Клеточный цикл репликация днк конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Материал методической разработки предназначен преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведущих подготовку специалистов среднего звена по Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования.

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии естественно- математических дисциплин

1. Методическое обоснование темы занятия

2.Методические рекомендации по проведению занятия

Приложение 1 Выполнение работы творческой работы на тему: “Создание моделей органических веществ”

Приложение 6 Слайдовая презентация

С началом нового тысячелетия все большее значение в педагогике приобретают интерактивные технологии обучения. Это позволяет студентам получать знания не только от преподавателя, но и самостоятельно, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своей работы. Целью изучения всех общеобразовательных дисциплин, в том числе и биологии, есть развитие мышления студентов, их знаний и навыков, в процессе изучения дисциплины развитие интереса к знаниям, формирование умений самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе.

Предложенная методика поможет молодым преподавателям сориентироваться в применении некоторых новейших технологий, рационально использовать их во время проведения своих занятий, сделать их эффективнее.

Актуальность: Перед преподавателем стоит непростая задача: сохранить целостность и системность учебной дисциплины за небольшое, жестко лимитированное учебное время, отпущенное на изучение темы. Использование групповой формы работы, компетентносно-ориентированного подхода, ИКТ на данном занятии позволит решить эти задачи. Главное достоинство такого занятия – групповая форма работы. Использование презентации. Это занятие дает возможность организовывать плодотворную работу студентов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методическое обоснование темы занятия

В данной методической разработке показана возможность использования дифференцированно - группового обучения для успешного усвоения учебного материала . Целью занятия по данной теме является изучение репликации ДНК, химического состава живых организмов и особенностей молекулярного уровня организации живой материи.

Цель занятия определила следующие задачи:

- сформировать представления о структуре гена, генетическом коде;

- формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать учебный материал, работать коллективно и индивидуально;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Для реализации этих задач особую важность приобретает овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности человека, находить и анализировать информацию о живых объектах.

2. Методические рекомендации по проведению занятия

Изучение нового материала состоит из таких чередующихся между собой этапов, направленных на формирование знаний умений по данной теме, закрепление учебных навыков:

- изложение преподавателем нового материала методом эвристической беседы, когда грамотно акцентируется внимание на самых важных и сложных моментах темы;

совершенствование способов учебной работы, развитие интереса к знаниям, формирование умений самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе.

Характерными особенностями такого урока являются: групповая работа по материалам, усвоение его на уроке, дифференциация домашнего задания, взаимопомощь и взаимоответственность студентов в группах.

- подробное объяснение нового материала со всеми необходимыми примерами.

- сжатое изложение по опорному конспекту.

- изложение материала на основе конспекта в подробном изложении.

Данная форма организации учебной деятельности активизирует процесс мышления, способствует повышению самоорганизованности студентов, интереса к изучаемой дисциплине, формирует чувство ответственности за результаты своей работы в коллективе;

- в течение всего занятия студенты работают со структурно-логическими схемами, заданиями на установление соответствия, построение причинно-следственных связей. Это не только систематизирует и закрепляет знания, но и развивает у студентов внимательность, анализирующее мышление, навыки работы с заданиями частично-поискового и проблемного характера, способствует воспитанию самодисциплины;

- слайдовый материал, который сопровождает все этапы изучения нового учебного материала и дает студентам визуальное представление об излагаемом фактическом материале.

Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Студенты разделены на творческие группы. Студенты заранее получают задание. Накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.

3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Группа: 1к7 “17” декабря 2020г.

По профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Цель занятия:

Методическая – (методика самостоятельного изучения нового материала) - Продемонстрировать методику применения групповой формы работы и решения компетентностно-ориентированных заданий по изучаемой теме

Применять современные технологии обучения, способствующие активизации студентов, их познавательной деятельности. Внедрять элементы личностно-ориентированного обучения путем привлечения студентов к выполнению творческих работ; совершенствовать методику проведения самостоятельной работы по группам. Реализация межпредметных связей

Дидактическая - ( ознакомить, усвоить, уметь определять. научить анализировать, овладеть навыками, техникой выполнения, уметь исследовать и т.д.) сформировать систему знаний о принципах кодирования наследственной информации, углубить знания о белке.

Воспитательная – ( связанная с формированием профессиональных навыков работы ) воспитывать активность, настойчивость, желание отстаивать собственную точку зрения, умение сотрудничать в коллективе и чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, фронтальный, индивидуальный, групповой.

Межпредметные связи : математика, биология, химия.

Внутрипредметные связи: генетика

Оборудование: таблицы, навигатор к самостоятельному изучению материала, компьютер, проектор, модель ДНК, раздаточный проверочный материал.

Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.

Дополнительная :

1.Балан П. Г. Биология: 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учебн. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П. Г. Балан, Ю. Г. Вервес. – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: ил.

3 . СОДЕРЖАНИЕ И ПРОВЕДНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент 2 мин.

Подготовка аудитории к занятию, проверка отсутствующих и готовности группы к занятию

Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия (план занятия) 2 мин.

Мотивация обучения (Указывается значимость темы в будущей профессиональной деятельности, приводятся данные, направленные на формирование позитивной мотивации, познавательного интереса к теме, которая изучается). 2 мин.

- Почему человек и другие организмы способны увеличиваться в размерах?

- Эритроцит вашей крови содержит белок гемоглобин, а живёт всего 120 дней? Откуда берётся новый гемоглобин?

- Где хранится информация о нашем организме? (Студенты отвечают на вопросы)

4.Актуализация опорных знаний

Цель :

1) Актуализировать представление о понятии информация, свойствах и видах

2) Вспомнить информационные процессы, формулу Хартли, единицы измерения информации, кодирование информации (дается короткий план содержания материала, который выносится на контроль) . Студенты ставят цель проекта. Уточняют и согласовывают тему урока. Определяют средства: работа с учебником, мультимедиа, объяснение учителя, интернет-ресурсы, презентации, таблицы, модели.

Работают студенты в группах по 4 человека.

Вступительное слово учителя

Мы отличаемся друг от друга ростом и цветом кожи, формой носа и цветом глаз, у каждого из нас свой темперамент и свои привычки; мы все индивидуальны и в то же время очень похожи. Наше сходство и наши различия – это сходство и различия нашего белкового состава. Каждый вид живых организмов обладает своим специфическим набором белков, который и определяет уникальность этого вида. Но при этом белки, выполняющие сходные функции в разных организмах, могут быть очень похожи, а порой практически одинаковы, кому бы они, ни принадлежали. Причём, меньше всего различий в белках, обеспечивающих жизненно важные физиологические функции.

Итак, все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка, в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков.

Следовательно, наследственная информация, которая передаётся из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков. Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК и называется генетической информацией.

1. Репликация ДНК

2. Механизм репликации ДНК.

1.Определение наследственная информация, ген.

1. Где храниться наследственная информация (генетическая)

2. Способы кодирования, кто впервые установил принципы кодирования и рассмотрел свойства генетического кода.

Студенты учатся кодировать генетическую информацию с точки зрения биологии (нуклеотиды) и информатики.

Вычисляют количество информации в генетическом коде,

Объясняют процесс передачи и реализации генетической информации в клетке (репликация, транскрипция, трансляция)

1.Основные понятия теории информации.

2.Кодирование текстовой информации.

6. Закрепление знаний студентов: 9 мин

Цель: решение задач, содержание которых включает понятие информатики и биологии.

Решение типовых задач в группах, индивидуально.

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

2)Организовать рефлексию и самооценку студентами собственной учебной деятельности

1)Задаёт вопросы о задачах урока.

2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

Какие цели урока были реально достигнуты?

Трудным ли был теоретический материал по данной теме?

В чём его трудность?

Успешно ли вы с ним справились?

В каких ситуациях могут пригодиться знания о механизмах реализации наследственной информации в клетке?

Как бы вы оценили свою работу?

Как справились с этой работой твои участники команды, с которыми ты работал в группе? Какие трудности они испытывали? 4мин

8. Итоги занятия

Прослушать отзывы студентов о выполненной работе и сложных моментах, с которыми они сталкивались во время изучения темы. Обобщающие выводы по работе, акцентирование внимания на сделанные ошибки . 3 мин

9. Домашнее задание:

1.. Дайте определение понятиям:

кодирование, триплет или кодон, генетический код, антикодон, транскрипция, трансляция

2. Участок гена имеет след строение

Ц-Г-Г-Ц-Г-Ц-Т-Ц-А-А-А-А-Т-Ц-Г - укажите состав белка информация, о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удаление из гена 4го нуклеотида?

И спользование приобретённых знаний и умений необходимо для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью, поэтому формирование интереса обучающихся к изучению биологии осуществляется через использование мультимедийной презентации как наглядной демонстрации связи теоретического материала с примерами из реальной жизни.

В заключение занятия подводятся итоги, делаются выводы по тем вопросам, которые ставились перед студентами в начале и по ходу занятия.

Использование современных инновационных технологий на занятиях биологии путем проблемного изложения учебного материала и формирования анализирующего мышления студентов помогает научить самостоятельно, думать, рассуждать, делать обоснованные выводы, быть собранным, дисциплинированным и организованным в своей деятельности. А также формирует личность, помогает воспитывать образованных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом.

1. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Д. К. Беляев, Г. М. Дымщиц, Л. Н. Кузнецова др.); под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.

2. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Г. М. Дымщиц и др.); под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.

3. Балан П. Г. Биология: 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учебн. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П. Г. Балан, Ю. Г. Вервес, В. П. Полищук. – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: ил.

4. Балан П. Г. Биология: 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учебн. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П. Г. Балан, Ю. Г. Вервес, В. П. Полищук. – К.: Генеза, 2011. – 304 с.: ил.

5. Межжерин С. В. Биология: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб. завед.: уровень стандарта, академический уровень / С. В. Межжерин, Я. А. Межжерина. – К.: Освита. 2011. – 336 с.: ил

6. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выполнение работы творческой работы на тему:

“ Создание моделей органических веществ”

Цель: закрепить и расширить знания по основным понятиям

проводит обобщающую беседу по следующим вопросам.

– Что является носителем наследственной информации?

– Какая информация называется генетической?

– Какой принцип лежит в основе воспроизведения генетической информации?

Выполнение работы творческой работы на тему:

“ Создание моделей органических веществ”

Материалы: вырезанные из картона модели нуклеотидов и аминокислот на обороте с двусторонним скотчем, белый лист формат А 4

t1611677797aa.jpg

Цель: Смоделировать полимеры из мономеров.

Используя предложенные мономеры, прикрепите их, создав полимеры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Написать схему репликации ДНК

Полная схема репликации ДНК

1. Спираль ДНК открывается путем разрыва водородных связей между нитями

2. Каждая нить ДНК выступает в качестве матрицы для синтеза новой комплементарной цепи. Большое количество белков участвуют в этом процессе.

3. Репликация ДНК является полуконсервативной, поскольку она производит две идентичные спирали ДНК, каждая из которых содержит одну новую и одну старую цеп

2.Какой механизм репликации ДНК

Механизм репликации ДНК?

1. Хеликаза расстёгивает ДНК подобно застёжке на молнии путем разрыва водородных связей на репликационной вилке.

3.Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

В каком виде, и каких органоидах хранится информация о белках в клетках эукариот? (В ядре, в виде ДНК)

t1611677797ab.jpg

Какой фермент отвечает за образование комплементарной цепи ДНК? (ДНК-полимераза)

Что является матрицей при удвоении ДНК? ( Каждая цепь нуклеотидов молекулы ДНК)

В молекуле ДНК миллион нуклеотидов. Сколько нуклеотидов потребуется при репликации (удвоении) ДНК? (миллион нуклеотидов)

Что необходимо для репликации ДНК? ( Для репликации ДНК требуются ферменты)

Фрагмент ДНК имеет следующий состав нуклеотидов:

Напишите состав нуклеотидов дочерних цепей, образовавшихся в процессе репликации данного фрагмента. Укажите старые и новые нуклеотидные цепи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок: Жизненный цикл клетки

Цель: изучить основные этапы жизненного цикла клетки

Обучающие: сформировать понятие интерфаза

Развивающие: развить знание об основных фазах деления клетки

Воспитывающие: воспитать познавательный интерес к предмету

Опрос по теме сравнение клеток эукариот и прокариот

3. Изучение нового материала

1. Клеточный цикл

Слайд 2 Согласно клеточной теории, новые клетки возникают только путем деления предыдущих материнских клеток. Хромосомы , в которых содержатся молекулы ДНК, играют важную роль в процессах клеточного деления, поскольку обеспечивают передачу генетической информации от одного поколения к другому.

Слайд 3 Поэтому очень важно, чтобы дочерние клетки получили одинаковое количество генетического материала, и вполне естественно, что перед делением клетки происходит удвоение генетического материала, то есть молекулы ДНК.

Слайд 4 Что же такое клеточный цикл? Жизненный цикл клетки – последовательность событий, происходящих от момента образования данной клетки до ее деления на дочерние клетки. Клетка , образующаяся при делении или почковании исходной (материнской) клетки

Согласно другому определению, клеточный цикл – жизнь клетки от момента ее появления в результате деления материнской клетки и до ее собственного деления или гибели.

В течение клеточного цикла клетка растет и видоизменяется так, чтобы успешно выполнять свои функции в многоклеточном организме. Этот процесс носит название дифференцировки. Затем клетка успешно выполняет свои функции в течение определенного промежутка времени, после чего приступает к делению.

Понятно, что все клетки многоклеточного организма не могут делиться бесконечно, иначе все существа, в том числе и человек, были бы бессмертными.

Такая запрограммированная клеточная смерть носит название апоптоза. Но в период от момента появления клетки и до апоптоза, клетка проходит множество делений.

АПОПТО́З- генетически обусловленный процесс физиологической гибеликлеток.

2. Этапы клеточного цикла

Слайд 5 Клеточный цикл состоит из 3-х главных стадий:

1. Интерфаза – период интенсивного роста и биосинтеза определенных веществ.

2. Митоз, или кариокинез (деление ядра).

3. Цитокинез (деление цитоплазмы).

Слайд 6 Давайте более подробно охарактеризуем стадии клеточного цикла. Итак, первая – это интерфаза. Интерфаза – наиболее продолжительная фаза, период интенсивного синтеза и роста. В клетке синтезируется много веществ, необходимых для ее роста и осуществления всех свойственных ей функций. Во время интерфазы происходит репликация ДНК. Репликация ДНК - это процесс удвоения ДНК в живых клетках, обеспечивающий возможность передачи следующему поколению точной копии генетической информации.

Слайд 8 Цитокинез – процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками. Обычно под названием митоз цитологии объединяют стадию 2 и 3, то есть деление клетки (кариокинез), и деление цитоплазмы (цитокинез).

3. Интерфаза

Слайд 9 Давайте более подробно охарактеризуем интерфазу (рис. 2). Интерфаза состоит из 3-х периодов: G 1, S и G 2. Первый период, пресинтетический ( G 1) – это фаза интенсивного роста клетки.

Здесь происходит синтез определенных веществ, это наиболее продолжительная фаза, которая следует за делением клеток. В этой фазе происходит накопление веществ и энергии, необходимой для последующего периода, то есть для удвоения ДНК.

Согласно современным представлениям, в периоде G 1 синтезируются вещества, которые ингибируют либо стимулируют следующий период клеточного цикла, а именно синтетический период.

Синтетический период ( S ), обычно длится от 6 до 10 часов, в отличие от пресинтетического периода, который может длиться до нескольких суток и включает удвоение ДНК, а также синтез белков, например белков гистонов, которые могут формировать хромосомы. К концу синтетического периода, каждая хромосома состоит из двух хроматид, соединенных друг с другом центромером. В этот же период центриоли удваиваются.

Гистоны — основной класс нуклеопротеинов , ядерных белков , необходимых для сборки и упаковки нитей ДНК в хромосомы .

Постсинтетический период ( G 2), наступает сразу же после удвоения хромосом. Он длится от 2-х до 5-ти часов.

В этот же период накапливается энергия, необходимая для дальнейшего процесса деления клетки, то есть непосредственно для митоза.

В этот период происходит деление митохондрий и хлоропластов, а также синтезируются белки, которые впоследствии будут образовывать микротрубочки. Микротрубочки, как вы знаете, образуют нить веретена деления, и теперь клетка готова к митозу.

4. Процесс удвоения ДНК

Слайд 10 Прежде чем перейти к описанию способов деления клетки, рассмотрим процесс удвоения ДНК, который приводит к образованию двух хроматид. Этот процесс происходит в синтетическом периоде. Удвоение молекулы ДНК называют репликацией или редупликацией.

Во время репликации часть молекулы материнской ДНК расплетается на две нити с помощью специального фермента – хеликазы. Причем это достигается разрывом водородных связей между комплементарными азотистыми основаниями (А-Т и Г-Ц). Далее к каждому нуклеотиду разошедшихся нитей ДНК фермент ДНК полимеразы подстраивает комплементарный ему нуклеотид.

Так образуются две двухцепочечные молекулы ДНК, в состав каждой из которой входит одна цепочка материнской молекулы и одна новая дочерняя цепочка. Эти две молекулы ДНК абсолютно идентичны.

Расплести для репликации всю большую молекулу ДНК одновременно невозможно. Поэтому репликация начинается в отдельных участках молекулы ДНК, образуются короткие фрагменты, которые затем сшиваются в длинную нить при помощи определенных ферментов.

Продолжительность клеточного цикла зависит от типа клетки и от внешних факторов, таких как температура, наличие кислорода, наличие питательных веществ. Например, бактериальные клетки в благоприятных условиях делятся каждые 20 минут, клетки эпителия кишечника каждые 8–10 часов, а клетки кончиков корней лука делятся каждые 20 часов. А некоторые клетки нервной системы не делятся никогда.

Слайд 11 Строение хромосом

Как вы знаете, хромосомы играют ключевую роль в клеточном делении, поскольку передают генетическую информацию от одного поколения к другому. Хромосомы состоят из молекулы ДНК, связанной с белками гистонами. Также в состав рибосом входит небольшое количество РНК.

В делящихся клетках хромосомы представлены в виде длинных тонких нитей, равномерно распределенных по всему объему ядра.

Отдельные хромосомы не различимы, но их хромосомный материал окрашивается основными красителями и называется хроматином. Слайд 12 Перед делением клетки хромосомы утолщаются и укорачиваются, что позволяет их хорошо видеть в световой микроскоп.

Хромосомы в профазе 1 мейоза

В диспергированном, то есть растянутом состоянии, хромосомы участвуют во всех процессах биосинтеза или регулируют процессы биосинтеза, а во время клеточного деления эта их функция приостанавливается.

При всех формах клеточного деления ДНК каждой хромосомы реплицируется, так что образуются две идентичные, двойные полинуклеотидные цепи ДНК.

Слайд 13 Эти цепи окружаются белковой оболочкой и в начале клеточного деления имеют вид идентичных нитей, лежащих бок о бок. Каждая нить носит название хроматиды и соединена со второй нитью неокрашивающимся участком, который носит название центромеры.

Откр стр 112 прочитайте и ответьте на вопрос что представляет собой клеточный цикл прокариот

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Клеточный цикл". структура урока и подбор заданий позволяет организовать познавательную деятельность учащихся на частично поисковом и творческом уровнях в соответствии со способностями и возможностями учащегося.

Тема урока: Клеточный цикл

Определить значение деления клетки для размножения, роста и развития организмов; раскрыть сущность интерфазы.

Образовательные: сформировать знания о жизненном цикле клетки, научиться применять полученные знания для объяснения биологического значения процесса в жизни организмов.

Развивающие: развивать умение анализировать явления; развивать навык работы с текстовыми таблицами и биологическими рисунками.

Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение; воспитывать познавательную самостоятельность и поддерживать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Анализ лабораторной работы. Выставление оценок.

Ребята, мне хотелось бы прочитать вам об одном из удивительных явлений в биологии. А вы внимательно прослушайте и скажите о каком явлении идет речь.

Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па

старинного танца. Этот танец, древнейший на Земле танец. Танец жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растем и существуем.

- Итак, о каком процессе идет речь?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"?

4. Изучение нового материала.

Анализ новых понятий: клеточный цикл, интерфаза.

Заполнение таблицы. 3 чел. у доски

Процессы, происходящие в клетке

Плоидность клеток (количество хромосом)

Просмотр видеоролика по репликации ДНК

Рубрика интересно знать

Клетки эпидермиса обновляются примерно каждые 10–30 дней недели, кожа восстанавливается в 4 раза быстрее после незначительных травм.

Красные кровяные тельца (эритроциты), переносящие кислород, живут около четырех месяцев.

Поверхность роговой оболочки глаза покрыта тонким слоем клеток, которые постоянно обновляются за 7–10 дней. Клетки сетчатки не обновляются, как и хрусталик глаза, потому возрастное ухудшение зрения – распространенная проблема.

Обновление клеток печени занимает примерно 300–500 дней. Человеческая печень обладает отличной способностью к регенерации. Если удалить 70% данного органа, он восстановится до нормальных размеров всего за пару месяцев.

Однако с возрастом способность организма к регенерации снижается, а эффективный способ предотвращения старения и смерти до сих пор не найден.

Анализ новых понятий: некроз, апоптоз.

1. Деление клеток обеспечивает непрерывность жизни на Земле.

2. Клеточный цикл состоит из интерфазы.

3. В пресинтетическом периоде в клетке не увеличивается количество органоидов.

4. в течении G1– периода количество хромосом и хроматид совпадает.

5.Молекула ДНК – полимераза двигается вдоль материнских цепей.

6. В результате репликации образуется идентичная одноцепочечная молекула ДНК.

7. Интерфаза завершается и начинается делением, в результате которого образуются материнские клетки.

8. Клетки, пребывающие в G0 – периоде, осуществляют процессы обмена веществ и энергии, репликации.

9. Некротическая гибель клеток наблюдается при аллергических реакциях, нарушении кровообращения.

10. При апоптозе погибшие клетки поглощаются лейкоцитами с запуском воспалительной реакции.

7. Решение задач

А) В кариотипе диплоидного вида ячменя 14 хромосом. Составьте полиплоидный ряд представителей рода ячмень, используя перечисленные наборы хромосом: 12, 7, 42, 15, 28, 21, 13, 58.

Б) В кариотипе организма 14 хромосом. Сколько хромосом и хроматид будет в соматической клетке в пресинтетический период интерфазы?

В) Молекула ДНК имеет относительную молекулярную массу 69 000, в том числе 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество адениловых, тимиловых, гуаниловых и цитидиловых нуклеотидов, содержащееся в молекулах ДНК после репликации исходной молекулы. Относительная молекулярная масса одного нуклеотида в среднем составляет 345.

69000/345=200 (общее количество нуклеотидов в ДНК);
8625/345=25 (адениловых нуклеотидов в ДНК), А = Т = 25;25;
Г = Ц, 200−(25+25)=150,200−(25+25)=150, значит Г = Ц = 75.


Содержимое разработки

Тема урока: Клеточный цикл

Цель: сформировать понятие клеточного (жизненного цикла); изучить интерфазу и ее периоды, репликацию ДНК.

Образовательные: сформировать знания о жизненном цикле клетки, научиться применять полученные знания для объяснения биологического значения процесса в жизни организмов.

Развивающие: развивать умение анализировать явления; развивать абстрактное мышление; развивать навык работы с биологическими рисунками; формировать умения решать расчетные задачи по данной теме.

Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение; воспитывать познавательную самостоятельность и поддерживать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Используемые технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные.

На протяжении многих уроков, мы с вами изучали клетку, согласно положениям клеточной теории. Мы рассмотрели химическую организацию клетки, ее строение. Сегодня мы приступаем к изучению физиологических особенностей клеток.

Современная клеточная теория была бы неполной без очень важного дополнения немецкого ученого Вирхова.

-Вспомните, каким положением он дополнил клеточную теорию (каждая клетка от клетки).(слайд 1)

Согласно этому положению, новые клетки возникают в результате деления уже существующих клеток.

Деление клеток обеспечивает размножение и развитие организмов, а значит непрерывность жизни на Земле.

На протяжении 6 уроков, мы с вами будем знакомиться с различными способами деления клеток.

Но прежде чем приступить непосредственно к самому делению, я бы хотела рассмотреть с вами процессы, протекающие в клетке между делениями.

Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.

Цикл – это совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

- Чего не хватает в вашем определении? (дети дополняют свое определение)

-Приведите мне примеры различных цикличных процессов.

-На ваш взгляд, жизнь человека циклична? (слайд 4 )

- Сегодня мы на уроке поговорим о жизненном цикле клеток.

- На какие вопросы вы бы хотели найти ответ? (выслушиваются ответы)

Сегодня вы получите ответы на свои вопросы и узнаете, что собой представляет клеточный цикл, чем заканчивается, какие виды бывают.

Изучение нового материала. Гибель клетки.

Жизненный цикл клетки – период существования клетки от момента ее образования в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели. (слайд 6-7 )

- Обратите внимание, что жизненный цикл может закончиться либо смертью клетки, либо ее делением.

Итак, рассмотрим жизненный цикл клетки, который заканчивается ее смертью.

Когда мы проводили ассоциации с жизнью человека, мы говорили о его смерти. Как вы думаете, какие два вида смерти есть у человека? (естественная и внезапная). Те же два вида смерти наблюдаются в жизненном цикле клеток.

В жизненном цикле клеток естественная смерть носит название апоптоз. (слайд 9)

При апоптозе клетка разбивается на пузырьки и поглощаются фагоцитарными клетками, не сопровождается воспалительными реакциями. Таким образом уничтожаются хвост, жабры головастика. (слайд 10 )

Внезапная гибель клеток – некоз. Причинами его могут быть воздействия температур, радиация нехватка кислорода и тд. (например ожог кожи) некроз всегда сопровождается воспалительной реакцией. (слайд 11-12 )

Первичное закрепление знаний.

Пользуясь стр. 90 учебника, выделите сходства и отличия некроза и апоптоза.

Определить, о каком процессе идет речь в предложениях. Некроз или апоптоз?(материал выводится на доску) (слайд 13 )

Релаксация. (слайд 14 )

Изучение нового материала. Интерфаза.

Сейчас мы рассмотрим жизненный цикл клетки, заканчивающийся ее делением. (слайд 15 )

В этом случае клеточный цикл рассматривают как два периода:

Подготовка к делению (интерфаза) (слайд 16 )

Само деление (митоз)

Интерфаза – это период активной жизнедеятельности клетки, который условно можно разделить на три периода:

Пресентетический: (слайд 17 )

Предшествует синтезу ДНК

Образовавшаяся клетка растет до нормальных размеров, активно синтезирует белки и компоненты нуклеиновых кислот, запасает энергию

Продолжительность периода – от 2 часов до нескольких суток

Каждая хромосома состоит из 1 хроматиды, набор 2n2с

Синтетический. (слайд 18 )

Интенсивный синтез молекул ДНК и РНК

Удвоение хромосом, каждая из которых к концу периода состоит из двух идентичных хроматид, соединенных центромерой

Период 6-10 часов

Каждая хромосома состоит из 2 хроматид, набор 2n4с

Объяснение понятие репликации ДНК, используя флеш-анимацию. (слайд 19-20)

Постсинтетический. (слайд 21 )

Период от 2 до 5 часов

Синтез белков микротрубочек, образующих веретено деления

Накопление энергии, необходимой для митотического деления

Каждая хромосома состоит из 2 хроматид, набор 2n4с

У клеток сложного организма (например, человека) жизненный цикл клетки может быть различным.
Высокоспециализированные клетки (эритроциты, нервные клетки, клетки поперечнополосатой
мускулатуры) не размножаются. Их жизненный цикл состоит из рождения, выполнения
предназначенных функций, гибели

Коррекция знаний. (слайд 26-31 )

Расставить номера событий процесса удвоения ДНК в порядке их осуществления.

Взаимодействие свободных нуклеотидов с одиночными цепями ДНК по принципу комплементарности.

Впишите пропущенное слово или понятие:

В синтетический период интерфазы происходит:……………..молекул ДНК, процессы обмена веществ (синтез АТФ, РНК, белка), функционирование клетки.

В постсинтетический период интерфазы происходят: синтез РНК и белков ……….. аппарата, постепенное затухание обменных процессов, накопление АТФ, прекращение функционирования клетки, увеличение вязкозти цитоплазмы.

Репликация молекулы ДНК происходит по принципу ………………………

Содержание генетического материала клетки в интерфазе: в пресинтетический период - …………………, в конце синтетического периода - ………………………, в постсинтетический период - ………………………….

Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТЦА ТГГ ЦТА ТГА ГЦТ ААА ТГЦ

Какой будет структура молекул ДНК после репликации?

В соматической клетке тела 14 хромосом. Сколько хромосом и хроматид будет в соматической клетке в пресентетический период (G1) интерфазы?

7 хромосом, 7 хроматид

7 хромосом, 14 хроматид

14 хромосом, 14 хроматид

14 хромосом, 28 хроматид

1. Деление клеток обеспечивает непрерывность жизни на Земле.

2. Клеточный цикл состоит из интерфазы.

3. В пресинтетическом периоде в клетке не увеличивается количество органоидов.

4. в течении G1– периода количество хромосом и хроматид совпадает.

5.Молекула ДНК – полимераза двигается вдоль материнских цепей.

6. В результате репликации образуется идентичная одноцепочечная молекула ДНК.

7. Интерфаза завершается и начинается делением, в результате которого образуются материнские клетки.

8. Клетки, пребывающие в G0 – периоде, осуществляют процессы обмена веществ и энергии, репликации.

9. Некротическая гибель клеток наблюдается при аллергических реакциях, нарушении кровообращения.

10. При апоптозе погибшие клетки поглощаются лейкоцитами с запуском воспалительной реакции.

На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности Т–Т–Ц–А–Г–А–Т–Г–Ц–А–Т–А. Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом фрагменте ДНК и длину гена.

Укажите для процесса репликации:

фермент, обеспечивающий соединение дезоксирибонуклеотидов в биополимер:

локализацию в клетке:

фазу клеточного цикла, в которой происходит этот процесс:

В соматической клетке тела 64 хромосомы. Сколько хромосом и хроматид будет в соматической

клетке в простсентетический период (G2) интерфазы?

32 хромосом, 32 хроматид

32 хромосом, 64 хроматид

64 хромосомы, 64 хроматиды

64 хромосом, 128 хроматиды

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6⋅10−9 мг. Чему будет равна масса молекул ДНК после репликации?

Рефлексия, самооценка деятельности учащимися

1.Какова была цель урока?

2.Достиг ли урок цели?

3. Что нового узнали, чему научились?

4.Что вас удивило на уроке?

5.В чём испытывали затруднения?

Самооценка собственной деятельности

2.Я понял материал…..

3.Я могу объяснить однокласснику…

5.Я оцениваю свою работу на….

Параграф 22. Составить по три тестовых вопроса по содержанию параграфа


-75%

Читайте также: