Конспект формы работы с родителями в детском саду у детей с нарушением речи

Обновлено: 07.07.2024

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Ни одна педагогическая система работы с детьми не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Главной задачей взаимодействия с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активное участие в коррекционно-образовательном процессе по устранению тяжелых нарушений речи у детей.

Задачи в работе с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу заинтересованности в оказании помощи ребенку по устранению нарушений в речевой сфере.
2. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
3. Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

С помощью анкетирования выявляются трудности, с которыми встречаются родители во время занятий с детьми, каким образом проходит общение в семье, что они делают для обучения и развития речи.

Папки-передвижки содержат небольшую по объему информацию по тем вопросам, которые наиболее часто задают родители. Материал консультации располагается на нескольких листах, оформление должно быть красочным, запоминающимся, а текст простым, без специфических терминов, доступным для понимания родителями разного уровня.

Одним из самых современных способов информирования родителей о видах коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Логопеды используют данную письменную консультацию для того, чтобы ознакомить их с методами и приемами, помогающими детям научиться новому. Буклет раскрывается ширмообразно, кратко и в красочной форме раскрывает проблему нарушения речи с картинками, речевыми играми, стихами, загадками. При подборе материала для буклета логопед должен излагать проблему развития речи лаконичным, понятным языком, не отягощенным сложными терминами. Он предназначен для того, чтобы родители могли взять его с собой, ознакомиться с ним в свободное время дома, в транспорте, применить рекомендации логопеда и позаниматься с ребенком вечером или в выходные дни.

Индивидуальные консультации и беседы посвящены вопросам нарушений в общем и речевом развитии детей, способах их устранения. Родители должны знать о результатах диагностического обследования их ребенка, о том, какие существуют методы логопедического воздействия для восстановления речевой сферы.

Родительские собрания являются традиционной формой работы учителя-логопеда с родителями, которые актуальны и сейчас. Проведение родительских собраний на современном уровне требует использование инновационных компьютерных технологий, как мультимедийная презентация. Компьютерные технологии помогают в течение нескольких минут познакомить родителей с проблемой в развитии речи детей.

Видеоконсультация включает в себя фото и видеофрагменты занятий логопеда с детьми на занятиях в группе, это всегда очень хорошо воспринимается родителями. После таких родительских собраний многие пересматривают свое отношение к домашним занятиям, которые дает логопед. Они начинать больше интересоваться проблемой речи их детей, какими способами и методами можно помочь в устранении нарушений.

Тетрадь индивидуальной работы с ребенком содержит комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, речевой материал для устранения нарушений в звукопроизношении. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания, памяти, мышления.

Домашние задания необходимы для закрепления знаний, полученных на логопедических занятиях. С помощью такого материала родители видят динамику в развитии речи детей, уровень мыслительных процессов, как формируются учебные навыков для дальнейшего обучения в школе. Взаимодействие детского сада и семьи является неотъемлемой частью комплексного коррекционно-образовательного процесса и необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников.

В настоящее время роль учителя-логопеда становится более значимой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями в речевом развитии. Как известно, дефекты речи оказывают отрицательное воздействие, как на развитие самой речи, так и на развитие мышления ребенка, а также на его подготовку к овладению грамотой. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи, нуждается в помощи специалистов по вопросам обучения, воспитания, развития их ребенка.

Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет следующие цели:

- оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Поэтому, главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

Также, в основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:

- принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др. ;

- принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной

- принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;

Целесообразно будет проводить работу учителя-логопеда с родителями в следующих направлениях.

1. Индивидуальное консультирование. Логопед в начале года сообщает

о результатах обследования, особенностях речевого развития, отмечает сильные и слабые стороны.

Кроме этого с родителями проводятся беседы целью которых является оказание родителям своевременной помощи по вопросам коррекции и развития речи.

2. Групповая работа с родителями. Данная форма включает в себя :

- дни открытых дверей;

- родительские собрания с просмотром фрагментов занятий;

- оформление информационно-методических выставок для родителей

Анкетирование родителей проводится по вопросам нравственного и

Проведение родительских собраний позволяет заложить основы сотрудничества и взаимодействия, сформировать дружеские и доверительные отношения. На родительских собраниях происходит обмен мнениями, решение проблем, которые могут возникать в процессе воспитания и развития ребенка.

Консультации логопед должен строить так, чтобы они привлекали родителей для решения проблем, развивали дух тесного сотрудничества. Также можно объединять консультации с занятиями, тогда родителя с большей заинтересованностью будут посещать их.

3. Знакомство родителей с коррекционной средой. Речевые нарушения

все труднее поддаются коррекции традиционными способами. В связи с этим начинают практиковать не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж. Так родителей знакомят с ним, обучают приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Во время занятий не только дети, но и родители учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, а также навыкам релаксации.

Таким образом, взаимодействие родителей с учителем-логопедом является неотъемлемой составляющей коррекционного процесса, так как это важнейшее условие эффективности коррекционной работы. В связи, с чем в любой из форм работы с родителями необходимо найти те пути взаимодействия, которые смогут способствовать большей продуктивности всего коррекционного процесса.

Тематические выставки книг. Перед каждым совместным мероприятием оформляется тематическая выставка книг, посвященная обсуждаемой проблеме. Изучение представленных книг помогает родителям быть более информированными в обозначенной проблеме.

Фотовыставки. Данный вид информирования, на наш взгляд, вызывает наибольший интерес у родителей дошкольников с нарушением зрения. Выставка является кратким фотоотчетом работы учителя-логопеда. Родители с удовольствием рассматривают представленные фотоматериалы, проявляют интерес к проводимым мероприятиям.

Таким образом, предложенные формы работы учителя-логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с речевым нарушением, способствуют развитию партнёрства и сотрудничества родителей и ребёнка, вырабатыванию навыков адекватного и равноправного общения, а как следствие – способствует гармоничному развитию личности и речи ребёнка.

Особенности организации двигательной активности детей с ОВЗ, имеющих тяжелые тяжелые нарушения речи Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и.

Годовой отчет работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: Участие в работе авторского семинара Колесниковой Е. В. «Речевое развитие детей.

Нетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопеда

Нетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопеда Анализ по проблемам речевой патологии у детей нашего детского сада свидетельствует о том, что положение здоровья вызывает обоснованную.

Планирование консультативной работы учителя-логопеда с родителями № п/п Формы работы Содержание Сроки выполнения 1 Общее родительское собрание «Знакомство родителей с целью и задачами коррекционно-развивающей.

Работа с родителями учителя-логопеда Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями, как одно из.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего речевые нарушения Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Новоуральского городского округа – детский сад

для пап и мам

Составитель: Бай Наталия Юрьевна

учитель-логопед в.кв.кат

Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и приобщения детей к социальным и культурным ценностям, определяющим фактором развития личности.

Мной была создана модель взаимодействия всех участников образовательных отношений с учетом оптимизации работы с родителями детей, что обеспечило создание единого образовательного пространства развития ребенка.

Для конструктивного участия родителей в коррекционно-образовательном процессе, наряду с традиционными мною были использованы активно-деятельностные формы работы:

Индивидуальные занятия родителей с ребёнком

- медико-психолого-педагогическое обследование ребёнка;

- беседа с родителями

- консультации с показом детской деятельности;

- детские утренники и праздники;

посещение музея и худ.школы.

- ведение детских тетрадей;

- консультирование по работе с карточками для домашних заданий

- ответы на интересующие вопросы;

-совместная оценка уровня развития ребёнка;

- возможности ребёнка и предполагаемые перспективы;

- рекомендации по организации дальнейшего развития ребёнка в семье;

- в доступной форме – суть речевой проблемы

- необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания и развития;

- знакомство с медицинским аспектом развития ребёнка (по заявкам);

- знакомство с новинками: развивающие игры, пособия и литература

- знания по формированию умений и навыков у детей

- возможность неформального общения с педагогами, друг с другом;

- возможность поделиться семейным опытом воспитания при подготовке к празднику

- информация о продвижении ребёнка, его успехах;

- информация о трудностях, возникающих у ребёнка;

- информация об изучаемом материале

- прислушались к рекомендациям;

- почувствовали возможность получения реальной помощи;

- в дальнейшем идут охотно на контакт

- увереннее себя чувствуют;

- задают активно вопросы

- осознанно интересуются детской деятельностью в д/с;

-доброжелательно отзываются о работе педагогов

- лучше раскрываются в непринуждённой обстановке

- желают рассказать в непосредственной обстановке о выполнении задания;

- стремятся самостоятельно подобрать аналогичные задания

- тщательно выполняют с ребёнком задание и фиксируют результат.

Одной из наиболее популярных форм работы стал

повышение компетентности родителей в коррекционно – образовательном процессе, обучение элементарным методам коррекционно-образовательной работы с ребёнком.

Работа в нем выстроена поэтапно.

этап. Подготовительный

Цель: Познакомить родителей с элементарными приемами работы над активизацией артикуляционного аппарата .

Учитель-логопед работает с ребёнком самостоятельно, а родитель фиксирует весь ход занятия. От родителей требуется точно повторять упражнения при проведении дома коррекционных игр.

hello_html_2af2e18a.jpg

этап. Технологический

Цель: Научить практическим приемам работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи.

На втором этапе родителям предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребёнком (артикуляционной гимнастике, релаксационной гимнастике на основе ПИРС и т.д.)

Позже они начинают занимать все более активную позицию

hello_html_768a357e.jpg

этап. Практический

Цель: Включить родителей, как активных участников,

в коррекционно-образовательный процесс,

На третьем этапе можно предложить закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с ребёнком задание.

hello_html_fc1ce5c.jpg

По результатам работы повысился уровень педагогической компетентности родителей в области применения приёмов, способствующих коррекции речевого развития, что оказало влияние на качество коррекционно-образовательного процесса, установилось активное сотрудничество с педагогами группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

С каждым годом число детей логопатов увеличивается. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна

система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей..

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

беседы и консультации, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. (Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходит от педагогов и ведется в направлении, которое им казалось необходимым.)

общие и групповые родительские собрания также родители в роли пассивных слушателей.

наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Традиционные форм работы логопеда с семьей не так эффективны:

работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенкаи семьи;

родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.

Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по В.А.Петровскому)

1-й этап"Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап"Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап"Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач.

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:

приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;

помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;

убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;

убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Информационное просвещение предполагает знакомство

с возрастными особенностями становления детской речи;

с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение включает в себя

обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;

привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).

Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)

Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)

Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).

Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).

Выпуск журнала для родителей "Говорушечки" (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

Размещение информации на сайтах предназначенных для родителей.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу(Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие)

учет индивидуальности ребенка (педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса)

укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день

возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье

При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Доверительно-партнерские отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Читайте также: