Конспект факультативного занятия роднае слова

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры своего народа и народов мира. Формирование информационной компетентности и толерантности детей старшего дошкольного возраста. Формировать бережное отношение к родному языку. Способствовать развитию речи, мышления и памяти.

Образовательные: Способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народов. Разъяснить понятие родного языка.

Развивающие: Углублять и расширять представление детей о странах Европы; познакомить с достопримечательностями, языком этих стран.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку.

Материал: Слайдовая презентация, фонограммы языков, карта мира, картинки по теме.

Ход занятия:

(Развитие коммуникативных навыков. Вовлечение детей в учебную деятельность.)

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Ребята к нам в гости пришел мальчик Петя. (кукла, картинка)

Давайте с ним поздороваемся.

Как мы можем поздороваться с Петей?

Дети: Здравствуй, Петя; Доброе утро, Петя

Петя: Привет, ребята!

Воспитатель: Петя, ты пришел к нам в гости и мы очень рады тебя видеть. Но что то ты Петя не очень рад? Что у тебя произошло?

Я хотел у нее спросить, но она спешила на работу, а мне так не терпится узнать, как язык может быть родным.

Может быть вы мне поможете с этим разобраться?

Воспитатель: Конечно Петя мы тебе поможем, я расскажу тебе и ребятам, что такое родной язык и почему он для нас родной.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, для этого нам нужен очень быстрый транспорт.

Попробуйте отгадать на каком транспорте мы с вами будем путешествовать.

Птица железная в небе летит,

След оставляя, шумит и гудит

В дальние страны уносит людей…

Это не голубь и не воробей.

Воспитатель: Правильно ребята, самолет очень быстрый и мы сможем на нем долететь очень быстро. Если мы отправимся на поезде или машине, то это очень долго, и мы не успеем сегодня вернуться в детский сад.

А полетим мы с вами в соседние страны.

Скажите, мне, а как называется наша страна, в которой мы живем?

Воспитатель: Правильно, ребята, наша страна называется - Россия.

Посмотрите, ребята, это карта. (Показ карты - Евразии)

На ней разными цветами изображены страны. А это - наша Россия. Каким цветом обозначена наша страна?

Воспитатель: Правильно, розовым, посмотрите какая она большая по сравнению с другими странами. Вот сейчас мы и отправимся с вами на нашем самолете в соседние страны. Первая страна куда мы полетим называется Финляндия.

Вот мы и в Финляндии. Людей, которые родились и живут в Финляндии называют финнами. Мы с вами прилетели в столицу Финляндии, город Хельсинки. Давайте пройдемся по площади и послушаем о чем говорят финны.

- Включается финская речь со слайдами на интерактивной доске (достопримечательности Хельсинки)

Ребята, вы что нибудь поняли из этого рассказа?

Воспитатель: И я ничего не поняла, о чем говорят жители Финляндии.

А как вы думаете, почему мы их не понимаем?

Дети: Потому что они говорят на не понятном нам языке.

Воспитатель: Правильно, ребята. А язык на котором говорят фины, называется — финский.

Финляндия — это удивительная и прекрасная страна!

Здесь Санта-Клаус — Йоулупукки, а баню сауной зовут.

Морошку, клюкву и бруснику в лесах, болотах соберут.

В лесах — медведи, лоси, лисы, а в водах — семга, сельдь, форель.

И быстро пролетает лето. Кружит за окнами метель.

На лыжах можно здесь кататься, но лишь весна растопит снег,

Как злаки на полях восходят, их в зиму сеял человек.

А летом тучные коровы траву задумчиво жуют,

Чтоб маслом сливочным гордился трудолюбивый финский люд.

А еще в Финляндии можно наблюдать замечательное природное явление — северное сияние.

Воспитатель: Давайте отдохнем и посмотрим на прекрасное северное сияние. Расслабьте руки, ноги и спокойно наблюдайте.

Воспитатель показывает слайды с изображением северного сияния, включает спокойную музыку.

Воспитатель: Давайте скажем по фински до свидание — этой прекрасной стране,и отправимся дальше в путешествие.

До свидания! - Някемиин!- Пока! - Мой мой! / Хэй хэй!

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие и отправимся мы с вами в страну, которая называется Латвия.

Раз крыло и два крыло

Мах крылом туда, сюда.

Делай раз и делай два.

И на землю опустились

Воспитатель: Вот мы с вами прилетели в Латвию. Жители Латвии - латыши. Мы с вами прилетели в столицу Латвии, город - Рига. Давайте погуляем по городу.

Включается латышская речь со слайдами на интерактивной доске (достопримечательности Риги).

(Kas D rz B rnu Dziesmas Latvian Folk Songs Латышские детские песни)

Воспитатель: Ребята, какая красивая песенка, а вы поняли о чем она?

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что эту песню пели не на русском языке.

Воспитатель: Эту песню пели на латышском языке, это язык на котором говорят Латыши, жители этой страны.

Латвия – красивая прибалтийская страна с чудесными песчаными пляжами, дивными соснами и голубыми озерами. Это страна грамотных, аккуратных людей.

Любимый цветок латышей это — ромашка — kumel te

Ребята покажите мне ваши ручки, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Ромашки белые цветки -

Как пальцы маленькой руки, (показываем ладошки, делаем вращающие движения кистями)

И вот слетаются жуки

Считать ромашки лепестки! (считаем пальчики, делаем легкий массаж пальчиков)

Воспитатель: А нам пора с вами отправляться дальше. Мы с вами полетим в Украину.

Руки в стороны — в полет

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолет.

Мы прилетели с вами в Киев – главный город Украины, его столица. Жителей называют украинцами, и разговаривают они на украинском языке. Флаг Украины состоит из двух полос: синего и жёлтого цветов. Желтый цвет символизирует пшеничные поля, а синий - ясное небо над ними.

Украина славится красивыми песнями и поэзией.

Давайте сделаем упражнения под украинский стишок. Смотрите на меня и повторяйте движения вместе со мной.

Рівно стали - руки вниз.

На сусіда не дивись.

Всі піднесли руки – раз

І навшпиньки стали враз.

Разом всі повеселились.

Щоб ногам роботу дати, -

Будем дружно присідати.

Нам усе в житті вдається,

Хто здоровий, той сміється!

Воспитатель: Ребята, все ли слова вам были понятны в этой зарядке?

Воспитатель: Потому что, ребята эта зарядка была на украинском языке. Украинский язык и русский похожи некоторыми словами. Но многие слова мы с вами не смогли понять.

А скажите, почему мы не можем понять языки на которых говорят в других странах?

Дети: Потому что там говорят не на нашем языке.

Воспитатель: Правильно ребята. А как называется наш язык, на котором мы с вами разговариваем?

Воспитатель: Русский язык создал русский народ. Язык – это достояние, слава, сила, богатство человека. Россия – большая по территории и многонациональная страна. На русском языке общаются люди разных национальностей и разных государств. И мы с вами говорим на русском языке.

Вот и закончилось наше путешествие, пора нам возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Вот мы и дома, в России. В каком городе находиться наш детский сад?

Воспитатель: (На интерактивной доске слайды с видами города)

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Невский – раз, Зимний – два,

Три – красавица Нева,

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд.

Восемь – крепость у Невы,

были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

Ребята, вам понравилось стихотворение о нашем городе?

Воспитатель: А все ли слова вам были понятны в этом стихотворение?

Воспитатель: А как вы думаете почему?

Дети: Потому что это стихотворение на русском языке.

Воспитатель: Правильно ребята это стихотворение на нашем с вами языке — на русском, поэтому нам понятно это стихотворение. А можем мы с вами сказать, что это родной для нас язык? И почему?

Дети: Да, потому что мы на нем говорим и понимаем, что нам говорят (другие ответы детей).

Воспитатель: Правильно ребята, на своем родном языке мы говорим с самого детства, который слышим и усваиваем от своих родителей и окружающих нас людей. Язык помогает нам познавать мир. Он помогает людям понимать друг друга. Через язык мы получаем и новые знания.

Мы с вами побывали в разных странах, в каких?

Дети: перечисляют страны (Финляндия, Латвия, Украина)

Воспитатель: В каждой стране, жители говорили на своем родном языке. Они понимали друг друга, а мы с вами нет. Потому что мы с вами в этих странах были - гости.

Давайте вспомним на каких языках говорили в этих странах?

Дети: ответы детей (финский, латышский, украинский)

Воспитатель: А когда мы вернулись к себе в страну, в Россию, на каком языке у нас говорят?

Дети: На русском

Воспитатель: Ребята, нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку.

В завершение хочу прочитать вам стихотворение про наш родной язык.

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

(А. Шибаев. В день солнечный июльский)

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Мария Савко

🙏

Помогите, пожалуйста, на 3 класс очень надо

Ирина Кавалёва-Смирнова-Демянкова

Может у кого есть разработки уроков по ФЗ речевой этикет. Книжечка не нужна. Нужны сами разработки на каждый урок. СПАСИБО.


На занятии учащиеся повторяют знания о родственных слова, учатся находитьв тексте родственные слова, выделять корень.

Содержимое разработки

План-конспект факультативного занятия

Предмет: русский язык

Цель: содействовать пониманию родственных слов, признаков однокоренных слов, уметь графически выделять корень слова.

Образовательные: научить различать родственные слова в тексте.

Развивающие: продолжать работу по формированию интереса к более глубокому изучению предмета; способствовать развитию логического мышления, внимания, речи, самостоятельности, развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.

Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры, личностной активности, воспитывать дружбу, коллективизм.

Методические приемы: беседа по вопросам , тренировочные упражнения, устный и письменный контроль.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: таблица, схемы; карточки, рабочая тетрадь.

1. Чистописание.

Начинается урок с упражнения в чистописании.

оо ол ом он оу ок ос од

-Назовите и запишите имена и фамилии одноклассника,которые начинаются на букву о.

-Прочитайте пословицы (запись на доске):

Одна пчёлка не много мёду натаскает. Один ум хорошо,а два лучше.

-Чему нас учат эти пословицы?(Только вместе можно сделать большое добро; главное в любом деле- взаимовыручка; работать нужно дружно.) -Запишите ту пословицу, которая вам понравилась.

2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков:

Учитель: -Расскажу я вам сказку о корне.

Встретились корень растения и корень слова.

-Здравствуй! Ты кто?

-Я корень растения. Живу в земле.

- А я корень слова. Живу в словах.

- Так не бывает. Наверное, ты не настоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и деревья. А из тебя может что-нибудь вырасти?

-Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растений, а кусты слов.

Услышали спор люди и говорят:

- Не спорьте , друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

-Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь?

-Разгадайте ребус и определите слово, которое послужит темой урока.

1) стоит перед букой Л

2) 16 по счёту буква алфавита

3) буквы П и С –её соседи

4) буква находится перед Ё

5) буква стоит после М

6) эта буква не имеет звука(КОРЕНЬ)

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов, и у цветов,

Я упрятан в темноту.

Я не вверх, а вниз расту.

-О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова КОРЕНЬ?

Подземная часть растения

Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя(5 СЛАЙД)

3. Работа по теме

-Ребята у вас есть родители,братья,сёстры,бабушки и дедушки.Это члены вашей семьи.Как другими словами можно назвать членов одной семьи? ( Родные люди,родственники.)

-В семье родственники похожи друг на друга.Дочка похожа на маму, мама - на бабушку.У сына и папы одинаковые глаза,волосы,походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап.Родня помогает друг другу. Ведь они идут от одного общего рода.

И в русском языке есть слова - родственники. Эти слова близки по смыслу и чем- то похожи друг на друга.Какие похожие слова были в моём рассказе?

(Открывается запись на доске.)

Родственники

-Ребята, какая общая часть во всех этих словах? (Род.)

-Слова-родственники в русском языке мы называли . (родственными словами).А теперь работаем по группам. ( Учитель , учитывая индивидуальные особенности детей,делит их на три группы.)

1. Творческая группа ( сама придумывает родственные слова).

2. Группа детей с хорошо развитой тактильной памятью ( в карточках выбирает родственные слова).

3. Группа детей с хорошо развитой зрительной памятью ( выделяет общую часть родственных слов по образцу).

Сбор информации от групп.Проверка.Задание знатокам.

-Родственные ли слова вода,водить? (Нет. Эти слова не близки по смыслу.)

4. Физкультминутка.

5. Закрепление по теме

- Послушайте внимательно сказку и найдите слова-родственники.

Сказка про Ёлочку

В густом зелёном ельнике жили маленькая Ёлочка. Как и все маленькие,она была очень любопытна и часто задавала вопросы взрослым.

-Почему,- спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки,-на твоих ветках растут шишки,а на моих нет?

-Не огорчайся,- отвечала мама.- Подрастёшь , и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишки.

-Почему,- Спрашивала Ёлочка у бабушки- Старой Ели,- к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы,клесты?

-И к тебе будут прилетать в гости птицы,прибегать белки,-успокаивала Ёлочку бабушка.- В шишках прячутся еловые семена.Для белок,дятлов,клестов- это самая лакомая еда.

-Так какие же слова родственные? ( Ёлочка,Ёлка,Ель- слова-родственники.)

-А больше нет? Давайте ещё раз прочитаем. (После повторного чтения сказки дети находят ещё слова : ельник,еловые.)

6. Самостоятельная работа

- Выписать только те слова, которые являются однокоренными.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Поле, полочка, полевой, полюшко.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил.

Гусь, гусыня, гусеница, гусята.

красный- выписали верно, но не указали корень

жёлтый – выполнено без ошибок

7. Игра "Кто больше?"

Работа по группам.

-Подберите и запишите в тетради родственные слова.

Проверка выполнения задания.

8. Итог урока.

-Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Что вспомнили?

Все сегодня очень хорошо потрудились!


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

* пазнаёміць вучняў з крылатымі народнымі выслоўямі;

* узбагачаць мову дзяцей;

* развіваць фантазію, творчае мысленне.

ХОД ЗАНЯТКАЎ

I. Арганізацыйна-мац i вацыйны этап.

Настаўнік. Паслухайце верш i настройцеся на беларускую мову.

Зжылася з зямлёю, у дрэвы ўрасла,

Пераплялася з травою і кветкамі

Родная мова старога сяла,

Ад іншых сваёй цеплынёю адметная.

Цягнулася доўга за ніткай льняной

Прымаўкай мудрай, і казкай, і песняю,

Схавалася ў сёлы, жыла пад страхой,

Выходзіла ў поле да сонейка весняга.

I I . Паведамленне тэмы і мэты заняткаў .

Настаўнік. Сёння нашы заняткі прысвечаны крылатым народным выслоўям. Вы будзеце вучыцца знаходзіць іх у тэксце, правільна ўжываць у маўленні.Звярнiце ўвагу на дошку.Што вы бачыце? Добра, прагожы гэта малюнак, падабаецца ен вам?Давайцу зробiм яго прыгожым, кааб атрымалася сапраўдная карцiна беларускай старонкi.Пасля кожнага задання на малюнку будут з'яўляцца новыя прадметы.

II I . Работа па тэме заняткаў.

а) Уступная гутарка, знаёмстваа з фразеалагічным слоўнікам.

— Што ты ўвесь час глядзіш на мой нос? — звяртаецца старэйшы брат да меншага.

— Я шукаю там экзамены. Бабуля гаварыла, што ў цябе экзамены на носе.

— Што выклікала ў вас смех?

— Як бы вы растлумачылі маленькаму хлопчыку бабуліны словы? (Экзамены на носе — значыць яны будуць вельмі хутка, праз кароткі час.)

— Фразеалагізмы, як прыказкі і прымаўкі, узбагачаюць нашу мову, эмацыянальна яе афарбоўваюць. Фразеалагізмы інакш называюцца крылатымі выслоўямі.

— А зараз я прапаную вам пагуляць у цікавыя гульні, якія дапамогуць пазнаёміцца з фразеалагічнымі выслоўямі.

Настаўнік чытае сказы, а вучні запісваюць фразеалагізмы, якія сустрэліся ў гэтых сказах.

2) Яўхім хадзіў сам не свой па вёсцы. Работа, за якую б ён ні браўся, валілася ў яго з рук. (Р. Сабаленка.)

3) Кажуць: ты да нас хоць рады ў гады, а ўсё ж наведваешся, а вось з сям’ёй і нос не сунуў ні разу. (Т. Хадкевіч.)

4) Наперадзе віднеўся лес, да яго ўжо было. (рукой падаць.)

5) Юнак упарта маўчаў, як. (у рот вады набраў)

Ф i зкультхв i л i нка

Устаньце, дзеткі, усміхніцеся,

Зямлі нашай пакланіцеся

За шчаслівы дзень учарашні.

Усе да сонца пацягніцеся,

Улева, управа нахіліцеся,

Раз прысядзьце, два прысядзьце

І за парты ціха сядзьце.

— У вас на сталах ляжаць карткi.Аднавіце рассыпаныя фразеалагізмы (форму слоў можна змянiць)

( мёртвая хватка, залатое сэрца, кітайская грамата, доўгі язык.)

e )Зараз мы папрацуем у группах . Увас будуць картк i , вам трэба замян i ць фразеалаг i змы адным словам. Заданне, я кое вы будзеце выконваць аднолькавае, потым мы парунаем вашы адказы.

Настаўнік. Вам трэба падпісаць малюнак, выкарыстоўваючы фразеалагізм.

Настаўнік паказвае малюнкі, дзеці падбіраюць да іх фразеалагізмы.

Фразеалагізмы для выкарыстання:

Кот у мяшку( Той ці тое, пра вартасці якога загадзя не ведаеш; невядомае, няпэўнае. )

Як дзве кроплi выда(Аднолькавыя, вельмi падобныя)

Хадзiць на галаве (Вельмі сваволіць, дурэць; рабіць, што захочацца)

Як кот наплакау( Вельмі мала. Пра нязначную колькасць каго-, чаго-н. )

Камар носа не подточыць (Бездакорна, нельга прычапіцца да чаго-н. )

I V . Падвядзенне вынiкаў.

Вось мы выканалi усе заданнi.Паглядзiце якая цудоуны малюнак у нас атрымауся.Мы пакiнем яго у нашым класе.

1. Научить детей обобщать предметы по главному признаку.

2. Формировать мыслительную деятельность учащихся на основе классификации предметов.

3. Работать над формированием артикуляции и речевого аппарата учащихся.

4. Совершенствовать культуру речи и словарный запас учеников

ВложениеРазмер
slovesn.ppt 697 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КВН "Страна Словария"

КВН по русскому языку "Страна Словария".


Внеклассное занятие по русскому языку:"Путешествие в страну "Словария".

Тема: " Путешествие в страну "Словария" (звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова).



Факультативное занятие по "Основам православной культуры" для учащихся 2 - ых классов Тема занятия: "Добрые и злые люди"

Методические указания и презентация к занятию по теме предмета "Добрые и злые люди".


факультативное занятие "Путешествие в страну Здоровья"

Внеклассное занятие "Путешествие в страну Здоровья" знакомит учащихся младшего школьного возраста с режимом дня, со строением зубов, правилами правильного питания, формирует убеждения о здоровом образ.


Как легко, безопасно и весело ввести ребенка в письменность, как сделать увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению? Начинать надо с игр. Серьезное отношен.


Читайте также: