Конспект и технологическая карта урока литературы

Обновлено: 06.07.2024

Учитель: Гаврилкина Валентина Алексеевна № урока в КТП: 7 Автор УМК: Литература, 7 класс, Меркин Г.С.

Оборудование урока : учебник, презентация, раздаточный материал.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке : противопоставление, контраст, бинарные оппозиции.

Основная дидактическая цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.

Образовательная цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

УУД (метапредметные)

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

Познавательные:

-совершенствовать компетенции, необходимые для обоснования своей мысли;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом произведении;

-п оисковое чтение и структурирование текста;

-о сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

-умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос;

-сознательно планировать свою деятельность в рамках учебного предмета.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

-формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;

-в ысказывать и обосновывать свою точку зрения.

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

-и спользовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

- быть способным к объективному самооцениванию и взаимооцениванию учебных результатов;

-работать индивидуально и в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

-формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим.

Межпредметные связи: литература, история.

Формы работы: фронтальная, в группах, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап (2мин)

Настроить детей на успешную работу

Рефлексия на начало урока. (см. слайд 1)

Слушают, настраиваются на успешную работу

II этап (4 мин.)

Расширение и обобщение новых знаний

Вспомнить прием контраста

-Ребята, давайте вспомним произведения, которые построены на приёме контраста, противопоставления?

Оказывается, в теории литературы есть еще один термин, который основан на противопоставлении, он называется- бинарные оппозиции. (слайд 2)

Бинарная оппозиция — универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое — отрицает.

Перечисляют произведения, построенные на приёме контраста.

Формулировка темы урока

-активизировать мыслительные операции и познавательные процессы (внимание. память)

-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

-умение принимать мнение другого.

-повторение пройденных произведений.

III этап (3 мин)

Актуализация и пробное учебное действие

Обеспечить восприятие, осмысление новой темы;

подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.

Какова цель нашего урока?

Учащиеся рассуждают и формулируют тему урока, определяют цель

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

1.Умение выражать свои мысли.

2.Умение понимать позицию другого.

IV этап

Реализация выстроенных действий. Самостоятельная работа с текстом.

Развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

-Как построим раскрытие нашей темы с помощью приёма бинарных позиций (противопоставления)?

-Каждая группа работает по примерному плану:

Тезис-обращение к тексту-комментарий (мини-вывод).

-На столах у вас лежат Правила работы в группе, давайте их соблюдать. (Приложение 1.)

1.Князь Пётр и крестьянка Феврония;

3. Реальное и фантастическое;

4.Петр, Феврония и бояре

Ребята делятся на 6 групп, определяют эксперта в группе (каждая группа выписывает противопоставления и ищет подтверждения из текста)

1.Высказывать предположения на основе имеющихся знаний.

2.Высказывать цели учебной деятельности

-представлять информацию в разных формах (тест).

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-осваивать культуру общения, умение слушать другого.

-контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

V этап

Итоги работы (вывод). Взаимная оценка работы учащихся на уроке

Развивать способности адекватной оценки работы на уроке участников группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена методика анализа поэтического текстас опорой на словарь стихотворения.

Технологическая карта урока литературы

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые результаты обучения (УУД):

1) предметные:

- умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику;

-умение делать анализ художественного текста, используя авторский текст.

2) познавательные: уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы;

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы;

умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

3) регулятивные:

определять цель учебной деятельности;

оценивать результаты деятельности (своей и чужой)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа;

4) коммуникативные:

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологические высказывания;

умение работать индивидуально и в группе

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

5) личностные:

формирование уважения к литературе;

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов,

формирования границ собственного знания и незнания.

формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Учебно-методический комплекс.

под редакцией: Г.И. Беленького, толковый словарь С. Ожегова, краткий словарь литературных терминов Н. Мещеряковой, аудиозаписи стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

2) Оборудование: интерактивная доска, проектор.

Задачи урока:

-раскрыть идейно-художественные особенности стихотворений в прозе И.С. Тургенева;

-формировать умение анализировать стихотворения, познакомить с методикой анализа отдельного поэтического текста с опорой на его словарь;

- воспитывать уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

ГОЛДАЕВСКАЯ ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ города Москвы «Школа № 1499

имени Героя Советского Союза

ФИО учителя: Голдаевская Валентина Анатольевна

Класс: 11

Предмет: Литература

Время проведения: 2 урока

Тип урока: урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Задачи урока:

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к любви, как к некой высшей ценности, которая определяет духовный мир людей.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты.

Литература:

2. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

3. Текст письма Наполеона Жозефине (сокращенный вариант).

Технологическая карта урока (урок рассчитан на 2 часа)

1. Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Мотивация учебной деятельности.

Читает фрагмент письма Наполеона Жозефине («Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один. Наполеон Бонапарт – Жозефине, 3 апреля 1796 г.) и предлагает проанализировать его по плану.

Работают с письмом Наполеона по следующему плану:

- выписывают те фразы из текста, которые вызвали определенные эмоции (согласие, протест или непонимание);

- комментируют, почему именно эти фразы привлекли их внимание, какие мысли, ассоциации у них возникли при чтении.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание.

3. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока).

- С каким чувством или понятием ассоциируется у вас письмо Наполеона? Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Ставит перед учащимися учебную задачу:

- Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

Организует проверку выполнения домашнего задания (по 4 группам). Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах:

- Каким было ваше домашнее задание?

- В каких произведениях русской и зарубежной литературы идет речь о любви?

- Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему?

- Положительные или отрицательные чувства может вызывать любовь?

Первая группа: искала ответ на вопрос – какие положительные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения.

Вторая группа: искала ответ на вопрос – какие отрицательные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения.

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

5. Первичное усвоение новых знаний.

- Перед тем как мы откроем повесть А.И. Куприна и посмотрим, как он видит это сложное, неоднозначное чувство – как великий дар или великое проклятие, необходимо обратиться к предыстории создания этого произведения…

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

6. Проблемное объяснение нового.

Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания:

- Есть ли в повести персонаж, способный на возвышенную любовь?

- Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?

- Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу?

– Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали?

- Почему страстная любовь Желкова оказалась неразделенной?

- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести?

- Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

- Кто ополчается против Желткова? Почему?

- Кто из знакомых княгини защищает Желткова? Почему?

- Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?

- Почему автор дал главному герою имя Георгий? Нет ли тут иронии?

- Какова судьба гранатового браслета?

- Почему автор закончил повесть трагической развязкой?

- Каков смысл названия повести?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.

коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);

участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации.

7. Первичная проверка понимания.

Подбирает цитаты. Ставит учебную задачу.

- Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания некоторых из них. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…”

личностные: умение выражать своё отношение к событиям; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания;

коммуникативные: умение вступать в диалог с автором произведения; строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

8. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности.

Организует работу в группах, определяет круг вопросов для мини-исследований.

Группа 1: “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия?

Группа 2: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

Группа 3: Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Группа 4: Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

Группа 5: Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно?

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; работать в группе;

личностные: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа.

9. Работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает учащимся проверить свои знания текста, пройдя он-лайн тест.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

личностные: формирование навыков самооценки.

10. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока:

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке:

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке: - На уроке я работал активно/пассивно.

- Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

- Материал урока мне был понятен / не понятен?

Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивную карту.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.

11. Домашнее задание

Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает написать сочинение-миниатюру или проанализировать указанный эпизод.

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Анализируют эпизод или пишут мини-сочинение в форме эссе (с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного).

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

Технологическая карта урока литературы

Раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии темы рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова; совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять полученные знания для создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему.

Образовательные:

- Изучить рассказ А.П.Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя;

- Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души главного героя;

- Проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева;

Воспитательные:

- Воспитывать у учащихся представления об истинных и ложных ценностях;

- Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ;

- Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.

Развивающие :

- Развитие навыков исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе.

- Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом;

- Развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста;

- Активизирование субъектного представления учащихся как основу читательского сопе реживания при восприятии художественного текста;

-Способствование развития умения высказывать и обосновывать (мотивировать) свое суждение о прочитанном.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

ü Умение осознанно воспринимать художественное произведение

ü Умение анализировать текст художественного произведения

ü Умение понимать ключевую проблему произведения

Коммуникативные УУД:

ü Умение слушать и понимать других.

ü Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

ü Умение прогнозировать предстоящую работу.

ü Умение определять и формулировать тему урока.

ü Умение принимать и сохранять учебную задачу.

ü Умение осуществлять анализ и синтез;

ü Умение устанавливать причинно-следственные связи.

ü В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ü Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

ü Умение выявлять сущность, особенности объектов.

ü Умение на основе анализа объектов делать выводы, находить добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

ü Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

ü Умение делать свой выбор.

ü Потребность в самовыражении через слово.

ü Формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Формы обучения

эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение эпизода, работа со справочной литературой.

Межпредметные связи

Средства обучения

Тексты художественного произведения, справочная литература, информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер – это средство:

1.рационального использования времени на уроке;

2.повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

Организационная структура урока

Этапы урока

Методы обучения/

технологии обучения/формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые предметные результаты

Организационный

Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного

восприятия нового материала.

Приветствие, проверка готовности к урок.

Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Формирование мотивации.

-Сформулируйте цель урока.

-Актуальна ли проблема, поднятая писателем?

-Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

Осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других.

Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и ценностей, мотивацию к целенаправленной познавательной

Регулятивные УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу,

умение определять и формулировать тему урока,

умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

Подготовка к изучению нового

Словесный и наглядный.

Индивидуальная и фронтальная работа, аналитическая беседа, рассказ учащегося

- Какова тема рассказа?

-Какова основная идея произведения?

-Какова композиция рассказа?

слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода

Умение понимать ключевую проблему произведения

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и ценностей

Мотивация, этап актуализации субъектного отношения

Словесный метод, проблемный , репродуктивный. Фронтальная работа.

Учитель ставит нравственную проблему: Кто виноват в превращении врача Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча?

Ответы учащихся будут разные. Это позволит учителю предложить учащимся разделиться на тех, кто готов обвинить Ионыча, и на тех, кто хотел бы его защитить, то есть на обвинителей и защитников. Учащиеся пересаживаются так, чтобы были видны две команды. Командам даётся 10 минут для подготовки к обвинению и защите. Для этого группам раздаются карточки с вопросами, подсказывающими, на что нужно обратить внимание в тексте.

Защитники должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Каким приехал Д.И.Старцев в Дялиж?

Какова его цель в жизни? Хороший ли он врач?

Есть ли у него общественные идеалы?

Почему Старцева не приняли обыватели?

Каковы его интересы?

Почему он всё-таки поехал на кладбище?

Что Старцев там увидел, почувствовал, подумал?

Каково истинное лицо каждого из членов семьи Туркиных?

Обвинители должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Каким стал Д.И.Старцев в конце рассказа внешне?

Как он относился к своей работе, к людям?

Какую роль в жизни Д.И.Старцева сыграла семья Туркиных?

Почему он остался один?

Любил ли Дмитрий Ионович Екатерину Ивановну?

Почему не ответил на её порыв через 4 года?

10 минут идет самостоятельная эвристическая работа над текстом.

Умение осознанно воспринимать художественное произведение

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Работа по теме урока

Актуализация и осмысление приобретённого читательского опыта, обобщение личностных впечатлений.

Словесный метод. Групповая работа

Первое слово для высказывания предоставляется обвинителям.

Учитель: Может, Дмитрий Ионович всегда был такой, таким и приехал в Дялиж? Слово предоставляется защитникам.

Обвинители могут при этом возражать, так как начинается процесс одновременного сотрудничества и соперничества. Теперь учащимся необходимо пристально вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать её. Так произойдет погружение в художественное произведение и будет понята идея рассказа.

Ученики зачитывают из текста детали портрета Ионыча; описывают образ жизни; цитируют строки о манере вести себя с больными, с теми, у кого он хочет купить дом; рассказывают о хобби — любовании деньгами. Учащиеся замечают, что такой человек, как Старцев, не способен любить. Обвинители делают вывод: в конце рассказа Ионыч — грубый, равнодушный к людям обыватель, для которого деньги — смысл жизни.

Умение анализировать текст художественного произведения

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Умение делать свой выбор.

Потребность в самовыражении через слово

Регулятивные УУД:

Умение осуществлять анализ и синтез;

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Анализ текста художественного произведения

Словесный метод, проблемный

Фронтальная и групповая работа

Ставится проблема: Каков же Дмитрий Ионович Старцев в начале рассказа?

Как молодой врач Д.И.Старцев относится к своему делу?

Хороший ли он врач?

Работа врача — это для Старцева средство для существования или цель жизни?

Имеет ли Д.И.Старцев общественно-политические взгляды?

Каков внутренний мир Старцева ?

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через

Хороший, потому что больные обращались к нему за помощью, и Вере Иосифовне он помог, хотя до него у неё «перебывали все городские врачи (гл.2)

Работа врача — это для Старцева средство для существования или цель жизни?

Дмитрий Ионович тонко чувствует красоту природы, искусства, он философ в душе, романтик, речь его образна, метафорична.

Скорее, был очарован, влюблен романтично, красиво. Чувство победило разум, когда он поверил в свидание на кладбище в 11 часов вечера и прождал котика до 2 часов ночи. Дмитрий Ионович надеялся на взаимность, строил планы благополучной семейной жизни, а когда ему отказали, был обижен, оскорблен, даже унижен — чувство Старцева умерло. Он ощутил себя очень одиноким. С этого момента начнется деградация героя рассказа.

Умение анализировать текст художественного произведения

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Умение делать свой выбор.

Потребность в самовыражении через слово

Регулятивные УУД:

Умение осуществлять анализ и синтез;

Умение устанавливать причинно-следственные связи

-Кто же виноват в превращении Д.И.Старцева в Ионыча, почему погасла, погибла душа?

-В рассказе есть одно слово, которое внесет ясность в том, кто виноват в нравственной гибели Ионыча. Это слово Чехов повторяет три раза. Нужно найти его.

Вариантов ответа может быть три: окружающая среда, Екатерина Ивановна, сам. Соперничество спорящих достигает напряжения, тут наступает кульминация урока.

Вывод: жалуется на жизнь человек слабой воли.

Итог эвристической деятельности

Учитель подводит учащихся к выводу, который они должны сделать самостоятельно

Дмитрий Ионович Старцев приехал в Дялиж молодым человеком сразу после университета. У него благородная цель — лечить людей. Он любит свою работу, отдает ей все свое время. Дмитрий Ионович верит, что общество идет вперед, к светлому будущему. У него богатый внутренний мир, он любит и знает литературу, музыку, глубоко чувствует красоту природы. Старцев — романтик, философ, способный на красивое чувство любви. Но отсутствие воли заставит его отступить перед первыми же трудностями, подчиниться обстоятельствам, среде, променять высокие идеалы на деньги в банке. Дмитрий Ионович предал самого себя, погибла его возвышенная душа. Вот идея рассказа.

Человек, способный подняться до значительных жизненных высот, быстро скатился к бесцветному, обывательскому существованию, где деньги превыше всего. Учащимся важно понять, что человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречен на нравственную деградацию.

Умение анализировать текст художественного произведения

В конце урока учащимся предлагается заполнить рабочие листы:

Мои впечатления от урока.

Довольна своей работой.

Было интересно, но не все понятно.

Было неинтересно, но понятно.

Хотелось бы побольше таких уроков.

Зря посетила урок.

Учащиеся заполняют индивидуальные листы

Регулятивные УУД:

Умение прогнозировать предстоящую работу.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Читайте также: