Конспект бурятский национальный костюм

Обновлено: 16.05.2024

- дифференцировать восприятие предметов по цвету, форме, величине, материалу, качеству.

Звучит бурятская мелодия (Приложение 1).

Учитель (в национальном бурятском костюме): Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки. Молодцы! Подарите улыбки друг другу, подарите улыбки мне, передайте взглядом друг другу чуточку тепла. Спасибо, молодцы!

- Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: О Бурятии и о бурятских национальных костюмах.

Учитель: Почему вы так подумали?

Учитель: Молодцы! А вот и тема нашего сегодняшнего урока - показ презентации. (Приложение 2). Дети читают.

2. Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики (показ слайдов). Учитель комментирует. (Приложение 3, находится у автора).

3. Сейчас мы внимательно рассмотрим костюмы. Обратите внимание на головной убор бурят, он называется – малгай, как он украшен. Верхняя одежда называется – дэгэл. Обувь у бурят называется гутул.

На доске написаны новые для детей слова: малгай, дэгэл, гутул. Дети вместе с учителем читают.

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах, не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете?

Дети придумывают имена.


В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей. Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах. Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов). Теперь вы почти готовы. Осталось приготовиться к работе. Подготовим к работе наши руки: сделаем гимнастику для рук: “море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, палочки в руки возьми и рисовать ты начни…” (дети, сомкнув руки в замок и подняв локти, выполняют движения, имитирующие волны). Затем берут в руки ватные палочки.

4. Посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли готово к работе. У вас на парте: ватные палочки. Как мы пользуемся ими вместо кисточки?

Дальше проверяем краски, вода, салфетки. Для чего нам нужна салфетка? Давайте разделим наш класс на две команды, первая команда будет украшать мужской костюм, а вторая – женский. У вас на партах элементы костюмов. Учитель уточняет, у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.

5. Пока работают дети, звучит бурятская мелодия. (Приложение 4)




6. По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят раскрашенные детали костюмов.




Опрос детей: чей элемент костюма получился аккуратнее, красивее. Оценивание.

Сюрпризный момент: входит мужчина в бурятском национальном костюме, произносит благопожелание на бурятском языке и исполняет вместе с гостями и детьми гимн Бурятии (Приложение 5, 6, находится у автора).

Воспи­тывать интерес к быту бурятского народа, уважение к людям неза­висимо от их национальной принадлежности.

ВложениеРазмер
buryatskaya_natsionalnaya_odezhda.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию Республики Бурятия

Учитель бурятского языка

Закрепить знания детей о женской и мужской одежде бурят прослеживая отражение религиозно-магических и эстетических представлений, традиций, образа жизни бурятского народа. Воспитывать интерес к быту бурятского народа, уважение к людям независимо от их национальной принадлежности.

Коррекциоиная работа: индивидуальное закрепление названий элементов бурятской одежды с детьми, плохо усваивающими материал.

Активизация словаря: дэгэл, тэрлиг, гуталы, кисет, огниво

- Ребята, на прошлом занятии к нам приходил веселый Будамшу и показал нам бурятскую одежду. Давайте пригласим Будамшу к нам на занятие и сегодня.

- Ребята, бурятская одежда отличается от русской? А как вы думаете, почему?

Потому что у каждого народа есть свой костюм. А еще, ребята, бурятский костюм приспособлен к тому, чтобы ездить верхом на лошади, ведь буряты пасли скот в холодной степи. И, кроме того, у бурят есть свои обычаи, свои традиции.

Будамшу: Ребята, буряты одеваются не в такой последовательности, как русские. Сначала они одевают гутал, затем дэгэл или тэрлиг (в Зависимости от времени года), застегиваются с нижней пуговицы, завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают малгай. Это для того, чтобы жизнь была долгой-долгой. Правда, интересный обычай?

Учитель: Будамшу, давай пригласим Эржену и Баира, и нарядим их. И, конечно, по бурятскому обычаю начнем с гуталов. Воспитатель одевает на кукол гуталы.

Будамшу. Ребята, как вы думаете, для чего у гуталов носок поднят кверху?

Дети: чтобы не запнуться.

Учитель: Ребята, какую одежду мы наденем на Эржену и Баира? Следующей? (дэгэлы).

Будамшу: Посмотрите, какой глубокий запах и воротник-стойка у дэгэлов. Для чего это? (чтобы было теплее).

Учитель : Правильно, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот, этим занимаются и мужчины, и женщины.

Будамшу: Посмотрите, наверху пришито целых 3 пуговицы и какие они красивые! Пуговицы бывают золотые или серебряные. Буряты считают, что верхние пуговицы приносят прибыль. А вот средние пуговицы символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек. Нижние пуговицы -это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот - это главное богатство бурята.

Вы, ребята, запомнили, что обозначают пуговицы на бурятском дэгэле? Сейчас я проверю.

Будамшу задает вопросы и за правильный ответ поощряет детей кружочками.

Молодцы, ребята, внимательно меня слушали.

Учитель: Будамшу, какой предмет одежды будет следующим?

Будамшу: Пояс! Он бывает очень-очень длинным . Дети встают парами, берутся за руки и показывают, какой длины бывают пояса. Затем снова усаживаются на свои места Воспитатель надевает пояса куклам.

Будамшу: Сейчас, ребята, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы, побратимских отношений менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу. А вот девушки, когда выходили замуж, пояса уже не носили.

Учитель: Будамшу, а для чего нужен пояс буряту?

Будамшу: А вот об этом могут сказать сами дети.

Дети: чтобы было тепло. На дэгэлах не было карманов и буряты носили все необходимое за пазухой (пиалу, огниво, кисет).

Будамшу за правильный ответ дает детям кружочки и спрашивает: а что надевают буряты в последнюю очередь?

Будамшу: Я вам рассказывал, что значит шапка для бурята. Ну-ка, из чего она состоит?

Дети: из круглого красного навершия, это дэнзэ. Красные нити — это солнечные лучи. Сверху шапка голубая, как небо. А внизу ободок черный, как земля.

Будамшу: Ребята, головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.

Игра с волшебным сундучком: ребенок вынимает что-либо из одежды и рассказывает об обычае, связанном с этим предметом. Дети получают за правильный ответ кружок. У кого в конце занятия оказывается больше кружков, тот становится ведущим в игре после занятия.

Воспитатель: Спирина Е. Ю.

расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение;

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи: развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

для воспитателя: компьютерные презентации о костюме;

для учащихся: шаблоны орнамента.

-головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм.

Звучит бурятская мелодия

Ход НОД:

Воспитатель (в национальном бурятском костюме) :

- Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О Бурятии и о бурятских национальных костюмах.

Воспитатель: Почему вы так подумали?

Ответы детей.

Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.

В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей, где нарисован Бурятский народный костюм.

(Дети под тихую музыку рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей, а затем художников).

На этой выставке вы видите работы детей, где они рисуют Бурятский народный костюм.

Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

- Дети, вам понравилась выставка?

- Какие картины понравились больше всего?

- Есть ли на выставке произведения художников Бурятии?

- А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?

Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.

Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал).

Ребята, а вы знаете, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах. Им обменивались в знак установления дружеских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.

Традиционными мужскими атрибутами являются нож, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма.

Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм. Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.

Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.

Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи, отделкой из тонкого сукна или плиса.

- Какие предметы бурятского костюма вам понравились?

- Чтобы вы хотели добавить к нему?

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах, не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей. Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах. Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов).

-А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.

Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.

Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.

Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.

Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.

Зелёный – люди отдыхают после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей.

У вас на столах элементы костюмов, у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.

-Пока работают дети, звучит бурятская мелодия

По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят детали костюмов.

Сейчас я хочу с вами вместе вспомнить Гимн Бурятии.

А сейчас, давайте подарим голубые облака и яркие солнышки.

Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.

Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки РБ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Творческий проект

hello_html_210bc993.jpg

Автор проекта: Халтанова Дудария,

ученица 10 класса II вида.

Шуханова Марианна Александровна, учитель русского языка и литературы

и Цыдыпова Надежда Николаевна,

Информация о проекте

Тип проекта: творческий

Вид проекта: защита творческого проекта.

Актуальность проекта: Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нём отражаются его культура, эстетика, гордость и дух.

Цель проекта: Приобщиться к изучению бурятской культуры, собрать материал о национальной одежде бурят, узнать об особенностях её изготовления и сшить бурятский женский костюм.

Изучить имеющиеся источники по культуре бурятского народа;

Собрать материал о бурятской национальной одежде и её особенностях, об украшениях, орнаментах и узорах;

Посетить этнографический музей, музей истории Бурятии;

Проанализировать покрой, особенности изготовления одежды;

Сшить бурятский национальный костюм и представить его как продукт своей деятельности.

Структура проекта

Проект состоит из трёх этапов:

Подготовительный этап.

Сбор информации по культуре бурятского народа . Посещение этнографического музея народов Забайкалья и музея истории Бурятии.

Разработка проекта.

Подробное изучение материала о бурятской национальной одежде, её особенностях и об украшениях;

Основной этап.

Сшить бурятский национальный костюм и представить его как продукт своей деятельности.

Сроки реализации проекта: 5 декабря – 25 февраля.

Замысел проекта:

Разрабатывался по совместной инициативе Халтановой Д. ученицы 10 класса II вида, Шухановой М.А., учителя русского языка и литературы и Цыдыповой Н.Н., учителя технологии;

В наши дни, когда интерес обращён к подлинной национальной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа, я решила заняться изучением бурятского костюма. Ещё с детства помню как бабушка говорила мне, что каждый элемент бурятского платья, орнамент, украшения, даже цвет имели своё значение.

Актуальность взятой темы востребована на уроках технологии по швейному делу, т.к. мы изготавливаем костюмы бурятской национальной одежды для школьной художественной самодеятельности. Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нём отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.

Традиционная мужская одежда

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шёлка, бархата.

На вороте пришивали от одной до трёх серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстёгивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы.

Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нём элементы территориальных и родовых различий. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

Верхняя одежда была прямоспинной. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Одежда хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться.

Мужские украшения: нож и огниво (хутага, хэтэ) – чаще всего они встречаются в паре – обязательно входили в экипировку мужчины - охотника и воина, защитника семьи и рода от всяких напастей. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.

Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической.

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье.

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в её костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Летнее платье замужней женщины, девушки несколько отличались по крою, но в целом – это прямое платье из простой или шелковой ткани на кокетке, с длинным рукавом и с обшлагом у кисти руки. Воротник – стойка с закругленными углами, с запахом направо или простым круглым вырезом и столбиком-застежкой по кокетке.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобла-дают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-жёлтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Древнейшая магическая функция безрукавки - охранная: оберег молочных желез и позвоночника - столпа, на которой строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода.

Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят её в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери.

Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощённостью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и тёмных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка как дополнение костюма сохранялась.

Надо сказать, что бурятские женщины очень любили украшать себя и свою одежду. Они использовали старинные монеты для подвесок на шапочке, чередуя их с кораллами и другими украшениями, опуская тяжелые нити до самого пояса. Вместо пояса мог быть чеканный ремень с металлическими подвесками вокруг талии.

Головные украшения: даруулга или коралловый венок. Основа в виде берестяного обруча, слегка расширяющаяся по верхнему краю, чаще всего тёмно-синего цвета. На неё нашиваются в три ряда полудрагоценные камни – кораллы, янтарь, лазурит.

Височно-нагрудные украшения: подвески, которые пришиваются к головным уборам в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо, шею и грудь с обеих сторон. Круглые орнаментированные бляхи, от которых тянулись несколько коралловых бус, концы завершались мелкими монетами.

Монеты оправлялись в золото или серебро; иногда монеты перемежа-лись с коралловыми бусами. Общее количество и стоимость тех и других определяло степень богатства и родовитости владельца костюма или украшения.

Как мужчины, так и женщины носили на руках кольца(бэhэлиг). Кольцо- знак, имеющий свое символическое выражение у всех народов, во всех культурах. Кольцо- круг- диск Солнца, символ благоденствия, дающий богатство. На уровне эмблемы это знак бессмертия, вечности. Кольцо с камнем обеспечивало защиту в зависимости от свойств камня.

Женский головной убор — это шапка, сшитая из цветной материи, с выпушкой из меха бобра, выдры и др.

На ногах как женщины, так и мужчины носили унты, сшитые из кожи или сукна в сочетании с кожей, вышитые крестом или ёлочкой бурятским орнаментом с коротким голенищем; носок обычно был слегка загнут вверх, чтобы не поранить землю, каблуки отсутствовали.

Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застёгиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Бурятские орнаменты и узоры

Бурятские орнаменты и узоры имеют свои выразительные особенности и отражают верования народа, его жизненный уклад и даже особенности той природной среды, в которой жили многие поколения людей. Например, весьма популярны элементы, символизирующие явления природы (дождь, гроза, ветер, солнце, луна, звёзды, радуга) и божества-животные из бурятской мифологии. Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов.

Меандр - "алхан хээ" называют молоточным, т.к. по-бурятски "алха" - молоток. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т.к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.

Современные модельеры, художники - создатели гражданских и сценических костюмов исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый - декоративность. В развитии современного бурятского костюма мы видим извечную борьбу двух тенденций; с одной стороны - желание сохранить традиции глубокой древности, а с другой - стремление к новизне, ломающее традиционные формы.

Народный костюм — значительная область традиционной национальной культуры.

В костюме каждого народа отражаются его религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры.

Современные модельеры, художники - исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый - декоративность.

Вот и в моём представленном костюме, больше декоративности. Здесь я на уроке технологии за шитьем.

А здесь уже я в готовом костюме

Изучая этот материал, я узнала много нового и интересного. Мода на национальную бурятскую одежду не стоит на месте, а развивается, дополняется и совершенствуется.

ha руул бодолтой, Создайте жизнь свою,

ha йхан h анаатай, С ясной мыслью,

Сэсэн y гэтэй, Со светлым разумом,

Сэбэр сэдьхэлтэй, С красным словцом,

Наартай, зугаатай, С чистой душой!

Налгай жаргалтай, С играми, прибаутками,

Элбэг баян, С счастьем спокойным,

Эл yy р мэндэ, С богатством полным,

Энхэ амгалан С здоровьем трезвым,

Ажа h уухатнай болтогой! С чистым миром конечно!

Алайон Л. Традиционные национальные элементы одежды в современном костюме//Байкал,1972.- №6.- с. 154-157

Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ: Издательство "Улзы", 2001.- 142с.

Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ: 1987.

Герасимова К.Н., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят: Учебное пособие. -Улан-Удэ: Дэлиг, 2000. - 144 с.

Митиров А.Г. О цветовой семантике орнамента монгольских народов.// Этнография и фольклор монгольских народов. - Элиста, 1981.

Тугутов И. Е. Материальная культура бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1987 год - 70 с.

Классный час +ИЗО

МОЯ БУРЯТИЯ.
Я из Бурятии!
Славное место!
Горы и степи, рядом Восток,
Быстрые реки, тайга говорливая,
Жизни моей беспокойной исток.
Чудные песни Саян* несравненных,
Воды Аршана* * вкусны,
Грозные ветры Байкала могучего
Ждут приближенья весны.
Зимы здесь русские, а лето – восточное,
Осень строга и чиста.
Так лучезарны, тихи и загадочны
Мудрого Будды святые места.

-Что вы знаете о Бурятии?

- Чем интересна, необычна Бурятия? (ответы детей)

-Сегодня на классном часе будем говорить о бурятской национальной одежде. О том, как правильно буряты одевались в будни и на праздник.

- Чем отличается бурятская одежда?

Национальный костюм — значительная область традиционной культуры бурят. Традиционная одежда бурят была максимально приспособлена к особенностям ведения хозяйства в тяжелых климатических условиях Сибири. Бурятский национальный костюм – это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. (слайд№1)

-Бурятская одежда состоит из трех частей:
Шапка-малгай (учитель прикрепляет слова на доске)
Халат-дэгэл
Сапоги-гутал
(слайд№2,3,4,5,6)

Мужская и женская одежда бурят относительно мало различается. Нижняя одежда состоит из рубахи и штанов, верхняя представляет собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывается широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носят жилет-безрукавку, имеющую разрез спереди, которая шьётся на подкладке. Излюбленное украшение женщин - височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны.(слайд №7)

Женская одежда соответствовала возрасту, семейному положению. Например, девочки носили длинные тэрлиги или дэгэлэ и подпоясывались поясами. Лет в 15 в переходном возрасте менялась прическа у девочек, менялось и платье. Свадебный наряд дэгэлэй одевался поверх платья. Шили его из парчи или сукна.(Слайд№8)

Традиционная мужская одежда бурят была двух видов: дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была, как правило, прямоспинной. Зимняя одежда шилась из овчины и окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневныйдэгэл покрывался хлопчатобумажной тканью, а праздничный – шелком, бархатом и т.п. Дэгэл шили из голубой (синей) ткани, редко он был коричневого, темно-зеленого или бордового цветов. Обязательным элементом мужского халата был пояс.(слайд№9)

Соблюдали правила надевания халата-дэгэла: мужчины надевали с левого рукава, а женщины- с правого. Пуговицы начинали застегивать снизу вверх. Самая верхняя пуговица-символ прибыли, благодати.Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через неё, рвать на части.Пояс- это символ чести и достоинства мужчин.

* Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. От портного требовалось много знаний и умений – он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета… Целое искусство!(слайд№10)

* Обувь у бурят называется гутул.(слайд №11,12,13)

Обувь снимали последней, а одевали первее, чем шапка и дэгэл.

Обратите внимание на головной убор бурят, он называется – малгай, как он украшен.Слайд №14-18)

Очень бережно относились к головным уборам:
Шапку нельзя было бросать на землю;
Перешагивать через неё;
Нельзя надевать шапку с кривыми швами;
Никогда не дарили шапку на праздники, что означало пустоту, бедность;

- Что вам понравилось в бурятской одежде? ( она украшена орнаментом красивым)(Слайд№19,20)

- Что такое орнамент?

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Они предназначены для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление.

-Мы видим, что в каждом орнаменте обязательно повторяются одни и те же элементы. Их называют мотивы.(слайд№22)

-Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики.

-Хотелось бы отметить, что плоскость на которой можно располагать орнамент может быть совершенно разная: круг, квадрат, прямоугольник и так далее.

- Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

- Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.

-Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента.

Читайте также: