Картинная галерея васнецов богатыри 4 класс планета знаний конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Картинная галерея. В. Васнецов "Богатыри"

Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.

Учитель: Рассмотрите картину. Кто на ней изображен?

Ученики: Русские богатыри.

Учитель: Кто такие богатыри?

Ученики: Это храбрые, смелые, сильные люди, которые любят свою Родину, свою землю, защищают свой народ.

Учитель: Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Учитель: Кто знает имена богатырей, изображенных на картине?

Ученики: В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.

Учитель: Во что одеты богатыри?

Ученики: Головной убор – шлем, кольчуга – одежда из металлических колец для защиты тела, латы- металлические пластины в одежде.

Учитель: А оружие какое у богатырей?

Ученики: Меч, лук, палица, копьё.

Учитель: Опишите коней богатырских.

Ученики: Кони подстать богатырям: могучие, сильные.

Учитель: Опишите природу.

Ученики: Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность.

Учитель: О чем думают богатыри?

Ученики: Богатыри всматриваются вдаль, вслушиваются. Смотрят не видать ли где врагов земли русской.

Учитель: Кто самый старший из богатырей?

Ученики: Илья Муромец.

Учитель: Какой он - Илья Муромец?

Ученики: Могучий, храбрый, спокойный.

Учитель: Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Р одился он в селе Карачарове под г.Муромом. Сидел он сиднем 33 года на печи с больными ногами, пока не пришли к нему три старца и не дали выпить целебной воды. Встал Илья на ноги, благословили его старцы защищать Русскую землю. Своего коня Муромец купил на базаре, вырастил сам и назвал Бурушка – Косматушка. Илья умел ковать оружие. Он – сильный, умелый, могучий богатырь.

Учитель: Справа от Ильи Муромца изображен Добрыня Никитич. Спокоен ли Добрыня? Почему так решили?

Ученики: Добрыня внимателен, сосредоточен, держит наготове меч. Готов в любую минуту к сражению с врагом земли русской. Кажется, что он вот-вот сорвется с места.

Учитель: Кто самый младший?

Ученики: Алёша Попович.

Учитель: Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

Ученики: Он смел,отважен, жизнерадостен, смотрит с хитринкой, с лукавством. Вооружен луком. Но в то же время у него к седлу прикреплены гусли, и он готов развлечь всех песней.

Учитель: Алёша Попович родился в семе ростовского попа, молодой, хитрый, лукавый, насмешливый. Там, где другие богатыри открыто сражаются с врагом и бывают побеждены, Алёша придумывает какую-то увёртку и одолеет, пусть не всегда честно.

Учитель: Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ученики: Чувствуется сила и мощь русских богатырей, способных в любую минуту сразиться с врагом и дать им отпор. И кажется, что русский народ непобедим.

Учитель: Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

Ученики: Эта картина вызывает гордость и уважение к богатырям.

Учитель: Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? Кто они?

Ученики: И в наше время есть множество героических примеров. Эти люди сильные, мужественные, готовы в любой момент прийти на помощь и встать на защиту Родины.

Учитель: Приведите примеры таких героических людей.

(Это могут быть представители любой профессии: спортсменах, военных, врачах и т.д.)

Учитель: Давайте подведем итог, что вы можете сказать о богатырях. Составим синквейн.

Синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 4 классе.

Цель: Знакомство с творчеством художника В. Васнецова и его картиной "Богатыри"

Развивать речь учащихся; Воспитывать чувство гордости и патриотизма.

1. Орг. момент

2. Проверка д/з

Что такое былина? Что вы помните из уроков литературного чтения . Былина – это жанр литературы.

Былина – это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.

Былина – это не простой пересказ истории, в былинах прославляли богатыря и его подвиги.

Во времена, когда у славян не было азбуки, люди хотели передавать из поколения в поколения память о великих и значительных событиях. - Как же это можно было сделать? Если люди не умели писать и читать?

Передавались все эти знания через устное народное творчество. От одного рассказчика к другому. Из поколения в поколение передавались эти истории.

С появлением на Руси письменности эти сказания постепенно начали записывать и затем уже рассказывать друг другу. Можно сказать, что это была такая профессия – сказитель. Сказителей брали с собой в долгое и опасное плавание по северным морям, чтобы команда не заскучала в дороге. Сказителя обязательно был при княжеском дворе, веселил князя и его гостей.

- Как называлось древнерусское государство? Мы об этом уже читали в былинах (Киевская Русь)

- Почему приходилось защищать Родину?

(Кочевые племена нападали на Русь. Заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей забирали в рабство.

На южных границах Руси создавались укрепления, крепости, богатырские заставы, воспетые в былинах.

- Каких богатырей вы знаете? И Муромец.

Единственный из русских богатырей, гробница которого доныне существует в пещере Киево-Печерской Лавры.

Кроме Ильи Муромца были на Руси и другие известные богатыри- Добрыня Никитич, Алеша Попович.

4. Беседа о художнике – В. Васнецове.

Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был очень впечатлительным мальчиком и надолго запомнил сказки, которые слышал в детстве. Позже он все это воплотил в своем творчестве.

Самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – "Богатыри" . Картину "Богатыри" художник писал почти 20 лет с небольшими перерывами. Он долго выбирал подходящие натуры, изучал былины и предметы народного творчества.

Писал богатырей Васнецов со своих современников - крестьян, друзей, родственников.

Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Москве в Третьяковской галерее в васнецовском зале.

5. Работа по картине.

Из чего состоит снаряжение коня. (слайд)

Сбруя – комплект (собрать)

Уздечка – на оголовье надевают

Подпруга – подкрепляют седло

Стремя – железное кольцо для опоры тела человека.

Назовите доспехи и оружия богатырей.

Шлем – головной убор

Щит – защита тела

Кольчуга – защищает тело, из железных колец

Палица – оружие из крепкой стали

- Что объединяет трёх богатырей на этой картине? (богатыри зорко охраняют русскую землю. По словам самого художника, они "глядят в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого?")

- Расскажите об Илье Муромце . Как он одет? Какой у него характер?

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец (крестьянский сын из города Мурома), славный богатырь. Илья Муромец - спокоен, уверен в себе, нетороплив. У него ясные очи, благородное русское лицо, борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Нет такой силы, которая могла бы не только выбить его из седла, но даже подвинуть его. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится напрасно проливать кровь людскую.

- Расскажите о - Добрыне Никитиче

По правую руку от Ильи Муромца – княжеский дружинник Добрыня Никитич.

Добрыня Никитич не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Добрыня вежливый. Он знает как вести речь. Соблюдает правила поведения. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. Тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, покрытый золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги цветом бирюзы. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец, он готов в любую минуту броситься в бой. Без приказа Ильи он не сдвинется с места. Уберет Илья копье, может Добрыня ринуться на врага на белом коне. Сбруя коня нарядная из красного золота.

Алеша Попович – самый младший из богатырей, тоже храбрый и смелый, но не такой сильный. Но, где не взять силой он берет ловкостью, ухваткой, находчивостью. Он хитрый, ловкий, находчивый. Сбоку у богатыря видны гусли, видно любит он веселиться.

Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия. Тоже храбрый и смелый, хотя не так силён, как Илья и Добрыня. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь низко опустил голову, хочет пощипать степной травы, но уши навострил, ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками и красивы. Сбоку виднеется гусли. Он весельчак .

- Где богатыри охраняют границу, какой пейзаж на картине?

Богатыри находятся на фоне степного пейзажа. Степь покрыта травой, небо – свинцовыми тучами. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Богатыри говорят о готовности защитить Русскую землю.

- Какие чувства вызвала картина в целом?

В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми. Картина вызывает чувство гордости за наш народ. Эта картина памятник воинской славы русского народа. Трудно представить себе богатырей в другом виде, чем на картине Виктора Васнецова

Какие еще картины Васнецова вы знаете? (Аленушка, Иван Царевич на Сером волке)

Откуда родом Илья Муромец? Из мурома

Откуда родом Алёша Попович? Из ростова

Какая отличительная черта характера была у Алёши Поповича? Хитрый находчивый

Какая местность на картине? (степь с холмами)

Какое небо изобразил Васнецов на картине? (низкое небо покрыто тучами)

Кто из великих русских богатырей 30 лет лежал на печи? (И. Муромец)

Гробница какого русского богатыря доныне существует в пещере Киево-Печерской Лавры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во времена, когда у славян не было азбуки, люди хотели передавать из поколения в поколения память о великих и значительных событиях, замечательных и выдающихся людях, об удивительных явлениях природы и о непривычных обычаях соседних народов.

— Как же это можно было сделать?

Передавались все эти знания через устное народное творчество. От одного рассказчика к другому. Каждый рассказчик считал необходимым что-то добавить в рассказ, чем-то его приукрасить. Так постепенно реальные люди и события превращались в легенду.

С появлением на Руси письменности эти сказания постепенно начали записывать. Сегодня можно по пальцам перечесть людей, которые сумеют правильно, с точки зрения традиции, прочитать былину. И когда-то, в давние времена, таких людей тоже было немного.

Можно сказать, что это была такая профессия — сказитель, или Боян, как их называли. Бояна брали с собой в долгое и опасное плавание по северным морям, чтобы команда не заскучала в дороге, и платили ему за его творчество деньги; Боян обязательно был при княжеском дворе, веселил князя и его гостей.

— Кто же они, богатыри, главные герои русского эпоса, былины?

Вы без труда, наверное, сами назовете их имена: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Народ наделил богатырей – высокими физическими и моральными качествами: силой мудростью, смелостью – национальными чертами русского народа

В лице 3-х богатырей весь русский народ стоит на страже границ своей Родины.

— Расскажите об Илье Муромце. Как он одет? Какой у него характер?

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец (крестьянский сын из города Мурома), славный богатырь. Илья Муромец — спокоен, уверен в себе, нетороплив. У него ясные очи, благородное русское лицо, борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Нет такой силы, которая могла бы не только выбить его из седла, но даже подвинуть его. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль. Он готов к бою, но не торопится напрасно проливать кровь людскую.

— Расскажите о других богатырях — Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Какие они? Как вооружены?

По правую руку от Ильи Муромца – княжеский дружинник Добрыня Никитич. Он искушен в боях и забавах. Он умеет играть на гуслях и песни петь. Одет богато и нарядно. Добрыня Никитич нетерпеливо сжимает рукоять меча, глаза зорко всматриваются в даль.

Алеша Попович – самый младший из богатырей, тоже храбрый и смелый, но не такой сильный. Но, где не взять силой он берет ловкостью, ухваткой, находчивостью. Он хитрый, ловкий, находчивый. Его конь ждет команды – уши навострены. Сбоку у богатыря видны гусли, видно любит он веселиться.

— Где богатыри охраняют границу, какой пейзаж?

Богатыри находятся на фоне степного пейзажа. Степь покрыта ковыльной травой, небо – свинцовыми тучами. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. За холмами к северу – Русь. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

— Какие чувства вызвала картина в целом?

В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми. Картина вызывает чувство гордости за наш народ. Эта картина памятник воинской славы русского народа. Трудно представить себе богатырей в другом виде, чем на картине Виктора Васнецова

5. Беседа о художнике – В. Васнецове.

Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был очень впечатлительным мальчиком и надолго запомнил сказки, которые слышал в детстве. Позже он все это воплотил в своем творчестве.

Писал богатырей Васнецов со своих современников — крестьян, друзей, родственников. Прототипом Ильи Муромца был крестьянин Владимирской губернии Иван Петров.

В лице Добрыни Никитича угадываются черты самого Васнецова, а внешность Алеши Поповича напоминает одного из сыновей усадьбы Абрамцево С. И. Мамонтова — Андрея.

Важную роль в картине играет пейзаж. Являясь лирическим продолжением главной темы картины, он воплощает широту, раздолье и величавость русской природы под стать могучим натурам богатырей.

Былины повествуют о борьбе русских людей против врагов. Народ наделил богатырей – высокими физическими и моральными качествами: силой мудростью, смелостью – национальными чертами русского народа.

Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.


Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.

Учитель: Рассмотрите картину. Кто на ней изображен?

Ученики: Русские богатыри.

Учитель: Кто такие богатыри?

Ученики: Это храбрые, смелые, сильные люди, которые любят свою Родину, свою землю, защищают свой народ.

Учитель: Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Учитель: Кто знает имена богатырей, изображенных на картине?

Ученики: В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.

Учитель: Во что одеты богатыри?

Ученики: Головной убор – шлем, кольчуга – одежда из металлических колец для защиты тела, латы - металлические пластины в одежде.

Учитель: А оружие какое у богатырей?

Ученики: Меч, лук, палица, копьё.

Учитель: Опишите коней богатырских.

Ученики: Кони подстать богатырям: могучие, сильные.

Учитель: Опишите природу.

Ученики: Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность.

Учитель: О чем думают богатыри?

Ученики: Богатыри всматриваются вдаль, вслушиваются. Смотрят не видать ли где врагов земли русской.

Учитель: Кто самый старший из богатырей?

Ученики: Илья Муромец.

Учитель: Какой он Илья Муромец?

Ученики: Могучий, храбрый, спокойный.

Учитель: Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Родился он в селе Карачарове под г. Муромом. Сидел он сиднем 33 года на печи с больными ногами, пока не пришли к нему три старца и не дали выпить целебной воды. Встал Илья на ноги, благословили его старцы защищать Русскую землю. Своего коня Муромец купил на базаре, вырастил сам и назвал Бурушка – Косматушка. Илья умел ковать оружие. Он – сильный, умелый, могучий богатырь.

Учитель: Справа от Ильи Муромца изображен Добрыня Никитич. Спокоен ли Добрыня? Почему так решили?

Ученики: Добрыня внимателен, сосредоточен, держит наготове меч. Готов в любую минуту к сражению с врагом земли русской. Кажется, что он вот-вот сорвется с места.

Учитель: Кто самый младший?

Ученики: Алёша Попович.

Учитель: Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

Ученики: Он смел, отважен, жизнерадостен, смотрит с хитринкой, с лукавством. Вооружен луком. Но в то же время у него к седлу прикреплены гусли, и он готов развлечь всех песней.

Учитель: Алёша Попович родился в семье ростовского попа, молодой, хитрый, лукавый, насмешливый. Там, где другие богатыри открыто сражаются с врагом и бывают побеждены, Алёша придумывает какую-то увёртку и одолеет, пусть не всегда честно.

Учитель: Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ученики: Чувствуется сила и мощь русских богатырей, способных в любую минуту сразиться с врагом и дать им отпор. И кажется, что русский народ непобедим.

Учитель: Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

Ученики: Эта картина вызывает гордость и уважение к богатырям.

Учитель: Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? Кто они?

Ученики: И в наше время есть множество героических примеров. Эти люди сильные, мужественные, готовы в любой момент прийти на помощь и встать на защиту Родины.

Учитель: Приведите примеры таких героических людей.

(Это могут быть представители любой профессии: спортсменах, военных, врачах и т.д.)

Учитель: Давайте подведем итог, что вы можете сказать о богатырях. Составим синквейн.

Читайте также: