Конспект эволюционная теория ламарка 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработала учитель химии и биологии : Мельникова Н.Н

Тип урока: изучение нового материала.


Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы.


Цель урока: продолжать расширять и углублять знания об истории формирования эволюционных взглядов на основе изучения учащимися эволюционной теории Ж. Б. Ламарка и теории катастроф Ж. Кювье.


Задачи урока:
Образовательная. Сформировать понятие об эволюционной теории Ж. Б. Ламарка: учение о градации и учение об изменчивости; показать роль Ламарка в развитии биологической науки; оценить с позиций современных данных теорию катастроф Ж. Кювье;.

Развивающая. Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать главное при демонстрации таблиц и работе с материалом учебника.

Воспитательная . Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

I. Орг. момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

П. Опрос (проверка знаний)

Проведение фронтального опроса для проверки знаний об античных и средневековых представлениях о сущности и развитии жизни, о роли работ К. Линнея в истории биологии по следующим вопросам:

1. Обоснуйте необходимость систематизации биологических знаний. Каким образом проявляется стремление людей упорядочивать сведения о садовых, лесных, водных растениях?

2. Какие идеи о классификации живых организмов, предложенные К. Линнеем, используются до сих пор?

3. Каково значение работ К. Линнея для мировой науки?

4. Какое значение имеет двойное видовое название живых организмов?

5. Почему в XVII в. не была создана естественная система живой природы?


III. Изучение нового материала.

В конце 18 века большинство ученых было готово принять идею об изменяемости видов. Создателем первой эволюционной теории стал выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк.

Что вы знаете о Ж.Б.Ламарке?

Познакомимся с фрагментами жизни и деятельности Ж.Б. Ламарка.

Ламарк, Жан Батист Пьер Антуан де Моне - французский естествоиспытатель.

Родился 1 августа 1744 в Базантене (Пикардия). Был отдан в иезуитскую школу в Амьене, однако после смерти отца в 1760 оставил учебу и поступил на военную службу. В связи с ранением вынужден был подать прошение об отставке. Уехал в Париж, намереваясь заняться изучением медицины. В 1772-1776 учился в Высшей медицинской школе. Чтобы иметь какой-то заработок в дополнение к небольшой пенсии, устроился клерком в банк. В жизни Ламарка многое изменило знакомство в Ж.Ж. Руссо, который убедил его оставить медицину и заняться естествознанием, в частности ботаникой. Вскоре Ламарк полностью погрузился в изучение растительного мира Франции. Результатом этих исследований стал опубликованный им в 1778 трехтомный труд Флора Франции, принесший ему широкую известность. Натуралист Бюффон, оказавший содействие Ламарку в издании его книги, именно в это время искал человека, который сопровождал бы его сына в путешествиях. Выбор пал на Ламарка, а поскольку Бюффон не хотел, чтобы тот числился простым воспитателем, добился для него должности королевского ботаника (1781). В течение следующих десяти лет Ламарк продолжал ботанические исследования, используя коллекции, собранные им во время путешествий, и материалы, регулярно поступавшие в Королевский ботанический сад благодаря его личным контактам с учеными из других
европейских стран. В 1793 Королевский ботанический сад был реорганизован в Музей естественной истории, где Ламарк стал профессором кафедры зоологии насекомых, червей и микроскопических животных. В истории науки Ламарк известен прежде всего как создатель первой целостной концепции эволюции живой природы, о которой мы поговорим позднее. Ламарк также занимался классификацией животных и растений. Умер Ламарк в бедности и безизвестности ,дожив до 85 лет в Париже 18 декабря 1829. .До его последнего часа оставалась его дочь Корнелия, писавшая под диктовку ослепшего отца.

Далее я вам расскажу о развитие эволюционных идей,
а именно об эволюционной теории Ж. Б. Ламарка: учение о
градации организмов и учение об изменчивости.

В конце XVIII в. большинство ученых было готово принять идею об изменяемости видов. Продолжалось активное накопление научных знаний, многие из которых было сложно объяснить с точки зрения неизменности видов. Серьезные перемены происходили в социально-экономической и политической обстановке Европы, в 1789 - 1794 гг. во Франции разразилась революция. Коренные изменения, которые потрясали общество, приводили к мысли, что и в природе не может быть постоянства. Открытие микроскопа в XVII в. и его применение в биологических исследованиях сильно расширили кругозор ученых. Оформилась как наука эмбриология, возникла палеонтология. Ученым, создавшим первую эволюционную теорию, был выдающийся французский естествоиспытатель Жан-Батист Ламарк.
Ученый считал, что наиболее общие категории явлений, такие, как пространство, движение, материя и время, созданы Богом, а все остальные объекты образованысамой природой. Своей задачей Ламарк считал поиск того пути, по которому шла природа, формируя существующее многообразие живых существ. Ламарк приходит к эволюционной идее. Величайшая его заслуга заключается в том, что эволюционная идея у него тщательно разработана, подкреплена многочисленными фактами и поэтому превращается в теорию. В основу ее положено представление о развитии, постепенном и медленном, от простого к сложному, и о роли внешней среды в преобразовании организмов. В отличие от многих своих предшественников теория эволюции Ламарка опиралась на факты. Мысль о непостоянстве видов возникла у него вследствие глубокого изучения строения растений и животных. Своими трудами Ламарк внес большой вклад в биологию.

Занимаясь систематикой животных, Ламарк обратил внимание на сходство существенных черт строения животных, не относящихся к одному виду.

Эволюционную теорию Ламарка можно разделить на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости.


Учение о градации организмов.

Ламарк считал, что первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ, поэтому классификация организмов не может быть произвольной, она должна отображать процесс движения от низших форм к высшим.

Работа по таблице и рис.98 стр.202рисунок 98.

1На сколько классов Ж.Б.Ламарк разделил всех животных?

3.Кто занимает самый низший уровень? и.т.д.

4.В чем несовершенство систематики Ж.Б.Ламарка?

Самостоятельно ищут в тексте учебника ответ на 4 вопрос (стр. 201-202)

Впервые со времен Лукреция Ж.Б.Ламарк осмеливается сказать, что не Бог создавал организмы разной степени сложности, а природа на основе естественных законов .

Для того чтобы объяснить механизм усложнения живых существ, Ламарк предположил существование у всех организмов стремления к совершенствованию, изначально заложенного в них Богом (принцип самосовершенствования). Одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.

К числу таких доказательств Ламарк относит изменения под влиянием одомашнивания животных и окультуривания растений при переселении организмов в другие места обитания с иными условиями существования.

В анализ биологических явлений Ламарк включает два новых фактора - фактор времени и условия внешней среды. Это был большой шаг вперед по сравнению с механистическими представлениями сторонников неизменности видов. Однако, каковы же механизмы изменчивости организмов и образования новых видов?
Механизмы изменчивости организмов и образования новых видов.

Стремление организмов к совершенствованию.

Прямое влияние внешней среды, и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.
Перейдем к учению об изменчивости и его законам:

1.Закон упражнения и неупражнения органов .

2.Закон наследования благоприобретенных признаков .

Задание обучающимся .

1.Прочтите материал учебника на с.202—203, который освещает данный вопрос, и выпишите формулировки законов.
2. Какие примеры приводит Ж.Б.Ламарк в доказательство данных законов?

3.Как вы думаете в чем заслуга учения Ж.Б. Ламарка?

Заслуга учения Ж.Б. Ламарка .

1.Создал первую теорию эволюции органического мира

2.Ввел принцип историзма как условие понимания биологических
явлений

3.Выдвинул в качестве главной причины изменяемости видов условия внешней среды.

Взгляды Ламарка на механизм эволюции оказались ошибочными. Пути приспособления живых организмов к окружающей среде и видообразование спустя 50 лет вскрыл Ч. Дарвин .

А как, по вашему мнению, отнеслись современники к учению

Ж.Б. Ламарка? (самостоятельно ищут ответ на стр. 203)

И в заключение поговорим о теории катастроф Ж. Кювье.

Европейские ученые достаточно часто находили ископаемые остатки каких-то животных и растений, совсем не похожие на современные. Предположение о том, что некогда существовали какие-то другие, ныне вымершие существа, шло вразрез с господствующей тогда теорией креационизма (вечности жизни и неизменности существования видов). Ж. Кювье собрал множество таких находок, описал их, систематизировал и установил, что в более древних геологических отложениях находятся только остатки моллюсков и рыб, в более поздних появляются рептилии, а еще позднее - млекопитающие.

Какие доказательства вы можете привести к данному высказыванию?


IV. Закрепление. Выполнение проверочной работы .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучить сущность первого эволюционного учения Ж. Б. Ламарка для понимания развития органического мира, показать роль этого учения для теории эволюции.

Задачи:

образовательная: рассмотреть основные положения теории Ламарка, показать значение данной теории;

развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательная: патриотическое воспитание – на примере отечественных ученых, внесших свой вклад в становление теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: рассказ, решение творческой задачи, работа с опорным конспектом.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, К. Ф. Рулье;

знать: основные положения теории Ж. Б. Ламарка, законы ламаркизма;

уметь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка.

Междисциплинарные связи: систематика, экология.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по вопросам в конце текста учебника. Примеры к вопросу 4 выносятся одним из учащихся на доску.

II. Мотивация учебной деятельности.

Для понимания роли трудов ученых различных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов, необходимо иметь элементарные знания об их трудах.

III. Открытие новых знаний.

1. Рассказ учителя об эволюционной теории Ламарка.

Эволюционное учение как целостная система взглядов, доказывающих развитие природы, сформировалось до возникновения дарвинизма: оно было создано трудами французского биолога Ж. Б. Ламарка и рядом других ученых (Ч. Лайель, Р. Чемберс, К. Ф. Рулье, А. Н. Бекетов).

Основные положения теории Ламарка:

– виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;

– историческое изменение органов, постепенное совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градации), заложенное Творцом.

В основе его учения стоит второй принцип:

об изначальной целесообразности реакции любого организма на изменение внешней среды и признание возможности прямого приспособления.

2. Законы ламаркизма:

1) Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию.

2) Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются.

3. Решение творческой задачи.

Систематика животных по Ламарку

Сердце с двумя желудочками

Сердце с двумя желудочками, кровь холодная

Дышат жабрами, для кровообращения – артерии и вены

Дыхание трахейное, кровообращения нет или оно несовершенное

Нет мозга и кровеносных сосудов

Лучистые (гидроидные полипы)

Нет ни нервов, ни сосудов и никаких внутренних специальных органов, кроме пищеварительных

IV. Закрепление.

Учащиеся формулируют вывод о значении теории Ламарка. Обратить внимание учащихся на то, что эволюционные идеи сами по себе, даже подкрепленные фактами, не могут считаться эволюционной теорией. В теории Ламарка впервые были объединены идея изменяемости видов иидея прогрессивной эволюции, но не было найдено объяснения механизмов эволюционного процесса.

Закрепление изученного материала можно провести следующим образом: учащимся предлагается опорный конспект, в котором зафиксирован материал о додарвиновском периоде в развитии биологии. Используя этот конспект, учащиеся с помощью учителя рассказывают о характерном для того времени метафизическом мировоззрении. О создании К. Линнеем классификации, в которой он использовал принцип двойных латинских названий – род и вид (Canis lupus – собака волк). Об эволюционном учении Ж. Б. Ламарка, сущность которого заключается в том, что в процессе исторического развития происходит эволюция живой природы от простого к сложному. По этому принципу, названному градацией, он создал ступенчатую классификацию организмов. На нижней ступени разместил инфузорий и полипов, на верхней – птиц и млекопитающих; главной движущей силой эволюции Ламарк ошибочно считал внутреннее стремление живых существ к прогрессу, совершенству; он утверждал, что образование новых видов происходит очень медленно и поэтому незаметно. В конспекте содержатся сведения об эволюционных идеях в России в XVIII веке.

Этот опорный конспект можно использовать в уроке не только для закрепления изученного материала, возможно его использование на этапе изучения нового материала.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: с. 15–17; вопросы в конце текста. Письменное задание:

– В чем отличия взглядов Ламарка от взглядов Линнея на видообразование?

– В чем они отличаются от современных взглядов?

Конспект урока в 9 классе Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Цели: изучить сущность первого эволюционного учения Ж. Б. Ламарка для понимания развития органического мира, показать роль этого учения для теории эволюции.

образовательная: рассмотреть основные положения теории Ламарка, показать значение данной теории;

развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательная: патриотическое воспитание – на примере отечественных ученых, внесших свой вклад в становление теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: рассказ, решение творческой задачи, работа с опорным конспектом.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, К. Ф. Рулье;

знать: основные положения теории Ж. Б. Ламарка, законы ламаркизма;

уметь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка.

Междисциплинарные связи: систематика, экология.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по вопросам в конце текста учебника. Примеры к вопросу 4 выносятся одним из учащихся на доску.

II. Мотивация учебной деятельности.

Для понимания роли трудов ученых различных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов, необходимо иметь элементарные знания об их трудах.

III. Открытие новых знаний.

1. Рассказ учителя об эволюционной теории Ламарка.

Эволюционное учение как целостная система взглядов, доказывающих развитие природы, сформировалось до возникновения дарвинизма: оно было создано трудами французского биолога Ж. Б. Ламарка и рядом других ученых (Ч. Лайель, Р. Чемберс, К. Ф. Рулье, А. Н. Бекетов).

Основные положения теории Ламарка:

– виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;

– историческое изменение органов, постепенное совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градации), заложенное Творцом.

В основе его учения стоит второй принцип:

об изначальной целесообразности реакции любого организма на изменение внешней среды и признание возможности прямого приспособления.

2. Законы ламаркизма:

1) Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию.

2) Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются.

3. Решение творческой задачи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока в 9 классе Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Цели: изучить сущность первого эволюционного учения Ж. Б. Ламарка для понимания развития органического мира, показать роль этого учения для теории эволюции.

образовательна я: рассмотреть основные положения теории Ламарка, показать значение данной теории;

развивающа я: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательна я: патриотическое воспитание – на примере отечественных ученых, внесших свой вклад в становление теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: рассказ, решение творческой задачи, работа с опорным конспектом.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, К. Ф. Рулье;

знат ь: основные положения теории Ж. Б. Ламарка, законы ламаркизма;

умет ь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка.

Междисциплинарные связи: систематика, экология.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по вопросам в конце текста учебника. Примеры к вопросу 4 выносятся одним из учащихся на доску.

II. Мотивация учебной деятельности.

Для понимания роли трудов ученых различных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов, необходимо иметь элементарные знания об их трудах.

III. Открытие новых знаний.

1. Рассказ учителя об эволюционной теории Ламарка.

Эволюционное учение как целостная система взглядов, доказывающих развитие природы, сформировалось до возникновения дарвинизма: оно было создано трудами французского биолога Ж. Б. Ламарка и рядом других ученых (Ч. Лайель, Р. Чемберс, К. Ф. Рулье, А. Н. Бекетов).

Основные положения теории Ламарка:

– виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;

– историческое изменение органов, постепенное совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градации), заложенное Творцом.

В основе его учения стоит второй принцип:

об изначальной целесообразности реакции любого организма на изменение внешней среды и признание возможности прямого приспособления.

2. Законы ламаркизма:

1) Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию.

2) Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются.

3. Решение творческой задачи.

Систематика животных по Ламарку

IV. Закрепление.

Учащиеся формулируют вывод о значении теории Ламарка. Обратить внимание учащихся на то, что эволюционные идеи сами по себе, даже подкрепленные фактами, не могут считаться эволюционной теорией. В теории Ламарка впервые были объединены идея изменяемости видов иидея прогрессивной эволюции, но не было найдено объяснения механизмов эволюционного процесса.

Закрепление изученного материала можно провести следующим образом: учащимся предлагается опорный конспект, в котором зафиксирован материал о додарвиновском периоде в развитии биологии. Используя этот конспект, учащиеся с помощью учителя рассказывают о характерном для того времени метафизическом мировоззрении. О создании К. Линнеем классификации, в которой он использовал принцип двойных латинских названий – род и вид (Canis lupus – собака волк). Об эволюционном учении Ж. Б. Ламарка, сущность которого заключается в том, что в процессе исторического развития происходит эволюция живой природы от простого к сложному. По этому принципу, названному градацией, он создал ступенчатую классификацию организмов. На нижней ступени разместил инфузорий и полипов, на верхней – птиц и млекопитающих; главной движущей силой эволюции Ламарк ошибочно считал внутреннее стремление живых существ к прогрессу, совершенству; он утверждал, что образование новых видов происходит очень медленно и поэтому незаметно. В конспекте содержатся сведения об эволюционных идеях в России в XVIII веке.

Этот опорный конспект можно использовать в уроке не только для закрепления изученного материала, возможно его использование на этапе изучения нового материала.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: с. 15–17; вопросы в конце текста. Письменное задание:

– В чем отличия взглядов Ламарка от взглядов Линнея на видообразование?

– В чем они отличаются от современных взглядов?


Конспект урока предназначен для закрепления знаний о представлении ученых о живой природе, причинах разнообразия живых организмов.

Описание разработки

Цели:

1. Продолжить изучение взглядов ученых на живую природу, причины разнообразия живых организмов, изучить суть и особенности эволюционной идей Ж.Б. Ламарка.

2. Способствовать формированию материалистического мировоззрения, критического мышления и продолжить формировать умение работать с учебником.

3. Воспитание ценностного отношения к открытиям и достижениям биологической науки.

Оборудование: Система животного мира Ж Б. Ламарка, фотографии ученых, учебник.

Методы: проблемный, частично- поисковый.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Опрос д/з:

- Индивидуальный опрос: ? Какой вклад в развитие теории эволюции внес К. Линней?

Назовите основные таксономические категории. Приведите примеры.

По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея? Какие системы природы вы знаете?

3. Целеполагание:

продолжить изучение развития систематики. Познакомиться с первой эволюционной теорией Ж. Б. Ламарка.

4. Актуализация:

Какие социальные и научные предпосылки возникли в 18 веке для эволюционной теории Ж. Б. Ламарка?

- возникновение эмбриологии, палеонтологии, анатомии, физиологии

- широкое финансирование развития наук

- масса биологических открытий

- эпоха путешествий, расширение кругозора

- накопление описательного материала, требующего систематики

- формирование материалистического учения

5. ПУЗ:

самостоятельная работа учащихся с учебником по заполнению таблицы (стр. 347 - 349)

Конспект урока по биологии Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка

6. Коррекция: обсуждение таблицы с учителем.

Эволюционная теория Ламарка может быть разделена на две час­ти:

1. Учение о градации организмов и учение об изменчивости.

Ламарк считал, что все животные, растения— являются подлинными произведениями природы, т. е. не существовали изначально, а возникли в определенное время. Первые организмы произошли (и происхо­дит ныне) путем самозарождения из тел неорганической природы. Развитие природы началось и всегда начинается с образования простейших живых тел; его ход — от простого к сложному. Поэто­му классификация организмов не может быть произвольной, она должна отражать действительный порядок природы.

При выделении градаций он учитывал анатомо-физиологические особенности основных систем организма (главным образом нервной и кровеносной). Ламарк считал также, что подобная ступенчатость имеет место и в растительном мире.

Ламарк предложил более совершенную, чем Линней, классифи­кацию животных. Вместо двух линнеевских классов — черви и насекомые — Ламарк предложил 10 самостоятельных классов, заложив, таким образом, основы систематики беспозвоночных. В отличие от системы Линнея Ламарк разместил все классы жи­вотных в восходящем порядке.

2. Суть учения об изменчивости отражают два закона, сформули­рованные Ламарком.

Таким образом, главными факторами изменчивости Ламарк считал влияние внешней среды и упражнение или неупражне­ние органов. При этом изменения среды приводят, по Ламарку, к адекватным изменениям организма, которые затем наследу­ются. Причиной прогрессивных изменений Ламарк идеалистичес­ки считал врожденное внутреннее стремление организмов к совер­шенствованию.

Изменчивость представлялась Ламарку ничем не ограниченной, постоянно и непрерывно размывающей границы вида. Поэтому он отрицал реальность существования видов в природе.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок: Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.

Цели: 1. Продолжить изучение взглядов ученых на живую природу, причины разнообразия живых организмов, изучить суть и особенности эволюционной идей Ж.Б.Ламарка.

2. Способствовать формированию материалистического мировоззрения, критического мышления и продолжить формировать умение работать с учебником.

3. Воспитание ценностного отношения к открытиям и достижениям биологической науки.

Оборудование: Система животного мира Ж Б. Ламарка, фотографии ученых, учебник.

Методы: проблемный, частично- поисковый.

Ход урока: 1. Орг. Момент.

2. Опрос д/з: - Индивидуальный опрос: ? Какой вклад в развитие теории эволюции внес К.Линней?

? назовите основные таксономические категории. Приведите примеры.

? По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея? Какие системы природы вы знаете?

3. Целеполагание: продолжить изучение развития систематики. Познакомиться с первой эволюционной теорией Ж.Б.Ламарка.

4. Актуализация: Какие социальные и научные предпосылки возникли в 18 веке для эволюционной теории Ж.Б.Ламарка?

- возникновение эмбриологии, палеонтологии, анатомии, физиологии

- широкое финансирование развития наук

- масса биологических открытий

- эпоха путешествий, расширение кругозора

- накопление описательного материала, требующего систематики

- формирование материалистического учения

5. ПУЗ: самостоятельная работа учащихся с учебником по заполнению таблицы (стр.347 - 349)

Значение для теории эволюции

Франция, 1744-1829

Заложил основы систематики беспозвоночных.

Проводил обширные исследования в области ботаники, зоо­логии, систематики, палеонтологии, гидрогеологии, минерало­гии, метеорологии, психологии.

Разработал основные принципы классификации растений и животных в виде родословного древа от простейших до человека.

- Создал первую эволюционную теорию

1. сформулировал положение об эволюционном развитии живой природы: Жизнь возникает путем самозарождения простейших живых тел из неживой природы.Дальнейшее развитие идет по пути прогрессивного усложнения организмов

2. изначальный закон - внутреннего стремления организмов к совершенствованию. Главным фактором изменчивости организмов Ламарк считал влияние внешней среды: изменяются условия среды, а вслед за ними из поколения в поколение изменяются виды вследствие упражнения и неупражнения.

3. представления о наследовании признаков, приобретенных организмами под воздействием окружающей среды.

4. создал естественную систему животных. В его системе животные размещены в восходящем порядке - от простейших до высокоорганизованных существ. Ламарк считал, что классификация должна отражать прогрессивное развитие природы. Все 14 классов

животных Ламарк разделил на 6 градаций, или последовательных ступеней усложнения их организации. Градацию он определял на уровне высших систематических единиц - классов. В факте градации Ламарк увидел отражение хода исторического развития

6. Коррекция: обсуждение таблицы с учителем.

Эволюционная теория Ламарка может быть разделена на две час­ти:

1. Учение о градации организмов и учение об изменчивости.

Ламарк считал, что все животные, растения— являются подлинными произведениями природы, т. е. не существовали изначально, а возникли в определенное время. Первые организмы произошли (и происхо­дит ныне) путем самозарождения из тел неорганической природы. Развитие природы началось и всегда начинается с образования простейших живых тел; его ход — от простого к сложному. Поэто­му классификация организмов не может быть произвольной, она должна отражать действительный порядок природы.

Ламарк предложил более совершенную, чем Линней, классифи­кацию животных. Вместо двух линнеевских классов — черви и насекомые — Ламарк предложил 10 самостоятельных классов, заложив, таким образом, основы систематики беспозвоночных. В отличие от системы Линнея Ламарк разместил все классы жи­вотных в восходящем порядке.

2. Суть учения об изменчивости отражают два закона, сформули­рованные Ламарком.

Таким образом, главными факторами изменчивости Ламарк считал влияние внешней среды и упражнение или неупражне­ние органов. При этом изменения среды приводят, по Ламарку, к адекватным изменениям организма, которые затем наследу­ются. Причиной прогрессивных изменений Ламарк идеалистичес­ки считал врожденное внутреннее стремление организмов к совер­шенствованию .

Изменчивость представлялась Ламарку ничем не ограниченной, постоянно и непрерывно размывающей границы вида. Поэтому он отрицал реальность существования видов в природе.

Значение эволюционной теории Ламарка

Первая целостная эволюционная теория об историческом раз­витии органического мира от простейших форм до человека.

Ламарк подробно проанализировал предпосылки эволюции (изменчивость, наследственность), главные направления эволю­ции (усложнение организации, т. е. градации классов и много­образие форм внутри класса вследствие изменчивости).

Теория показала: изменчивость организмов имеет естествен­ные причины.

Эта теория позволила разработать первую генеалогическую классификацию животных, т.е. классификацию, построенную на принципах родственности организмов, а не только их сходства. Однако эта теория не смогла дать материалистического объясне­ния причин эволюции. (Эту проблему решил Ч. Дарвин, разра­ботав теорию естественного отбора.)

Живая природа Земли

Неизменна, создана Богом, но существует вне его

Постоянно изменяется под влиянием среды, климатических и географических факторов

Признаки объединения организмов в вид

Сходство строения и органов размножения

Сходство существенных черт строения, органов размножения, движения и родство происхождения.

1. стремление организмов к самосовершенствованию

2. влияние внешней среды

3. наследование признаков, приобретенных в течении жизни.

8. Итог: беседа

9. Рефлексия. 10. Д/з: п 12.1.3


-75%

К концу XVIIIв. в области биологии накопился огромный описательный материал. Несмотря на господство метафизических представлений, многие ученые высказывали идеи об историческом развитии природы.

Заслуга создания первой аргументированной эволюционной теории принадлежит французскому натуралисту Ж.Б.Ламарку (1744-1829). Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам.

Жан Батист Ламарк

Основные положения теории Ламарка

Ламарк полагал, что наиболее примитивные организмы возникают путем самозарождения, причем такое самозарождение многократно происходило в далеком прошлом, происходит в настоящее время и будет происходить в будущем.

После своего появления примитивные организмы не остаются неизменными. Они изменяются под влиянием внешней среды, приспособляясь к ней. В результате такого изменения живые организмы с течением времени в длинном ряду последовательных поколений постепенно совершенствуются, становясь все более и более сложными и высокоорганизованными.

Вследствие этого, чем больше времени проходит с момента появления путем самозарождения определенной формы, тем более совершенными и сложноорганизованными оказываются ее современные потомки. Наиболее примитивные возникли совсем недавно и еще не успели стать более совершенными.

Признавая возможность превращения одних видов в другие, Ламарк утверждал, что все живые тела в своем историческом развитии проходят путь постепенного усложнения организации. Эту постепенную прогрессию в усложнении организации он назвал градацией.

Существование градации обнаруживается, по мнению Ламарка, если расположить виды в пределах растительного и животного мира, в порядке их естественных взаимоотношений. В таком случае получается непрерывный ряд, лестница органических форм, от самых низших до наиболее организованных.

Он подчеркивает, что ступени этой лестницы заметны только при сопоставлении главных групп, составляющих классы и крупные семейства, так как виды животных и растений связаны множеством мелких переходов от одного к другому, поэтому бывает трудно разграничить их. Исходя из этого, Ламарк вначале считал, что в реальной действительности виды не существуют и что они просто придуманы систематиками для удобства классификации.

Впоследствии Ламарк пришел к правильному пониманию видов: они реально существуют в определенный отрезок времени, т.е. относительно постоянны.

Значение теории Ламарка

Научный подвиг Ламарка огромен. В период господства метафизических креационистских представлений он создал первую эволюционную теорию, провозгласив принцип изменяемости видов. Дарвин упоминал Ламарка в числе своих предшественников. К.А.Тимирязев видел основную заслугу Ламарка в том, что он первым обратил внимание на фактор времени, необходимый для эволюции.

Ламарк первым отметил прогрессивный ход эволюции, происхождение высших форм из низших. Но истинных движущих рычагов он не вскрыл.

Ошибки теории Ламарка

Ошибочным, идеалистическим было предположение о внутреннем стремлении организмов к совершенствованию.

Ошибочным было и утверждение о всегда целесообразных изменениях организмов под воздействием внешней среды и наследовании приобретенных признаков. Доказательства эволюции, выдвинутые Ламарком, были неубедительными и не были приняты современниками.

Таким образом, теория Ламарка не смогла последовательно материалистически объяснить ни причин появления многообразия форм жизни, ни существования в живой природе целесообразности, ни причин повышения организации растений и животных в процессе эволюции. И все же она будила исследовательскую мысль и способствовала накоплению фактов в пользу эволюции.

Читайте также: