Клімат північної америки конспект уроку

Обновлено: 06.07.2024

обучающая – сформировать представление обучающихся о климатических особенностях материка Северная Америка и причинах их обусловивших .

развивающая – создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания, создать условия для развития коммуникативных навыков.

воспитывающая – способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию географической культуры личности, навыков внимания, аккуратности и патриотических качеств.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях учащихся

1. Предметные результаты: знать климатообразующие факторы и их влияние на природу материка; уметь различать климатические характеристики давать описание климата различных областей материка; уметь сравнивать климат различных частей Северной Америки.

2. Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с другими обучающимися и работать в коллективе; развитие навыков работы с различными источниками географической информации.

3. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока по дидактической цели – комбинированный.

Рабочая программа по географии в 7 классе по учебнику Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. География: География материков и океанов (М.: Дрофа, 2014).

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник.

Структура (элементы урока) и его содержание

Методы и приемы

I. Организационный.

а) Приветствие. Организация класса.

b) Постановка познавательных задач, связь с предыдущим материалом.

II. Проверка опорных знаний и умений.

(см. Приложение).

III . Изучение нового материала.

Сравнительная характеристика климатических условий разных частей материка.

III. Закрепление и обобщение знаний.

Вопросы и задания:

Какие факторы влияют на формирование климата Северной Америки?

Почему климатические условия одного климатического пояса на западном и восточном побережье резко отличаются?

С климатом какой части Северной Америки имеет сходство климат вашей местности? С чем это связано?

Какие территории материка благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности населения?

Где находится самое холодное, жаркое, влажное и сухое места Северной Америки? Объясните почему.

IV. Домашнее задание

Прочитать § 44 (стр. 214-217) и устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Проверочная работа по вариантам.

1. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ, беседа.

Конспект урока

I. Ребята , прозвенел звонок. Здравствуйте, присаживайтесь ( подождать пока обучающиеся займут свои места ). Сегодняшний урок проведу я, меня зовут Кристина Сергеевна. Для начала отметим отсутствующих ( отмечаю отсутствующих на уроке ).

Что такое климат? ( Ответ – многолетний режим погоды, характерный для определенной местности ). Правильно! Ребята, а зачем нам нужно изучать климат любой территории? ( слушаю ответы обучающихся ).

1. Климатообразующие факторы. Вы, наверно, знаете, что климат любой территории зависит от определенных факторов. От каких? ( слушаю ответы обучающихся ). Молодцы! К климатообразующим факторам относят географическую широту, атмосферную циркуляцию (ветры), рельеф, течения и влияние океанов. Разберем вместе, как каждый из этих факторов может влиять на климат Северной Америки.

Начнем с географической широты . Каким образом географическая широта влияет на климатические условия? (Ответ - большая протяженность с севера на юг от полярных до субэкваториальных широт. В Северной Америке полный набор климатических поясов, кроме экваториального. Северная часть материка очень широкая, большая часть материка находится в условиях умеренного и субарктического климата). Правильно!

Следующий фактор – атмосферная циркуляция . Откройте карты атласа на стр. 35. Какова причина движения воздушных масс? ( Ответ – ветер ). Как образуется ветер? ( Ответ – из-за перепада в давлении; дует из области высокого в область низкого давления ). Хорошо! В зоне каких постоянных ветров находится Северная Америка? ( Ответ - на крайнем севере продувается ветрами северо-восточного переноса, приходящими с ледников Гренландии. В умеренных широтах со стороны Тихого океана на материк приходят ветры западного переноса. А на крайнем юге материк находится под действием пассатов ). Правильно!

Другой климатообразующий фактор – рельеф . Откройте физическую карту Северной Америки на стр.34. Что находится на западе материка? ( Ответ - Кордильеры ). Как Кордильеры будут влиять на климат? ( Кордильеры выступают в роли барьера на пути движения воздушных масс с Тихого океана ). Теперь посмотрим на север и юг материка. Если ли барьеры на пути движения воздушных масс с севера и юга? ( Ответ - отсутствие гор на севере и юге способствует проникновению на юг холодных воздушных масс с севера, а теплых с юга далеко на север ). Верно! Большая разница в температурах воздушных масс создает условия для возникновения ураганов и смерчей .

Течения также оказывают влияние на климат материка. Откройте карту мирового океана на стр. 20-21. Какие течения проходят у берегов Северной Америки и как они будут влиять на климат? ( Ответ - в умеренных широтах вдоль берегов Тихого океана движется теплое Аляскинское и Северо-Тихоокеанское течения, в тропических – холодное Калифорнийское. Со стороны Атлантического океана наибольшее влияние оказывает Гольфстрим (теплое течение), холодное Лабрадорское течение. Теплые течения будут отеплять климат, а холодные - наоборот ). Все верно!

И последний фактор – влияние океанов . Вспомним, какие океаны омывают материк. ( Ответ: на севере – Северный Ледовитый, на западе – тихий, на востоке - Атлантический ). Тихий океан влияет на климат западного побережья, Атлантический - на юго-восточное побережье, а центральные районы находятся на большом удалении от океанов.

Таким образом, мы с вами выяснили, какие факторы влияют на климат Северной Америки. Запишем основные моменты в тетрадь ( обучающиеся записывают в тетрадь факторы, влияющие на климат ).

Таким образом, сегодня на уроке мы определили факторы, влияющие на климат материка, и выявили причины, вызывающие изменения климатических условий в пределах одного климатического пояса.

I V . Закрепление и обобщение знаний. Вопросы и задания для закрепления ( см. план урока ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Южная Америка среди всех материков по величине территории занимает:

Первооткрывателем Америки является:

Большой вклад в изучение Южной Америки внес:

Южную Америку от Антарктиды отделяет:

Самая высокая вершина Анд:

Тропические леса Южной Америки называются:

Анды – самая длинная горная система мира, которая протянулась на:

В западной части Южной Америки преобладают полезные ископаемые:

Реку Амазонка открыл:

Нуньес де Бальбоа

III. Изучение нового материала

А) Работа на интерактивной доске. Сравнение климата Африки и Южной Америки:

Пересекает на севере

Пересекает по центру

Протяженность с севера на юг

Меньше чем у Африки

Больше, чем у Южной Америки

Набор климатических поясов

Выводы по таблице:

1. Африка по центру пересекается экватором, поэтому климатические пояса идут по обе стороны экватора;

2. Большая часть Южной Америки находится в южном полушарии, так как экватор пересекает материк в северной части.

Б) Вопросы к классу:

- Что такое воздушные массы? (Это большой объем воздуха, который формируется над определенной территорией и обладает одинаковыми свойствами: температурой, влажностью)

- Какие типы воздушных масс мы знаем? (Экваториальные, тропические, умеренные, арктические)

- Какими свойствами обладают воздушные массы? (Экваториальные-влажные и жаркие, тропические- сухие и жаркие, умеренные – прохладные и влажные, арктические – холодные и сухие)

- А какие климатообразующие факторы мы знаем? (географическое положение, рельеф, высота над уровнем моря, течения и др.)

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает один климатический пояс. Все работают по одному плану. Данные заносят каждая группа в свою графу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме изучения нового материала и решения проблемных вопросов, поставленных перед учащимися.

Особенностью данного урока является сочетание на уроке современных педагогических технологий на примере ИКТ с использованием компьютерной презентации (выполненной в программе PowerPoint), так и традиционных методов ведения урока: отработка практических умений и навыков работы с картами атласа, текстом учебника и нанесение на контурную карту климатических поясов Южной Америки. Дифференцированный подход к учащимся планируется заранее.

Обратная связь на уроке может быть выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорных сфер в области глазомерного ориентирования.

Большое внимание на уроке уделяется развитию функций мышления, памяти, внимания, а также отработке географических умений и навыков работы с картами атласа, контурными картами, справочными материалами. Можно использовальзовать сочетание наглядных, словесных и практических методов работы.

Цель: изучить климат Южной Америки и факторы его формирования

1. При помощи современной информационных технологий сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки через систему географических задач.

2. Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.

3. Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.

5. Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.

1. Продолжить работу по развитию познавательного интереса школьников к предмету

2. Продолжить работу по развитию картографических навыков через работу с комплектом карт атласа, а также с климатическими диаграммами.

3. Развивать логическое мышление.

4. Участием в подготовке нестандартного урока дать возможность каждому обучающемуся проявить в полной мере свои индивидуально-психологические особенности.

1. Продолжить работу по формированию воспитания познавательной активности, географической культуры учащихся, через восприятие и усвоение новых понятий.

2. Формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.

Технологии, методы и способы, используемые на уроке: информационная, игровая, коллективный способ обучения, интерактивный, проектный, интегрированный методы,

Компетентности, вырабатываемые на данном уроке:

Оборудование:

2. Карты географического атласа (7 класс):

- Климатические пояса и области мира

- Южная Америка. Физическая карта.

- Южная Америка. Климатическая карта.

- Контурная карта. Южная Америка. Климатические пояса и области.

Этапы урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация. Проблемный вопрос.

2. Актуализация знания. Выдвижение идей.

4. Изучение нового материала

6. Домашнее задание.

8. Завершение урока. Похвала. Положительная оценка. Пожелания.

1. Организационный момент

- Приветствие. Эмоциональный настрой.

- Мотивация. Проблемный вопрос.

Учитель: Дорогие друзья! Наше путешествие по Южной Америке продолжается!

2. Актуализация опорных знаний.

Учащиеся: Основные и переходные.

Учитель: Назовите основные и переходные климатические пояса?

Учитель: Что мы называем воздушной массой?

Учащиеся: Воздушные массы – это большой объем воздуха, формирующийся над определенной территорией и обладающий общими свойствами: температурой, влажностью, прозрачностью и т.д.

Учитель: Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают?

Учащиеся: Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие

Учитель: Вспомните основные факторы, от которых зависит климат.

Учащиеся: Географическое положение, подстилающая поверхность, течения, высота над уровнем моря, распределение суши и моря и т.д.

Слайды презентации. Учитель: Приближался дождливый сезон. С севера ползли по небу тяжелые мрачные тучи. Свинцовые, грозные, они словно готовились штурмовать темно-зеленую горную крепость.

Жарко, душно. Первые молнии пронизывают сумрак огненными стрелами. Внизу воздух недвижим, ветер стих совершенно, ни один лист не колышется. Птицы примолкли, даже сверчков не слышно.

И тут в горах рождается глухое рычание. Оно как бы разрастается вширь и могучей волной катит вперед – все громче, все ближе, все басовитее, на миг почти затихает, затем снова раздражается оглушительным ревом.

Сколько это может длиться? Никто не знает. Земля и небо стерты завесой чудовищного ливня. Дождь летит почти параллельно земле, хлещет ее словно плеткой.

Всю ночь свирепствует буря. Молнии полыхают так часто, что нельзя сосчитать. И снова ливень. Наконец наступает утро. Ветер почти стих, дождь прекратился. Сыро, влажно, пахнет гнилью и мхом.

Ливни здесь не похожи на дожди других уголков Земли. Иногда из-за туч выглядывает солнце. Тогда сразу становится очень жарко и так светло, что глазам больно. Душно так, что трудно дышать.

Основополагающие вопросы: Слайды презентации.

Учитель: Вам интересно узнать, в чем причина таких сильных дождей?

Учитель: Южная Америка удивляет своим климатом – юг холоднее севера, а на побережье океана пустыни – интересно ведь узнать почему?

4. Изучение нового материала

Слайды презентации. Учитель: Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка?

Учащиеся: Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный.

Слайды презентации. Учитель: С каким материком по набору климатических поясов сходна Южная Америка?

Учащиеся: С Африкой.

Учитель: Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов?

Учащиеся: Африку почти посередине пересекает экватор, поэтому климатические пояса северного и южного полушария дублируют друг друга, а Южная Америка большей своей частью находится в южном полушарии, так как экватор пересекает ее в северной части.

Слайды презентации. Учитель: Какое влияние оказывает географическое положение на климат Южной Америки?

- Почему северная часть материка жарче, чем южная?

- Похож ли климат Южной Америки на климат уже изученных вам материков?

Учащиеся: Климаты Южной Америки более разнообразны, чем в Африке и Австралии. В Южной Америке не так жарко, здесь нет таких обширных сухих территорий, как в Африке и Австралии.

Северная часть материка расположена в жарком тепловом поясе, а южная в холодном. Средняя месячная температура, на большей части материка составляет от +20 о до +28 о . Однако иногда с юга вторгаются холодные воздушные массы.

Учитель: Какие? Откуда они движутся? Какой материк самый холодный на Земле?

Учащиеся: Антарктические воздушные массы. Антарктида.

Слайды презентации. Климатообразующие факторы, оказывающие влияние на климат Южной Америки.

Учитель: Откроем климатическую карту Южной Америки стр. 30-31. Обратим внимание на условные обозначения: среднегодовое количество осадков и преобладающие направление ветра.

- Равномерно ли распределены осадки на территории Южной Америки?

- В какой части материка выпадает наибольшее количество осадков? С чем это связано? Что влияет на распределение осадков?

В ходе объяснения ученики выполняют задание в опорных листах (на соответствие).

1. На распределение осадков влияет рельеф. Материк открыт влиянию Атлантического океана и изолирован от влияния Тихого океана.

Воздушные потоки, идущие со стороны Атлантического океана, свободно проникают на запад вплоть до подножия Анд. На западе и отчасти на севере барьер Анд оказывает влияние на воздушные течения, идущие с Тихого океана и Карибского моря.

2. На распределение осадков влияют воздушные массы. Важнейший тип циркуляции атмосферы для большей части Южной Америки — пассатная циркуляция обоих полушарий. В северном полушарии на материк оказывает влияние Северо-восточный пассат, принося теплые воздушные массы, а в южном Юго-восточный. Большое влияние оказывает Западные ветры умеренных широт.

Над всей северной частью выпадает до 3000 мм осадков в год.

Западные ветры умеренных широт приносят с океана много влаги на Тихоокеанское побережье материка. Но на пути стоят Анды, и все осадки остаются на наветренных западных склонах.

3. На распределение осадков влияют течения. Велико значение течений Атлантического и Тихого океанов у берегов материка. Гвианская и Бразильская ветви Южного Пассатного течения в Атлантическом океане создают у берегов Южной Америки зимнюю положительную аномалию порядка 3 °С. Перуанское же холодное течение в Тихом океане, проникающее почти до самого экватора, выносит на север массы холодных вод из Антарктики и снижает температуру в экваториальной зоне на 4 °С по сравнению со средней величиной для этих широт.

Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?

Учащиеся: проходит холодное течение.

Учитель: в конце 1924 – начале 1925 года в этот пустынный район с океана начали дуть теплые и влажные ветры. Небо затянуло тучами, и полились настоящие тропические дожди. Многие дороги и железнодорожные пути были размыты, мосты снесены. Уровень воды в некоторых реках только за одну ночь поднялся почти на 6 метров. Чахлая пустынная растительность стала вытесняться тропической. В стране появились комары и москиты, прилетели тропические птицы. Пустыня стала неузнаваемой.

Как впоследствии выяснилось, произошло все это потому, что в декабре 1924 года сюда проникло от экватора теплое течение Дель - Ниньо. Оно оттеснило холодное Перуанское течение вглубь Тихого океана и принесло массу теплой воды. В пустыне выпали обильные, невиданные в этих местах осадки.

Около полугода Дель-Ниньо омывало западное побережье Южной Америки, но более мощное холодное Перуанское течение все-таки оттеснило его к северу. Растительность увяла, реки пересохли, и пустыня приобрела прежний вид.

Учитель: Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?

Учащиеся: Климат был бы гораздо суше.

4. На этом континенте особенно хорошо выраженная высотная поясность в горах. С высотой температура снижается и меняется режим осадков. Наиболее суровы высокогорья Анд. Климат меняется в горах очень быстро и резко. Характерными чертами горного климата являются: разряженный сухой воздух; большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток; сильные ветры, поднимающие пыль и песок; обилие ультрафиолетовых лучей.

Физкультминутка:

Мы руками поведем –

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре-

Вот мы к берегу подплыли.

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять-

Вправо, вправо, влево, влево.

Не забудем и присесть-

Раз, два (присели), три, четыре (встали)

На счет пять – за парты сесть.

Слайды презентации. Климатические пояса Южной Америки.

Учитель: В каких климатических поясах расположена Южная Америка?

Учащиеся: 1. Экваториальный

Учитель: Разберем поподробнее особенности каждого пояса.

Задание: Отметить климатические пояса на контурной карте Южной Америки.

Задание: Представьте себе, что работаете в туристической фирме. И вам необходимо посоветовать клиентам, в какое время года лучше всего ехать в Бразилию, либо в Боливию, либо в Аргентину. И для этого нам помогут климатограммы.

Слайды презентации. Работа с климатограммами.

Климатограмма г. Манаус экваториального пояса разбирается совместно с классом (для примера).

План анализа климатограммы:

1. Внимательно рассмотрите все обозначения на климатограмме.

2. Чему равны средние температуры июля и января

3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?

4. Сделайте вывод о типе климата.

Задание по группам: Проанализируйте климатограммы по плану.

1 группа. Субэкваториальный климатический пояс.

Дополнение: Из новостей 2008 года, которые происходят в мире, скажу вам, что тоже с 5 февраля, после сильного наводнения в Перу, такой же силы было наводнение в Боливии.

Наводнения в Боливии, вызванные непрекращающимися проливными дождями, унесли жизни 48 человек. Число пострадавших достигло 33 тысяч семей. Об этом сообщило в понедельник министерство обороны южноамериканской республики.

2 группа. Климат тропического пояса. Область пустынного климата.

Дополнение: Слайды презентации.

3 группа. Климат умеренного пояса. Область умеренно-континентального климата.

После всех выступлений учащиеся делают вывод, в какое время года лучше всего ехать в Бразилию, либо в Боливию, либо в Аргентину.

5. Закрепление.

Учитель: Итак, проанализируем в целом климатическую карту материка:

почему Южную Америку называют самым влажным материком?

Учащиеся: на материке выпадет большое количество осадков, чем па других материках.

Учитель: Почему северная часть материка жарче, чем южная?

Учащиеся: Так как северная часть - в экваториальном поясе, а южная - в умеренном.

Учитель: Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?

Учащиеся: Так как проходит холодное течение.

Учитель: Благоприятен ли климат для хозяйственной деятельности жителей материка?

Учащиеся: На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год, но случаются стихийные бедствия: заморозки, когда с юга вторгаются холодные воздушные массы, и на равнинах Патагонии морозы достигают -35°С; реки выходят из берегов, затопляя поля.

6. Домашнее задание параграф 42 стр. 170-172 (опорный конспект с вопросами).

7. Рефлексия:


Материал урока знакомит учащихся с климатическими поясами Северной Америки, их особенностями и признаками. Изучаются климатообразующие факторы материка. В ходе урока даётся характеристика климата Северной Америки.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Климат Северной Америки"

Сегодня на уроке мы:

· продолжаем знакомство с природными особенностями Северной Америки,

· поговорим о климатообразующих факторах и климатических поясах материка.

Главными факторами, которые определяют климатические особенности Северной Америки, являются географическое положение и конфигурация материка, распределение форм рельефа по территории Северной Америки, циркуляция атмосферы и поверхностные течения океанов. А теперь давайте рассмотрим более подробно каждый из них.


Начнём с географического положения и конфигурации материка. Значительная протяжённость Северной Америки с севера на юг определила формирование на её территории всех климатических поясов, за исключением экваториального.


Обратите внимание, северная часть материка очень широкая, в отличии от южной. Таким образом, большая часть территории Северной Америки расположена в умеренных и высоких широтах, с господством западного переноса воздушных масс.

Одним из самых важных климатообразующих факторов Северной Америки – рельеф. Наличие на западе материка гигантской, вытянутой по меридиану, системы Кордильер и огромных пространств равнин в центральной части создают своеобразный "воздушный коридор". Именно поэтому арктические воздушные массы свободно проникают далеко на юг, а тропические – наоборот, далеко на север. К тому же высокие горы Кордильеры ограничивают влияние Тихого океана на климат материка, тем самым влияние Атлантического океана простирается до Скалистых гор.


Следующий климатообразующий фактор – это циркуляция атмосферы. Северная Америка находится в зоне действия трёх систем постоянных ветров. Крайний север материка продувается ветрами северо-восточного переноса, приходящими с ледников Гренландии. В умеренных широтах со стороны Тихого океана на материк приходят ветры западного переноса. Ну а на крайнем юге материк находится под действием атлантических пассатов.

На климат прибрежных территорий Северной Америки, кроме всего прочего, оказывают влияние тёплые (Аляскинское и Гольфстрим) и холодные (лабрадорское и калифорнийское) течения.


Таким образом, Северная Америка лежит во всех климатических поясах, кроме экваториального. Климат материка формируется под влиянием холодных и сухих арктических воздушных масс, морских и континентальных умеренных воздушных масс, которые различаются по свойствам в разные сезоны, и тропических воздушных масс.


В циркуляции атмосферы большую роль играют северо-восточные пассаты, западные ветры умеренных широт. Меридиональное расположение горных хребтов создаёт условия для проникновения холодных воздушных масс далеко на юг, а тёплых – далеко на север. Большие различия в их температуре создают условия для образования ураганов и смерчей.



Самые мощные смерчи формируются на территории Соединённых Штатов Америки. Нигде в мире торнадо не появляются так часто, как в США: более 800 смерчей ежегодно. Рекорд самого сильного смерча по скорости ветра, занесённый в Книгу рекордов Гиннеса, был зафиксирован в США в городке Уичито-Фолс штата Техас 2 апреля 1958 года. Максимальная скорость ветра составила 450 км/ч. Только представьте всю мощь и силу этой стихии. Такой смерч относят к категории разрушительных, т.е. он частично или полностью разрушает прочные дома, вырванные деревья переносит на некоторое расстояние, сдувает верхний слой почвы, поднимает в воздух и переносит на значительное расстояние автомобили и тяжёлые предметы.

Вернёмся к карте Северной Америки. Как мы уже говорили, на материке выделяют шесть климатических поясов. Северная Америка расположена в арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом, тропическом и субэкваториальном климатических поясах. Рассмотрим их подробнее.


Арктический климатический пояс

Арктический климатический пояс включает в себя территории Северной Америки, омываемые Северным Ледовитым океаном. Здесь круглый год господствуют холодные, сухие арктические воздушные массы. Летом здесь самые высокие температуры не достигают отметки выше +8 °C, зимой температуры в среднем колеблются от -32 °C до -40 °C и ниже во внутренних районах Гренландии. Осадков мало, особенно в северо-западных частях Гренландии – их здесь менее 100 миллиметров в год. В то же время на юго-восточном побережье острова среднегодовое количество осадков за счёт близости к Северо-Атлантическому тёплому течению может достигать даже 800 миллиметров.


Субарктический климатический пояс

Субарктический климатический пояс охватывается полуостров Аляска, северную, северо-восточную часть материка с Гудзоновым заливом и север полуострова Лабрадор. Очень холодные (-30 °C) и сухие зимы, с приходом умеренного континентального воздуха, сменяются довольно тёплым (+15 °C) и сухим летом. Летом осадки на Аляску приносит западный перенос с Тихого океана: на наветренных склонах их количество увеличивается до 700 миллиметров. Среднегодовая же сумма осадков практически на всей территории составляет около 250–300 миллиметров.


Умеренный климатический пояс

Самый обширный климатический пояс Северной Америки – умеренный. Он занимает север Соединённых Штатов Америки и часть Канады.

Под отепляющим действием Аляскинского течения на западе и Гольфстрима на востоке умеренный пояс смещается к северу, а воздушные потоки от холодных вод Гудзонова залива сдвигают его границы к югу.


В связи со значительной протяжённостью с запада на восток, в умеренном поясе выделяют три климатических области.

В области морского климата (побережье Тихого океана и западные склоны Кордильер) весь год господствуют западные ветры, приносящие от 2000 до 4000 миллиметров осадков. Средняя температура января составляет от 0 °C на севере до +4 °C на юге, средняя температура июля – колеблется в пределах от +12 °C до +16 °C.

Для области континентального климата (это центральные части континента) характерны тёплое лето (от +18 °C на севере до плюс +24 °C на юге), холодная зима (от -20 °C на севере до -16 °C на юге) и частые смены погоды. Количество осадков уменьшается с востока на запад от 800 до 500 миллиметров.

На Атлантическом побережье, где климат имеет черты морского, относительно холодная и снежная зима (от -20 °C на севере до -2 °C на юге) сменяется нежарким влажным летом (+16 °C+22 °C). Среднегодовое количество осадков составляет 1000–1500 миллиметров.

Получается, что в умеренном поясе Северной Америки количество осадков изменяется не в широтном, а в меридиональном направлении. Минимальное их количество приходится на межгорные котловины и подветренные склоны Кордильер и Великих равнин – 250-300 миллиметров. Максимум – на побережье Аляскинского залива – более 3000 миллиметров. Атлантическое побережье получает 1000 миллиметров осадков в год.


Субтропический климатический пояс имеет ту же особенность распределения, что и умеренный. Умеренные воздушные массы с осадками зимой задерживаются Кордильерами, летом на восточное побережье муссон приносит влажный тропический воздух. Среднегодовое количество осадков колеблется здесь от 100 миллиметров на западе, до 1000 миллиметров на востоке. Контраст в увлажнении западного и восточного побережий сглажен за счёт меньшего количества осадков на берегу Тихого океана, и большего – Атлантического.


Самый тёплый климат формируется на Миссисипской и Приатлантической низменностях: здесь лето очень жаркое (+24 °C), а зима тёплая (+15 °C). В Кордильерах, в котловине долины Смерти, была зафиксирована самая высокая на материке температура +57 °C.


Так, на побережье Мексиканского залива в течение всего года осадки приносит пассат, их здесь максимальное количество – более 3000 миллиметров.

Калифорнийский полуостров попадает под влияние потоков с континента, движущихся вдоль береговой линии и охлаждающихся Калифорнийским течением; поэтому здесь сухо (около 500 миллиметров осадков) и очень жарко – около +30 °C летом и +24 °C градусов зимой.

Субэкваториальный климатический пояс занимает на материке очень небольшую территорию Панамского перешейка. Незначительность пространства суши определяет высокую влажность воздуха зимой. Высокая температура (выше +25 °C) здесь сохраняется в течение года и почти не испытывает сезонных колебаний. Осадки (1500–2000 миллиметров) выпадают преимущественно летом, когда сюда поступают влажные экваториальные воздушные массы.


Говоря о климате Северной Америке нельзя не упомянуть Кордильеры. Здесь хорошо выражена высотная климатическая поясность. В нижнем поясе гор климат не отличается от климата окружающей территории. При подъёме в горы изменяются температуры и режим осадков. На вершинах Кордильер лежат вечные снега и ледники.


Климатические условия Северной Америки весьма разнообразны.

Подведём итоги урока.

Северная Америка лежит во всех климатических поясах, кроме экваториального.

Главные климатообразующие факторы Северной Америки: географическое положение конфигурация материка, рельеф, циркуляция атмосферы и поверхностные течения океанов.

Климатические особенности равнинной и горной частей материка формируются и проявляются неодинаково.

Читайте также: