Конспект фронтального занятия автоматизация звука р
Обновлено: 05.07.2024
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: доброе утро, ребята!
- Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в гости?
(герои из м/ф щенячий патруль)
- Давайте назовем наших гостей по именам?
(Райдер, Рокки, Крепыш, Эверест, Маршал, Зума, Скай, Гонщик)
- А теперь мы расскажем нашим гостям главное правило речи:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
2. Основная часть
3. Артикуляционная гимнастика с картинками
(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)
Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
5. Уточнение артикуляции звука
- Сейчас вы должны будете угадать и произнести звук по моему описанию.
Слушаем внимательно и выполняем действия по описанию.
- губы открыты,
- зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство),
- язычок поднят вверх и дрожит,
- воздушная струя сильная.
- Правильно, это звук [Р].
6. Произношение изолированного звука
- Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?
- А как мурлычет кошка?
(муррр, муррр, муррр)
7. Развитие фонематического слуха
- :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
- РА-ЛО--РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
- Марка, лук, комар, рак, батон, крот, дом, стол, топор, окно, ракета.
8. Физкультминутка
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
9. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях
- 1 ребенок: слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
- 2 ребенок: слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
- 3 ребенок: слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)
- Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.
Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).
- Дети, подойдите к доске и выберете одного щенка, но так, чтобы в его имени обязательно был звук [Р] (после того, как дети выбрали по одному герою, логопед проверяет правильность их выбора). Назовите имена героев, которых вы выбрали. Положите в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).
(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)
- А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.
- Что это? (шарики) Какие они? Попробуйте описать их.
(логопед раздает детям по одному шарику и просит описать его)
10. Итог занятия
Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и навыков звукового анализа и синтеза; развитие внимания, памяти и логического мышления;
Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.
Лексический материал: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, ромашка, трактор, крокодил, корабль, дворняга, сарай, сырая, рассказывать, крыша, рот, ручка, кастрюля, крышка, рука, ворона, крыло, рубашка, рукав, рыбак.
Оборудование: предметные картинки; конверт с рисунками; синие квадраты, пенал со схемами.
Ход занятия.
Логопед:- Ребята, я сегодня на занятие хотела принести вам интересные слова, но нечаянно их уронила, и они все рассыпались. Кто из вас поможет мне собрать их?
-Тогда послушайте, что от них осталось и добавьте потерявшиеся звуки: -акета, -укавица, -учеёк, -убашка, -абота, -ужьё, -амашка. (дети: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, рамашка)
II. Основная часть.
а) - Скажите, кто или что может рычать?
Дети: собака, тигр, мотор и др.
- Покажите - как рычит большой тигр? (громко: Р-Р-Р, длительно: Р-Р-Р-Р-Р, а как маленький (тихо: р-р-р, кратко: р, р)
б) Уточняем правильную артикуляцию
Дети: Потому, что мешает язычок и зубы.
- Почему он звонкий?
Дети: Потому, что он произносится с голосом.
- Он мягкий или твёрдый?
- Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?
Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры, метро (ро, шары (ры, кора (ра).
- Теперь чётко и громко произнесите название вашей игрушки, а Даша будет помогать мне, проверять правильные ответы.
Дети: трактор, конструктор, крокодил, гамбургер, черепаха, кукуруза, рак, кресло, пирамидка, светофор.
Под дождь из сарая.
И тяжело рассказать на бумаге,
Как не везло этой бедной дворняге!
5. Автоматизация звука Р в предложении.
Логопед: - Ребята посмотрите, почтальон принёс нам конверт, интересно, что в нём? Давайте откроем его. Смотрите, какие-то непонятные картинки. Это, наверное, художник Тюбик из Цветочного города нарисовал их. Он, наверное, очень торопился и не успел всё дорисовать. Кто у нас мечтает стать художником?
- Выходи Вася. Сейчас все внимательно будут рассматривать картинки и отмечать про себя, что забыл нарисовать Тюбик, а ответит тот, кого я назову.
У дома нет крыши.
У чашки нет ручки.
У кастрюли нет крышки.
У машины нет двери.
У вороны нет крыла.
У рубашки нет рукава.
6. Динамическая пауза.
- Покачались, пробежались, попрыгали, помахали, покружились, посмеялись, поздоровались, замерли и поморгали.
7. Звуковой анализ слова: рыбак. Схема слова.
У каждого ребёнка на столе пенал.
Логопед : - Из чего состоит слово? (из слогов). А как определить сколько слогов в слове?
Дети: Надо посчитать гласные.
-А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам: ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.
Второй слог - бак разбираем по аналогии.
- Сколько слогов в слове? (два). Сколько гласных звуков? (два). Сколько согласных? (три). Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?
Дети: От слова РЫБА.
- А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА?
Дети: - рыбалка, рыбачить, рыбный…
- Молодцы, сложите схемы в пенал и закройте их.
III. Итог.
Логопед : - С каким звуком мы сегодня знакомились? Что вы можете сказать об этом звук? Вспомните или придумайте слова с этим звуком. Спасибо за занятие, вы сегодня хорошо занимались.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры.
1. Оргмомент.
2. Выделение звука "Р" и его характеристика.
Логопед. “Отгадайте загадку”: “Разноцветное коромысло на небе повисло”.
Логопед: “ Какой первый звук слышится в слове-отгадке?”
Логопед: “Как произносится звук "Р" ?
Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, дрожит”.
Логопед: “Что напоминает звучание звука "Р" ?
Логопед: “В каком положении зубы, губы?”
Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.
Логопед : “Дайте характеристику звуку “ Р””.
Дети : “Звук "Р." - согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”.
3. Выделение звука "Р" в словах и определение его места.
Логопед: “Сейчас я расскажу вам сказку. Жил-был на свете рак. Жил он в речном царстве, с
рыбами дружил, к карасю в гости ходил. Но однажды наскучило ему речное царство и
отправился рак в путешествие. Ползет он, ползет, вдруг видит что?”
Логопед: “Барабан сам палочками барабанит. Одел он барабан на одну клешню. Отправился
дальше. Увидел что?”
Логопед : ,“Глаза его загорелись от радости. Разноцветные шары он надел на вторую клешню. А
впереди стоит что?”
Логопед : “Погрузил рак барабан с палочками и разноцветные шары в грузовик и поехал дальше.
Еще ему по дороге попалось что?”
Дети: “Кукла и пирамида”.
Логопед. “ Дети , как можно назвать одним словом все предметы, которые встретились раку?”
Логопед: “Назовите их”.
Дети: “Это барабан, шары, грузовик, кукла, пирамида”.
Логопед: “Какой изучаемый нами звук слышится в названии игрушек?”
Логопед: “А где слышится звук "Р" в каждом слове? Назовите его место. В каком слове его
Дети: “В слове “кукла””.
Логопед: “Значит, какая игрушка лишняя?”
4. анализ и синтез слов со звуком и буквой "Р".
Детям предлагается табличка с набором букв разного цвета, из которых можно составить слова, содержащие звук “ Р”.
Б М А А Р К А И Н
Логопед: “Читайте только синие буквы”. Дети: “Баран”.
Логопед: “Теперь читайте зеленые буквы”.
Логопед: “В каком из двух названных слов слышится звук "Р" ?”
Детям предлагается прочитать три слога: БА, НОК, БАК.
Логопед : “Какой слог со звуком “Р” надо добавить к каждому из трех слов, чтобы получилось три слова”.
Логопед: “Прочитаем, какие новые слова у нас получились”. Дети: “Рыба, рынок, рыбак”.
Логопед: “Прочитайте слово от большей буквы к меньшей”. Р Ш А У Г
Логопед: “На каком месте слышится звук “ Р” ?”
Логопед: “Сколько слогов в слове "груша" ?”
Дети: “ Два слога”
Прочитаете слово "Мара".
Логопед: “Назовите первый слог”.
Логопед: “Назовите второй слог”.
Логопед: “Поменяйте слоги местами, прочитайте получившееся слово”.
Логопед: “На каком месте был звук “Р" в слове "Мара" ?”
Дети: “Звук "Р" - в середине слова”.
Логопед : “На каком месте стал звук “ Р" в слове "Рама"?”
Дети: “На первом месте”.
(Аналогичную работу можно провести со словом "Дыра".)
Учащимся предлагается таблица со словами:
Логопед: “Прочитаете первое слово”.
Логопед : “Найдите первый слог”.
Логопед : “Прочитайте второе слово”. Дети: “Мандарин”.
Логопед: “Найдите первый слог в этом слове”. Дети: “-ман”.
Логопед: “Соединим два слога. Какое слово получилось?” Логопед: “Карман”.
а) Логопед : “Назовите картинки по порядку”.
Дети: “Ружье, апельсин, коза, иголка”.
Логопед: “Назовите первые звуки в этих словах”.
Дети : называют первые звуки в предложенных словах.
Логопед: “Найдите соответствующие этим звукам буквы в кассе и прочитайте получившееся из
этих букв слово”.
Дети: “Р, А, К, И - РАКИ”.
б) Учащимся предлагается назвать первые звуки слов - рубашка, окна, мак, аист. Найти
соответствующие буквы в кассе Р, О, М, А. Прочитать получившееся слово мальчика.
Логопед: “Как напишем имя мальчика?”
в) Назвать картинки.
Назвать последние звуки слов ВОЛК, САМОВАР, ШАРЫ, КАРАНДАШ, РЫБА. Найти соответствующие буквы в кассе К, Р, Ы, Ш, А и прочитать получившееся слово.
Физкультминутка.
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Вниз ладошки опускаем,
Ученикам предлагается отгадать ребус.
Логопед : “Соедините букву "Г" и название картинки (роза). Назовите, какое новое слово получится?”
Объяснить значение слова "гроза".
Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово.
а) ка, ру, мо (рука)
б) за, бор, бан (забор)
в) му, та, пар (парта)
5. Выделение звука "Р" в стихотворных текстах и загадке и распределение картинок со звуком "Р".
а) Логопед : “Я буду читать стихи, а вы найдите слово со звуком "Р".
“Дедушка и бабушка жили в хатке синенькой, А возле хатки синенькой бежал забор_ зелененький”.
Логопед : “Объясните слово “хатка”. В каком слове слышится звук "Р"? Определите место звука "Р".
Дети : “Забор. Звук '"Р" слышится на последнем месте, в конце слова ”.
Логопед выставляет на доску соответствующую картинку.
б) Логопед : “Отгадайте загадку. "Белый, вкусный, очень сладкий". Что это?”
Дети : “Это сахар”
Логопед : “На каком месте слышится звук "Р" в отгадке (сахар)?”
Дети : “Звук "Р" на последнем месте”.
Логопед выставляет на доску соответствующую картинку (сахар).
в) Логопед : “Найдите в стихотворении слово со звуком "Р" , чтобы звук слышался в начале”
Повезло опять Егорке, пять карасиков в ведерке. Но смотрите - у ведерка появился хитрый кот Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет.
Дет и: “В слове "рыб" есть звук Р" в начале слова”.
Логопед : “Сколько рыб принес Егорка домой?”
Логопед выставляет на полотно последнюю картинку (рыба) и предъявляет детям две схемы слов.
Логопед : “Обратите внимание на схемы”
Длинная полоска - "слово",
короткие полоски -"слоги",
маленький кружочек -"согласный звук” ,
большой кружочек - гласный звук".
Логопед: “Сколько слогов в каждой из схем?”
Дети: “В первой и второй схемах по два слога”.
Логопед: “Сколько звуков в первом слоге первой схемы?”
Логопед: “Сколько звуков в первом слоге второй схемы?”
Логопед: “Какой первый звук в первом слоге каждой схемы?”
Логопед: “Какой второй звук в первом слоге каждой схемы?”
Логопед: “Какой вывод можно сделать о первом слоге каждой схемы?”
Дети: “Первые слоги каждой схемы похожи друг на друга, потому что в каждой схеме в первом
слоге по два звука. Первый звук - согласный, а второй звук - гласный”.
Логопед: “Сколько звуков во втором слоге первой схемы?”
Логопед “Назовите их”
Дети: “Согласный и гласный звук”
Логопед: “Сколько звуков во втором слоге второй схемы?”
Логопед: “Назовите их”
Дети: “Согласный, гласный, согласный звуки”
Логопед: “Чем отличается первая схема от второй 7 ”
Дети: “В первой схеме во втором слоге - два звука, а во второй схеме во втором слоге - три звука”.
Логопед : “ Выберите из трех картинок (сахар, забор, рыба) те, которые подходят к первой схеме и какие - ко второй”.
Дети : “К первой схеме подходит картинка “рыба". Ко второй схеме подходят картинки “сахар”, “забор”.
Фронтальное занятие с подготовительной группой.
Цель: Автоматизация звука [р].
- Развитие операций обобщения и конкретизации.
- Развитие внимания, мышления, памяти, воображения.
- Воспитать и закрепить правильное произношение [р] в слогах, словах и предложениях.
- Развитие фонематического восприятия.
- Обучение начальным навыкам анализа.
- Актуализация пассивного словаря.
- Развитие навыков изменения силы голоса.
- Воспитание связного высказывания.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру.
- Развитие представлений о моральных качествах человека.
Оборудование: презентация с изображениями: радуги; карандаша, ранца (портфеля), фломастеров, ручки, тетради; герберы, ромашки, астры, хризантемы, герани; ракеты, ракетки, расписания; сюжетная картинка крота; сороки, вороны, воробья; самолета; ракеты; вертолета; метеоритов; рыб, рака, ракушки; арена цирка с акробатами, животные: кролик, тигр, морской котик, зебра; фото (макет) почтового конверта.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, узнаете, кто к нам пришел в гости?
- Конечно, это Радуга. Вы рады ее увидеть?
- Давайте найдем сходства в этих словах:
Слова: Радуга, растение, рубашка, радио.
2. Основная часть.
- А сейчас мы отправимся с вами в путешествие по радуге. Итак, готовы?
1) Логопед: Кто из вас помнит, как располагаются цвета радуги? Это очень просто запомнить: я скажу вам предложение, а вы в каждом слове будете выделять первый звук:
- Какой у нас первый цвет радуги?
- Вот мы и отправимся в путешествие в школу. Вы должны выбрать школьные предметы, которые не только могут быть красного цвета, но их название имеет звук какой, как вы думаете? Конечно, звук [Р]!
Слова: Карандаш, ранец, портфель, фломастер, ручка, тетрадь.
2. — А теперь отправимся на следующую ступеньку радуги, какого она цвета? Оранжевого!
Отправимся в цветочный магазин:
Слова: Гербера, ромашка, астра, хризантема, герань
3. Ну а теперь, нас ждет детский сад. Какого цвета здание?
- Чего больше всего в детском садике?
- Ну конечно, игрушек!
Слова: Ракета, ракетка, робот.
- Давайте повторим, как зовут нашего героя?
- Какой характер у крота?
- А какая она снаружи?
- А теперь все вместе:
Трудолюбивый крот вырыл свою нору, а снаружи она кажется целой горой.
- Следующая ступенька у нас голубого цвета. Что у нас бывает голубым, бесконечным, находится вверху и все его видят?
Логопед: Конечно, это небо! А кто в небе летает?
Правильно, давайте назовем птиц со звуком [р]:
- Сорока, ворона, воробей.
- А теперь скажите мне, что может летать в небе?
- Самолеты! Ракеты! Вертолеты! Метеориты!
- Какой у нас цвет радуги будет следующим?
- А что вы знаете такое огромное, бескрайнее, синее…
- А кто там живет?
- Ну и последняя ступенька у нас какая?
- Какой фантастический цвет! Оправимся с вами в цирк! Кто здесь работает?
Логопед: А разве тут есть звук [р]? Давайте вспоминать, кого вы ещё знаете, чтоб наш нужный звук был.
- А какие животные были в цирке?
- Собака, кошка, лошадь, тигр, кролик.
- Только они особенные, цирковые, правда? Давайте назовем их правильно:
Цирковая: собака, лошадь…
Цирковой: тигр, кролик…
- А ещё, все люди, которые здесь работают, по профессии кто?
А куда мы ещё с вами пойдем, чтоб увидеть живую игру актеров?
-
- В театр.
- А как называется представление, когда поют:
Здорово, ребята! Мы с вами прошлись по всем цветам радуги!
- Радуга прислала нам письмо, а в нем некоторые слова испортились под капельками дождя, ведь там, где радуга, там всегда капает дождик! Давайте попробуем догадаться, что радуга хотела передать нам на самом деле. Итак, начнем.
- А как на самом деле было?
- Врать не хорошо, а плохо.
- Когда мы видим радугу, нам становиться грустно (радостно).
- Кошка лает (мурлычет).
- Тигр ругается (рычит).
- Человек, с которым мы дружим, называется враг (друг).
- Хорошо быть жадным человеком (добрым).
3. Итог занятия:
Читайте также: