Для чего растению нужны семена конспект занятия подготовительная группа

Обновлено: 08.07.2024

1. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.

2. Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.

3. Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.

4. Воспитывать интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.

Предварительная работа: рассматривание семян овощных культур; труд в уголке природы.

Словарь : семена, росток, плоды, грунт, почва, фильтр.

Ход занятия :

Воспитатель : Дети, сегодня мы познакомимся с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем.

(рассыпаем на подносе семена разных растений)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это?

Воспитатель: Ребята, давайте сначала рассмотрим семена. Обратите внимание, какие они разные.

(дети рассматривают семена, сравнивают их)

Воспитатель : Расскажите, какие они?

Дети: Разные, маленькие, желтенькие, темные, круглые, овальные, беленькие.

(воспитатель кладет на ладонь несколько семян)

Воспитатель : Как вы думаете, почему они не похожи?

Дети: Это семена разных растений.

Воспитатель : Правильно. Вот семена помидоров. Какие они?

Дети: Они маленькие, темные, круглые, немного бархатистые.

Воспитатель: Вот семена перца. Они тоже круглые, но желтенькие и жесткие. А это семена огурцов. Какие они?

Дети: Овальные, почти белые, с острым кончиком.

Воспитатель: А вот посмотрите. Это семена фасоли. Опишите их.

Дети: Крупные, белые, овальные.

Воспитатель : А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?

Дети: Земля, вода, тепло и свет.

Дети выполняют задание, помещая семена в свои баночки, как это делает воспитатель.

Воспитатель : Молодцы! Закроем баночки и подождем пока семена обживутся.

Дети: Крышки баночек запотели.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что наши семена проснулись, они дышат, они живые.

Воспитатель: Конечно, семена живые! Значит мы все сделали с вами правильно. Оставим семена в волшебных баночках и будем наблюдать за ними каждый день.

Анализ: Вот и подошло к концу наше занятие. Молодцы сегодня все ребята. Все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания… Умнички!

Итог: Давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались?

(будили семена) Что нового мы узнали? (семена живые, они дышат)

А теперь задание на дом: посадите любые семена у себя дома для сравнения. Как будут изменяться семена в детском саду, а как дома.

Расширять представления о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их. Формировать представление о плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать по разным признакам; познакомить со способами распространения семян

Развивать интерес к исследовательской деятельности; к выращиванию растения из семян; развивать экологическое мышление

Воспитывать бережное отношение к природе

Интеграция образовательных областей:

Материалы : листья березы, клена, липы, дуба, рябины по кол-ву детей;

Ход НОД:

Дети сидят на стульях полукругом

В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым, синим морям.

О каком времени года этот рассказ?

Как вы догадались?

Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?

Какое стало небо, воздух?

Какими стали деревья?

Почему осенью опадают листья?

В-ль обращает внимание детей на листья, лежащие на ковре:

И у нас листопад, листья желтые лежат….

Приглашает детей на ковер

Дети встают в круг, берутся за руки,идут вокруг ковра, рассматривая листья

Ветер с поля прилетал,

С деревьев листики сорвал

И попрятал их в траве

Как грибы опята

Помогите мне найти

1,2,3 от березы лист найди!

Дети находят листья названного дерева и относят их к картинке с изображением соответствующего дерева (аналогично находят листья дуба, липы, клена, рябины)

Дети садятся за столы

В-ль: а что еще интересного происходит с деревьями и другими растениями с наступлением осени? (созревают и опадают плоды)

Откуда появились на растениях плоды? (выросли на месте цветка)

В-ль предлагает рассмотреть плоды на подносах

Догадались, от каких растений эти плоды (дети перечисляют названия)

На какие две группы можно разделить плоды растений? (сочные и сухие)

Назовите сочные, назовите сухие

Давайте рассмотрим яблоко на срезе. Из чего оно состоит? (плод покрыт плотной кожицей, под кожицей -сочная мякоть, а внутри мякоти находятся семена) Какие они (темные, твердые)

Как вы думаете семена разных растений одинаковые или разные?

В-ль предлагает перейти к столику и рассмотреть коллекцию семян.

Давайте мы с вами подберем картинки с изображением растений к каждому виду семян

А зачем растениям семена? (с помощью семян растения расселяются по земле, из семян вырастает новое растения, семена – детки растений)

А как растения расселяются по земле с помощью семян?

Семена бывают летающие (Одуванчик, клен, тополь, мать –и- мачеха)Их разносит ветер.

Семена бывают цепкие, как у репейника, череды. Они цепляются за одежду людей, за шерсть животных и перья птиц и переносятся на большие расстояния

Другие находятся в сочных плодах, их употребляем в пищу мы с вами, клюют птицы, едят животные и распространяют по земле

Есть растения, у которых плод при созревании резко раскрывается и семена разлетаются вокруг и раскатываются по земле

Упадет семечко в землю, а что будет дальше, мы сейчас покажем

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

Дети садятся на стульчики

В-ль: А вот если мы сейчас семена посадим на нашем огороде, они вырастут? (нет)

В-ль предлагает рассмотреть стаканчики с опытными семенами гороха, дети делают вывод: для выращивания растений из семян необходимы: свет, вода и тепло

В-ль загадывает загадку:

В гроздьях горьких ягод красных

Нарядилась, как на праздник

И склонилась над тропинкой

В листьях перистых (рябинка)

Очень красивы гроздья рябины осенью. Недаром мастера Хохломы используют изображения плодов рябины для украшения предметов посуды и даже мебели.

Давайте мы с вами тоже украсим тарелочки ягодами рябины

Дети пересаживаются за столы

О чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали?

1. познакомить детей с разнообразными семенами растений, расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность (познавательное развитие).

2. совершенствовать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам. (социально- коммуникативное развитие)

4. совершенствовать умения в рисовании (художественно-эстетическое развитие: изобразительная деятельность).

5. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (физическое развитие).

Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, речевая, рисование.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

За ушко на солнышко

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

Мы попытаемся узнать, что такое семя, какие они бывают, как они распространяются, и обратимся к нашей лаборатории семян.

Кто может рассказать, зачем нужны семена?

Полевые и садовые растения всходят и расцветают. Они кормят животных, садоводов, которые выращивают свой урожай, их цветение радует глаз.

Какие семена растений используются в пищу?

А все ли семена одинаковые?

У вас на столах коллекция семян, посмотрите все ли они одинаковые, какая у них форма?

(семена:свеклы, гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза, перца, яблока, кукурузы)

Гладкие, овальные, маленькие, какого цвета? Ребята, а квадратные семена бывают?

Перед вами карточки плодов овощей, ягод, фруктов, они потеряли свои семена, возьмите каждый по одной карточке, посмотрите. какой у вас плод, я вам буду показывать на экране семя вы по карточке должны найти семя к своему плоду. (слайды 1-9)

Молодцы. Я вижу, вы хорошо знакомы с плодами и их семенами.

Единственная цель растения- размножение и продолжение вида. Как только появились семена, растение выполнило своё предназначение. Всё для семян! Это закон растения. Они должны собрать в семени все питательные вещества, поступающие из корней. Только так в семени появиться зародыш, у которого будет запас питательных веществ, чтобы выжить. (слайды 10)

Семя- это из чего начинается и чем заканчивается. Можно ли семена назвать путешественниками? Почему?

-с помощью ветра, например, одуванчик, сосна липа клён.

- помогают птицы: плоды рябины, брусники, черники, ландыша.

-многие семена снабжены липкими или колючими оболочками: тополь, иван- чай,лопух,череда.

(слайды 11- 13).

Путешествовать семенам на большие расстояния помогают люди, животные, птицы, насекомые.

Вы знаете такое растение- одуванчик, и кто-то из вас срывал и дул на белоснежные пушистые головки, таким образом, отправляли в далёкое путешествие десятки маленьких парашютиков. Подхваченные порывом ветра, парашютики могут улетать на 200 километров.

Вы не пытались подсчитать, сколько созревает на одном растении одуванчика семян?

.А сейчас давайте сравним и определим у кого же всхожесть быстрее, у кого ростки больше.

Как вы думаете, они живые?

Прежде чем посадить семя, что нужно сделать, чтобы оно проснулось?

Его нужно намочить в воде. Семена набухли и дали ростки. Значит, для прорастания семян- что нужно?

Все встают около своих мест, приседают и закрываю глаза.

Вам понравилось быть живым зёрнышком?

Ребята, что надо сделать, чтобы семена дали начало новому растению?

Зарыли Данилку в сырую земельку,

А он полежал, полежал, да на волю побежал, стоит, красуется (посеянное зерно).

Ребята, я предлагаю нарисовать и сделать картотеку плодов и их семян. Возьмите по одной карточке и зарисуйте, семена на экране.

1. Уточнить и систематизировать знания детей о растениях, их развитии, о роли почвы, воды, света, тепла, о приспособленности к переносу на большие расстояния.

3. Научить выращивать растения из семян.

4. Воспитывать у детей интерес к выращиванию растений, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Ход занятия:

Дети рассматривают семена.

Воспитатель: А теперь мы сядем и продолжим беседу.

  • Угадайте и назовите съедобные семена (орехи, семечки, бобовые, злаковые). Почему их называют съедобными?
  • Они съедобные потому, что в них много питательных веществ. Но припасла их природа для того, чтобы могло появиться на свет новое растение. Значит, кроме питательных веществ там есть и маленькое будущее растение, новая жизнь.

Воспитатель: Как вы думаете, надолго ли хватит пищи этому растению? Что нужно семенам для того чтобы они проросли? (Им нужен свет, тепло, влага, плодородная почва, т.е. условия для прорастания).

Обратите внимание, что у некоторых семян есть приспособления: у клёна, сосны – крылышки, у одуванчика – парашютики, у бархатцев – кисточка. А вот анютины глазки (виола) – стреляют. Ветер подхватывает семена и уносит их на большие расстояния.

Все ли семена прорастут? Если нет, то почему? Не все попадут на плодородную почву, какие – то склёваны птицами или съедены животными. Некоторые семена окажутся повреждены червями. Может быть поэтому у каждого растения так много семян.

Воспитатель: Как только семя попадёт в благоприятные условия, оно начнёт прорастать. Как вы думаете, что появляется первым – корень или стебель? Давайте рассмотрим схему.

Конечно, прорастает корень, потому что сначала растению нужно закрепиться в почве, а затем появляется стебель (петелька) и разворачивается листок. Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть:

Двое ведущих – Воробей, червяк – встают в середине группы, остальные дети (созревшие семена) становятся у стены.

Ветер подул в нашем саду.

Через поле, через сад

Семена летят – летят.

Дети, изображающие семена, перебегают к противоположной стене. Их ловят водящие. Кого они коснуться – съедены. На следующем этапе игры из общего числа детей выбираются: Солнце, Ветер, Дождь. Остальные игроки – семена. Они садятся на корточки, обхватив колени руками.

Вот беда! Семена остались на асфальте.

В маленьком семени спряталось растение.

Что должно произойти?

Чтоб оно могло расти?

Что же нужно семенам?

Дети: Почва! Ветер, ветер, помоги

Нас с дороги унеси!

Воспитатель: Что же вы не растёте?

Нам нужны тепло и свет!

Солнце, солнце помоги!

Чтобы мы расти могли!

Выходит Солнце и обегает детей, касаясь каждого. Семена не растут.

Воспитатель: Что же вам ещё нужно?

Дети: Вода!

Дождик, дождик, помоги,

Чтобы мы расти могли!

Дождик быстро обегает и касается каждого.

Воспитатель: Есть у вас земля,

Есть у вас вода,

Есть у вас тепло и свет –

Пора вам прорастать!

Семена постепенно распрямляются и поднимаются, повторяя слова за воспитателем.

Воспитатель: Прорастает корешок (выпрямляют ноги)

Подрастает стебелёк (выпрямляют спину)

Развернулись почки, выпустив листочки.

(Поднимают руки и машут ими)

Посев однолетних цветов (бархатцы, календула, георгины, настурция).

На столе контейнеры с землей, в тарелочках семена.

Воспитатель: Давайте вспомним, как сеять семена:

- сделать бороздки и разложить семена

- сделать отверстия и разложить в них семена, засыпать землёй, уплотнить, полить, поставить на подоконник, накрыть плёнкой, притенить бумагой. Опытный контейнер.

Посев настурции после замачивания в соке алоэ – стимуляторе роста.

Воспитатель: Будем наблюдать. Поставим дату посева и всходов. Сравним как быстро взойдут семена настурции, замоченные и сухие.

В ходе работы воспитатель проверяет, как дети справляются с заданием.

Воспитатель: Семена каких однолетних цветов мы посеяли?

Что надо сделать с посевами?

Дети: поставить на окно, полить, прикрыть плёнкой, притенить. Будем ждать всходы, наблюдая ухаживать.

А для чего мы их сеяли?

Что мы вырастим?

Рассаду цветов мы через некоторое время распикируем, а затем высадим на клумбу, на которой к тому времени взойдут тюльпаны. И будет красиво!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять и обобщать представление о росте и развитии растений. Приучать детей ухаживать за растениями.

Цель: Обобщение представления о росте и развитии растения.

Задачи: Установить связь между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды.

Способствовать накоплению опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Воспитать желание помогать.

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

Работа в дневнике наблюдений.

Воспитатель: И маленький цветок душистой фиалки, и могучий дуб, и водоросли на дне реки, и мхи, устилающие землю в еловом бору, - растения. Где мы можем их увидеть? (в лесу, на лугу, в поле, в парке, в саду) Весной и летом земля словно наряжается в изумрудно – зеленое платье из свежих листьев.

В группу к детям приходит Незнайка и приносит искусственный цветок. Он рассказывает детям, что вырастил красивый цветок, у которого есть стебель, листья, красивые цветы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мог Незнайка вырастить этот цветок? Почему нет? Этот цветок можно назвать растением? Он живой или нет?

Незнайка спорит с ребятами и пытается доказать, что его цветок живой, а дети доказывают ему, что он не живой.( Растения – живые существа. Они дышат, растут, размножаются.)

Дети читают Незнайке стихотворение С.Д. Дрожжина (выученное зараннее):

Пройдет зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

Незнайка: А зачем растениям цветы?

Дети: Цветы нужны пчелам, бабочкам и другим насекомым. Они пьют сладкий нектар растений и на лапках, брюшках, спинке переносят с цветка на цветок пыльцу. Так они опыляют растения. А к концу лета на месте опыленного цветка образуется плод (семена).

Детям предлагаются семена различных растений, которые они должны подобрать к картинкам с изображением растений. Незнайка наблюдает за работой детей, пытается их запутать, ввести в заблуждение.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, как вот из такого маленького семечка может вырасти такое большое и красивое растение?

Незнайка: Конечно знаю. Нужно закопать поглубже семечко в землю и ждать.

Воспитатель: Вы согласны, ребята, с мнением Незнайки? (Ответы детей.) Давайте расскажем Незнайке, что происходит с семенами после посадки в землю и что необходимо для роста и развития растений. (Дети рассказывают.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать стадии роста любого понравившегося растения и подарить Незнайке. Дети рисуют, Незнайка отгадывает, что за растение нарисовал каждый ребенок.

Незнайка: Теперь я знаю как можно вырастить растение и что для этого нужно. Спасибо. До свидания.

Читайте также: