Конспект екскурсії до лісу

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.

Место проведения экскурсии: экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.

Время проведения: 21 марта – день леса (12. 50-13.35).

Возраст учащихся: 11-16 лет

Подготовка учителя к экскурсии:

  • Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью - лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
  • Провести беседу об охране природы.
  • Провести беседу о правиле поведения в природе.
  • Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
  • Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
  • Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Подготовка учащихся к экскурсии:

Ход урока

I. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

  • Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  • О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными — чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!

II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (снег последний тает, кувшинчик расцветает, пар восходит от земли и зовут друг друга журавли).

III. Основная часть

Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

- Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее)

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март)

- Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)

Какое небо сегодня?

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)

- Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)

Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)

А теперь поговорим о сроках наступления весны:

Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)

Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)

Учитель рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– На нашем лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего - мой помощник.

Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.

Как правильно сделать скворечник расскажет лесник - Емельянов Юрий Петрович.

Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:

  • наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
  • гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
  • краска без запаха

Размеры скворечника

  • доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
  • оптимальный внутренний размер:
    - квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
    - диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
    - расстояние от летка до дна 15-20 см,
    - высота скворечника 30-35 см,
    - верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.

Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.

IV. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Что дал вам этот урок для жизни?

- Что вам захотелось после этого урока…?

- Стали ли мы друзьями леса?

V. Заключение

Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Барвінківська загальноосвітня школа I - III ст. № З

Екскурсія до весняного лісу

З досвіду роботи

вчителя початкових класів

Екскурсія до весняного лісу

Тема. Мислення на природі, милування нею.

Мета. Розширити знання учнів про життя рослинного та тваринного світів навесні, про взаємозв’язок людини і природи.

Формувати вміння спостерігати, бачити, відчувати, аналізувати, встановлювати причинно - наслідкові зв’язки.

Виховувати бажання оберігати природу.

Обладнання. Компас, карта-інструкція, призи, покривала, посуд, палатка, медична сумка, продукти, магнітофон, малюнки. бібліотечка.

Організація класу.

.Перевірити все спорядження.

Звернути увагу на стан здоров’я учнів.

Бесіда-інструктаж по застереженню дитячого травматизму.

Будь уважний, спостерігай, запам’ятовуй, записуй у щоденник спостережень, відчувай, захоплюйся.

Мотивація уроку.

Емоційний настрій дітей.

Діти вирушають у дорогу із закличкою.

Ми в дорогу йдемо,

веселий настрій беремо.

Прислів’я, загадки, вірші,

казки та радісні пісні.

Славить весну будемо,

бо її ми дуже любимо.

IV. Рух дітей до лісу.

Попереду йде загін розвідників ( 3 учнів ) з учителем фізкультури та двоє батьків класу. Рух по карт і - плану. Розвідники виставляють спеціальні сигнальні позначки для руху класу, який йде за ними

Мета. Перевірити уміння дітей користуватися компасом, картою-планом, уміння орієнтуватися на місцевості.

Рух класу під веселі дитячі пісні.

1. Кожна група отримує картку- завдання і вирушає на окраїну лісу з двома інструкторами ( два батька класу).

1 .Спостерігай, аналізуй, роби висновки, записуй у зошит спостережень.

Причини приходу весни.

Як змінюються погодні умови весною.

Вплив приходу весни на рослинний та тваринний світ (навести приклади.

Як весна вплинула на життя і працю людей.( навести приклади)

2.Візьми участь у конкурсах віршів, загадок, прислів’я, виставці малюнків, читанні оповідання про рослини навесні.

3.Будь веселим, активним, обережним.

УДАЧІ ТОБІ, ДОСЛІДНИКУ.

В цей час матусі разом з групою дівчаток готують обід.

2.Спостереження в лісі ( 30 хв.).

3.Самопідготовка до звіту ( 15 хв. ).

5. Вихід з лісу дівчини - Весни, її привітання (роль Весни виконує старшокласниця).

А ось і я - Весна-красна. Куди ступлю, там сонце сяє, усе навколо оживає.

Іду, пробуджую від сну всю землю чарівну.

VI Актуалізація знань, умінь, життєвого досвіду учнів.

Звіт команд про спостереження в лісі (діти звертаються до щоденника спостережень).

7. Весна запрошує команди до конкурсу.

Конкурс загадок (загадки Весни).

Конкурс прислів'їв (участь беруть діти та батьки).

Конкурсне читання оповідань.

Перегляд виставки малюнків.

Вибране журі оцінює кожний вид конкурсу, виставляє бали, вручає бали - квітки.

Данный цикл экскурсий в лес может быть использован для любого вида ДОУ для детей 5-7 лет.. Цель: Формировать системные знания о лесном сообществе у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Дать детям знания о лесе, как экосистеме: в лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы; живут насекомые, птицы, мушки, звери; в лесу все нужны друг другу. 2. Подготовить восприятие детей к выделению морфофункциональных признаков обитателей леса. 3. Развивать у детей наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса. связную монологическую речь, речь – доказательство, логическое мышление. 4. Воспитывать экологически осознанное отношение к обитателям лесного сообщества на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой, стремление не нарушить сложившиеся в природе связи.

ВложениеРазмер
cikl_ekskursiy_v_les.doc 178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста.

Подготовила старший воспитатель

Переславцева Светлана Николаевна

1. Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..1

2. Цикл экскурсий в лес:

Список использованной литературы……………………………………………30

Исследования последних лет (А.Н.Захлебный, И.Д Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.А.Рыжова) показали, что результатом экологического воспитания являются не только знания о природе, но и их экологическая направленность - умение использовать их в реальной жизни. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал

По мнению многих авторов (В.А Венгер, Л.М.Маневцева, П.И.Пидкасистый, В.И.Панов, А.Г.Хуторской, А.П.Усова) средствами

формирования системных знаний о природе являются занятия, опыты и эксперименты, моделирование, сама природа, художественная литература и т.д., в том числе и экскурсии в природу.

Эффективность включения в работу по формированию системных знаний о природе экскурсий подтверждают психолого-педагогические исследования на рубеже XX и XXI веков по экологическому воспитанию

дошкольников (С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, И.А Хайдурова).

По мнению С.Н.Николаевой, детям старшего дошкольного возраста можно

представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослые могут

показать детям связь двух, трёх, четырёх звеньев в сообществе. Наблюдения на экскурсиях в лес, на луг, затем наглядное моделирование и обсуждение

растений и животных, проживающих на одной территории, в одних и тех же

условиях и взаимосвязи друг с другом, Исследования Хайдуровой И.А. доказали, что включение экскурсий в работу по формированию у детей понимания целостности растительного сообщества, зависимости состояния сообщества в целом от состояния каждой группы оказалось эффективным средством.

Итак, при формировании системных знаний о лесном сообществе у детей старшего дошкольного возраста нас интересовали экологические экскурсии , т.к. они направлены на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы.

Предлагаемый нами цикл экскурсий в лес определённого программного содержания представляет собой единую систему занятий. Экскурсии предусмотрено проводить 2 раза в месяц (с сентября по январь).

В содержание цикла экскурсий включили следующие разделы:

* Лес – многоэтажный дом для растений и животных.

* Лес – дом для растений.

* Лес – дом для животных.

* Лес – общий дом для всех лесных растений и животных.

Рекомендуем при проведении цикла экскурсий в лес придерживаться данной последовательности

Всё обучение мы предлагаем закончить итоговой экскурсией в зимний лес с целью обобщить знания о лесе, как сообществе растений и животных, о взаимоотношениях между ними. Тем самым, подвести итог: лес - общий дом для всех растений и животных.

корни трав и кустарников, а затем также осторожно прикрыть их мохом. Основная часть всех экскурсий – коллективное наблюдение , в процессе которого и решали программные задачи экскурсий в лес. Этот метод

обеспечил чувственное активное восприятие объектов и явлений природы

детьми. Эффективным приёмом в коллективном наблюдении явились

вопросы и вопросы - задания , заставляющие детей рассматривать предмет,

сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связи между

объектами, растениями и животными леса. Оправдал себя в экскурсии приём образного сравнения – деревья шепчутся между собой, лес плачет, шумит, тем самым, приучая детей прислушиваться к звукам леса. Важным приёмом в самостоятельных наблюдениях основной части экскурсий явились вопросы- задания , стимулирующие познавательную активность детей в процессе наблюдения. Так, чтобы узнать, что находится под землёй, предложили детям осторожно отогнуть мох, посмотреть

Использование в экскурсии народного фольклора : пословиц, примет, загадок – сделают представления детей о лесе более чёткими и конкретными.

Значительное место в нашей работе мы предлагаем уделить беседам . Так, для возбуждения интереса у детей к предстоящей деятельности – установочная беседа; для уточнения, углубления, обобщения, систематизации знаний о лесном сообществе – итоговая беседа после экскурсии. В установочной беседе эффективным приёмом будут мотивирующие ситуации , которые помогли собрать внимание детей к предстоящей экскурсии, актуализировать имеющийся опыт. Например, встреча Домовёнка Кузи и Лесовичка, которые вместе с детьми выясняют разницу и общее между их домами. Планируя беседу после экскурсии, важно продумать систему вопросов, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания факты.

обработанные вазелином, 1 – на веточке дерева в хвойном лесу, 1 – у

проезжей части дороги вблизи посёлка. Дети самостоятельно придут к выводу, что в хвойном лесу воздух очень чистый.

Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные

дидактические игры . С помощью настольно-печатных игр «Ботаническое

Целесообразны и игры экологического содержания: «Угадай по

растения, которые встречаются в нашем лесу) и т.д.

Предложенный нами цикл экскурсий в лес может быть использован

педагогами детских садов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. А также на основе данного цикла экскурсий можно создать систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о луговом сообществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать у детей потребность оберегать природу, бережное отношение к деревьям, умение работать в коллективе.

Речевые задачи:

  1. Развивать монологическую речь
  2. Развивать умение отстаивать свою точку зрения
  3. Развивать умение рассуждать

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия в лес"

Возраст: Старшая группа

Воспитатель-практикант: Царева Елена Викторовна

Тема: Экскурсия в лес

Направление: познавательное развитие, речевое развитие

Тип НОД: экскурсия

Цель: закрепить знания, умения и навыки по экологии.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить

Учить наблюдать явления природы, анализировать их, делать выводы.

Развивающие задачи:

Развивать умение прогнозировать, создавать причинно-следственные связи

Развивать знания детей о деревьях и об их пользе.

Формировать экологическое сознание

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей потребность оберегать природу, бережное отношение к деревьям, умение работать в коллективе.

Речевые задачи:

Развивать монологическую речь

Развивать умение отстаивать свою точку зрения

Развивать умение рассуждать

Активный словарь: ствол, – активизировать в разговорной речи.

Пассивный словарь: красная книга

Предварительная работа с детьми: наблюдение за деревьями на прогулке, наблюдение за изменениями в природе, заучивание стихотворений.

Предварительная работа воспитателя: написание конспекта, предварительная работа с детьми, предварительный осмотр участка для проведения экскурсии.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Элементы деятельности

Вспомнить с детьми как вести себя на природе.

Основная часть

Рассказ воспитателя о защите природы

Загадка про лес


Дидактическая игра “С какого дерева шишка?”


Игра “Какие деревья живут в лесу?”


Загадки о деревьях

Заключительная часть.

Вопросы: “Куда ходили?”, “Что узнали?”


Обобщение “Природу надо беречь”

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы, приемы

Вопросы по теме

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить

Организационный момент

Ребята, сейчас мы с вами пойдем на экскурсию. Сегодня экскурсия у нас будет в лес. Давайте сначала вспомним, как надо вести себя на природе.

Правильно, дети. Я думаю, с вами можно идти в лес.

Ребята, а как Вы думаете, что такое природа? А лес это природа? А луг? И т.д.

-Ребята, правда, наша природа очень красива?

Ребята, есть такие люди, которые не умеют ценить красоту нашей природы. Они не берегут ее, загрязняют ее, вырубают леса и от этого наша природа страдает.

Вы, согласны со мной? Но мы ведь с вами не такие? Мы ценим и любим нашу природу!

А еще есть такие люди, которые стараются

сберечь нашу природу.

Они создали такую книгу, где записаны животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения, чтобы люди знали и берегли животных и растения.

Ответы детей: не шуметь, не сорить, не ломать ветки.

Дети слушают рассказ воспитателя

Учить наблюдать явления природы, анализировать их, делать выводы

Развивать знания детей о деревьях, о пользе растений

Вот мы и пришли в наш красивый лес. Посмотрите вокруг, что вы видите в саду?

А как называются эти деревья?

Правильно. А теперь я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

Правильно, ребята. Молодцы. Мы с вами уже говорили, что у нас в саду растут и деревья, и кустарники. Скажите, пожалуйста, как их отличить?

Еще, какие отличительные черты вы заметили?

Хорошо. А кто скажет: они похожи?

Правильно. А теперь мы с вами поиграем. Игра называется “С какого дерева шика?” Я вам покажу шишки, а вы мне скажете с какого дерева

(Воспитатель показывает шишки )

Воспитатель. Молодцы, ребята

А сейчас я загадаю вам загадки:

1. Зимой и летом одним цветом

2. На полянках девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
3. В шубе летом, а зимой раздетым.
4. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Сама ничего не шьет,
Но в иголках круглый год.
5. У меня иголки длиннее чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
6. Листик колюч, стволик липуч.

Молодцы, дети. А еще, какие растения растут у нас в саду?

А какие деревья чаще всего встречаются на улицах нашего села?

Люди в городах сажают такие деревья, которые растут быстро и не прихотливо, не боятся загрязненного воздуха. Тополь растёт очень быстро.

За одно лето из небольшой веточки вырастает дерево высотой до второго этажа. Как вы думаете, для чего необходимо озеленение – посадка деревьев?

К городским деревьям и кустарникам тоже нужно относиться бережно. Ведь они очень помогают нам. Они защищают нас от пыли, сильного ветра, от знойного солнца.

Читайте также: