Конспект 11 класс односоставные предложения

Обновлено: 07.07.2024

(Запись темы урока в тетрадях).

2. Теоретическая разминка.

1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6.Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Намеренно избыточный повтор союзов.

( Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Многосоюзие.)

3. Повторение видов односоставных предложений.

- Какие предложения называются односоставными?

- На какие группы они делятся?

- В чём особенность обобщённо-личных предложений?

- Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

4. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

- Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид односоставных предложений?

6. Работа по карточкам.

Задание 1. Спишите, в предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

  1. Здесь не ходят.
  2. Спешу к вам на помощь.
  3. Моросит.
  4. Попить бы чаю.
  5. Пора спать.
  6. На улице ветрено и сыро.
  7. Составьте график дежурства.

Задание 2. Найдите двусоставные предложения. Оставшиеся односоставные запишите, сгруппировав в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

  1. На улице было холодно.
  2. Ломаные линии, острые углы.
  3. Много песен сложено о любви.
  4. Про него давно говорят много хорошего.
  5. Скоро увидимся.
  6. В воздухе пахнет грозой.
  7. Не бывать этому!
  8. Кругом всё было тихо и спокойно.
  9. За опоздание будете наказаны.
  10. Друг далёкий, вспомни обо мне.
  11. Что посеешь, то и пожнёшь.
  12. У многих ещё нет компьютеров.

7 Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

- Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи? ((В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

- Найдите односоставные предложения, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн. (К. Бальмонт). (Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя. (А. Блок.)

(Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) (Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

8. Повторение о неполных предложениях. Чтение учебника, параграфы 75, 76.

- Какие предложения называются неполными?

В каких случаях они употребляются?

б) во второй части сложного предложения).

Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

(Понятие об эллиптических предложениях).

10. Упражнение в распознавании неполных предложений. Упр. 350 - устно

- Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да).

- Являются ли неполными следующие предложения?

- Определите, какие это предложения:

- Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

- Сообщили. (Неполн., односост.)

- Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

- Скоро. (Неплн., односост.)

А. Определите тип простого предложения.( двусост. или односост.)Укажите вид односоставного предложения: О-Л, Н-Л, Б-Л, ОБ-Л, Н.
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит.
2. Не забывай родные дали.
3. Принесли к врачу солдата только что из боя.
4. Есть в мире сотни замечательных явлений.
5. Юность склонна к быстрым обобщениям.
6. Обожаю всяческую жизнь.
7. Быть грозе великой.
8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.
9. Опалило ивушку грозою.
10 . Я воспитан природой суровой.
Б. Определите тип односоставного предложения
1. Вот письмо сына.
2. Словом можно полки за собой повести.
3. Мне грустно.
4. Сильнее кошки зверя нет.
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
6. Светает.
7. В поселке строят новый дом.
8. Слезами горю не поможешь.
9. Век живи - век учись.
10. Приятно пахнет черемухой.

11. Работа с текстом.

1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.

- Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").

- Назовите односоставные предложения, их вид.

Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

(Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

(Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)

- Какова же идея данного эпизода?

(Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

Какова позиция автора в рассказе? (Ирония, осуждение; необходимость обращения к вечным нравственным ценностям, к духовным истокам).

Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

Метафоры и эпитеты : буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".

Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

Какой тип речи использует автор? Докажите. (Повествование с элементами описания).

Каков стиль речи? Докажите.

- Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

(Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции).

Что дал вам этот урок? Чему научил?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку в 11-м классе по теме "Односоставные предложения"

Образовательные

повторение и систематизация знаний об односоставных предложениях;

наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;

Развивающие (метапредметные):

развитие умения слушать учителя, вступать в диалог;

развитие умения сравнивать, анализировать.

развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

формирование умения работать коллективно и самостоятельно;

формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Выработка умения аргументировать выбор ответа, работать над ошибками

Воспитательные (личностные):

повышение мотивации к обучению;

умение работать в паре ;

формирование потребности в грамотной речи;

воспитание любви к родному краю и гордости за земляков.

Коммуникативные :

формирование навыков общения;

умения задавать вопросы, слушать,

умения формулировать и обосновывать собственную точку зрения.

Задачи урока:

нахождение односоставных предложений;

определение способа выражения сказуемого;

определение вида односоставных предложений.

1.Введение в тему урока. Задание: Найдите грамматические основы

Врачи. Друзья. Врачи. Жена.

Любите этот мир, ребята!

И вновь от внуков пряча слезы,
Не разжимают кулака.

Судьбою короткой, судьбою дальней

Бредем дорогою своей печальною…

Как хорошо умирать под музыку…

Под Моцарта – с временным миром прощаться,

Под Баха – покинуть земные затворы,

А под Вивальди – землею срастаться.

2. Определение темы урока.

В чем особенность этих предложений? (с одним главным членом)

Как называются такие предложения? (односоставные)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (односоставные предложения)

3. Определение цели и задачи урока.

Зачем мы будем повторять односоставные предложения?

Каким образом мы будем повторять односоставные предложения?

4.Постановка проблемного вопроса.

5. Повторение знаний об односоставном предложении.

На какие виды делятся односоставные предложения. Изобразите это графически.

С главным членом С главным членом

Как называется предложение с главным членом подлежащим?

Одинаковы ли способы выражения сказуемого в предложениях с главным членом сказуемым?

Чем может быть выражено сказуемое?

Действующее лицо или предмет не названы, но говорящий точно понимает, о ком или о чём речь.

Глаголом 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа изъявит. накл (наст. и буд. вр.) или повелительного наклонения.

Действующее лицо не названо, но говорящий не может точно указать на того, кто производит действие.

Глаголом 3-го лица мн.ч. наст. и буд. времени.

-Глаголом мн. числа прош. времени.

-Глаголом мн. ч. условного наклонения.

Сказуемое обычно выражено глаголом 2-го лица ед. и мн. числа или глаголом 3-го лица мн. числа.

Действующее лицо назвать невозможно. Подлежащего нет и быть не может.

Сказуемое обычно выражено глаголом 2-го лица ед. и мн. числа или глаголом 3-го лица мн. числа.

С главным членом подлежащим

Передают значение бытия, утверждают наличие предметов, явлений.

Подлежащее выражено существительным в им. падеже или сочетанием числительного и существительного.

6. Составление алгоритма определения видов односоставных предложений.

Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид односоставных предложений?

1 .Находим грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)

2 .Определяем, двусоставное или односоставное

3 .Смотрим, чем выражен главный член предложения

4 . Если в роли грамматической основы выступает сказуемое, смотрим, чем оно выражено.

7. Работа в парах.

Определите вид односоставных предложений. Какова их роль?

1 . Ни поцелуй, ни смех, ни касание,

Ни тихая поступь в ночи,

Ни расставание, ни расстояние –

Только дыханье свечи…

(Есть только подлежащие Ни поцелуй, ни смех, ни касание, ни поступь, ни расставание, ни расстояние – дыханье. Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о времени действия и о переживаемых моментах. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

2. Почти ноябрь.

А земля все еще дает свои плоды…

(Подлежащее ноябрь. С помощью назывного предложения ( Почти ноябрь.) поэт очень лаконично и точно рисует время действия).

3. Беда. Беда. Кругом беда.

И мысль одна.

И … жизнь одна.

(Три назывных предложения: Беда. Беда. Кругом беда. Назывные предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Второстепенный член в третьем предложении усиливает напряженность ситуации).

4. Сухими губами срывая росу,

Тебя в своем сердце по капле несу…

(Подлежащего нет, сказуемое несу выражено глаголом 1 лица ед. числа наст. времени изъявительного наклонения. Определённо-личное предложение. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём отношении к родине.)

5. Преемников лаврового венца

Стараются свести вполоборота –

Кому-то льют пули из свинца,

А с кем-то льстивым словом сводят счеты.

(В предложении нет подлежащего, сказуемые стараются, льют, сводят. Это неопределённо-личное предложение, оно не указывает на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии – желании убрать соперника).

6. Берегите своих матерей!

Их молитву в молитве храните,

И улыбкою детской своей

Слезы радости чаще дарите!

( В предложении нет подлежащего, сказуемые берегите, храните, дарите выражены глаголами 2 лица. Это обобщенно-личное предложение . Автор обращается ко всем нам.)

7. Какие б в жизни ни были сомненья,

Но надо постараться устоять.

И через годы каждое мгновенье

Себя за ручку детскую держать.

Увидев чью-то жизнь в исподнем,

Нельзя не сожалеть о том,

Что перед Образом Господним

И мы не лучше предстаем.

( В 1-м предложении нет подлежащего, сказуемое надо постараться устоять. Во 2-м предложении подлежащего нет, сказуемое держать . В 3-м предложении подлежащего нет, сказуемое нельзя не сожалеть. Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его невероятное стремление сохранить в себе нравственную чистоту.

Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а усилительная частица ни в первом двусоставном предложении указывает на то, как трудно это стремление выполнить.

Во втором четверостишии наречие нельзя вместе с отрицательной частицей не усиливают значение инфинитива).

8. Графический диктант: определить вид односоставного предложения, чем выражено сказуемое

1. …не скучаю я – мне плохо без тебя!

В душе моей и сыро, и холодно.

Холодную ладонь руки свободной,

Мечтаю вновь согреть, тебя храня!

2.Как мне позвать тебя, чтоб голос

Твой снова мог услышать я?!

3. Как живется вам,

ёжится, встается как?

4. Снимаю шляпу пред закатом

И надеваю на восход.

5.Мне подарить тебе, я думал, нечего –

Всего одна строка в душе была.

6.Живем – не как в последний раз,

А так, как будто бы на сдачу!

7.Порой, едва коснувшись тишины,

Осознаем: как заблуждались мы!

8.Спойте мне песню лазоревых рос

Музыкой майских предутренних гроз!

Не торопите, прошу вас, меня –

Дайте остаться, молчанье храня…

9. …Забудь себя и сделай все, что сможешь,

Чтоб радость жизни ближнему вернуть.

9. Этап обобщения материала и подведения итогов

Так почему же в стихах А.Критского так много односоставных предложений?

Односоставные предложения способны выражать самые тонкие смысловые оттенки. Краткость односоставных предложений акцентируют внимание читателя на наиболее важном действии, признаке, предмете или явлении. Как следствие, стихи емкие, эмоциональные, экспрессивные.

А.Критский - современный, достаточно молодой поэт, живущий в нашем быстром, суетном мире, где темп жизни очень высокий. Это восприятие мира, времени создается с помощью односоставных предложений.

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

односоставные предложения

Трудность в определении грамматической основы представляют неполные предложения — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.
1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.
2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.

Назывные предложения

Назывные предложения — это односоставные простые предложения с главным членом — подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем. Скорый поезд. Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.

алгоритм определения предложения

Глагольные односоставные предложения

В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.

В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3-го лица единственного числа: 3-е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо. Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.

2. Неопределённо-личные предложения

В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.

определить тип односоставного

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других — и сам научишься .

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа. Спустя лето по малину не ходят .

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельности. Добро поощряй, а зло порицай .

4. Безличные предложения

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко используются и личные глаголы в значении безличных. Дымкой синей серый снег заволокло.

В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также слова категории состояния. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин .

Урок русского языка в 11 классе по теме

Основные понятия: Односоставные и двусоставные предложения. Определённо-личные предложения; обобщённо-личные предложения; неопределённо-личные предложения; назывные предложения; безличные предложения, неполные предложения.

Тип урока : комбинированный с использованием ИКТ.

Методы урока:

Оборудование к уроку :

оценочные листы для каждого ученика.

Формы работы:

I. Этап мотивации

Поясняю, что класс разбит на 3 группы (группы формирую по силам, соответственно подбираю задания для работы)

В ходе урока мы должны ответить на опросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

1. Чтение предложений.

(распечатать материал один на парту, 12 штук)

(1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!

(2) Зима. Мороз.

(3) Завтра утром встану, побегу в сад.

(4) Магнит находят в земле с железной рудой.

(5) В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи.

(7) Тебе о солнце не пропеть.

(вывожу на доску после чтения учащихся)

2.Беседа по предложенным предложениям:

- обратите внимание на структуру предложений;

-выделите грамматические основы предложений;

-в чем особенность данных предложений?

- как и в каких заданиях ЕГЭ этот материал приходится использовать?

3.Я дополняю:

- опираясь на данный материал, определите тему урока. (Односоставные предложения и их употребление в речи)

II . Организационный момент

- открываем тетради и записываем число, классную работа и тему урока

- на боковой доске записаны цели урока:

-закрепление умения определять одно- и двусоставные предложения; формирование умения осуществлять самопроверку, взаимопроверку, способности находить ошибки и исправлять их;

- повторение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

зачитывает ученик.

Учитель: А теперь давайте определимся с первым вопросом.

ЧТО Я ХОЧУ СДЕЛАТЬ на уроке по данной теме?

Учитель: для достижения данных целей нам необходимо начать работу! А начнем мы ее с составления алгоритма, которым будем пользоваться на уроке для дальнейшей работы по теме. Для этого еще раз обратимся к тем предложениям, которые у вас перед глазами (работаем с материалам, который был дан ребятам в начале урока).

В ходе работы поясняю, что у каждого ребенка на столе есть оценочные листы, где мы будем выводить +/- за каждый этап работы. Ребятам самим предлагается составить алгоритм действий для работы.

Должно получиться: (после обсуждения вывожу алгоритм на доску)


III. Этап организации совместной деятельности по усвоению материала урока.

1.Данный этап начинаю с составления кластера. Сделать это предлагаю учащимся из сильной группы.

2.Остальные ребята в это время работают со следующим материалом:

переписать, вставить пропущенные буквы с обозначением морфемы, подчеркнуть грамматические основы, найти односоставные предложения.

Люблю тебя, П…тратв…ренье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

И на обломках сам. властья

Напишут наши имена!

И скучно и грустно, и (не)кому руку подать

В минуту душевной (не)взгоды…

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремл… , друг пр…лестный?

5) Но вот закружилась поземка, и пот…щило ветром снег по реке.

6) Все вокруг покрылось снегом, внезапно похолодало.

-Проверку проводим в парах, используя материал с доски. Объясняем ошибки. В оценочный лист ставим +, если нет орфографических ошибок, правильно определены односоставные предложения.

Вопрос классу: в каких заданиях ЕГЭ мы используем данные орфографические и пунктуационные правила?

Пришло время второго вопроса:

ЗАЧЕМ Я ЭТО ДЕЛАЮ? ЗАЧЕМ Я ИЗУЧАЮ ДАННУЮ ТЕМУ?

4.Вывожу свой кластер на электронную доску, раздаю данный материал каждому ученику. Сравниваем с тем, что сделали ребята.


IV. Этап закрепления и применения изученного.

1. Фронтальный опрос.

• Какое предложение называется односоставным?

• Каковы виды односоставных предложений?

• Чем отличаются определенно-личные предложения от неопределенно-личных и обобщенно-личных?

• Какое предложение называется безличным?

• Какие односоставные предложения называются назывными?

2. Трансформация двусоставного предложения в односоставное безличное (двусоставные предложения выведены на электронную доску).

Задание: записать предложения в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу. Провести трансформацию двусоставного предложения в односоставное безличное. Записать полученное предложение.

· Приятно пахло свежее сено. – Приятно пахнет свежим сеном

· Воздушная волна выбила стекла в доме. -Волной выбило стекла в доме.

· Буря повалила огромное дерево. - Бурей повалило огромное дерево.

· Дети так хотели попасть на елку. - Детям хотелось попасть на елку.

· Чистый снег заметает поля. - Чистым снегом заметает поля.

- в данном случае использую метод самопроверки

(теперь односоставные предложения выношу на эл. доску, идет обсуждение правильности проделанной работы).

3 .Работа на закрепление. Подчеркнуть грамматические основы.

Определите тип односоставного предложения

1. Стою один среди равнины голой. (__________________________________)

2. К этому стихотворению со временем напишут музыку. (________________)

3. Темно на улице. (_____________________)

4. Теплая южная осень. (_____________________)

5. Солнце заволокло сплошным дымом. (______________________)

6. Вот и рассвело. (______________________)

7. В дверь тихо постучали. (______________________)

8. Люблю грозу в начале мая… (__________________________)

На улице было холодно. О-Л

Ломаные линии, острые углы были изображены в тетради. Б

Много песен сложено о любви. Н-Л

Про него давно говорят много хорошего. ДВУС.

Скоро увидимся. Н-Л

В воздухе пахнет грозой. Б

Кругом всё было тихо и спокойно. О-Л

За опоздание будете наказаны. Н-Л

Друг далёкий, вспомни обо мне. ДВУС.

Что посеешь, то и пожнёшь. Б

У многих ещё нет компьютеров. О-Л

Тишина кругом. Б

5. Проверка усвоения материала. Самостоятельная работа

Определите тип простого предложения.( двусост. или односост.)Укажите вид односоставного предложения: О-Л, Н-Л, Б-Л, Н.
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит.
2. Не забывай родные дали.
3. Принесли к врачу солдата только что из боя.
4.Мне было скучно.
5. Юность склонна к быстрым обобщениям.
6. Обожаю всяческую жизнь.
7. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.
9. Опалило ивушку грозою.
10.Я воспитан природой суровой.

V. Рефлексия: обсуждение результатов.


- Я знаю все виды односоставных предложений.
- Я знаю, но затрудняюсь находить односоставные предложения.
- Я знаю и могу находить в тексте виды односоставных предложений.

- Могу использовать односоставные предложения при написании сочинения.

- Могу правильно применять данный материал при выполнении заданий 16- 21 ЕГЭ

Наш последний вопрос: КАК Я ЭТО СДЕЛАЛ?

VI. Выставление оценок провожу на основе оценочных листов.

VII. Домашнее задание предлагаю на выбор.


На этом уроке мы поговорим об односоставных предложений. Вспомним о видах односоставных предложений. И узнаем кое-что об инфинитивных и генитивных предложениях.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Односоставные предложения"

· Поговорим об односоставных предложениях

· Узнаем о разновидностях односоставных предложений.

· Выясним, как отличать разные виды односоставных предложений.

Не так давно мы вспоминали разные классификации простых предложений. И выяснили, что по составу основы предложения могут быть двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях два главных члена, а в односоставных, соответственно, один.

Но почему вообще так происходит? Все дело в том, что мы стремимся экономить слова.

И никакого понимания никогда не возникает.

Получается, что есть случаи, когда второй главный член предложения просто не нужен, и мы можем его опустить!

А теперь сравним предложения, которые мы должны были бы произнести. И те, которыми мы воспользовались. Первые – двусоставные, а вторые – односоставные. Но получается, что мы в них что-то пропустили, и теперь эти предложения – неполные?

Конечно же нет. Односоставные предложения и неполные – совсем не одно и то же. Мы ведь не удалили из наших предложений ничего важного. Все нужные нам компоненты остались на месте. Так что односоставные предложения, как и любые другие, могут быть полными и неполными. Но чаще мы встречаемся всё же с полными.

Посмотрим на неполное предложение. Деньги – в кошельке.

И вот односоставное предложение:

Зачем тут ещё какие-то члены предложения? Всё сказано довольно ёмко!

Иначе говоря, в неполных предложениях пропущенный член словно отлучился ненадолго, и его место за ним сохраняется. А в односоставных предложениях он вообще не нужен. И потому исчез.

То есть, единственный главный член односоставного предложения полностью самодостаточен. Иногда этот главный член даже подчёркивается вот так – тройной чертой. Потому что считается, что он может совмещать в себе функции подлежащего и сказуемого.

Итак, односоставные предложения – предложения, в которых есть только один главный член. Второй главный член не нужен для понимания таких предложений. Поэтому он опускается.

Чаще всего всего односоставные предложения считаются полными.

И вот по этим признакам выделяется несколько типов односоставных предложений. Например, определённо-личные предложения. Главный член в них выражается глаголом в форме первого или второго лица настоящего времени. И мы легко можем определить, какое лицо совершило это действие.

К глаголу в предложении легко можно подставить местоимения, я, ты, мы, вы – и превратить предложение в двусоставное. Например:

Люблю решать сложные задачи. Можно подставить я.

Хочешь погулять под дождём? А здесь второе лицо – ты.

Сделаем этот день прекрасным! Мы сделаем.

Расскажите нам историю! Заметим, здесь – повелительное наклонение, у него тоже есть лицо.

Подумайте над этим предложением. Повелительное наклонение.

Не стесняйся высказать свои чувства. И опять повелительное наклонение.

Во всех случаях речь идёт о каком-то конкретном лице. И глагол стоит в личной форме.

Самая важная примета именно эта – мы легко можем определить лицо глагола. Ну, а если мы хотим поставить глагол в прошедшем времени или условном наклонении? Например:

Говорил медленно. Говорил бы медленно. У глаголов в таких формах нет категории лица. Эти предложения просто не могут быть определённо-личными, потому что для этого типа предложений обязательно нужен глагол в личной форме.

Есть и неопределённо-личные предложения. Они помогают выражать действие, которые совершают какие-то неизвестные люди. Кто-то. Главный член при этом выражается глаголом в форме третьего лица множественного числа. Или глаголом прошедшего времени или условного наклонения во множественном числе.

Проще говоря, к глаголу можно подставить местоимение они. Но он не обозначает какую-то конкретную компанию. Он обозначает, что мы не знаем, о ком речь.

Тебе звонят!

За стеной пели.

Слушали бы внимательнее.

Это все – неопределённо-личные предложения.

Наконец, есть и безличные предложения. В которых нам приходится встретиться с таинственным ОНО. Потому что в безличных предложениях вообще не нужно лицо, которое совершает действия!

Они очень разнообразны, и при их определении мы можем сделать ошибку. Однако не все так трагично.

Главный член в безличных предложениях, конечно, часто выражается безличным глаголом. Ему не спится.

А ещё может выражаться наречием. Мне жарко.

К наречию может добавляться инфинитив. Мне надо решить задачу.

Или сказуемым может быть краткое страдательное причастие: Сегодня закрыто.

При этом часто к безличным предложениям трудно или даже вообще невозможно подобрать двусоставные предложения, которые бы им соответствовали.

Ещё главным членом в безличном предложении может стать слово нет вместе с существительным. У меня нет дневника.

Или же не и безличный глагол. Ничего другого нам не оставалось.

Или даже инфинитив. Всем поднять руки!

Впрочем, иногда выделяют особые инфинитивные предложения.

Ещё мы можем выделить номинативные, или назывные, предложения.

В них главный член выражается существительным в форме именительного падежа. То есть, просто называется что-либо.

Осень. Жёлтые листья. Тут уже появилось определение.

Повсюду проливные дожди.

С определениями в назывных предложениях нужно обращаться аккуратно.

Вот предложение Жёлтые листья. Листья – это главный член, подлежащее. Какие? – жёлтые. Это определение. Перед нами односоставное распространённое предложение.

А если мы поменяем слова местами?

Листья жёлтые. Листья – подлежащее. Листья какие? что с ними происходит? Они жёлтые. Это сказуемое.

И перед нами двусоставное нераспространённое предложение.

Нужно не путать эти случаи.

Так какие типы односоставных предложений мы выделяем?

В некоторых предложениях главным членом является сказуемое. А в некоторых – подлежащее.

К первому разряду мы относим определённо-личные предложения, неопределённо-личные и безличные.

Ко вторым – назывное (номинативное).

А теперь посмотрим на вот такие предложения.

Стоять! Тише едешь – дальше будешь. Воды…

К каким видам мы их отнесём? Так сразу и не скажешь.

Иногда учёные выделяют и другие разновидности односоставных предложений.

В первую очередь нужно упомянуть обобщённо-личные предложения. Вообще-то, по форме они похожи на определённо-личные или неопределённо-личные. Но дело в том, что действующим лицом в этих предложениях может быть кто угодно.

Цыплят по осени считают.

Поднимешься в гору – ахнешь.

Сделал дело − гуляй смело.

Здесь действие происходит вне времени. Лицо вообще неважно, а важно само действие. Именно поэтому таких предложений много в афоризмах, поговорках.

Есть так называемые генитивные предложения. Генитивом называют форму родительного падежа. Существительное в этих предложениях стоит именно в такой форме.

Сколько снега!

Воздуха бы мне…

Ума-то у вас сколько!

К назывным такие предложения никак не отнести – нет именительного падежа. И обычно мы их относим к безличным предложениям.

А вот ещё один вид – вокативные. В них главный член – это обращение. Да они сами и есть одно сплошное обращение, выраженное предложением.

Эй, добрый молодец!

Лена! Зачем же так!

Александр Сергеевич!

В отличие от назывных, вокативные предложения предполагают какой-то отзыв. Но мы их все же чаще всего относим к назывным.

Мы уже говорили об инфинитивных предложениях. Главный член в них выражен независимым инфинитивом.

Скоро быть грозе!

А ну всем молчать и слушать!

Не стоит спешить с ответом!

Мы можем также считать эти предложения безличными.

Но вот что нам нужно запомнить на самом деле.

Или главным членом может быть подлежащее. Это назывные предложения.

Читайте также: