Катионы и анионы конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Создать условия для теоретического закрепления знаний и практического применения умений и навыков на примере проведения качественных реакций на ионы металлов и кислотных остатков.

Научить определять катионы и анионы.

Способствовать формированию понятия "качественная реакция", продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций в ионном виде.

Воспитывающие:

Способствовать развитию грамотной устной и письменной химической речи.

Формировать интерес к профессии лаборанта ;

Воспитание ответственности за проделанную работу.

Развивающие:

Создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами.

Совершенствовать навыки работы с компьютером.

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса

Решать проблемные ситуации;

Тип урока: урок – лабораторная работа

Организационная форма: беседа по проблемным вопросам, урок – лабораторная работа, рефлексия.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, компьютер, медиапроектор.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

Оборудование и реактивы: Три комплекта пронумерованных пробирок с веществами: I - № 1, 2, 3 - NaOH, NaCl ,HCl.

II - № 1, 2, 3 - BaCl2, Na2SO4 , Na2CO3.

III - № 1, 2, 3 - NaCl, MgCl2, AlCl3, а также склянки с растворами NaOH, HCl, BaCl2 , лакмус, метиловый оранжевый, чистые пробирки.

Для демонстрационного опыта: растворы нитрата серебра, хлорида натрия.

1. Организационный момент (1-2 мин).

Учитель организует внимание учащихся.

2. Овладение содержанием учебного материала (20 мин).

Как называются реакции, с помощью которых можно распознать вещества?

По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

Как называют вещества, с помощью которого проводят качественные реакции?

Понятие качественных реакций.

Качественные реакции - характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ.

Идентификация в химии — установление тождества неизвестного соединения с другим известным.

Качественными называют реакции, которые позволяют отличить одни вещества от других, узнать качественный состав неизвестных веществ.

Качественные реакции - это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др..

Для определения катионов и анионов есть таблицы, качественные реакции на многие ионы из этой таблицы мы уже знаем, с некоторыми нам еще предстоит познакомиться.

Основные качественные реакции на катионы и анионы представлены в таблице 1. (учебник - стр.13-14; таблица на стене кабинета)

Признак реакции

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓

1) Выпадение осадка голубого цвета:

Cu 2+ + 2OH − = Cu(OH) 2 ↓

2) Выпадение осадка черного цвета:

Выпадение осадка черного цвета:

Выпадение белого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в аммиаке NH 3 ·H 2 O:

2) Гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) K 3 [Fe(CN) 6 ]

1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:

Fe 2+ + 2OH − = Fe(OH) 2 ↓

2) Выпадение синего осадка (турнбулева синь):

K + + Fe 2+ + [Fe(CN) 6 ] 3- = KFe[Fe(CN) 6 ] 4 ↓

2) Гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K 4 [Fe(CN) 6 ]

3) Роданид-ион SCN −

1) Выпадение белого осадка, зеленеющего на воздухе:

Fe 2+ + 2OH − = Fe(OH) 2 ↓

2) Выпадение синего осадка (берлинская лазурь):

K + + Fe 3+ + [Fe(CN) 6 ] 4- = KFe[Fe(CN) 6 ]↓

3) Появление интенсивно-красного (кроваво-красного) окрашивания:

Fe 3+ + 3SCN − = Fe(SCN) 3

Щелочь (амфотерные свойства гидроксида)

Выпадение белого осадка гидроксида алюминия при приливании небольшого количества щелочи:

OH − + Al 3+ = Al(OH) 3

и его растворение при дальнейшем приливании:

Al(OH) 3 + NaOH = Na[Al(OH) 4 ]

Выделение газа с резким запахом:

NH 4 + + OH − = NH 3 ↑ + H 2 O

Посинение влажной лакмусовой бумажки

Качественные реакции на анионы.

Воздействие или реактив

Признак реакции.

Уравнение реакции

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓

1) Добавить H 2 SO 4 (конц.) и Cu, нагреть

2) Смесь H 2 SO 4 + FeSO 4

1) Образование раствора синего цвета, содержащего ионы Cu 2+ , выделение газа бурого цвета (NO 2 )

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде:

3Ag + + PO 4 3- = Ag 3 PO 4 ↓

Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCl:

Ba 2+ + CrO 4 2- = BaCrO 4 ↓

Выпадение черного осадка:

1) Выпадение белого осадка, растворимого в кислотах:

Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 ↓

CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2 O

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

Известковая вода Ca(OH) 2

Выпадение белого осадка и его растворение при дальнейшем пропускании CO 2 :

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(HCO 3 ) 2

Выделение газа SO 2 с характерным резким запахом (SO 2 ):

2H + + SO 3 2- = H 2 O + SO 2 ↑

Выпадение белого осадка:

Ca 2+ + 2F − = CaF 2 ↓

Выпадение белого творожистого осадка, не растворимого в HNO 3 , но растворимого в NH 3 ·H 2 O (конц.) :

AgCl + 2( NH 3 · H 2 O ) = [ Ag ( NH 3 ) + + Cl − + 2 H 2 O

Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HNO 3 :

(осадок темнеет на свету)

Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO 3 и NH 3 ·H 2 O (конц.) :

(осадок темнеет на свету)

Просмотр качественных реакций на ионы

Посмотрим, как проходят некоторые качественные реакции.

Определить наличие в растворе таких ионов как Li+, Na+, К+, Са2+, Sr2+ с помощью химического взаимодействия невозможно, так как эти ионы не могут быть связаны в растворе с образованием нерастворимого вещества.

Определить наличие в растворе катионов можно как с помощью химических реакций, так по окраски пламени. Катионы некоторых металлов при внесении их солей в пламя окрашивают пламя в определенный цвет.

Можно ли таким способом распознать нитрат лития и нитрат кальция? Почему?

Данный метод используют в том случае, если вещества по - разному меняют цвет, или одно вещество меняет цвет, а другое - нет.

Ионы, которые можно связать в растворе с образованием осадка можно обнаружит с помощью химических реакций, так например ионы серебра дают белый осадок хлорида серебра с ионами хлора: Аg+ +Cl-=AgCl.

– взаимодействие нитрата серебра с хлоридом натрия.

Некоторые ионы можно определить двумя способами и по химическому взаимодействию, и по цвету пламени. Например, ионы Ba2+ окрашивают пламя в желто-зеленый цвет, но также ионы Ba2+вступают в реакцию с анионами SO42- с образованием сульфата бария BaSO4:

Просмотр качественных реакций на ионы

Слайд 7 - качественная реакция на сульфат и сульфит – ионы.

Слайд – 8 – качественная реакция на галогениды.

Выполнение интерактивных заданий

Слайд – 9 – интерактивное задание – качественная реакция на карбонат-ион.

Слайд -10 – интерактивное задание – качественная реакция на фосфат – ион

Слайд – 11- интерактивное задание.

3.Решение экспериментальных задач – Лабораторные опыты.(18 мин).

Перед тем, как мы начнем практическую часть, надо вспомнить правила по технике безопасности.

Правила техники безопасности

1.​ Работать с кислотами и щелочами осторожно.

2.​ Ничего не пробовать на вкус.

3.​ В пробирку наливать не более 1 мл веществ.

4.​ Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.

5.​ Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует, держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.

6.​ Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.

7. После работы привести в порядок своё рабочее место.

Слайд 13. Задача 1.

В трех пронумерованных пробирках под №1 , №2 и №3 находятся растворы гидроксида натрия, хлорида натрия и соляной кислоты. Распознать данные вещества.

Для решения данной задачи нужно использовать один реактив – индикатор (метиловый оранжевый или лакмус).


Занятие поможет сформировать умения записывать уравнения химических реакций в ионном виде, и навыки работы с веществами.

Описание разработки

Цель:

Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы.

Задачи:

Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами.

Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи.

В результате урока необходимо знать:

1. Качественные реакции на некоторые катионы (изменение окраски пламени).

2. Качественные реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов.

3. Качественные реакции на некоторые анионы.

4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы.

1. Осуществлять химический эксперимент на определение ионов.

2. Составлять уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение домашней темы.

1. Что такое атомы?

2. Что такое ионы?

3. Что такое катионы и анионы?

4. Чем атомы отличаются от ионов?

5. На что распадаются кислоты, основания, соли?

3. Актуализация знаний.

4. Формирование новых знаний.

1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради.

2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов.

Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот:

Конспект урока по химии Качественные реакции на катионы и анионы

Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н + во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски индикатора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н + :

Н + + метилоранж → красное окрашивание

Н + + лакмус → красное окрашивание

Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предложенное учителем:

которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва 2+ . Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений:

Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва 2+ является его взаимодействие с ионом SO4 2 - , в результате чего выпадает белый осадок.

Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al 3+ :

си) Al 3+ + 3OH - → Al(OH)3

пи) Al 3+ + 3Cl - + 3Na + + 3OH - → Al(OH)3↓ + 3Na + + 3Cl - ,

в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu 2+ , имеющие голубую окраску:

си) Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH)2

пи) Cu 2+ + SO4 2 - + 2Na + + 2OH - → Cu(OH)2↓ + 2Na + + SO4 2 - ,

в результате которой выпадает осадок синего цвета.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

3. Определение некоторых анионов.

Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Дата проведения урока: 9 класс

Тема урока: "Качественные реакции на катионы и анионы"

Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы.

Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами.

Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи.

В результате урока необходимо знать:

1. Качественные реакции на некоторые катионы (изменение окраски пламени).

2. Качественные реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов.

3. Качественные реакции на некоторые анионы.

4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы.

1. Осуществлять химический эксперимент на определение ионов.

2. Составлять уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.

Оборудование и реактивы: индикаторы (лакмус и метилоранж), раствор азотной кислоты (HNO3), раствор нитрата бария (Ba(NO3)2, раствор гидроксида натрия (NaOH), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор хлорида алюминия (AlCl3), раствор карбоната натрия (Na2CO3), штатив с пробирками

Тип урока: обобщение знаний

1. Организационный момент

2. Повторение домашней темы.

1. Что такое атомы?

2. Что такое ионы?

3. Что такое катионы и анионы?

4. Чем атомы отличаются от ионов?

5. На что распадаются кислоты, основания, соли?

3. Актуализация знаний

4. Формирование новых знаний

1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради.

2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов.

Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот:

Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н + во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски индикатора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н + :

Н + + метилоранж → красное окрашивание

Н + + лакмус → красное окрашивание

Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предложенное учителем:

которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва 2+ . Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений:

Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва 2+ является его взаимодействие с ионом SO4 2 - , в результате чего выпадает белый осадок.

Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al 3+ :

си) Al 3+ + 3OH - → Al(OH)3

пи) Al 3+ + 3Cl - + 3Na + + 3OH - → Al(OH)3↓ + 3Na + + 3Cl - ,

в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu 2+ , имеющие голубую окраску:

си) Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH)2

пи) Cu 2+ + SO4 2 - + 2Na + + 2OH - → Cu(OH)2↓ + 2Na + + SO4 2 - ,

в результате которой выпадает осадок синего цвета.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

3. Определение некоторых анионов.

Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы.

К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований:

Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН - -

ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде:

ОН - + фенолфталеин → малиновый цвет

ОН - + лакмус → синий цвет

ОН - + метилоранж → желтый цвет

Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО3 2 - ):

Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осуществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения:

Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag + можно определить три аниона Cl - , Br - и I - :

си) Ag + + Cl - → AgCl↓ (белый)

Ag + + Br - → AgBr↓ (желтоватый)

Ag + + I - → AgI↓ (жёлтый)

Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетради записывают уравнения реакций:

пи) Na + + Cl - + Ag + + NO3 - → AgCl↓ + Na + + NO3 -

пи) Na + + Br - + Ag + + NO3 - → AgBr↓ + Na + + NO3 -

пи) К + + I - + Ag + + NO3 - → AgI↓ + K + + NO3 -

Фосфат - ион (РО4 3 - ) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag + :

4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы.

Например, хромат - ионы (CrO4 2 - ) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O7 2 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu 2+ , но и катионы Fe 2+ , Fe 3+ , Ni 2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску.

Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке?

Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе.

Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки…

Домашнее задание: § 11 +

Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ:

1) KOH и NaOH 2) CuSO4 и BaCl2

Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы:

Ba 2+ , OH - , SO4 2 - , Na + , Cu 2+ , K + , Al 3+

Какие реакции будут происходить между некоторыми из них?

Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: проведение качественных реакций на ионы.

Задачи работы:

  1. Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;
  2. На основе теории электролитической диссоциации научиться составлять краткие ионные уравнения для качественных реакций на ионы;
  3. Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
  4. Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
  5. Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
  6. Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.

Задачи работы:

Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;

На основе теории электролитической диссоциации научиться составлять краткие ионные уравнения для качественных реакций на ионы;

Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;

Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;

Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.

Я желаю себе на сегодняшнем уроке выполнить все, что подготовила и запланировала. А что вы пожелаете себе?

Высказывает пожелание себе. Психологический настрой на работу.

2. Актуализация опорных знаний

1. Определите, в каком случае реакция протекает до конца:

а) MgSO4 + Ba(NO3)2 →

б) MgCl2 + Ba(NO3)2 →

в) BaCl2 + Mg(NO3)2 →

г) BaSO4 + Mg(NO3)2 →

2. Определите в каком случае реакция обратима:

б) MgCl2 + Na2SO4 →

3. Реакция ионного обмена идет до конца в результате выделения газа при взаимодействии:

а) Cu(OH)2 с H2SO4;

г) Na2CO3 с CaCl2.

1. Сокращенному ионному уравнению реакции Al3+ + 3ОН− → Al(ОН)3↓ отвечает взаимодействие веществ:

г) Al(NO3)3 и NaOH.

2. Сокращенное ионное уравнение 2H+ + 2OH− → 2H2O соответствует взаимодействию веществ:

Даны реактивы: соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат меди, карбонат кальция, гидроксид калия. Требуется получить: BaSO4

Работа в тетради, взаимопроверка и оценка по ключу.

Ответы: 1) а; 2) г; 3) б; 4) б; 5) в.

3.Изучение нового материала.

Проблемный вопрос:

Представьте себе, что вы лаборант и вам завтра необходимо проводить эксперимент, а вы обнаружили , что не на всех бутылочках с реактивами есть этикетки, ваши действия?

Качественные реакции — это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др.. Качественный анализ в водных растворах основан на ионных реакциях и позволяет обнаружить катионы или анионы.

1. гидроксида натрия NaOH ↔ Na + + OH -

Na + пламя _________________________

OH - цвет индикаторной бумаги _____________

OH - цвет индикаторной бумаги _____________

2. серной кислоты H2SO4 ↔2H + + SO4 2-

H + цвет индикаторной бумаги __________________________

SO4 2- + Ba 2+ → BaSO4↓ _____

Н2SO4 + BaCl2 →…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Ионная химическая связь". Обращаю внимание, на использование сказки на этом уроке.

Пояснительная записка

Урок проходит в 8 классе при изучении курса неорганической химии.

Цели урока:

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся должны знать определение понятий: химическая связь, ион, катион, анион, ионная связь

Учащиеся должны уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях

Личностные:

Принятие социальной роли обучающегося

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

Регулятивные:

Умение планировать и регулировать свою деятельность

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели

Владение основами самоконтроля и самооценки

Познавательные:

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логичные рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок изучения нового материала, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

Актуализация знаний

Сколько групп в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Сколько может максимально находиться электронов на внешнем энергетическом уровне атомов?

Учитель зачитывает сказку, а учащиеся слушают и следят по таблице Д.И. Менделеева.

В большом семиэтажном доме на 3 этаже жил был Хлор. Была у Хлора, как у всех неблагородных элементов, своя заветная мечта. Очень завидовал он Аргону – благородному газу, у которого был завершен третий энергетический уровень. Всего одного электрона не хватало Хлору для полного счастья. Вот и решил наш герой, во что бы то ни стало заполучить этот недостающий электрон.

Однажды встретил Хлор Натрий, у которого на внешнем энергетическом уровне был 1 электрон. Хлор попросил отдать или подарить ему его. Но Натрий не так легко было уговорить.

-Что ты, я тоже мечтаю быть благородным! Мне нужно найти 7 электронов и я стану похожим на Аргон. Сказал Натрий.

Так они и решили

(На экране появляется схема объединения электронов)

Вот так образовалась молекула фторида натрия.

Обрадовался Натрий, загордился. Но недолго ему пришлось радоваться, так как хитрый и жадный Хлор притянул к себе общую электронную пару, и остался Натрий совсем без своего любимого электрона.

Очень не понравилось ему это, решил он уйти от Хлора. Но не смог, так как без электрона превратился он в ион.

Назвали люди Натрий – восстановителем, а Хлор – окислителем, реакцию – окислительно-восстановительной, а такую связь ионной.

Изучение нового материала

- Какие новые для вас понятия прозвучали в тексте?

- Какие химические элементы были главными героями сказки?

Учащиеся вместе с учителем записывают схемы электронного строения атомов натрия и фтора.



Формулируем на основе схемы понятие ион (частица, имеющая заряд). Учащиеся делают вывод, что ионы бывают положительно заряженные и отрицательно заряженные. Формулируем понятие катион и анион.

Формулируем понятие ионной химической связи как связи между ионами, а также связи между типичными металлами и неметаллами.

Учащиеся работают по группам с учебником с.65, составляют алгоритм схемы образования ионной связи, вставляя пропущенные слова в курточку. Каждая группа проговаривает составленный алгоритм и вклеивает карточку с алгоритмом в тетрадь.


Учащиеся вместе с учителем составляют по алгоритму схему образования ионной связи на примере фторида магния.

Работа в группах

Составить схему образования ионной связи молекулы оксида натрия.

Крестики – нолики. Показать выигрышный путь, состоящий из формул с ионной связью.

Читайте также: