Колышущаяся трава и сверяемый конспект

Обновлено: 06.07.2024

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют предложения по данным схемам:

1. . 2. .

III. Образуйте от глаголов форму настоящего или будущего вре мени 1 -го и 2-го лица множественного числа. Графически объясни те окончания.

IV. Запись под диктовку.

Объясните окончания глаголов.

Зависим от погоды, распилим дрова, высушим сено, рассеете по ветру, затеете игру, вертим колеса, катим велосипед, побеспокоим соседей, услышите шорох, дунете на огонь.

V. Объяснительный диктант.

Родина. Какой смысл мы вкладываем в это слово? Мы любим то место, где родились, всегда вспоминаем дом матери, где выросли, ее теплые и добрые руки. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда мы становимся старше, то Родиной считаем не село и не город, а всю страну.

VI. Проверочная работа с использованием перфокарт.

е — и в личных окончаниях глаголов

VII. Подберите глаголы, соответствующие данным схемам:


VIII. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

Домашнее задание: упр. 696.

Урок 179. Правописание безударных личных

Окончаний глаголов

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны назвать основы предложений и составить их схемы.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы. Набухли березовые почки, и на лесных полянах робко показались первые подснежники.

— Что общего между предложениями? В чем разница?

При повторном чтении учащиеся выписывают глаголы.

— Какие из них соответствуют схемам?

(прилетят); (показались).

На что указывает окончание -ят в глаголе прилетят? (II спр., буд. время, 3-е л., мн. ч.)

— Какие окончания имеют глаголы 3-го л., мн. ч., I и II спряжения в настоящем и будущем времени? Приведите примеры.

II. Комментированное письмо.

Образуйте от глаголов (они заранее записаны на доске) форму настоящего или будущего времени 3-го л., мн. ч.

Хвалить — . носить — . надеяться — . клеить — . слышать — …, видеть — . плескаться — … .

II. Запись под диктовку.

Учащиеся графически объясняют окончания глаголов.

Слышатся звуки, колышутся травы, сеются дожди, зависят от нас, напрасно тревожатся, наслаждаются природой, редеют облака, объединяются в союз, дышат свежестью, заявляют о мире, приближаются к станции, увлекаются спортом.

IV. Объяснительный диктант.

1. Утки чуют опасность и прячутся в камышах. 2. В тайге строятся новые города, прокладываются дороги. 3. Скоро заколышутся хлеба, застрекочут жатки, покатят машины с зерном. 4. Повеют весенние ветры. 5. Едва выглянет солнце — защебечут птицы.


Однако это объяснение ему показалось наиболее подходящим, и он повторил его себе, прочёсывая глазами участок колышущейся травы за деревьями.

Платье чуть развевалось внизу в такт колышущейся траве, и казалось, что это не ткань, а струящийся ослепительно белый светящийся и фосфоресцирующий туман.

Серое низкое небо, холодный порывистый ветер, волнами колыхающаяся трава, словно море в штормовую погоду.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вступительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

На почве около корабля мы заметили единственное живое существо, хотя беспрестанно колышущаяся трава говорила о том, что жизнь здесь кипит ключом.

Над морем слегка колышущейся травы поднялись разноцветные точки светляков, которые кружились в воздухе в чудесном световом балете.

Бескрайнее море колышущихся трав стало отступать, появились каменистые россыпи и участки голой, изрезанной трещинами земли.

Стена была добрых три фута толщиной, камни искусно пригнаны друг к другу, сцеплены мхом и лишайником, увенчаны колышущимися травами.

Под его монотонное вытье в колыхающейся траве сплетались и расплетались в разнообразных позах и сочетаниях рычащие, стонущие, охающие и визжащие люди.

А он вдруг оказался в кристальной воде ночного лесного озера, но прозрачной, как синее стекло, до самого дна в бахроме колышущейся травы.

Вдалеке, за спиной дамы, сквозь шорох колыхающейся травы и веток, я расслышал какое-то детское лопотание.

Густая чернильная темнота и сонмы неоновых огней магии жизни, сизая колышущаяся трава, цветы невообразимых расцветок, больше похожие на самоцветы.

Длинные низкие холмы поросли колышущейся травой, где деревья попа́дали или их порубили, кто там разберёт.

За псевдоокном, под тёплым летним солнцем, простиралось бескрайнее зелено поле с торчащей над колышущейся травой старой мельницей.

В степи свои звуки, тонкие, неявные: верховой шум – ветра в ушах, низовой – ветра, вихляющего в сухой колышущейся траве, криках редких птиц, живущих прямо на земле.

Он не похож на других людей, с которыми я сталкивалась, он в такой гармонии со средой обитания, что кажется её частью, он врос в эту землю корнями, как деревья и слегка колышущаяся трава.

– Так что пошли, пичуга неразумная, нечего бока отлёживать, – он двинулся через кажущееся бескрайним море колышущейся травы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 16.11.2017

Урок: 39

Тема: Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные.

Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике.

Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику причастия по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о причастии; находить причастие в тексте.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетенция): способность использовать родной язык как средство получения знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

ТИП УРОКА: открытия новых знаний

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деятельно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Организационный момент

Психологический настрой “Все в твоих руках”. (Притча)
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, в которой мы будем чувствовать себя “как дома”.

Ориентировочно-мотивационный этап

- Какие ошибки допустил Митрофан? Почему?

(Он неправильно определил части речи, потому что он их не знал).

- Сам того не зная, Митрофан употребил особую форму глагола (на доску прикрепляются карточки со словами: навешена, приложена ).

Чтобы не оказаться в его положении, мы должны изучить эту тему. Итак, какую учебную задачу мы ставим перед собой? (Изучить особую форму глагола).

- Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить? (Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, работать над правописанием).

Хочу напомнить, что на каждом этапе урока вы должны поставить себе оценку. По этим оценкам я поставлю итоговую отметку. Если вы не согласны со мной, можете аргументировано оспаривать её. (Учащимся дается лист самооценки)

Актуализация опорных знаний

- Изучение причастия мы начнём с повторения прилагательного и глагола

- Итак, назовите признаки прилагательного, глагола.

Признаки прилагательного Признаки глагола

- Как вы думаете, зачем мы повторили прилагательное и глагол?

(Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, имеет что-то общее и с глаголом, и с прилагательным).

- Поставьте себе оценку за этот этап урока.

Усвоение новых знаний

- Давайте, разберем пример и выясним, правильно ли ваше рассуждение.

Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова.

а) Осыпаются астры в садах,

Старый клён под окошком желтеет.

б) Мелькает желтый лист на зелени дерева.

в) Волнуется желтеющая нива.

Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий)

Давайте определим, что обозначают эти слова, какой частью речи являются?

В первом предложении? Желтеет – действие - глагол.

Во втором? Желтый - признак предмета - имя прилагательное.

В третьем? Желтеющий - ?

Это слово похоже на глагол? (нет)

На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?)

Сравним эти два слова – желтый и желтеющий.

Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий?

Изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию.

Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного.

Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак.

Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)

Работа с учебником

Прочитаем, что сказано о причастии в учебнике на странице 32 ,

Что значит “особая форма глагола”? (т.е. образуется от глагола)

Есть ли в определении причастия что-то от прилагательного? (да, признак, вопрос-какой?)

Изучать причастие мы будем по нашему привычному плану.

План изучения причастия.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая роль.

О значении мы уже сказали.

Что же такое причастие?

Давайте проанализируем словосочетания и посмотрим, какие признаки есть у причастия:

а) желтеющая нива;

желтеющее поле; род

б) желтеющая нива;

желтеющие нивы; число

в) желтеющая нива;

от желтеющей нивы; падеж

на желтеющей ниве;

г) желтеющая нива;

желтевшая нива; время

д) желтевшая нива;

пожелтевшая нива; вид

е) желтеющая нива; возратность/невозвратность

учитель записывает все признаки на доске:

возвратность.

От каких частей речи берет эти признаки причастие? (от прилагательного и глагола)

Как вы думаете, какие признаки у причастия от глагола, а какие от прилагательного?

Попробуем составить кластер.

Признаки глагола Признаки прилагательного

2. Время 2. Число

3. Возвратность 3. Род

Проверка по вариантам.

Обобщим. Что вы узнали о признаках причастия?

Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.

Итак, вернемся к нашему плану.

Теперь нам осталось узнать о синтаксической роли причастия в предложении.Выполните частичный синтаксический разбор предложения (члены предложения, части речи)

Волнуется желтеющая нива

(Когда дети выполняют разбор, учитель выписывает предложение на доску. Один человек потом с тетрадью делает разбор с полным комментарием у доски.)

Какова же синтаксическая роль причастия?

-Что же означают слова В.Даля, взятые в качестве эпиграфа?.

Оцените свою работу.

Закрепление изученного материала

- А теперь, зная, что такое причастие, попробуем выполнить следующее задание.

Распределительный диктант

Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.

На улице светило яркое солнце.

Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.

По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.

С неба падали холодные снежинки.

Смирно стоят зеленеющие ели.

В поле завывает злая вьюга.

Падающий снег сверкал на солнце.

Заяц оставил на снегу маленькие следы.

Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

- Давайте проверим, что вы выписали.

- В одном из причастий найдите признаки прилагательного и глагола.

Оцените свою работу.

Буквенно- цифровой диктант.

Запишем в тетради следующий числовой ряд.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нужно указать под цифрами буквами п, г, о, какое прозвучало слово.

п – прилагательное, г – глагол, о – особая форма глагола.

Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.

Правильный ответ: п о п о г п г п г о

1. Укажите причастие:

2. Укажите словосочетание “прил. + сущ. ”, где существительное- главное слово.

3. Укажите словосочетание “прич. + сущ. ”, где существительное- главное слово.

Сидящие на дереве

- Какую учебную цель мы поставили в начале урока? Решили ли мы эту задачу?

(Изучить особую форму глагола - причастие. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам, падежам; имеют вид, время)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Задачи: закреплять и пополнять знания детей о природе, активизировать словарь детей; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предмет: Мир растений

Цели: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Закреплять и пополнять знания детей о природе;

Учить согласовывать слова в предложения;

Активизировать словарь детей.

Совершенствовать умение выразительно читать стихи;

Развивать умение логически мыслить;

Развивать коммуникативные умения;

Развивать монолог и связную речь.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;

Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Чередовать виды деятельности, предупреждая переутомление детей.

Методы и приемы:

Словарная работа:

Растения, дуб, береза, клен, рябина, одуванчик, крапива, подсолнух, ромашка, зверобой, шиповник, подорожник, мать-и-мачеха, корень, стебель, цветок, листья.

Организационная часть

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, отвечать

И друг другу помогать.

-Вы готовы слушать, отвечать и друг другу помогать?

Какое у нас сейчас время года?- Осень

Какой сейчас месяц?- сентябрь

Какие еще осенние месяцы вы знаете?- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Какая погода на улице?- Становится холодно, солнце светит меньше, часто идет дождь, с деревьев опадают листья.- Правильно.

Эмоциональный настрой детей на урок.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг-Природа!

Природа- это то, что создано и существует само по себе, без помощи человека.

Назовите, что относится к природе - Воздух, вода, растения, небо, облака, река, камень, животные- Молодцы.

Все, что вы видели - это природа. Природа бывает живая и неживая.

Неживая природа-это горы , камни, небо, облака, вода.

Живая природа-это то, что растет, питается, развивается и размножается.

II. Основная часть

Живая природа- это растения, животные, насекомые и бабочки. Сегодня у нас с вами занятия про растения в природе.

Комнатные растения-это живая природа? А почему?

Что такое растения? - Это то, что растет из земли.

Что растет в природе? - Деревья, кустарники, цветы, трава.

Какие вы знаете деревья? - Клен, береза, дуб, рябина.

Вы знаете, из каких частей состоит дерево? Давайте посмотрим на дерево.

Что у дерева под землей? – Корни.

А зачем они? – Деревья держатся корнями за землю и берут из нее питание.

А дальше? - Дальше идет ствол.

А на стволе? - На стволе находится кора.

Потом идут? - Ветки. А на ветках - листочки.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные- это деревья, у которых на ветках листья. Хвойные- это те, у которых хвоя или иголочки.

Какие вы знаете лиственные деревья? - Дуб, клен, осина, береза.

Какие вы знаете хвойные деревья? – Сосна, ель.

Молодцы, все листья узнали.

Ребята, деревья очень важны в жизни человека - из древесины делают мебель, строят дома, делают лыжи и музыкальные инструменты, делают игрушки. Дровами топят печки. Деревья дают плоды.

Кустарник- это близкий родственник дерева. Они также важны и значимы для жизни на земле, как и деревья.

Чем отличаются деревья и кустарники?- Деревья выше, а кустарник- ниже. У дерева один ствол,а у кустарника- несколько стволов.

А чем они похожи? – У деревьев и кустарников есть ветки и листья, они дают плоды.

Человеку кустарники дают ягоды, орехи, лекарственнные плоды. Человек наслаждается их красотой и тенью.

Какие вы знаете кустарники? - Шиповник, сирень, орешник, малина, черная смородина.

Что еще относится к растениям? – Цветы. - Правильно.

Цветы бывают садовые и луговые.

Садовые цветы- это цветы, которые выращивает человек.

Луговые- это те, которые растут в поле, в лесу.

Какие вы знаете садовые цветы? - Флоксы, бархатцы, георгины, золотые шары.

Какие вы знаете луговые цветы? - Васильки, ромашки, одуванчики, колокольчики.

У него есть один ствол, ветки и листья- Дерево.

Они растут в траве, красиво цветут, бывают разного цвета- Цветы.

У него есть корень, несколько тонких стволов, ветки и листья- Кустарник.

Что покрывает всю землю? - Трава.

Физкультминутка

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги- это корни, их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали,

Из глубин далеких воду доставали.

Тело наше- ствол могучий, он чуть-чуть качается,

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют,

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют.

Пальцы веточками будут, листья закрывают их.

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!

Молодцы. Сели.

Теперь слушайте загадки и попробуйте их отгадать:

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки (Одуванчик)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки (Береза)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит (Колокольчик)

Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок, белые реснички (Ромашка)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же. (Крапива)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

На солнце я похожий,

И солнце я люблю.

За солнцем поворачиваю

Голову свою (Подсолнух)

Молодцы, все загадки отгадали.

Растения, ребята, это чудесное творение природы. Они очень важны для человека. От деревьев и кустарников человек получает древесину, ягоды и плоды, цветы радуют глаз. Растения создают тень и очищают воздух . А еще растения лечат.

Ребята, а вы знаете, что в лесу есть своя лесная аптека? Что такое аптека? - Это где продают лекарства.

Правильно. А в природе аптека- это растения, которые помогают людям избавляться от многих болезней.

Много трав растет полезных,

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Ребята, а какие лекарственные комнатные растения вы помните?-Алоэ, каланхое.

В природе очень много лекарственных растений.- человек ими пользуется, когда болеет или плохо себя чувствует.

Список лекарственных трав очень большой. Надо уметь правильно пользоваться дарами природы и беречь их.

Ты натер ногу в пути, упал и и ободрал коленку, какое растение может облегчить боль? (Подорожник)

Чем можно лечить кашель и бронхит? (настой из мать-и-мачехи)

Чем полоскают горло при воспалении? (настой из коры дуба)

Какие растения помогают от кашля (Ромашка)

Какие растения убивают микробы, лечат десна, затягивают ранки? (Капли зверобоя)

Какие лекарственные травы применяют при простуде? (шалфей, чабрец, листья и ягоды смородины)

Чабрец помогает при бронхите, снимает отеки при укусах пчел, успокаивает нервы и обеззараживает воздух.

При упадке сил пьют (сироп из шиповника, боярышник, зверобой)

Какие растения помогут укрепить волосы (Лопух, крапива)

Видите, сколько мы с вами узнали о растениях в природе? Какие они красивые и полезные для человека. Чтоб все это сохранить надо любить и охранять природу и тогда она ответит нам зелеными лесами, пушистой травой и цветущими кустарниками. Природа- это такой же дом, как и тот, в котором мы живем. А значит мы должны ухаживать, беречь его, ухаживать и оберегать растения в природе, не загрязнять свой второй дом.

Ребята, а вы знаете как надо вести себя на природе?

Не ломать деревья и кустарники, не делать надрезы на деревьях- от этого они сохнут и погибают.

Не рвать цветы. Пусть люди, которые пойдут за тобой полюбуются ими.

Не сорить в лесу. Стараться ходить по тропинкам, чтобы не топтать растения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Сейчас я проверю, как вы запомнили, как надо вести себя на природе.

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим “Да”, если плохо - все вместе кричим “Нет”.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да)

Да, я вижу, что вы знаете как себя вести в лесу и в поле.

Ребята, после нашего урока вы поняли, как надо относиться к природе?- Да.

Любите родную природу

Озера, леса и моря

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля!

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней,

Давайте же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

-Сделайте вывод, пользуясь вашими наблюдениями.

- Почему растения - часть живой природы?

Растения - часть живой природы, так как они дышат, питаются, растут, тянутся к свету, размножаются.

Читайте также: