Катионы и анионы конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Создать условия для теоретического закрепления знаний и практического применения умений и навыков на примере проведения качественных реакций на ионы металлов и кислотных остатков.
Научить определять катионы и анионы.
Способствовать формированию понятия "качественная реакция", продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций в ионном виде.
Воспитывающие:
Способствовать развитию грамотной устной и письменной химической речи.
Формировать интерес к профессии лаборанта ;
Воспитание ответственности за проделанную работу.
Развивающие:
Создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами.
Совершенствовать навыки работы с компьютером.
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса
Решать проблемные ситуации;
Тип урока: урок – лабораторная работа
Организационная форма: беседа по проблемным вопросам, урок – лабораторная работа, рефлексия.
Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, компьютер, медиапроектор.
Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.
Оборудование и реактивы: Три комплекта пронумерованных пробирок с веществами: I - № 1, 2, 3 - NaOH, NaCl ,HCl.
II - № 1, 2, 3 - BaCl2, Na2SO4 , Na2CO3.
III - № 1, 2, 3 - NaCl, MgCl2, AlCl3, а также склянки с растворами NaOH, HCl, BaCl2 , лакмус, метиловый оранжевый, чистые пробирки.
Для демонстрационного опыта: растворы нитрата серебра, хлорида натрия.
1. Организационный момент (1-2 мин).
Учитель организует внимание учащихся.
2. Овладение содержанием учебного материала (20 мин).
Как называются реакции, с помощью которых можно распознать вещества?
По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
Как называют вещества, с помощью которого проводят качественные реакции?
Понятие качественных реакций.
Качественные реакции - характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ.
Идентификация в химии — установление тождества неизвестного соединения с другим известным.
Качественными называют реакции, которые позволяют отличить одни вещества от других, узнать качественный состав неизвестных веществ.
Качественные реакции - это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др..
Для определения катионов и анионов есть таблицы, качественные реакции на многие ионы из этой таблицы мы уже знаем, с некоторыми нам еще предстоит познакомиться.
Основные качественные реакции на катионы и анионы представлены в таблице 1. (учебник - стр.13-14; таблица на стене кабинета)
Признак реакции
Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:
Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓
1) Выпадение осадка голубого цвета:
Cu 2+ + 2OH − = Cu(OH) 2 ↓
2) Выпадение осадка черного цвета:
Выпадение осадка черного цвета:
Выпадение белого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в аммиаке NH 3 ·H 2 O:
2) Гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) K 3 [Fe(CN) 6 ]
1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:
Fe 2+ + 2OH − = Fe(OH) 2 ↓
2) Выпадение синего осадка (турнбулева синь):
K + + Fe 2+ + [Fe(CN) 6 ] 3- = KFe[Fe(CN) 6 ] 4 ↓
2) Гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K 4 [Fe(CN) 6 ]
3) Роданид-ион SCN −
1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:
Fe 2+ + 2OH − = Fe(OH) 2 ↓
2) Выпадение синего осадка (берлинская лазурь):
K + + Fe 3+ + [Fe(CN) 6 ] 4- = KFe[Fe(CN) 6 ]↓
3) Появление интенсивно-красного (кроваво-красного) окрашивания:
Fe 3+ + 3SCN − = Fe(SCN) 3
Щелочь (амфотерные свойства гидроксида)
Выпадение белого осадка гидроксида алюминия при приливании небольшого количества щелочи:
OH − + Al 3+ = Al(OH) 3
и его растворение при дальнейшем приливании:
Al(OH) 3 + NaOH = Na[Al(OH) 4 ]
Выделение газа с резким запахом:
NH 4 + + OH − = NH 3 ↑ + H 2 O
Посинение влажной лакмусовой бумажки
Качественные реакции на анионы.
Воздействие или реактив
Признак реакции.
Уравнение реакции
Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:
Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓
1) Добавить H 2 SO 4 (конц.) и Cu, нагреть
2) Смесь H 2 SO 4 + FeSO 4
1) Образование раствора синего цвета, содержащего ионы Cu 2+ , выделение газа бурого цвета (NO 2 )
Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде:
3Ag + + PO 4 3- = Ag 3 PO 4 ↓
Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCl:
Ba 2+ + CrO 4 2- = BaCrO 4 ↓
Выпадение черного осадка:
1) Выпадение белого осадка, растворимого в кислотах:
Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 ↓
CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2 O
Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O
Известковая вода Ca(OH) 2
Выпадение белого осадка и его растворение при дальнейшем пропускании CO 2 :
Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O
CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(HCO 3 ) 2
Выделение газа SO 2 с характерным резким запахом (SO 2 ):
2H + + SO 3 2- = H 2 O + SO 2 ↑
Выпадение белого осадка:
Ca 2+ + 2F − = CaF 2 ↓
Выпадение белого творожистого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в NH 3 ·H 2 O (конц.) :
AgCl + 2( NH 3 · H 2 O ) = [ Ag ( NH 3 ) + + Cl − + 2 H 2 O
Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HNO 3 :
(осадок темнеет на свету)
Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO 3 и NH 3 ·H 2 O (конц.) :
(осадок темнеет на свету)
Просмотр качественных реакций на ионы
Посмотрим, как проходят некоторые качественные реакции.
Определить наличие в растворе таких ионов как Li+, Na+, К+, Са2+, Sr2+ с помощью химического взаимодействия невозможно, так как эти ионы не могут быть связаны в растворе с образованием нерастворимого вещества.
Определить наличие в растворе катионов можно как с помощью химических реакций, так по окраски пламени. Катионы некоторых металлов при внесении их солей в пламя окрашивают пламя в определенный цвет.
Можно ли таким способом распознать нитрат лития и нитрат кальция? Почему?
Данный метод используют в том случае, если вещества по - разному меняют цвет, или одно вещество меняет цвет, а другое - нет.
Ионы, которые можно связать в растворе с образованием осадка можно обнаружит с помощью химических реакций, так например ионы серебра дают белый осадок хлорида серебра с ионами хлора: Аg+ +Cl-=AgCl.
– взаимодействие нитрата серебра с хлоридом натрия.
Некоторые ионы можно определить двумя способами и по химическому взаимодействию, и по цвету пламени. Например, ионы Ba2+ окрашивают пламя в желто-зеленый цвет, но также ионы Ba2+вступают в реакцию с анионами SO42- с образованием сульфата бария BaSO4:
Просмотр качественных реакций на ионы
Слайд 7 - качественная реакция на сульфат и сульфит – ионы.
Слайд – 8 – качественная реакция на галогениды.
Выполнение интерактивных заданий
Слайд – 9 – интерактивное задание – качественная реакция на карбонат-ион.
Слайд -10 – интерактивное задание – качественная реакция на фосфат – ион
Слайд – 11- интерактивное задание.
3.Решение экспериментальных задач – Лабораторные опыты.(18 мин).
Перед тем, как мы начнем практическую часть, надо вспомнить правила по технике безопасности.
Правила техники безопасности
1. Работать с кислотами и щелочами осторожно.
2. Ничего не пробовать на вкус.
3. В пробирку наливать не более 1 мл веществ.
4. Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.
5. Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует, держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.
6. Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.
7. После работы привести в порядок своё рабочее место.
Слайд 13. Задача 1.
В трех пронумерованных пробирках под №1 , №2 и №3 находятся растворы гидроксида натрия, хлорида натрия и соляной кислоты. Распознать данные вещества.
Для решения данной задачи нужно использовать один реактив – индикатор (метиловый оранжевый или лакмус).
Занятие поможет сформировать умения записывать уравнения химических реакций в ионном виде, и навыки работы с веществами.
Описание разработки
Цель:
Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы.
Задачи:
Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами.
Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи.
В результате урока необходимо знать:
1. Качественные реакции на некоторые катионы (изменение окраски пламени).
2. Качественные реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов.
3. Качественные реакции на некоторые анионы.
4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы.
1. Осуществлять химический эксперимент на определение ионов.
2. Составлять уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение домашней темы.
1. Что такое атомы?
2. Что такое ионы?
3. Что такое катионы и анионы?
4. Чем атомы отличаются от ионов?
5. На что распадаются кислоты, основания, соли?
3. Актуализация знаний.
4. Формирование новых знаний.
1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради.
2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов.
Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот:
Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н + во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски индикатора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н + :
Н + + метилоранж → красное окрашивание
Н + + лакмус → красное окрашивание
Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предложенное учителем:
которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва 2+ . Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений:
Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва 2+ является его взаимодействие с ионом SO4 2 - , в результате чего выпадает белый осадок.
Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al 3+ :
си) Al 3+ + 3OH - → Al(OH)3↓
пи) Al 3+ + 3Cl - + 3Na + + 3OH - → Al(OH)3↓ + 3Na + + 3Cl - ,
в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu 2+ , имеющие голубую окраску:
си) Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH)2↓
пи) Cu 2+ + SO4 2 - + 2Na + + 2OH - → Cu(OH)2↓ + 2Na + + SO4 2 - ,
в результате которой выпадает осадок синего цвета.
Учащиеся делают записи в тетрадях.
3. Определение некоторых анионов.
Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы.
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
Дата проведения урока: 9 класс
Тема урока: "Качественные реакции на катионы и анионы"
Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы.
Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами.
Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи.
В результате урока необходимо знать:
1. Качественные реакции на некоторые катионы (изменение окраски пламени).
2. Качественные реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов.
3. Качественные реакции на некоторые анионы.
4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы.
1. Осуществлять химический эксперимент на определение ионов.
2. Составлять уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.
Оборудование и реактивы: индикаторы (лакмус и метилоранж), раствор азотной кислоты (HNO3), раствор нитрата бария (Ba(NO3)2, раствор гидроксида натрия (NaOH), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор хлорида алюминия (AlCl3), раствор карбоната натрия (Na2CO3), штатив с пробирками
Тип урока: обобщение знаний
1. Организационный момент
2. Повторение домашней темы.
1. Что такое атомы?
2. Что такое ионы?
3. Что такое катионы и анионы?
4. Чем атомы отличаются от ионов?
5. На что распадаются кислоты, основания, соли?
3. Актуализация знаний
4. Формирование новых знаний
1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради.
2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов.
Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот:
Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н + во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски индикатора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н + :
Н + + метилоранж → красное окрашивание
Н + + лакмус → красное окрашивание
Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предложенное учителем:
которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва 2+ . Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений:
Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва 2+ является его взаимодействие с ионом SO4 2 - , в результате чего выпадает белый осадок.
Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al 3+ :
си) Al 3+ + 3OH - → Al(OH)3↓
пи) Al 3+ + 3Cl - + 3Na + + 3OH - → Al(OH)3↓ + 3Na + + 3Cl - ,
в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu 2+ , имеющие голубую окраску:
си) Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH)2↓
пи) Cu 2+ + SO4 2 - + 2Na + + 2OH - → Cu(OH)2↓ + 2Na + + SO4 2 - ,
в результате которой выпадает осадок синего цвета.
Учащиеся делают записи в тетрадях.
3. Определение некоторых анионов.
Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы.
К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований:
Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН - -
ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде:
ОН - + фенолфталеин → малиновый цвет
ОН - + лакмус → синий цвет
ОН - + метилоранж → желтый цвет
Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО3 2 - ):
Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осуществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения:
Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag + можно определить три аниона Cl - , Br - и I - :
си) Ag + + Cl - → AgCl↓ (белый)
Ag + + Br - → AgBr↓ (желтоватый)
Ag + + I - → AgI↓ (жёлтый)
Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетради записывают уравнения реакций:
пи) Na + + Cl - + Ag + + NO3 - → AgCl↓ + Na + + NO3 -
пи) Na + + Br - + Ag + + NO3 - → AgBr↓ + Na + + NO3 -
пи) К + + I - + Ag + + NO3 - → AgI↓ + K + + NO3 -
Фосфат - ион (РО4 3 - ) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag + :
4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы.
Например, хромат - ионы (CrO4 2 - ) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O7 2 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu 2+ , но и катионы Fe 2+ , Fe 3+ , Ni 2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску.
Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке?
Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе.
Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки…
Домашнее задание: § 11 +
Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ:
1) KOH и NaOH 2) CuSO4 и BaCl2
Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы:
Ba 2+ , OH - , SO4 2 - , Na + , Cu 2+ , K + , Al 3+
Какие реакции будут происходить между некоторыми из них?
Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?
-80%
Цель работы: проведение качественных реакций на ионы.
Задачи работы:
- Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;
- На основе теории электролитической диссоциации научиться составлять краткие ионные уравнения для качественных реакций на ионы;
- Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
- Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
- Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
- Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
Задачи работы:
Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;
На основе теории электролитической диссоциации научиться составлять краткие ионные уравнения для качественных реакций на ионы;
Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
Я желаю себе на сегодняшнем уроке выполнить все, что подготовила и запланировала. А что вы пожелаете себе?
Высказывает пожелание себе. Психологический настрой на работу.
2. Актуализация опорных знаний
1. Определите, в каком случае реакция протекает до конца:
а) MgSO4 + Ba(NO3)2 →
б) MgCl2 + Ba(NO3)2 →
в) BaCl2 + Mg(NO3)2 →
г) BaSO4 + Mg(NO3)2 →
2. Определите в каком случае реакция обратима:
б) MgCl2 + Na2SO4 →
3. Реакция ионного обмена идет до конца в результате выделения газа при взаимодействии:
а) Cu(OH)2 с H2SO4;
г) Na2CO3 с CaCl2.
1. Сокращенному ионному уравнению реакции Al3+ + 3ОН− → Al(ОН)3↓ отвечает взаимодействие веществ:
г) Al(NO3)3 и NaOH.
2. Сокращенное ионное уравнение 2H+ + 2OH− → 2H2O соответствует взаимодействию веществ:
Даны реактивы: соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат меди, карбонат кальция, гидроксид калия. Требуется получить: BaSO4
Работа в тетради, взаимопроверка и оценка по ключу.
Ответы: 1) а; 2) г; 3) б; 4) б; 5) в.
3.Изучение нового материала.
Проблемный вопрос:
Представьте себе, что вы лаборант и вам завтра необходимо проводить эксперимент, а вы обнаружили , что не на всех бутылочках с реактивами есть этикетки, ваши действия?
Качественные реакции — это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др.. Качественный анализ в водных растворах основан на ионных реакциях и позволяет обнаружить катионы или анионы.
1. гидроксида натрия NaOH ↔ Na + + OH -
Na + пламя _________________________
OH - цвет индикаторной бумаги _____________
OH - цвет индикаторной бумаги _____________
2. серной кислоты H2SO4 ↔2H + + SO4 2-
H + цвет индикаторной бумаги __________________________
SO4 2- + Ba 2+ → BaSO4↓ _____
Н2SO4 + BaCl2 →…
Конспект урока на тему "Ионная химическая связь". Обращаю внимание, на использование сказки на этом уроке.
Пояснительная записка
Урок проходит в 8 классе при изучении курса неорганической химии.
Цели урока:
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся должны знать определение понятий: химическая связь, ион, катион, анион, ионная связь
Учащиеся должны уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях
Личностные:
Принятие социальной роли обучающегося
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях
Регулятивные:
Умение планировать и регулировать свою деятельность
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели
Владение основами самоконтроля и самооценки
Познавательные:
Умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логичные рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные:
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства
Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок изучения нового материала, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.
Актуализация знаний
Сколько групп в ПСХЭ Д.И. Менделеева
Сколько может максимально находиться электронов на внешнем энергетическом уровне атомов?
Учитель зачитывает сказку, а учащиеся слушают и следят по таблице Д.И. Менделеева.
В большом семиэтажном доме на 3 этаже жил был Хлор. Была у Хлора, как у всех неблагородных элементов, своя заветная мечта. Очень завидовал он Аргону – благородному газу, у которого был завершен третий энергетический уровень. Всего одного электрона не хватало Хлору для полного счастья. Вот и решил наш герой, во что бы то ни стало заполучить этот недостающий электрон.
Однажды встретил Хлор Натрий, у которого на внешнем энергетическом уровне был 1 электрон. Хлор попросил отдать или подарить ему его. Но Натрий не так легко было уговорить.
-Что ты, я тоже мечтаю быть благородным! Мне нужно найти 7 электронов и я стану похожим на Аргон. Сказал Натрий.
Так они и решили
(На экране появляется схема объединения электронов)
Вот так образовалась молекула фторида натрия.
Обрадовался Натрий, загордился. Но недолго ему пришлось радоваться, так как хитрый и жадный Хлор притянул к себе общую электронную пару, и остался Натрий совсем без своего любимого электрона.
Очень не понравилось ему это, решил он уйти от Хлора. Но не смог, так как без электрона превратился он в ион.
Назвали люди Натрий – восстановителем, а Хлор – окислителем, реакцию – окислительно-восстановительной, а такую связь ионной.
Изучение нового материала
- Какие новые для вас понятия прозвучали в тексте?
- Какие химические элементы были главными героями сказки?
Учащиеся вместе с учителем записывают схемы электронного строения атомов натрия и фтора.
Формулируем на основе схемы понятие ион (частица, имеющая заряд). Учащиеся делают вывод, что ионы бывают положительно заряженные и отрицательно заряженные. Формулируем понятие катион и анион.
Формулируем понятие ионной химической связи как связи между ионами, а также связи между типичными металлами и неметаллами.
Учащиеся работают по группам с учебником с.65, составляют алгоритм схемы образования ионной связи, вставляя пропущенные слова в курточку. Каждая группа проговаривает составленный алгоритм и вклеивает карточку с алгоритмом в тетрадь.
Учащиеся вместе с учителем составляют по алгоритму схему образования ионной связи на примере фторида магния.
Работа в группах
Составить схему образования ионной связи молекулы оксида натрия.
Крестики – нолики. Показать выигрышный путь, состоящий из формул с ионной связью.
Читайте также: