Кикимора лядов конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Ведущей деятельностью на этом занятии является слушание музыки, а вспомогательной — изобразительная деятельность.
Цель занятия :
2. Развивать активность слухового восприятия.
3. Научить передавать свои впечатления об услышанной музыке в рисунке.
4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения.
Ход занятия:
1. Музыкальное приветствие.
Сегодня наше занятие посвящено сказке. Мы познакомимся с ещё одним прекрасным русским композитором А. К. Лядовым. Он же, был учеником Н. А. Римского-Корсакова, и также, как его учитель, очень любил народные песни и сказки. А. Лядов писал сказки симфонические, то есть сказки, которые исполнял симфонический оркестр.
Дети рассматривают рисунки, нарисованные детьми подготовительной группы.
Дети слушают музыку.
М. р. : Как называется мелодия, которая сейчас прозвучала? Как А. Лядов нарисовал Кикимору? (ответы детей). А какая здесь музыка? (ответы детей). Кто поёт колыбельную? (Кот Баюн). А давайте послушаем дальше и поиграем!
Музыкальный руководитель отбирает четырёх человек в одну группу и четырёх в другую. Звучит музыка, фрагмент сказки. Дети изображают движения кота Баюна и Кикиморы.
М. р. : Ребята, скажите пожалуйста, в этой сказке композитор показал один образ или несколько? (ответы детей). Молодцы, ребята, вы очень внимательны! Два музыкальных образа. Первый образ — это кто? (Кикимора). Ребята, которые изображали Кикимору, скажите, какой у неё характер? (она колючая, злая). А теперь ребята, которые изображали Кота Баюна, скажите какова была музыка? (спокойная, тихая).
Скажите пожалуйста, почему Кот Баюн поёт такую добрую и напевную мелодию такому злому существу? Ребята, скажите пожалуйста, как обычно заканчиваются сказки, что побеждает — зло или добро? Правильно, всегда побеждает добро! Вам понравилась эта сказка? А какой композитор её написал? (ответы детей).
Дети рисуют картины.
Развитие логического мышления на музыкальных занятиях Музыкальное воспитание является составной частью развития умственных способностей детей, в том числе и логического мышления. Восприятие.
Цель: формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок.
· воспитывать любовь к устному народному творчеству;
· развитие познавательного интереса, творческих способностей;
· развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.
Тип урока: расширение знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
1. Организационный момент
Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.
Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки? (Дети: Да! )
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Учитель: Каких знакомых героев вы увидели? (Баба - Яга, Кикимора, Ваня.)
– Как вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке? (Ответы детей.)
Учитель: Правильно сегодня у нас урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. – Вы любите путешествовать?
Учитель: Дети, хлопнули в ладоши и отправились в путешествие.
2. Актуализация знаний
Учитель: Что вы представили, слушая эту пьесу
– Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние? – Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной. Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. Какие это слова?
Мышка – пи-пи-пи.
Лягушка – ква-ква-ква.
Петух – ку-ка-ре-ку.
4. Рефлексия
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины слов вы услышали?
Список используемой литературы:
1. Е.Королева, “Музыка в сказках, стихах и картинках” (Книга для учащихся и учителей), Москва, “Просвещение”, 1994г
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока музыки в 5 классе
Тема: Фольклор в музыке русских композиторов.
Тип урока: Овладение новыми знаниями.
формирование уважительного отношения к культуре своей страны, осознание ценности фольклорного наследия народа;
формирование интереса к музыке, основанной на фольклоре;
развитие образного и ассоциативного мышления;
формирование мотивации к слушанию музыки, исполнении песен;
расширение музыкального и общего кругозора;
овладение способностью эмоционально воспринимать музыку;
Метапредметные:
умение анализировать собственную учебную деятельность;
овладение основами самоконтроля, произвольного внимания;
умение обобщать, устанавливать аналогии;
умение сопоставлять текст с музыкой;
умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывать свое мнение, слушать других.
осознание своей этнической принадлежности;
ответственное отношение к учению;
уважительное отношение к культурному наследию своей страны;
уважительное отношение к иному мнению, способность вести диалог;
создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, отзывчивости и сопереживания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор.
Организационный.
Постановка целей и задач урока.
- Вспомните, какими словами можно начать сказку? (В некотором царстве…, Жили-были…)
- Сегодня мы обратимся к образам русской, славянской мифологии, а каким, вы мне подскажете сами. Подскажите, какие персонажи сохранились до наших дней ? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч).
- Как можно сформулировать тему урока? ( Сказка в музыке русских композиторов).
- Чему бы вы хотели научиться сегодня, о чем узнать?
- Но мы не можем охватить все сразу, поэтому сегодня мы будем слушать музыку одного композитора – это Анатолий Константинович Лядов.
III . Актуализация знаний.
- Лядова по праву считают мастером симфонической миниатюры. А что это такое? ( Маленькое произведение для симфонического оркестра).
IV . Первичное усвоение новых знаний.
Ответы детей.
- Какой инструмент исполняет медленную тему? ( Какой-то духовой, деревянный. Звук мягкий, приглушенный)
-Посмотрите, чем английский рожок отличается от гобоя? ( Он больше, имеет грушевидный раструб).
- Еще один инструмент погружал нас в сказку? Какой? ( Челеста)
- После этого инструмент завоевал право выступать в симфоническом оркестре.
V . Первичная проверка понимания.
- Так как мнения в классе о делении музыки на части разделились , предлагаю обратиться к литературному источнику, на который опирался сам композитор при написании симфонической миниатюры. Это сказание русского народа, записанное И.Сахаровым.
Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной.
- Если произведение строится на основе литературного и имеет название, то оно называется программным.
- На сколько частей вы бы разделили сказку? ( На две: кикимора маленькая и потом она выросла).
- Какой прием использует композитор, чтобы показать разницу: вариативность, повтор или контраст? ( Контраст, потому что Кикимора стала злая и изменилась)
- Посмотрите, как художники изображали кикимору. Совпало ли ваше представление с изображением художника?
Показ изображений Кикиморы, Кота-Баюна.
VI . Первичное закрепление.
– Давайте сейчас еще раз послушаем музыку и найдем, в какое время появляются Кот-Баюн, Кикимора.
- Запишите это время в тетрадь.
Повторное слушание музыки.
К какой группе относится английский рожок?
медных духовых инструментов.
Челеста – это инструмент …
Музыкальные произведения, созданные на основе литературных источников называются …
Небольшое произведение для симфонического оркестра
Какой прием развития использует композитор?
VII . Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
- Нарисуйте, как вы представляете себе кикимору. Выберите ту часть, которая вам более всего понравилась.
В ходе сложившейся неблагоприятной ситуацией, и переходом детских музыкальных школ на дистанционное обучение, предлагаю занимательные лекции-урока, которые удобно читать и детям и родителям, они не большие по объёму, а значить не утомят ребенка и смогут сконцентрировать его внимание. К лекциям прилагается и музыкальный материал (достаточно нажать на ссылку) и можно по выбору смотреть или слушать. Данный материал будет полезен как для преподавателей музыкальных школ, так и учителей общеобразовательных школ.
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)
Также вас может заинтересовать
Войти на сайт
Войти через социальную сеть
Свидетельство участника образовательного сообщества
Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.
Читайте также: