Конспект егэ по географии

Обновлено: 29.04.2024

В разделе, посвященному ЕГЭ по географии, мы разберем типовые задания экзамена. Кроме этого, вы найдете актуальные демонстрационные варианты, материалы для подготовки - как справочники с теорией, так и тренировочные тесты.

Общая информация об экзамене

Экзаменационная работа состоит из двух частей и 34 заданий.

Первая часть содержит 27 заданий с кратким ответом:

  • 18 заданий базового уровня сложности
  • 8 заданий повышенного уровня сложности
  • 1 задание высокого уровня сложности

Вторая часть содержит 7 заданий с развернутым ответом:

  • в первом задании ответом должен быть рисунок
  • в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 задания повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности)

Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 27 33 Краткий ответ
2 часть 7 14 Развернутый ответ
Итого 34 47

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Раздел I источники географической информации
• Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
• Картографические способы изображения
• Определение географических координат
• Определение поясного времени
• Определение расстояний на карте
• Построение профиля рельефа по карте
• Сравнение свойств географической карты и плана местности. План местности. Географическая карта
• Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах

Раздел II. Природа земли
• Атмосфера
• Биосфера
• Географическая оболочка
• Гидросфера
• Земля как планета солнечной системы
• Литосфера
• Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы
• Почва как особое природное образование
• Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная поясность

Раздел III население мира
• Возрастной и половой состав населения мира. Этногеография
• География мировых религий
• Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации
• Миграции населения и их влияние на изменение народонаселения
• Размещение и плотность населения
• Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира
• Численность и воспроизводство населения

Раздел V мировое хозяйство
• География мировой торговли и туризма
• География основных международных экономических и политических организаций
• География основных отраслей промышленности мира
• География основных отраслей сельского хозяйства мира
• Международное географическое разделение труда
• Основные этапы формирования мирового хозяйства

Раздел V природопользование и экология
• Основные виды природных ресурсов
• Размещение природных ресурсов
• Рациональное и нерациональное природопользование

Раздел VI страноведение
• Основные типы стран современного мира
• Регионы и страны
• Современная политическая карта мира

Раздел VII география России
• Внутренние воды
• Географическое положение. Территория и границы. Федеративное устройство российской федерации
• Климат
• Население России
• Природные зоны лесные и почвенно-земельные ресурсы
• Регионы России
• Хозяйство России

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Подготовка к ЕГЭ по географии.

обобщение и систематизация знаний учащихся;

подготовка к единому государственному экзамену;

формирование навыков учащихся применения знаний географии в жизненных ситуациях.

Задачи урока

Образовательные:

продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам, формировать познавательную компетентность .

Воспитательные:

продолжить воспитание личностных качеств: чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

Развивающие:

развить мышление школьников;

сформировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.

Актуализация знаний и умений.

Знаете ли Вы?

Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек.

Соответственно каждую секунду появляются 3 человека

Каждую минуту примерно 175 человек

Каждые сутки 250 тысяч человек

Что означают эти цифры?

1, млрд. 382 млн. 271 тысяч чел.

146 млн. 403 тысяч 873 чел.

- кол-во городов – миллионеров

- показатель естественного прироста в мире

- кол-во сельских населенных пунктов

- средняя плотность населения

- коэффициент урбанизации в мире

- численность населения, 2016 г.

- кол-во городов в начале 21 века

- численность населения Китая, 2016 г.

- численность населения России, 2016 г.

- прогноз численности населения на 2025 г.

- Обратите внимание, что у нас выделено несколько цифр. На этих показателях мы остановимся, так как они больше всего встречаются в заданиях ЕГЭ.

1. Работа с картой

- Привести примеры городов миллионеров в мире. Показать по карте.

- А сколько городов-миллионеров в России? ( 15 ) Показать по карте.

Конечно же, благодаря такому списку можно понять лишь одно – в России достаточно городов миллионеров. Правда, лишь два из них считаются самыми крупными мультимиллионерами. Это Москва и Санкт-Петербург, на территории которых проживает более 5 млн. горожан. Численность населения ещё нескольких городов страны приближаются к миллиону человек: Саратов и Краснодар. По официальным данным статистики, на 1 января 2016 года население Краснодара составило 950 тысяч человек. Но если взять данные полиции, медиков и пенсионного фонда, то в городе сегодня проживает уже более 1 миллиона 250 тысяч человек. Но официально Краснодар в список городов с населением более 1 миллиона человек в РФ может быть включен только в результате Всероссийской переписи населения.

2. Демографические показатели

-Как проводится расчёт показателей естественного прироста?

Ответы учащихся

-Рождаемость и смертность – это число родившихся или умерших за определённый период. Разница между этими показателями называется естественным приростом. Естественный прирост показывает, на сколько изменилась численность населения в государстве за выбранный период. Расчёт показателя естественного прироста проводится по формуле: П ЕП = (Р-С/Н)х1000 , где Н – это численность населения. Измеряется в промилле (‰). Вычисленный таким образом показатель естественного прироста населения страны демонстрирует изменение её численности на каждую тысячу жителей. Так, в настоящее время среднемировой показатель рождаемости составляет около 21‰, а смертности – около 9‰, следовательно, показатель естественного прироста равен 12‰.

3. Расчёт плотности населения

- Что такое плотность населения и как мы определяем этот показатель?

Ответы учащихся

- Посмотрите на нашего соседа – Монголию. На площади 2,8 км 2 проживает около 2 млн человек. Разделите численность населения на площадь страны – вы увидите, что в Монголии плотность населения – менее 1 человека на 1 км 2 . Недалеко от границ России находится Молдавия, плотность населения в которой превышает 120 человек на 1 км 2 . Но в мире много государств с ещё большей плотностью населения. Так, в Бангладеш плотность населения превышает 1000 человек на 1 км 2 .

4. Определение понятия урбанизация

- Что такое урбанизация и как мы определяем уровень урбанизации?

Ответы учащихся

- Урбанизация – это процесс роста числа городов и доли городских жителей и распространения городского образа жизни на всё большую часть населения. Уровнем урбанизации является доля городского населения в численности населения страны. Например: уровень урбанизации в мире – примерно56%, а в России – 74%.

- Может показаться странным, но среди всех субъектов Федерации максимальный уровень урбанизации отмечается в Магаданской области, где он достигает 92%. Это связано не с выдающимся уровнем развития промышленности, а с тем, что в суровых климатических условиях хозяйственная деятельность почти невозможна за пределами города. Поэтому практически всё население области оказывается сконцентрировано в городах и посёлках.

Все эти данные необходимы нам при сдаче ЕГЭ по географии.

Работа с заданиями ЕГЭ

Рассмотрим задание 9 части 1.

Какие три из обозначенных на карте России территории имеют наибольшую среднюю плотность населения? Выбираем цифры , под которыми указаны эти территории.

hello_html_m655dbc9b.jpg

Ответ:234

Пояснение учащихся: Наибольшая средняя плотность характерна для районов с наиболее благоприятными природными условиями. В России она тянется треугольником примерно от широт Москвы и Ростова по югу России к югу Дальнего Востока. Этот условный треугольник называют основной полосой расселения.

Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить список городов миллионеров, как мы это делали в начале урока. Задание 12 оценивается в 1 балл только тогда, когда выбраны правильно все три города.

Выполняем задание 12 части 1.

Нужно выбрать три из перечисленных городов России имеющих наибольшую численность населения?

Почему стоит сдать экзамен дважды, какие задания самые трудные и зачем читать National Geographic.

ЕГЭ по географии длится 3 часа, он состоит из двух частей и включает 34 задания. В первой части — 27 заданий, где ответом служит число, последовательность цифр, слово или словосочетание. Во второй части 7 заданий, в которых требуется выполнить рисунок, решить задачу или описать ход выполнения задания.

На экзамене разрешается использовать линейку, непрограммируемый калькулятор и транспортир. Приносить с собой атласы нельзя, но к экзаменационным материалам прилагается административная карта России и политическая карта мира.

Административная карта РФ, которую выдают на ЕГЭ


Разбираться в географии полезно не только абитуриентам геологического и экологического факультета, для которых это обязательный ЕГЭ. Будущие дипломаты, например, студенты МГИМО порой жалеют, что пренебрегали школьными уроками, и уже в вузе обращаются к репетиторам по географии.

Как готовиться

Сдайте экзамен заранее

В большинстве школ курс географии завершается в 10 классе, поэтому вы можете разгрузить себя, сдав экзамен заранее. Помните: сдать географию можно только один раз, либо в 10, либо в 11 классе.

Решайте демоварианты в школе

Почти половина тем экзамена изучается в 10 классе, так что нужно внимательно слушать на уроках. Полезные сведения можно почерпнуть в учебнике В. П. Максаковского. Однако главное в подготовке — практика. Необходимо решать как можно больше пробников, случайных заданий на сайте ФИПИ, а если попадаются сложные — обязательно разбираться, гуглить ответы. На сайте ФИПИ доступен один демовариант, а в школы в течение года присылают 3–4 экземпляра. Нужно вникать в спорные вопросы и пытаться понять, чего ждут разработчики заданий.

Пишите пробные ЕГЭ

Заковыристые задания в пробниках помогают глубже разобраться в предмете. Недавно одно задание поставило меня в тупик. Из шести стран нужно было выбрать три, где доминируют атомные электростанции (АЭС). Я сразу откинул варианты, где преобладают гидроэлектростанции. Точно знал, что АЭС — основа энергетики Франции, но между Бельгией и Словакией выбрать не мог. Кто вообще знает о европейской стране размером с Московскую область? Будь это настоящий экзамен, я бы подал на апелляцию, но в пробном встречаются такие спорные вопросы. Теперь я крепко запомнил, что в Словакии доминируют АЭС, и всем ученикам об этом рассказываю.

Штудируйте справочники

Следите за периодикой

Полезно подписаться на журнал National Geographic, где публикуют интересные статьи, в том числе о проблемах энергетики. В 2015 году NatGeo рассказал о планах Германии отказаться от ТЭЦ и АЭС в пользу альтернативных источников энергии. Малоизвестная информация, а на экзамене может пригодиться.

Занимайтесь с преподавателем

Первая часть ЕГЭ полна сюрпризов — не известно, какой вопрос встретится в задании: о России или о зарубежной стране, о производстве аллюминия или выращивании риса. Ко второй можно хорошо подготовиться, если усвоить алгоритмы и формулы. Опытный преподаватель может научить выполнять задания 28–34 оптимальным способом и подсказать, как избежать типичных ошибок.

Какие задания самые трудные

Вся сложность ЕГЭ по географии — в первых 25 заданиях, потому что никто не знает, какие вопросы попадутся. Для ученика, который готовился и знаком с форматом экзамена, вторая часть более предсказуема, и с ней обычно меньше проблем.


Школьники часто допускают ошибки в вопросе 19 про энергетику и природные ископаемые. Например, выпускники не знают, в каких странах мира, регионах и городах России расположены ГЭС, ТЭС и АЭС. Нужно мыслить логически: если много рек, значит строят гидроэлектростанции, если имеются залежи угля — теплоэлектростанции, а если ничего нет, но территория развитая, то атомные. Для атомных электростанций нужны квалифицированные работники, поэтому такие станции строят во Франции, Бельгии, Словакии. При этом в Японии и Германии собираются закрывать существующие АЭС и переходить на возобновляемые источники.

Непросто выбрать, какие страны, например, экспортируют чугун и сталь. Здесь тоже поможет логика: китайцы вряд ли что-то продают за рубеж, им самим всё нужно. Если среди вариантов будут крошечная Дания и туристический Таиланд — их тоже смело можно вычеркнуть.


Задание 22 не представляет трудности для тех, кто знает формулы расчёта ресурсообеспеченности для возобновимых и невозобновимых ресурсов. В первом случае объём запасов делится на количество жителей, а во втором — на объём добычи.


Как выполнять простые задания

Вопрос о столицах стран или субъектов РФ в задании 18 будет обязательно, поэтому выучить столицы 60 стран просто необходимо. Никто не требует запоминать экзотические государства вроде Вануаты или Буркина-Фасо, а только те, что встречаются в пробных и демовариантах.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, но выучить нужно только столицы республик и автономных округов. Дело в том, что полсотни краёв и областей носят название главного города: Красноярский край с административным центром в Красноярске, Брянская область — Брянск и т.д.

Вопрос про часовые пояса в задании 20 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.

В задании 21 нужно вычесть количество выбывших из количества прибывших. При этом важно помнить, что прирост бывает отрицательным.


Раньше карты на экзамене не выдавались и задания 24–25 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион РФ по описанию.


В задании 31 требуется сравнить долю сельскохозяйственного населения двух стран. Важно помнить, что всё относительно. Если в Алжире 9,8 млн человек, а в Армении 1,1 млн, надо вычислить, что для Армении это чуть больше 30% от общего количества жителей, а в Алжире чуть больше 25%. Заодно нужно понять, что в Армении доля сельского хозяйства в экономике составляет 22%, а в Алжире только 10%. Таким образом, в экономике Армении 2014 года сельское хозяйство играло большую роль, чем в Алжире.


В заданиях 33 и 34 трудно ошибиться, если понимаешь схему решения. В задании 33 нужно значение показателя прироста в 2016 году разделить на среднегодовую численность. Поскольку ответ требуется дать в промилле, результат вычислений следует умножить на 1000.

3298 : 4 069 018 × 1000 = 0,810514969

или 3298 : 4 069 018 × 1000 ≈ 0,8

Задание 34 выполняется в два действия: в начале вычитаем из численности постоянного населения 2017 аналогичный показатель за 2016.

4 066 972 − 4 071 064 = −4092

Значит, в 2016 году численность населения Республики Башкортостан уменьшилась на 4092 человека.

Теперь из полученного числа вычтем значение показателя естественного прироста:

2) −4092 − 3298 = −7390

Миграционный прирост населения составил −7390 человек.


Почему стоит начать со второй части

К концу первой части задания становятся предсказуемыми:

  • в задании 28 школьнику предстоит построить профиль рельефа местности;
  • в 29 — дать развёрнутый комментарий на основе анализа данных;
  • в 30 — сравнить факторы загрязнения атмосферы;
  • в 31 — определить значимость сельского хозяйства;
  • в 32 — выбрать точки на карте или указать время восхода, а для этого лучше повторить материал шестого класса о взаимном положении Солнца и Земли;
  • в 33 и 34 применить формулы расчёта.

Выпускники, которые уверенно выполняют задания с развёрнутым ответом, сразу принимаются за вторую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в первой части может не повезти со сложным вопросом, то во второй всё зависит только от ученика.

Я знаю школьника, который большое внимание уделял заданиям второй части, но не стремился расширять кругозор. В результате он отлично справился с заданиями 28–34, но срезался на вопросах из первой части и набрал 71 балл. Поэтому не стоит думать, что последние задания сложнее. Возможно, именно с них стоит начать.

Что запомнить

  1. Страны, субъекты РФ и столицы нужно знать назубок.
  2. ЕГЭ по географии разительно отличается от ОГЭ, который можно сдать без специальной подготовки, руководствуясь здравым смыслом. Чтобы на ЕГЭ набрать более 90 баллов, потребуются не только незаурядная эрудиция и умение выполнять задания, но и некоторая доля везения.
  3. Главная трудность экзамена — отсутствие атласа под рукой. Придётся загрузить в свою память данные о плотности населения, полезных ископаемых, энергетике, промышленности и сельском хозяйстве в России и мире. Стоит уделить особое внимание тем разделам, которые школьнику даются с трудом.
  4. Во второй части экзамена не нужно искать подводные камни. Задания сформулированы чётко, и выполнять их нужно по алгоритму.
  5. К ЕГЭ по географии необходимо осмыслить и запомнить огромный объём информации. Сделать это можно, только если действительно любишь предмет и искренне им интересуешься.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: