Климат и климатические ресурсы 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Обобщающий урок


  • проверить и закрепить знания, умения и навыки, и определить уровень усвоения основных терминов, понятий и определений по изученной теме, особенностей формирования климата России и климатических рекордов климата;

  • углубить теоретические знания и практические умения в результате обобщения и систематизации основных характеристик и показателей климата России, причин разнообразия типов климатов и климатических поясов.

  • развивать и активизировать познавательный интерес к географии, логическое мышление, память, внимание, способствующие нахождению правильного ответа, кратко и последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы, находить пути решения проблем, связанные с неблагоприятными климатическими явлениями на территории России;

  • развивать практические навыки применения данных знаний.

  • воспитание ответственного отношения к учебному труду, научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;

  • формирование навыков сотрудничества.

Ожидаемый результат:

1-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности;

2-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности; уметь определять тип климата по климатической диаграмме;

3-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности, уметь определять тип климата по климатической диаграмме; уметь составлять характеристику климата территории.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения урока: урок-марафон.


  1. Организационный момент.

  2. Выполнение заданий соревнования.

  3. Домашнее задание.

  4. Подведение итогов урока (рефлексия по методу неоконченных предложений).

Марафон – спортивный бег (на 42км 195м) или гонки на самые длинные дистанции.

II. Обобщение и проверка знаний .

Задание 1. Разминка-вихрь вопросов.


  1. Что такое антициклон?

  2. Что такое воздушная масса?

  3. Что такое атмосферный фронт?

  4. Что такое трансформация воздушных масс?

  5. Что такое климат?

  1. Что такое муссон?

  2. Что такое атмосферная циркуляция?

  3. Что такое испарение?

  4. Что такое климатология?

  5. Что такое инверсия?

16.Что такое солнечная радиация?

17. Что такое изобары?

18. Что такое теплый фронт?

19. Что такое коэффициент увлажнения?

20.Что такое засуха?

Учитель. Интеллектуальная разминка наша закончилась и как в спортивных соревнованиях далее следует более серьезная нагрузка.

Задание 2.

Из лепестков надо собрать ромашку. На каждом что-то написано. Ваша задача выбрать из подписанных лепестков только те, на которых написаны климатообразующие факторы, рассказать о них и собрать ромашку. От команды по 1 человеку- выбирают по 2 правильных лепистка.


  1. Географическая широта местности (+)

  2. Выветривание

  3. Рельеф (+)

  4. Подстилающая поверхность (+)

  5. Близость океанов (+)

  6. Течения (+)

  7. Высота местности над уровнем моря (+)

  8. Разрушение почв

  9. Влияние человека (+)

  10. Град(+)

  11. Добыча полезных ископаемых.

4. Найдите соответствие между определениями и понятиями:

1) Переходная полоса между двумя а) Суммарная радиация.

различными воздушными массами. б) Атмосферный фронт.

2) Соотношение осадков и испаряемости. в) Циклон.

3) Атмосферный вихрь с повышенным г) Антициклон.

давлением в центре. д)Коэффициент увлажнения.

4) Атмосферный вихрь с пониженным е)Агроклиматические ресурсы.

5) Количество солнечной энергии, з)Инверсия

достигшей поверхности Земли.

6) Явления повышения температуры

с высотой в котловинах Сибири.

8) Свойства климата, обеспечивающие

Задание 5. Работа с картой.

По климатической карте атласа определить тип климата в следующих районах и населённых пунктах России.

1. Москва ( умеренно-континентальный пояс, умеренный тип климата);

2. Мурманск ( субарктичекий);

3. Хабаровск ( муссонный климат);

4. Анадырь ( субарктический пояс);

1. Камчатка ( муссонный климат);

2. Волгоград ( умеренный тип климата);

3. Оймякон ( субарктический континентальный пояс);

4. Сургут ( умеренный пояс, континентальный тип климата).

1. Карелия ( умеренно-континентальный);

2. Алтай ( континентальный);

3. Север Западной Сибири ( субарктический пояс);

4. Сихотэ–Алинь ( муссонный климат).

1. Подмосковье ( умеренно-континентальный);

2. Сахалин ( муссонный климат);

3. Остров Врангеля ( арктический пояс);

4. Новосибирск ( континентальный тип климата, умеренный пояс);

Физкультминутка.

По два вопроса каждой команде.


  1. “Полюс холода”. (Оймякон–Якутия);

  2. Самая низкая температура января (-71°);

  3. Самая высокая температура июля и где? (+43°С , Астрахань, Волгоград);

  4. Самая холодная зима (-50°С в Якутии);

  5. Самая теплая зима (+6,1°С в Сочи);

  6. Самое теплое лето в России (Прикаспийская низменность, +25,4°С);

  7. Самое холодное лето (острова Северной Земли, средняя t = -1,2°С);

  8. Где выпадает самое большое количество осадков? (Западные склоны Кавказа и Алтая 200 мм в год);

- Определите, какому типу климата соответствует описание:


  1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя t около 0°С. Осадков не много, но увлажнение избыточное. <Арктический.)

  2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12–14°С, на севере, до +22°С на юге. (Умеренный пояс, умеренно-континентальный климат.)

  3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах – инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16–18°С). (Резко континентальный.)

  4. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)

1 группа: Кольский полуостров

2 группа: полуостров Сахалин

3 группа: Краснодарский край

4 группа: Прикаспийская низменность


  1. Общее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:

Б) радиационный баланс;

В) суммарная радиация.

2. Самый большой показатель отраженной радиации имеет:

3. Над Россией зимой перемещаются:

А) арктические воздушные массы;

Б) умеренные воздушные массы;

В) тропические воздушные массы;

Г) экваториальные воздушные массы.

4. Роль западного переноса воздушных масс усиливается на большей части России:

5. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:

Б) Северный Кавказ;

В) юг Дальнего Востока.

6. Разница между суммарной радиацией и отраженной радиацией и тепловым излучением называется:

А) поглощенной радиацией;

Б) радиационным балансом.

7. При движении к экватору величина суммарной радиации:

В) не изменяется.

Ответы: 1-В, 2-Г, 3-А; Б; 4-А, 5-Б, 6-Б, 7-Б.


  1. “ О полюсе холода России”.

  2. “Охрана атмосферного воздуха от загрязнения”.

Учитель. Подводя итог нашей беседы, хочется вспомнить слова Бертольда Брехта:

Они пилили сучья, на которых сидели сами,

И притом – кричали о своей опытности,

О том, как можно пилить ещё быстрее…

И они с грохотом полетели в бездну.

Взиравшие на них, покачали головами,

Тем не менее, продолжали пилить.
Учитель: Ребята, объясните смысл этих строк.
IV. Заключение

После бега нельзя сразу останавливаться, надо какое-то время продолжать двигаться. Только в более медленном темпе, вот и я вам предлагаю, пока не останавливаться в нашем интеллектуальном марафоне, а сменить вид деятельности

Я бы хотела при подведении итога урока услышать ответы на такие предложения:

“Сегодня на уроке я повторил…”

“Сегодня на уроке я узнал…”

“Сегодня на уроке я научился…”

Что хуже: интеллигенты, пишущие для полуинтеллигентов, или полуинтеллигенты, пишущие для интеллигентов? Веслав Брудзиньский
ещё >>

2. В каких климатиче ских пояса х расположена те рритория России?

3. Что такое ветер ? Какие ветры п реобладают в наше й местности ?

Режим состояния а тмосферы опре деляется дву мя понят иями: погода и

климат. Погода – непрерывн о меняющееся состоя ние атмосфер ы. Климат –

многолетний режим погоды. Разница заключается в продолжитель ности

отрезка времен и: погода ха рактеризу ет состоян ие атмосф еры за сутки, ме сяц,

Климат нашей страны отличается большим разнооб разием. На его

фо рмирование оказываю т влиян ие чет ыре гру ппы факт ор ов: геог рафическо е

положение, солнечная радиация, движение воздушных масс (циркуляция),

Их кратку ю характеристику учащиеся записываю т в таблицу :

Цели: сф ормировать знания об атм осферных фронтах, ци клонах и

антициклонах и и х воздейств ии на пого ду и климат.

Оборудовани е: климатическа я ка рта Р оссии, карты и рисунки учебника,

• Что наз ывается климатом, и какие фа кторы его форми руют?

• Расска жите о влиян ии географиче ского положе ния и рельеф а на кл имат.

• Что так ое солнечная радиация ? Охарактеризуйте ее виды.

Воздушные массы находятся в постоянном движении. Между

воздушными ма ссами остаются довольно резкие гра ницы – переходные зоны,

шириной в несколько десятков километров. Это атмосферные фронты . Когда

фронт проходит через какую - то территорию, то над ней меняются воздушные

массы и погода. Прохождение фронта сопровождаетс я осад ками, высок ой

облачностью. Фронты могут быть хо лодными и теплыми. Посмотрим на схеме,

В тропосфере постоянн о образу ются области низкого и высокого

давления. Циклон – область низкого давления, антициклон – область высокого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная -закрепить знания климате России.

Воспитательная – формирование активности и самостоятельности в учебной деятельности;

Развивающая - способствовать развитию критического мышления в процессе приобретения знания, умения анализировать, прогнозировать и делать выводы.

Оборудование: раздаточный материал, атласы 8 класс, учебники.

Тип и вид урока: обобщение, модульный урок.

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

Интегрирующая дидактическая цель

В процессе работы над модулем учащиеся должны овладеть следующими познаниями:

1)Сформулировать и обобщить знания о климате и климатических ресурсах России;

2)Знать особенности типов климата России;

3) Уметь анализировать карты атласа и учебника.

Продолжить работу над развитием умений и навыков:

1) Совершенствовать навыки работы с тематическими и контурными картами.

2)Формулировать выводы по каждому учебному элементу

Для выполнения модуля необходимо использовать учебник И.И. Бариновой , атласы, контурные карты 8 класс

От чего зависит климат нашей страны.

Цель: Определить особенности климатообразующих факторов.

1)Изучите стр. 54 -60 учебника

Задание 1.

Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, называется _________ ___________.

Основные климатообразующие факторы _____________________________________

Над Россией перемещаются ____________,

___________ и на юге ___________ массы.

Задание 2.

Дайте характеристику циклонам и антициклонам:

Какая область давления характерна для каждого вихря в центре, а какая по бокам (периферии).

Тип погоды в циклоне и антициклоне.

Расположение и перемещение по территории России.

Схематичное изображение циклона и антициклона.

Задание 3.

Из ниже приведенных примеров выберете, какие из воздушных масс формируются благодаря такому климатообразующему фактору, как подстилающая поверхность:

Морские и континентальные

Холодные и теплые

Континентальные и островные

Циклоны и антициклоны

Контроль: работу проверяет учитель

Разрешенно пользоваться атласом

Типы климатов России.

Цель: Закрепить представления о типах климата России.

1)Изучите стр.60- 67 учебника.

Задание 1.

Ответьте на вопрос:

Какие выделяют закономерности распределения осадков на территории России?

Задание 2.

Основная характеристика и для каких территорий характерен.

Задание 3

Какому типу климата подходит такое описание:

Самый большой по площади климатический пояс России: поэтому для него характерны весьма существенные различия в температурных условиях и увлажнении по мере движения с запада на восток и с севера на юг.

Контроль: работу проверяет учитель

Задание выполняется в тетради. Учебники закрыты.

Разрешается пользоваться учебником

Атласы и учебники закрыты.

Зависимости человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

Цель: Изучить зависимости человека от климата

1)Изучите стр 68 - 70 учебника.

Задание 1.

На контурную карту климатические рекордсмены России, которые указаны на стр 69.

Задание 2.





Неблагоприятные климатические условия





Задание 3.

Ответьте на вопрос:

( Оймякон), а не островах Северного Ледовитого океана?

Контроль: работу проверяет учитель

Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие перед вами стояли цели.

Работа с контурной картой и учебником.

Можно пользоваться учебником.

Анализ теста учебника и вывод из прочитанного.

Ключи:

УЭ 1 задание 1:

Количество тепла, количество осадков и распределение их по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Арктические, умеренные и тропические.

антициклон: движение воздуха от центра к периферии; в центре область высокого давления. Основные районы действия циклонов связаны с происхождением атмосферных фронтов. Погода : ясная, безоблачная, с большими суточными колебаниями температуры.

Циклон : движение воздуха от периферии к центру; в центре область низкого давления. Основные районы: перемещаются с запада на восток. Погода : ветреная, выпадают осадки.

Задание 3: а

УЭ 2 Задание 1: Осадки выпадают крайне неравномерно. Решающими факторами при этом являются близость или удаленность от моря, абсолютная высота места, расположение горных хребтов. Наибольшее количество осадков выпадает в горах Кавказа, на юге Дальнего Востока , в лесной области Восточно - Европейской равнине( до 1000 мм), наименьшее в Прикаспийской низменности ( до 150 мм).

Основная характеристика и для каких территорий характерен.

Достаточное увлажнение; характерно для южной границы лесной и северной границы лесостепной зоны;

Избыточное, типично для тундры, тайги и лесотундры;

Недостаточное, характерно для зоны степей.

Задание 3: умеренный пояс

Задание 1 контурная карта

Задание 2 засухи, суховеи, заморозки, ураганы, пыльные бури, сильные морозы.

Задание 3 : из-за рельефа. В Оймяконскую долину стекает холодный воздух и застаивается там. Происходит выхолаживание земной поверхности. Для котловины характерна ярко выраженная инверсия

Оборудование: карты России – физическая и климатическая, карты климатических поясов и областей, климатограммы, таблицы, схемы, атласы и картосхемы.

1-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности;

2-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности; уметь определять тип климата по климатической диаграмме;

3-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности, уметь определять тип климата по климатической диаграмме; уметь составлять характеристику климата территории.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения урока: урок-соревнование.

  1. Организационный момент.
  2. Выполнение заданий соревнования.
  3. Домашнее задание.
  4. Подведение итогов урока (рефлексия по методу неоконченных предложений).
  1. “ О полюсе холода России”.
  2. “Охрана атмосферного воздуха от загрязнения”.
  3. “ Меры борьбы с неблагоприятными климатическими условиями”.

I. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цели урока, форму проведения и ход урока.

Задание 1: “Кто быстрее ответит?” Приложение 1.

II. Выполнение заданий соревнования.

Задание 2. “Дополни ответ” (каждая команда заполняет по 2 схемы). Приложение 2.

1. Климатообразующие факторы.

4. Неблагоприятные климатические явления.

2. Основные климатические показатели.

3. Показатели агроклиматических ресурсов.

1. Продолжительность периода со среднесуточной t, выше 10°.
2.
3.
4.
5.

    Циклон.
  1. Антициклон.
  2. Тёплый фронт.
  3. Холодный фронт.

Задание 4. Ответь на вопрос. (Каждому ученику даётся индивидуальное задание с вопросом и они поочерёдно отвечают). Приложение 3.

  1. От чего зависит количество солнечной радиации?
  2. Какой фактор оказывает сильное влияние на отражение или поглощение солнечной радиации?
  3. К чему приводит перемещение воздушных масс?
  4. Какие типы воздушных масс перемещаются над территорией России?
  5. В каких широтах расположена большая территория России?
  6. Какой из трёх океанов оказывает значительное влияние на формирование климата в умеренных широтах России в теплый период года и почему?
  7. Где расположен центр Сибирского антициклона? В какой период года он, играет решающую роль в формировании климата России?
  8. В каких направлениях перемещаются ВМ с повышенным атмосферным давлением от Сибирского антициклона Азиатского максимума?
  9. Какой (особенность) фактор способствует проникновению арктических и атлантических ВМ в глубь страны и далеко на юг?
  10. В каких климатических поясах расположена территория России?
  11. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?
  12. Назовите типы климатов господствующих в умеренном поясе с запада на восток, от западных границ России до побережья Тихого океана?
  13. Какие природные объекты на территории России в пределах умеренного пояса являются границами раздела различных типов климата?
  14. Какие климатические явления неблагоприятные для работы транспорта?
  15. Почему в городе снег тает быстрее, чем за городом?
  16. Почему в Сибири очень холодные зимы?
  17. Почему самое холодное место не на самой северной точке России?
  1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя t около 0°С. Осадков не много, но увлажнение избыточное. <Арктический.)
  2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность.Зима не очень холодная, лето теплое. От +12–14°С, на севере, до +22°С на юге. (Умеренный пояс, умеренно-континентальный климат.)
  3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах – инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16–18°С). (Резко континентальный.)
  4. В этом поясе самая суровая зима, средние температуры около -40°С, лето прохладное. (Субарктический.)
  5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)
  1. “Полюс холода”. (Оймякон–Якутия);
  2. Самая низкая температура января (-71°);
  3. Самая высокая температура июля и где? (+43°С , Астрахань, Волгоград);
  4. Самая холодная зима (-50°С в Якутии);
  5. Самая теплая зима (+6,1°С в Сочи);
  6. Самое теплое лето в России (Прикаспийская низменность, +25,4°С);
  7. Самое холодное лето (острова Северной Земли, средняя t = -1,2°С);
  8. Где выпадает самое большое количество осадков? (Западные склоны Кавказа и Алтая 200 мм в год);
  9. Где выпадает самое малое количество осадков? (Полупустыня Прикаспия – менее 150 мм в год, арктических пустынях – остров Кательный, Новосибирские острова – 141 мм в год).

Задание 7. Работа с картой.

По климатической карте атласа определить тип климата в следующих районах и населённых пунктах России.

1. Москва (умеренно-континентальный пояс, умеренный тип климата);

2. Мурманск (субтропический пояс);

3. Новосибирск (континентальный тип климата, умеренный пояс);

4. Хабаровск (муссонный климат);

5. Анадырь (субарктический пояс);

6. Оймякон (субарктический континентальный пояс);

7. Волгоград (умеренный тип климата);

8. Сургут (умеренный пояс, континентальный тип климата).

1. Карелия (умеренно-континентальный);

2. Алтай (континентальный);

3. Подмосковье (умеренно-континентальный);

4. Север Западной Сибири (субарктический пояс);

5. Сахалин (муссонный климат);

6. Остров Врангеля (арктический пояс);

7. Камчатка (муссонный климат);

8. Сихотэ–Алинь (муссонный климат).

Задание 8. Творческое. (Более подготовленные учащиеся готовили дополнительный материал). Приложение 4.

Читайте также: