Конспект беседы о природе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приготовила воспитатель: Хомидова Ф.М.

Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста.

Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Дать элементарные знания и представления о природе и природных явлениях.

Расширять и углублять знания детей о роли природы в жизни человека.

Развивать кругозор, мышление, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения.

Развивать коммуникативные умения, связную речь, умение вести диалог.

Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны.

Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках; беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Послушайте стихотворение Е. Шкловской

Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

- О чём говорит поэт в этом стихотворении?

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении к природе. Ребята, а что такое природа?

Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.

Воспитатель: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.

Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?

Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.

Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. А человек, что делает для природы?

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Правила поведения в природе вы помните. Тогда в путь!

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Зовет своей листвой.

Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?

Дети: Чистый, свежий.

Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?

Дети: Да, отличается.

Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.

Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Воздух свежий мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

И ещё раз повторили.

Воспитатель: а теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите: на пенёчке лежит книга. Давайте её поближе рассмотрим. Воспитатель берет в руки и читает книгу

Много жалоб накопилось У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Стали сохнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи песни
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята, что это за книга? Жалобная книга природы.
Воспитатель: Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно, наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Ребята давайте мы с вами рассмотрим некоторые картинки и по рассуждаем, а для начала поиграем

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Вернемся вместе – ты и я,

В наш детский сад родной.

Дети идут змейкой и становятся в круг.

Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.

Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Материал: иллюстрации природы : животных, растений и т. д.

Словно крыша над землёю,

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

- Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т. д.)

- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

- А машина есть в природе?

- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)

- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.

- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.

- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.

- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.

- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.

3. Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.

- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолёте и даже в космос.

- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?

- Потому что человек не может прожить без природы : без воды, солнца, растений, животных.

- А в группе у нас есть природа?

Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.

- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)

- А что можно сравнить с лампой в природе?

- Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)

- В природе идёт дождь.

- В доме есть душ.

- В природе – ветер. В доме – вентилятор.

- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.

- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.

- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.

- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.

- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.

- В природе дикие животные. У нас – домашние.

- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.


Воспитатель.
Встаньте, дети, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Все дети посмотрели друг на друга и улыбнулись. )
Воспитатель. Молодцы, и я вижу у вас отличное настроение. Тогда приступаем к работе.
Ребята я очень люблю рассказы. А какие рассказы я люблю? Догадайтесь.
Чтение небольшого рассказа.
Воспитатель.
Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года. Много чудес раскрыла перед нами лесная, любимая тропинка.
И.С. Соколов-Микитов.
Воспитатель. Интересный, красивый рассказ! Правда, ребята. Понравился вам этот рассказ?
Дети. Да!
Воспитатель. А о чем говорится в рассказе?
Дети. В рассказе говорится о лесной тропинке, о птицах, о животных, о чудесах леса, о природе.
Воспитатель. Я очень люблю рассказы о природе. Давайте поговорим с вами о природе. Хотите?
Дети. Да!
Воспитатель. А вы знаете, что такое природа, дети?
(Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, все что нас окружает -звери, птицы, воздух, вода, солнце, звезды, луна-это природа. Всю природу Земли можно разделить на две огромные части: часть неживой и часть живой природы. Живая природа – это то, что растет, развивается, умирает и размножается, двигается
Воспитатель. Назовите, что относится к живой природе ?
Дети.Звери, птицы, рыбы, насекомые
Воспитатель. А что относится к не живой природе? Не живая природа-это то, что не питается, не двигается, не дышит и не размножается.
Дети.Солнце, камни, песок, вода, воздух , луна и т.д.
(показ слайдов с изображением живой и неживой природы)

Чтение стихотворения
Воспитатель. Приходи к нам в гости, солнце,
Загляни в моё оконце,
Поскорее нарисуй
Мне веснушки на носу.
В палисаде шмель летает,
Там шиповник расцветает.
Ты его не трогай лучше:
Он красивый, но колючий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентация, видеоматериалы.

Дарья: Давайте вы сами попытаетесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь?

Из космоса видна,

Четыре времени года,

Имеет всё ж она!

Мария: Молодцы, это наша планета. Земля - дом человека. Все люди на свете - одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого-то получается, у кого-то нет. Давайте вместе посмотрим два небольших

мультфильма. (просмотр мультфильмов)

Кристина: Теперь вы знаете, что природа нуждается в нашей защите и помощи. Как вы считаете, охрана природы дело только взрослых или дети тоже могут внести свой вклад? (ответы детей)

Дарья: В нашей стране есть книга, где собраны редкие и вымирающие виды животных и растений, которые нуждаются в помощи и защите. Вы знаете, как она называется? (ответы детей)

Правильно, Красная книга. Человек – хозяин природы, значит, он должен

бережно распоряжаться ее богатствами.

Мария: Давайте-ка посмотрим, насколько хорошо вы знаете диких животных.

Кристина: Животные, которых вы показывали, занесены в Красную книгу. Что мы должны делать с животными, которые находятся в Красной книге?

(ответы детей)

Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И это наш долг защищать и оберегать ее! Но, к несчастью, наша планета Земля в опасности! На ней очень много больных мест! В начале урока мы посмотрели два небольших мультфильма. Давайте вспомним, какой же вред наносят люди природе? (ответы детей).

«Давайте будем беречь планету

Другой такой ведь на свете нету,

Развеем над нею и тучи, и дым,

Вы на карту посмотрите,

Севастополь на ней найдите,

потому что здесь наш дом.

Мы на юге все живем!

Ну, что, дорогие ребята, готовы ли вы рассказать нам о своем родном городе? Какие у нас тут растут растения и водятся животные? Мы вам поможем! Для этого вам нужно отгадать загадки:

Растут на ветках группками,

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

Рос шар бел, ветер подул - шар улетел.

Мария: Стая по морю плывёт,

Звук чудесный издаёт,

С плавниками, но не рыбы!

На волнах морей и рек

Ей не страшен ветра бег -

Крикнет ветру: "Покачай-ка!"

И поймает рыбку.

Дарья: Какие вы молодцы! Все загадки отгадали! Теперь мы видим, что вы хорошо свой город знаете и любите.

Мария: В завершение нашей беседы мы поиграем в игру, которая покажет нам, готовы ли вы заботься о нашем общем доме и охранять его. Для этого нам понадобятся ваши ладошки и ножки, приготовьте-ка их! Игра очень простая. Мы по очереди будем говорить вам предложения: если вы согласны, что они хорошие, то громко хлопаем в ладоши, если нет, то топаем ножками. Вы готовы? Тогда начнем!

Кристина: я приду в лесок и сорву ромашку?

Дарья: съем я пирожок и выброшу бумажку?

Мария: хлебушка кусок на пеньке оставлю птичкам?

Кристина: ветку подвяжу, колышек подставлю?

Дарья: разведу костер, а тушить не стану?

Мария: сильно насорю и убрать забуду.

Кристина: мусор уберу, и с собой я заберу?

Дарья: Я люблю свою природу, и всегда ей помогаю!

Мария: Мы много сегодня говорили о красоте природы и о бережном обращении к ней. Мы очень надеемся, что наша беседа была для вас интересной и полезной. Что же вы должны запомнить из всего сказанного сегодня?

(ответы детей)

Кристина: Тогда давайте пообещаем беречь природу и постараемся сделать так, чтобы все наши поступки приносили нашей Планете только пользу!

Читайте также: