Конспект анаграммы шарады метаграммы 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Внеурочная деятельность ∙ 4 класс ∙ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ

Коровина Ирина Николаевна

учитель начальных классов

г.Сафоново Смоленской области

ШАРАДА — загадка, требующая определения какого-либо слова, на основании двойного его описания: звукового и смыслового.

  • Звуковое описание достигается косвенным образом: слово разбивается на части так, чтобы каждая часть могла служить самостоятельным словом (ворона, вор-она),
  • затем даётся смысл каждой из этих частей (в нашем примере: первое — преступник, второе — местоимение).
  • Когда дано смысловое описание частей и, тем самым, звуковое описание всего слова, — дается смысловое описание последнего.

Шарада основана, таким образом, на игре словами. Когда слова связаны не только в звуке своём, но и в смысле, — она приобретает особую выразительность и представляет собою род каламбура.

Шарада встречается и в прозаической, и в стихотворной форме.

В фольклоре шарады почти неизвестны;

в письменной литературе были популярны в салонной культуре XVII—XVIII вв. (в форме стихотворений и инсценировок).

Мой первый слог — на дереве, Второй мой слог — союз. А в целом я — материя И на костюм гожусь.

Мой корень в просьбе заключён

( в ней он озвучен и смягчён).

Приставка – в воплощеньи где-то,

На целое – все ждут ответа.

Мой первый слог – могучий бык,

К труду он тяжкому привык.

Второй мой слог – простой предлог.

А я качусь на берег моря

В короне пенной, с ветром споря.

Предлог с частицей – по бокам,

Идёт к пушистым волосам,

А в середине – палка,

А потеряешь – жалко.

Начало – присоединительный союз,

За ним – одна лишь буква алфавита,

И будет, предсказать я вам берусь,

Машинами вся улица забита.

Раз – частица, два – частица, заключили мы союз;

К нам пришёл ещё предлог – получился порошок.

Если этот порошок молоком разбавим,

Удовольствие большое всем друзьям доставим.

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же , что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

Корень тот же, что в слове отдавать,

Приставка взята из слов преграда и посылка,

Суффикс и окончание взяты из слова знание.

Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,

Приставку в слове выписать,

Корень в слове преподносить.

Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надёжно,

Суффикс в гудении явно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Автор шаблона Панова Валентина Викторовна

Фон лист тетради

Для презентации:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Внеурочное занятие кружка "Гимнастика для ума", 4 класс. Тема кружка: Анаграммы Цель: познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма. Задачи занятия: развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать; развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности. Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки.

1. Анаграммы — это слова, полученные перестановкой букв в исходном слове.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои --

И целый лес ты мною свалишь. (Липа — пила.)

По дороге, по пути

А с конца меня прочти —

Нож я наточу. (Колесо — оселок.)

Вдоль по проволоке мчусь

А с конца меня прочтут —

Тигру я сродни. (Ток - кот.)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь —

В кастрюлю я полезу. (Шпала — лапша.)

Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной —

И найдешь меня в буфете. (Атлас — салат.)

Задачу ты решишь свободно,

Скрывается мой плод румяный

А буквы переставь —

Я окажусь рекою. (Слива — Висла.)

2. Метаграмма — это слова, различающиеся одной буквой (звуком).

Горы, реки есть на мне,

Тоже в школе я стою. (Карты — парты.)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь — поставь меня в вазу.

И если капусту на грядке найду, —

Капусте достанется сразу. (Роза — кола.)

Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною,

Но замените мягкий знак

3. Логогриф — загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.

Известное я блюдо,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха — муха.)

Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично,

Тогда довольно мелодично. (Гуси — гусли.)

На берегу морском

Я круглый год валяюсь,

Отменишь мягкий знак —

И вверх я устремляюсь. (Галька — галка.)

Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

И в небе я загромыхаю. (Роза — гроза.)

Мы всех — и взрослых, и детей —

В часы досуга развлекаем,

Мы их ужасно испугаем. (Игры — тигры.)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди союз прибавишь —

И стану птицей я лесной. (Волга — иволга.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык, на котором мы говорим, красив, мелодичен и богат!

Иван Сергеевич Тургенев- великий русский писатель, поэт написал в своём стихотворении про русский язык так:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Анаграммы и метаграммы. Шарады и логагрифы.

Анаграммы и метаграммы. Шарады и логагрифы.

Анаграмма - это загадка, в которой при перестановке в слове букв, образуется другое слово.

- это загадка, в которой при перестановке в слове букв, образуется другое слово.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать мышление, речь, сообразительность, воспитывать интерес к знаниям.

Шарада - это своебразная загадка. В слове выделяют части, каждая часть тоже - слово. Чтобы отгадать шараду, надо отгадать каждую часть, а потом целое слово. Например: пар-ус, у-дочка, вор-она.

В XIX веке разыгрывание шарад было любимым развлечением в дворянских семьях. Девушки и юноши разыгрывали каждую часть шарады, а зрители должны отгадать задуманное слово.

Шарады можно загадывать и в стихах. Например:

Начало - голос птицы, Конец - на дне пруда, А целое в музее Найдёте без труда.

Мой первый слог - на дереве, Второй мой слог - союз. А в целом я материя И на костюм гожусь. (Сук-но)

Мой первый слог тягуч и сладок, Второй - частица, А вместе - зверь, Живёт в лесу, на ульи падок. Ну, угадал его теперь? (Мед-ведь)

Детям предлагается отгадать шарады и попробовать придумать I свои.

Физкультминутка. В зоопарке.

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперёд.)

Будто в гости приглашает. (Голову вперёд.)

Ведущие заранее записывают на доске несколько слов и объясняют, как из букв каждого слова путём перестановки получить новые слова: кабан - банка, камыш - мышка, насос - сосна.

И вот - конкурс! Каждая команда получает набор слов; необходимо, переставив в них буквы, образовать новые слова -анаграммы (анаграмма - греческое слово: анна - пере, грамма -буква).

  1. РОСТ, КАР, МАРШ, ЛИСА, ЛОСЬ, ПОВАР.
  2. ПАРК, МАСЛО, ЛАПОТЬ, ПЛАТА, ЛОЖА, БАР.
  3. ЛАСКА, БРАК, МАЙКА, ПОТЕХА, ПЛАНКА, ГОД.

Итог занятия. Подводятся итоги , награждение победителей и активно

участвовавших во всех играх.

Детские шарады с ответами

Есть маленькое слово

Из одного лишь слога.

А в слове том, внутри,

Заменишь У на И

И моментально птица

В рыбёшку превратится.

Вот что означает:

Он даёт здоровье

За четвёртой буквой

Уместила в слоге.

Буква плюс неволя,

И нужно же было

В два слога записана

Записан был в срок

Одним только слогом

Короткое слово, ребята,

В один лишь слог

Вместил я навсегда

С гласной буквой "А".

Одну часть света

В той же части света.

Однажды автор авторучку взял,

Подумал и в шараде записал

Сперва большой и дружный коллектив,

Который может спеть любой мотив.

А дальше написал ещё, друзья,

Он что-то вроде галки, соловья,

Но только лишь без буковки вначале,

Чтоб остров на Днепре вы все узнали.

Сначала крестик, а после брод -

И получился цветочек-плод.

Но сельское вполне.

Потом проём для света

В каменной стене.

А тот, кто вникнет

В суть шарады этой,

Что нужно фабрике

Для выработки пряжи.

А после написала

И вышла вдруг подсказка

Что вырастает в речке

В шараде этой есть отец

И слог единственный от смеха.

А получилась, наконец,

Крутая шапка, вся из меха.

Без последней "а".

И вот уже написано

Всем нам известных

Мелом у деда Серёжа-бездельник

Изрисовал весь забор в понедельник.

После, в раздумьи, чуть-чуть постоял,

Верхнюю часть он лица написал.

И дописал вслед за этим Серёжа

Букву, что очень на обруч похожа.

Топи болотной, без всяких там правил,

"Ина" отбросив, от тут же добавил.

И прочитать мог прохожий любой,

В сущности, кто он, Серёжа, такой.

Сначала в школе,

Три первых буковки

От запаха пожара.

Что меньше комара

Над водоёмом вьётся

Сначала танцы до упаду

И буква первая за этим,

Что первой в космосе была.

Очень славные дела!

Шарада выписана точно.

В ней музыкальный инструмент

Я спрятать смог.

Сперва на три буквы

Да вот наизнанку

А дальше зверюшка,

Что в норке живёт,

Всю ночь стережёт.

А вместе свинцовый

Приманка для щуки,

Четыре буквы в нём,

Сказать по правде,

Всего в две буковки потом

Я записал в ней

А разгадав шараду,

Кто в странствиях пропах

Ты запиши сперва, приятель,

Сплошную рябь от мелких пятен.

А после то, что не иначе

Растёт у рек и вечно плачет.

И выйдет зелень неплакучая,

Но почему-то очень жгучая.

Свою маму назвал.

Потом записал я,

И вот уж, ребята,

Друг мой.Вся физкультура -

Это слог второй.

Я за один момент

Для храненья овощей

Без буковки последней,

Что по комнате летает

Весь день надоедает.

Игрушка для ребёнка,

Не очень громко.

Сперва в трёх буквах - злюка с жалом.

Дружить нам с нею не пристало.

Потом то место, где всегда

Стают лечиться все суда.

И вот в шараде нам дано

Узнать, что выпало на дно.

Ответы:
1. Косы
2. Тигр
3. Стрекоза
4. Туча
5. Ярмарка
6. Пальцы
7. Аист
8. Огород
9. Крот
10. Лиса Помогают снятию эмоционального напряжения на уроке, помогают разнообразить учебный процесс.

Читайте также: