Конспект беседы в подготовительной группе по теме семья
Обновлено: 07.07.2024
Цели: Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, любовь и уважение к членам своей семьи, способность замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, быть общительными, делиться игрушками, помочь маме убрать вещи, братишке принести игрушки, бабушке подать тарелку и т.д.
Задачи: Уточнять и обобщать знания о семье, закреплять представления о родственных отношениях; формировать представление о том, что такое род и родословие; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье, развивать связную речь, познавательный интерес. Уточнить представление детей о чуткости и внимательности. Раз-вивать сочувствие к окружающим. Воспитывать забот¬ливое, внимательное отношение к людям.
Предварительная работа: Заучивание пословиц о семье, стихотворений, чтение художественных произведений, рассматривание семейных альбомов, репродукции картин, составление генеалогического древа семьи (работа с родителями), дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, беседы вне занятий.
3 ребенок:
- Мам, - кричит Маринка, -
Где моя косынка?
- Мам, - кричит Маринка, -
Где моя резинка?
- Мам, на праздничный берет
Сделан бантик или нет?
Брат за пышную косичку
Повернул к себе сестричку:
- Больно спросы велики,
А у мамы две руки.
Как вы думаете, кто в этом стихотворении ведет себя правильно? (мнения детей) Да, ребята, правильно, Маринка капризничает и этим доставляет родителям много страданий и забот. А брат ее останавливает и осуждает.
У кого есть братья и сестры? Часто ли вы с ними ссоритесь? Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться сними игрушками, сладостями. Старших – нужно уважать и помогать им. Со старших детей и спрос больше. Поэтому, когда за ваши совместные поступки расплачиваются они, а вы молчите в стороне, вы теряете друзей в лице старших братьев и сестер. Нельзя, конечно, брать их вещи без разрешения, нужно вежливо попросить.
4 ребенок: Вот мой новый самокат,
Покататься буду рад!
До чего же это здорово –
Все делить с друзьями поровну!
Вот конфеты – раз, два, три!
Мне не жалко – на, бери!
До чего же это здорово –
Все делить с друзьями поровну!
Мячик все хотят поймать –
Пусть его поймает брат!
До чего же это здорово –
Все делить с друзьями поровну!
Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о семье. Обобщить представление: семья – это все, кто живет вместе с ребенком.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье.
4. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.
Образовательная область: социально-коммуникативная.
Методические приемы:
Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры.
Организационный момент (В кругу).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Ирина Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Артемушка, Машенька.).
Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на стульчики.
– Скажите, ребята, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (домой).
А почему? (ждет семья). Да, вас ждет ваша семья!
Сегодня мы с вами поговорим о семье:
Семья моя – мое богатство
Любовь, защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не придадут.
Все вместе праздники встречают,
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья,
Что в жизни главное – семья!
- семья – это папа, мама – я;
- семья – это близкие и родные люди;
- семья – это, где тебя все любят;
- семья – это самое дорогое, что есть у человека.
Правильно, семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка. Они всегда рядом с нами, живут в одном доме, оказывают внимание, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Ребята у меня есть фотографии, скажите, а что объединяет все эти фотографии? Кто изображен на этих фотографиях? (Семьи).
Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи? Они ведь такие разные? На фотографиях изображены родители и дети. Здесь есть фотография, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.
Предложить детям рассказать о своей семье: назвать имена и отчества родных, место работы, какую работу по дому выполняют.
- Прошу рассказать, как зовут родителей, где они работают.
- Что в семье главное, чтобы были мир, уважение, любовь друг к другу?
- Как ласково вас называют в семье, что можете рассказать о маме? (нежная, ласковая, добрая).
О папе (сильный, смелый, добрый), что умеет делать бабушка (вязать, печь пироги), дедушка помогает дома бабушке.
- Теперь расскажите о себе: «Мне 5 лет. По своему характеру я веселый, спокойный, хороший мальчик. Я аккуратный, культурный, вежливый, бережливый. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности - я очень боюсь прививок и уколов, начинаю плакать. Потом мне становиться очень стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья!
Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
Каждый из вас живёт в семье. Семья может быть большой или маленькой, но в любом случае около вас есть родные люди: папа, мама, бабушка, дедушка. Они любят вас и заботятся о вас: покупают красивую одежду; лечат вас, когда заболеете; играют с вами. У каждого из вас есть тёплый, уютный дом в который вы с удовольствием идёте и где есть всё, что вам необходимо. И вы, наверное, не задумываетесь о том, что всего этого может и не быть. А ведь есть на свете дети, у которых нет семьи, нет своего родного дома. Таким детям требуются особые забота и внимание не только со стороны взрослых, но и со стороны таких детей, как вы, счастливых и любимых.
- Я предлагаю сказать красивые о маме.
Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, симпатичная, очаровательная, внимательная, нежная.
- Что нужно делать, чтобы в семье у всех было радостное настроение (не ссориться, помогать, не обижать, трудиться, получать хорошие оценки, дарить подарки, любить друг друга, вместе отдыхать и т. д.).
Дети рассказывают: большая, дружная, маленькая, хорошая, заботливая, крепкая, счастливая, веселая, трудолюбивая, здоровая и т. д.
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/;
Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.
- Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. Сейчас, я хочу познакомить вас со стихотворением Я. Акима
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухне – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч – сестренке, конфета – Тишке.
А еще друг есть у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
- Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Не все являются членами одной семьи. Мама, папа, братишка, сестренка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник, он друг. Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он не человек, а животное, поэтому не является родней героя стихотворения).
- У каждого человека на Земле есть имя: у самого маленького ребёнка, у взрослого, у старика и старушки. Давайте послушаем, как по-разному звучат наши имена. Пусть каждый громко назовёт своё имя, а мы послушаем. (Дети друг за другом произносят свои имена).
- Вот как много разных имён!
- Как вы думаете, зачем человеку имя?
Дети: Чтобы обратиться к человеку, назвать его ласково.
- Ребята, а чтобы случилось, если бы у людей вдруг исчезли их имена?
- А кто даёт ребёнку имя? (Ответы детей).
Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.
1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?
2. Твоему папе жена, а тебе?
3. Папе он родной брат, а тебе?
4. Маме она родная сестра, а тебе?
5. Кто ты для бабушки?
6. Кто такие бабушка и дедушка?
7. Кто ты для своего папы?
8. Кто ты для своего братика?
9. Кто ты для своей сестры?
- Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!
Есть много пословиц о семье.
Бабушка – бабуля – бабулечка - бабуся,
Папа – папуля - папулечка,
Сын – сыночек – сынулечка - сынок,
Дочь – доченька - дочурка.
Почему говорят, семья – это друг о друге забота?
- Ребята, вы любите своих близких?
- Как вы показываете, что вы их любите?
- Что бы вы хотели пожелать своей семье?
Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О семье, о родственниках).
Все вы молодцы! Слушая ваши рассказы, ваши голоса, я почувствовала с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья.
-75%
Беседа " Дружная семья".Цель: Создание условий для составления рассказа о своей семье и участие в диалоге.
Вложение | Размер |
---|---|
druzhnayasemeyka.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное воспитательное занятие.
Цель: Создание условий для составления рассказа о своей семье и участие в диалоге.
Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о семье.
Учить ориентироваться в родственных отношениях.
Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.
Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.
Словарная работа – Дружба, преданность
Активизировать слова – любит, хвалит, помогает, заботиться, ласковая, добрая.
Предварительная работа – рассказы о своей семье.
(Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и скажите тему нашей беседы)
Семья-это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
И каждый, какой бы с ней не был момент,
Волшебней, роднее моментов и нет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о семье…
Воспитатель: - Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим презентацию (Просмотр презентации).
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки.
1. Перед сном надев пижаму,
Почитать мы просим …(маму)
2. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
У любимой… (бабушке)
3. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый… (дед)
4. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый.. (папа)
5. Кто весёлый карапузик-
Шустро ползает на пузе?
Это младший мой..(братишка)
6 . Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
В вашей семье есть мама, папа, бабушка, дедушка, и конечно же вы дети. И вас у каждого есть свой дом, где вы живете со своей семьей. Наверное, он теплый, уютный, красивый.
Воспитатель: Конечно же дома бывают самые разные: высокие и низкие большие и маленькие, старые и новые, с большими окнами и маленькими, с треугольной крышей и плоской; каждый дом хорош по-своему, для каждого свой дом самый лучший и родной, потому что:
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
- Ребята, предлагаю вам нарисовать дом, в котором вы живете. Но прежде, каждый из вас будет экскурсоводом в своем доме. Попробуйте нарисовать словесный портрет своего дома, чтобы мы его представили. Нам было очень интересно слушать описание ваших домов. Теперь, я думаю вы сможете нарисовать свой любимый дом.
Практическая работа. Дети рисуют дома.
Воспитатель: Рассказы детей о своём доме и о своей семье по рисункам.
Воспитатель: Кто будит рано утром и вам ласково улыбается?
Как вы помогаете маме?
Дети: помыть посуду, полить цветы, варить суп и т.д.
Воспитатель: Кто в вашей семье сильный и смелый?
Как ласково вы назовете папу?
Дети: папочка, папуля.
Воспитатель: Кто в вашей семье самый младший?
Дети: братик, сестренка.
Воспитатель: Как ласково вас называю дома?
Дети: Солнышко, сыночек, доченька и т.д.
Ребята вы, наверное, устали хотите поиграть?
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Игра «"Назови, кто кем кому приходится".
Кем приходится мальчик маме? (Сыном)
Кем приходится девочка папе? (дочерью)
А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)
А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой)
Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой)
Воспитатель: Мы сегодня много узнали интересного о своей семье, и рассказали о ней.
Как хорошо, когда у каждого человека есть своя дружная семья.
Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка)
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете руку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- На прогулке замарали куртку.
- Заботишься о бабушке, она приболела?
- Помог папе в хозяйственных делах?
- Поздравил деда с днем рождения?
- Забыл покормить своего питомца?
Воспитатель: Молодцы! Старайтесь не огорчать свою маму. А сейчас я предлагаю сделать следующее, мы приклеим на ватман все ваши домики, и у нас получится дружная улица нашего класса.
Воспитатель: - Отлично! У вас получился симпатичный городок, нашей семье будет уютно и хорошо в нем жить!
Воспитатель: Семья - это счастье, любовь и удача.
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, а кто поймает мяч должен ответить на мой вопрос.
Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье?
- Ребята, пожелайте своей семье что-нибудь сердечное. (Я люблю свою семью, потому что она …)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей о взаимодействии семьи и ребенка.
Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Цель:Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Задачи:1. Уточнить представления детей о понятиях – семья, родственники 2. Воспитывать чувство привязанно.
Цель: Закрепить положительный образ семьи в представлении детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Образовательные:закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе;формирован.
Конспект беседы "Дружная семья" по семейным фотографиям
Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Цель: - Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о семье.
- Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.
- Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей. - Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.
Материал и оборудование: семейные фотографии, шкатулка, мешочек.
Методические приемы: I Вводная часть. Чтение стихотворения. (Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и скажите тему нашей беседы) Семья-это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет. И каждый, какой бы с ней не был момент, Волшебной, роднее моментов и нет. Семья с нами рядом всегда и везде, Она много значит в каждой судьбе.
II Основная часть
3.Рассказывание детьми пословиц о семье Ребята, а какие пословицы про семью вы знаете? Расскажите нам.
Семья сильна, когда над ней крыша одна Нет родителей - нет покровителей. Сердце матери лучше солнца греет. Добрые дети - дому венец, а злые- конец. При солнышке тепло, при матушке добро. Вся семья вместе, так и душа на месте. На что клад, коли в семье лад. Вся семья вместе - так и душа на месте. Кто родителей почитает, тот век счастливо живёт.
Молодцы, вы так много знаете пословиц.
Раз, два, три, четыре. Кто живет в моей квартире (Хлопки на счет.)
Раз, два, три, четыре, Всех могу пересчитать:(Хлопки на счет.) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я – Вот и вся моя семья! (Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.) Молодцы, присаживайтесь на свои места.
— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!
— Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок! И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!
Читайте также: