Конспект что такое милосердие

Обновлено: 08.07.2024

- развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

- привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,

- перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

- закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

- создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанными пословицами,

Что такое милосердие?

Притча о добром самарянине.

-Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе.

Слайд 1

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - милосердия.

Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – человеком.

Сегодня мы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность.

Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

Слайд № 2.

И начать этот урок я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою

- Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

- А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).

Слайд № 3 (определение)

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

Запишите себе в тетрадь определение МИЛОСЕРДИЯ. Это готовность помочь или простить из сострадания и человеколюбия

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

-Чем отличаются они между собой?

(В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом –жестокосердие.)

Слайд № 4(милосердие и жестокосердие)

Слайд № 5( видео кадр)

(На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

Так кто же оказался по настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.)

самарянин - это житель соседней с Иудеей страны, Самарии. Самаряне жили отдельно, были смуглее иудеев, говорили на своём языке. Иудеи воспринимали их примерно так, как мы воспринимаем цыган.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Слайд № 6

- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

Слайд № 6

Перед Вами слова: сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?


Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

Слайд 7

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость.

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты.

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

Слайд 8

В 1904 году после начала русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Слайд 9(видеокадр)

Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.)

Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

задания в тетради.

Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка.

У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание.

Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.

Вы нашли у своего дома маленького котёнка.

Ветром сломало дерево…

Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак.

Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось.

В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев.

У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк.

Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор.

Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем.

В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой.

У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались.

Слайд № 10

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека - христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается. Ребята, я уверенна, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Понятия милосердие всегда будут востребованны. Не забывайте об этом.

Д/з: поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель занятия : формировать представление о милосердии как чувстве человека; развивать стремление быть милосердными; воспитывать умение сострадать, оказывать помощь, проявлять заботу.

Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, сюжетно-ролевая игра.

Ресурсы: хрестоматия, альбом, атрибуты для инсценировки, сюжетные картинки, аудиозапись с музыкальным материалом.

Ход занятия

Круг приветствия

Инсценировка

1ряд: Воспитатель предлагает детям представить и изобразить ситуацию: у старушки упала корзинка, и рассыпались фрукты и овощи, которые она несла домой из магазина. Мимо шли два мальчика. Один из них стал собирать рассыпанное и укладывать в корзинку, помогая старушке, а второй мальчик просто прошел мимо, даже не обратил внимания на то, что происходит вокруг.

На роль старушки приглашается взрослый, а на роль мальчиков – двое детей. Сценка проигрывается, дети внимательно наблюдают, затем обсуждают.

3ряд: Поездка в автобусе. Мальчик зашел в автобус и занял свободное место. На следующей остановке зашел дедушка, а свободных мест больше не было. Мальчик не уступает место. Другая женщина уступает место дедушке.

– Дети, как можно назвать поступок и действия мальчика, который помог старушке?

(Рассуждения детей).

– А как назвать поступок мальчика, который прошел мимо и не обратил внимания на старушку?

(Рассуждения детей).

(Рассуждения детей).

- А как назвать поступок третьего человека, который показал дорогу?

(Рассуждения детей).

-Как назвать поступок мальчик, который не уступил место?

(Рассуждения детей).

- А как назвать поступок женщины, которая уступила место дедушке?

(Рассуждения детей).

Я произнесу это слово медленно. Какие два слова вы услышали?

(Ответы детей).

– Правильно. Милое сердце. Какие дела может совершать милое сердце: добрые или злые?

(Рассуждения детей).

(Слова разминки сопровождаются движениями)

Смотри скорей, который час–

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так!

Чтоб стать похожим на орла,

Петух расправил два крыла.

Мы тоже можем так.

Пастух в лесу трубит в рожок –

Сейчас он сделает прыжок.

Мы тоже можем так.

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг

На двух ногах, на двух ногах…

Мы тоже можем так!

Рассказ по сюжетным картинкам

– Сердце может быть добрым, отзывчивым, умеющим любить, а может быть равнодушным и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Предлагаю вам рассмотреть картинки и порассуждать, какое сердце у того или иного лесного жителя.

Однажды зайчик подвернул лапу. Доктор Айболит перевязал зайчишке лапу и отправил его в больницу. Зайчику несколько дней нельзя было прыгать и бегать. Все лесные звери-соседи узнали об этом, переживали и .

Дети рассматривают сюжетные картинки и составляют рассказ о том, кто как поступил по отношению к больному зайчику.

Дома у зайчика остались мама и папа, братишки и сестренки. Когда мама и папа зайчика ходили к нему больницу.

– большая медведица сидела с маленькими зайчатами.

– ежик приносил морковку и угощал малышей.

– мудрая сова читала им сказки.

– Как можно назвать лисенка: милосердным или равнодушным?

– Какое сердце оказалось у лисенка?

(Рассуждения детей).

– У некоторых людей тоже бывает равнодушное сердце: они не хотят помогать тем, кто слабее, кто нуждается в заботе и утешении.

Наедине с собой

– Каждый человек может спросить себя: «Могу ли я быть милосердным и отзывчивым?

Если вам хочется, вы можете закрыть глаза, послушать музыку и подумать, хочется ли вашему сердцу быть отзывчивым, добрым, милосердным.

Звучит музыка.

– Кто хочет поделиться своими мыслями?

(Рассуждения детей).

Работа с пословицами

- Какие пословицы мы знаем о милосердии?

1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3) Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

4) Добрые слова дороже богатства.

5) Кто добро творит, тому бог отплатит.

– Мы сегодня познакомились с таким чувством человека, как милосердие.

Я хочу узнать, как вы понимаете, что значит милосердный человек, что он стремится делать?

(Рассуждения детей).

– Быть милосердным – значит уметь прощать, забывать обиды, утешить обиженного, ободрить печального, произнести добрые слова, помогать слабым, больным и старым людям.

Меня радует, что вы растете неравнодушными людьми. Это очень хорошо. Не надо стесняться быть добрыми и милосердными.

Рассказ стихотворений о милосердии

Отчего, скажи скорей,

Мир становится добрей?

Оттого, что кто-то счастлив,

И от смеха малышей,

И от солнечных лучей,

От подснежников в лесу,

Что я маме принесу.

От березки под окном,

Что стучится веткой в дом.

От прохлады ручейка,

От цветного мотылька,

И от радуги над речкой,

И от дров, трещащих в печке,

Оттого, что рядом друг,

И от бабушкиных рук.

От снежинок на ресницах,

И от сказки, что нам снится.

И от запаха сирени,

И от соловьиной трели.

Мир загадочный, огромный,

Посмотри, какой он добрый.

Так давай и я и ты

Ему добавим доброты.

У вас на столах лежат сердечки. Я предлагаю вам придумать одно пожелание своим друзьям. Приклеить это сердечко с пожеланием к кругу.

– Возьмемся за руки и скажем:

Друг другу желать

Домашнее задание

– Рассмотрите рисунки. Помогите ребятам найти тех, кто нуждается в их помощи. Нарисуйте дорожку, по которой пойдут помощники.

Тема: "Что такое милосердие?"
Цель занятия:
- формировать представление о милосердии, как чувстве человека;
- развивать стремление быть милосердным;
- развивать умение работать в группе, учитывать мнение своих одноклассников;
- развивать внимание, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
- воспитывать умение сострадать, оказывать помощь, проявлять заботу.

Класс: класс предшкольной подготовки

Методы:
o Беседа;
o Просмотр мультфильма;
o Объяснение;
o Рассказ;
o Инсценирование;
o Работа в группе.

Ребята сидят на стульчиках, поставленных по кругу.

Круг радости
Воспитатель показывает детям игрушку – сердце и предлагает сказать друг, другу слова – пожелания, передавая игрушку тому – кому адресованы слова:
Сердце я свое открою!
Счастьем подеюсь с тобою!
Все сердечные слова
Говорим всегда!
- Молодцы, ребята! Я верю, что все ваши пожелания друг другу сказаны от чистого и доброго сердца и обязательно сбудутся.

Инсценирование
Воспитатель предлагает детям представить и изобразить ситуацию: у старушки упала корзина, и рассыпались фрукты и овощи, которые она несла домой из магазина. Мимо шли два мальчика. Один из них стал собирать рассыпанное и укладывать в корзину, помогая старушке, а второй мальчик просто прошел мимо, даже не обратив внимания на то, что происходит вокруг.
На роль старушки приглашается взрослый, а на роль мальчиков – двое детей. Сценка проигрывается, дети внимательно наблюдают, затем обсуждают.

Помечтаем
Представьте, как – будто у вас есть только один лепесток цветика – семицветика, на чтобы вы его потратили?
Дети по желанию отвечают.
Милосердие – это умение прийти на помощь, тем, кто нуждается, простить обиды, говорить добрые слова, совершать добрые поступки по отношению к окружающему миру.

Обобщаем
- Мы сегодня познакомились с таким чувством человека, как милосердие.
Я хочу узнать, как вы понимаете, что значит милосердный человек, что он стремится делать?
(Рассуждения детей)

Групповая работа
Ребята делятся на две группы. Каждой группе дается конверт с сюжетными иллюстрациями. Необходимо определить, какую помощь ждет то или иной герой.
Например: котенок грустный, потому что он хочет кушать, как можно ему помочь? Накормить котенка молоком.

Ребята работают в группах, затем, каждая группа выступает и называет свои случаи.
o Почему вы не стали брать вот эту иллюстрацию?
o Что на ней показано?
Ребята. Не только люди ждут от нас помощи и поддержки, а так же в нашей заботе нуждаются друзья наши меньшие – это птицы и животные. Не надо стесняться быть добрыми и милосердными по отношению к окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия : сформиловать представление о милосердии, как чувстве человека; развивать стремление быть милоседными; воспитывать умение сострадать, оказывать помощ, проявлять заботу, продолжать учить детей различать добро и зло, развивать в детях стремление проявлять добро и милосердие разными способами.

Ход занятия : 1)Организационный момент.

Тәрбиеші МДС: Ташетова Ж.К.


ЧТО ТАКОЕ МИЛОСЕРДИЕ?

Цель занятия: формировать представление о милосердии как чувстве человека; развивать стремление быть милосердными; вос­питывать умение сострадать, оказывать помощь, проявлять заботу. Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков.

Воспитывать в детях умение основано делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Развивать в детях стремление проявлять добро и милосердие разными способами.

2.Позитивный настрой

-Давайте поприветствуем друг друга

Здравствуй. солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй- ты и здравствуй- Я!

Крошка- сын к отцу пришел

Папы этого секрет помещаю в книжке…

3.Инсценировка (Настя, Алмансур, Адилжан)

Воспитатель предлагает детям представить и изобразить ситуацию: у старушки упала корзинка, и рассыпались фрукты и овощи, которые она несла домой из магазина. Мимо шли два мальчика. Один из них стал собирать рассыпанное и укладывать в корзинку, помогая старушке, а второй мальчик просто прошел мимо, даже не обратив внимания на то, что происходит вокруг. Сценка проигрывается, дети внимательно наблюдают, затем обсуждают.

4.Побеседуем

- Дети, как можно назвать поступок и действия мальчика,
который помог старушке?

(Рассуждения детей).

-А как назвать поступок мальчика, который прошел мимо и не обратил внимания на старушку?

(Рассуждения детей).

Я произнесу это слово медленно. Какие два слова вы услышали? (Ответы детей).

-Правильно. Милое сердце. Какие дела может совершать
милое сердце: добрые или злые?

(Рассуждения детей).

5.Чтение стихотворения

-Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.

Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.

«Если вижу я беду, то я мимо.. . (не пройду)
Доброту не забывай, людям смело…(помогай)
В мире есть еще слова, нам их тоже знать пора, добрым словом не скупись, сердцем слушать…(научись)
Будь милосердным- уметь прощать …(обиды)

Будь милосердным -помогай …(слабым)

Будь милосердным –ухаживай за …(животными)

7. Творческая работа

-Посмотрите, вокруг нас безжизненная пустыня. Но мы можем сотворить чудо, превратив пустыню в цветущий сад.

Помогут нам добрые милосердные поступки.

1) Я предлагаю вам поиграть в игру:

Внимательный, отзывчивый, весёлый, трудолюбивый, доброжелательный, искренний, ласковый, заботливый, душевный, терпеливый, щедрый, благородный, мудрый, жизнерадостный, милосердный, человечный , радушный, добрый.

Посмотрите, от наших добрых слов в пустыне расцвели цветы

2) Скажите, а каких героев книг или мультфильмов вы знаете, которые на ваш взгляд, проявили милосердие?

Кого можно назвать милосердным?

(ответы детей)

Милосердный человек –это человек, думающий о других людях, творящий добро.

Смотрите, что произошло?

Деревья вырастают после каждого ответа.

Дети стоят в кругу, сейчас вы будете передавать сердечко и вспоминать пословицы и поговорки о добре:

1. Дружбу помни, а зло забывай.

2. Про доброе дело и говори смело.

3. Жизнь дана на добрые дела.

4. За добрые дела, всегда похвала.

5. Нет друга ищи, нашёл береги.

8 Добрый человек не помнит зла.

10. Добро не умрёт, а зло пропадёт.

11. Ласковое слово, как весенний день.

На экране появляются бабочки.

10. Работа с сюжетными картинками

Вы слышите, уже запели птицы.

8. Итог занятия:

Давайте с вами сделаем вывод, что же такое милосердие.

Наши далекие предки называли человека милосердным, если он проявлял заботу о других людях

Дети продолжают: Милосердный человек сочувствовал им, утешал их, если с ними приключалась беда.

Считалось очень плохим поступком не оказать помощь нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание

Такого человека называли бессердечным.

Воспитатель: -Если человек милосердный, то он должен быть каким? (добрым, ласковым, честным, правдивым, заботливым, щедрым, терпеливым.
Воспитатель: -К кому нужно проявлять милосердие? (к растениям, животным, игрушкам, старшим и старым, друг к другу).

Появилось солнышко.

Воспитатель: - Как сделать так, чтобы добро на земле умножалось?

Дети: Самому совершать добрые поступки.

Воспитатель: - Что такое милосердие?

Милосердие – это помощь слабым, больным и старым.

Посмотрите вокруг. Это уже не пустыня, своими добрыми поступками вы совершили чудо.

Дети рассказывают: -Растут деревья, цветут растения,

Воспитатель: А, чтобы и вам досталась частичка тепла от пустыни, давайте раскрасим эти цветочки и подарим друг другу. Пусть в вашем сердце всегда живет добро и милосердие. Если пожелаете , то можно пустыню оживить вашими цветами.

Читайте также: