Конспект игры на внимание в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

19 Цифровая таблица
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок

1 10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8

21 Маленький жук
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

22 Выполни по образцу
Цель - тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: образцы для выполнения узора.
Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
- анализ каждого элемента узора;
- правильное воспроизведение каждого элемента;
- удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

Представленный цикл включает 14 занятий основная цель которых - развитие слухового восприятия, счёта, внимания.

ВложениеРазмер
tsikl_zanyatiy.docx 34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие слухового восприятия, счёта, внимания.

На один хлопок- руки к плечам, на два – кивок головой, на три- руки на пояс, на четыре – руки за спину.

Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое, здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую! (каждые пальчики соприкасаются друг с другом).

  1. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями

Цель: подготовка руки к письму, развитие координации, аккуратности, внимания, мышления. На листе в клетку ребятам даётся начатый узор, точки, которые он должен соединить и продолжить узор.

На один – руки к плечам, на два – кивок головой, на три – руки на пояс, на четыре – руки за спину, на пять – взяться за руки.

2. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями

2. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями.

Цель: подготовка руки к письму, развитие зрительной координации, внимания, мышления, развитие аккуратности. (дети выполняют задания в тетрадях и тестовое задание).

Правила игры: Детям раздаются карточки с нарисованными фигурами. Так же для рассмотрения даётся большая карточка, где расположены фигуры. Даётся задание: внимательно рассмотреть и встать так, как расположены фигуры.

Цель: подготовка руки к письму, развитие зрительной координации, внимания, мышления, развитие аккуратности. (дети выполняют самост. задания + тестовое задание: среди букв найти цифру 5 и выложили цифру из цветных палочек в нижнем пр.углу).

Весёлые задачки Цель: развивать логическое мышление, внимание, закреплять счёт. (На веточке сидело 5 галок, 2 галки улетели, сколько осталось?)….

  1. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями

на дереве сидели четыре птицы: два воробья, остальные вороны. Сколько было ворон? На детской площадке было три ребёнка, туда пришли ещё три мальчика. Сколько всего стало детей на площадке? У Маши было четыре конфетки, к ней пришли три подружки и Маша дала им по конфетки. Сколько конфет осталось у Маши? В пруду плавали пять уток, к ним приплыли ещё две утки. Сколько уток стало? На клумбе выросло восемь цветов, два цветка сорвали. Сколько цветов осталось на клумбе?

Весёлые задачки на мышление.

5.Итог занятия. Самооценка.

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма.

Педагог-психолог каждому ребёнку прохлопывает хлопки, на что дети повторяют в ответ.

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма, внимательности.

Педагог-психолог каждому ребёнку прохлопывает хлопки, на что дети повторяют в ответ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию внимания в старшей группе.

Возраст детей: 4-5 лет.

Форма проведения: групповое занятие.

Цель проведения занятия: развитие у детей произвольного слухового и зрительного внимания.

формировать умение общаться в коллективе сверстников;

развивать внимание в процессе проведения занятия;

повышать уровень развития логического мышления.

Ход занятия:

Цель: сплочение детского коллектива.

Примечание: если некоторые дети не могут сказать комплимент, им в этом может помочь психолог.

2. Игра "Угадай, что исчезло?"

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: Психолог предлагает для игры разные 4-5 игрушек. Выкладывает перед ребенком, просит его внимательно посмотреть и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: "Игрушки хотят с тобой поиграть в прятки, отвернись пожалуйста." Когда ребенок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребенка угадать, какая игрушка спряталась. Постепенно игру можно усложнять. когда ребенок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: " Ой, к нашим игрушкам пришел гость(-я). Кто это?" Ребенок должен угадать, какая новая игрушка появилась.

Комментарий: психолог должен следить за тем, чтобы в игре участвовали не более 5 детей , чтобы избежать потери интереса к игре у детей.

Цель: увеличение объема произвольного зрительного внимания, а также уровня распределения внимания.

Описание: на листе бумаге нарисованы 5 кругов разного диаметра и цвета. Дети смотрят на картинку в течение 1 мин. Потом психолог собирает листы с нарисованными кругами и дает детям чистые листы. Дети должны вспомнить, нарисовать и раскрасить круги (см. Приложение 1).

4. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Психолог тихо встаёт в стороне ( сзади, спереди , слева, справа ) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант . Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку психолога хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:

а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;

б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;

в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

6. Завершение занятия.

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе , А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

Одной из ведущих проблем современного общества является ухудшение здоровья детей. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. В структуре патологии стали лидировать пограничные состояния, и особое место среди них занял синдром гиперактивности и дефицита внимания, который в России регистрируется с частотой 21% - 28%. [3]

Выделяют три основных проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность [5]. Основным проявлением при синдроме гиперактивности является дефицит внимания, что часто приводит к школьной дезадаптации, плохой успеваемости. Это происходит вследствие того, что ребенок часто отвлекается, делает много ошибок, внимание его рассеянное.

Наиболее ярко синдром гиперективности и дефицита внимания проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. [4] В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия лучше строить в виде игры.

Предложенный мной конспект занятия построен на едином игровом сюжете, с использованием упражнений, направленных на развитие внимания, произвольности и самоконтроля.

Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности.

Задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, концентрации);
  • развитие видов внимания (слухового и зрительного);
  • развитие наблюдательности;
  • развитие мышления;
  • развитее произвольности;
  • развитие самоконтроля;
  • расширение словарного запаса.

Ход занятия

Педагог-психолог: Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из какой сказки этот фрагмент:

«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…

Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)

Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Дети выполняют следующие упражнения.

Педагог-психолог: Вот мы и попали в сказку. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку)

И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно разложить пирожки в определенные места.

Цель: развитие концентрации внимания.

Педагог-психолог: Перед вами противни, расчерченные на клеточки. Кто знает, что такое противень? Я вам буду диктовать, куда и на сколько клеток вам нужно провести линию от точки-пирожка в центре и нарисовать свой. Карандаш отрывать бумаги нельзя пока мы не нарисуем пирожок:

  • 1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо – рисуем пирожок;
  • 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево – рисуем пирожок;
  • 2 клетка вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо – рисуем пирожок;
  • 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вниз, 1 вверх – рисуем пирожок;

Молодцы! Все выполнили задание. А теперь давайте положим наши пирожки печь.

Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку) Внимательно посмотрите на нашу яблоньку. Кто-то ее сломал. Давайте соберем яблоньку?

Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления.

Дети смотрят на изображение яблони.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите, какой кусочек откуда? Соедините фрагмент и соответствующее ему пустое место на картинке.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая яблонька получилась.

Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой берег.

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.

Педагог-психолог: Мостик у нас не простой. Идти по нему нужно очень внимательно. Можно наступать на геометрические фигуры, но не на треугольники, и не на желтые фигуры.

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Педагог-психолог: Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на курьих ножках. Да не одна, а целых 4 и только одна из них настоящая, та которая отбрасывает тень. Посмотрите внимательно и определите, какой избушке принадлежит тень.

Молодцы, вы правильно нашли настоящую избушку и чтобы забрать Иванушку теперь нужно открыть замочек, а замочек этот с секретом.

Цель: концентрация зрительного внимания.

Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, на замке с левой стороны нарисованы ключики. Для каждого ключа нужно нарисовать пару. А чтобы найти место, в котором нужно нарисовать ключ, нужно внимательно проследить по линиям, которые идут от каждого ключа и в пустом кружке нарисовать такой же. Я вам покажу, как это делать и подберу пару для первого ключика.

Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности, умения действовать по правилам.

Из разноцветного картона необходимо сделать 3 круга: красный, желтый, синий.

Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили. А теперь вернем братца Аленушке, и расскажем ей какие препятствия нам удалось преодолеть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развиваем слуховое, зрительное и произвольное внимание. Повышаем устойчивость внимания во время занятия ребенка. Помогаем развить произвольное переключение внимания. Помогает сформировать умение общаться в коллективе.

Мацукевич Татьяна Юрьевна

р. п. Кормиловка

Кормиловский район Омская область

(развитие внимания у дошкольников,

старшая подготовительная группа, 6-7 лет)

Цель проведения занятия: развитие у детей внимания (произвольного слухового и зрительного).

развить слуховое, зрительное и произвольное внимание в процессе проведения занятия;

повысить устойчивость внимания во время занятия;

развить произвольное переключение внимания ребенка;

сформировать умение общаться в коллективе сверстников;

Ход занятия:

Описание: Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если психолог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два – плечиками, если три раза – спинками.

Это упражнение необходимо для того, чтобы сформировать зрительное внимание.

Это упражнение направлено на развитие слухового внимания.

Описание: Первый ребенок показывает движения или ритм, которые, как он считает, трудновоспроизводимы. Второй ребенок должен их повторить. Если ему это не удается, то первый игрок должен сам показать то же самое. Если и у него это не получается, то дети меняются ролями (в группе — ведущий выбывает из игры). А если второй игрок все-таки справился с заданием, то он ста­новится ведущим.

Комментарий: психологу нужно следить за тем, чтобы движения не были однообразными. Темп игры должен быть достаточно высоким. В конце игры можно отметить ребенка, предложившего самые оригинальные движения.

Это упражнение направлено на развитие внимания и дифференцировку слухового восприятия.

Описание: Дети бегают по залу, а на аплодисменты начинают идти один за одним.

Это упражнение поможет развивать произвольное переключение внимания ребёнка.

Описание: Все участники становятся полукругом. Психолог называет предметы, если произнесённый объект летает, дети должны поднять руки, если же наоборот, то руки детей должны быть неподвижными. Целью участвующих детей является обдуманно поднимать руки при произнесении предмета, который летает, и стараться не обращать внимания на действия ведущего.

Это упражнение поможет развить устойчивость внимания.

Описание: Дети садятся в круг и кладут свои ладошки друг другу на колени. Каждый участник должен положить правую руку на левое колено соседа, а левую – на правое колено сидящего рядом участника. По команде ведущего, необходимо по очереди приподнимать ладошки, при этом образую некую волну. Те ладошки, которые поднимались не вовремя, выбывают из игры. Побеждает тот ребёнок, чья ладошка осталась в игре.

Комментарий: Данное упражнение направлено на детей, у которых несколько нарушена устойчивость внимания.

6. Прощание: Каждый взгляд, каждое слово имеет значение, попрощаемся с вами – До свидания! (Дети в кругу прощаются ладошками)

Читайте также: