Конспект индивидуального занятия звук р средняя группа

Обновлено: 06.07.2024

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Постановка звука Р".
Цель занятия: учить ребёнка правильно произносить звук [Р] с использованием механической помощи.
Данное занятие – пятое в системе занятий по постановке звука [Р]. Содержание занятия соответствует требованиям государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка.

Оценить 1246 0

индивидуального логопедического занятия,

проведенного учителем-логопедом Кирсановой Н.С.

1.Тема занятия: Постановка звука [Р].

2. Цель занятия: учить ребёнка правильно произносить звук [Р] с использованием механической помощи.

Образовательные:

- формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука [Р];

- формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.

Коррекционные:

- развитие артикуляционной моторики;

- тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;

- учить выделять звук [Р] среди других звуков;

- учить определять место звука в слове;

- формировать сильную, длительную воздушную струю;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;

- повышать самооценку ребенка.

4. Оборудование: зеркало, зонд, индивидуальный зондозаменитель, вата, картинки-символы, профиль звука, тетрадь для индивидуальных занятий, карточки со слоговыми цепочками.

5. Речевой материал: слоги, слова со звуком [Р] , предметные картинки.

6. План занятия:

1) Организационный момент

3) Развитие фонематических представлений

4) Развитие фонематического анализа

5) Развитие фонематического слуха

6) Артикуляционная гимнастика

7) Анализ артикуляции звука. Характеристика звука

8) Постановка звука [Р] механическим способом

9) Пальчиковая гимнастика

10) Закрепление звука [Р] со стечением согласных

11) Итог занятия

13) Домашнее задание

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Здравствуй, Паша! Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

- Паша, сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Выполним несколько заданий.

3. Развитие фонематических представлений

- Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук [Р].

4. Развитие фонематического анализа.


- Определи место звука [Р] в слове и положи фишку на соответствующий цвет. Если звук [Р] услышишь в начале слова, то положи фишку на зеленый цвет, если в середине – на желтый и если в конце слова – то на красный цвет.

- Ракета, комар, рыба, марка, тигр, рука, кран, рога, зефир, горка, гром, ручка.

- Молодец, Паша! С заданием справилась.

5. Развитие фонематического слуха.

- Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р].

- а; и; у; р; с; и; а; р; м; н; дь; г; р; ж; вь; т.

- Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах.

-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах.

- грузовик, тигр, автобус, вертолет, ракета, такси, зебра, лиса, забор, рысь, волк.

- Все выполнила верно.

6. Артикуляционная гимнастика.

- Паша, чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

- Инструкция: Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения.

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

Поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др…

- Дыхательная гимнастика

7. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.

- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

- Посмотри на меня, как я произношу звук [Р]. Рассмотрим профиль этого звука.

- Какое положение принимают губы?

- Зубы разомкнуты, не соприкасаются.

- Как работает кончик языка?

- Кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует.

- Где проходит воздушная струя?

- Воздушная струя идет по середине языка.

- Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту?

- Значит, какой это звук?

- Глухой или звонкий?

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь?

- Я чувствую дрожание, значит звук – звонкий.

- Какой этот звук еще может быть?

- Твердый или мягкий.

8. Постановка звука [Р]механическим способом от сохраненной фонемы [Д].

-Послушай, как взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо -д-д-д-д.
- Произнеси быстро длинный ряд ДДДД.

- А теперь с акцентом Ддддд, Ддддд

9. Пальчиковая гимнастика

Мы делили апельсин!

(Взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят,

(Отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят,

(Отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа,

(Отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа,

(Отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра,

(Отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура!

(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!

(Руки прячем за спину.)

10 .Закрепление звука [Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

11.Итог занятия

- Чему мы сегодня учились на занятии?

- Сегодня мы учились произносить звук [Р].

-Что происходит с губами, зубами, языком?

- Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят.

-Дай характеристику этому звуку.

- Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким.

12. Рефлексия.

- Паша, ты сегодня была очень внимательной, хорошо работала, у тебя получались все упражнения. Ты выполнила все задания! Молодец!

- За хорошую работу на занятии – ты получаешь звездочку. (Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания).

- Спасибо тебе за занятие. Занятие окончено.

13. Домашнее задание.

- Дома повторяй гимнастику для язычка перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво говорить тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски (зондозаменителя).

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

1. Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

2. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3. Развивать фонематический слух, подвижность языка.

4. Воспитывать усидчивость, внимание.

Материал: Мягкая игрушка – тигрёнок, мяч резиновый, лист бумаги, рукавичка.

Методы: игра, беседа, вопросы детям, рассматривание игрушек, дидактические игры, заучивание скороговорок.

Ход занятия

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Ребята, а давайте вспомним, какой звук похож на рычание?

Посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Правильно, ребята,- это тигрёнок.

А как рычит тигрёнок? (Саша Р., Ярослав, Сёма)

Давайте произнесём этот звук вместе.

Ребята, попытаемся определить, где находится кончик языка при произнесении звука Р (за верхними зубами) и что происходит с языком (струя воздуха заставляет язык дрожать)

Звукоподрожаний и слов, в которых есть звук Р очень много и я предлагаю проговорить некоторые из них: кар-р-р, крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру.

Ребята, скажите, а где мы купаемся летом?

А какие цветы со звуком Р вы знаете?

А что это такое? (показываю рукавичку)

А из какого материала сделан мяч, какой он?

Ребята, а какого цвета листок я вам показываю?

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Кар-ета, кар-тошка,кар-ман, кар-тон, кар-авай, кар-амель, кар-апуз, кар-андаш, кар-тина.

Хорошо, ребята, молодцы.

Ромашка, утро, дерево, работа, радость, стол, шапка, рюкзак, розетка, радио, рука, кровать.

Роет землю сеРый кРот – РазоРяет огоРод.

Скажите, в каких словах вы услышали звук Р?

А сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

Без рук, без ног, а дверь отворяет (ветер)

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами закрепили звук Р, Рь; узнали ещё больше слов со звуком Р, Рь и научили этому тигрёнка. А сейчас нашему тигрёнку пора домой в джунгли. Р-р-р-р

Дети повторяют за воспитателем

Дети хлопают в ладоши.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Цель: закрепить представления детей о весне. (Растаял снег, потекли ручьи. Ярко светит солнце, и небо синее-синее. Люди сняли зимнюю одежду.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи

Средняя – старшая группа

Старший воспитатель: Лялюк Елена Тарасовна 21.01.2020

Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р.

Продолжать упражнять детей в различении слов, со звука Р и РЬ, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Повторить произношение звука Л.

Учить рассказывать стих с помощью мнемотаблицы.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать фонематический слух, подвижность языка.

Воспитывать усидчивость, внимание.

Сегодня я пришла к вам, чтобы провести занятие по развитию речи.

Вы знаете, зачем нужны эти занятия? Чему вы на них учитесь? ( учимся правильно, красиво говорить; развиваем речь ). Но чтоб хорошо говорить, нужно тренировать аппарат которым мы говорим. (рот). Давайте начнем. ( артикуляционная гимнастика на гласные звуки ). Давайте споем песенку:

- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

1 2 3 4

Ребята, говорить вы будите только, тогда когда я разрешу, если вы будите шуметь, я буду вам показывать вот этот смайлик (1) – это значит нужно перестать разговаривать. Отвечать будет только тот, на кого я укажу. А за каждый правильный ответ я буду давать другой смайлик (2), тот, кто соберет больше смайликов, в конце занятия получит приз тому, кто будет не очень стараться – получит невеселый смайлик (3). Кто будет отвечать без разрешения или мешать всем или все время будет молчать и не развивать свою речь, получит грустный смайлик (4). Вот так мы будет играть.

Я пришла к вам не одна, это мой друг котенок Мотя. Когда у него хорошее настроение он поет песенку: муррр-муррр. А у вас хорошее настроение? ( да ). Давайте споем вместе с Мотей. ( муррр-муррр )

Давайте начнем! Послушайте стих, и скажите, какой звук вы чаще всего слышите: Ехал Грека через реку

Видит Грека в речке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

Какой звук вы слушали чаще всего? ( р ).

Какой звук получается у большой машины? ( р-р-р-р-р-р )

А у маленькой? ( л-л-л-л-л-л ).

Ребята, чтобы помочь нашим друзьям, машинам, я позвала улиток – Розалина поможет нам хорошо произносить звук Р ( дети называют слова со звуком Р ). А улитка Мария – научит произносить звук РЬ , который заводит маленькую машину. ( дет и называют слова со звуком рь ).

У меня для вас есть еще задание: так как наши машины часто бывают в пути давайте соберем им в дорогу овощей. В рюкзак мы соберем овощи в названии которых есть звук РЬ , а в корзину – овощи в названии которых есть звук Р . ( дети выполняют задание проводя линии от овощей со звуком р к корзине, а со звукам рь к рюкзаку ).

Мотя предлагает вам прочитать стих о его подружке Мурке. Я обещаю, что читать его вы будите сами. ( чтения стиха по менемотаблице ).

Кто мяукает у двери?

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

Мне кажется, мы справились.

Скажите, как работает мотор большой машины? ( р-р-р-р-р-р )

А у маленькой машины? ( рь-рь-рь-рь )

Для этого – разделимся на две группы, и проверим, кто лучше справится.

Гриша так обрадовался, что решил подарить вам игру, которая поможет вам тренироваться в произношении звука РЬ . А играть вы будете после занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению в средней группе для ребёнка с ОНР (II ур. р. р.) Автоматизация звука [к].

Конспект открытого

индивидуального занятия

по звукопроизношению

в средней группе

для ребёнка с ОНР (II ур. р. р.)

Выполнила: учитель-логопед д/с №179

Цель: автоматизация в речи звука [к]

Коррекционно-образовательные

Продолжать закреплять произношение звука [к] изолированно, на уровне слога, слова и в чистоговорках вместе с логопедом и в отражённой речи.

Тренировать умение воспринимать и воспроизводить ритмический слоговой рисунок слова.

Коррекционно-развивающие

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие через самостоятельное выделение звука на слух из ряда слов.

Развивать мелкую моторику посредством самомассажа шариками Су-Джок.

Развивать память на материале предметных картинок.

Коррекционно-воспитательные

Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование:

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сегодня наши пальчики и мы вместе с ними отправимся в небольшое путешествие к их друзьям. Наденем волшебные башмачки на указательный и средний палец (пробки от бутылок) и начнём наше путешествие.

Биоэнергопластика

- Шли наши пальчики шли по дорожке и попались им на встречу слоник и птенчик.

Ребёнок здоровается с игрушками. Птенчик и слоник предлагают ребёнку поиграть.

Птенчик. Посмотри, как я умею открывать свой ротик, а ты так умеешь?

Ребёнок выполняет упражнение.

Упражнение повторяются четыре-пять раз.

Слоник. Посмотри, какой у меня длинный хоботок. А ты умеешь так вытягивать свои губки?

Упражнение повторяются четыре-пять раз.

Ребёнок прощается с игрушками.

Логопед предлагает ребёнку повторить, как капает дождик.

Логопед поочерёдно произносит слова, содержащие и не содержащие звук [к]. Ребёнок слушает и сигналит, когда слышит слово со звуком [к].

Слова: кот, сад, ком, дом, суп, кофе, рот, код.

4. Логопед. Молодец! Хорошо поиграли с дождиком, но нам пора дальше в дорогу.

Долго шли пальчики, стало им скучно, и запели они песенку.

вместе с логопедом отражённо

5. Логопед. Шли пальчики, шли, напевая песенки, и встретили на дорожке ёжика с ежатами (массажные шарики Су-Джок).

Логопед. Давай поздороваемся с ежом и ежатами.

Ребёнок. Здравствуйте.

Ёжик. Здравствуйте.

Логопед. Что-то заскучали твои ежата, давай мы с ними поиграем.

Ребёнок проговаривает чистоговорки, при этом катает шарик Су-Джок между ладошками.

6. Логопед. Поиграли пальчики с ежатами и отправились дальше в дорогу к своим друзьям.

Шли пальчики, шли и, наконец, встретили своих друзей – быка, девочку Катю, кота, коня, окуня. Обрадовались пальчики, поздоровались со всеми друзьями и начали играть в свою любимую игру.

7. Итог занятия.

На этом путешествие наших пальчиков закончилось. Давай вспомним, кого они сегодня встретили. Ребёнок перечисляет всех героев.

Читайте также: