Класс двустворчатые моллюски конспект урока 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока: познакомить учащихся с представителями типа Моллюски. Отметить особенности классов Брюхоногих, Двустворчатых и Головоногих, охарактеризовать их роль в природе и использование человеком. Показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • раскрыть особенности основных классов типа моллюски;
  • закрепить, углубить, систематизировать знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе.
  • развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать инициативу, уверенность в своих силах.

ТИП УРОКА: комбинированный, изучение нового материала и первичное закрепление.

ОБОРУДОВАНИЕ: влажные препараты моллюсков, раковины двустворчатых и брюхоногих моллюсков, таблицы, рисунки, презентация


I. Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. В чем заключается симбиоз губок и водорослей? (Симбиоз – это совместное, взаимовыгодное проживание разных, чаще всего систематически далеких друг от друга организмов (например, растений и животных). В клетках губок благополучно живет одноклеточная водоросль зоохлорелла, снабжающая губку кислородом для дыхания, получая взамен надежное убежище и некоторые нужные ей минеральные соли, а также выделяемый губкой при дыхании углекислый газ.)

2. Каковы размеры губок? (Большинство губок имеет мелкие (иногда менее 1 см) и средние размеры, но есть очень крупные виды, достигающие 1–2 м в высоту (корзинка Венеры, кубок Нептуна).)

3. Перечислите характерные признаки кишечнополостных. (Для кишечнополостных характерны: тело из двух слоев клеток – эктодермы и энтодермы, лучевая симметрия, наличие кишечной полости и защитные стрекательные клетки на щупальцах.)

4. Какие организмы и в каких формах образуют атоллы и рифы? (Рифы образуются известковыми скелетами колониальных коралловых полипов в теплых морях с высокой соленостью, где температура воды не опускается ниже 20,5 °C. Рифы вокруг островов формируют кольцевые атоллы, внутри которых в спокойной воде лагун процветают самые богатые морские экосистемы с обилием разнообразных форм жизни. Самый протяженный в мире Большой Барьерный риф протянулся вдоль восточного побережья Австралии.)

5. Опасны ли медузы для человека? (Многие медузы тропических морей весьма опасны для купальщиков. Стрекательные клетки корнерота, “португальского кораблика” и, особенно, морской осы при соприкосновении с их щупальцами обжигают тело человека, вызывая сильную боль вплоть до потери сознания и гибели купальщика.)

6.Назовите преимущества замкнутой кровеносной системы, впервые появляющейся у кольчатых червей. (При наличии замкнутой кровеносной системы кровь движется только по сосудам. Поскольку при этом она не выливается в полость тела, движение происходит быстрее и без потерь, что обеспечивает более интенсивный обмен веществ. Кровь движется за счет сокращения стенок кровеносных сосудов, так как у кольчатых червей еще не образовалось сердце – специальный морфологически выраженный мускульный мешок, которое появится на более поздних этапах эволюции животного мира.)

7. Что такое гермафродитизм? (Виды-гермафродиты характеризуются наличием в организме одной особи как мужских, так и женских органов размножения и, соответственно, половых продуктов. Но самооплодотворения при этом не происходит, так как мужские и женские половые продукты, как правило, созревают в разное время, поэтому гермафродит может выступать то в качестве самца, то самки. У дождевых червей и некоторых других видов две гермафродитные особи обмениваются мужскими и женскими половыми продуктами, попадающими в “поясок”, где и происходит их перекрестное оплодотворение.)

8. Каково значение кольчатых червей? (Аэрация и удобрение почвы, пища для других организмов.)

9. Что означает название группы видов – дождевые черви? (Они выползают на поверхность почвы после дождя, так как заполняющая норки вода затрудняет дыхание наземноживущих червей через кожу.)

II. Изучение нового материала

Характерными признаками моллюсков является подразделение мягкого тела на голову, туловище и мускулистую ногу, появление у большинства видов защитных раковин разнообразной формы (продемонстрировать учащимся образцы или иллюстрации на таблице), используемых в систематике типа, а также дальнейшее усложнение систем органов: нервной (наличие головного мозга, наиболее крупного – у головоногих), дыхательной (жабры и легкие), пищеварительной (терка с роговыми зубчиками в глотке для измельчения пищи). При объяснении нового материала необходимо отметить происхождение моллюсков от древних многощетинковых червей.

Система типа Моллюски включает три класса, названия которых точно отражают главные их особенности. (слайд )

Брюхоногие (слайд) обладают мощной “ногой” с широкой подошвой для ползания; выделяемая при этом слизь облегчает перемещение по жесткому субстрату. На хорошо выраженной голове имеются подвижные выросты, способные вытягиваться, сокращаться и ощупывать встречающиеся на пути предметы, а также глаза на одной из пар щупалец. Брюхоногие – одни из немногих животных, у которых не выражена ни внешняя, ни внутренняя симметрия.

Двустворчатые (слайд ) моллюски надежно защищены прочными половинками раковин, удерживаемых мощным мускульным замком. “Нога” у большинства видов сплюснута с боков и хорошо приспособлена для рытья канавок на илистом или песчаном дне (полезно спросить учащихся – доводилось ли им видеть бороздки на поверхности прибрежного дна реки или озера?).

Своеобразно строение головоногих, (слайд ) действительно состоящее из крупной головы с большими глазами (в которой находятся и мозг, и хорошо выраженные внутренние органы), а также восьми мощных щупалец-ног (отсюда название самого известного вида – осьминог), снабженных множеством цепких присосок. В природе водные моллюски, потребляющие мелких животных и их остатки, способствуют биологическому очищению водоемов, а также сами являются богатым источником пищи для рыб и других потребителей, включая человека. Вместе с тем некоторые наземные брюхоногие моллюски (голые слизни, садовая и огромная виноградная улитки) наносят ущерб ягодным и овощным культурам. Дополнение. Высших головоногих моллюсков образно именуют “приматами моря”, подчеркивая их “интеллектуальные” способности. Наблюдения и эксперименты показывают, что осьминоги умеют использовать в качестве орудия защиты оторванные у медузы “португальского кораблика” жгучие щупальца. Известна способность осьминогов и каракатиц при появлении опасности выпускать маскирующее облачко “чернил”, а также менять свой цвет, чтобы стать невидимым для врага или, напротив, испугать его внезапной яркой окраской. Для головоногих характерен редчайший среди живых организмов способ перемещения в водной среде – реактивный. Вместе с тем, легенды и красочные литературные описания нападений гигантских головоногих на лодки и корабли, не подкреплены достоверными наблюдениями и относятся к мифологии. Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” приложение2

Интересные факты: (слайды)

1. Самым крупным беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой Зеландии штормом был выброшен кальмар длиной 17,37 м. Два самых длинных его щупальца были по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.

2. Самые большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.

3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.

4. Самой быстрой наземной улиткой считается обыкновенная садовая улитка Хеликс асперза. Расстояние в 31 см она преодолевает за 2 мин. 31 сек.

5. Самые ценные раковины имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр вида ципреи был продан в Нью-Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.

6. Самая большая жемчужина была размерами с голубиное яйцо и весила 6,8 г. Стоимость этой жемчужины – 350 кг золота.

7. Укус морских улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление и иногда остановку дыхания.

8. Европейская устрица может менять свой пол несколько раз в год. Созревшая для размножения, она сначала функционирует как самка, а через некоторое время как самец и так по нескольку раз.

9. Присоски осьминогов обладают большой силой. На каждом щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна присоска диаметром 6 мм удерживает вес в 170 г.

10. Ежегодно во всем мире добывается свыше 800 000 т мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 т. телятины.

III. Закрепление изученного материала:

1. Обозначь части тела моллюсковприложение 1

Заполните таблицу, представляющую сравнительную характеристику основных классов моллюсков используя приложение 3 :


11

  1. Тело моллюска состоит из головы, туловища и ноги.
  2. Встречаются представители с раковинами и без них.
  3. Нервная система у моллюсков разбросано-узлового типа.
  4. Органы чувств. Химического чувства и равновесия встречаются у всех, у многих видов глаза.
  5. Кровеносная система. У моллюсков (за исключением головоногих) незамкнутая кровеносная система.
  6. Органы дыхания : У большинства видов представлены жабрами, у наземных видов легкими.
  7. У моллюсков пищеварительная система незамкнутого типа. Она начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным.
  8. Выделительная система Выделительная система состоит из одной, но чаще двух почек.
  9. Моллюски могут быть как гермафродитами (улитки), так и раздельнополыми (большинство двустворок).
  10. Являются неотъемлемой частью экосистемы. Люди используют в пищу, и ракушки как украшения.

V. Домашнее задание

1. Составить перечень моллюсков, используемых человеком в пищу, а также для получения украшений. 2.Приготовить 3 доклада по классам: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. 3. выполнить задания : Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте:

Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились. “Смотрите, цапля!” — закричал Коля, снимая джемпер, — “лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей. ”. А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: “Иди, я не трону тебя”.

Инструктивная карточка

  1. Обратите внимание на плавное скольжение прудовика по стеклу, хорошо видны волнообразные сокращения мышц ноги.
  2. Когда моллюск поднимается к поверхности воды, понаблюдайте, как открывается дыхательное отверстие, ведущее в лёгочную полость. Определите, как долго дыхательное отверстие будет открыто.
  3. Пересадите моллюска на стеклянную пластину, и когда улитка начнёт ползать, прикоснитесь осторожно карандашом к её щупальцам. Понаблюдайте, как убираются щупальца, при этом глаза ввёртываются в них. При более сильном раздражении происходит сжатие всего тела, постепенно убирающегося в раковину. Какую роль в жизни моллюсков играют щупальца?
  4. Когда моллюск успокоится, проведите перед ним по стеклу кусочком чеснока, не прикасаясь к телу улитки. Понаблюдайте за её поведением. О чём говорит этот опыт?
  5. Положите перед моллюском кусочек яблока. Проследите, как моллюск питается. Если сидеть тихо, то можно слышать, как улитка соскребает челюстью кусочек пищи. Закончив наблюдение , пересадите моллюска в банку. Вспомните, чем питаются наземные брюхоногие моллюски

Заполни таблицу и сдай ее учителю. (В колонке “Да” и “Нет” поставь + или -)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кадыров Елжас Елдосович

учитель биологии Аксуатской ОСОШ

Теректинского района ЗКО

Цель урока:

образовательная : ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

воспита тельная : формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным;

разви вающая : развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение).

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, работа с учебником.

Ход урока :

І . Организационный момент (2 мин)

ІІ . Актуализация знаний (10 мин)

1. Фронтальный опрос :

1. Рассказать: Класс Брюхоногие моллюски: среда обитания, внешнее строение, пищеварительная система.

2. Класс Брюхоногие моллюски: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная системы.

3. Класс Брюхоногие моллюски: органы чувств, развитие, роль в природе и значение для человека.

2. Индивидуальная работа 3-х обучающихся по карточкам:

Напишите, какие части тела обыкновенного прудовика обозначены цифрами на рисунке.

Задание 2. Напишите определение термина:

3 . Индивидуальная работа : Допишите пропущенные слова на листках контроля. Особенности систем внутренних органов:

А- язык брюхоногих называется …;

Б- всасывание пищи происходит в …;

В-органом воздушного дыхания является .. .;

Г- водные моллюски дышат …;

Д- кровеносная система …;

Е- сердце состоит из …;

Ж- органом выделения является …;

З- щупальца- это органы …;

И- по способу размножения брюхоногие -… ;

К- оплодотворение у прудовика …;

Л- у морских брюхоногих из яиц развиваются … .

ІІІ . Изучение нового материала (2 0 мин)

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим следующий Класс – Класс Двустворчатые моллюски.

Раздача раковин моллюсков.

Класс Двустворчатые моллюски насчитывает приблизительно 20 тысяч видов.

Представителей, которых мы сегодня с вами рассмотрим – это Беззубка и мидия.

http://900igr.net/datai/biologija/CHervi-biologija/0013-031-Tulovische-obrazuet-kozhistuju-skladku-mantiju-kotoraja-formiruet.jpg

Среда обитания: моря, пруды, озёра, реки.

Внешнее строение: туловище, нога. В отличии от брюхоногих, у двустворчатых отсутствует голова. Тело двусторонне симметричное. Раковина состоит из двух створок, которые скреплены биссусом.

Давайте запишем в тетрадях:

Биссус – это прочные белковые нити, с помощью которых моллюск прикрепляется к камням.

Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса - киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц.

Пищеварительная система: Т. к. отсутствует голова, то исчезают слюнные железы, радула, глотка (у Брюхоногих они имеются). Т.о. отделы пищеварительной системы: ротовое отверстие, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие. Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон.

Давайте запишем: сифоны – это трубки на заднем конце тела моллюска, образованные мантией.

В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Дыхательная система: пластинчатые жабры, снабжённые капиллярами.

Кровеносная система: незамкнутая. С ердце состо ит из желудочка и двух предсердий .

Органы выделения: парные почки .

Нервная система: три пары ганглиев (нервных узлов)

Органы чувств : химические органы чувств, органы равновесия, глаза, органы осязания.

Размножение: раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее – в мантийной полости.

І V . Закрепление изученного материала (7 мин).

Сравниваемые признаки

Двустворчатые

Голова, нога, туловище

Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие.

Рот, пищевод, желудок, печень, кишка, анальное отверстие.

Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек.

Незамкнутая, 2 предсердия, 1 желудочек.

Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами.

3 пары нервных узлов - ганглиев

Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное.

Раздельнополые. Личинка парусник. Оплодотворение внутренне - в мантийной полости

Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.

Задачи:

– обучения: ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

– воспитания: формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным;

– развития: развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения представителей класса Двустворчатые моллюски.

Цель: Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения двустворчатых моллюсков; установление связей между строением двустворчатых моллюсков и особенностями среды обитания; работа учащихся над дополнительными вопросами на основе полученных теоретических знаний с целью их закрепления.

Задачи: Образовательная: Сформировать у учащихся знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.

Развивающая: Изучить особенности жизнедеятельности двустворчатых моллюсков; рассмотреть значение моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.

Воспитательная: Воспитание бережного отношения к живым организмам.

Тип урока: традиционный, урок объяснения нового материала.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Сегодняшний урок, ребята, я хочу начать с показа Вам красивых, драгоценных вещей, которыми многие люди любуются , некоторые если могут себе позволить покупают как украшение. Я вам покажу, а вы скорее всего их назовёте сами. Это жемчуг. Жемчуг во все времена на планете ценился. Его использовали и используют как ювелирное украшение, для оформления икон. И ценится он достаточно дорого. Где и как добывают жемчуг, нам расскажет Фридрих Дима.

Итак, по восточному преданию, ангел пролетал однажды над морем, и слеза его, упав в море, затвердела и превратилась в драгоценную жемчужину, заключённую в перламутровую раковину. Каждый видел, конечно, двустворчатые раковины, которые во множестве встречаются на илистом дне пресноводных водоёмов, обычно они торчат в наклонном положении, и с первого взгляда трудно решить, где верхняя часть, где нижняя. Жизнедеятельность пластинчатожаберных моллюсков выражается очень слабо, большинство из них почти так же не подвижны, как растения. Для добывания пищи им нет надобности гоняться за добычей или вступать в борьбу с другими животными; при нападении они защищаются только тем, что захлопывают свою раковину. Вообще эти существа очень ленивые, неподвижные и потому не привлекательные. Тело двустворчатых моллюсков продолговатое, двусторонне симметричное, сплюснутое с боков.

Рассматривать двустворчатых моллюсков мы начнём с раковины.Хотя раковина моллюсков сама по себе образование безжизненное, однако в строении её очень ясно отражаются многие биологические черты, характеризующие жизнь этих организмов. На пустой раковине створки всегда принимают полураскрытое положение благодаря натяжению соединяющей их упругой связки. Таким же образом действует связка и у живой ракушки: створки приоткрываются без всяких усилий с её стороны и остаются в таком положении, пока ракушка при помощи ноги спокойно держится на месте или медленно передвигается по дну. Но для того чтобы плотно захлопнуть раковину, ракушке приходится применять силу, сокрощая свои замыкательные мышцы- переднюю и заднюю, прикреплённые концами к обеим створкам раковины(следы их прикрепления ясно видны в виде матовых округлых пятен на внутренней поверхности раковины, у переднего и заднего концов каждой створки).

На створках раковины легко найти самую выпуклую и вместе с тем самую старую её часть – верхушку, или вершину и идущие одна за другой дугообразные полосы годичного прироста. Образование этих полос зависит от того, что рост раковины в холодное время сильно замедляется, а с наступлением тепла усиливается. Доживают ракушки до 12-14 лет.

Каждая створка раковины состоит из трёх слоёв:

Наружного тёмно – окрашенного органического слоя, напоминающего роговое вещество.

Фарфоровидного слоя, состоящего из солей кальция.

Перламутрового слоя, который состоит из карбоната кальция, откладывающегося здесь тончайшими слоями. В следствии такого строения перламутровый слой отливает радужными цветами.

Далее, рассматривая створки раковины, можно видеть, во – первых что наиболее старые части раковины являются вместе с тем и более толстостенными, а наиболее молодая полоса прироста, образующая самый край раковины, оказывается наиболее тонкой. Во – вторых на более крупных, т.е. более старых ракушках и на их вершинах тёмный, органический слой часто оказывается разрушенным ещё при жизни моллюска, обнажая здесь белый фарфоровидный слой. Всё это зависит от того, что органический слой образуется только внешним краем мантии т.е. только на самой молодой полосе годичного прироста, а соли кальция выделяются всей полостью мантии, отчего известковая раковина с каждым годом становится более толстой и более прочной.

Иногда на гладкой поверхности перламутра бывают заметны небольшие бугорки. Это значит, что здесь между живыми клетками мантии и раковиной забилась какая – нибудь песчинка и мантия обволокла её слоем перламутра. У наших обыкновенных ракушек слой перламутра бывает тонким и такие бугорки остаются очень маленькими. Но у тех двууст – х моллюсков, у которых перламутр образует толстый слой, подобные бугорки обращаются в очень крупные красивые перлы, или жемчужины, которые идут на различные ювелирные изделия.

Хотя прочная раковина, плотно замыкающаяся при малейшей тревоге, даёт двустворчатым моллюскам, вполне надёжную защиту, всё же и у них имеются преследователи, способные добраться до их съедобного мягкого тела. Так, наши обыкновенные вороны на отмелях входят по брюхо в воду и отыскивают ракушек, а затем поднимаются со своей добычей в воздух и летят к лежащим на берегу камням или брёвнам; здесь они бросают с высоты ракушку на камни или колотят ею по бревну, пока раковина не расколется. Таким образом, даже такое совершенное защитное приспособление, как прочная раковина, имеет только относительное значение и она оправдывает себя, пока в природе нет преследователей, способных добывать ракушек на более глубоких местах и пока среди птиц только немногие виды, могут разбивать крепкие створки раковины.

А теперь давайте посмотрим, что же представляет тело двустворчатого моллюска под раковиной. Для того чтобы рассмотреть строение тела, скрытого под створками раковины, ракушку умерщвляют погружением в подогретую воду. У мёртвой ракушки расслабляются замыкательные мышцы, которыми она закрывала свою раковину, и створки её приоткрываются. Тогда можно видеть мягкое туловище моллюска и его ногу, составляющую продолжение туловища. Видно также, что внутренняя сторона раковины покрыта мягкой кожей, которая выстилает обе створки. Это мантии моллюска, названная так потому, что обе её лопасти, спускаются по бокам тела как мантия, т.е. широким плащом.

Пространство между телом моллюска и мантией называется мантийной полостью. Здесь по обеим сторонам тела располагаются жабры – орган дыхания, через поверхность которого у моллюсков совершается газообмен между кровью, протекающей по сосудам внутри жабр, и водой, которая омывает жабры с наружи.

Вспомним, что у живой ракушки из – под створок высовывается только нога, а все остальные части тела, остаются внутри мантийной полости. Следовательно, в мантийную полость должна попадать и свежая вода с растворённым в ней кислородом, омывающая жабры и пища, а отбросы организма должны из неё удаляться. Из – под створок выступают небольшие выросты мантии, имеющие вид желобков заканчивающиеся двумя отверстиями. Это вводной и выводной сифоны.

Через один из них вода входит в мантийную полость, омывает жабры и приносит к ротовому отверстию различные мелкие частицы, которыми ракушка питается – вводной сифон. Через выводной сифон выходит вода с непереваренными остатками пищи.

Мягкотелым не приходится разыскивать или преследовать свою добычу, не нужно её и разжёвывать, т.к. она мелкая. П. э. моллюски могут вести малоподвижный образ жизни, и для них нет надобности ни в приспособлениях для быстрого передвижения, ни в особом органе зрения, ни в жевательном аппарате. В связи с этим недоразвита голова. А для защиты от врагов, ракушке достаточно подобрать ногу и сократить замыкательные мышцы, т.е. спрятаться внутри своей прочной раковины. Таким очень простым рефлексом она и отвечает на всякое внешнее раздражение.

Характеризую кровеносную, выделительную, нервную системы., органы чувств и особенности размножения.

Беззубка раздельнополое животное. У самцов их микроскопически мелкие половые клетки (сперматозоиды) выносятся через выводной сифон наружу и тогда некоторая часть их может попасть вместе с током воды в мантийную полость самок, у которых к этому времени м.д. слоями жабр бывают уже отложены яйца. Здесь яйца оплодотворяются и в них начинают развиваться личинки, которые затем через выводной сифон выносятся наружу.

Личинки, когда они выходят из мантийной полости матери, бывают уже одеты двустворчатой раковиной, которая по краям вооружена зубцами и крючками. Ноги у личинок ещё нет, но имеется липкая нить. Личинки с такими признаками называются глохидиями.

Хлопая своими створками, маленький глохидий может передвигаться в воде, а когда мимо него проплавает рыба, он прикрепляется к ней своей клейкой нитью, а затем, точно клещами вцепляется своими зубчатыми створками, в жабру, в плавник или в кожу рыбы. Здесь вцепившийся глохидий действует на ткани тела рыбы, подобно занозе на теле рыбы образуется опухоль, внутри которой личинка продолжает в безопасности развиваться за счёт соков своего хозяина.. Только месяца через два подросшая и изменившаяся за это время личинка покидает рыбу и начинает самостоятельную жизнь.

Паразитический образ жизни личинок даёт возможность малоподвижным беззубкам при посредстве рыб расселяться по водоёмам.

Двустворчатые моллюски играют огромную роль в водных биоценозах, отфильтровывают воду. Н – р, мидия фильтрует за час 5 литров воды. Животных способных очищать воду в водоёмах, принято называть биофильтраторами. Их биологическая роль велика в реках, озёрах и морях. Даже в аквариумах рекомендуется держать моллюсков для очищения воды от избытка водорослей, простейших и органических веществ. При наличии достаточно крупных поселений этих ракушек вода в реках хорошо очищается биологическим путём. Это заставляет принимать меры к охране пресноводных моллюсков, которые особенно сильно гибнут от стока в реки продуктов химических производств, а т.ж. от хищнического их истребления.

Закрепление.(Ответить на вопросы в опорном конспекте)

Читайте также: