Княжеская власть и церковь конспект

Обновлено: 07.07.2024

Общая характеристика церкви и светской власти к $XIV$ веку

Русь находилась в состоянии феодальной раздробленности и подчинения игу Золотой Орды. На рубеже $XIII-XIV$ веков выделились три княжества, претендовавшие на роль центра: Московское, Тверское и Суздальско-Нижегородское. Деятельность московских князей, использовавших любые средства для достижения своих целей, привела к тому, что победителем вышла Москва. Активная деятельность по возвышению Московского княжества началась с князя Ивана Калиты.

В начале $XIV$ века кафедра русского митрополита стала располагаться в Москве. До этого в течение первых веков христианства на Руси присылаемые из Византии митрополиты находились в Киеве.

В сложных условиях, в которых находилась Русь, церковь являлась связующим звеном для всего народа. Во главе церкви стоял митрополит, назначаемый из Византии. В $XIV$ веке фактически церковь была под двойным контролем: Византии и Золотой Орды. Церковных иерархов нужно было утверждать в Орде так же, как великого князя.

При этом важно отметить, что Орда освободила церковь от уплаты дани и, в общем, никак не препятствовала исповедованию православия.

Более того, церковь была институтом, чье положение на Руси было максимально легким, в то время как княжеская власть зависела от Орды, а простое население испытывало все тяготы дани, да еще и княжеских распрей. Также церковь была крупным землевладельцем, экономически хорошо обеспеченным.

Взаимоотношения церкви и власти в начале $XIV$ века

Консолидация русских земель началась с возвышения Московского княжества. Церковь активно поддерживала Москву. Иван Калита, находившийся в хороших отношениях с митрополитом Петром, убедил его перенести митрополичью кафедру в Москву. Так Москва становилась не только политическим, но и духовным центром объединения. Следующим митрополитом после умершего в $1326$ году Петра стал Феогност. Этот иерарх также поддерживал московских князей, но делал это отчасти вынужденно. Дело в том, что Константинополь переживал тяжелую борьбу, начавшуюся как богословский спор между гуманистами и исихастами, и перешедшую в политическую плоскость. Осудив исихастов, Феогност не рассчитывал, что они придут к власти, поэтому, когда это произошло, он остался без главного союзника. В этих условиях, митрополит вынужден был поддерживать Московское княжество.

Готовые работы на аналогичную тему

Митрополит Алексий

Преемником Феогноста стал Алексий. Он происходил из влиятельной московской боярской семьи Бяконт, был крестником Ивана Калиты. Поэтому неудивительно, что великий князь Симеон Гордый фактически сам выбрал его в качестве наместника Феогноста в $1344$ году. При этом Феогност также принял Алексия и благословил его. Алексий в качестве кандидата отправился в Константинополь, там он пробыл в течение года и был утвержден патриархом Филофеем. Случай был довольно нетипичным – обычно митрополитом мог стать только грек, которого Константинополь сам назначал.


Великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност скончались в $1353$ году от чумы. Великим князем стал Иван Иванович, брат Симеона. Митрополит Алексий поддерживал князя в его недолгое правление, а затем стал фактически регентом при его малолетнем сыне Дмитрии, будущем Дмитрии Донском. Внешне митрополит Алексий, подобно своим предшественникам, был лоялен к Орде, даже вылечил жену хана Узбека Тайдулу.

Но фактически деятельность митрополита Алексия была целиком направлена на укрепление Руси, на создание союза князей, способных бросить вызов Орде.

Именно его подготовке обязана сам факт того, что битва на Куликовом поле состоялась. Митрополит Алексий умер в $1378$ году. Преемник ему в Византии был назначен давно – им стал митрополит Киприан, приверженец исихазма, не скрывавший симпатий Литве. Считается, что Киприан был одним из виновников того, что в $1382$ году Москва была сожжена Тохтамышем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Власть и церковь

Цели: сформировать представление о характере и динамике взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.

I . Оргмомент (подготовка к уроку)

II . Проверка Д/З

- Дайте характеристику личности царя Алексея Михайловича

- Какие черты приобрело российское самодержавие в XVII веке?

- В чем проявилось укрепление самодержавной власти при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче?

-Объясните причины падения роли Земских соборов и Боярской Думы в XVII в.

- Охарактеризуйте систему центрального управления - приказов. чем была вызвана необходимость реформы приказной системы?

- Чем различались основы власти Ивана Грозного и царя Алексея Михайловича?

- Как изменилась система государственного управления в XVII в. по сравнению с XIV - XVI вв.?

III . Изучение нового материала.

Смута обернулась суровым испытанием для русской церкви. однако, несмотря на трудности и потери, она не только выстояла, но и сыграла большую роль в восстановлении российской государственности.

Церковная реформа 1653 - 1655 годов стала российским вариантом Реформации, которая проходила в Европе. Неизбежное следствие реформы - церковный раскол.

Проблемный вопрос: Что произошло? Почему одни люди смеются, другие плачут? Какие исторические события легли в основу сюжета картины?

Особая роль церкви в жизни общества и значение патриарха Филарета в политической жизни России повлекли за собой усиление напряженности в отношениях между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в условиях нараставшего и усилившегося с каждым годом самодержавного характера царской власти.

- В чем суть возникшей в начале XVI в. теории "Москва - третий Рим"?

- Итак, эта идея утверждала, что после падения Византии не осталось ни одного независимого православного государства, кроме России, что только Русская православная церковь сохранила свою независимость и чистоту истинного христианства и поэтому должна играть решающую роль в православии.

Следовательно, возвеличивалась роль московских государей и Русского государства как гарантов сохранения истинной христианской веры. А московские цари получили идейное обоснование своей власти и определенный аргумент для активной борьбы с внешними врагами.

Таким образом, возобладало мнение, что грекам надо учиться у русских, а не наоборот. Именно к середине XVII в. накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной практикой и возникали вопросы относительно обрядов Русской православной церкви.

- Чем была вызвана необходимость церковной реформы?

Работа с документом и учебником. Составить характеристику личности по плану (см. приложение)

План описания жизни и деятельности исторической личности

1. Годы жизни или (и) правления.

2. Этапы жизни и деятельности (кратная биография).

З. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

4. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

5. Историческое значение данной личности.

Реформа патриарха Никона.

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57-58.

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:

Крещение тремя пальцами;

Поясные поклоны вместо земных;

Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

- Почему была необходима церковная реформа?

- Какие ее положения вы считаете главными и почему?

- Каковы причины массового протеста верующих против церковной реформы?

- Какую линию в отношении противников реформы заняло руководство церкви и царская власть?

- чем это можно объяснить?

Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

- Чем можно объяснить тот факт, что, обладая сильными личными качествами и ставя задачу усиления роли церкви в государственных делах, патриарх Филарет и Никон добились разных результатов в этом?

- В чем была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне?

- каков был результат противостояния царя и патриарха?

- Чем можно объяснить поражение Никона в этом противостоянии?

Церковный Собор 1666-1667 годов.

При обсуждении заполняем таблицу "Церковный собор 1666 -1667 годов"

Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.

- Почему была необходимость созыва церковного собора?

- Какие задачи он должен был решить?

- какие решения принял Собор, какое значение они имели?

- Каков был главный итог Церковного собора и к каким последствиям он привел?

Разбираем картину М. Боткина "Старовер"

- характеристика Аввакума (задание по документам)

- Какие страницы биографии мятежного протопопа показались вам самыми яркими и почему?

- Почему как церковная, так и царская власть с особой жестокостью подавляла выступления старообрядцев?

- Чем можно объяснить попытки царя заставить Аввакума отказаться от своих убеждений?

Таким образом русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет. К середине XVII века сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но явилась причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста народа против гнета властей.

- Отвечаем на проблемный вопрос: Что произошло? Почему одни люди смеются, другие плачут? Какие исторические события легли в основу сюжета картины?

1. Восстановите в хронологической последовательности события:

а) введение троеперстия

б) исправление в богослужебных книгах

в) осуждение церковным собором Никона

г) одобрение церковным собором реформ в церкви

д) сожжение на костре Аввакума

е) осуждение церковным собором старообрядцев

2. Найдите лишнее и вычеркните:

а) Важнейшая причина падения влияния Никона:

-борьба со старообрядцами

- претензии на светскую власть

б) Что явилось главной причиной раскола в русской церкви:

- крещение тремя пальцами

- причащение хлебом и вином

- исправление по греческим образцам икон и книг

- поясные поклоны вместо земных

3. Лидер старообрядцев XVII в., писатель:

Твое отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку)

- Отличный, интересный, захватывающий, заставляющий работать - улыбка

- Нормальный, обычный - полоска

- Скучный, работа без интереса. Бесполезный - нарисовать опущенные уголки губ

Деятельность Филарета была обращена преимущественно на дела государственные. Помещикам определен рубеж, за который никто не мог простирать своего права; крестьяне перестали бродить с места на место и в нищенской праздности предаваться пьянству и грабежам.

Другим важным делом державного первосвятителя было учреждение патриарших приказов. Из числа их: а) Приказ судный, иначе патриарший разряд, стал заведовать всей судебной частью в значении епархиального управления. Предметами заведения были: 1) дела по построении церквей; 2) определение к духовным должностям, или точнее – выдача настольных грамот; 3) рассмотрение жалоб на духовенство и духовных лиц между собою; 4) рассмотрение преступлений против веры; 5) рассмотрение завещаний и суд по брачным делам. б) Казенный патриарший приказ, с 1620 года собирал доходы с вотчины, посылала приказчиков, посельских и житничных старцев, брал пошлины за грамоты и печать Патриарха. Г) Дворцовый приказ под управлением дворецкого с дьяками, делал заготовления и расходы по продовольствию и постройкам патриаршего дома и двора и заведовал служащими при дворе Патриарха.

Исправление и печатание книг при Патриархе Филарете продолжалось непрерывно. Преподобный Дионисий и сотрудники его указали много ошибок в разных церковных книгах. Согласно с волею Патриарха особенно тщательно пересмотрены были Требник и Служебник.

В то же время обращено особенное внимание на распространение христианства между сибирскими народами. Там учреждена была архиепископская кафедра в городе Тобольске.

При Патриархе Филарете произошла канонизация святхы угодников Божиих: Макария Унженского, чудотворца, и Авраамия, игумен Городецкого, -- и установлены им празднества.

Патриарх Филарет скончался в 1633 году, 1 октября. На каменной гробнице Патриарха в Успенском соборе была сделана надпись: «1-го октября, в последний час дня, преставися Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, по плотскому рождению отец, а по духовному чину отец и богомолец, Великий Господин и Государь, Святейший Филарет, Божией милостию Патриарх Московский и всея России.

Аввакум Петров (1620 или 1621— 1682), протопоп, глава старообрядчества, идеолог раскола в Русской православной церкви.

Родился в селе Григорьеве Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье сельского священника. После женитьбы Аввакума на односельчанке Настасье Марковне он был рукоположён в дьяконы (1641 г.), а в 1644 г. стал священником в селе Лопатицы.

Стремление жёстко обличать проступки прихожан привело к его первому столкновению с паствой. В 1646 г. Аввакума избили и выгнали из села вместе с женой и сыном. Он уехал в Москву, где его поддержал земляк Иван Неронов.

После десятилетней ссылки, освобождённый из неё по ходатайству московских друзей, протопоп в 1664 г. возвратился в Москву. Рассорившийся с Никоном Алексей Михайлович принял Аввакума милостиво и приказал поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Аввакум обратился с новыми челобитными к царю, требуя искоренения никонианской ереси. Сам протопоп демонстративно не посещал церкви, где служили по новым обрядам.

14 апреля 1682 г. Аввакум и его ближайшие друзья, всё это время делившие с ним невзгоды пустозерской тюрьмы, — священник Лазарь, инок Епифаний и дьякон Фёдор —-были сожжены в деревянном срубе.

Впоследствии протопоп Аввакум был канонизирован старообрядцами как святой и великомученик.

Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился 28 мая 1605 г. в крестьянской семье в селе Вельдеманово (Княгининского уезда, Нижегородской губернии). Мальчик убегает от мачехи в монастырь (по одной версии - Макарьевский Желтоводский, по другой - Печерский), где, по-видимому, получает первоначальное образование. Уступая просьбам родственников, Никита покинул обитель и женился.

В возрасте двадцати одного года он становится сельским священником, но познакомившиеся с ним на Макарьевской ярмарке московские купцы, которых поразили его дарования, перевозят Никиту в столицу.

Потрясенный смертью всех своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь, а сам принимает монашество под именем Никона. С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря.

В 1648 г. Никон становится уже митрополитом Новгородским. Тогда он приобретает широкую популярность своими проповедями, заботами о церковном благочинии и благотворительностью.

Недолгие шесть лет патриаршества Никона оставили глубокий след в русском православии. Его имя часто упоминается в связи с печальным расколом в Церкви. Никон занимается правкой книг, проводит церковные реформы.

Никон мыслил Россию восприемницей Византии, наследницей православного царства. Собор под давлением греческих патриархов и тайного агента Ватикана - Лигарида - снял с Никона патриарший сан якобы за превышение власти, за самоуправство. Те же изменения, которые под его руководством были внесены в порядок богослужений, все до единого были одобрены и узаконены.

Никон был приговорен к лишению святительского сана и к ссылке в Ферапонтов монастырь, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Но разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре как патриарх.


Урок подробно описывает причины, ход и последствия церковного раскола XVII века в Русской церкви. Даёт характеристику действиям патриарха Никона. Показывает процесс образования и особенности отдельной ветви православия – старообрядчества. Объясняет значение православия для российского общества XVII века.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Власть и церковь. Церковный раскол"

Годы Смуты стали для Русской православной церкви серьёзным испытанием.

В годы лихолетья, как и среди всех сословий Росси, часть духовенства поддержала самозванцев. Это отрицательно сказалось на единстве церкви.

Материальные потери так же были значительными. Только в одной Москве за время польской интервенции было уничтожено и разграблено более четырёхсот церквей. Та же ситуация наблюдалась и в иных захваченных землях.

Многие представители духовенства, боровшиеся против иноземцев, погибли или были уведены в плен, как это произошло с фактическим главой православной церкви митрополитом Филаретом.

Но Русская православная церковь достойно выдержала эти испытания. Благодаря самоотверженным действиям многих священнослужителей, католичество (религия захватчиков) не распространилась в России.

Это был очень важный момент, так как в то время люди чаще отожествляли себя с определённой верой. Религия во многом создавала образ жизни, культуру, государственные традиции.

Таким образом, православие помогло сохранить Российское государство.

В 1619 году митрополит Филарет, отец царя Михаила Фёдоровича, вернулся из плена. Царь видел в своём отце опытного и авторитетного советника, поэтому в этом же году Филарет был избран патриархом Московским и всея Руси.

При нём влияние православной церкви значительно возросло. Филарет, ввиду того что был отцом царя, стал его соправителем.

Ни одно важное государственное дело не решалось без участия патриарха. В официальных документах подписи царя и его отца стояли рядом.

Значительными были преобразования Филарета в церковном устройстве.

При его содействии патриаршие земли стали практически государством в государстве. Их управление было устроено по образцу царского двора.

По его приказу была проведена опись всего церковного имущества и пересмотрены жалованные грамоты, выданные монастырям.

До середины 16 века книги в России, в том числе и церковные, переписывались от руки. За столетия в них накопилось множество неточностей и ошибок по сравнению с первоисточниками.

При Михаиле Фёдоровиче вновь началось издание печатных церковных книг, но их содержание стало вызывать нарекания многих священнослужителей.

Но за долгие годы между формами Византийского (греческого) и русского православия появились расхождения.

Разночтения в текстах молитв (различное произношение имён святых, расхождения в церковной терминологии).

Разница в обрядах и обычаях (крещение двумя пальцами на Руси и тремя – в греческой церкви, различные песнопения во время службы).

Придерживаясь сложившейся в России за века православной обрядности, население показывало исключительность своей веры, а следовательно уникальность культуры и государственности.

Хранителями же этой уникальности выступали церковные книги, в которых были записаны основные обряды и традиции, в соответствии с которыми поколения людей выстраивали свою жизнь.

Поэтому впоследствии, при издании новых церковных книг за образец брались в основном русские тексты. Они постепенно приводились к единому образцу.

В 1653 году началось осуществление церковной реформы патриарха Никона.

Но переход к новым обычаям был слишком резким. Новшества зачастую насаждались силой. Старые церковные книги и многие иконы изымались и уничтожались, преследованиям стали подвергаться люди, не желавшие перемен.

На Поместном соборе 1656 года, собранным Никоном для продолжения своей реформы, все продолжающие креститься двуперстно были прокляты. Это вызвало ещё большее недовольство действиями патриарха.

В 1657 году произошёл конфликт между Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Патриарх часто критиковал власть за ущемление прав церкви, оспаривал с правителем право верховной власти, самостоятельно проводил церковные преобразования. Всем этим воспользовались недовольные влиянием Никона бояре, которые смогли настроить царя против патриарха.

В знак протеста, в 1658 году, Никон покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он рассчитывал на то, что царь самолично попросит патриарха вернуться, тем самым подчеркнёт его значимость и влияние.

Но этого не произошло. На Большом Московском соборе 1666 – 1667 годов патриарх Никон был извержен из патриаршества и сослан в Ферапонтов монастырь.

С прекращение деятельности Никона многие его противники ожидали и свёртывание его реформ.

Но Большой собор утвердил все преобразования Никона. Он же наложил анафемы на все старые церковные книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены еретиками. В Русской православной церкви окончательно утвердился раскол.

Сторонников старых церковных порядков стали называть старообрядцами. Их движение – раскольничеством.

Только жёсткие меры государства (аресты, ссылки, ущемление в правах влиятельных старообрядцев и сочувствующих им, а так же казнь одного из главных противников новшеств протопопа Аввакума и его сторонников) не позволили ситуации вылиться в серьёзный конфликт.

Таким образом, к концу 17 века влияние Русской православной церкви на государственную власть значительно уменьшилось.

В это же время, в ходе реформы патриарха Никона, была проведена унификация православных обрядов, богослужения и церковных текстов. Она привела к расколу в Русской церкви и образованию особой ветви православия – старообрядчества.

С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская власть в лице великих князей вынуждена была искать зачастую компромиссные пути. В середине XV в. решалась и другая задача — независимости русской церкви от константинопольского патриарха, которому она подчинялась со времен христианизации Руси. Вместе с тем возникла угроза проникновения в русские земли католичества.

В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния (союз) между православной и католической церквами под главенством папы римского. В работе Флорентийского собора участвовал митрополит Руси, ставленник константинопольского патриарха — Исидор. Однако по возвращении в 1441 г. на Русь за поддержку унии он был арестован Василием II, но бежал в Рим. Лишь через семь лет собор русских епископов избрал нового митрополита — не присланного из Константинополя, а рязанского епископа Иону, ставленника Василия Васильевича. В 1453 г. после падения под ударами турок-османов Константинополя, право выбора русского митрополита окончательно перешло к епископату на Руси. Началась автокефалия русской церкви. Активно вмешивались в церковные дела и великие князья. Однако представлять церковь того времени послушной и беспрекословной нет оснований. Наоборот, противостояние церковной и княжеской власти в конце XV–XVI вв. подчеркнуло относительную слабость Московского государства. И это несмотря на то, что церковь в этот период не была монолитной ни идейно, ни организационно.

К середине XVI в. вновь возникает возможность повести наступление государства на церковные владения.

Государство и церковь

Государство и церковь На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Петра I, в России шла открытая борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII

Государство и церковь

Государство и церковь Согласно Закону от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа – от церкви. Это означало, что церковь переставала быть юридическим лицом, не имела больше права владеть собственностью, вести обучение в частных и государственных

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ УСТРОЙСТВО. Русская православная церковь была господствующей в России. Православие являлось религией более чем 70 % населения страны. Как вы помните, православие, наряду с самодержавием и народностью,

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями — земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

Церковь и государство в конце IV века

Церковь и государство в конце IV века Феодосий Великий и торжество христианства. При преемнике Юлиана Иовиане (363–364), убежденном христианине в никейском смысле, христианство было восстановлено. Но последнее обстоятельство не обозначало гонений против язычников,

Государство и церковь

Государство и церковь Социально-экономические изменения, происшедшие в государстве, и преследования значительно уменьшили влияние православной церкви и сократили число практикующих верующих. Из насчитывавшихся до революции 50 тысяч священнослужителей русской

Церковь и государство в XV–XVI вв

Церковь и государство в XV–XVI вв С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕРКВИ (IV–VII СТОЛЕТИЯ) Политическая идеология византийского мира опиралась на древние традиции — эллинскую, римскую, раннехристианскую. Официальная теология отражала сложную систему верований, сложившуюся в

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО I наменательное явление нашего времени — борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и

Церковь и государство

Церковь и государство Митрополит Алексий был фактически и главой правительства в период княжения малолетнего князя Дмитрия Ивановича (Донского). Он не только всячески поддерживал князя, но и делал всё возможное для возвышения Московии как центра объединения русских

Церковь и государство

Церковь и государство Возможно, именно это влияние церкви, в конце концов, оказалось для нее роковым. Как мы уже видели, царя Алексея всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать

Церковь и государство

Церковь и государство Российская держава создана Вселенской Церковью. Это видно в деятельности святителей Всероссийских, начиная с митрополита Кирилла, современника и друга св. Александра Невского. Это видно и в том, как Церковь отсекала попытки расчленения

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями – земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

Читайте также: