Конспект ботаника 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме " Основные отделы царства Растения". Урок обобщения знаний.

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение и обобщение знаний по теме

Систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека.

а) образовательная – систематизировать знания учащихся об отделах царства Растения и научить их распознавать представителей этих групп организмов.

б ) развивающая – развивать умения работать в группе, способности наблюдать, анализировать, делать выводы, быстро отвечать на вопросы, применяя полученные ранее знания.

в) воспитательная – воспитывать интерес к предмету биология и показать значимость любого организма в системе развития природы.

Тип урока: обобщение знаний

Технология урока: урок с использованием вербальных средств общения, критического мышления, информационно – коммуникационных технологий и элементов игры.

Предметные: формировать умение объяснять, как строение растений связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: орган, низшие и высшие растения, фотосинтез, размножение.

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные : Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; оценочные листы с заданиям, гербарные экземпляры растений разных отделов

1.Актуализация знаний учащихся.

Мы сейчас с вами знаем, что существует особая область биологических наук, которая помогает разобраться в многообразии растений и она называется…..( систематика).

Систематика делит растения на группы и вводит систематические единицы разделения? Какие ?( отдел, класс, порядок, семейство, род и вид.).

Задача урока. Сегодня на уроке мы с вами вспомним основные признаки представителей отделов царства Растения и определим черты усложнения организации растений в процессе их исторического развития.

- Итак, развитие жизни на Земле проходило от простого к сложному. На самой высокой ступени развития находятся Покрытосеменные растения.

- Назовите общие признаки растений.

- По какому принципу растения делятся на высшие и низшие?

- Где обитают растения?

- Назовите особую область биологии, которая помогает разобраться во всем многообразии растений.

Выполняем задание №1 в листах самооценки.

Какая единица систематики растений пропущена?

Какая единица систематики растений пропущена?

Вид-род-семейство-порядок- -отдел –царство

2. . Групповая работа.

(Самостоятельная работа учащихся по заданиям с гербарным материалом с дальнейшим обсуждением характеристики представителей разных отделов царства растений)

Задание. Среди гербарного материала выберите представителей отдела:

и дайте общую характеристику этого отдела

Выступление представителей групп 1-5.

(по мере рассказа учащихся - постепенный показ слайда 7-11 ).

Вывод: Развитие растений шло от низших к высшим. Покрытосеменные -наиболее высокоорганизованные представители царства растений. Они имеют цветок и плод. Семена развиваются внутри плода. Это наиболее многочисленная и разнообразная группа растений.

Слайд 13 . (по мере определения растения учащимися - постепенный показ слайда ).

1) Его стройные коричневые стебельки с коробочками покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна… ( Зелёный мох Кукушкин лён.)

2)Самые древние растения на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью….(Водоросли.)

3) Размеры их разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой. Сильно изрезанные листья называются вайями…( Папоротник.)

4) Хвоинки короткие, жёсткие, острые, 4-хгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. В таких лесах царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются…( Ель.)

5) Они имеют разнообразные корни, стебли, листья, цветки и плоды. Эти растения размножаются и расселяются семенами, но у них широко представлено и вегетативное размножение. ..( покрытосеменные)

Покрытосеменные растения – это…

1. Высшие растения.

3.Могут иметь ризоиды.

4.Семена развиваются внутри плода.

6.Для оплодотворения нужна вода.

7.Мужские шишки расположены выше женских.

8.Листья называются хвоинками.

9.Их называют ещё Цветковыми.

10.Приспособлены к самым различным условиям от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки.

11.Среди этих растений много культурных.

( показ слайда № 15 с ответом).

-: Ну а теперь нам предстоит вспомнить классы отдела Покрытосеменные.

- Сколько классов и какие нам известны?

- Назвать признаки растений, принадлежащих классу Однодольные?

- Назвать признаки растений, принадлежащих классу Двудольные?

Из предложенных трёх растений выбери лишнее. Аргументируй свой ответ.

( Лишнее растение подчеркнуть и указать класс)

  1. Лук, ячмень, ландыш.
  2. Чеснок, одуванчик, ромашка.
  3. Томат, картофель, тюльпан.
  4. Акация, клевер, лилия.
  5. Яблоня, вишня, рожь.
  6. Подсолнечник, пшеница, слива.
  7. Кукуруза, ячмень, шиповник.
  8. Груша, пшеница, рожь .
  9. Лук, горох, фасоль.
  10. Капуста, лук, чеснок

(Взаимопроверка: обучающиеся обмениваются листами самоконтроля и проверяют правильность выполнения задания друг у друга. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл в лист самооценки)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Наука о растениях

Вводный урок

1. Организационная часть (3 мин)

2. Вводная часть (18 мин)

В современной системе научных знаний биология определяется, как наука о живой природе.

Если вы посмотрите вокруг, то увидите огромное количество живых организмов: это деревья и трава, птицы и бабочки, рыбы и кошки. На деревьях можно увидеть мох, под деревьями — грибы. Если раскопать почву, можно найти тех, кто прячется от нас, – червей, личинок насекомых и очень много других живых организмов. Но все они такие разные. Именно поэтому биология делится на целый ряд наук. Это позволяет охватить все многообразие жизни и не запутаться в нем. В учебном курсе последующих пяти лет мы с вами познакомимся с несколькими из разделов биологии.

Запись на доске и в тетрадях.

Ни одна из этих наук не может быть вырвана из целостной системы. Ботаника – наука о растениях – не может стоять отдельно от зоологии – науки о животных . Чтобы у растения появились семена, должно произойти опыление (о котором мы поговорим позже), а этому во многих случаях помогают насекомые, перелетающие с цветка на цветок и переносящие на своих тельцах пыльцу.

Многие животные являются растительноядными, т.е. питаются растениями. Этих животных в свою очередь поедают хищники. И растения, и животных потребляет в пищу человек. Растения дают пищу животным и человеку, в процессе фотосинтеза выделяют кислород, которым дышат животные, человек и сами растения. Отмирая и разлагаясь вместе с остатками животных, они образуют плодородный слой почвы – гумус, на котором вырастают новые поколения растений. Таким образом, без растений невозможна жизнь на Земле. Поэтому охрана и защита растений является важнейшей задачей. Не будет растений – не будет пищи и кислорода – жизнь исчезнет.

Мы с вами познакомимся с цитологией – наукой о клетке , будем изучать строение и жизнедеятельность клетки (из клеток состоят все живые организмы, кроме вирусов). Узнаем, как растения развивались с момента своего возникновения до нашего времени, т.е. ознакомимся с эволюцией растительного мира. Проследим взаимосвязь растений со средой обитания – это изучает экология. Ознакомимся с огромным разнообразием растительного мира и его систематикой.

Из курса биологии вы узнаете, что все в этом мире взаимосвязано. Изучая растения, животных, организм человека, вы увидите, что все это образует единый огромный мир – мир живого.

Но сначала подробнее познакомимся с тем, что нам предстоит узнать в этом году.

3. Ботаника (20 мин)

Ученики быстро по цепочке называют все изображенное на доске. При этом возможна помощь учителя с определением названий хвощей, плаунов, бактерий, мхов, лишайников.

Все ли названные вами объекты являются растениями? Как вы думаете, почему бактерии, грибы и лишайники стоят отдельно?

Весь окружающий нас живой мир делится на царства.

Запись на доске и в тетрадях.

В этом году нам предстоит изучить три царства. Это царство бактерий – мельчайших существ , видимых только в микроскоп, царство грибов и царство растений.

На левом стенде вы видите представителей царства растений. Но они очень разные, совсем не похожи друг на друга. Возникает вопрос: как же они могут относиться к одному царству? Как любое большое государство делится на меньшие части (республики, губернии), так и царство растений делится на группы поменьше. Чтобы охватить все многообразие царства растений, мы с вами построим схему растительного мира.

Сначала рисуем серединку цветка ромашки и делим ее на две части – это будут Высшие, или Сосудистые, растения и Низшие растения. Сосудистые растения – это растения, у которых питательные соки движутся по сформированным сосудам (рис. 1).

Высшие растения делятся на растения, размножающиеся спорами и размножающиеся семенами (рис. 2). Споровые растения включают в себя Плауновидные, Хвощевидные, Папоротники. Семенные растения – Голосеменные (у них развивающиеся семена ничем не защищены) и Покрытосеменные.

Посмотрим на стенд – у нас с вами остались еще мхи и водоросли. Ни те, ни другие не имеют хорошо выраженных сосудов, поэтому их принято относить к низшим растениям (рис. 3).

Но наша с вами ромашка не закончена. Как вы думаете почему? А потому, что мы отобразили на ней только царство растений. А ботаника традиционно изучает еще грибы и бактерии. Поэтому карандашами разных цветов нарисуем еще два царства, которые нам предстоит изучать: царство бактерий и царство грибов (рис. 4).

Но мы сегодня очень часто упоминаем и еще о таких организмах, как лишайники. Это очень любопытные организмы, которые называются симбионтами, потому что здесь в одном доме живут сразу два жильца: одна часть лишайника – водоросль, а другая – гриб. Ученые долго спорили, к кому царству отнести лишайники – к растениям или грибам, и пока их считают просто организмами-симбионтами.

А теперь еще одним цветным карандашом обведем по контуру все лепестки (рис. 5). Мы с вами объединили царства, которые будем изучать в нашем курсе ботаники. Но ботаника изучает еще и расселение растений по нашей планете Земля. Вспомните, как звучало определение этой науки (мы его записали в тетрадях).

Что же такое растительный покров? Луг, лес, поле, огород – будут ли они растительным покровом? Да, будут.

А видите ли вы разницу между этими сообществами?

Луговые и лесные растения растут сами по себе (как часто отвечают ученики), т.е. они растут естественно, без помощи человека. А поля и огороды засеивает растениями человек, т.е. это искусственно (специально) посаженные растения. Таким образом, растительный покров делится на естественный и искусственный.

Запись на доске и в тетрадях.

4. Домашнее задание (10 мин)

Ученик читает учебник до описания дикорастущих растений; учитель заполняет схему .

Запишите в дневники задание: закончить таблицу в тетради, используя учебник на стр. 8–9.

1. Проверить знания учащихся о растениях-фасоль и соя. Познакомить с кормовыми растениями- люпин и клевер (внешнее строение, характерные признаки, среда обитания). Обобщить и закрепить изученный материал по семейству бобовых.

2. Развивать память, внимание, восприятие в процессе изучения объектов природы, связную устную речь при ответах на вопросы учителя.

3. Поддерживать интерес к изучению биологии, видеть красоту родной природы.

2. Проверка дом задания

4. Объяснение новой темы.

6. Работа с учебником

7.Работа в тетради.

8. Задание на закрепление новой темы.

Домашнее задание. Выставление оценок.

Здравстуйте, ребята! Меня зовут Ольга Михайловна, сегодня я проведу у вас урок биологии. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Садитесь.

  1. Давайте вспомним, какие растения вы проходили на прошлом уроке?

Задание с вопросами на карточках. Учитель опрашивает детей с места.

- Вика, прочитай и ответь на первый вопрос.

- На второй вопрос отвечает Елисей.

И т. д. (см. приложение 1)

Ботаника — это комплексная наука о растениях, рассматривающая их происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, классификацию, распространение по земной поверхности, а также охрану и экологию.

Ботаника — это раздел науки о растительном покрове поверхности Земли на всех уровнях: клеточном, молекулярном, организменном и популяционном. Соответственно, ботаник — это тот, кто непосредственно все этом изучает.

Ботаника как наука о растениях имеет богатую предысторию. Она зародилась в глубокой древности: в начале использования людьми растений для удовлетворения своих практических потребностей. В числе таких потребностей — еда, лечение, жилье, одежда.

На протяжении долгого периода времени естествоиспытатели только описывали растения: их размеры, специфику отдельных органов, характерную окраску и др. Это так называемый описательный характер ботаники.

Что такое ботаника, какие разделы ботаники существуют, кто такой ботаник и прочие вопросы активно ставились перед исследователями в 17-18 веках, во времена активного формирования ботаники как раздела биологии.

Систематизация растительного мира тесно связана с началом использования сравнительно-описательного метода. С его помощью растения описывались и сравнивались с другими по внешним (морфологическим) признакам.

Экспериментальное направление возникло и стало доминировать с момента изобретения микроскопа, а позже — в ходе развития науки и микроскопической техники.

Современная ботаника — это не просто наука, изучающая растения, и даже не наука, которая изучает классификацию растений.

Современная ботаника — наука, включающая множество отраслей.

Ботаника изучает все, что касается растений, и включает в себя различные разделы. Один из наиболее важных разделов — систематика.

В ботанике выделяют флористику и ботаническую географию. Первая занимается изучением сообществ растений на конкретной территории, а вторая — изучением особенностей распространения растений на планете.

Виды растений

Растения — важный источник биологически активных веществ (в растениях их количество может достигать десяти). Эти вещества непосредственно воздействуют на организм людей и животных, потому что употребляются в пищу.

Будучи неотъемлемым элементом человеческой жизни, растения стали пристально изучаться. Растения включают две большие группы:

  1. Низшие или слоевищные (таломные). К ним относят водоросли.
  2. Высшие или листостебельные. Это мохообразные (мхи и печеночники), голосеменные, покрытосеменные, а также папоротникообразные (хвощи, папоротники, псилоты и псилофиты).

Грибы, лишайники и бактерии изучают отдельно.

Систематика как ботаническая дисциплина

Что изучает наука систематика? Она занимается классификацией растений на основе подобных общих характеристик.

Являясь основной ботанической дисциплиной, систематика сконцентрировала внимание на классификации растений. Поэтому на вопрос, что изучает систематика проще всего ответить так: она изучает весь растительный мир, выделяет в нем отдельные группы, объясняет родственные и эволюционные связи между этими группами.

Для этих целей в ботанике существует специальный раздел — филогения.

Процесс систематизации растений происходил поэтапно. Вначале исследователи брали за основу внешние, морфологические признаки. Сегодня уже учитываются и внутренние признаки: смотрят, как устроены клетки, изучают их химический состав, какой хромосомный набор они имеют, какими экологическими особенностями отличаются.

Морфология как наука

Стоит отметить такую дисциплину как морфология растений. Эта наука изучает строение растений.

Она подразделяется на:

  • микроскопическую морфологию. Изучает строение клеток и тканей растений, эмбриологию;
  • макроскопическую морфологию (органография). Она изучает органы и части растений.

Разделы морфологии

Отдельные разделы морфологии — самостоятельные дисциплины:

  • Органография. Изучает органы и части растений;
  • Палинология. Предмет ее изучения — строение спор и пыльца растений;
  • Карпология. Классифицирует плоды;
  • Тератология. Исследует уродства и аномалии, возникающие в строении растений;
  • Анатомия растений. Изучает, как растения устроены внутри;
  • Физиология растений. Она занимается изучением форм растений, наблюдающихся в ходе онтогенеза и филогенеза, и процессов, которые происходят в растении: их причины, особенности и связь с окружающей средой. Физиология имеет отношение к систематике;
  • Биохимия растений. Ее интересуют химические процессы, происходящие в растениях — те, что связаны с ростом и развитием;
  • Генетика растений. В поле ее внимания — генетические изменения растений. При этом не важно, происходят они без человеческого вмешательства или с ним;
  • Фитоценология. Изучает растительный покров планеты, отмечает динамические изменения в природе, завиисимости и закономерности этих изменений;

Растительность в данном контексте — сочетание всех растений на одной территории, составляющие ее ландшафт.

  • Геоботаника. Концентрируется на изучении экосистем: взаимосвязи между растениями, животными и неживой природой (этот комплекс называют биогеоценозом);
  • Экология растений. В поле ее зрения — растения и среда их обитания, а также определение наиболее подходящих условий для растительного мира;
  • Палеоботаника. Она сфокусирована на изучении ископаемых растений, что дает возможность проследить историю развития.

Классификации ботаники по объекту изучения

Если выделять отдельные науки в ботанике кратко, то получится, что по объекту изучения эта классификация включает:

  • альгологию. Это наука о водорослях;
  • бриология. Исследует мхи и др;
  • микробиология. Занимается изучением микроскопических организмов;
  • фитопатология. В поле ее изучения — болезни растений, вызванные бактериями, вирусами и грибами.

Если во внимание берется проживание изучаемого объекта, то можно говорить о специальных отраслях в ботанике растений. Среди них — лесоведение, болотоведение, луговедение, тундроведение и др.

Наука ботаника изучает и грибы. Для этого есть отдельная дисциплина: микология, которая возникла, когда грибы выделили в отдельное царство.

Наука, изучающая лишайники — лихенология.

Предмет, задачи и методы исследования в ботанике

Предмет изучения в ботанике — растения: их строение, рост, родственные связи, возможности рационального применения.

В шестом классе вы будете продолжать изучать биологию. Но теперь более подробно. В этом году вы познакомитесь с растениями, научитесь их различать, правильно ухаживать за ними и применять в своей жизни. Люди всегда пользовались дарами природы и никогда не перестанут этого делать. А знания в этой области помогают нам быть не только разрушителями, но и созидателями.

План урока:

Вспомним, что такое биология

Изучению этих царств посвящены разделы биологии:

Как вы видите, не все царства живой природы пока получили привилегию иметь свою собственную науку. А некоторые, например вирусы, так и балансируют на грани живого и неживого. Как же опознать, что перед нами существо из живого мира? Многие учёные и философы пробовали дать определение жизни. Но все они потом были признаны неполными и неточными. В результате споров научное сообщество договорилось судить о живом при помощи признаков (критериев).

Ботаника – наука о растениях

С самого своего появления человек интересуется растениями. Он всегда получал от них доступные продукты питания, материалы для изготовления жилья и лекарственных средств. Но встречались и ядовитые виды, поэтому человеку нужно было научиться их отличать. Много тысячелетий люди накапливали знания о них, а потом появилась ботаника. Это была одна из древнейших наук.

Теперь известно около 550 тыс. их видов. И как тысячи лет назад человек продолжает зависеть от растений. Они для него – еда, дом, одежда, сырьё для лекарств и промышленности, корм для домашних питомцев, средство улучшения настроения.

Отличительные признаки растений от других царств живой природы

Вначале проанализируйте следующие высказывания и решите – согласны вы с ними или нет.

- Все растения зелёные.

- Только растения могут создавать органические вещества из неорганических на свету.

- Химические элементы растения всасывают корнем.

- Они могут расти всю жизнь, пока не умрут.

А теперь проверьте свои ответы, изучив характерные для растений признаки.

Из-за большого разнообразия у них трудно найти такие характеристики, которые не встречались бы хоть у одного из других царств живой природы. Да и сами растения порой похожи то на животных, то на грибы, то на простейших. Например, есть хищные (росянка, пузырчатка, непентес) и паразитические виды (подъельник одноцветный, повилика, омела) растений, активно передвигающиеся одноклеточные водоросли, фотосинтезирующие бактерии и т.д. Но если не обращать внимание на исключения, то можно выделить основные определяющие признаки растений:

Растения и музыка

Какие бывают растения: разнообразие и внешнее строение

Одни водные, другие сухопутные, одни микроскопические, а другие гигантские. Встречаются они даже в сухих пустынях и близ полюсов. Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, разводимыми людьми. Культурные в свою очередь делятся на комнатные и садовые растения, полевые и огородные культуры.

В зависимости от срока жизни и плодоношения растения делят на:

  • многолетние – те, что живут много лет и дают плоды либо много раз (поликарпики), либо раз в жизни – перед смертью (монокарпики);
  • двулетние – цветы и плоды появляются только на 2 год жизни;
  • однолетние – отплодоносив в первый же год жизни они погибают, а на следующий год возобновляются от семян или корней.

Наука о растениях делит их на простые и сложные (одноклеточные и многоклеточные). Клетка одноклеточного растения – это самостоятельный живой организм, в котором все функции выполняют её части (органеллы). Признаки одноклеточных растений не отличаются от остальных представителей царства.

К многоклеточным относятся часть водорослей, высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения. Многие растения имеют органы. В науке орган – это часть тела животных или растений с определённым строением и функциями. Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность организма). Не все многоклеточные имеют такое строение. Нет органов у низших растений, к которым принадлежат только водоросли. Тело высших растений делится на специализированные органы.

Внешнее строение растений на примере цветковых

Основные части (органы) растения – это корень и побег, делящийся в свою очередь на листья и стебли. Перечисленные выше части, относятся к вегетативным органам растений.

1. Корень – чаще всего расположен под землёй. Он закрепляет растение в почве, нужен и для всасывания воды с растворёнными минеральными веществами (почвенное или минеральное питание). Но есть у него и другие, неспецифические задачи: создание и запасание органических веществ, например у корнеплодов, участие в неполовом (вегетативном) размножении. Видоизменённые корни часто расположены не в почве, они применяются для закрепления на опорах, для дыхания (у мангровых деревьев), для передвижения вглубь почвы (у чеснока).

2. Стебель – это место расположения почек и листьев, орган, выносящий их к свету и служащий местом транспортировки питательных веществ к частям растения. У многих растений в нём тоже может проходить воздушное питание (фотосинтез). Он бывает прямым, стелящимся (ползучим) или лиановидным. Видоизменённые (метаморфизированные) стебли – это колючки барбариса, стволы-бутылки у тропических деревьев, усики винограда.

Цветок и плод – органы половые (генеративные). Они предназначены для размножения.

Читайте также: