Конспект беседы о природе
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Приготовила воспитатель: Хомидова Ф.М.
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста.
Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Дать элементарные знания и представления о природе и природных явлениях.
Расширять и углублять знания детей о роли природы в жизни человека.
Развивать кругозор, мышление, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения.
Развивать коммуникативные умения, связную речь, умение вести диалог.
Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны.
Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках; беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Послушайте стихотворение Е. Шкловской
Взгляни на глобус – шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги.
- О чём говорит поэт в этом стихотворении?
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении к природе. Ребята, а что такое природа?
Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.
Воспитатель: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.
Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?
Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.
Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. А человек, что делает для природы?
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Правила поведения в природе вы помните. Тогда в путь!
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Зовет своей листвой.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?
Дети: Чистый, свежий.
Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?
Дети: Да, отличается.
Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.
Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
И ещё раз повторили.
Воспитатель: а теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите: на пенёчке лежит книга. Давайте её поближе рассмотрим. Воспитатель берет в руки и читает книгу
Много жалоб накопилось У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Стали сохнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи песни
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята, что это за книга? Жалобная книга природы.
Воспитатель: Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно, наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Ребята давайте мы с вами рассмотрим некоторые картинки и по рассуждаем, а для начала поиграем
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Вернемся вместе – ты и я,
В наш детский сад родной.
Дети идут змейкой и становятся в круг.
Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.
Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Материал: иллюстрации природы : животных, растений и т. д.
Словно крыша над землёю,
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
- Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т. д.)
- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
- А машина есть в природе?
- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)
- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.
- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.
- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.
3. Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолёте и даже в космос.
- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
- Потому что человек не может прожить без природы : без воды, солнца, растений, животных.
- А в группе у нас есть природа?
Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.
- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
- А что можно сравнить с лампой в природе?
- Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
- В природе идёт дождь.
- В доме есть душ.
- В природе – ветер. В доме – вентилятор.
- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
- В природе дикие животные. У нас – домашние.
- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
Воспитатель.
Встаньте, дети, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Все дети посмотрели друг на друга и улыбнулись. )
Воспитатель. Молодцы, и я вижу у вас отличное настроение. Тогда приступаем к работе.
Ребята я очень люблю рассказы. А какие рассказы я люблю? Догадайтесь.
Чтение небольшого рассказа.
Воспитатель.
Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года. Много чудес раскрыла перед нами лесная, любимая тропинка.
И.С. Соколов-Микитов.
Воспитатель. Интересный, красивый рассказ! Правда, ребята. Понравился вам этот рассказ?
Дети. Да!
Воспитатель. А о чем говорится в рассказе?
Дети. В рассказе говорится о лесной тропинке, о птицах, о животных, о чудесах леса, о природе.
Воспитатель. Я очень люблю рассказы о природе. Давайте поговорим с вами о природе. Хотите?
Дети. Да!
Воспитатель. А вы знаете, что такое природа, дети?
(Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, все что нас окружает -звери, птицы, воздух, вода, солнце, звезды, луна-это природа. Всю природу Земли можно разделить на две огромные части: часть неживой и часть живой природы. Живая природа – это то, что растет, развивается, умирает и размножается, двигается
Воспитатель. Назовите, что относится к живой природе ?
Дети.Звери, птицы, рыбы, насекомые
Воспитатель. А что относится к не живой природе? Не живая природа-это то, что не питается, не двигается, не дышит и не размножается.
Дети.Солнце, камни, песок, вода, воздух , луна и т.д.
(показ слайдов с изображением живой и неживой природы)
Чтение стихотворения
Воспитатель. Приходи к нам в гости, солнце,
Загляни в моё оконце,
Поскорее нарисуй
Мне веснушки на носу.
В палисаде шмель летает,
Там шиповник расцветает.
Ты его не трогай лучше:
Он красивый, но колючий.
Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентация, видеоматериалы.
Дарья: Давайте вы сами попытаетесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь?
Из космоса видна,
Четыре времени года,
Имеет всё ж она!
Мария: Молодцы, это наша планета. Земля - дом человека. Все люди на свете - одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого-то получается, у кого-то нет. Давайте вместе посмотрим два небольших
мультфильма. (просмотр мультфильмов)
Кристина: Теперь вы знаете, что природа нуждается в нашей защите и помощи. Как вы считаете, охрана природы дело только взрослых или дети тоже могут внести свой вклад? (ответы детей)
Дарья: В нашей стране есть книга, где собраны редкие и вымирающие виды животных и растений, которые нуждаются в помощи и защите. Вы знаете, как она называется? (ответы детей)
Правильно, Красная книга. Человек – хозяин природы, значит, он должен
бережно распоряжаться ее богатствами.
Мария: Давайте-ка посмотрим, насколько хорошо вы знаете диких животных.
Кристина: Животные, которых вы показывали, занесены в Красную книгу. Что мы должны делать с животными, которые находятся в Красной книге?
(ответы детей)
Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И это наш долг защищать и оберегать ее! Но, к несчастью, наша планета Земля в опасности! На ней очень много больных мест! В начале урока мы посмотрели два небольших мультфильма. Давайте вспомним, какой же вред наносят люди природе? (ответы детей).
«Давайте будем беречь планету
Другой такой ведь на свете нету,
Развеем над нею и тучи, и дым,
Вы на карту посмотрите,
Севастополь на ней найдите,
потому что здесь наш дом.
Мы на юге все живем!
Ну, что, дорогие ребята, готовы ли вы рассказать нам о своем родном городе? Какие у нас тут растут растения и водятся животные? Мы вам поможем! Для этого вам нужно отгадать загадки:
Растут на ветках группками,
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
Рос шар бел, ветер подул - шар улетел.
Мария: Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
С плавниками, но не рыбы!
На волнах морей и рек
Ей не страшен ветра бег -
Крикнет ветру: "Покачай-ка!"
И поймает рыбку.
Дарья: Какие вы молодцы! Все загадки отгадали! Теперь мы видим, что вы хорошо свой город знаете и любите.
Мария: В завершение нашей беседы мы поиграем в игру, которая покажет нам, готовы ли вы заботься о нашем общем доме и охранять его. Для этого нам понадобятся ваши ладошки и ножки, приготовьте-ка их! Игра очень простая. Мы по очереди будем говорить вам предложения: если вы согласны, что они хорошие, то громко хлопаем в ладоши, если нет, то топаем ножками. Вы готовы? Тогда начнем!
Кристина: я приду в лесок и сорву ромашку?
Дарья: съем я пирожок и выброшу бумажку?
Мария: хлебушка кусок на пеньке оставлю птичкам?
Кристина: ветку подвяжу, колышек подставлю?
Дарья: разведу костер, а тушить не стану?
Мария: сильно насорю и убрать забуду.
Кристина: мусор уберу, и с собой я заберу?
Дарья: Я люблю свою природу, и всегда ей помогаю!
Мария: Мы много сегодня говорили о красоте природы и о бережном обращении к ней. Мы очень надеемся, что наша беседа была для вас интересной и полезной. Что же вы должны запомнить из всего сказанного сегодня?
(ответы детей)
Кристина: Тогда давайте пообещаем беречь природу и постараемся сделать так, чтобы все наши поступки приносили нашей Планете только пользу!
Читайте также: