Классный час по правам человека 2 класс конспект и презентация
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Классный руководитель:
Стеблецкая Тамара Владимировна
Тема занятия : Права человека.
Декларацией а правах ребенка; развивать чувство человеческого достоинства;
воспитание толерантности, взаимопонимания и равенства.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой.
Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть немного, но стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш пройдет интересно, слажено, с пользой для всех.
На экране – изображение Незнайки и кроссворд.
- Давайте поможем Незнайке стать настоящим учеником – напомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.
Качество человека, любящего говорить правду (правдивость ).
Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).
Антоним существительному неряшливость ( аккуратность).
Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия ( вежливость ).
Качество человека с высоко развитым чувством долга ( ответственность) .
- Какое слово выделилось? ( право ).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
10 декабря – День прав человека.
- Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
3. Работа с толковым словарем.
- Что такое права человека?
- Давайте прочитаем, как раскрывает значение этого слова толковый словарь Ожегова.
4. Вводная беседа учителя.
- Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
- В США, в городе Нью –Йорке(показываю на глобусе), высится 39-этажное здание, в нем помещается штаб – квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Эта Международная организация основана в 1945 году союзными державами – победительницами (СССР, США, Великобритания и Китай) после окончания Второй мировой войны. Главной целью ООН является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180.
- Вспомните, какие права человека вам известны?
1.право пользоваться благами научного прогресса.
2. право на защиту от посягательств на честь и репутацию.
3. право на свободу передвижения.
4. право на жизнь и личную неприкосновенность.
5. справедливый суд.
6. право на образование.
7. свобода мысли, слова.
8. неприкосновенность имущества.
9. обоюдное согласие на вступление в брак.
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
Лягушка – путешественница.
В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?
В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
Беседа о Декларации прав ребенка, о Конвенции о правах ребенка.
- Международные документы о правах человека можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.
Декларация (высказывание) – это рекомендации, не имеет обязательной силы.
Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились.
В 1989 году ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребенка.
Выходят две девочки с портфелями – Ира и Оля.
Ира : Ты не пойдешь на физкультуру?
Оля: Нет, я освобождена. (Ира уходит, Оля начинает рисовать.)
Оля : Ой, мне нужен ластик, а у меня его нет. А возьму –ка я ластик у Иры, ведь ей он сейчас все равно не нужен! ( Оля начинает искать ластик в портфеле, находит сотовый телефон, рассматривает его. Вэто время входит Ира).
Ира : Почему ты открыла мой портфель и играешь моим телефоном?
Оля : А что такого, я же ничего не украла, только взяла посмотреть. Разве нельзя?
- На первый взгляд, казалось бы, обычное дело – всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята?
- Это право называется правом собственности, т.е. каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет право по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
8. Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту).
Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Ст.16, право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию).
Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
(Ст. 11, незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы;
Ст. 16, право на личную жизнь, семейную жизнь).
10. Заполнение таблицы.
Кроме перечисленных прав, государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания (ст. 37).
- Давайте определим, какого человека мы называем злым, жестоким, а какого – добрым.
Дети обводят свою руку. На пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то качество, от которого они хотели бы избавиться, за которое бывает стыдно.
12. Итог урока .
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вас заставило задуматься?
Памятка для учащихся.
Право на имя, отчество и фамилию;
Право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
Право на заботу и воспитание;
Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
Обязанности и права, ты должен знать Как дважды - два. В наш, бурный, XXI век, культурный, Здравый человек осмыслить должен Для чего он на Земле живёт давно. Давай представим, ты растёшь… Учиться лет с шести пойдёшь Окончишь, скажем, ты Лицей, Перед тобою сто путей И право чем тебе заняться, Ты сможешь выбрать постараться.
Как защитить свои вам права?
Конституция - основной закон страны
Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации.
- учить детей анализировать и работать в коллективе.
- развивать коммуникативные способности учащихся, творческое мышление, воображение, произвольное внимание, память.
Методы и приемы
Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами об очень важной теме. А какая тема, вы нам скажите сами.
Давайте начнем наш классный час!
Дети внимательно слушают.
Беседа по теме (Презентация)
Работа в группах
Для того чтобы определить тему нашего занятия, давайте посмотрим мультфильм.
- Какая тема нашего классного часа? Правильно. Это права детей.
- Сегодня мы будем говорить о нашем обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (Россияне)
- Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (Конституция)
- Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб.
- 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав. Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства - участники Конвенции.
- Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли?
- Попробуем разобраться, какие же права вы имеете. Для этого мы сначала разделимся на шесть групп. Каждый подойдет и вытянет листочек с номером группы.
- Теперь каждой группе я выдам листочек, и вы попробуете составить права детей.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Вы все молодцы! Давайте вместе выберем один листочек с правилами и повесим у вас в уголке информации.
- Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (Ответы детей)
- Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
- Давайте встанем и немного подвигаемся под веселую физминутку. Повторяйте движения за героями на экране.
- А теперь посмотрим, как вы запомнили то, что мы сегодня говорили. Каждой группе я дам по одному вопросу по нашей теме.
обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.
формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности
Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, ребусы, карточки с опорными словами, выставка рисунков, презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем, люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.
Декларация о правах ребенка. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании,. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция ; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон , по которому мы живем.
- Как называется этот закон?
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
3.Работа в группах
- Вспомните, какие права вам гарантированы государством?
Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека. Давайте вспомним эти произведения..
5. Обязанности. Анализ ситуаций. Разыгрываются ситуации.
Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.
Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
6. РЕФЛЕКСИЯ
Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов – ты Молодец! Продолжайте действовать так же уверенно. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Описание работы: Классный час будет полезен для классных руководителей, учителей начальных классов. Материал предназначен для учащихся 2 класса. Применение разработки в учебно-воспитательном процессе принесет пользу в виде: вооружения учащихся знаниями о защите своих прав, повышение самооценки.
Цель: дать общее представление о правах ребенка, познакомить с основными документами о правах ребенка.
Задачи: обобщить знания учеников о личных правах человека; познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией о правах ребёнка;
Права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять. Все основные права записаны в документе – Всеобщей декларации прав человека. Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят, религии, политических и иных убеждений. Права человека есть у всех людей. Права человеку никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у всех одинаковые, равные права. Вот некоторые статьи из Декларации:
- Каждый человек имеет право на жизнь, личную неприкосновенность. Защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность.
- Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
- Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.
- Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату труда за равный труд.
- Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
- Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеет право выбирать вид образования для своих малолетних, детей.
Приложение 6. Памятка детям.
По Декларации прав ребенка
ребенок имеет право:
- на семью;
- на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
- посещать школу и учиться;
- на равенство в правах;
- свободно выражать свои мысли;
- на собственное мнение;
- на имя и гражданство;
- на получение информации;
- на защиту от насилия и жестокого обращения;
- на медицинское обслуживание;
- на отдых и досуг;
- на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями)
Цель мероприятия – создание условий для социализации личности, для вхождения ребёнка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Задачи: ознакомить с Декларацией прав ребёнка; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Целевая аудитория
Учащиеся 1 – 2 классов.
Сроки проведения мероприятия
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, иллюстрации с грустным и весёлым сюжетом, детские ноутбуки.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент
Вступительное слово учителя
Начинаем классный час,
Речь пойдёт сейчас о вас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать
На доске два рисунка. Сюжеты - грустный и веселый.)
Ребята, посмотрите на рисунки. Какое настроение вызывает этот рисунок? А этот?
- А какое настроение у вас сейчас? Выберите своё настроение, в соответствии с рисунком. Почему такое? - Для чего важно хорошее настроение ? Молодцы!
Дети объясняют и выбирают своё настроение в соответствии с рисунком
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу….
- Послушайте фрагмент из этой сказки:
«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.
Сами они жили в неге и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.
Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.
- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).
- С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
А зачем отдельный документ для защиты прав детей.
Ребенок уязвим, несамостоятелен.
Теперь эти страны должны помогать детям и спасать их от жестокости, обязаны думать о наилучшем соблюдении прав всех детей мира.
Учащиеся отгадывают загадку
Думают, отвечают на вопросы
Думают, отвечают на вопросы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выяснение темы занятия
Выявление затруднений
Ребята, прочитайте на слайде тему классного часа.
Что такое право ?
/ Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми / Ожегов
Это определение я взяла из словаря Ожегова.
Скажите, а как вы понимаете что такое
А какие же права есть у вас?
Давайте сегодня постараемся подробнее узнать, на что же вы имеете право.
Читают, проговаривают тему занятия, отвечают на вопросы
Читают определение, думают, отвечают на вопросы
Погружение в тему
- В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Беседа по слайдам во время просмотра
Нравится ли вам ваше имя? А знаете ли вы, почему вам дали такое имя?
Обращались ли вы в больницу? Как к вам там отнеслись?
Расскажите о нашей школе? Какие предметы вам нравятся больше всего?
Случалось ли в вашей жизни такое, что вас обижали, причиняли вам боль? Что вы чувствовали?
Хватает ли вам времени на отдых, игры? Какие кружки вы посещаете?
Кто такие – дети с ограниченными возможностями? Почему они нуждаются в особой заботе?
отвечают на вопросы, делают выводы
отвечают на вопросы, делают выводы
Применение знаний
Работа с раздаточным материалом
Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка ( разрешается ).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )
С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).
Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается ).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили
Слушают, думают. выбирают нужный знак,
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Применение знаний
Работа в парах
на персональных ноутбуках
А сейчас предлагаю вам поработать в парах с вашими компьютерами
Вспомните правила работы в группе.
Не забывайте – дружба в этой работе – ваша помощница.
Вспоминают и проговаривают правила работы в парах
Работают на компьютерах
выбирают нужный ответ
Подведение итогов
Закончит наш кл. час я бы хотела следующим стихотворением
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок очень веские права!
Он имеет право жить,
развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любимым
Он на свете не один
Ребята, вы сегодня очень хорошо и дружно работали. Молодцы!
Я надеюсь, что вы поняли, как важно знать свои права и обязанности.
Скажите, пригодится ли вам в жизни знать ваши права? Где пригодится?
Посмотрим на доску. Изменилось ли ваше настроение? Выберите своё настроение, в соответствии с рисунком.
Если изменилось, то почему?
В знак того, что вы теперь знаете свои права, хочу вручить вам медали с вашими правами.
Читайте также:
- Вкусовой анализатор 8 класс конспект
- План конспект урока по литературному чтению 3 класс по фгос школа россии
- Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему транспорт
- Конспект занятия по рисованию в средней группе нарисуем огурец и помидор
- Конспект ребенок и природа новый год старшая группа