Конспект фронтального занятия автоматизация звука р

Обновлено: 05.07.2024

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: доброе утро, ребята!

- Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в гости?

(герои из м/ф щенячий патруль)

- Давайте назовем наших гостей по именам?

(Райдер, Рокки, Крепыш, Эверест, Маршал, Зума, Скай, Гонщик)

- А теперь мы расскажем нашим гостям главное правило речи:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!

2. Основная часть

3. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

5. Уточнение артикуляции звука

- Сейчас вы должны будете угадать и произнести звук по моему описанию.

Слушаем внимательно и выполняем действия по описанию.

  • губы открыты,
  • зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство),
  • язычок поднят вверх и дрожит,
  • воздушная струя сильная.

- Правильно, это звук [Р].

6. Произношение изолированного звука

- Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?

- А как мурлычет кошка?

(муррр, муррр, муррр)

7. Развитие фонематического слуха

  • :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
  • РА-ЛО--РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
  • Марка, лук, комар, рак, батон, крот, дом, стол, топор, окно, ракета.

8. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

9. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях

  • 1 ребенок: слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
  • 2 ребенок: слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
  • 3 ребенок: слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)

- Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.

Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).

- Дети, подойдите к доске и выберете одного щенка, но так, чтобы в его имени обязательно был звук [Р] (после того, как дети выбрали по одному герою, логопед проверяет правильность их выбора). Назовите имена героев, которых вы выбрали. Положите в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).

(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)

- А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.

- Что это? (шарики) Какие они? Попробуйте описать их.

(логопед раздает детям по одному шарику и просит описать его)

10. Итог занятия

Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.

Задачи:

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и навыков звукового анализа и синтеза; развитие внимания, памяти и логического мышления;

Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Лексический материал: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, ромашка, трактор, крокодил, корабль, дворняга, сарай, сырая, рассказывать, крыша, рот, ручка, кастрюля, крышка, рука, ворона, крыло, рубашка, рукав, рыбак.

Оборудование: предметные картинки; конверт с рисунками; синие квадраты, пенал со схемами.

Ход занятия.

Логопед:- Ребята, я сегодня на занятие хотела принести вам интересные слова, но нечаянно их уронила, и они все рассыпались. Кто из вас поможет мне собрать их?

-Тогда послушайте, что от них осталось и добавьте потерявшиеся звуки: -акета, -укавица, -учеёк, -убашка, -абота, -ужьё, -амашка. (дети: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, рамашка)

II. Основная часть.

а) - Скажите, кто или что может рычать?

Дети: собака, тигр, мотор и др.

- Покажите - как рычит большой тигр? (громко: Р-Р-Р, длительно: Р-Р-Р-Р-Р, а как маленький (тихо: р-р-р, кратко: р, р)

б) Уточняем правильную артикуляцию

Дети: Потому, что мешает язычок и зубы.

- Почему он звонкий?

Дети: Потому, что он произносится с голосом.

- Он мягкий или твёрдый?

- Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?

Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры, метро (ро, шары (ры, кора (ра).

- Теперь чётко и громко произнесите название вашей игрушки, а Даша будет помогать мне, проверять правильные ответы.

Дети: трактор, конструктор, крокодил, гамбургер, черепаха, кукуруза, рак, кресло, пирамидка, светофор.

Под дождь из сарая.

И тяжело рассказать на бумаге,

Как не везло этой бедной дворняге!

5. Автоматизация звука Р в предложении.

Логопед: - Ребята посмотрите, почтальон принёс нам конверт, интересно, что в нём? Давайте откроем его. Смотрите, какие-то непонятные картинки. Это, наверное, художник Тюбик из Цветочного города нарисовал их. Он, наверное, очень торопился и не успел всё дорисовать. Кто у нас мечтает стать художником?

- Выходи Вася. Сейчас все внимательно будут рассматривать картинки и отмечать про себя, что забыл нарисовать Тюбик, а ответит тот, кого я назову.

У дома нет крыши.

У чашки нет ручки.

У кастрюли нет крышки.

У машины нет двери.

У вороны нет крыла.

У рубашки нет рукава.

6. Динамическая пауза.

- Покачались, пробежались, попрыгали, помахали, покружились, посмеялись, поздоровались, замерли и поморгали.

7. Звуковой анализ слова: рыбак. Схема слова.

У каждого ребёнка на столе пенал.

Логопед : - Из чего состоит слово? (из слогов). А как определить сколько слогов в слове?

Дети: Надо посчитать гласные.

-А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам: ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.

Второй слог - бак разбираем по аналогии.

- Сколько слогов в слове? (два). Сколько гласных звуков? (два). Сколько согласных? (три). Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?

Дети: От слова РЫБА.

- А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА?

Дети: - рыбалка, рыбачить, рыбный…

- Молодцы, сложите схемы в пенал и закройте их.

III. Итог.

Логопед : - С каким звуком мы сегодня знакомились? Что вы можете сказать об этом звук? Вспомните или придумайте слова с этим звуком. Спасибо за занятие, вы сегодня хорошо занимались.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры.

1. Оргмомент.

2. Выделение звука "Р" и его характеристика.

Логопед. “Отгадайте загадку”: “Разноцветное коромысло на небе повисло”.

Логопед: “ Какой первый звук слышится в слове-отгадке?”

Логопед: “Как произносится звук "Р" ?

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, дрожит”.

Логопед: “Что напоминает звучание звука "Р" ?

Логопед: “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед : “Дайте характеристику звуку “ Р””.

Дети : “Звук "Р." - согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”.

3. Выделение звука "Р" в словах и определение его места.

Логопед: “Сейчас я расскажу вам сказку. Жил-был на свете рак. Жил он в речном царстве, с

рыбами дружил, к карасю в гости ходил. Но однажды наскучило ему речное царство и

отправился рак в путешествие. Ползет он, ползет, вдруг видит что?”

Логопед: “Барабан сам палочками барабанит. Одел он барабан на одну клешню. Отправился

дальше. Увидел что?”

Логопед : ,“Глаза его загорелись от радости. Разноцветные шары он надел на вторую клешню. А

впереди стоит что?”

Логопед : “Погрузил рак барабан с палочками и разноцветные шары в грузовик и поехал дальше.

Еще ему по дороге попалось что?”

Дети: “Кукла и пирамида”.

Логопед. “ Дети , как можно назвать одним словом все предметы, которые встретились раку?”

Логопед: “Назовите их”.

Дети: “Это барабан, шары, грузовик, кукла, пирамида”.

Логопед: “Какой изучаемый нами звук слышится в названии игрушек?”

Логопед: “А где слышится звук "Р" в каждом слове? Назовите его место. В каком слове его

Дети: “В слове “кукла””.

Логопед: “Значит, какая игрушка лишняя?”

4. анализ и синтез слов со звуком и буквой "Р".

Детям предлагается табличка с набором букв разного цвета, из которых можно составить слова, содержащие звук “ Р”.

Б М А А Р К А И Н

Логопед: “Читайте только синие буквы”. Дети: “Баран”.

Логопед: “Теперь читайте зеленые буквы”.

Логопед: “В каком из двух названных слов слышится звук "Р" ?”

Детям предлагается прочитать три слога: БА, НОК, БАК.

Логопед : “Какой слог со звуком “Р” надо добавить к каждому из трех слов, чтобы получилось три слова”.

Логопед: “Прочитаем, какие новые слова у нас получились”. Дети: “Рыба, рынок, рыбак”.

Логопед: “Прочитайте слово от большей буквы к меньшей”. Р Ш А У Г

Логопед: “На каком месте слышится звук “ Р” ?”

Логопед: “Сколько слогов в слове "груша" ?”

Дети: “ Два слога”

Прочитаете слово "Мара".

Логопед: “Назовите первый слог”.

Логопед: “Назовите второй слог”.

Логопед: “Поменяйте слоги местами, прочитайте получившееся слово”.

Логопед: “На каком месте был звук “Р" в слове "Мара" ?”

Дети: “Звук "Р" - в середине слова”.

Логопед : “На каком месте стал звук “ Р" в слове "Рама"?”

Дети: “На первом месте”.

(Аналогичную работу можно провести со словом "Дыра".)

Учащимся предлагается таблица со словами:

Логопед: “Прочитаете первое слово”.

Логопед : “Найдите первый слог”.

Логопед : “Прочитайте второе слово”. Дети: “Мандарин”.

Логопед: “Найдите первый слог в этом слове”. Дети: “-ман”.

Логопед: “Соединим два слога. Какое слово получилось?” Логопед: “Карман”.

а) Логопед : “Назовите картинки по порядку”.

Дети: “Ружье, апельсин, коза, иголка”.
Логопед: “Назовите первые звуки в этих словах”.
Дети : называют первые звуки в предложенных словах.

Логопед: “Найдите соответствующие этим звукам буквы в кассе и прочитайте получившееся из

этих букв слово”.

Дети: “Р, А, К, И - РАКИ”.

б) Учащимся предлагается назвать первые звуки слов - рубашка, окна, мак, аист. Найти
соответствующие буквы в кассе Р, О, М, А. Прочитать получившееся слово мальчика.

Логопед: “Как напишем имя мальчика?”

в) Назвать картинки.

Назвать последние звуки слов ВОЛК, САМОВАР, ШАРЫ, КАРАНДАШ, РЫБА. Найти соответствующие буквы в кассе К, Р, Ы, Ш, А и прочитать получившееся слово.

Физкультминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Ученикам предлагается отгадать ребус.

Логопед : “Соедините букву "Г" и название картинки (роза). Назовите, какое новое слово получится?”

Объяснить значение слова "гроза".

Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово.

а) ка, ру, мо (рука)

б) за, бор, бан (забор)

в) му, та, пар (парта)

5. Выделение звука "Р" в стихотворных текстах и загадке и распределение картинок со звуком "Р".

а) Логопед : “Я буду читать стихи, а вы найдите слово со звуком "Р".

“Дедушка и бабушка жили в хатке синенькой, А возле хатки синенькой бежал забор_ зелененький”.

Логопед : “Объясните слово “хатка”. В каком слове слышится звук "Р"? Определите место звука "Р".

Дети : “Забор. Звук '"Р" слышится на последнем месте, в конце слова ”.

Логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

б) Логопед : “Отгадайте загадку. "Белый, вкусный, очень сладкий". Что это?”
Дети : “Это сахар”

Логопед : “На каком месте слышится звук "Р" в отгадке (сахар)?”

Дети : “Звук "Р" на последнем месте”.

Логопед выставляет на доску соответствующую картинку (сахар).

в) Логопед : “Найдите в стихотворении слово со звуком "Р" , чтобы звук слышался в начале”

Повезло опять Егорке, пять карасиков в ведерке. Но смотрите - у ведерка появился хитрый кот Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет.

Дет и: “В слове "рыб" есть звук Р" в начале слова”.

Логопед : “Сколько рыб принес Егорка домой?”

Логопед выставляет на полотно последнюю картинку (рыба) и предъявляет детям две схемы слов.

Логопед : “Обратите внимание на схемы”

Длинная полоска - "слово",

короткие полоски -"слоги",

маленький кружочек -"согласный звук” ,

большой кружочек - гласный звук".

Логопед: “Сколько слогов в каждой из схем?”

Дети: “В первой и второй схемах по два слога”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге первой схемы?”

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге второй схемы?”

Логопед: “Какой первый звук в первом слоге каждой схемы?”

Логопед: “Какой второй звук в первом слоге каждой схемы?”

Логопед: “Какой вывод можно сделать о первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Первые слоги каждой схемы похожи друг на друга, потому что в каждой схеме в первом

слоге по два звука. Первый звук - согласный, а второй звук - гласный”.

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге первой схемы?”

Логопед “Назовите их”

Дети: “Согласный и гласный звук”

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге второй схемы?”

Логопед: “Назовите их”

Дети: “Согласный, гласный, согласный звуки”

Логопед: “Чем отличается первая схема от второй 7 ”

Дети: “В первой схеме во втором слоге - два звука, а во второй схеме во втором слоге - три звука”.

Логопед : “ Выберите из трех картинок (сахар, забор, рыба) те, которые подходят к первой схеме и какие - ко второй”.

Дети : “К первой схеме подходит картинка “рыба". Ко второй схеме подходят картинки “сахар”, “забор”.

Фронтальное занятие с подготовительной группой.

Цель: Автоматизация звука [р].

  1. Развитие операций обобщения и конкретизации.
  2. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения.
  1. Воспитать и закрепить правильное произношение [р] в слогах, словах и предложениях.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Обучение начальным навыкам анализа.
  4. Актуализация пассивного словаря.
  5. Развитие навыков изменения силы голоса.
  6. Воспитание связного высказывания.
  1. Воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру.
  2. Развитие представлений о моральных качествах человека.

Оборудование: презентация с изображениями: радуги; карандаша, ранца (портфеля), фломастеров, ручки, тетради; герберы, ромашки, астры, хризантемы, герани; ракеты, ракетки, расписания; сюжетная картинка крота; сороки, вороны, воробья; самолета; ракеты; вертолета; метеоритов; рыб, рака, ракушки; арена цирка с акробатами, животные: кролик, тигр, морской котик, зебра; фото (макет) почтового конверта.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, узнаете, кто к нам пришел в гости?

- Конечно, это Радуга. Вы рады ее увидеть?

- Давайте найдем сходства в этих словах:

Слова: Радуга, растение, рубашка, радио.

2. Основная часть.

- А сейчас мы отправимся с вами в путешествие по радуге. Итак, готовы?

1) Логопед: Кто из вас помнит, как располагаются цвета радуги? Это очень просто запомнить: я скажу вам предложение, а вы в каждом слове будете выделять первый звук:

- Какой у нас первый цвет радуги?

- Вот мы и отправимся в путешествие в школу. Вы должны выбрать школьные предметы, которые не только могут быть красного цвета, но их название имеет звук какой, как вы думаете? Конечно, звук [Р]!

Слова: Карандаш, ранец, портфель, фломастер, ручка, тетрадь.

2. — А теперь отправимся на следующую ступеньку радуги, какого она цвета? Оранжевого!

Отправимся в цветочный магазин:

Слова: Гербера, ромашка, астра, хризантема, герань

3. Ну а теперь, нас ждет детский сад. Какого цвета здание?

- Чего больше всего в детском садике?

- Ну конечно, игрушек!

Слова: Ракета, ракетка, робот.

- Давайте повторим, как зовут нашего героя?

- Какой характер у крота?

- А какая она снаружи?

- А теперь все вместе:

Трудолюбивый крот вырыл свою нору, а снаружи она кажется целой горой.

- Следующая ступенька у нас голубого цвета. Что у нас бывает голубым, бесконечным, находится вверху и все его видят?

Логопед: Конечно, это небо! А кто в небе летает?

Правильно, давайте назовем птиц со звуком [р]:

- Сорока, ворона, воробей.

- А теперь скажите мне, что может летать в небе?

- Самолеты! Ракеты! Вертолеты! Метеориты!

- Какой у нас цвет радуги будет следующим?

- А что вы знаете такое огромное, бескрайнее, синее…

- А кто там живет?

- Ну и последняя ступенька у нас какая?

- Какой фантастический цвет! Оправимся с вами в цирк! Кто здесь работает?

Логопед: А разве тут есть звук [р]? Давайте вспоминать, кого вы ещё знаете, чтоб наш нужный звук был.

- А какие животные были в цирке?

- Собака, кошка, лошадь, тигр, кролик.

- Только они особенные, цирковые, правда? Давайте назовем их правильно:

Цирковая: собака, лошадь…
Цирковой: тигр, кролик…

- А ещё, все люди, которые здесь работают, по профессии кто?

А куда мы ещё с вами пойдем, чтоб увидеть живую игру актеров?
-
- В театр.

- А как называется представление, когда поют:

Здорово, ребята! Мы с вами прошлись по всем цветам радуги!

- Радуга прислала нам письмо, а в нем некоторые слова испортились под капельками дождя, ведь там, где радуга, там всегда капает дождик! Давайте попробуем догадаться, что радуга хотела передать нам на самом деле. Итак, начнем.

- А как на самом деле было?

- Врать не хорошо, а плохо.

- Когда мы видим радугу, нам становиться грустно (радостно).

- Кошка лает (мурлычет).

- Тигр ругается (рычит).

- Человек, с которым мы дружим, называется враг (друг).

- Хорошо быть жадным человеком (добрым).

3. Итог занятия:

Читайте также: