Классицизм и романтизм разум и чувства конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Презентация на тему: " От классицизма к романтизму Архитектура, живопись, литература." — Транскрипт:
1 От классицизма к романтизму Архитектура, живопись, литература
2 Содержание Понятие о классицизме Классицизм в архитектуре Определение классицизма Классицизм в живописи Понятие о романтизме От классицизма к романтизму Романтизм в живописи Определение романтизма Поэты-классицисты и поэты-романтики о природе, о человеке, о любви Поэты-классицисты и поэты-романтики о природе, о человеке, о любви
3 Понятие о классицизме классика классический образцовые произведения литературы и искусства совершенный, образцовый относящийся к классицизму, следующий его правилам типичный, характерный
4 Классицизм в архитектуре Камеронова галерея в Царском Селе (1793) ПарфенонПарфенон в Афинах (V век до н.э.)
6 Классицизм в архитектуре Монферран Исаакиевский собор (1858) ПантеонПантеон в Риме (около 125 года н.э.)
8 Законы классицизма в архитектуре использование ордера как конструктивного элементаордера строгая симметрия и уравновешенность рациональные композиционные построения монументальные формы
10 А, Б – дорический, В – ионический, Г, Д - коринфский
17 Адонис в греческой мифологии божество с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает ей страсть к родному отцу, который, не зная своей дочери, поддается соблазну, а потом проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из ствола которого рождается ребенок удивительной красоты – Адонис. Афродита передает младенца на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой, спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.цветок
21 Законы классицизма в живописи использование античных сюжетов строгая композиция (персонажи картины вписаны в геометрическую фигуру - треугольник или прямоугольник - и расположены на одном уровне) четкие контуры фигур отсутствие контрастных цветовконтрастных цветов главный герой часто выделен красным цветом
22 Контрастные цвета Красный Желтый Синий Оранжевый Зеленый Фиолетовый
23 Понятие о романтизме романтик последователь романтизма идеалист-мечтатель романтика то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально- возвышенному мироощущению романтический мечтательно настроенный относящийся к романтизму
30 Для живописи романтизма характерно изображение экзотической природы изображение героя в необычных обстоятельствах произвольность композиции динамичность отсутствие четких контуров использование контрастных цветов необычность цветового решения
31 Определение романтизма Романтизм – принцип восприятия мира, предопределенный обостренным ощущением разлада между идеальными порывами души и обыденной жизнью; направление в искусстве и литературе конца XVΙΙΙ – первой половины ХΙХ века, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, изображению исключительной личности в исключительных обстоятельствах и свободных чувств.
32 Классицисты о природе М.В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года Отрывок Хотя всегдашними снегами Покрыта северна страна, Где мерзлыми борей крылами Твои взвевает знамена; Но бог меж льдистыми горами Велик своими чудесами: Там Лена чистой быстриной, Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной. Коль многим смертным неизвестны Творит натура чудеса, Где густостью животным тесны Стоят глубокие леса, Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.
33 Классицисты о человеке М.В. Ломоносов Надпись к статуе Петра Великого Се образ изваян премудрого героя, Что ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов, Домашних обучал и внешних сопостатов; И словом, се есть Петр, отечества Отец; Земное божество Россия почитает, И столько олтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец. Между 1743 и 1747 годом
34 Романтики о природе и человеке Н.М. Языков Пловец Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. Смело, братья! Ветром полный Парус мой направил я: Полетит на скользки волны Быстрокрылыя ладья! Облака бегут над морем, Крепнет ветер, зыбь черней, Будет буря: мы поспорим И помужествуем с ней. Смело, братья! Туча грянет, Закипит громада вод, Выше вал сердитый встанет, Глубже бездна упадет! Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна: Не темнеют неба своды, Не проходит тишина, Но туда выносят волны Только сильного душой. Смело, братья, бурей полный Прям и крепок парус мой. 1829
35 Классицисты о любви М.В. Ломоносов Разговор с Анакреоном А н а к р е о н Ода Ι Мне петь было о Трое, О Кадме мне бы петь, Да гусли мне в покое Любовь велят звенеть. Я гусли со струнами Вчера переменил И славными делами Алкида возносил; Да гусли поневоле Любовь мне петь велят, О вас, герои, боле, Прощайте, не хотят. Л о м о н о с о в Ответ Мне петь было о нежной, Анакреон, любви; Я чувствовал жар прежней В согревшейся крови, Я бегать стал перстами По тоненьким струнам И сладкими словами Последовать стопам. Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.
36 Романтики о любви М.Ю. Лермонтов К Л. – (Подражание Байрону) У ног других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней; Так память демон-властелин, Все будит старину, И я твержу один, один: Люблю, люблю одну! Принадлежишь другому ты, Забыт певец тобой; С тех пор влекут меня мечты Прочь от земли родной; Корабль умчит меня от ней В безвестную страну, И повторит волна морей: Люблю, люблю одну! И не узнает шумный свет, Кто нежно так любим, Как я страдал и сколько лет Я памятью томим; И где бы я ни стал искать Былую тишину, Все сердце будет мне шептать: Люблю, люблю одну! 1831
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Классицизм и романтизм: разум и чувства
Европейское направление классицизма было основано на идеях рационализма и канонах античного искусства. Оно предполагает строгие правила создания художественного произведения, которые придают ему лаконичность и логичность. Внимание уделяется только чёткой проработке основной части, не распыляясь на детали. Приоритетная цель такого направления – исполнение общественно-воспитательной функции искусства.
Классицизм в архитектуре
Основополагающими чертами стиля являются чёткость линий, ясные незамысловатые формы, отсутствие изобилия деталей. Классицизм стремился рационально использовать каждый квадратный метр пространства.
Гро Антуан Жан — Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту
Джованни Тьеполо — Пир Клеопатры
Жак-Луи Давид — Клятва Горациев
Классицизм в музыке
Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека.
Романтизм в архитектуре на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу.
Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.
Романтизм в живописи
И.К.Айвазовский. Девятый вал. 1850
Описание разработки
Задачи:
- изучить стилевые особенности, выявить характерные черты музыкального стиля – классицизм, романтизм.
- развитие музыкального мышления, путём сравнивания музыкальных стилей. Развитие навыков исследовательской художественно - эстетической деятельности при прослушивании произведения.
- воспитать и привить интерес к музыке разного стиля.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мы с вами раскрыли много музыкальных секретов, но нам сегодня предстоит раскрыть еще один. В конце урока вы ответите мне на следующие вопросы:
Повторим ранее изученный материал. Соедините термин с определением
В конце урока ответите на вопросы:
Предлагаю послушать музыкальный фрагмент и обменяться впечатлениями.
Звучит фрагмент: Увертюра “Эгмонт”.
Ответы: – произведение строгое, героическое…. .
А второе отличается своим музыкальным языком, формой и содержанием.
Вы правы. Эти произведения различны и по исполнению, строению, музыкальному языку. Потому что они разные по СТИЛЮ.
Произведения эти написаны знакомым нам композитором И. Бахоми другим немецким композитором Л. Бетховеном.
2. Актуализация темы.
Сегодня на уроке мы поговорим о стилях музыки.
А где вы встречались с этим понятием СТИЛЬ?
Ответы: в одежде, например.
– А какие стили одежды вы знаете?
Ответы:– Классический, романтический, спортивный…
– Так вот, эти стили существуют не только в одежде, но и в искусстве, архитектуре.
Попытаемся разобраться в музыкальном стиле.
1. Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора в отношении идейного содержания и художественной формы.
2. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого – либо писателя или литературного произведения, направления, жанра.
3. Манера вести себя, говорить, одеваться
Что можно сказать о музыкальном языке, форме, строению произведения?
Весь материал - смотрите документ.
Содержимое разработки
Классицизм и романтизм в музыке
-изучить стилевые особенности, выявить характерные черты музыкального стиля – классицизм, романтизм.
-развитие музыкального мышления, путём сравнивания музыкальных стилей. Развитие навыков исследовательской художественно-эстетической деятельности при прослушивании произведения.
- воспитать и привить интерес к музыке разного стиля.
Мы с вами раскрыли много музыкальных секретов, но нам сегодня предстоит раскрыть еще один. В конце урока вы ответите мне на следующие вопросы:
Повторим ранее изученный материал. Соедините термин с определением
Исполнение без музыкального сопровождения
Род музыки, сопровождающий строевые движения людей
Вид музыкального образа
Светская инструментальная музыка
Светская вокальная музыка
Вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных движений человеческого тела
Развитие в музыке, в котором составляется план сначала, по которому исполняется песня
Светская инструментальная музыка лирического содержания
В конце урока ответите на вопросы:
Предлагаю послушать музыкальный фрагмент и обменяться впечатлениями.
Звучит фрагмент: Увертюра “Эгмонт”.
Ответы: – произведение строгое, героическое…..
А второе отличается своим музыкальным языком, формой и содержанием.
Вы правы. Эти произведения различны и по исполнению, строению, музыкальному языку. Потому что они разные по СТИЛЮ.
Произведения эти написаны знакомым нам композитором И.Бахоми другим немецким композитором Л.Бетховеном.
2.Актуализация темы.
Сегодня на уроке мы поговорим о стилях музыки.
А где вы встречались с этим понятием СТИЛЬ?
Ответы: в одежде, например.
– А какие стили одежды вы знаете?
Ответы:– Классический, романтический, спортивный…
– Так вот, эти стили существуют не только в одежде, но и в искусстве, архитектуре.
Попытаемся разобраться в музыкальном стиле.
1. Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора в отношении идейного содержания и художественной формы.
2. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого – либо писателя или литературного произведения, направления, жанра.
3. Манера вести себя, говорить, одеваться
Что можно сказать о музыкальном языке, форме, строению произведения?
– настроение героическое, характер целеустремлённый, веришь, что цель достигнута. Яркий финал – подтверждение этому.
Учитель: Форма произведения крупная, в произведении строгие пропорции, всё подчинено одной цели, динамика яркая. Всё это характерно для классического стиля в музыке.
5. Определение понятия «Классицизм.
Классицизм (образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX в. Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.
Классики переосмыслили и заставили зазвучать по – новому все музыкальные жанры и формы. Произведениям присуща целеустремлённость: в них отчётливо различаются конечная цель музыкального движения, его итог. Все части произведения находятся в строгом равновесии.
Все эти черты мы услышали в музыке Бетховена.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал:
Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?
О, как люблю я в ясный летний час
Когда заката золото струится
И облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас,
На миг от неотступных дум забыться
И с просветленною душой укрыться
В заглохшей чаще, радующей глаз.
Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.
Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.
Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.
Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада.
Разнообразнее и ярче стали краски звучания оркестра, раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка.
Многие композиторы создают виртуозную музыку, и по сей день представляющую трудность для исполнения.
В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.
Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и, конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.
Здесь в зале сам Шопен,
И сладок песен плен
И чутко ловит слух
Музыки длинный звук.
Рояль, как белый дух,
То радость в сердце льет,
То светится печалью.
Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе.
У: - Какая частица жизни заключена в этом произведении?
- Каково его построение?
Д: - Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
У: - Кого можно представить, слушая это произведение?
Д: - Человека – мечтателя, человека – романтика.
У: - Это мужской или женский образ?
Д: - Скорее, женский.
У: Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.
Перед вами слова, которые нужно распределить в 2 столбика так, чтобы они смогли охарактеризовать эти музыкальные образы. Для того, чтобы правильно выполнить эту работу, мы еще раз послушаем это произведение, и только после этого приступим к самостоятельной работе.
А. Личностные: развитие способности обучающихся к саморазвитию, приобретение навыков сотрудничества.
Б. Метапредметные:
познавательные: развитие навыков сравнительного анализа, обобщения, образного мышления.
регулятивные: формулирование учебной задачи, соотношение результата с требованиями конкретной задачи, развитие способности учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства,
коммуникативные: развитие умений аргументировать свою позицию, развитие навыков художественного восприятия, образного мышления, связной речи.
В. Предметные: выявление особенностей романтизма в изобразительном искусстве.
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование - тетради, репродукции, компьютер, экран
Структура занятия:
I. Организация класса. – 3мин
II. Изучение нового материала. – 25 мин.
III. Подведение итогов и выводы. – 6 мин.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.– 8 мин
V. Домашнее задание. – 3 мин
I. Организация класса.
II. Изучение нового материала..
Учитель – Прослушайте стихотворение, в котором ярко прослеживается один из стилей искусства, и попробуйте сказать - какой это стиль. Он вам знаком по урокам литературы.
О, тысячу раз счастлив человек,
В ком не слабеет чудный дар мечтаний,
Кто и с годами в сердце сохранил
По воле рока молодость и свежесть;
Кто и на склоне охлаждённых лет,
Как юноша, умеет замыкаться
В своей мечте – и обновляет мир,
Всё, даже смерть, пустыню оживляя.
(Дж. Леопарди, перевод А. Ахматовой)
(ответы учеников - романтизм)
У – Да, вы совершенно правы, речь идёт о романтизме. Так что же это за направление в искусстве, в связи, с чем оно возникло? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.
В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.
В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
У - Скажите, ребята, а отчего в искусстве возникают различные новые течения и направления?
(ответ- жизнь меняется, а искусство –это отражение жизни).
Выделим главные эстетические принципы романтизма:
Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.
Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
Блаженство знать, к нему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья…
2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
Я не в себе живу: я лишь частица
Того, что вкруг меня; меня вершины гор
Волнуют, а столицая столица –
Мне пытка … (перевод Г. Шеленги).
Первым прибежищем романтического сердца становится любовь героя. Как правило, между влюбленными нет согласия. Они постоянно вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход.
3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.
Здесь ничего не ранит взор
Среди природы. Лишь один позор:
Колечком быть в ее цепи телесной,
Одной из тварей, - а в душе простор
Стремиться: в горы, к звездам, в свод небесный,
В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.
Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб. Искусство романтизма дает нам множество примеров подобных взаимоотношение Человека и Природы, а иногда наоборот, представляет нам мирные, идиллические пейзажи, напоминающие нежные пасторали.
У. Тёрнер Переход через ручей. 1815
4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
Задание ученикам:
(ответ: ложная готика - подражание средневековым постройкам, сооружение искусственных руин в парках)
Фото: Здание парламента в Лондоне. 1839-1860 гг. арх. Ч. Бэрри и О. Пьюджин.
У – Рассмотрев эстетические признаки романтизма на примере соответствия произведений литературы и живописи, мы можем видеть, что одной из самых модных теорий того времени становится – теория синтеза искусств – теория взаимопроникновения музыки, живописи, литературы.
У - Я прочитаю вам четверостишье из известного романса:
Хотел бы в единое слово
Я слить свою грусть и печаль
И бросить то слово на ветер
Чтоб ветер унёс его вдаль.
Знаете ли вы, кому принадлежат данные строки, кто перевёл их на русский язык, кто написал музыку на стихи?
Ответ - Генрих Гейне поэт, переводчик Л. Мей, композитор П. И. Чайковский.
Правильно, как раз вот на этом примере ярко прослеживается синтез искусств.
В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Э. Делакруа и Т. Жерико (Франция), Ф. Гойя (Испания), К.Д. Фридриха и Ф. О. Рунге (Германия) и др. – лучшее что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники эпохи романтизма подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному изображению чувств и переживаний человека.
Итак, РОМАНТИЗМ (фр. romantisme) — это идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценност и духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
У – Ребята, просмотрев знаменитые картины, давайте вместе сформулируем:
Черты Романтизма: протест против действительности, уход от реального мира в мир фантазий и грез, возвышенные устремления, идеалы, мечтательность, острое желание создать совершенный мир, резкое выступление против серости жизни.
Средства выразительности романтической картины:
1.Необычность темы - это битва, подвиг, трагическое, неординарное событие.
2. Смелость, масштабность, динамичность композиции. Романтизм - это движение, порыв, экспрессия.
3. Насыщенность, экспрессивность колорита.
4. Яркая индивидуальность персонажей, отход от классических канонов красоты и типажей.
У- Каков же он - человек романтического поколения, запечатленный на полотнах выдающихся творцов?
III. Вывод: Новые задачи творчества потребовали новые художественные средства. Романтики отвергли обязательные правила, установленные классицизмом, сковывающие творчество художников. Они объявили право художника на свободу творчества.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
- В чём же сложность и противоречивость искусства романтизма?
- Кто он - герой романтической эпохи?
- Каково было место человека в их творчестве?
- Какие темы и проблемы были близки романтикам?
- Как они воспринимали окружающую действительность?
- Перечислите эстетические принципы романтизма.
V. Домашнее задание: дать анализ произведения живописи, для этого разделимся на группы:1 группа(ряд) – анализирует картины французских художников; 2 группа – немецких художников; 3группа – английских художников
Опишите в тетради одно из понравившихся вам произведений художников-романтиков, как обычно, используя памятку(приложение).
Использованы материалы с сайта:
Приложение.
1.Ваши личные впечатления от произведения живописи.
2. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
3.Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
4.Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
5.История создания живописного произведения.
6.Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
Читайте также:
- Какими бывают камни конспект
- Конспект по биологии 8 класс колесов параграф 44 строение нервной системы спинной мозг
- Конспект занятия в старшей группе страна в которой мы живем
- Социально экономическое развитие страны в первой четверти 19 века презентация 9 класс конспект
- Блюда из мяса диких животных конспект