Конспект индивидуальной беседы с родителями в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель беседы — оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.
Задачи беседы:
1) расширение представлений родителей о причинах негативного детского поведения;
2) информирование об особенностях развития детей раннего дошкольного возраста, нормативных кризисов развития;
3) предоставление возможности проанализировать взаимоотношения со своим ребёнком и выявить механизмы формирования капризного поведения или упрямства;
4) формирование у родителей умения выявлять причины негативного поведения детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в сложных ситуациях.

Оценить 129 0

МДОУ –Крутоярский детский сад

Конспект индивидуальной беседы с родителями

Подготовила:

Воспитатель

Борисова Екатерина Викторовна

Крутоярский 2020г.

Цель беседы — оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.

Задачи беседы: расширение представлений родителей о причинах негативного детского поведения; информирование об особенностях развития детей раннего дошкольного возраста, нормативных кризисов развития; предоставление возможности проанализировать взаимоотношения со своим ребёнком и выявить механизмы формирования капризного поведения или упрямства; формирование у родителей умения выявлять причины негативного поведения детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в сложных ситуациях.

Кризис 1 года. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым претерпевает кардинальные изменения. Ребенок начинает понимать и разделять: я — ребенок, а он — взрослый, мы — разные, отдельные. В этом сущность кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, умение ходить, развиваются действия с предметами, но диапазон возможностей для воплощения этого развит еще недостаточно. Возможность передвигаться самостоятельно, способность находить много интересных вещей, которые требуют изучения и экспериментирования с ними, являются проявлениями детской любознательности, желания познакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность данного возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, проявляющийся в плаче, упрямства, недовольстве. Воля ребенка впервые сталкивается с волей взрослого: ребенок стремится действовать сам, быть самостоятельным, выбирать предметы, общаться по собственному желанию. Кроме того, у ребенка возникает стремление к общению, но возможностей (активной речи, слов), чтобы выразить все это, еще нет. Так формируется кризис одного года. Он становится тем глубже, чем больше родители оказывают сопротивление желаниям ребенка. Капризы ребенка, в действительности, является показателем того, что взрослым пора менять свое поведение и отношение к собственному ребенку, поскольку предыдущие стереотипы общения уже не подходят. Кризис первого года знаменует переход от периода младенца к раннему детству. Симптомами этого кризиса, и любой другой, является всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные реакции у ребенка возникают обычно в тех случаях, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего хочет ребенок. Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут проявляться в крике, громком плаче, падении на пол, истериках и агрессивных реакциях.

Рассмотрим эти симптомы более подробно.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!"), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э.Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе. Важно отличать и выделять кризисные проявления капризности и упрямства от ситуативных или формирующихся в постоянную черту детского характера в ответ на дисгармоничные стили воспитания в семье. Причиной детской капризности может быть хроническое или только начинающееся соматическое заболевание. Если ребенок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьет озноб, он, может быть, и не сумеет сказать об этом словами (особенно если речь идет о ребенке раннего возраста), но будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений поведения. Это будет поведение протестное или непоследовательное, эмоционально противоречивое или заторможенное.

Автор: Анпилогова Любовь Николаевна МКОУ "Лозовская начальная школа - детский сад", учитель начальных классов
Назначение: Данный материал беседы будет полезен начинающим воспитателям, учителям начальных классов, молодым родителям, да и , наверное, родителям со стажем.
Цель: Помочь родителям проанализировать своё родительское поведение и отношение к воспитанию своих детей
Задачи: Рассмотреть в беседе с родителями положительные и отрицательные стороны в семейном воспитании детей;
обратить внимание на важность авторитета родителей в глазах ребёнка

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу.
У. Теккерей

Можете ли Вы
1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке совершенной по отношению к нему? (не смотря на его возраст)

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя?

6. 6. Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? (прекрасный принц)

8. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном положении?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя, как хочет, ни во что не вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

Сценарии родительских собраний для родителей детей 1-4 класса

Младшие школьники и их родители стоят в самом начале жизненного пути. Все открытия, победы и вершины - впереди. Главное - не упустить время.

В данном пособии содержатся подробные разработки родительских собраний в начальной школе. Традиционные темы, наполненные современным материалом, снабженные богатым дидактическим материалом, будут интересны и учителю, и родителю. Творческий и думающий учитель, возможно, привнесет что-то свое в ту или иную тему собрания (это зависит от личностных особенностей самого учителя, от особенностей контингента родителей и учеников, корректив, которые вносит в воспитательный процесс жизнь), однако думается, что предложенные идеи окажут существенную помощь при подготовке к очередной встрече с родителями. Содержащийся в пособии литературный материал (притчи, поучительные сказки, рассказы) может быть использован не только в рамках родительских собраний, но и в работе с собственными детьми. Очень часто учителю необходимо донести до сознания ребенка какую-то мысль, затронув при этом его чувства. Нравоучительный гон и правильные, по не совсем понятные фразы вряд ли помогут в этом случае, а вот история или притча, умело вплетенная в беседу с ребенком, скорее всего, достигнет цели.

Родительское собрание в начальной школе на тему "Как поощрять и нужно ли наказывать детей в семье", 1 класс. Конспект Задачи родительского собрания: 1. Привлечь внимание родителей к проблеме поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Дать общее представление о том, как можно взаимодействовать с ребёнком, не прибегая к телесным наказаниям. 3. Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы. 4. Помочь родителям установить для детей правила поведения и их личные гра.

Беседа для родителей учащихся начальной школы. Авторитет родителей - важная составляющая воспитания ребенкаЦель: дать представление родителям о влиянии авторитета на личность ребенка; предостеречь от "ложного " авторитета в семье. «Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Превосходство родител.

Родительское собрание в начальной школе на тему "Безопасность детей на дороге"Цели: познакомить родителей с криминогенной обстановкой в микрорайоне школы, анализом детского дорожно-транспортного травматизма; с уровнем знаний их детьми повседневных правил поведения на дороге и во время дороги в школу и домой, роль родителей в общении детской безопасности. Приглашенные специалисты: капитан полиции Урюпова.Г.Н. инспектор ОДН Чунского ЛО МВД России на транспорте. Капитан полиции Дорошенко.О.П. инс.

Конспект родительского собрания в начальной школе на тему: Как вырастить читателя?Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка. Задачи: 1. Способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей. 2. Показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению. 3. Выявление проблем взаимодей.





Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.Слайд № 1 Учитель начальных классов: Витковская Т.Н. МБОУ Целинная СОШ № 14 Основные задачи внеурочной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Слайд № 2 Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от .


Цель: Способствовать воспитанию уважения к представителям старшего поколения, родителям. Сформировать у обучающихся правильное отношение к взрослым, родителям. Определить имеющиеся проблемы в отношениях, научиться правильно их решать.

показать необходимость понимать и ценить заботу и внимание своих родителей;

побуждать к анализу своей деятельности (своего поведения);

способствовать осознанию значения семьи в жизни человека;

определить понятие конфликта;

выявить причины возникновения конфликта в семье между детьми и родителями;

подвести к выводу о необходимости уважительного отношения к старшим;

обозначить способы сглаживания конфликтных ситуаций;

развитие навыков эффективного взаимодействия между детьми и родителями.

Форма проведения : час общения.

1.Вступительная часть.

- О ком мы можем так сказать?

Вы жизнь нам подарили

И сердце отдали своё,

Быть справедливыми учили

И нам прощали всё.

2. Актуализация знаний о родителях.

-С давних лет народ учился строить отношения с родителями, уважать их.

-Ребята, расскажите нам о родителях.

-Как зовут ваших родителей? (имя, отчество)

-Назовите профессию родителей, чем занимаются?

-А кто знает, какую книгу, какой мультфильм любили в детстве?

- Какие добрые поступки совершают ваши родители по отношению к вам? (Заботятся о нас, сопереживают, помогают нам…)

- Все родители сами когда-то были детьми. Так же ваши папы переживали когда-то, что медленно растут, а мамы страдали из-за прыщика на носу. Они учились, ссорились, влюблялись, возвращались домой позже, чем обещали…

Из этого следует вывод: родители были такими же, как и вы, а потом выросли.

-Кто из вас знает, что его мама и папа любят лучше всего? (обсуждение)

4. Творческое задание.

- Каждый ряд придумывает пять версий выхода из создавшейся ситуации:

1 ряд – папа принёс домой отчёт о проделанной работе. Щенок, которого вам недавно купили, добрался до него и съел половину. Требуется убедить папу не отдавать щенка и найти варианты, как помочь папе.

2 ряд – вы получили двойку по математике. Сегодня день рождения у лучшего вашего друга, куда вы приглашены. Найдите пять способов уговорить маму отпустить вас на это мероприятие.

3 ряд – совершенно случайно, играя в футбол, вы разбили окно у соседки. Вам надо найти пять способов уладить всё до прихода родителей.

- У каждого из нас формируются свои привычки, взгляды на жизнь. Наши интересы часто не совпадают с интересами родителей. Очень часто это становится причиной конфликта между вами.

- Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор.

-Доводилось ли вам побывать в конфликтной ситуации?

- Какие эмоции вы при этом испытали?

Правила выхода из конфликтной ситуации

Сначала лучше взять паузу и успокоиться, сильные эмоции мешают нам быть разумными, и с горяча можно наговорить много обидных слов, за которые потом будет стыдно. Когда будешь готов, просто сядь и поговори с родителями, вместе легче найти пути, по которым можно выйти из конфликтной ситуации.

Предложи поговорить, скажи о своих чувствах и переживаниях, и конечно же, выслушай своих родителей, и вы сможете найти правильный выход из сложившегося положения.

Покажи своими действиями родителям, что ты уже вышел из детского возраста и стал самостоятельным, что ты готов принимать решения и брать на себя ответственность.

Начни с чего-нибудь небольшого. Например, определи занятие по дому, которое будет зоной твоей ответственности, это может быть уборка в своей комнате или дежурство по кухне (именно ты будешь мыть посуду по четным дням) и т.п. Этим ты покажешь, что можешь позаботиться о себе и своих близких, да и родителям будет приятно, поэтому одним поводом для ссор станет меньше, если ты будешь выполнять взятое на себя обязательство.

6. Беседа. Детям о родителях.

Послушайте несколько пунктов замечательного билля о правах родителей, обращённого к детям. Его написал известный американский психолог Э.Шостром. (Билль – слово английское, означает законопроект)

Детям о родителях.

Сотрудничайте с нами. Не старайтесь быть инфантильнее, чем вы есть на самом деле (т.е. не ведите себя в 11 лет, как в 5), разыгрывая беспомощность и глупость. Дайте нам понять, что мы можем расти вместе, что мы можем рассчитывать на вас в том, что в конечном итоге вы станете независимыми от нас.

Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От вас зависит, какие родители получатся из нас. Нам нужно, чтобы вы развили ответственность – способность отвечать за свои поступки.

Единственное, что можно сказать о взрослых определённо, как о человеческих существах вообще, - это то, что мы способны на ошибки и часто бываем не состоятельны. Примите и нашу способность падать.

Не забывайте также относиться к нам как к равным. Родители – не рабы своих детей, нам тоже нужна справедливость.

Мы тоже нуждаемся в отдыхе. Уважайте наших друзей, как мы уважаем ваших. Наши действия могут казаться вам бессмысленными, но мы имеем на них полное право.

Наш дом принадлежит всем нам. Вещи не столь важны, как люди, но попытайтесь научиться уважать вещи, которые высоко ценят люди.

Родители растут также как и дети - по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе, вместо того, чтобы грести врозь.

7. Творческое задание

Каждый ряд пишет открытое письмо родителям. Письмо должно содержать 10 пунктов и выражать ваше отношение к родителям, мысли совместной деятельности и о том, чего вы ожидаете от родителей. (Данный материал возможно использовать на родительском собрании)

- Родители – это не просто слово. Это любовь, на все готовая. Это призвание на всю жизнь. Это те, кем мы дорожим. Родители – те, кто растили нас, кто наши капризы терпел подчас. Кто был готов и понять, и простить. Кто не давал без причины грустить.

-Что вы можете сделать прямо сегодня для своих родителей?

-Помните, как вы относитесь к своим родителям, так же будут относиться и к вам.

Читайте также: