Классы и классовая борьба рабочие против буржуазии конспект

Обновлено: 06.07.2024

Классовая борьба есть выражение , которое обозначает напряженность в иерархическом обществе делится на социальные классы , каждый борется за ее социально-экономическую ситуацию, а также теоретическая модель , которая объясняет ставки этого противостояния. Эта концепция появилась в XIX - го века среди историков либерального французских о реставрации , Франсуа Гизо , инициатор, Тьерри , Тьер и Минье , что Карл Маркс был заимствован.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали в 1848 году в Манифесте Коммунистической партии , что пролетарии не могут подчиняться какой-то определенной родине и что государственные, национальные и / или культурные разделения, которые им противостоят, являются простыми отклонениями в отношении центрального конфликта : классовая борьба , которая противопоставляет труд капитала в глобализованном рамках от капитализма . Для Маркса и Энгельса, которые обеспечили международное распространение этого понятия, классовая борьба является двигателем преобразований обществ и современной истории. Правящий класс капиталистического общества отождествляется с буржуазией (или классом капиталистов ); он господствует над тем, что они называют пролетариатом .

Резюме

Классы

Модель общества, организованного в конкурирующих и, следовательно, сравнимых классах, противоположна модели полисегментарного общества или кастового общества, в котором дифференцированные группы выполняют отдельные и заранее определенные функции, такие как военная и религиозная деятельность. Классовые общества появляются в античности, например, в Риме, а в современных городских обществах с появлением буржуазии.

Мы обнаруживаем, что понятия классовой и классовой борьбы используются в самых разных исторических контекстах:

  • борьба между рабами и хозяевами в рабовладельческих обществах или метиками и рабами древних обществ,
  • борьба плебса с землевладельцами, проиллюстрированная Гракхами ,
  • борьба между третьим сословием и дворянством накануне Французской революции ,
  • борьба между пролетариями и их буржуазными эксплуататорами в современном капиталистическом обществе ,
  • борьба между мужчинами и женщинами в патриархальных обществах, где бытовая эксплуатация является основой социальной иерархии,
  • касты в Индии ,
  • разделение между поселенцами и туземцами в колониях ,
  • выраженная дихотомия между странами Севера и странами Юга ,
  • расовая и / или социокультурная сегрегация в мегаполисах,
  • грамотные чиновники в Древнем Китае, но также грамотные против Императора, если необходимо, согласно рекомендациям Лао Цзы и т. д.

Однако понятие класса по сути является экономическим , и принадлежность к классу не всегда легко определить с помощью объективных юридических критериев. Однородность класса обеспечивается функционированием общества, в котором важны сети и где сохраняется неравенство (человек рождается в богатой или бедной семье), а также тонкими социальными механизмами, сознательными или бессознательными (критика идеологии ), а не явными юридическими ограничениями, как это было в государствах Ancien Régime .

Классовая борьба не всегда происходит между господствующим классом и господствующим классом, но может происходить между двумя господствующими классами за установление их превосходства над господствующими классами. Вот почему Маркс квалифицирует Французскую революцию как буржуазную революцию, считая, что это исторический момент, когда буржуазия изгнала дворянство и духовенство, чтобы установить свое угнетение народных классов.

Если борьба ведется не только между двумя классами, а Маркс различает четыре и семь классов в соответствии со своими работами, их всегда можно разделить на две группы, одна из которых образует господствующий класс, а другая - господствующие классы. профсоюзы и революционные движения будут пытаться объединиться вокруг общего понимания своих интересов.

Понятие генеалогии

Либеральная перспектива

В соответствии с этой работой и первыми теоретиками классовой борьбы, такие мыслители, как Шарль Конт или Шарль Дюнуайе, представили государство как место поиска ренты, финансируемой за счет налогов. Следовательно, они выделили два великих класса в индустриальном обществе: производителей богатства, которые платят налоги ( третье сословие ), и потребителей налогов (дворянство). Их классовые интересы явно антагонистичны, поскольку первые хотят, чтобы их облагали меньшим налогом, а вторые выступают за повышение налогообложения.

Марксистская перспектива


Марксизм разработал сложную теорию о классовой борьбе и ее исторической эволюции, которой Коммунистический манифест предусматривает введение. Эта теория была главным повальным увлечением для XX - го века и влияние на судьбу многих стран.

Вдохновленные многими авторами, философами, экономистами и историками, Маркс и Энгельс связывают различные концепции, чтобы лучше понять общество и его структуры. Концепция классовой борьбы либералов в сочетании с критикой определенных аспектов мысли Гегеля, а также с материалистической концепцией истории составляют элементы, которые помогают объяснить исторические движения . Марксизм предполагает, что эксплуатируемый класс ( пролетариат ) освободится, свергнув господство эксплуататорского класса ( буржуазии ) для достижения равенства ( бесклассовое общество ).


Маркс всегда выделяет как минимум два основных класса :

  • что капиталисты или буржуазные, доминирующий класс , который владеет капиталом и , следовательно , имеет средство , чтобы заставить другие работать в свою пользу путем взвешивания по цене приобретения рабочей силы;
  • пролетариат , объединяя людей , которые не имеют никакого капитала и вынуждены продавать свою рабочую силу для того , чтобы прокормиться. Это наемный класс.

Помимо того, что иногда выделяются подклассы (противостоящие, например, промышленной и финансовой буржуазии) этим двум фундаментальным классам, существует еще и промежуточный класс, как бы плавающий с точки зрения его эмансипативных намерений:

  • мелкая буржуазия , объединяющую людей , которые имеют свои собственные средства к существованию (мелких торговцев, свободных профессий и т.д.), что дает им сомнительную автономию по отношению к капиталистам. Им не нужно платить, но они сами не боссы и должны работать, чтобы жить.


Этот конфликт между правящим классом и угнетенным классом может иметь физическую форму. Уличная драка после забастовки 1934 года в США.

Однако, по его словам, только буржуазия и пролетариат могут вести по-настоящему независимую политику, при этом различные слои мелкой буржуазии либо привлекаются пролетариатом до такой степени, что иногда смешивают его интересы, либо, наоборот, уважают и завидуют ему. капиталисты, таким образом смешивая свое политическое видение с видением больших боссов.

Эта борьба охватит все области социальной, экономической, политической и идеологической жизни и станет двигателем социальной эволюции и, следовательно, истории. Капитализм давление Exert снизить долю производства для пролетариата , что приводит к увеличению эксплуатации рабочей и обнищания и увеличение капитала массы богатства, которые потребляются в борьбе (или конкуренции ) , что ямы капиталисты между ними. Рабочее движение (особенно профсоюзная борьба ), противостоящая сила, имеет тенденцию увеличивать долю богатства, собираемого рабочим классом , одновременно устанавливая свои требования в строгих рамках заработной платы . В социальных выгодах представляют собой акционерный капитал , выделенный для пролетариата , чтобы сохранить стабильность мира в обществе (которое всегда выгодно ему), часто после крупных потрясений , таких как 1936 самопроизвольных всеобщей забастовки мелкой буржуазии является, в свою очередь, осудила регрессировать (стать пролетарием ) из-за своей неспособности конкурировать с капиталистами.

Современная классовая борьба

Классовая борьба сегодня формально проявляется в социальных движениях, таких как забастовки или демонстрации. Основными причинами забастовок являются: требование повышения заработной платы от работодателей; предотвратить увольнения; от тяжелых условий труда.

В течение XX - го века , были созданы многие механизмы или органы четности , на основе дихотомии работодателей / работников . На уровне компании это производственный совет , а на национальном уровне - организации профессионального обучения, коллективные договоры , промышленный суд и т. Д. Эти механизмы обеспечивают правовую и институциональную основу для классовых отношений. Следовательно, они могут входить в рамки сотрудничества между классами.

  • прогресс капитализма, крупной промышленности и крупной торговли превращает часть представителей других классов (крестьян, ремесленников, мелких торговцев) в пролетариев, а иногда и лишает их всех ресурсов
  • часть пролетариата выбрасывается из производственного процесса и подвергается абсолютному обнищанию (безработные, старики, инвалиды, инвалиды и т. д.), составляя промышленную резервную армию .

Социальные классы и голосование

Для Карла Маркса классовая борьба должна выражаться, в частности, в политических действиях. Политическое выражение классовой борьбы возможно только в том случае, если политические партии представляют социальные классы довольно однородным образом, точнее сегодня, если достаточно сплоченная пролетарская партия прямо противоположна буржуазным партиям.

Во Франции с 1970-х годов статистика и опросы позволили подтвердить снижение корреляции между социальным классом и электоратом.

Разные

Отзывы

Концепция классовой борьбы критиковалась по-разному.

Идеологическая критика

Концепция классовой борьбы была подвергнута критике в конце XIX - го века во многих теоретических углов поворота вокруг понятие борьбы.

Подразделение компании

Классовая борьба против нации

Националисты добавляют, что концепция классовой борьбы ослабляет концепцию нации , отдавая приоритет социальному и экономическому разделению, которое отменяет концепцию национальной границы. Классовая борьба согласно Марксу непосредственно относится к международным рамкам, поскольку Манифест Коммунистической партии находится на волне европейских революций 1848 года. Таким образом, национализм видит в классовой борьбе полного противника, который в то же время разделяет нацию и выходит за рамки, создавая международную солидарность. Оппозиции классовой борьбы была главной темой пропаганды режимов и партий фашистами и нацистами в годы 1920 по 1940 год .

Вопрос о других политических баталиях

Вопрос о причастности к власти и реформизму

Либеральная критика

Для либералов, отношения между капиталистами и рабочими должны оставаться на правовом основании в переговорах , в частности , по трудовому договору , как далеко, касается индивидуальных отношений. Это будет свободно обсуждаться и согласовываться между служащим и работодателем, в то время как для марксистов свобода заключения контракта служащим носит лишь формальный характер, принимая во внимание его ситуацию экономической зависимости и неравенство его положения по отношению к работодателям.

Социологическая критика

Еще одна важная ось критики концепции классовой борьбы основана на обоснованности определения самих социальных классов.

Таким образом, изучение популяций становится все более точным, чтобы реагировать на растущую диверсификацию социально-экономических ситуаций и моделей поведения (понятие сегмента населения ).

Вопрос об однородности социальных классов

Вопрос о средних классах

Другие критические замечания основаны на появлении во второй половине XX - го века огромного среднего класса и количественного снижение рабочего класса - во Франции от около 1970 - оспариваемого природно-исторического sociologico концепции классовой борьбы. По мнению некоторых, эти социологические изменения лишают законности концепции классовой борьбы, которая затем должна быть заменена другими способами политического действия (например, реформизм под действием государства) или другими рамками борьбы.

1) что существование классовсвязано лишь с определенными историческими фазами развития производства,

2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,

Тем не менее, представление Маркса о классах можно реконструиро­вать на основании его работ и многочисленных высказываний об этом предмете. С его точки зрения, классовое деление отсутствует в перво­бытных обществах, в которых существует коллективная собственность на средства производства; оно возникает только в так называемых анта­гонистических формациях, в результате развития разделения труда и ча­стной собственности на средства производства. Что же такое классы в его трактовке?

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, — целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем пат­рициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века - феодальных гос­под, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов - еще особые градации.

В более узком смысле Маркс понимает под классами такие соци­альные группы, которые различаются по их отношению к средствам про­изводства. Поскольку он видит основу классового деления общества в производственных отношениях, постольку классы выступают как выра­жение этих отношений. Различная форма собственности на средства производства и, главное, наличие или отсутствие этой собственности выступают как главные критерии классообразования.




В принципе Маркс исходит из дихотомического деленияобщества на классы. Классовая дихотомия выступает у него в двух формах.

Во-вторых, в каждой из этих формаций существуют свои специфичес­кие пары классов, выражающие определенный способ производства. Каж­дый класс предполагает в принципе своего антипода, с которым он нахо­дится в противоборстве: явно или скрыто; осознанно или неосознанно; реально или потенциально; в прошлом, настоящем или будущем.

Вот примеры таких пар у Маркса: свободные — рабы; патриции — пле­беи; помещики — крепостные; мастера — подмастерья; буржуа — пролета­рии и т. п.

И все же дихотомическое классовое деление было у Маркса преобла­дающим. В этом сказалось влияние и гегелевской диалектики, и его рево­люционного бойцовского темперамента. Но такое ввдение классовой струк­туры было связано и с собственно социологическими представлениями Маркса об этом предмете. Во-первых, он понимал дихотомическое деле­ние классов не только как реальное, но и как идеально-типическое, о чем свидетельствует его анализ внутриклассовых, внеклассовых и межклассо­вых социальных категорий. Во-вторых, дихотомическая картина классов была связана с марксовым пониманием базовой тенденции их развития — тенденции к поляризации.

Предсказания Маркса об исчезновении средних классов, об абсолют­ном и относительном обнищании пролетариата при капитализме к на­стоящему времени не осуществились. Представление о том, что соци­альное развитие - это непрерывная борьба классов, выступающая в качестве движущей силы этого развития, было, разумеется, односто­ронним и упрощенным. Оно фиксировало внимание только на классо­вом конфликте, оставляя без внимания, во-первых, внеклассовые соци­альные конфликты, во-вторых, сотрудничество между классами, которое подчеркивал Конт. В работах Маркса для социологического изучения классов имели значение не столько его классовые дихотомии и прогно­зы, сколько сам акцент (зачастую чрезмерный) на роли социальных кон­фликтов, анализ экономических факторов этих конфликтов, исследова­ние положения и взаимодействия различных классов и групп в конкретных обществах и социальных ситуациях.

1) что существование классовсвязано лишь с определенными историческими фазами развития производства,

2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,

Тем не менее, представление Маркса о классах можно реконструиро­вать на основании его работ и многочисленных высказываний об этом предмете. С его точки зрения, классовое деление отсутствует в перво­бытных обществах, в которых существует коллективная собственность на средства производства; оно возникает только в так называемых анта­гонистических формациях, в результате развития разделения труда и ча­стной собственности на средства производства. Что же такое классы в его трактовке?

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, — целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем пат­рициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века - феодальных гос­под, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов - еще особые градации.

В более узком смысле Маркс понимает под классами такие соци­альные группы, которые различаются по их отношению к средствам про­изводства. Поскольку он видит основу классового деления общества в производственных отношениях, постольку классы выступают как выра­жение этих отношений. Различная форма собственности на средства производства и, главное, наличие или отсутствие этой собственности выступают как главные критерии классообразования.

В принципе Маркс исходит из дихотомического деленияобщества на классы. Классовая дихотомия выступает у него в двух формах.

Во-вторых, в каждой из этих формаций существуют свои специфичес­кие пары классов, выражающие определенный способ производства. Каж­дый класс предполагает в принципе своего антипода, с которым он нахо­дится в противоборстве: явно или скрыто; осознанно или неосознанно; реально или потенциально; в прошлом, настоящем или будущем.

Вот примеры таких пар у Маркса: свободные — рабы; патриции — пле­беи; помещики — крепостные; мастера — подмастерья; буржуа — пролета­рии и т. п.

И все же дихотомическое классовое деление было у Маркса преобла­дающим. В этом сказалось влияние и гегелевской диалектики, и его рево­люционного бойцовского темперамента. Но такое ввдение классовой струк­туры было связано и с собственно социологическими представлениями Маркса об этом предмете. Во-первых, он понимал дихотомическое деле­ние классов не только как реальное, но и как идеально-типическое, о чем свидетельствует его анализ внутриклассовых, внеклассовых и межклассо­вых социальных категорий. Во-вторых, дихотомическая картина классов была связана с марксовым пониманием базовой тенденции их развития — тенденции к поляризации.

Предсказания Маркса об исчезновении средних классов, об абсолют­ном и относительном обнищании пролетариата при капитализме к на­стоящему времени не осуществились. Представление о том, что соци­альное развитие - это непрерывная борьба классов, выступающая в качестве движущей силы этого развития, было, разумеется, односто­ронним и упрощенным. Оно фиксировало внимание только на классо­вом конфликте, оставляя без внимания, во-первых, внеклассовые соци­альные конфликты, во-вторых, сотрудничество между классами, которое подчеркивал Конт. В работах Маркса для социологического изучения классов имели значение не столько его классовые дихотомии и прогно­зы, сколько сам акцент (зачастую чрезмерный) на роли социальных кон­фликтов, анализ экономических факторов этих конфликтов, исследова­ние положения и взаимодействия различных классов и групп в конкретных обществах и социальных ситуациях.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Таким образом, в современных условиях К. б. пролетариата направлена на то, чтобы в союзе со всеми демократическими силами ограничить всевластие монополий в экономике и осуществить политические и экономические преобразования, которые создадут наиболее благоприятные предпосылки для борьбы за социализм.

"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов".

Итак, мы поставили под сомнение существование классовой борьбы как борьбы всех эксплуатируемых против всех эксплуататоров. Теперь мы попробуем доказать, что не только подобная борьба есть невероятное явление, но и что само существование таких классов-армий есть вещь невозможная.

"…Организация пролетариев в класс… ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими рабочими. Конкуренция изолирует друг от друга индивидов — не только буржуа, но еще более пролетариев…
(Маркс, т.23)

"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов."

«…Угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную… борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания…"

…Марксизм приходит к совершенно ложному выводу, что

"коммунизм есть результат классовой борьбы пролетариата против буржуазии, есть победа пролетариата в этой борьбе."

На каком же основании марксизм наделяет пролетариев совершенно несвойственными для эксплуатируемых созидательными потенциями?!

СОЦИАЛЬНАЯ СВОБОДА (КОММУНИЗМ) В ПРИНЦИПЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕЗУЛЬТАТОМ БОРЬБЫ ПРОЛЕТАРИАТА И БУРЖУАЗИИ !

«И раб, уставший от свободы,
Возропщет, требуя цепей…"

Надо быть „большим юмористом“, чтобы вручить Знамя Свободы рабам „его величества“ — КАПИТАЛА!
Все восстания угнетенных „бессмысленны и беспощадны“ именно потому, что, протестуя против истязающей их системы эксплуатации они ничего не способны предложить взамен.

О классах и классовой борьбе Ленин писал достаточно много в своих работах дооктябрьского периода; после октябрьского переворота и начала гражданской войны в России миф о классах и классовой борьбе получил новый импульс в своем развитии. Большевистская партия нуждалась в оправдании своей классовой политики, анализе расстановки классовых сил, в том, чтобы представить себя защитницей и проводником интересов тех классов, которые составляли большинство населения.

Надо было объяснить и гражданскую войну через призму столкновения классов и обострения и усиления классовой борьбы в сложившейся конкретно обстановке. И Ленин продолжает уделять вопросам классов и классовой борьбы повышенное внимание. Различные аспекты этой проблемы лежат в поле его зрения, и им посвящены в той или иной мере десятки ленинских работ.

Одной из важнейших догм марксизма была догма непримиримой классовой борьбы, воспринятая Лениным и превращённая им в один из главных мифов большевизма.

При этом следует отметить, что анализ рассуждений Ленина о классах и классовой борьбе не создаёт впечатления, что у основателя советского государства есть обоснованная теория классовой борьбы. Есть лишь слепое следование теории, уже созданной и предложенной до него. Есть многочисленные общие рассуждения, вымыслы об одном из главных мифов большевизма – идее классовой борьбы. Теория – не амплуа Ленина.

Для марксизма-ленинизма классовая борьба – это та пружина, которая приводит в движение человеческую историю. В эту идею Ленин поверил на всю жизнь и использовал ее больше, чем кто-либо, в доктрине государства.

Ленин полагал, что борьба классов движет всю человеческую историю, определяет собой структуру и функционирование государства, гипертрофировал ее значение. Конечно, классы и классовая борьба имеют немалое значение в жизни общества. Это понимали уже древние мыслители. Но какое же место в действительности у классовой борьбы в истории? Определяет ли она всё и вся?

Взять хотя бы самые последние века. Франция воевала с Россией в XIX веке. Но это значит, что воевало одно государство, состоящее из свободных рабочих, крестьян, аристократии, буржуазии с другим государством, состоящим из помещиков, свободных рабочих, крепостных крестьян и др. Это была война не противоположных классов, а различных государств, состоящих из различных классов, за господство, за удовлетворение экономических потребностей, за независимость (объединившая в России все классы).

Первая и вторая мировые войны велись государствами, в которых воевали не противоположные, а одинаковые (с точки зрения ленинизма) классы. Это были войны совершенно иного рода, не имеющие никакого отношения к классовой борьбе. В большевистском государстве Ленина уничтожали не только бывших помещиков и капиталистов, но и интеллигенцию, священников, крестьян и рабочих. И делало это так называемое рабоче-крестьянское государство.

В истории было множество войн, в которых различные классы шли рядом, чтобы отразить общего внешнего врага. Значит, был общий внеклассовый интерес, скрепляющий различные классы для достижения общей цели. Эта истина, этот простой факт отвергался Лениным, а всех тех, кто полагал, что история есть не только борьба классов, но и их сотрудничество, считал оппортунистами, ревизионистами, врагами.

В августе 1919 г. Ленин писал о крестьянах как о спекулянтах, стремящихся к частной собственности на землю. И получалось, что если крестьяне – спекулянты (или полуспекулянты, как выражался Ленин), то, следовательно, рабочее государство – враг крестьянства, враг частных собственников и, в конечном счёте, враг абсолютного большинства населения.

Борьба классов – один из важнейших мифов большевизма. В нём – оправдание политики тоталитарного государства, оправдание беспредельного насилия и террора. Насилие признавалось, как и террор, нормой революционного процесса. Это было мировоззренческой установкой Ленина.

В-третьих, Ленин четко относит всё крестьянство к мелкой буржуазии и, следовательно, объявляет его фактическим врагом рабочего государства.

Наконец, в-пятых, воспитание новой дисциплины означало, по Ленину, не что иное, как воспитание палочной дисциплины по отношению к абсолютному большинству, в том числе и к рабочему классу, воспитание новой дисциплины под угрозой массового террора и репрессий.

Он требует беспощадной кары для нарушителей трудовой дисциплины, которых рассматривает как виновных в голоде и безработице (см. 36, 197). Нарушение трудовой дисциплины он называет уголовным преступлением (36. 213).


Ссылка:
Розин Э. О. Ленинская мифология государства. – М.: Юристъ, 1996.

Читайте также: