивать навыки сотрудничества.

Материалы к занятию:
Демонстрационный – изображения зверей для измерения длины Удава, 3-4 картинки, связанные одним сюжетом, карточки с отрезком числового ряда.
Раздаточный – ленты, плоские – мерки, зеленые листы, геометрические фигуры разного цвета и разной формы, цифры от 1 до 8.

Ход занятия:

  1. Зависимость результата измерения от величины мерки.

1) Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние, например, от стола до окна. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения – разные?
Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них – маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.

2) На фланелеграфе выставляется изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину.
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай.

Воспитатель спрашивает:
-Как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему?
Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев.
Детей надо подвести к выводу: если измеряют длину разными мерками, то получаются разные результаты; число мерок больше, когда мерка меньше. Для этого можно использовать следующий диалог:
-Какова длина Удава в слонах, мартышках, попугаях? (2 слона, 4 мартышки, 8 попугаев).
-Почему получились разные числа? (У всех зверей разные шаги).
-Когда получается больше шагов – когда они крупные или маленькие? (когда шаги маленькие, их больше).
-А длина Удава меняется при измерении шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).

3) На столах у детей ленты и полоски разной длины (полоски укладываются по длине стола целое число раз).
Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, локтями, саженями, пядями и т.д., и показывает, как измерить длину ленты саженями и локтями. Затем дети самостоятельно измеряют саженями и локтями свои ленты.
После этого дети измеряют длину стола пядями, полосками разной длины. Для удобства после каждого выкладывания мерки можно выставлять фишку (палочки). Тогда число мерок равно числу фишек (палочек).
В процессе этой работы закрепляются представления о том, что большая мерка уместится по длине стола меньше раз.


Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.

Задачи:

Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов, формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения, учить измерять меркой.

Способствовать развитию логического мышления, внимания;

Воспитывать интерес к математике, развивать навыки сотрудничества.

Оборудование: набор цифр 1, 2, 3, 4, кастрюля, молоточек, мяч, тарелочки, ложечки, геометрические фигуры, цветы, сказочные герои.

Раздаточный материал – наборы (по количеству детей): цифр 1 - 5; геометрические фигуры, индивидуальное полотно, конверт с рыбкой, полоски - мерки, заготовки для ленточки для куклы или ремонта книг. Квадрат.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Организационный момент.

Устный счет.

Сейчас я ударю молоточком по кастрюльке, а вы должны закрыв глаза, на слух определить, сколько раз я ударила. Количество ударов показали на карточках.

- Кто по счету стоит первый, кто третий, а кто последний, ?

- Какой по счету стоит дед, какая по счету стоит бабка, мышка?

- Сосчитать до 10, обратно,

- Спасибо, малыши, молодцы, выполнили задания бабки.

Помогу я деду репку тащить.

Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Внучка и говорит:

- Помогу вам, только детки пусть меня познакомят со способами измерения предметов и их сравнению. Познакомим ребята?

В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца, . Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.

Внучка хочет купить такую же ленточку, а как измерить не знает, давайте поможем ей измерить.

Давайте вместе измерим длину ленты для нашей внучки. (измеряем локтем, пядью)

Почему получились разные результаты?

У всех разная длина локтя, ладошки.

Вспомните правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.

Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.

А пойдет внучка в магазин вот по эти дорожкам, они и у вас в лоточках. Скажите по какой дороге быстрее дойдет? Как узнать, которая дорожка короче?

Б) Сравнение по длине с помощью непосредственного наложения.

Сравните дорожки между домиками.

А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы. Эти полосочки нам нужны для ремонта книг.

Г) Практическая работа

Измерим полосы с помощью мерки.

Вывод: число мерок 3.

- благодарю вас, ребята! Помогли вы мне, познакомили со способами измерения предметов и их сравнение.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

- Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть детки со мной отдохнут.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают).

Отдохнули, помогите мне решить задачки:

Я читаю веселые задачи - стихи. А дети по ходу действия выкладывают круги у себя на столе и находят ответ на вопрос задачи.

1. Потеряла крольчиха крольчат, а крольчата лежат и молчат:

За кадкой – один. За кормушкой – один,

Под листом – один. Под кустом – один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти.

В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

Два павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами.

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Кто старше трехлетний Петя или пятилетний Саша?

На сосне выросло 2 яблока, а на березе 1груша.

Сколько выросло фруктов на деревьях?

Ответ: фрукты не растут на этих деревьях.

Если стол выше стула, то стул…?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: Тоньше верёвки.

Спасибо ребята, помогли.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Жучка позвала кошку.

- Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.

- На столах у вас конверты. Соберите рыбку по схеме. (танаграм)

(дети группами собирают, кто первые получают цветок)

- Молодцы, ребята! Пойду помогу репку тянуть.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.

- Помогу, если дети расскажут, что нового они узнали, чему научились?

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Спасибо вам за помощь, ребята.

Кто из вас знает, какой же праздник впереди?

23 февраля праздник. Красный день календаря. В этот день отца и деда поздравляет вся семья. Действительно, в этот день все внимание обращено на наших мужчин. В этот день мы празднуем День защитников Отечества. А мы поздравим деда из нашей сказки заработанными цветами. Всем большое спасибо.

Ряд геометрических фигур.

- Что это, как назовем одним словом? (геометрические фигуры)

- Как можно разбить на две группы? (по цвету, по размеру, по форме)

- К 3 кружкам добавляю 1 квадрат. Сколько у вас всего стало фигур? (4)

- Как получили 4? (3+1=4)

- А что получится, если к 1 квадрату добавить 3 кружка? (тоже 4) (1+3=4)

Давайте подведем итог: когда переставляются части, результат их объединения не изменяется. Как получили число 4?

Содержимое разработки

Конспект открытого занятия

по математике в старшей группе

Метельская О.И., воспитатель ДО. Г.Актобе

Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.

Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов, формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения, учить измерять меркой.

2. Способствовать развитию логического мышления, внимания;

Воспитывать интерес к математике, развивать навыки сотрудничества.

Оборудование: набор цифр 1,2,3,4, кастрюля, молоточек, мяч, тарелочки, ложечки, геометрические фигуры, цветы, сказочные герои.

Раздаточный материал – наборы (по количеству детей): цифр 1-5; геометрические фигуры, индивидуальное полотно, конверт с рыбкой, полоски-мерки, заготовки для ленточки для куклы или ремонта книг. Квадрат.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Организационный момент.

Звучит музыка.

Устный счет.

Сейчас я ударю молоточком по кастрюльке, а вы должны закрыв глаза, на слух определить, сколько раз я ударила. Количество ударов показали на карточках.

-Кто по счету стоит первый, кто третий, а кто последний,?

-Какой по счету стоит дед, какая по счету стоит бабка, мышка?

-Сосчитать до 10, обратно,

-Спасибо, малыши, молодцы, выполнили задания бабки.

Помогу я деду репку тащить.

Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Внучка и говорит:

- Помогу вам, только детки пусть меня познакомят со способами измерения предметов и их сравнению. Познакомим ребята?

Новый материал

В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень.Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,. Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.

Внучка хочет купить такую же ленточку, а как измерить не знает, давайте поможем ей измерить.

Давайте вместе измерим длину ленты для нашей внучки. (измеряем локтем, пядью)

Почему получились разные результаты?

У всех разная длина локтя, ладошки.

Вспомните правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.

Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.

А пойдет внучка в магазин вот по эти дорожкам, они и у вас в лоточках. Скажите по какой дороге быстрее дойдет? Как узнать, которая дорожка короче?

Б) Сравнение по длине с помощью непосредственного наложения.

Сравните дорожки между домиками.

Закрепление

А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы. Эти полосочки нам нужны для ремонта книг.

Г) Практическая работа

Измерим полосы с помощью мерки.

Вывод: число мерок 3.

- благодарю вас, ребята! Помогли вы мне, познакомили со способами измерения предметов и их сравнение.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Жучка говорит:

- Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть детки со мной отдохнут.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают).

Отдохнули, помогите мне решить задачки:

Я читаю веселые задачи-стихи. А дети по ходу действия выкладывают круги у себя на столе и находят ответ на вопрос задачи.

Потеряла крольчиха крольчат, а крольчата лежат и молчат:

За кадкой – один. За кормушкой – один,

Под листом – один. Под кустом – один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти.

В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

Два павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами.

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Кто старше трехлетний Петя или пятилетний Саша?

На сосне выросло 2 яблока, а на березе 1груша.
Сколько выросло фруктов на деревьях?
Ответ: фрукты не растут на этих деревьях.

Задания – вопросы:

Если стол выше стула, то стул…?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: Тоньше верёвки.

Спасибо ребята, помогли.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Жучка позвала кошку.

- Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.

- На столах у вас конверты. Соберите рыбку по схеме. (танаграм)

(дети группами собирают, кто первые получают цветок)

- Молодцы, ребята! Пойду помогу репку тянуть.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.

- Помогу, если дети расскажут, что нового они узнали, чему научились?

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Спасибо вам за помощь, ребята.

Кто из вас знает, какой же праздник впереди?

23 февраля праздник. Красный день календаря. В этот день отца и деда поздравляет вся семья. Действительно, в этот день все внимание обращено на наших мужчин. В этот день мы празднуем День защитников Отечества. А мы поздравим деда из нашей сказки заработанными цветами. Всем большое спасибо.

Ряд геометрических фигур.

-Что это, как назовем одним словом? (геометрические фигуры)

-Как можно разбить на две группы? (по цвету, по размеру, по форме)

- К 3 кружкам добавляю 1 квадрат. Сколько у вас всего стало фигур? (4)

- Как получили 4? (3+1=4)

- А что получится, если к 1 квадрату добавить 3 кружка? (тоже 4) (1+3=4)

Давайте подведем итог: когда переставляются части, результат их объединения не изменяется. Как получили число 4?


-75%

Читайте также: