Конспект 1 урока обучение грамоте 1 класс фгос школа россии буква

Обновлено: 06.07.2024

Личностные результаты: овладевают правилами поведения в гостях, речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой.

Ход урока

1. Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

-Поприветствуем друг друга кивком головы, поприветствуем наших гостей. Сегодня 16 октября, вторник, урок обучения грамоте. Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать: Азбука, пропись, пенал, карандаши. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

2. Установка на урок :

Я умею рассуждать,

Всё, что нужно для учёбы,

Всё я буду выполнять.

-Молодцы. Посмотрите вокруг, кто видит первый листочек. А вот и первая находка, листочек с заданием. Что изображено? (Рот) Что же нужно сделать? (Речевую разминку)

На -но –ну -ни – руки в воду окуни.

Ти – ты – ту – та - вот лисица у куста.

Си – сы – су – са – на носу сидит оса.

II Основная часть

-Итак, мы подготовили речевой аппарат к работе. Теперь можно отправляться дальше путь. Закройте глаза, представьте, что мы подходим к лесу. Куда ни глянешь, кругом деревья. Деревья стоят то красные, то жёлтые. Лес, точно терем расписной лиловый, золотой багряный. Вдруг подул небольшой ветер, он сдувает с деревьев последние листочки, откройте глаза, посмотрите на доску, вот и у нас ветер стёр части букв, помогите починить буквы. (Н, С, Т, К)

- Ребята, сегодня мы будем оценивать работу с помощью листочков. У вас на партах лежат листочки, если вы согласны с ответом поднимайте зелёный листик, а если не согласны красный.

-Кто сможет починить первую букву, выходите к доске.

-Покажите согласны вы или нет. Вспомним стишок про букву Н.

На букве н я как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

- Вызывай следующего к доске.

-Какая буква получилась? Буква С.

Полумесяц в небе тёмном,

Буквой С повис над домом.

-Вызывай следующего к доске. какая получилась буква. Буква Т.

Букве Т я старый друг.

-Кого вызовем к доске. Какая буква получилась? Буква К.

Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он как буква К.

-Теперь, когда все буквы у нас починились, хотелось бы, чтобы кто-то прочитал все эти буквы, назвал их имена громко и чётко.

-Ребята, проверяйте выполнение задания.

-Сколько работ могут выполнять эти буквы? (Две, обозначают твёрдые и мягкие звуки)

-Кто согласен, покажите своё отношение?

-Молодцы. Справились с заданием, собираем этот листочек в корзинку. Двигаемся дальше.

-Кто нашёл третий листочек? У нас новая находка.

-Следующий листочек. (Учебник Азбуки)

-Ребята, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? Откройте Азбуку, определите страницы урока, и скажите, какая будет тема нашего урока?

-Какие задачи поставим на урок? (Узнать, как называется новая буква, какие звуки она обозначает, гласные или согласные, научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой, узнать место в ленте букв)

-На какую букву похожа наша новая буква Л? (А)

-Изобразите букву Л с помощью пальчиков.

- Встаньте, изобразите букву Л в паре.

-А кто знает, как она называется?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

-Найдите букву в алфавите на доске. Почему их две?

-Когда нам нужна заглавная буква? А строчная?

Звуко -буквенный анализ слов: руль, стул.

- Соотнесите слово и схему? (стул)

-Сколько слогов в слове стул? (1)

-Где место нашему новому звуку в схеме? Выделите звук?

- Он согласный или гласный? (Звук согласный, так как при произношении встречают во рту преграду, не поётся.)

- Твёрдый или мягкий? (твёрдый)

- Дрожит ли ваше горлышко или нет? (Да).

- Значит звук [л] звонкий или глухой? (звук [л] – звонкий).

- Давайте произнесем этот звук. (Л)

- Воздух задерживается – звук согласный, он не поется встречает преграду зубы, губы и язык, но он произносится голосом значит он звонкий.

-Соотнесите картинку и схему следующего слова. Сколько слогов?

-Сколько слогов в слове руль? (1)

-Где место нашему новому звуку в схеме? Выделите звук?

- Он согласный или гласный? (Звук согласный, так как при произношении встречают во рту преграду, не поётся.)

- Твёрдый или мягкий? (мягкий) Почему? (Губки растягиваются в улыбку)

- Дрожит ли ваше горлышко или нет? (Да).

- Значит звук [л,] звонкий или глухой? (звук [л,] – звонкий).

- Звуки [л] и [л. ] – согласные, звонкие, одни из самых звонких.

- Ребята, вы – молодцы, отлично справились с заданием, и мы продолжаем путешествие. Где же спрятался следующий листик?

-А вот и новый листочек. (Карандаши и буква Л)

-Какую работу нужно выполнить? Кто догадался?

-Звуки [л], [л,] могут быть как твердыми, так и мягкими. Каким цветом закрашен твердый звук в схеме? А мягкий?

-Откройте Прописи на с. 23. Раскрасьте букву Л, половину зеленым, половину синим цветом.

- А теперь самое время немного отдохнуть и размяться.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

И за парту тихо сели.

-Поищите глазками следующий листочек. Итак, вот он, что написано на листочке? (Сказка)

-Итак, послушайте, Сказка о том, как буква Л нашла себе новых друзей

Букве Л давно нравилась песенка буквы А — громкая, протяжная, плавная, но сама она петь не умела. Однажды буква А, напевая свою песенку, прогуливалась по лесу, встретилась с буквой Л и заметила, что она чем-то опечалена.

- Почему ты такая грустная? — спросила буква А.

- Я обозначаю звонкий согласный звук и совсем не умею петь. — ответила буква Л.

- Я могу спеть вместе с тобой. Вдруг и у тебя получится? Ты согласна? — предложила А.

Первой встала буква Л, а буква А пристроилась справа от нее, и они запели:

- Так звучит самая простая песенка без слов: ЛА-ЛА-ЛА.

- Тут присоединились буквы О, И, У, и Ы. А с нами с поешь?

- И запела ЛО-О-О, ЛИ-И-И, ЛУ-У-У, ЛЫ-Ы-Ы.

-Вот такая сказка.

-Где же следующий листик. Что на нём изображено? (Слоги и слова, предложения)

- Какое задание нужно выполнить? Давайте прочитаем слоги с буквой Л на экране

-Назовите слог, в котором звук [л,] – мягкий. Докажите. Ли, потому что буква “и” указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука.

-Прочитаем слоги справа

-Чем отличаются слоги?

-Теперь, когда мы прочитали слоги с буквой л, нам не составит труда прочитать и слова с новой буквой и текст.

Чтение слов и предложений с. 59

Читающие дети готовят чтение текста, остальные читаем слова вместе.

-первый ряд – 1 столбик, второй ряд – 2 столбик, третий ряд – 3 столбик, 4 столбик – вместе.

-Объясните, когда употребляют в речи эти слова? Кукла, куклы, катала, катал, уснули, уснул.

Работа над текстом.

-Прочитаем первое предложение. Второе. Третье.

Она катала кукол.

-Сколько раз повторяется буква Л в предложениях. (6 раз)

- Проанализируем предложения. Что есть у Оли?

- Почему имя девочки написано с заглавной буквы?

- Что сделали куклы?

-Следующий листочек. (Пропись, ручка)

-Что будем делать?

-Какую страницу нужно открыть? Работа в Прописи (стр. 23).

-Какую работу нужно выполнить? Чему научиться? (Писать строчную букву л)

-Какие правила нужно вспомнить для письма? (правильно держать ручку, наклон тетради, правила письма: безотрывность, аккуратность, высота, наклон, расстояние)

-Из скольких элементов состоит буква л? Назовите первый, второй? (наклонная с закруглением внизу вправо, прямая наклонная с закруглением внизу вправо)

-Посмотрите написание буквы на доске. Ставлю точку выше нижней линейке рабочей строки, пишу закругление вправо, поднимаюсь до верхней линейки рабочей строки, пишу вниз наклонную прямую линию с закругление внизу вправо, касаясь нижней линейки рабочей строки.

- Посмотрим на экран, безотрывное письмо, пропишите в воздухе ручкой, носиком, ножкой.

-Обведите элементы буквы л, пропишите первую строку, вторую.

-Помните, что каков мастер, такова и работа. Оцените свою работу, нарисуйте шкалу.

-Найдите следующий листочек. (Портрет писателя)

-Где нам можно познакомиться с творчеством писателя?

-Откройте Азбуку на с. 58. Прочитайте фамилию писателя. Краткая биография писателя, видеоролик.

-Рассмотрите рисунок. В названии каких животных и предметов встречается буква л? (слон, слониха, ослик, луна, шляпа).

-Хорошо читающие дети читают вслух отрывок из сказки, кто не умеет читать находят изученную букву л в тексте и выделяют простым карандашом.

-Почему автор называет слониху щеголихой? (Щеголиха - Человек, любящий наряжаться)

-Найдите и прочитайте слова буквой л.

- Молодцы. Посмотрите на выставку книг К. И. Чуковского, на перемене вы сможете взять и почитать эти книги.

III Заключительная часть

Итог урока. Рефлексия.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Посмотрите в корзинку, сколько листочков нам удалось собрать.

-Что вам особенно запомнилось во время путешествия?

-Какие трудности пришлось испытать?

-Кого бы вы похвалили за работу, кто много отвечал и помогал нам? Поаплодируйте этим ребятам.

-Какие задачи мы успели решить на уроке?

- Какие звуки мы изучили?

- Какая буква отражает эти звуки на письме?

- С произведениями какого автора познакомились?

-С какими новыми словами познакомились?

-А на полянке нас встречает дерево настроения. На нём пока нет ни одного листочка. Давайте поможем дереву распуститься. Если вам понравился урок, выберите зелёный листочек, а если вам было неинтересно, то красный листочек, выходите к доске и прикрепите его к дереву.

-Я вижу, что все листочки у нас яркие, значит вам урок понравился. Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно путешествовать, т. к. вы очень много знаете и умеете.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока литературное чтение 1 класс Алфавит УМК кола России.docx

Предмет: литературное чтение Учитель: Васильева А.В.

Класс : 1 Дата проведения: 16.02.16 г

Русский алфавит

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления знаний учащихся об изученных буквах, развития речи, памяти, логического мышления

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Правильно называют буквы русского алфавита; знают алфавитный порядок слов; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения

Личностные результаты

Мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные : оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета

Основное содержание темы, понятия и термины

Образовательные ресурсы

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем. Все вы готовы к уроку.

Настроение у всех хорошее.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

3.Актуализация знаний о буквах .

- Что мы изучали на наших уроках обучения грамоте?

- А для чего нам это нужно? Конечно, самое главное- мы научились читать.

-А теперь вспомним, что мы уже знаем о буквах?

-На какие группы делятся буквы русского языка?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Назовите парные согласные.

- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки

Принимают учебную задачу

II. Постановка учебной задачи

-Как вы думаете, всё ли мы узнали о буквах?

-Сегодня на уроке мы будем узнавать новое о буквах.

-Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.

По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и напечатать их внизу на листке.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Алфавит)

- Что такое алфавит? Зачем нужен алфавит? Сегодня мы ответим на этот вопрос.

Работают в парах

III. Закрепление знаний и способов действий

Исследуем слово алфавит.

Построим звуковую модель слова.

-Что означает это слово и почему его так назвали?

-Обратимся к библиотекарю.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё …( алфавит)

- Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.

Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.

-Назовите первую букву, последнюю.

-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?

– О чем это стихотворение?

– Когда оно было написано: в наше время или очень давно? Как это определить? По каким словам?

– Поможет ли вам это стихотворение выучить алфавит?

– Стихотворение написано давно, так как сейчас в школах нерадивых учеников не наказывают розгами

Понимают смысл стихотворения. Находят ответы на вопросы в тексте. Высказывают свое мнение.

Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

5. Чтение стихотворения С. Маршака
(учебник, с. 82)

– Почему автор называет буквы ключами?

- Зачем нужен алфавит?

Читают стихотворение. Отвечают на вопрос

Чтение текста №2

Правильно читают целыми словами. Высказывают свое мнение

– Прочитайте стихотворение с восхищением.

– Ответьте на вопросы в учебнике

Читают стихотворение. Отвечают на вопросы

Выразительно читают стихотворение. Объясняют название

IV. Рефлексивно-оценочный

- Что же новое вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое алфавит?

-Зачем надо знать алфавит?

-Где используют алфавит?

-Кому понравился наш урок, нарисуйте солнышко.

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Текст 1. Почему алфавит так назвали?

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Текст 2 . Зачем нужен алфавит?

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

Алфавитный порядок –никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале .Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.

Вывод: знать алфавит необходимо не только школьникам, но и людям разных профессий, например, учителю , библиотекарю, работнику поликлиники, людям, составляющим различные справочники, словари и т. п.

Тема: Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков.

Тип и вид: урок развивающего контроля.

Цель: создание условий для закрепления знаний и умений различения звуков.

Вспомнить изученные буквы и звуки, которые они обозначают.

Развивать умение составлять схемы слов и предложений.

Воспитывать интерес к предмету.

- Учащийся закрепит умение различать согласные и гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.

- Учащийся получит возможность вспомнить как образуются слоги, как делить слова на слоги.

Личностные: развивать навык работы в паре; осваивать позитивный стиль общения со сверстниками; проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; формирование способности к самоопределению, самооценке.

- Регулятивные УУД: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; самооценка и оценка действий сверстников.

- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определять границы своего знания и незнания; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Читайте также: