Конспект 1 урока обучение грамоте 1 класс фгос школа россии буква
Обновлено: 06.07.2024
Личностные результаты: овладевают правилами поведения в гостях, речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой.
Ход урока
1. Прозвенел для нас звонок
Начинается урок
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
-Поприветствуем друг друга кивком головы, поприветствуем наших гостей. Сегодня 16 октября, вторник, урок обучения грамоте. Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать: Азбука, пропись, пенал, карандаши. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
2. Установка на урок :
Я умею рассуждать,
Всё, что нужно для учёбы,
Всё я буду выполнять.
-Молодцы. Посмотрите вокруг, кто видит первый листочек. А вот и первая находка, листочек с заданием. Что изображено? (Рот) Что же нужно сделать? (Речевую разминку)
На -но –ну -ни – руки в воду окуни.
Ти – ты – ту – та - вот лисица у куста.
Си – сы – су – са – на носу сидит оса.
II Основная часть
-Итак, мы подготовили речевой аппарат к работе. Теперь можно отправляться дальше путь. Закройте глаза, представьте, что мы подходим к лесу. Куда ни глянешь, кругом деревья. Деревья стоят то красные, то жёлтые. Лес, точно терем расписной лиловый, золотой багряный. Вдруг подул небольшой ветер, он сдувает с деревьев последние листочки, откройте глаза, посмотрите на доску, вот и у нас ветер стёр части букв, помогите починить буквы. (Н, С, Т, К)
- Ребята, сегодня мы будем оценивать работу с помощью листочков. У вас на партах лежат листочки, если вы согласны с ответом поднимайте зелёный листик, а если не согласны красный.
-Кто сможет починить первую букву, выходите к доске.
-Покажите согласны вы или нет. Вспомним стишок про букву Н.
На букве н я как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
- Вызывай следующего к доске.
-Какая буква получилась? Буква С.
Полумесяц в небе тёмном,
Буквой С повис над домом.
-Вызывай следующего к доске. какая получилась буква. Буква Т.
Букве Т я старый друг.
-Кого вызовем к доске. Какая буква получилась? Буква К.
Сигнальщик держит два флажка,
С флажками он как буква К.
-Теперь, когда все буквы у нас починились, хотелось бы, чтобы кто-то прочитал все эти буквы, назвал их имена громко и чётко.
-Ребята, проверяйте выполнение задания.
-Сколько работ могут выполнять эти буквы? (Две, обозначают твёрдые и мягкие звуки)
-Кто согласен, покажите своё отношение?
-Молодцы. Справились с заданием, собираем этот листочек в корзинку. Двигаемся дальше.
-Кто нашёл третий листочек? У нас новая находка.
-Следующий листочек. (Учебник Азбуки)
-Ребята, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? Откройте Азбуку, определите страницы урока, и скажите, какая будет тема нашего урока?
-Какие задачи поставим на урок? (Узнать, как называется новая буква, какие звуки она обозначает, гласные или согласные, научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой, узнать место в ленте букв)
-На какую букву похожа наша новая буква Л? (А)
-Изобразите букву Л с помощью пальчиков.
- Встаньте, изобразите букву Л в паре.
-А кто знает, как она называется?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
-Найдите букву в алфавите на доске. Почему их две?
-Когда нам нужна заглавная буква? А строчная?
Звуко -буквенный анализ слов: руль, стул.
- Соотнесите слово и схему? (стул)
-Сколько слогов в слове стул? (1)
-Где место нашему новому звуку в схеме? Выделите звук?
- Он согласный или гласный? (Звук согласный, так как при произношении встречают во рту преграду, не поётся.)
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Дрожит ли ваше горлышко или нет? (Да).
- Значит звук [л] звонкий или глухой? (звук [л] – звонкий).
- Давайте произнесем этот звук. (Л)
- Воздух задерживается – звук согласный, он не поется встречает преграду зубы, губы и язык, но он произносится голосом значит он звонкий.
-Соотнесите картинку и схему следующего слова. Сколько слогов?
-Сколько слогов в слове руль? (1)
-Где место нашему новому звуку в схеме? Выделите звук?
- Он согласный или гласный? (Звук согласный, так как при произношении встречают во рту преграду, не поётся.)
- Твёрдый или мягкий? (мягкий) Почему? (Губки растягиваются в улыбку)
- Дрожит ли ваше горлышко или нет? (Да).
- Значит звук [л,] звонкий или глухой? (звук [л,] – звонкий).
- Звуки [л] и [л. ] – согласные, звонкие, одни из самых звонких.
- Ребята, вы – молодцы, отлично справились с заданием, и мы продолжаем путешествие. Где же спрятался следующий листик?
-А вот и новый листочек. (Карандаши и буква Л)
-Какую работу нужно выполнить? Кто догадался?
-Звуки [л], [л,] могут быть как твердыми, так и мягкими. Каким цветом закрашен твердый звук в схеме? А мягкий?
-Откройте Прописи на с. 23. Раскрасьте букву Л, половину зеленым, половину синим цветом.
- А теперь самое время немного отдохнуть и размяться.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
И за парту тихо сели.
-Поищите глазками следующий листочек. Итак, вот он, что написано на листочке? (Сказка)
-Итак, послушайте, Сказка о том, как буква Л нашла себе новых друзей
Букве Л давно нравилась песенка буквы А — громкая, протяжная, плавная, но сама она петь не умела. Однажды буква А, напевая свою песенку, прогуливалась по лесу, встретилась с буквой Л и заметила, что она чем-то опечалена.
- Почему ты такая грустная? — спросила буква А.
- Я обозначаю звонкий согласный звук и совсем не умею петь. — ответила буква Л.
- Я могу спеть вместе с тобой. Вдруг и у тебя получится? Ты согласна? — предложила А.
Первой встала буква Л, а буква А пристроилась справа от нее, и они запели:
- Так звучит самая простая песенка без слов: ЛА-ЛА-ЛА.
- Тут присоединились буквы О, И, У, и Ы. А с нами с поешь?
- И запела ЛО-О-О, ЛИ-И-И, ЛУ-У-У, ЛЫ-Ы-Ы.
-Вот такая сказка.
-Где же следующий листик. Что на нём изображено? (Слоги и слова, предложения)
- Какое задание нужно выполнить? Давайте прочитаем слоги с буквой Л на экране
-Назовите слог, в котором звук [л,] – мягкий. Докажите. Ли, потому что буква “и” указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука.
-Прочитаем слоги справа
-Чем отличаются слоги?
-Теперь, когда мы прочитали слоги с буквой л, нам не составит труда прочитать и слова с новой буквой и текст.
Чтение слов и предложений с. 59
Читающие дети готовят чтение текста, остальные читаем слова вместе.
-первый ряд – 1 столбик, второй ряд – 2 столбик, третий ряд – 3 столбик, 4 столбик – вместе.
-Объясните, когда употребляют в речи эти слова? Кукла, куклы, катала, катал, уснули, уснул.
Работа над текстом.
-Прочитаем первое предложение. Второе. Третье.
Она катала кукол.
-Сколько раз повторяется буква Л в предложениях. (6 раз)
- Проанализируем предложения. Что есть у Оли?
- Почему имя девочки написано с заглавной буквы?
- Что сделали куклы?
-Следующий листочек. (Пропись, ручка)
-Что будем делать?
-Какую страницу нужно открыть? Работа в Прописи (стр. 23).
-Какую работу нужно выполнить? Чему научиться? (Писать строчную букву л)
-Какие правила нужно вспомнить для письма? (правильно держать ручку, наклон тетради, правила письма: безотрывность, аккуратность, высота, наклон, расстояние)
-Из скольких элементов состоит буква л? Назовите первый, второй? (наклонная с закруглением внизу вправо, прямая наклонная с закруглением внизу вправо)
-Посмотрите написание буквы на доске. Ставлю точку выше нижней линейке рабочей строки, пишу закругление вправо, поднимаюсь до верхней линейки рабочей строки, пишу вниз наклонную прямую линию с закругление внизу вправо, касаясь нижней линейки рабочей строки.
- Посмотрим на экран, безотрывное письмо, пропишите в воздухе ручкой, носиком, ножкой.
-Обведите элементы буквы л, пропишите первую строку, вторую.
-Помните, что каков мастер, такова и работа. Оцените свою работу, нарисуйте шкалу.
-Найдите следующий листочек. (Портрет писателя)
-Где нам можно познакомиться с творчеством писателя?
-Откройте Азбуку на с. 58. Прочитайте фамилию писателя. Краткая биография писателя, видеоролик.
-Рассмотрите рисунок. В названии каких животных и предметов встречается буква л? (слон, слониха, ослик, луна, шляпа).
-Хорошо читающие дети читают вслух отрывок из сказки, кто не умеет читать находят изученную букву л в тексте и выделяют простым карандашом.
-Почему автор называет слониху щеголихой? (Щеголиха - Человек, любящий наряжаться)
-Найдите и прочитайте слова буквой л.
- Молодцы. Посмотрите на выставку книг К. И. Чуковского, на перемене вы сможете взять и почитать эти книги.
III Заключительная часть
Итог урока. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Посмотрите в корзинку, сколько листочков нам удалось собрать.
-Что вам особенно запомнилось во время путешествия?
-Какие трудности пришлось испытать?
-Кого бы вы похвалили за работу, кто много отвечал и помогал нам? Поаплодируйте этим ребятам.
-Какие задачи мы успели решить на уроке?
- Какие звуки мы изучили?
- Какая буква отражает эти звуки на письме?
- С произведениями какого автора познакомились?
-С какими новыми словами познакомились?
-А на полянке нас встречает дерево настроения. На нём пока нет ни одного листочка. Давайте поможем дереву распуститься. Если вам понравился урок, выберите зелёный листочек, а если вам было неинтересно, то красный листочек, выходите к доске и прикрепите его к дереву.
-Я вижу, что все листочки у нас яркие, значит вам урок понравился. Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно путешествовать, т. к. вы очень много знаете и умеете.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект урока литературное чтение 1 класс Алфавит УМК кола России.docx
Предмет: литературное чтение Учитель: Васильева А.В.
Класс : 1 Дата проведения: 16.02.16 г
Русский алфавит
Педагогическая цель
Создать условия для закрепления знаний учащихся об изученных буквах, развития речи, памяти, логического мышления
Решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Правильно называют буквы русского алфавита; знают алфавитный порядок слов; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения
Личностные результаты
Мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные : оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета
Основное содержание темы, понятия и термины
Образовательные ресурсы
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Приветствие учащихся.
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем и запоминаем,
Ни минуты не теряем. Все вы готовы к уроку.
Настроение у всех хорошее.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
3.Актуализация знаний о буквах .
- Что мы изучали на наших уроках обучения грамоте?
- А для чего нам это нужно? Конечно, самое главное- мы научились читать.
-А теперь вспомним, что мы уже знаем о буквах?
-На какие группы делятся буквы русского языка?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Назовите парные согласные.
- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.
- Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки
Принимают учебную задачу
II. Постановка учебной задачи
-Как вы думаете, всё ли мы узнали о буквах?
-Сегодня на уроке мы будем узнавать новое о буквах.
-Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.
По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и напечатать их внизу на листке.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Алфавит)
- Что такое алфавит? Зачем нужен алфавит? Сегодня мы ответим на этот вопрос.
Работают в парах
III. Закрепление знаний и способов действий
Исследуем слово алфавит.
Построим звуковую модель слова.
-Что означает это слово и почему его так назвали?
-Обратимся к библиотекарю.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё …( алфавит)
- Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.
Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.
-Назовите первую букву, последнюю.
-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?
– О чем это стихотворение?
– Когда оно было написано: в наше время или очень давно? Как это определить? По каким словам?
– Поможет ли вам это стихотворение выучить алфавит?
– Стихотворение написано давно, так как сейчас в школах нерадивых учеников не наказывают розгами
Понимают смысл стихотворения. Находят ответы на вопросы в тексте. Высказывают свое мнение.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления
5. Чтение стихотворения С. Маршака
(учебник, с. 82)
– Почему автор называет буквы ключами?
- Зачем нужен алфавит?
Читают стихотворение. Отвечают на вопрос
Чтение текста №2
Правильно читают целыми словами. Высказывают свое мнение
– Прочитайте стихотворение с восхищением.
– Ответьте на вопросы в учебнике
Читают стихотворение. Отвечают на вопросы
Выразительно читают стихотворение. Объясняют название
IV. Рефлексивно-оценочный
- Что же новое вы узнали сегодня на уроке?
-Что такое алфавит?
-Зачем надо знать алфавит?
-Где используют алфавит?
-Кому понравился наш урок, нарисуйте солнышко.
Отвечают на вопросы учителя
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Текст 1. Почему алфавит так назвали?
Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.
Текст 2 . Зачем нужен алфавит?
Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.
Алфавитный порядок –никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале .Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.
Вывод: знать алфавит необходимо не только школьникам, но и людям разных профессий, например, учителю , библиотекарю, работнику поликлиники, людям, составляющим различные справочники, словари и т. п.
Тема: Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков.
Тип и вид: урок развивающего контроля.
Цель: создание условий для закрепления знаний и умений различения звуков.
Вспомнить изученные буквы и звуки, которые они обозначают.
Развивать умение составлять схемы слов и предложений.
Воспитывать интерес к предмету.
- Учащийся закрепит умение различать согласные и гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.
- Учащийся получит возможность вспомнить как образуются слоги, как делить слова на слоги.
Личностные: развивать навык работы в паре; осваивать позитивный стиль общения со сверстниками; проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; формирование способности к самоопределению, самооценке.
- Регулятивные УУД: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; самооценка и оценка действий сверстников.
- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определять границы своего знания и незнания; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.
Читайте также: