Конспект и технологическая карта урока по музыке

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока музыки по ФГОС в 4 классе

В музыкальном театре

(Отечественная героико-трагическая опера в четырех действиях с эпилогом на либретто барона Георгия (Егора) Федоровича Розена.)

1. Образовательные

Накопление первоначальных знаний о музыке

2. Воспитательные

Воспитание уважения к истории Отечества, музыкальной культуре разных народов

Развивающие

3. Развитие музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения

Результаты освоения учебного предмета

4. направленные на достижение личностных результатов:

· - формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов;

· - формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

· - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

· - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

· -реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования

· - выражение положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения

( универсальные учебные действия в познавательной и практической деятельности)

· - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

· - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

· - взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

· - овладение логическими действиями сравнения, обобщения;

· - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценка своих музыкально-творческих способностей;

-умение размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмысливать полученную информацию

направленные на достижение предметных результатов обучения:

· - знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, ария, речитатив, музыкальная драматургия, контраст);

· - формирование основ музыкальной культуры;

· - умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;

· - развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;

- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;

- формирование представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии

Методы организации учебной деятельности

-метод вживания в образы искусства;

- метод размышления о музыке;

-метод забегания вперед и возвращения назад

Форма организации работы

коллективная форма : хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение;

групповая: проверочная работа на карточках;

индивидуальная : задания на карточках, проведение физминутки, вокального упражнения.

Технология системно-деятельностного подхода

Оборудование и материалы:

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация

Задачи этапа:

1. Включить учащихся в учебную деятельность

2. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Формируемые универсальные учебные действия

Музыкальное приветствие.

«Мы урок начнем с разминки,

Выпрямляем свои спинки,

Влево, вправо повернитесь

Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое

Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

  1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Изображение полководцев, воинов - исторических личностей (Русские богатыри, А. Невский, А. Суворов, Кутузов, Г. Жуков, И.Сусанин.)

Посмотрите на экран. Кто изображен на этом слайде? Что объединяет этих людей?

Какими качествами обладают эти люди?

Смотрят презентацию, называют имена героев – защитников

В разное время они защищали Родину, других людей, приходили им на помощь.

Сила, смелость, отвага, любовь к своей Родине.

Познавательные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

М/П - овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности

Кого мы можем выделить из этой группы? Он отличается от всех других. Почему?

События 1612 года.

Иван Сусанин – не военный, простой человек из народа, костромской крестьянин, который совершил подвиг во имя других людей.

Как вы о нем узнали? Правильно.

Мы вновь посетим музыкальный театр.

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Вы все узнали об этой опере?

Предложите, какая тема будет на нашем уроке. Запись на доске.

Изучать дальше оперу. Послушаем новые фрагменты из оперы.

Посмотрите на знаки-символы, предлагаю вместе составить план работы на урок.

Будьте внимательны, старайтесь запоминать новый материал, активно участвуйте в общей работе, в конце урока вы сами проверите знания друг друга. Зададите друг другу вопросы.

Называют виды деятельности, ориентируясь на знаки

Этап урока: 3. Выявление места и причины затруднения.

Задачи этапа:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Вам понятны эти слова?

( Потому что мы не знаем и не изучали на уроке.)

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Этап урока: 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Задача этапа :

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

2 действия оперы.

Таблицы в тетради.

Где происходит действие? Какие фрагменты мы слушали? Что чувствуют поляки, о чем мечтают?

Бал во дворце польского короля.

Танцы: полонез и мазурка. Подписывают картинки.

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Познавательной и практической деятельности

· - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

  1. Речевая разминка
  2. Вокально-хоровые упражнения

Один учащийся проводит вокальную разминку.

Личностные:

· - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

· -реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования.

· -умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

3 действие оперы. Село Домнино.

Какие песни вам напоминает этот фрагмент?

Близки ли вам такие напевы?

Русские народные песни.

В них есть что-то близкое, родное.

предметных результатов обучения

- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

· - взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

· - овладение логическими действиями сравнения, обобщения;

· - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценка своих музыкально-творческих способностей;

-умение размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмысливать полученную информацию

· -развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

Этап урока: 5.Первичное закрепление.

  1. Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Слова русского писателя Н.В.Гоголя.

Понятно вам, о чем говорит Николай Васильевич?

Выполните несколько практических заданий.

3. Поляки и русские. Польская и русская музыка.

4. Польский и русский акт (Действие)

Отношение Глинки к польской музыке. Глинка с уважением относится к польской музыке и польскому народу.

2. Просмотр видеофрагмента

Сравнивают образы польских захватчиков и русского народа.

Польская и русская музыка.

Захватчики и защитники.

2 действие – польский акт и 3 действие – русский акт.

Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

· - формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

· - формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов;

Один из учащихся проводит физминутку.

· - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

· -формирование представлений о необходимости чередования видов деятельности для снятия умственного и физического напряжения.

В каком действии самый волнительный момент?

Что было бы, если бы Иван Сусанин передумал и вывел врагов из леса?

Вывод по содержанию оперы.

В опере рассказывается о событиях истории нашей страны на примере героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Какие чувства вы испытываете по отношению к таким людям?

Закрывается занавес в музыкальном театре. Давайте мысленно поблагодарим композитора М.И.Глинку за то, что подарил нам такое замечательное произведение.

В какие дни в нашей стране чествуют героев Отечества?

3. Уважения, гордости, сочувствия.

4. Аплодисменты М.И.Глинке

5. 4 ноября – День народного единства, 9 мая – День Победы, День защитника Отечества, День Героя.

· Познавательные:

· - знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, ария, речитатив, музыкальная драматургия, контраст);

-умение размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмыслить полученную информацию.

· - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

Этап урока: 7этап. Проверка домашнего задания.

Задача этапа: Выявить знания учащихся о подобных событиях в истории Отечества. ВОВ.

Какое домашнее задание было вам задано?

Можно будет предложить разучить и исполнить какие - то из этих песен.

Ребята, а сейчас я предлагаю спеть знакомую нам песню

-Давайте, в характере исполним песню.

Оформить программу концерта ко Дню Победы. 9 мая.

В кругу показывают свои программы, называют песни о ВОВ.

Самооценка исполнения песни (Карточки)

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Личностные:

- формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;

Предметные:

-формирование представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии

Регулятивные : умение оценивать свое исполнение, используя критерии оценивания

Этап урока: 6этап. Включение в систему знаний и повторение.

· - знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, ария, речитатив, музыкальная драматургия, контраст);

- освоение начальных форм познавательной деятельности

Регулятивные:

-развитие умения осмысливать полученную информацию

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше на следующих уроках

Этап урока: 8этап. Рефлексия.

Задача этапа:

  1. Оценить собственную деятельность на уроке.
  2. Обсудить и записать домашнее задание.

Какая тема нашего урока?

Какая цель нашего урока?

Оцените свою работу на уроке, заполните карточку самоанализа.

Что изображено на плакате?

Показываю щит. Что это?

Предложите, каким цветом раскрасить щит в соответствии со своей оценкой деятельности на уроке.

Прикрепите свои щиты к плакату.

Мы с вами продемонстрировали наглядно, как мы готовы защищать свою Родину.

Россия. Родина. Природа.

Щит - как символ защиты

Закрепляют на плакате с изображением России.

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии;

-самооценка своих музыкально-творческих способностей;

· творческая переработка изученной информации

Личностные:

-самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Домашнее задание.

Предметные:

-закрепление представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Личностные:

-реализация творческого потенциала в процессе выполнения домашнего задания;

Метапредметные:

· - поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

- умение находить информацию и осмысливать её;

Спасибо за урок.

Личностные:

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, через знакомство с музыкальными инструментами.

  • включить учащихся в учебную деятельность;
  • организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок;
  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
  • зафиксировать новое содержание во внешней речи;
  • повторить раннее изученную песню;
  • организовать самостоятельную работу;
  • оценить собственную деятельность на уроке.

Методы организации учебной деятельности

  • метод идентификации – вживание в образы искусства;
  • метод организации художественно-эстетической среды;
  • поиск выразительных средств исполнения;

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность

  • Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение

Технология деятельностного метода, технология проектной и исследовательской деятельности, Информационно - коммуникационные технологии, игровые технологии.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные : использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей;

Познавательные : ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов, использование дидактических игр;

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями других учеников при выработке общего решения, участвовать в коллективном обсуждении;

Личностные : наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера, расширение представлений об опыте человечества, реализация творческого потенциала через индивидуальные и коллективные упражнения.

Формируемые универсальные учебные действия

1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)

- включить учащихся в учебную деятельность;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

правила Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Пото потом отвечай!

Не Не бойся ошибиться –

Ведь ты пришёл учиться,

Не Пой, не мучайся –

Ведь н На ошибках учатся!

2. Е Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть

Стань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись!

а Отвечайте без оглядки на предложенные загадки.

1. Три струны, играет звонко

Что же это? ( Балалайка)

2. Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Ребят созывает.

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Русская, двухрядная (Гармонь)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

понимание социальных функций музея в жизни людей, общества, в своей жизни;

владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе размышлений о музыкальных инструментах.

проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над разгадыванием загадок на уроке.

актуализация опорных знаний.

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Чтобы пополнить свои знания о музыкальных инструментах наша экскурсия начинается. сами если отгадаете голос этого инструмента.

Чтобы больше узнать о скрипке я приглашаю сюда наших экскурсоводов.

Давайте послушаем этот удивительный инструмент. Я приглашаю сюда наших артистов. ( студенты СКГИИ г. Нальчик)

Наши артисты пока начинающие музыканты, но есть и были музыканты которые в совершенстве владели скрипкой .Среди них НиколоПоганини ( портрет Никколо Паганини ( 1782 - 1840) был самым знаменитым виртуозом скрипки своего времени. Имя скрипача Никколо Паганини еще при жизни стало легендой. Что не удивительно, ведь его непревзойденный талант покорил сначала Париж, потом всю Европу, а затем и весь мир. Сама личность Паганини, окутанная ореолом мистики и таинственности, неизбежно привела к возникновению самых разнообразных слухов. Среди них была и уверенность в том, что он продал душу дьяволу, чтобы обрести свой талант.)

Услышать самого скрипача и композитора у нас нет такой возможности, но послушать его музыку мы можем .

Паганини по происхождению был итальянец, и поэтому был еще и гитаристом.

Гитара наш следующий музыкальный экспонат. Слово нашим экскурсоводам.

Для этого инструмента написано немало замечательных произведений и песен.

Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком.

Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает музыкальный инструмент.

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки..

Исполнение музыкального произведения.

понимание единства деятельности композитор, исполнителя, слушателя.

поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах

совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора ин-формации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования;

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное от-ношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклас-сников в разных формах взаимодействия;

3. Постановка цели урока .

Принятие целей учебно- познавательной деятельности.

Сегодня мы будем знакомиться с народной музыкой и инструментами, научимся определять на слух звучание .

Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу.

4. Освоение новых знаний и способов деятельности.

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Мы сегодня познакомились с инструментами прошлого и настоящего. А интересно, нужны ли будут муз. инструменты в будущем и какие они будут?

Из истории возникновения музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты — это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.

На самом деле может показаться странным, что инструмент обладает такими возможностями, поскольку это не более чем прибор, заставляющий определённым способом вибрировать воздух. Однако этот способ и издаёт музыку, перед чарами которой не может устоять никто. Вместе с тем музыка — это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим. Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры.

Я узнала, что раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.

К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.

Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком.

Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает музыкальный инструмент.

Шичепшин (шикапшина ) — адыгейский народный струнный смычковый музыкальный инструмент.Звучаниеу шикапшины приглушённое .

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.

Пхачич — адыгейский и кабардинский народный ударный музыкальный инструмент , родственник трещотки При встряхивании раздаётся звонкий щёлкающий звук. Предназначается для подчёркивания ритма при исполнении народных песен и танцев

Къыл къобуз - разновидность мандолины.

Кобыз – смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов. Согласно преданиям кобыз и его музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть.

Харс - трещотка, изготовлялась из нескольких тонких дощечек, связанных ремешком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель), показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Предметные Д

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные

Познавательные УУД

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Регулятивные УУД

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные УУД

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Этап урока,время этапа

Задачи этапа

Методы и приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Мотивационно-целевой

Приветствие. Настроить детей на урок и на изучение новой темы.

Проверить готовность учащихся к уроку.

Словесный (беседа, чтение литературного произведения)

Прозвенел уже звонок,

Подравнялись тихо встали,

глазки на меня подняли.

Сегодня ваш урок музыки у вас буду вести я, меня зовут Ульяна Вячеславовна, присаживайтесь.

Посмотрите, какая солнечная погода на улице, и я очень надеюсь, что в конце урока у вас будет такое же солнечное и хорошее настроение.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

2.Ориентировочный

1) Создание проблемной ситуации.

2)Определение темы урока.

3)Определить цели и задачи урока.

Подготовка к восприятию темы.

Постановка целей и задач урока.

Заинтересовать детей для изучения новой темы.

Определять тему урока совместно с детьми.

Поставить цели и задачи урока совместно с детьми..

Словесный (чтение литературного произведения)

Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение.

Послушай, как щебечут птицы

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится,

Повсюду музыка слышна!

- В повседневной жизни нас окружает множество разных звуков. Что же такое звук?

все звуки делятся на два вида: шумовые и музыкальные.

Слова для игры:

автомобиль, певец, самолет, рояль, соловей, ветер, гитара, хоровод, самовар, оркестр и др.

- Что такое музыка? Музыка – это искусство звуков, но не простых, а музыкальных Что значит музыкальный звук?

- Музыкальные звуки – это звуки, которые можно напеть, наиграть на инструменте.

- как вы думайте о чем пойдет речь на уроке? Что нам предстоит узнать нового?

Звук - это то, что слышат наши уши.

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

3)Поисково-исследовательский

1)Знакомство с биографией композитора.

-Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбор

Начать работу по теме я хочу со стихов Гаджикасимова.

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей.
Она везде и вечно спутник мой.

- С кого начинается музыка? С того, кто её сочиняет. А кто сочиняет музыку?

Это композитор. Он сочиняет и записывает ноты.

- Но разве этого достаточно? Кто еще нужен чтоб получилось воспринять в полной мере сочиненную композитором музыку?

Нужен тот, кто будет петь. Он. (исполнитель)

Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, . (слушатель)

- Три звена одной цепочки, композитор-исполнитель-слушатель, одинаково важны!

Послушаем песню (включаю песню)

А теперь ребята, слушаем первую фразу, которую мы с вами изучим.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Слушаем вторую фразу.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

А теперь соединим фразы.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

Хорошо, разучим второй куплет.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Слушаем вторую фразу.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

Отлично, ребята, а теперь соединим песню полностью.

Ребята, у вас отлично получилось быть исполнителями, а теперь мне интересно узнать от вас, можете ли вы быть композиторами?

Все верно, а теперь прослушаем одного

Прослушивание: Звучит Вальс Ф. Шуберта

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Понравилась она вам, почему?

А теперь ребята, мы с вами немножко отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Нет, потому что что бы быть композиторами нужен определенный талант

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

Практический

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Мы с вами хорошо отдохнули, а теперь споем песенку Первый раз в первый класс.

Первый раз в первый класс детвора шагает
Всё впервые для нас - форма и портфель.
И слезинку тайком мамы вытирают -
Это их малыши школьники теперь!

Припев:
Сегодня школа нас приветливо встречает
Распахнула двери, нас зовёт к себе.
Здравствуй, школа, здравствуй, школа дорогая.
Эту песню посвящаем мы тебе.

2
Куклы грустно глядят, и игрушкам скучно:
Им теперь долго ждать наших выходных.
Не грустите, друзья, нам учиться нужно,
Чтоб, когда подрастём, научить других.

Припев.

3
Первый раз в первый класс - это интересно!
Долго ждали, и вот этот час пришёл.
Новый мир весь для нас, что там - неизвестно.
Только верим, что всё будет хорошо!

Припев.

У вас так здорово получается быть исполнителями.

Теперь предлагаю снова побыть слушателями и послушать песенку, которую мы с вами потом исполним.

Мне тоже очень понравилась, теперь я предлагаю выучить 1 куплет.

Слушаем первую фразу.
Теперь споем эту фразу, 3-4.

Вот и осень пришла,
Собираться пора
В дом огромный, что школой зовётся.

Слушаем вторую фразу. Эту фразу, ребята, поем 2 раза. Поем 3-4.

Вот и осень пришла,
Собираться пора
В дом огромный, что школой зовётся.

А теперь соединим. Три-Четыре.

Вот и осень пришла,
Собираться пора
В дом огромный, что школой зовётся.
Завершилась вчера
В детском саде игра.
Всё прошло и уже не вернётся.
Завершилась вчера
В детском саде игра.
Всё прошло и уже не вернётся.

Слушаем дальше. Это у нас припев, поем 3-4.

Серёжки и Наташки,
Теперь мы первоклашки,

И смотрим на приятелей вчерашних свысока.

Слушаем дальше, поем 3-4

Хорошо, у вас отлично получается слушаем дальше, поем 3-4.

Они остались в садике:
Марины, Саши, Вадики.
Они ещё не слышали школьного звонка.
Они ещё не слышали школьного звонка.

Хорошо, теперь споем полностью песенку.

Вот и осень пришла,
Собираться пора
В дом огромный, что школой зовётся.
Завершилась вчера
В детском саде игра.
Всё прошло и уже не вернётся.
Завершилась вчера
В детском саде игра.
Всё прошло и уже не вернётся.

Припев:
Серёжки и Наташки,
Теперь мы первоклашки,
И смотрим на приятелей вчерашних свысока.
Они остались в садике:
Марины, Саши, Вадики.
Они ещё не слышали школьного звонка.
Они ещё не слышали школьного звонка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

попевки – приветствия, организует диалог, направленный на повторение пройденного:

- С творчеством какого поэта связаны наши уроки?

- Зачем сопоставляем поэзию Пушкина и музыкальные произведения?

- Каждый урок – страничка из альбома о жизни А.С.Пушкина. Какой теме был посвящен последний листок?

Организует появление интереса у детей (через побуждающий диалог):

- О чем А.С.Пушкин мог сказать следующие строки:

Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания

Проявляют интерес к теме

Обсуждают и ищут правильный ответ

- формирование учебной мотивации

Коммуникативные:

- согласование своих действий с

отношения к окружающим

Регулятивные:

- согласование песни и музыки

Познавательные:

- построение логической цепи

2. Актуализация знаний

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

Через побуждающий диалог организует перевод интереса в область проблемы данного урока:

- Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина?

- А как может начинаться музыкальная сказка, без слов?

Показ музыкальных примеров на фортепиано (синтезаторе)

Внимательно слушают и отвечают на вопросы

Используют знания, полученные ранее

Вспоминают варианты зачинов, начинающих сказки

Слушают музыкальный фрагмент, анализируют средства музыкальной выразительности, представляют каким персонажам соответствовало музыкальное вступление, подбирают тембры инструментов оркестра, соответсвующие характеру интонации

Познавательные:

- умение осознанно строить речевое

- сравнение, классификация, анализ,

Коммуникативные:

- вступление в диалог с учителем

- умение точно и полно выражать свои

- выражение своего эмоционального

отношения к музыкальному образу

3. Постановка цели, задач

Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока:

- Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но зачем же тогда мы слушаем и анализируем музыкальные интонации?

( подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее -

Беседует о том, каких персонажей из сказок Пушкина знают ученики, с какими уже встретились на уроках музыки в предыдущих классах, какие композиторы обращались к сказкам Пушкина

Формулируют тему, участвуют в диалоге, беседе с учителем,

формулируют цель, работают

с тетрадью, активизируют знания, отвечают на вопросы

Познавательные:

- самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей

- смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью)

Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся

Учащиеся повторяют физические упражнения

- формирование ценности здорового образа жизни

5. Открытие нового

Организует восприятие вступления ко 2 действию и подводящий диалог для ответа на вопросы: какую стихию изображает музыка? о какой сказке сегодня пойдет речь?

Использует нотную запись на доске, просит пластикой проинтонировать мелодию

Просит обратить внимание на средства музыкальной выразительности, смену настроения, количество частей

Организует анализ каждого прозвучавшего фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в литературной основе

Подводит итоги групповой работы (дети называют описанные образы: Белочка., 33 богатыря, царевна - лебедь)

Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас

Слушают музыку, включаются в

сравнительный анализ музыкальных частей, овладевают умениями

осознанного построения речевого высказывания

Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие муз. фрагмент

Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра.

- выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

- логический анализ, сравнение,

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои

6. Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания

Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие музыкальный фрагмент

Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра

- выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

- логический анализ, сравнение,

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои

7. Первичное закрепление нового материала

Актуализирует полученные на уроке новые знания

Предлагает продолжить фразы:

Обобщают новые знания

Познавательные:

информации, построение логической

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной

полнотой выражать свои мысли в

8. Обобщение знаний, связь с ранее полученными

Организует эмоциональное и осознанное усвоение музыкального содержания через систему вопросов

Закрепляет знания с помощью сопоставления с литературным текстом

Отвечают на вопросы

Слушают (или сами читают) фрагмент

Познавательные:

- извлечение необходимой информации

из текста, смысловое чтение

оценивание, эмоциональный отклик

на содержание урока

9. Рефлексия (подведение итогов)

о полученных на уроке знаниях

- Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки? Была ли она нам ясна?

- Что помогло нам понять музыкальные образы?

-Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании?


Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь мне и друг другу.

Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой.

И главная задача-быть внимательным, аккуратным, находчивым, а главное трудолюбивым

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация опорных знаний

Первичное закрепление

Слушание фрагмента гимна РФ.
Ребята, что это за произведение?

Как нужно слушать это произведение?
Как звучит эта композиция?
Правильно, ребята! Она звучит гордо, возвышенно, победоносно и смело!
А какие еще существуют символы нашей страны?
Посмотрите на экран, покажите, где находится герб и где флаг?

Что обозначает 3 полосы на флаге?

Что изображено на гербе?


Правильно, молодцы, ребята!

Предлагаю вам исполнить гимн торжественно и гордо. (на слайде слова)

Что мы сейчас делали?

Что это за произведение?

Флаг – это то, где изображено три полосы: белый, синий, красный. белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество

А герб – представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В середине изображен щит с всадником.

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

Открытие нового знания

Первичное закрепление

Музыкально-ритмические движения

Первичное закрепление

Творческое задание

3.4. Повторение и включение в систему знаний

Сегодня у нас необычный урок, а угадать тему урока поможет нам ребус, в котором два слова, а их буквы перемешены. (Е Ы Ы М Н З К А Ь Л У *** Ы И Н М Е С У Т Р Н Т) (Музыкальные инструменты)

Как вы думаете, о чем мы сможем узнать на уроке?

Я предлагаю с вами отправимся в путешествие. А куда, отгадайте загадку.

По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки.

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает

Но это необычные звёзды, они музыкальные. А отправимся к ним, через музыкальный поток воздуха, и, чтобы нам туда долететь, чтобы поток был хорошим, что нам нужно сделать? Вдыхаем через нос и тихо выдыхаем ртом (повтор 4-6 раз).

Ребята, а кто мне скажет, на чем мы сможем туда добраться?

Ребята, вдруг подул сильный ветер он становится все больше и больше, посыпались метеориты и нам нужно, чтобы наша ракета осталась в воздухе и её не сбило. Что ей нужно сделать?

А какой звук будет звучать, когда ракета будет увеличивать скорость?

А теперь давайте будем ускорять нашу ракету по моему жесту

Вот мы и с вами оказались на нашей волшебной звезде. А её жители, музыкальные инструменты, очень рады нам. Но они так любят свою звезду, что оберегают её от злодеев и хотят убедиться, что вы достойны находится на ней и подготовили для нас загадки.

Форте – громко, пиано – тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна.

Дети, а кто знает, что же это за такой инструмент?

А кто видел фортепиано?

Он является главным на этой звезде.

Фортепиа́но (на слайде) – это струнно – ударный, клавишно – молоточковый инструмент. За его крышкой есть натянутые струны и молоточки, которые бьют по струне при нажатии клавиш.

Послушаем внимательно исполнение фортепиано. (слушание) 10 сек

О фортепиано можно сочинить стихи-загадки:

То ли зебра, то ли лесенка,

Прикоснись – и будет песенка

Дети, существуют две разновидности фортепиано.

Одна из них, это та, которую вы часто видите. Это фортепиано, которое стоит в классе или у кого – то дома. Это маленькое пианино – фортепиано, которое стоит в маленьких помещениях. Он предназначен для домашнего музицировали.

А есть и другая разновидность фортепиано, рояль – большой по объёму. Посмотрите на него. (на слайде). Ставят его в больших концертных залах, так как его звучание более объёмное.

На музыкальных инструментах исполняют музыку. Людей, которые играют на фортепиано, называют исполнителям - пианист.

Сегодня я хочу вас познакомить с музыкой русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он писал очень много музыки. Когда он был маленький, у них в семье часто звучала музыка. В 5 лет маленький Петя умел уже играть на фортепиано и уже начал сочинять музыку. Его музыка была столь прекрасна, что стала постепенно известна во всём мире. Петя, когда вырос стал великим музыкантом, был профессором, учил музыки студентов. А позже поехал за границу и там сыграл свои сочинения. И музыка Петра Ильича Чайковского так понравилась за границей, что он стал известен, представляете, всему миру.

Слушание музыки

Давайте послушаем одно из замечательных произведений Петра Ильича Чайковского.

Ребята, как нужно слушать музыку?

Обратите внимание, какая эта музыка? Какое настроение она вызывает?

(1 минута) П.И. Чайковского

Анализ музыкального произведения

Ребята, так какая эта музыка?

Какое настроение вызвала она у вас?

Ребята, но я хочу вас познакомить с музыкой ещё одного выдающегося композитора.

Сергей Сергеевич Прокофьев. Этот композитор, тоже очень любил музыку. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну музыку прославленного композитора - Шопена и Бетховена.

Ребята, но музыка Прокофьева совершенно другая по своему настроению.

Но перед слушанием вспомним, как нужно слушать музыку?

Обратите внимание, какая эта музыка? Какое настроение она вызывает?

Слушание (1 минута)

Какой марш получился у этого композитора?

Какое настроение у вас вызвала эта музыка?

Отличается ли этот Марш от Марша Чайковского? Чем?

Ребята, что мы сейчас делали?

Что за произведения мы слушали?

Не забываем, что слушаем мы внимательно и в тишине

Я предлагаю вам прослушать песню и ответить на вопросы.

Какое настроение передает нам песню?

Какие чувства вы испытали?

Итак, ребята, какое настроение передает нам песня?

Какие чувства вы испытали?

Давайте с вами попробуем прохлопать пульс песни.

Я предлагаю с вами разучить эту песню по фразам. Я проговариваю фразу, вы внимательно слушаете. Когда я покажу вот такой жест, вы повторяете фразу.

Разучивание песни

Закрепление песни

Давайте исполним ее по рядам.

Сначала поют мальчики, затем девочки.

Ребята, а что хочется делать под эту песню.

И я предлагаю нам немного потанцевать. Повторяйте движения за мной.

Итак, ребята, что мы сейчас делали?

Какую песню мы изучили?

Следующие интересное задание, которое мы выполним:

Представьте, что мы окунулись в прошлое. И Пётр Ильич Чайковский или Сергей Сергеевич Прокофьев готовится к выступлению.

Но вот беда, нет никаких телефонов и соцсетей.

Как люди узнают об этом выступлении?

Правильно ребята, это объявление называется, афиша. И ваша задача придумать и схематичное изобразить то, чтобы вы хотели увидеть или как бы вы хотели, чтобы эта афиша выглядела.

Давайте мы покажем друг другу наши афиши

Какие вы молодцы ребята. Теперь жители звезды, музыкальные инструменты, уверенны в вас, они знают, что их планета в надёжных руках. И готовы ко встрече с вами в любое время

Ну, а нам пора возвращаться домой. Давайте заведём мотор нашей ракеты по моему сигналу.

Читайте также: