Конспект что такое карта

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Создание условий для закрепления знаний о карте и масштабе.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Систематизировать знания о карте и масштабе.

Уметь читать масштаб.

Закрепить представление о величинах (см, м, км, кг, г, т).

Совершенствовать умение решать текстовые задачи.

Организовать деятельность по работе с единицами масштаба.

Развивать умение применять алгоритм перевода одной величины в другую.

Формировать представление о масштабе и карте в окружающем мире.

Высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную и индивидуальную деятельность.

Планируемые результаты:

Формировать умения структурировать знания.

Учить делать выводы и обобщения.

Применять алгоритм, действовать, согласно составленному плану.

Учить поиску и выделению необходимой информации.

Делать выводы на основе наблюдения и анализа информации.

Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

Развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Стимулировать к выражению своих мыслей.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах).

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Планировать свою работу.

Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Контролировать и оценивать учебные действия.

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: урок решения ключевых задач

Оборудование: дидактический материал собственного изготовления, раздаточный материал для групповой работы.

Источники информации:

Методические рекомендации программы,

наглядные пособия из свободных источников, дидактический материал.

Портрет Д.Д. Гедеонова – свободные источники

Описание этапов урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

I. Организационный

Вы держите в своих руках таблицу, в которой будете делать пометки. А в конце урока мы сверим результаты.

-визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

- проверяют наличие необходимых предметов на столе.

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II. Мотивация учебной деятельности

На столе передо мной

Закрутился шар земной

Арктика, экватор, полюс

Уместил все это ….

Что такое глобус?

Как называется геометрическая фигура, символизирующая модель Земли?

Как называется фигура, похожая на шар, но расположенная на плоскости?

Как называется круг, у которого есть центр?

Как вы думаете, можно ли глобус расположить на плоскости?

Как называется такое расположение?

Сформулируйте тему урока

Постановка учебной задачи

Узнать, что такое карта.

Закрепить умение читать масштаб

Совершенствовать навык решения задач

t1646141435aa.jpg

Р ассмотрите картинку. Этот прибор называется нивелир.

Верите ли вы, что нивелир используется для изготовления ювелирных украшений?

Работа в тетрадях

*графическая работа (математический диктант)

1. произведение 6 и 9

2. сколько минут в трех с половиной часах?

3. увеличьте 27 в 10 раз

4. 315 тонн выразите в центнерах.

5. масса двух вредных девочек 46 кг, определите массу одного вредного мальчика, если он легче одной девочки на 4 кг.

Отвечают на вопросы, анализируют, дают ответы. Формулируют тему и цель урока.

Глобус – это модель Земли.

Дают ответы, предполагают и аргументируют.

54, 210, 2700, 3150, 19.

Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике

Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

III . Актуализация знаний

Работа с учебником

Решить первую поставленную задачу урока нам поможет учебник. Откройте его на с. 64.

Работа в группах

Найдите определение карты.

Из чего состоит координатная сетка.

Как расположены стороны света.

Назовите масштаб карты и объясните, что он обозначает.

Первая задача урока решена?

Давайте приступим к решению второй задачи урока.

Здравствуйте, дорогие потомки! Меня зовут Дмитрий Данилович Гедеонов. Я русский ученый – геодезист из 19 века, создающий карты. В мое время создать точный план местности было очень сложно, и я задумался об изобретении мощного и высокоточного прибора, с помощью которого можно легко исследовать высоты и рельеф земной поверхности. Я долго изучал принципы работы сообщающихся сосудов, которые использовались в древнем Египте для построения сложных конструкций. В один осенний день мне удалось изобрести нечто подобное, но я использовал линзы. Имя моему изобретению – нивелир. С какой точностью он работал! Как быстро мне стали удаваться карты! А сегодня, в ваши дни, нивелир является необходимым инструментом не только для исследования рельефа, но и используется в строительстве и дизайне.

Карты можно разделить на группы по разным признакам, основными из которых являются: охват территории, масштаб, содержание. Неосновные признаки: назначение, объект, метод фиксации изображения.

Различие карт по охвату территории:

  1. мировые и карты полушарий ( карты, на которых изображена вся земная поверхность целиком: мировая карта или карта Западного и Восточного полушарий);
  2. карты материков и океанов (карты, изображающие, как правило, более крупные части земной поверхности);
  3. государств и их частей .

Различие карт по масштабу:

План местности. Географическая карта

При создании карты производится строгий отбор того, что на ней будет изображено и написано. Этот отбор называется картографической генерализацией . Как правило, чем мельче масштаб карты, тем меньше на ней показано объектов, т. е. тем строже ее генерализация. Важную роль в картографической генерализации играет назначение карты и ее тематика.

Различие карт по содержанию.

В зависимости от содержания все карты подразделяют на общегеографические и тематические .

Общегеографические карты отображают примерно с одинаковой подробностью основные элементы местности: рельеф, реки, озера, растительность, населенные пункты, дороги, границы и т. п. К общегеографическим картам относят, например, топографические карты, на которых территории показаны с большой подробностью.

На тематических картах, наоборот, изображают один или два компонента природы, хозяйства, населения, например рельеф и воды, климат, почвы. На общегеографической карте эти компоненты или отсутствуют, или недостаточно полно отражены. Содержание тематических карт определяется темой, которой они посвящены. Например, на почвенной карте показано размещение типов почв. на климатической карте — распределение температур, осадков, направления ветров. Остальные элементы этих карт (крупные города, реки и др.) служат только фоном и необходимы в качестве ориентиров.

Иногда на тематических картах показывают не один или два, а несколько разных, но взаимосвязанных компонентов или явлений. Тогда их называют комплексными картами .

Различия карт по другим признакам (неосновным)

По назначению: справочные, учебные, туристские, сельскохозяйственные и др. По объекту: материковые, морские, астрономиче­ские, планетарные. По методу фиксации изображения: наземные, аэро­космические, подводные.

План местности

План местности – чертеж местности, выполненный в условных знаках и в крупном масштабе (1:5000 и крупнее).

Построение планов осуществляется в ходе глазомерной, инструментальной или комбинированной съемок непосредственно на местности или на основе расшифровывания аэрофотоснимков. Планы отражают небольшую по площади территорию (несколько километров), и поэтому при их построении кривизна земной поверхности не учитывается. К элементам плана относят условные знаки, определение направлений, масштаб.

Отличие плана от карты :

на планах изображаются небольшие участки местности, поэтому они строятся в крупных масштабах (например, в 1 см – 5 м). Карты показывают значительно большие территории, их масштаб мельче;
план изображает местность подробно, сохраняя точные очертания изображаемых объектов, но только в уменьшенном виде. Крупный масштаб плана позволяет отразить на нем практически все объекты, находящиеся на местности. На карту, имеющую более мелкий масштаб, все объекты нанести не удается, поэтому при создании карт производится генерализация объектов. Точные очертания всех объектов на карте также показать нельзя, поэтому они искажаются в той или иной мере. Многие объекты на карте, в отличие от плана, изображаются внемасштабными условными знаками;
при построении плана кривизна земной поверхности не учитывается, т. к. изображается небольшой участок местности. При построении карты она учитывается всегда. Карты строят в определенных картографических проекциях;
на планах нет градусной сети. На карту обязательно наносят параллели и меридианы;
на плане направление на север считается направлением вверх, направление на юг – вниз, на запад – влево, на восток – вправо (иногда на плане направление север – юг показано стрелкой, которая не совпадает с направлением вверх – вниз). На картах направление север – юг определяется по меридианам, запад – восток – по параллелям.

Способы картографирования, применяемые для отображения явлений на тематических картах:

качественного фона. Площадные знаки на тематических картах нередко применяют для выделения территорий по каким-либо признакам. Качественно различные территории, закрашивают разными цветами, разной штриховкой;

ареалов (область распространения какого-либо явления). Соответствующие ареалы ограничивают на карте замкнутыми линиями, выделяют штриховкой или закраской, отмечают надписями или отдельными буквами, покрывают контурными значками или обозначают рисунками;

точечный. Особенности размещения объектов, имеющих повсеместное или ограниченное распространение с разной густотой, можно отобразить на карте расстановкой точек. Там, где отображаемые объекты имеют большую концентрацию, точки сгущают, а в противных случаях — разрежают. Величину показателя, который соответствует на карте одной точке, называют весом. При резких различиях в концентрациях объектов нередко используют точки двух и более размеров, каждый из которых определяется соответствующим весом;


значков. Внемасштабные условные знаки, или, как их обычно называют, значки, по своему внешнему виду весьма разнообразны — от простого кружка или квадратика до замысловатых рисунков;

линейных знаков. Применяют на картах для отображения явлений и объектов, приуроченных в натуре к определенным линиям;

знаков движения. Линиями обозначают пути экспедиций, направления ветров, течений, грузопотоков, боевые действия войск и т. п. Это полосы или стрелки разной формы и цвета, показывающие направление и осевые линии движения, его характер и интенсивность;

локализованных диаграмм. Способ изображения периодических явлений (величины повторяемости годового и суточного хода температуры, осадков, приливов, направления и силы ветра, ветрового волнения, скорости течений и др.) путём помещения на карте диаграмм, отнесённых к определённым пунктам;

картодиаграммы, картограммы. Этими способами наглядно отображают различные соотношения тех или иных показателей. Здесь обязательно должны быть очерчены границы районов, в пределах которых и указывают величины того или иного явления. В каждом отдельном случае в зависимости от количественных показателей картографы разрабатывают специальную шкалу, с помощью которой данный фактор отображается наиболее наглядно.

Свойства карты:

  1. Обзорность и наглядность.
  2. Пространственное временное подобие картографического изображения и его реального образа.
  3. Содержательное соответствие.
  4. Абстрактность.
  5. Избирательность.
  6. Синтетичность (обеспечивает целостность автономных процессов).
  7. Метричность.
  8. Однозначность (связь между координатами и местностью опред. форм).
  9. Непрерывность.
  10. Логичность.

Все многообразие географических карт можно систематизировать по различным признакам.


Выделяют также рельефные карты (объёмное трёхмерное изображение местности), фотокарты (совмещающие карты с фотопланами), блок-диаграммы (где изображение поверхности соединено с продольными и поперечными вертикальными разрезами), атласы (систематические собрания карт, выполненных по общей программе, как единое целостное произведение).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Республиканский физико-математический лицей-интернат

Отараева Ирма Игоревна

Стаж- 23 года

Первая категория

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: карточки к игре, географическая карта России, карточки с дополнительным материалом.

Цели и задачи урока:

Образовательные : научить учащихся различать виды карт;читать физическую карту (различные цвета);уметь показывать границы России; стороны горизонта.

Познавательные - ориентироваться в учебнике,справочной литературе и других источниках, добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные - умение слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Личностные - способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; развитие способностей к творческому мышлению; учебная мотивация, ориентация на понимание причин успеха;

Регулятивные - умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем,принимать и сохранять учебную задачу, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность.

1.Умывает красно солнышко

Руки тёплые в росе

И Россия, как Алёнушка,

Предстаёт во всей красе.

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила:

Синих рек рукава,

В небе синь-синева,

И светла от берёз Россия.

- О чем эта песня? (О Родине) Как называется наша Родина (Россия)

-Да, о нашей Родине, великой и могучей.

« У нее коса пшеничная

И поляны земляничные

-Случайно ли я ее включила? ( Мы сегодня будем говорить о Родине)

2. Отгадайте загадку:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Карта –это плоское изображение поверхности нашей Земли.

На доске слова:РОССИЯ, РОДИНА, КАРТА.

-Чтобы объединить эти слова, надо выполнить задания.

Актуализация знаний. (К.,П.,Р.)

-У каждой группы на столе карточки определенного цвета. Вы должны прочитать слова, обсудить и ответить, что их объединяет. Минута на размышление.

-Кто отвечает? (уч-ся из каждой группы зачитывают и говорят, что их объединяет)

2 и 3 группы -по аналогии.

-Почему они записаны с заглавной буквы? (имена собственные)

Постановка целей и задач урока. (К., П., Р.)

-Когда я бываю на море, я могу видеть только море, когда я в горах, я вижу перед собой только горы.

-А как вы думаете, можно сразу увидеть и города, и моря, и океаны? И даже горы?

А где это можно увидеть все сразу? (на карте)

-Да, ребята! Вот мы и подошли к теме нашего урока. Карта. Наша Родина на карте.

-Карта- это удивительная вещь. Ёе можно изучать часами, открывать для себя все новое и не уставать. Сегодня мы сделаем первый шаг в этот удивительный мир…(слайд)

-Выберите из предложенных задач, которые вы бы хотели решить.

Значит, вы должны решить на уроки все эти задачи. И раз у вас есть желание узнать так много нового, приступим к работе. А в конце урока мы посмотрим, все ли у нас получилось.

Изучение нового материала (П., Р.)

-Сегодня наши ребята, это не только ваши одноклассники, но и эксперты.

-Кто такой эксперт? (это человек, обладающий специальными знаниями, специалист в какой либо области)

-Правильно,и сегодня наши эксперты поделятся с вами информацией, которой они владеют и помогут вам ответить на все вопросы.

Ваша задача: выслушать весь материал, запомнить информацию и как можно точнее ответить на контрольные вопросы. Будьте внимательны.

-Тогда приступим к работе.

Различные карты (1 Эксперт)

Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно уменьшены. Поэтому учёные придумали другой способ изображения земной поверхности, уже на плоскости - карты.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Об условных знаках вам расскажет другой эксперт, а мы поговорим о картах.

Карты бывают разными.

Есть физические карты, на них изображены моря, реки, озёра, горы, города т.д.

А бывают политические карты, на них показаны разные государства, каждое имеет свой цвет (ученики рассматривают карту и находят Россию). Россия- самое большое по площади государство.

Геологические карты – показывают месторождение полезных ископаемых (уголь, гранит, золото и т.д.).

Карты растительного и животного мира- на них показано где какие животные обитают и где растут разные растения.

-А теперь я проверю, что вы поняли, что запомнили. У вас на столе виды карт. -----Найдите и покажите физическую карту.

-Карту животного и растительного мира.

Ребята, у всех групп одинаковые карты? Молодцы!

Условные обозначения (2 Эксперт)

Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи.

Надо понимать и особый язык картыусловные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

Разберёмся, что обозначают на карте различные цвета.

Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным, жёлтым коричневым – суша.

Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым - горы.(показывает равнины)

Вы заметили, что равнины обозначаются разным цветом. Дело в том, что на равнинах есть низкие места – низменности (зелёный цвет) и более высокие возвышенности (жёлтый цвет).

На карте есть и другие значки , они находятся в левом нижнем углу карты.мы с ними познакомимся на следующих уроках.

-А теперь проверим ваши знания.

- Что обозначают на карте синим цветом? (моря, реки, океаны, реки)

- Каким цветом изображают горы? (коричневым)

-Что обозначают зеленым цветом?

Значит, что надо знать, чтобы прочесть карту?

- Язык карты, это условные обозначения.

-Читать карту, это знать условные обозначения.

Физминутка

Путешествие по родной стране (3 Эксперт)

Как показывать объекты на настенной карте

Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.

Показывай только указкой.

Показывай не надпись, а сам объект.

Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.

Путешествие по родной стране

(у каждого ребёнка перед глазами лежит карта)

Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад.

Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа (рассказчик показывает на карте, остальные учащиеся находят на своих картах ).

Нашу страну с севера омывают Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское.

С востока: Берингово море, Охотское море, Японское море.

На юге страны находятся: Чёрное море, Каспийское море.

А на западе: Балтийское море.

-Найдите и положите перед собой физическую карту России. У каждой группы будет свое задание.

1 группа- назовите моря, которые омывают нашу страну с севера.(Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское ).

2 группа - назовите моря, которые омывают нашу страну с юга.(Чёрное море, Каспийское море).

3 группа- назовите моря, которые омывают нашу страну с востока. (Берингово море, Охотское море).

4 группа- назовите моря, которые омывают нашу страну на западе. (Балтийское море)

- Я вижу, вы все хорошо запомнили и разобрались в информации.

Обобщение о нашей Родине(показываю на карте)

-Велика и прекрасна наша страна-Россия. Столица нашей страны - Москва. Когда солнце восходит на востоке нашей огромной страны, то на западе глубокая ночь, а когда на западе день, на востоке глубокая ночь. На севере нашей страны вечные льды и живут белые медведи, тюлени, а на юге пустыни, жара, и живут верблюды.

-Ребята, где легче навести порядок, в классе или во всей школе?

-А где легче следить за дисциплиной, в классе или во всей школе?

Вот так и в нашей стране есть президент, которому порой трудно следить за порядком в нашей огромной стране, и каждый из нас должен ему в этом помогать. Своей учебой, своим поведением, своей работой . Потому что это наша Родина.

- Красной линией на карте обозначена граница нашего великого государства, которую никому и никогда нельзя нарушать. (ПОКАЗЫВАЮ ГРАНИЦУ РОССИИ НА КАРТЕ)

И сейчас вы на своих картах проведете эту границу и запомните: ее никогда и никому нельзя нарушать!

Конечно же, она будет красного цвета. А затем на всей территории написать название нашей страны – Россия. И отметить стороны горизонта.

Итог групповой работы.

А теперь посмотрите - это ваша первая карта. На ней ваша Родина. Вы ее любите? Вы готовы ее защищать? (да)

-Мы сможем добавлять туда города, моря, реки, горы, материки, когда научимся это делать.

VI .Рефлексия. (П., Л.)

Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?

Как вы считаете, мы решили эти задачи?

- Значит, у нас урок получился?

Мне очень понравились выступления экспертов. Молодцы, вы будете мне помогать и в дальнейшем. Надеюсь, каждый из вас побывает в этой роли. Мне очень понравилось, как слаженно и дружно работаете в команде.

Возьмите листы самооценки, напишите фамилию и отметьте + то, что вам уже понятно, то, что вы сможете объяснить и показать.

-То, что у вас пока вызывает затруднение или вы просто не поняли - поставьте минус и на следующем уроке я объясню ещё раз.

Домашнее задание: с. 90-95, а те, кто захочет, может уже начать заполнять свою карту: отметить столицу нашего государства, найти и написать название морей, которые омывают границы нашей Родины. И на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Географическая карта и план местности"

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое географическая карта, какие бывают виды карт, что такое план местности и в чём его назначение, разберётесь, в чём отличия карты от плана. Приступим.

Что такое географическая карта?

Географическая карта - это изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.

Историческая справка. Первая географическая карта появилась ещё в Древней Греции.


Автором её был древнегреческий философ - Анаксимандр Милетский. Он нарисовал карту в форме круга. В центре него находилась Греция. Её окружали известные в то время части света: Европа и Азия. По краям карты располагался океан.

Первое, что мы видим, глядя на карту, - уменьшенную территорию. Делается это при помощи масштаба. Он-то и показывает, во сколько раз на карте уменьшены размеры объектов по сравнению с их натуральной величиной. Масштаб выбирается исходя из размера территории. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность.

По масштабу географические карты делят:

на крупномасштабные, построенные в масштабе 1: 200 000 и крупнее (в 1 см 2 км и крупнее);

среднемасштабные, построенные в масштабе мельче (чем в 1 см 2 км до в 1 см 10 км включительно) 1: 200 000 до 1: 1 000 000 включительно;

мелкомасштабные, построенные в масштабе мельче 1: 1 000 000 (чем в 1 см 10 км).

Вы помните, что Земля имеет шарообразную форму, т. е. поверхность её является выпуклой.


Как же на бумаге можно отобразить круглую Землю?

Для переноса выпуклой поверхности на плоскость используют картографические проекции.

Перейдём к этапам создания той или иной проекции.

Вначале путём проектирования на вспомогательную поверхность переносят линии меридианов и параллелей, совокупность которых составляет картографическую сетку. Затем на ней строят картографическое изображение. Вид проекций подбирается исходя из размера изображаемой территории и цели картирования.

Глобус оборачиваем бумажным цилиндром так, чтобы он касался линии экватора и проектируем на внутреннюю поверхность цилиндра градусную сеть. Развернув цилиндр, мы увидим, что меридианы и параллели образуют сеть прямоугольников. Такая проекция удобна для изображения поверхности всего земного шара, но при этом появляются большие искажения. Все параллели цилиндрической поверхности равны по длине, на глобусе их длина уменьшается к полюсам. Меридианы также равны между собой, но имеют вид прямых параллельных линий, а на глобусе они сходятся у полюсов.

Бумажный конус надеваем на глобус так, чтобы его ось совпадала с осью глобуса и проектируем на внутреннюю поверхность конуса градусную сеть. Развернув конус, мы увидим, что меридианы имеют вид прямых линий, лучеобразно расходящихся из одного центра, а параллели - вид конических дуг, имеющих общий центр в точке пересечения меридианов. Углы и площади на таких картах искажаются незначительно. В конической проекции обычно создаются карты отдельных материков и отдельных государств.


Градусную сеть глобуса проецируем на две плоскости, касающиеся глобуса в противоположных точках экватора, и получаем карту полушарий. В такой проекции параллели изображаются концентрическими окружностями, а меридианы – их радиусами, углы между которыми равны соответствующим разностям долгот. Азимутальные проекции применяются для карт полярных стран, для Арктики и Антарктиды.

Ещё один немаловажный момент: поверхность Земли неровная (из-за рельефа). Чтобы показать это на карте, используют специальные отметки высот областей материков и глубин морей и океанов. Кроме того, разные высоты и глубины обозначают разными оттенками цвета.

Методы масштабирования и картографических проекций используют математические расчёты, поэтому-то карту и называют математической моделью земной поверхности.

Объекты и явления на географической карте изображают при помощи системы условных знаков. Легенда карты - это условные знаки с пояснением, размещённые на листе бумаги. Для каждой группы изображаемых явлений и объектов используется свой набор условных знаков. Условные знаки – система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и их характеристик.


Они делятся на три группы: точечные, линейные и площадные. Площадные и линейные знаки обычно масштабные. Пример площадного знака - природные зоны. И это понятно, ведь очень важно показать, какой процент территории приходится на ту или иную природную зону. Линейными условными знаками, которые передают в масштабе длину и не отражают ширину объекта, изображают реки. Населённые пункты или горные вершины нанесены на карту точечными знаками, которые являются внемасштабными.

Перейдём к вопросу классификации географических карт.

По обхвату территории различают карты мира, полушарий, материков и их крупных частей, океанов и морей, государств, областей, районов.

По содержанию географические карты делятся на два вида: общегеографические и тематические. Общегеографические карты изображают рельеф территорий, климат, политическое деление, растительно-почвенный покров.

Тематические карты показывают динамику и взаимосвязи населения, экономики, природных явлений. Среди них различают физико-географические карты (геологические, климатические, почвенные) и социально-экономические карты (политические, политико-административные, карты населения, экономические и др.)

По назначению выделяют карты многоцелевого назначения (топографические карты), научно-справочные, учебные, туристические, навигационные, военные и другие.

Разные карты объединяют в атласы.

Разрабатывая ту или иную географическую карту, невозможно на ней отобразить все объекты. Поэтому на картах изображают только главные, самые важные объекты, то есть проводят генерализацию.

Давайте разберёмся, что же такое план местности.

План местности — чертёж небольшого (порядка 0,5 км) участка местности в крупном масштабе с помощью условных знаков. Он напоминает вид сверху и похож на аэрофотоснимок, но объекты местности показаны условными знаками и сопровождаются надписями. Рельеф на планах изображается горизонталями. Это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой высотой.


Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко. Маленькие чёрточки, проведённые перпендикулярно к горизонталям (бергштрихи), показывают, в каком направлении склон понижается.

Из-за небольших размеров изображаемой территории на плане нет необходимости учитывать кривизну земной поверхности. Чем меньше территории, тем меньше искажения, поэтому их можно не учитывать и, следовательно, не отображать.

Чтобы работать с планом местности, нужно уметь его читать, т. е. знать, что обозначают условные знаки. Их много, и они похожи на сами объекты. Выделяют площадные, внемасштабные и линейные условные знаки.

Площадные условные знаки отображают объекты местности, которые занимают определённую площадь. Например, лес, фруктовый сад, пашня.

Внемасштабные условные знаки – это знаки, которые отображают одиночный объект местности, который на плане нельзя отобразить в масштабе. Например, отдельно стоящее озеро, родник, овраг.

Линейные условные знаки отображают те объекты местности, которые имеют вид линий. Например, дорога, река, просека. Для простоты вид условных знаков схож с теми объектами, которые они отображают, к тому же каждому условному знаку соответствует определённый цвет. Например, лес отображают зелёным цветом, а водоёмы и реки – голубым.

Обратите внимание на то, что все условные знаки на плане местности изображаются равными по размерам, высоте, форме и цвету.

На плане объекты местности невозможно показать в натуральную величину, так как они попросту не вместятся на лист бумаги.

При составлении плана местности обязательно используется масштаб. В этом, а также в использовании условных обозначений заключается сходство плана и географической карты. План так же, как и карта, сориентирован по сторонам горизонта. Однако стороны горизонта на карте и плане обозначаются по-разному: на карте для этой цели служит сеть параллелей и меридианов, а на плане направление сторон горизонта указывают стрелкой. Если на географической карте северное направление всегда вверху листа, то расположение изображения участка местности на плане может быть произвольным (т. е. северное направление не привязано к верху плана). Масштаб плана и карты всегда различается. На плане изображают небольшие по площади территории, поэтому его масштаб всегда крупный, что позволяет более точно, в мелких деталях, изобразить местность. Из этой особенности плана вытекает различие в наборе условных знаков на плане и карте.


Те объекты, которые с помощью условных знаков изображают на плане местности (здание, дерево, колодец, камень), не могут быть изображены на карте в силу своих размеров и обозначаются на ней уже другими условными знаками. Например, река на карте - линейный знак (голубая линия), на плане участок реки изображён площадным знаком (учитывается здесь и длина реки, и её ширина).

Причины всех указанных отличий в том, что карта и план, выполняя одну и ту же функцию, служат разным целям. Назначение плана местности — отобразить точное взаиморасположение всех объектов в пределах территории.

Важно уметь пользоваться планом местности. Так, например, находясь в незнакомом городе, но имея его план, можно найти нужную вам улицу или дом, магазин, музей и сквер. Строители, пользуясь планом местности, решают, где лучше проложить новую дорогу, построить новые дома, а где этого делать не нужно.


Подведём итоги урока.

Основные различия плана местности и географической карты мы представим в виде таблицы. Из неё вы видите, что:

План - точнее карты.

При составлении плана используют более крупный масштаб.

План охватывает меньшие по площади территории.

На плане, в отличие от карты, не учитывается кривизна земной поверхности.

На плане направление сторон горизонта указывают стрелкой, на карте они обозначены градусной сетью.

Читайте также: