Кислородсодержащие кислоты конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Кислоты – это электролиты, в результате диссоциации которых в водных растворах образуется только один вид катионов – катионы водорода Н + (точнее – катионы гидроксония H3O + ):

НCl = Н + + Cl – (НCl + H2O = H3O + + Cl – )
HNO3 = Н + + NO3 – (HNO3 + H2O = H3O + + NO3 – )

Кислоты – вещества молекулярного строения. Атомы в молекулах кислот связаны ковалентными полярными химическими связями. Чем более поляризована связь между атомом водорода, способным отщепляться в виде катиона водорода, и атомом какого–либо другого элемента, тем легче происходит её распад с образованием ионов, тем сильнее кислота.

Классифицировать кислоты можно по разным признакам.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ

  1. Кислоты реагируют с металлами. Металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода H2, вытесняют водород из растворов кислот. Происходит реакция замещения, образуется соль и водород:

Металлы, расположенные в ряду напряжений после водорода, с кислотами не реагируют.

Важное примечание: с серной концентрированной кислотой и с азотной кислотой любой концентрации реакции идут за счёт аниона кислотного остатка, водород в этих случаях не выделяется:

Cu+ 4HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
Cu+ 2H2SO4 (конц.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O

  1. Киcлоты реагируют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды:


  1. Кислoты реагируют с основаниями и с амфотерными гидроксидами с образованием соли и воды:


(Взаимодействие сильных кислот с сильными основаниями – реакция нейтрализации.)

Al(ОН)3 + 3НCl = AlCl3 + 3H2O
Al(ОН)3 + 3Н + = Al 3+ + 3H2O

(Реакция амфотерного гидроксида с сильной кислотой.)

  1. Сильные кислоты реагируют с солями слабых кислот. Слабые кислоты при этом могут быть вытеснены из солей. Например, сильная соляная кислота НCl вытесняет слабую сероводородную кислоту H2S:

FeS + 2НCl = FeCl2 + H2S↑
FeS + 2Н + = H2S↑ + Fe 2+


Нелетучие кислоты могут вытеснить летучую из её соли. Например, нелетучая серная кислота H2SO4 вытесняет более летучую азотную HNO3. Обе кислоты – сильные. В растворе такая реакция не происходит. Она осуществима, если соль находится в кристаллическом виде (не в растворе), а серная кислота концентрированная:

Аналогично можно получить газообразный хлороводород, раствор которого – соляная кислота.

  1. Кислoты можно обнаружить индикаторами. Индикаторы реагируют на наличие в растворе ионов Н + (H3O + ). Лакмус в кислой среде приобретает красный цвет, метиловый оранжевый – красный, фенолфталеин – бесцветный. Для обнаружения кислот удобно использовать лакмус.

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОТ


Бескислородные кислоты, состоящие из двух элементов, могут быть получены синтезом простых веществ:

Кислородсодержащие кислоты могут быть получены в результате взаимодействия с водой соответствующих кислотных оксидов:

Р2O5 + 3H2O = 2H3РO4
SO3 + H2O = H2SO4

Слабые или летучие киcлoты могут быть вытеснены из солей более сильными или менее летучими кислотами. Например, сильная соляная кислота НCl вытесняет слабую уксусную кислоту СH3СООН:

CH3COONa + НCl = СH3СООН + NaCl
СH3СОО – + Н + = СH3СООН


Летучие киcлoты могут быть вытеснены из солей менее летучими кислотами. Например, нелетучая серная кислота H2SO4 может вытеснить более летучую соляную НCl. Но в растворе такая реакция не пойдёт (обе киcлoты сильные). Она осуществима, если соль в кристаллическом состоянии (не в растворе) обработать серной концентрированной кислотой:

В результате этой реакции образуется газообразный хлороводород, при растворении которого в воде образуется соляная кислота.

Для получения слабых нелетучих кислот (например, ортофосфорной киcлоты или сернистой кислoты) лучше воспользоваться концентрированной серной кислотой, причём образующаяся сернистая кислота H2SO3 разлагается на сернистый газ SO2 и воду:

Са3(РO4)2 (тв.) + 3H2SO4 (конц.) = 3CaSO4 + 2H3РO4
Na2SO3 (тв.) + H2SO4 (конц.) = Na2SO4 + SO2↑ + H2O

Дополнительные материалы (схемы, таблицы)


кислоты


Урок в 11 классе по теме "Оксилы и кислородсодержащие кислоты неметаллов". Представлена презентация и конспект урока. В разработку входит свойства, и получение кислотных оксидов и кислот.

ВложениеРазмер
конспект урока в 11 классе оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты 23.18 КБ
презентация 1.29 МБ

Предварительный просмотр:

22.03.2018 11 класс

Тема: Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты.

Образовательные- углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов и соответствующих им кислородсодержащих кислотах.
Развивающие - развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы, правильно и последовательно излагать свои мысли.

Воспитывающие - содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний

I . Организационный момент.

Я желаю вам настроиться на плодотворную, успешную работу сегодня на уроке.

II. Актуализация опорных знаний

Их получают путем горения,

Или разложением сложных веществ

В них два элемента, один-кислород,

Я отнесу к ним и известь и лед

Что такое оксиды? К какой группе относятся оксиды неметаллов?
Дайте определения кислотным, основным и амфотерным оксидам, подтвердите схему примерами формул соответствующих оксидов. Для этого запишите правильно формулы оксидов: оксид серы6, оксид азота4, оксид магния, оксид натрия, оксид фосфора5,оксид кремния, оксид углерода4, оксид хрома6, оксид цинк.

III .Изучение новой темы.

Общая характеристика оксидов неметаллов.

Задание: Даны формулы кислотных оксидов:

А) N 2 O 5 CO 2 Cl 2 O 7 SO 3

Б)P 2 O 5 As 2 O 5 N 2 O 5 Sb 2 O 5

Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов. Объясните, какие закономерности наблюдаются в изменении кислотных свойств оксидов в периодах и группах.

3.2.Окислительные свойства серной и азотной кислоты.

Работа с текстом учебника, схемами (стр132):

Сравните химические свойства серной и азотной кислот. Допишите схемы реакций, объясните их в свете представлений об ОВР.

Ме + HNO 3 конц. → соль + NO 2 ↑ + H 2 O

Ме + HNO 3 разб. → соль + NO↑ + H 2 O

А) Hq + H 2 SO 4 конц . → Б) Hq + HNO 3 конц.→ В) Hq + HNO 3 разб.→

IV. Первичный контроль

Выполните тестовые задания ( с взаимопроверкой по ключу)

Часть 1 ( с выбором одного ответа, по 1 б. за каждый правильный ответ)

1. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:

1) вода и соляная кислота
2) кислород и оксид магния
3) вода и медь
4) оксид кальция и гидроксид натрия

2. Способны взаимодействовать между собой

1) SiO 2 и Н 2 О 2) СО 2 и H 2 SO 4 3) CO 2 и Са(ОН) 2 4) Na 2 O и Са(ОН) 2

3. Ни с водой, ни с раствором гидроксида натрия не реагирует

1) SiО 2 2) SO 3 3) ВаО 4) NО

4. Реагирует с гидроксидом натрия и оксидом бария, а с водой нет

1) CO 2 2) SO 3 3) SiО 2 4) SO 2

5. Верны ли следующие суждения?

А). В А-группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов усиливаются.

Б). В периодах слева направо свойства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между серебром и разбавленной азотной кислотой :

1) 6 2) 10 3) 13 4) 18

Часть 2 ( за правильный ответ -3 б., если есть одна ошибка – 1 б., 2 и более ошибки – 0 б.)

7. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций

1) Zn + HNO3 конц.→ А) Zn (NO3)2 + NO2↑ + H 2 O

2) Zn + HNO3 разб.→ Б) ) Zn (NO3)2 + H 2 ↑

3) ZnO + HNO3 → В) Zn (NO3)2 + NO↑ + H 2 O

4) Zn(NO 3 ) 2 → Г) ZnO + NO2↑ + H 2 O

Д) Zn (NO3)2 + H 2 O

Ключ к взаимопроверке:

1 – А; 2 – В; 3 – Д; 4 - Г

Система перевода первичного балла в отметку:

V. Домашнее задание:

1) проработать §38, 39; используя электронное приложение к учебнику, выполните тесты к §38

2) Для тех, кто сдаёт ЕГЭ: выполните 1-2 задания на выбор: упр. 3 стр. 183; задачи № 5,6 стр. 179;

3) Творческие задания:

Я могу… Я умею… Я пока затрудняюсь… Мне ещё необходимо…

Всем спасибо за урок!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Р Е Б У С Ы Й О Д К Р Е М Н И Й

А З О Т У Г Л Е Р О Д

Их получают путем горения, Или разложением сложных веществ В них два элемента, один-кислород, Я отнесу к ним и известь и лед Отгадайте загадку

Тема урока: Оксиды и кислородсодержащие кислоты неметаллов Урок в 11 классе у читель химии Сат А.А.

SO CrO CO MgO NO ZnO SiO PO Оксиды неметаллов IV IV II V IV IV III II Составить формулы оксидов. Определить класс оксидов. NaO I

Закономерности изменения свойств оксидов по периоду Na Mg Al Si P S Cl С войства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным. Na 2 O MgO Al 2 O 3 SiO 2 P 2 O 5 SO 3 Cl 2 O 7 Na OH Mg(OH) 2 Al ( OH) 3 H 2 SiO 3 H 3 PO 4 H 2 SO 4 HClO 4

Закономерности изменения свойств оксидов по группе N- неМе N 2 O 5 HNO 3 P - неМе P 2 O 5 H 3 PO 4 As - Ме As 2 O 5 H 3 AsO 4 Sb - Ме Sb 2 O 5 H[ Sb (OH) 6 ] Bi - МЕ Bi 2 O 5 HBiO 5 По группе сверху вниз кислотные свойства высших оксидов постепенно ослабевают

А ) N 2 O 5 CO 2 Cl 2 O 7 SO 3 Б )P 2 O 5 As 2 O 5 N 2 O 5 Sb 2 O 5 Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов А) CO 2 N 2 O 5 SO 3 Cl 2 O 7 Б ) Sb 2 O 5 As 2 O 5 P 2 O 5 N 2 O 5

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ Реагируют с основаниями Реагируют с основными оксидами С водой С некоторыми солями Заполните пустые места: СО 2 +…..= СаСО 3 +Н 2 О CaO + …. = CaSiO 3 3. …. + SO 2 =H 2 SO 3 4. СаСО 3 + …. = CaSiO 3 + СО 2

СО 2 +Са(ОН) 2 =СаСО 3 +Н 2 О CaO+SiO 2 =CaSiO 3 3. H 2 O+SO 2 =H 2 SO 3 4. СаСО 3 + SiO 2 =CaSiO 3 + СО 2

Свойства кислородсодержащих кислот рассмотрим на примере с ерной и азотной кислот. H 2 SO 4 HNO 3 Конц . Разб . Конц . Разб . Восс-ся металлами (стоящими после Н) до SO 2 , с активными металлами до S и Н2 S с металлами стоящими до Н, выделяется Н 2 Независимо от активности металла выделяется NO 2 Взаимодействует с металлами по-разному в зависимости от разбавления 3Zn+4H 2 SO 4 = 3ZnSO 4 +S+4H 2 o Zn+H 2 SO 4 = ZnSO 4 +H 2 Mg+4HNO 3 =Mg(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + H 2 O 3Mg+8HNO 3 =3Mg(NO 3 ) 2 + 2NO +4 H 2 O

1 2 3 4 5 6 7 4 3 4 3 2 3 1 – А; 2 – В; 3 – Д; 4 – Г;

Х И М И Я О С Н О В А Н И Я Х Л О Р С О Л И О К С И Д Ы Ц И Н К К И С Л О Т Ы 1 2 3 4 5 6 7

Домашнее задание: 1) Проработать с §38, 39; выполните тесты к § 38 стр.138 2) Для тех, кто сдаёт ЕГЭ: выполните 1-2 задания на выбор: упр. 13 стр. 138; задача № 1 стр. 138;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Кислородные соединения неметаллов (кислоты) 10 класс

Презентация к уроку "Кислородные соединения неметаллов (кислоты)" 10 класс учебник И.И.Новошинского.


Кислородсодержащие углеводороды. Альдегиды и карбоновые кислоты.

В презентации рассмотрены основные теоретические вопросы по темам Альдегиды, Карбоновые кислоты. Для закрепления материала ученикам предлагаются задания, ссылки на видеофрагменты химических опытов, пр.


Взаимодействие неметаллов со щелочами и кислотами-окислителями

Представляю Вашему вниманию сводную таблицу, помогающую при подготовке к ЕГЭ-ОГЭ.

Тест по теме «Кислородсодержащие вещества: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры.

Тест составлен в соответствии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ.

Методическая разработка теоретического занятия "Водородные соединения неметаллов. Оксиды. Кислоты органические и неорганические"

Предлагаемая методическая разработка предназначене для учащихся 11 - класса, а также для студентов I курса медицинских колледжей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот.

Демонстрации. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот

Лабораторные опыты № 5,6,7. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Цель: углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов и соответствующих им кислородсодержащих кислотах.
Развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы, правильно и последовательно излагать свои мысли.

I. Организационный момент.

Притча о сверчке

Как-то раз я шел со своим другом по людной улице Москвы, и он внезапно воскликнул:

– “ Я слышу сверчка”.

– “ Да ты с ума сошел”, – ответил я, окинув взором переполненную в час пик центральную улицу города. Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.

– “ Но, я правда слышу сверчка”, – настаивал он, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения. Потом нагнулся, раздвинул листья растений и показал мне сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.

– “ Удивительно”, – отозвался я. – “У тебя, должно быть, фантастический слух”.

– “ Да, нет. Все зависит от того, на что ты настроен”, сказал он.

Я желаю вам настроиться на плодотворную, успешную работу сегодня на уроке.

II . Актуализация опорных знаний

Что такое оксиды? К какой группе относятся оксиды неметаллов?
Дайте определения кислотным, основным и амфотерным оксидам, подтвердите схему примерами формул соответствующих оксидов.

\scalebox<0.5></p>
<p><\includegraphics<fig2.eps>>

III .Изучение новой темы.

3.1. Общая характеристика оксидов неметаллов.

Демонстрации. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот

Работа в группах:

Задание 1 группе:

Даны формулы кислотных оксидов:

Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов. Объясните, какие закономерности наблюдаются в изменении кислотных свойств оксидов в периодах и группах?

Задание 2 группе:

Как доказать, что нерастворимый в воде оксид кремния ( IV ), принадлежит к числу кислотных оксидов? Составьте соответствующие уравнения реакций.

3.2.Окислительные свойства серной и азотной кислоты.

Работа с текстом учебника, схемами (Работа в парах):

Сравните химические свойства серной и азотной кислот. Допишите схемы реакций, объясните их в свете представлений об ОВР.

Ме + HNO 3 конц. → соль + NO 2 ↑ + H 2 O

Ме + HNO 3 разб. → соль + NO ↑ + H 2 O

А) Hq + H 2 SO 4 конц . → Б) Hq + HNO 3 конц.→ В) Hq + HNO 3 разб.→

IV . Первичный контроль

Выполните тестовые задания ( с взаимопроверкой по ключу)

Часть 1 ( с выбором одного ответа, по 1 б. за каждый правильный ответ)

1. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:

1) вода и соляная кислота
2) кислород и оксид магния
3) вода и медь
4) оксид кальция и гидроксид натрия

2. Способны взаимодействовать между собой

3. Ни с водой, ни с раствором гидроксида натрия не реагирует

1) SiО 2 2) SO 3 3) ВаО 4) NО

4. Реагирует с гидроксидом натрия и оксидом бария, а с водой нет

5. Верны ли следующие суждения?

А). В А-группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов усиливаются.

Б). В периодах слева направо свойства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между серебром и разбавленной азотной кислотой :

1) 6 2) 10 3) 13 4) 18

Часть 2 ( за правильный ответ -3 б., если есть одна ошибка – 1 б., 2 и более ошибки – 0 б.)

7. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций

1) Zn + HNO3 конц .→ А ) Zn (NO3)2 + NO2↑ + H 2 O

2) Zn + HNO3 разб .→ Б ) ) Zn (NO3)2 + H 2

3) ZnO + HNO3 → В ) Zn (NO3)2 + NO↑ + H 2 O

4) Zn(NO 3 ) 2 → Г ) ZnO + NO2↑ + H 2 O








Учитель: Значит, сегодня речь пойдёт? (о кислотах).

Мы сказали, что будем говорить о кислотах.

Почему же на доске написаны эти соединения? Что это за вещества?

Какое отношение они имеют к кислотам?

Ученик: Потому что при добавлении воды к оксидам неметаллов (кислотным) образуются кислоты) (H2CO3 HNO3 H2SO4 H2SO3 H3PO4)

Учитель: Что общего между ними? (наличие в кислотном остатке кислорода – кислородсодержащие кислоты)

Итак, тема урока: Кислородосодержащие кислоты

Учитель: Какую группу кислот мы должны добавить для полного рассмотрения этой темы? (карбоновые кислоты - муравьиная кислота, уксусная кислота, дописать формулы на доске)

Учитель. Какова цель урока?

Ученик: Обобщить знания о кислородосодержащих кислотах

Для этого вспомнить определение кислот

Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл.

- с точки зрения ТЭД

^ Кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы только одного типа – гидратированные ионы водорода.

Задание : составить диссоциацию кислот, написанных на доске

Учитель: Как доказать это экспериментальным путём?

( помощью индикаторов + универсальный индикатор) Какая рН среды в кислотах?)

Учитель: Рассмотрите таблицы по классификации кислот у вас на столах. По каким признакам можно классифицировать все кислоты? (ответы учащихся)

Классифицировать кислоты по всем предложенным признакам

Тренажёр классификация кислот

3) Изменение свойств кислот

Учитель: Почему сила кислот отличается? С чем это связано? Что должны сравнить в этих двух кислотах? (степени окисления)

Степени окисления увеличиваются, =>кислотный характер возрастает

Как изменяются свойства кислот в периоде?

Степень окисления увеличивается => радиус иона уменьшается, => кислотные свойства увеличиваются

Как изменяются свойства кислот в группах?

Степень окисления не изменяется, радиус иона возрастает, => кислотные свойства уменьшаются

4).Вспомните физические свойства кислот (неорганических и органических) Какое свойство кислот положено в основу их названия?

Обращаем внимание на запахи кислот: неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Приятные запахи. наоборот понижают давление, тонизируют нервную систему, повышают концентрацию внимания, снимают головную боль и усталость.

5) Химические свойства

Учитель: С чем могут взаимодействовать кислоты (с металлами, основными оксидами, щелочами, солями более слабых кислот)

Вариант 2 Лабораторная работа «Химические свойства уксусной кислоты

Сделайте выводы об общих химических свойствах кислот

Мы рассмотрели общие свойства неорганических и органических кислот. Наряду с этим отдельные представители минеральных и органических кислот имеют особые свойства.

на компьютерах выполнение тестирования

Уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот

Общие химические свойства кислот

или индивидуальная работа учащихся по карточкам. Укажите, с каким из перечисленных веществ взаимодействует раствор соляной кислоты HCI Ag, AgNO3 CaO, Cu, CuO, F, H2SO4, Na2CO3, SO3 Zn, Zn(OH)2,

Укажите, с какими из перечисленных веществ реагирует раствор уксусной кислоты CH3COOH

Ag CI2 CO2 C5H5OH Fe2O3 CHI KOH. Допишите уравнения, характеризующие свойства кислот, расставьте недостающие коэффициенты.

Читайте также: