Кикимора лядов конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Ведущей деятельностью на этом занятии является слушание музыки, а вспомогательной — изобразительная деятельность.

Цель занятия :

2. Развивать активность слухового восприятия.

3. Научить передавать свои впечатления об услышанной музыке в рисунке.

4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения.

Ход занятия:

1. Музыкальное приветствие.

Сегодня наше занятие посвящено сказке. Мы познакомимся с ещё одним прекрасным русским композитором А. К. Лядовым. Он же, был учеником Н. А. Римского-Корсакова, и также, как его учитель, очень любил народные песни и сказки. А. Лядов писал сказки симфонические, то есть сказки, которые исполнял симфонический оркестр.

Дети рассматривают рисунки, нарисованные детьми подготовительной группы.

Дети слушают музыку.

М. р. : Как называется мелодия, которая сейчас прозвучала? Как А. Лядов нарисовал Кикимору? (ответы детей). А какая здесь музыка? (ответы детей). Кто поёт колыбельную? (Кот Баюн). А давайте послушаем дальше и поиграем!

Музыкальный руководитель отбирает четырёх человек в одну группу и четырёх в другую. Звучит музыка, фрагмент сказки. Дети изображают движения кота Баюна и Кикиморы.

М. р. : Ребята, скажите пожалуйста, в этой сказке композитор показал один образ или несколько? (ответы детей). Молодцы, ребята, вы очень внимательны! Два музыкальных образа. Первый образ — это кто? (Кикимора). Ребята, которые изображали Кикимору, скажите, какой у неё характер? (она колючая, злая). А теперь ребята, которые изображали Кота Баюна, скажите какова была музыка? (спокойная, тихая).

Скажите пожалуйста, почему Кот Баюн поёт такую добрую и напевную мелодию такому злому существу? Ребята, скажите пожалуйста, как обычно заканчиваются сказки, что побеждает — зло или добро? Правильно, всегда побеждает добро! Вам понравилась эта сказка? А какой композитор её написал? (ответы детей).

Дети рисуют картины.

Развитие логического мышления на музыкальных занятиях Музыкальное воспитание является составной частью развития умственных способностей детей, в том числе и логического мышления. Восприятие.

Цель: формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок.

· воспитывать любовь к устному народному творчеству;

· развитие познавательного интереса, творческих способностей;

· развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.

Тип урока: расширение знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

1. Организационный момент

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.

Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки? (Дети: Да! )
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Учитель: Каких знакомых героев вы увидели? (Баба - Яга, Кикимора, Ваня.)
– Как вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке? (Ответы детей.)

Учитель: Правильно сегодня у нас урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. – Вы любите путешествовать?

Учитель: Дети, хлопнули в ладоши и отправились в путешествие.

2. Актуализация знаний

Учитель: Что вы представили, слушая эту пьесу

– Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние? – Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной. Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. Какие это слова?

Мышка – пи-пи-пи.
Лягушка – ква-ква-ква.
Петух – ку-ка-ре-ку.

4. Рефлексия

– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины слов вы услышали?

Список используемой литературы:

1. Е.Королева, “Музыка в сказках, стихах и картинках” (Книга для учащихся и учителей), Москва, “Просвещение”, 1994г

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока музыки в 5 классе

Тема: Фольклор в музыке русских композиторов.

Тип урока: Овладение новыми знаниями.

формирование уважительного отношения к культуре своей страны, осознание ценности фольклорного наследия народа;

формирование интереса к музыке, основанной на фольклоре;

развитие образного и ассоциативного мышления;

формирование мотивации к слушанию музыки, исполнении песен;

расширение музыкального и общего кругозора;

овладение способностью эмоционально воспринимать музыку;

Метапредметные:

умение анализировать собственную учебную деятельность;

овладение основами самоконтроля, произвольного внимания;

умение обобщать, устанавливать аналогии;

умение сопоставлять текст с музыкой;

умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывать свое мнение, слушать других.

осознание своей этнической принадлежности;

ответственное отношение к учению;

уважительное отношение к культурному наследию своей страны;

уважительное отношение к иному мнению, способность вести диалог;

создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, отзывчивости и сопереживания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор.

Организационный.

Постановка целей и задач урока.

- Вспомните, какими словами можно начать сказку? (В некотором царстве…, Жили-были…)

- Сегодня мы обратимся к образам русской, славянской мифологии, а каким, вы мне подскажете сами. Подскажите, какие персонажи сохранились до наших дней ? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч).

- Как можно сформулировать тему урока? ( Сказка в музыке русских композиторов).

- Чему бы вы хотели научиться сегодня, о чем узнать?

- Но мы не можем охватить все сразу, поэтому сегодня мы будем слушать музыку одного композитора – это Анатолий Константинович Лядов.

III . Актуализация знаний.

- Лядова по праву считают мастером симфонической миниатюры. А что это такое? ( Маленькое произведение для симфонического оркестра).

IV . Первичное усвоение новых знаний.

Ответы детей.

- Какой инструмент исполняет медленную тему? ( Какой-то духовой, деревянный. Звук мягкий, приглушенный)

-Посмотрите, чем английский рожок отличается от гобоя? ( Он больше, имеет грушевидный раструб).

- Еще один инструмент погружал нас в сказку? Какой? ( Челеста)

- После этого инструмент завоевал право выступать в симфоническом оркестре.

V . Первичная проверка понимания.

- Так как мнения в классе о делении музыки на части разделились , предлагаю обратиться к литературному источнику, на который опирался сам композитор при написании симфонической миниатюры. Это сказание русского народа, записанное И.Сахаровым.

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной.

- Если произведение строится на основе литературного и имеет название, то оно называется программным.

- На сколько частей вы бы разделили сказку? ( На две: кикимора маленькая и потом она выросла).

- Какой прием использует композитор, чтобы показать разницу: вариативность, повтор или контраст? ( Контраст, потому что Кикимора стала злая и изменилась)

- Посмотрите, как художники изображали кикимору. Совпало ли ваше представление с изображением художника?

Показ изображений Кикиморы, Кота-Баюна.

VI . Первичное закрепление.

– Давайте сейчас еще раз послушаем музыку и найдем, в какое время появляются Кот-Баюн, Кикимора.

- Запишите это время в тетрадь.

Повторное слушание музыки.

К какой группе относится английский рожок?

медных духовых инструментов.

Челеста – это инструмент …

Музыкальные произведения, созданные на основе литературных источников называются …

Небольшое произведение для симфонического оркестра

Какой прием развития использует композитор?

VII . Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

- Нарисуйте, как вы представляете себе кикимору. Выберите ту часть, которая вам более всего понравилась.

В ходе сложившейся неблагоприятной ситуацией, и переходом детских музыкальных школ на дистанционное обучение, предлагаю занимательные лекции-урока, которые удобно читать и детям и родителям, они не большие по объёму, а значить не утомят ребенка и смогут сконцентрировать его внимание. К лекциям прилагается и музыкальный материал (достаточно нажать на ссылку) и можно по выбору смотреть или слушать. Данный материал будет полезен как для преподавателей музыкальных школ, так и учителей общеобразовательных школ.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: