Конспект 8 класс по литературе литература и история 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: читательские дневник и учащихся, доска, мел, рабочая тетрадь, учебник

- Прежде, чем приступи ть к изучению курса литера туры 8 класса, давайте поговорим о том, какие

книги вы успели прочитат ь за лето? Откро йте свои чита тельские дневн ики.

- Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекоменд уемых.

Расскажите, что бы вы посоветовали пр очитать одноклассникам: к то ав тор эт их кн иг, о чём они?

Чтобы освежить в памяти прочи танное, вы може те восп ользоваться св оими запис ями.

- Почему вы выбр али для чтения именно эту книгу, кто п осоветовал вам её прочесть, захотелось

- Какие книги из рекомендованно го списка вы у спели прочи тать за лето?

- Какие герои вам з апомнились? Ка кие произведен ия вы бы х отели перечи тать?

Примечани е: просмотр еть часть д невника , касающую ся толь ко внепрограммн ых

произведений , у учеников, активно участвовавш их в беседе. Выставить положительные

- Итак, мы снова говорим о литератур е. Давайте вспо мним, что ж е мы называем литературой?

- Чем занимается челове к, имеющий профессию литературоведа? Запишем значение этого слова в

Примечани е: важно давать детям возможность самостоятельно формулировать

определения на основе полученных ранее знаний и записывать получивши еся формулировки под

- Назовите три рода ли тературы. Вспомн ите ж анры, относ ящиеся к каж дому роду. Предс тавим

Цели: кратко повторить изученное в V-VII классах; на основе прочитанных за лето книг по собственному выбору учащихся выявить их читательские интересы; обозначить цель курса литературы 8 класса; познакомить учащихся со структурой учебника; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

I. Организационный момент

-Запишите тему урока.

II. Работа с читательскими дневниками

-Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето? Откройте свои читательские дневники.

-Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они? Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.

- Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочесть, захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?

-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?

-Какие авторы вам не были знакомы ранее?

-Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?

Примечание: просмотреть часть дневника, касающуюся только внепрограммных произведений, у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.

III. Повторение изученного в 5-7 классах

-Итак, мы снова говорим о литературе. Давайте вспомним, что же мы называем литературой? Сформулируйте и запишите определение термина.

-Чем занимается человек, имеющий профессию литературоведа? Запишем значение этого слова в тетрадь.

Примечание: важно давать детям возможность самостоятельно формулировать определения на основе полученных ранее знаний и записывать получившиеся формулировки под диктовку самих учеников.

-Назовите три рода литературы. Вспомните жанры, относящиеся к каждому роду. Представим знания в виде таблицы, перенесём её в тетрадь.

Эпос Лирика Драма

эпические лирические драматические

произведения произведения произведения

сказка стихотворение комедия

рассказ романс трагедия

очерк послание драма

-Вспомните произведения, изученные в предыдущих классах или прочитанные вами летом.

-Назовите автора, название. К какому роду литературы относится произведение? Назовите жанр произведения.

Примечание: положительную оценку получает ученик, назвавший не менее трёх произведений, вспомнивший авторов и правильно определивший род и жанр названных произведений.

-Связаны ли произведения с темой урока? Каким образом?

V. Слово учителя

-Как мы видим, литература постоянно обращается к важнейшим историческим событиям, прославляет героев, обличает несправедливость, вдохновляет на подвиги в трудные времена. В течение всего учебного года мы с вами будем говорить о взаимосвязи литературы и истории, познакомимся с новыми интересными произведениями и попытаемся понять, почему именно исторические сюжеты встречаются во многих произведениях и русских , и зарубежных писателей.

VI. Знакомство с учебником

-Рассмотрите учебник. Кто его авторы?

-Назовите поэтов и писателей, чьи портреты изображены на обложке. С какими из их произведений вы знакомы?

-Откройте содержание учебника. Перечислите разделы курса. Какое время охватывает каждый из них? ( С XIII в. до наших дней.)

-Какие исторические личности упоминаются в названиях произведений? (Е. Пугачёв, Ермак, Александр Невский.)

-Какие исторические события? (ВОв, Пугачёвский бунт и т.д..)

-Что представляет собой справочный раздел учебника (часть 1,2)? К этим разделам мы тоже будем часто обращаться на уроках литературы.

Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.

- Кого считают основоположником исторического жанра в русской литературе?

-Какие произведения В. Скотта вы прочитали летом? Как связано имя В. Скотта с понятием историзма литературы?

VIII. Итог урока

Примечание: выставить оценки за работу на уроке.

IX. Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вводный урок литературы в 8 классе по учебнику В Я.Коровиной.

Тема: Литература и история.

Цели: познакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать краткую характеристику содержания курса литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах; развивать монологическую речь учащихся, умение вести конструктивный диалог, выслушивать выступления одноклассников, уважительно относиться к чужому мнению при работе в группах.

1. Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас - отдохнувших, набравшихся сил и готовых к покорению новых вершин - на первом в этом году уроке литературы. Заранее скажу, что в этом году мы превратимся в опытных исследователей. Ведь нам предстоит работать не просто с сюжетами литературных произведений, а с сюжетами, взятыми из самой жизни России, критически освещёнными писателями, болью или радостью, тревогой или восхищением откликнувшимися в сердцах многих поколений россиян.

Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.

2. Беседа (выявление читательских интересов):

- Какие произведения вы прочитали летом?

- Какие авторы вам встретились впервые? Хотите ли вы продолжить знакомство с этими писателями?

- Какие произведения вы бы с удовольствием перечитали ещё раз?

- Беседовали ли вы о вашем любимом произведении с друзьями, родственниками? Как они относятся к произведению? Сумели ли вы заинтересовать их?

- Что из прочитанного вам показалось сложным для восприятия, непонятным?

- Обращались ли вы к лирическим произведениям? Стихотворения каких поэтов вам понравились?

3. Работа с учебником.

Слово учителя. Тема нашего сегодняшнего урока: "Литература и история". Это и тема всего курса литературы 8 класса. Подумайте и ответьте, в чём вы видите связь литературы с историей?

Задание 1: Прочитать оглавление учебника, названия произведений, рассмотреть иллюстрации на форзацах, полистать учебник. В ходе устного ответа доказать, что центральной темой курса литературы 8 класса действительно будет связь её с историей.

Задание 2 . "Мозговой штурм" (для выполнения задания целесообразно разделить учащихся на три группы, дав им возможность обсуждать в составе групп ответы на предложенные вопросы). Прочитать статью Л.В.Черепнина "Русская литература и история" в учебнике (стр.3-4). В группах обсудить ответы на следующие вопросы

(* группы получают распечатки с вопросами ).

Задание для 1 группы

- Бегло прочитайте статью учебника "Русская литература и история".

- В курсе древнерусской литературы в 7 классе вам встречалась "Повесть временных лет". Расскажите, что представляет собой это литературное явление.

- Был ли у "Повести. " автор?

- Для чего она создавалась?

- Почему "Повесть временных лет" относят уже к литературе, а не к устному народному творчеству?

- В статье учебника написано, что история стала самостоятельной наукой лишь в 18 веке. Как вы понимаете эти слова?

Задание для 2 группы

- Прочитайте статью учебника "Русская литература и история".

- Как вы поняли слово историзм?

- Какое отношение это слово имеет к литературе?

- Вспомните, в чём проявляется историзм повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголя, поэмы "Русские женщины" Н.А.Некрасова, изученных вами в 7 классе?

Задание для 3 группы

- Прочитайте статью "Русская литература и история" в учебнике.

- Какие качества, присущие русской литературе, называет автор статьи? ( народность, гражданственность, историзм )

- Как вы их понимаете?

- В чём, например, отражается народность "Песни. про купца Калашникова" М.Ю Лермонтова, изученной в 7 классе?

- Даёт ли эта "Песнь. " нам представление об истории русского народа?

* На совещание в группах отводится 5-7 минут. Учащиеся могут сами выбирать ответчиков и делить вопросы между участниками группы.

3. Работа с таблицей.

Как мы уже подчеркивали, что к историческому прошлому своего народа, к вопросам развития гражданственности, любви к Родине, воспитанию граждан обращались все русские писатели-классики. Но делать это они могли по-разному. Вы уже знаете, что, в зависимости от того, каким образом действительность отражается в литературных произведениях, вся литература делится на три рода ( учащиеся вспоминают о разделении литературы на три рода: эпос, лирику и драму ).

Задание 3. Учащиеся получают распечатку с заданием. Выполнив его, школьники приступают к заполнению таблицы "Роды литературы", где отражают основные особенности каждого рода.

Прочитайте описание трёх родов литературы. В скобках укажите, о каком роде идёт речь. Свой ответ обоснуйте.

1) Повествовательный род литературы. Произведения отражают действительность максимально объективно. Сюжет протекает во времени, события сменяют друг друга, как и в обычной жизни. Образ автора произведения будто возвышается над всем происходящим и одновременно рисует читателю обстановку, условия действия, исторический и социальный фон событий, душевные терзания героев. Также автор иногда "выходит на первый план" и разбавляет повествование своими собственными мыслями, взглядами на жизнь, восклицаниями, риторическими вопросами. (________)

2) Род литературы, в котором действительность отражается субъективно. Событийность зачастую отсутствует, но может и присутствовать. Однако главенствующую роль здесь играет не само действие, а чувства, глубокие переживания, которые испытывает автор по отношению к нему. Могут существовать в форме прозы, но чаще оформлены в стихах. (__________)

3) Род, произведения которого написаны в форме диалога и предназначены для постановки на сцене. Автора произведения, его собственных мыслей, его позиции будто не заметно. Однако именно характер диалогов, монологов и полилогов (особенности речи, жесты, мимика, подсказанные в скобках) помогает читателям отделить правду от неправды, добро от зла, и таким образом понять позицию самого автора. (____________)

Форма таблицы:

Роды литературы

Также учащиеся с помощью учителя вспоминают о лиро-эпических жанрах, в которых событийность и повествовательность гармонично уживаются с образом и чувствами лирического героя (приводятся в пример изученные поэмы А.С Пушкина "Руслан и Людмила", Н.А. Некрасова "Русские женщины")

4. Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается подумать над вопросом, чем для них интересен курс литературы 8 класса.

Учителем оценивается работа совещательных групп и каждого отвечающего в отдельности.

5. Домашнее задание:

- Внимательное чтение статьи "Русская литература и история", ответы на вопросы в учебнике;

- Работа с рубрикой "Обогащаем свою речь". Подготовить пересказ вступительной статьи, сопроводив его примерами из прочитанных произведений. Использовать слова и словосочетания судьба страны, общество, летописные своды, публицистика, несомненные художественные достоинства, многие века, гордость русской литературы, страницы русской истории, большое историческое полотно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока литературы разработан по программе Коровиной В.Я. Для обучающихся 8 класса.

Льговский район Курская область

Конспект урока литературы

«Литература и история

в произведениях, изученных

Учитель русского языка

и литературы Курбатова Г.Н.

Основное содержание урока. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

Основные виды деятельности. Предъявление читательских и исследовательских умений, приобретенных в 8 классе. Выразительное чтение ( в том числе наизусть). Устный монологический ответ. Пересказ. Устный рассказ о писателе, произведении или герое. Иллюстрирование примерами литературоведческих терминов. Отчет о выполнении индивидуальных учебных проектов.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий; овладение основами самоконтроля и осознанного выбора в учебной деятельности; владение устной и письменной речью.

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного понимать прочитанные литературные произведения, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Сценарный план урока.

В ходе игры возможны музыкальные паузы и концертные номера: выразительное чтение наизусть, инсценирование, мелодекламация, музицирование. В конце игры подводятся общие итоги, происходит награждение победителей и вручаются списки для самостоятельного чтения летом.

Вопросы и задания, включенные в билеты:

Станция 1. Проверка навыков различных видов пересказов.

Станция 2. Проверка навыков монологической речи.

Станция 2. Проверка навыков монологической речи.

Станция 3. Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения.

Станция 3. Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения.

Прочитайте наизусть басню Крылова И.А. о войне 1812 года. Какие общественные пороки осуждает баснописец?

Станция 4. Проверка уровня усвоения теоретико-литературных понятий.

Станция 4. Проверка уровня усвоения теоретико-литературных понятий.

Расскажите о роли исторической правды и художественного вымысла в произведениях на историческую тему. Приведите примеры.

Расскажите об особенностях характера романтического героя (по выбору). Что в образе вызывает вашу симпатию?

Расскажите о психологизме художественной литературы. Приведите примеры из рассказов Чехова А.П., Бунина И.А., Куприна А.И.

Какую роль играет в произведении герой-повествователь? Приведите примеры.

Станция 5. Проверка навыков письменного ответа на проблемный вопрос.

Итоги года и задание на лето.

Подсчет результатов литературной игры, награждение победителей и вручение списка для самостоятельного чтения летом. Награждение авторов лучших сочинений, презентаций, докладов, рефератов, проектов.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: