Классификация сложных предложений конспект урока 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 10 классе

Тема: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. УПОТРЕБЛЕНИЕСОЮЗНОЙ (СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ) И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Тип урока : урок повторения

Методы, используемые на уроке : объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобных предложений), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров- подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка.

Используемые технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.

помочь обучающимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”,

показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения,

формирование навыка выполнения задания ЕГЭ.

Задачи урока :

развивающая – обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;

воспитывающая – отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе, патриотическое воспитание, развитие исторической памяти, воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Формы работы : индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Орфографическая разминка.

Индивидуальная работа.

а) 3 человека у доски . Списать, произвести орфографический разбор слов .

Первый ученик . Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.

Второй ученик . ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы.

Третий ученик. ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.

б) 2 ученика работают на местах по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.

Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак, что б…льная хоч…т уснуть, и все вышли п…тихоньку из св…тлицы.

[ ], (что…), и [ ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.

- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.

С моря (в) ответ отры…сто грянул пушеч…ный выстрел, и, когда дым лёг на св…ркавшие искрами волны, всё опять стихло.

[ ], и, (когда…), [ ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным времени.

Фронтальная работа (весь класс).

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

в вяза…ой шапочке

(она) чем-то встревоже…а

Самопроверка.

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

решё нн ый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)

приказа н о отойти (краткое причастие – Н, примыкание)

в вяза н ой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

говорила пута н о (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)

(она) чем-то встревоже н а (краткое причастие – Н, управление)

некраше н ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

зва н ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

выглядела испуга нн о (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

2. Графический диктант (все). С последующей взаимопроверкой.

hello_html_5dd1e797.jpg

III. Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.

Слайд 5 . Примерный образец.

3. Работа со схемами . Схема на доске.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор .

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

I V . Изучение нового материала. (Вызов.)

1 . Синтаксическая минутка . Предложение записано на доске. Найти ГО (грамматические основы), объяснить синтаксис предложения .

Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.

2. Возникло затруднение с определением типа сложного предложения.

3. Обращение к учебнику (§ 37, с.141). Выделить главное . (Работа в группах постоянного состава).

4. Обобщить . Тему урока формулируют учащиеся .

- Как же называется такое предложение?

- А почему оно так называется?

- Так как можно определить тему нашего урока?

5. Слово учителя .

- Так вот иногда людям, писателям просто не хватает рамок обычного сложного предложения, и тогда они используют сложные предложения с различными видами связи. В 10 классе на уроках литературы вы будете знакомиться с великими произведениями Л.Н. Толстого, и вот его язык, его стиль состоит из таких предложений, которые иногда занимают целые абзацы.

- А какая же задача сегодня будет стоять перед нами?

6. Составление алгоритма работы с предложениями с различными видами связи .

Запишем предложение .

Шумел сурово Брянский лес, Спускались темные туманы, И сосны слышали окрест, Как шли на битву партизаны .

- Докажите, что это сложное предложение с различными видами связи.

Алгоритм работы

2. Указываем границы предикативных частей.

3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.

- Запишите его себе в тетради.

V. Закрепление материала.

2. Защита своих схем у доски.

hello_html_6bd7a46d.jpg

3. Беседа.

- Правильно ли мы решили поставленную перед нами задачу?

- А есть ли еще гипотезы по построению схем к предложениям?

4. Слово учителя.

- На схемах можно выделять части предложения прямоугольниками. Например, схема первого предложения будет выглядеть так:

- Внесите дополнения в свои схемы.

Самопроверка по ключу . Выставление оценок.

- Укажите предложения с различными видами связи. Докажите, опираясь на алгоритм .

V I . Подготовка к ГИА. (Рефлексия.)

Слайды 15 – 24. Тестовые задания в формате ЕГЭ

V II . Творческая переработка текста.

Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

VII. Проверка (чтение получившихся текстов).

Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.

Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

V III . Сочинение-миниатюра по репродукции картины Кривоногова “Поединок”.

- Составьте предложения с различными видами связи.

- Зачитайте составленные предложения.

IX . Запись домашнего задания.

§ 37, упражнение 212.

“ 3” - списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО.

“ 4” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем, где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения.

“ 5” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем, где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения. Составить схемы этих предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Типы сложных предложений и средства связи между частями" 10 класс.

1.Дать понятие о классификации сложных предложений и средствах связи между их частями.

2.Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений и расставлять знаки препинания.

3.Закрепление навыка различения сложных и простых предложений.

4.Развивать мыслительную деятельность учащихся.

5.Воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование урока: компьютерная презентация, карточки, учебник.

Тема: Типы сложных предложений и средства связи между частями.

1.Дать понятие о классификации сложных предложений и средствах связи между их частями.

2.Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений и расставлять знаки препинания.

3.Закрепление навыка различения сложных и простых предложений.

4.Развивать мыслительную деятельность учащихся.

5.Воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование урока: компьютерная презентация, карточки, учебник.

Время не будем с вами терять,

Поскорей отправимся в путь!

Придётся новое что-то узнать,

Заглянуть в самую суть!

II. Орфографическая разминка (Приложение, слайд 1)

Отг..ворила роща з..лотая

Березовым в..селым языком

И журавли п..чально прол..тая

Уж (не) ж..леют больше ни (о) чем.

… Я приш..л на эту землю

Чтоб ск..рей ее п..кинуть.

Пот..нула деревня в ухабинах

Засл..нили избенки л..са.

Объясните орфограммы, раскройте скобки.

III. Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.

IV. Объяснение нового материала

Учитель сообщает тему урока, записывая её на доске, говорит о том, что СП будут изучаться в течение трех учебных четвертей, и отмечает значимость этой темы.

Объявляется цель данного урока.

Объяснение нового материала на примере 1 слайда.

1. Простые это предложения или сложные? Почему?

2. Как связаны части первого предложения. (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительного союза И).

3.Как связаны части второго предложения. (Части второго предложения неравноправны, они соединены при помощи интонации и подчинительного союза ЧТОБ).

4.Какое третье предложение? (Части его соединены только интонацией).

Составим схемы предложений

V. Обобщение материала

Какие предложения мы будем называть ССП?

Чем ССП отличается от СПП?

На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

1. Определить тип сложного предложения. Предложения не записываются

1.И надежда в груди

Что-то жду впереди

От грядущих я дней. БСП

2.Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет,

И рассыпались далеко

От них новые в ответ. ССП

3.Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывёт задумчиво луна. ССП

4.Не поэт, кто слов пророка

Не желает заучить,

Кто язвительно порока

Не умеет обличить. СПП

5.Не поэт, кто сам боится,

Чтобы сильных уязвить,

Кто победою гордится,

Может слабых устрашить. СПП

6.Знать, долго скитаться наскуча

Над ширью земель и полей,

На родину тянется туча,

Чтоб только поплакать над ней.

2.Выборочное списывание (слайд 4)

Задание: (по вариантам) выпишите предложения.

1 вариант – простое предложение

Челкаш рассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький)

Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев)

Первая охотничья неудача рассердила меня, но не истребила страсти. (И.Тургенев)

К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь.

Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг.

Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.

Слабые учащиеся работают с карточкой

Она см…ялась (от) всей души и смех придавал сверкающую силу её осл…пительной красоте.

Расстались мы но твой портрет я на груди м…ей храню.

В это время в д…вичьей не только был известен при…езд министра но и внешний вид его был подробно описан.

Остальные учащиеся работают с доской (слайд 5).

Легли на холст (не)брежные мазки

И побежала (в)даль волна морская.

И след простыл печали и тоски.

Душа вспорхнула волны догоняя.

Вода меняет цвет на горит.

И сотни лун куда (то) мчат потоки.

Вот-вот проглянет солнце на востоке

И океан покорно замолчит.

VI.Подведение итогов урока

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок:

1.Чем отличается простое предложение от сложного?

2.Какие виды СП вы знаете?

3.Какие предложения называются ССП?

4.Чем отличаются ССП от БСП и СПП?

VII.Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание:

VIII. Оценки за урок

Резерв:1.Конструирование предложений слайд.

На круглом столе была накрыта скатерть и стоял китайский прибор.

В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.

Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться, когда раздался звон колокольчика.


Спишите сложное предложение, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.

  1. Год за годом все меньше и меньше остаёт. . ся возле с. . лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече. . ые сучья. (Г. Скрибицкий)
  2. Каждое лето под высоким к. . рнизом дома в котором проходило мое де. . ство бел. . грудые веселые ласточ. . ки л. . пили свои гнезда. (И. Соколов - Микитов)
  3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв. . тущих одуван. . чиков. (М. Пришвин)

1 предложение – сложносочиненное (ССП)

2 предложение – сложноподчиненное (СПП)

3 предложение – бессоюзное сложное (БСП)

- Почему вы решили, что первое предложение является ССП? (обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов).

- Какие предложения являются СПП? Почему? (предложение 2 является СПП, т. к. части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова).

- Докажите, что предложение 3 является БСП. (это БСП, т. к. части соединены только интонацией).

Обобщение материала и составление схемы:

(флипчарт со шторкой)

(Флипчарт закрыт кубиками)

ССП – это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой и с помощью сочинительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.

СПП состоит без главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений, связанных между собой подчинительной связью.

БСП – это предложение, части которого соединены с помощью интонации.

Мы подолгу сидели на бревне перед шалашом, обняв колени руками, и молчали, понимая ценность душевного равновесия, которое соединяло и убаюкивало нас. Полуразвалившийся шалаш, вокруг ослепительно белый снег, горы, полнейшая тишина и покой — вот богатство, которым душа может утешиться. Я вспомнил озеро Караколь зеркальной чистоты, которое расположено в отрогах Алтая среди прохладных скал. Оно окружено соснами и кедрами, словно твои глаза ресницами. И какой бы прозрачной ни была его вода, оно всегда — и днем и ночью — казалось непроглядно черным. Думалось, что оно неподвижно сжимает страдание в своих объятиях. Окрестные пастухи никогда не останавливались у Караколя, перегоняя отары из долин в горы. Ходили слухи, будто озеро нечисто, что в нем живет водяная корова, которая ночью пасется на берегу. А что русалка там водится — это давно всем известно. . .

Я был там, когда мы с отцом выехали на джайляу Шаманбая. Отец посоветовал мне не ходить на озеро, но я остался там ночевать. . . На закате алые лучи солнца упали на мелкую рябь воды, и озеро, только что угрюмое и зловещее, вдруг окрасилось в золото. Я не мог себе представить, что может быть где - нибудь подобная красота. Свежий горный ветер, прохладная ночь на джайляу, напоенный волшебством воздух — все настраивало на мечты, и я задремал только под утро. Тут мне показалось, что из воды вышла бледная, с черными волосами девушка и стала молча, пристально глядеть на меня. Глаза ее сияли вот как твои, Жанар. Она улыбнулась и ушла под воду, я проснулся, солнце только выглянуло из - за отрогов гор.

Задание: 1 группа - выбрать из текста ССП и выполнить синтаксический анализ предложения.

2 группа - выбрать из текста СПП и выполнить синтаксический анализ предложения.

3 группа - выбрать из текста БСП и выполнить синтаксический анализ предложения.

Порядок синтаксического разбора сложного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных

(союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного

предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное,

предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

1. Из простых предложений составьте сложные различных видов с союзами и без союзов, укажите вид предложений.

  1. Было уже 10 часов вечера.
  2. Над садом светила полная луна.

2. Спишите предложения, расставляя знаки. Укажите вид СПП. Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

1) Пьер замахал руками и головой как(будто) к. . мары или пч. . лы напали на него. (Л. Толстой)

2) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать так как его звал граф Илья Андреич и провел у них целый день. (Л. Толстой)

3) Небо уже померкло но в окнах еще отражался желтоватый холодный закат. (К. Паустовский)

3. Проверочный диктант. Выделить сложные предложения цветом (во время проверки) и указать их вид. (Флипчат со шторкой)

1. Ночь становилась прохладной. 2. Казалось, что между небом и землей повисла неведомая доселе мглистая печаль. 3. Я напрягся, чтобы держать себя в руках, подавляя внезапно вспыхнувшее влечение. 4. Было за полночь, когда мы возвращались. 5. И вдруг мелькнула мысль спрятаться на даче, которая одиноко темнела своими безжизненными окнами. 6. Томительное чувство чего - то недосказанного отлегло от сердца. 7. Мы весело забрались в дом, выставив окно. 8. Свежий ветер изгнал запах нежилого помещения. 9. В углу стояла кровать, на которую я набросил старую козлиную шкуру, оставленную хозяевами.

4. Проверочный тест.

1. Полно спать: тебе две розы я принес с рассветом дня. (А. Фет)

2. Каким средством связи соединены части сложного предложения: Дома богачей здесь отделаны мрамором или мозаикой, беднота же обитает в жалких лачугах на городских окраинах. (А. Ладинский)

Б. сочинительный союз

В. подчинительный союз

3. Определить тип предложения по структуре: Предки Лейкина, как и Чехова, были крепостными, но на волю вышли раньше, раньше сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М. Громов)

Б. простое предложение, осложненное однородными членами

(ключ к тесту: 1В, 2А, 3Б)

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Охарактеризуйте каждый вид.

Свой ответ начните словами:


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия: систематизация знаний, повторение изученного материала.

Образовательная:

систематизировать знания о правописании сложных слов;

повторить и закрепить правила слитного и дефисного написания сложных слов;

формировать умение применять на практике знания по орфографии;

совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.

Развивающая:

развивать умение применять новые знания;

развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

развивать внимание, память, познавательные способности, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная:

содействовать воспитанию любви, уважительного отношения и интереса к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время.

Оборудование: раздаточный материал, карточки, презентация, толковый словарь.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- проверка посещаемости и готовности учеников к занятию

2. Объявление темы и ее мотивация

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:
"Переверни и ты узнаешь что-то новое”. Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?"

- И мне хочется, чтобы вы использовали ваши знания, полученные ранее, и закрепили их на сегодняшнем занятии.

3. Контроль уровня знаний.

1) фронтальный опрос

- Перечислите морфемы и назовите их особенности

Префикс (приставка – образуются слова той же части речи)

Суффикс (образуются новые слова, но разные части речи чернота-черный)

Префиксально-суффиксальный (одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса)

Сложение (соединение основ или слов овощехранилище)

- Какая часть слова называется основой?

- Какая основа называется производной?

- Какая основа называется непроизводной?

- Как определить, является ли основа простой или сложной?

- Чем различаются процессы словообразования и формообразования?

- Назовите основные виды словообразовательных словарей. (…..)

2) проверка домашнего задания упр. 85

4. Целеполагание.

- На сегодняшнем занятии мы вспомним и повторим правила написания сложных слов; повторим правила слитного и дефисного написание сложных слов, будем совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.

Словарная разминка (работа у доски)

Легк..растворимый, сам..вар, мног..слойный, земл..ройка, тяжел..раненый, верт..лет, жив..родящий, лес..заготовка, мед..сестра, бел..снежная, сердц..иение, кров..точащий, полу()правда, врем..препровождение.

кров..обращение, лед..ход, глубок…расположенный, каш..вар, слеп..рожденный, пчел..вод, нов..рожденный, стекл..рез, полу()мрак, взаим..помощь, глаз..мер, мыш..ловка, микр..волны, тепл..отдача, пол. чайной ложки.

(проверка по вариантам)

- А теперь вместе с вами давайте попробуем сформулировать цели и задачи сегодняшнего занятия.

5. Совершенствование знаний по теме (работа с теоретическим материалом)

1. В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. После основ на твёрдый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: тепловоз. После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется буква е, например: землетрясение, краеведение, пешеход, птицелов. В некоторых случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает и поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, зверолов.

В отдельных словах в первой части сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяисчисление, времяпрепровождение, времяпровождение.

2. Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: семилетка (семи лет), пятнадцатиметровый (пятнадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).

Исключение. Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие. С буквой о пишется и слово сороконожка.

Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласныхо, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: самолёт, земледелие, трёхлетний.

Примечание. Слова на –ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификация, поэтому пишутся с буквой и. Ср.: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электродвигатель, газогенератор.

3. Сложные слова могут быть образованы соединением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже, например: полдома, пол-утра. После пол- дефис ставится перед гласными, всеми прописными буквами, а также перед согласной л, например: пол-острова, пол-Москвы, пол-лимона. Перед остальными согласными дефис не ставится, например: полвека, полгорода, полседьмого.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуавтомат, полубелый, полувековой, полуостров.

6. Физминутка.

Практическая часть

Спишите. Подчеркните пропущенные буквы О и Е.

Пут…шественник, восьм…гранник, ча…питие, кров…носный, двенадцат…метровый, сорок…литровый, сорок…ножка, ст…миллионный, солн…цепёк, элетр…двигатель, электр…фикация, газ…фикация.

Распределительный диктант

пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, полставки, пол-лагеря, пол-огурца, полубокс, полуостров, полцены, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, пол-очка, пол-игры, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды,

Слитно: полбанки, полгода, полминуты, полставки, полубокс, полуостров, полцены, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды, полкирпича, поллитровка.

Через -: пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, пол-лагеря, пол-огурца, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, пол-очка, пол-игры, пол-лавки, пол- Тобола, пол-ложки.

Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Образец:Тот, кто возит воду - водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.

7. Контроль уровня усвоения материала

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

2.В каком ряду нет сложного слова?

1) шестинедельный, землечерпальный, проиллюстрированный, индивидуалистический.

2) закупоривание, изобретательность, новолуние, копьеметатель.

3) невосприимчивость, неприспособленность, заинтересованность, безответственность.

4) преднамеренный, пренеприятный, преподавательский, пресноводный.

3. В каком слове используется соединительная гласная О?

4.Какое слово не является сложным?

1) газификация. 3) чаепитие.

2) поллитровка. 4) газопровод.

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (пол)мира, (пол)апельсина, (пол)Днепра;

2) (пол)огурца, (полу)остров, (полминуты;

3) (полу)шубок, (пол)метра, (пол)восьмого;

4) (пол)лимона, (пол)оврага, (пол)Одессы.

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.

2.В каком ряду есть только сложные слова?

1)глубокомысленный, приглушённый, изголодавшийся, непригодный

2)скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.

3)Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.

4) неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.

3. В каком слове пишется буква И?

4. Какое слово пишется слитно?

1) пол(Костаная). 3)пол(яблока)

2) пол(неба). 4)чёрно(белый).

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) где(нибудь), (литературно)художественный, (по)новому;

2) (во)едино, (без)толку, (пласт)масса;

3) (англо)японский, (зам)декана; (по)больше;

4) (с)начала, (с)начала года, (бутылочно)зелёный.

8. Рефлексия. Подведение итогов

Отчего зависит выбор написания о-е в сложных словах?

Как могут писаться сложные слова?

В каких случаях уместно слитное написание?

Когда пишутся сложные слова через дефис?

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

2.В каком ряду нет сложного слова?

1) шестинедельный, землечерпальный, проиллюстрированный, индивидуалистический.

2) закупоривание, изобретательность, новолуние, копьеметатель.

3) невосприимчивость, неприспособленность, заинтересованность, безответственность.

4) преднамеренный, пренеприятный, преподавательский, пресноводный.

3. В каком слове используется соединительная гласная О?

Читайте также: