Карамзин н м повесть евгений и юлия конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

  • Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
  • Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
  • Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать предать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point ; раздаточный материал .

Эпиграф к уроку:

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В.Г.Белинский

Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.

II. Запись темы, эпиграфа (СЛАЙД 1).

III. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине. Составление кластера (СЛАЙД 2).

- Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3).

- (СЛАЙД 4) Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

- Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5).

- Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

- От какого лица ведётся повествование?

- Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?

- Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?

V. Введение понятия “сентиментализм” (СЛАЙД 6).

- Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.

Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.

- Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?

- Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II (СЛАЙД7). Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

- А вот еще три картины XVIII века (СЛАЙД 8). Только одна из них принадлежит перу В.Боровиковского. Найдите эту картину, обоснуйте свой выбор. (На слайде картины В.Боровиковского “Портрет М.И.Лопухиной”, И.Никитина “Портрет канцлера графа Г.И.Головкина”, Ф.Рокотова “Портрет А.П.Струйской”).

VI. Самостоятельная работа. Составление сводной таблицы (СЛАЙД 9).

- Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах.

Время для выполнения этого задания – 7 минут. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с материалом слайда).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Николай Михайлович Карамзин – писатель, историк, публицист.

Учитель: Шутова Наталья Сергеевна.

Развивающие: развивать виды речевой деятельности школьника (слушание, говорение); развивать навыки анализа поэтического текста.

Воспитывающая: воспитывать у учащихся эмоциональное отношение к поэтическому тексту, формировать интерес к русской литературе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: распечатки, доска, портрет Н.М. Карамзина.

Тип урока: открытия нового знания.

К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,

повести исторической, публицизму, изучению истории.

В.Г. Белинский

I . Организационный момент

II . Целеполагание

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению творчества нового писателя. Ульяна, прочитай, пожалуйста, эпиграф к уроку, который записан на доске.

Прочтение эпиграфа.

Учитель: Спасибо. Что подчеркивает Белинский в деятельности Карамзина?

Ученики: Белинский отмечает, что Карамзин оставил значительное наследие во многих сферах, заложил основу в перечисленных отраслях знания.

Учитель: Правильно. Карамзин был личностью многосторонней, во многих сферах он оставил наследие. Давайте попробуем выделить 3 главных области, в которых Николай Михайлович был первопроходцем.

Ученики: Литература, журналистика, история.

Учитель: А теперь, отталкиваясь от выделенных сфер, скажем, кем был Карамзин по роду деятельности. И сформулируем тему урока.

Ученики: Николай Михайлович Карамзин – писатель, историк, публицист.

Учитель: Хорошо, запишем тему урока.

Николай Михайлович Карамзин – писатель, историк, публицист.

Записываем число и тему в тетрадь.

Учитель: Мы встречаемся с творчеством Карамзина уже не первый раз. Давайте вспомним, что мы уже знаем о писателе.

Ученики отвечают.

III . Основная часть

Учитель: Посередине листа напишите Н.М. Карамзин, в скобках укажем годы его жизни. Сейчас разделите тетрадный лист на 3 колонки (Приложение 1 – готовый вариант таблицы) .

Н.М. Карамзин

(1766-1826 гг.)

Учитель: Я буду рассказывать вам биографию Карамзина, а вы внимательно слушайте и записывайте факты из биографии Николая Михайловича в соответствующую колонку.

Учитель: Николай Карамзин родился 12 декабря 1766 года в Казанской губернии родовом поместьи Знаменское. Вот портрет писателя, обратите на него внимание.

Род его происходит от крымских татар, отец – офицер в отставке, мать умерла, когда Николай Карамзин был ещё ребёнком. Его воспитанием занимался отец, гувернёры и няньки. Николай провёл в поместье всё детство, получил домашнее образование, перечитал все книги в большой библиотеке своей матери.

Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный пансион Москвы. Параллельно Карамзин занимался активным изучением языков, посещал лекции в Московском университете.

В 1781 году Николай Михайлович, по настоянию отца, переехал в Петербург и поступил на военную службу в гвардейский Преображенский полк. Но вскоре юноша оставил военную службу и отдался литературному труду.

Сможем ли мы с вами назвать произведения писателей, которые были созданы раньше (до 1780 года), исключительно для детской аудитории?

Ученики: Сказки.

Учитель: А кто был автором сказок?

Ученики: Народ.

Учитель: А можем ли назвать именно авторские произведения?

Ученики: Нет.

Учитель: В этом новаторство журнала, в создании которого принял участие Карамзин.

В 1789 г. Карамзин отправился в заграничное путешествие по Европе, посетил Германию, Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с Иммануилом Кантом, Иоганном Гёте, оказался в Париже во время революции.

Учитель : Давайте предположим, что это насыщенное путешествие дало Карамзину как писателю?

Ученики: Обогатился и пополнился его жизненный и писательский опыт. Возможно, Карамзин познакомился с зарубежной философией, так как встречался с Кантом. У него остались впечатления от зарубежных стран, появились новые темы для творчества.

По возвращению в Москву Карамзин продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет художественные произведения, критические статьи и заметки.

В 1803 году император Александр I даровал Карамзину звание историографа, литератору были открыты все библиотеки и архивы.

Особую ценность главный труд Карамзина приобрёл после 1812 года.

Умер Николай Михайлович Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге.

Учитель: Давайте проверим, что вы записали в 1,2,3 колонки.

Отвечают 3 ученика, остальные дополняют.

Лексическая работа: историограф – звание лица, которому правительство поручает историографию, то есть написание официальной истории своего государства.

Учитель: Вы уже обращались к творчеству Николая Михайловича ранее. К какому литературному направлению относится творчество Карамзина?

Ученики: Сентиментализм.

Критерий сравнения

Сентиментализм

Основная тематика

Герои и характеры

Строгое деление на положительных и отрицательных, главные герои – монархи и правители.

Роль пейзажа

Занимает одну из главных ролей в произведении. Является средством психологической характеристики героев.

Основные литературные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Заполнение таблицы учениками.

Учитель: Денис, озвучь, пожалуйста, что ты записал в пустые колонки.

Остальные внимательно слушаем, дополняем слова Дениса, помогаем ему.

Учитель: Сделаем вывод о близости этих литературных направлений.

Ученик: Классицизм и сентиментализм совершенно противоположные литературные направления. Мы выяснили это, сравнив по 4-ем главным критериям.

Учитель: Вернемся к теме урока. Какую позицию в биографии Карамзина мы упустили и не отразили в таблице?

Ученики: Чем знаменит Карамзин как поэт.

Чтение стихотворения.

Учитель: Какое настроение преобладает в стихотворении?

Ученики: Преобладает настроение грусти, печали.

Учитель: Может кто-то назовет жанр, опираясь на тематику и настроение произведения (Подсказка о содержании и настроении).

Ученики: Это элегия.

Учитель: Правильно. Запишем определение элегии в тетрадь. Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Учитель: Обратим внимание на первые 4 строфы. О чём идёт речь в них?

Ученики: Описание осенней природы.

Учитель: Почему Карамзин помещает описание осенней природы в начало стихотворения?

Ученики: Чтобы создать печальный фон, настроить читателя на серьезные размышления.

Учитель: В 5 строфе появляется странник. О чем он размышляет? Почему он грустен?

Учитель: С каким призывом обращается к страннику лирический герой стихотворения?

Учитель: С чем сравнивается природа в стихотворении? На что похожа смена времён года?

Ученики: Природа сравнивается с человеческой жизнью. Смена времен года очень похожа на периоды жизни .

Учитель: Давайте соотнесем сезоны природы с периодами жизни.

Ученики: Молодость у поэта ассоциируется с весной,

зрелость с летом,

осень является первым признаком надвигающейся старости,

зима – глубокая старость.

Учитель: А чем отличается смена времен года от человеческой жизни?

Ученики: Природа расцветает и обновляется с каждой весной, чего нельзя сказать о людях.

Учитель: Обратимся к таблице, которую мы заполняли. Какую роль в элегии играет пейзаж? Почему?

Ученики: Природа играет одну из главных ролей. Настроение природы задает тон стихотворению. Печальная осенняя картина отражает внутреннее настроение странника. Природа сравнивается с человеческой жизнью. Для произведений сентиментальных свойственна такая близость природы к чувствам человека.

Учитель : Как называется такой прием?

Ученики: Психологический параллелизм.

IV . Вывод

Учитель: Вернемся к эпиграфу и теме нашего урока. Еще раз проговорим, в чем был новатором Карамзин как поэт (писатель), историк, публицист.

V . Оценивание. Домашнее задание

Приложение 1

Писатель первым начал использовать в своих произведениях неологизмы, варваризмы, отошел от церковной лексики, освободил прозу от архаических форм. Появление новых слов в русском языке благодаря писателю.

Карамзину присвоено звание первого русского историографа.

Особую ценность главный труд Карамзина приобрёл после 1812 года.

Приложение 2

Критерий сравнения

Сентиментализм

Основная тематика

Любовная, интимная

Герои и характеры

Строгое деление на положительных и отрицательных, главные герои – монархи и правители.

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Роль пейзажа

Второстепенная роль. С помощью пейзажа автор, как правило, прославляет Россию, описывая ее бескрайние просторы и богатства.

Занимает одну из главных ролей в произведении. Является средством психологической характеристики героев.

Основные литературные жанры

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Приложение 3

Н.М. Карамзин

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички.

Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.

Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Всё оживится,

Всё обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвящена 250-летию со дня рождения знаменитого литератора эпохи сентиментализма, журналиста, историка Николая Михайловича Карамзина. Он известен и как первый и последний историограф России.Его научный исторический труд "История государства Российского" до сих пор вызывает интерес у читателей. Слайды презентации отражают не только личную жизнь и общественную деятельность Н.М. Карамзина, но и жизнь дворянского общества 19 века.

Николай Михайлович Карамзин

(к 250-летию со дня рождения)

Выполнила классный руководитель 12а класса Станкевич Л.И.

г. Благовещенск 2015

Карамзин Николай Михайлович - знаменитый русский литератор эпохи сентиментализма, журна-

лист, историк, почётный член Императорской Академии наук, действительный член Император-

Могила матери Н.М. Карамзина

Отец, Михаил Егорович Карамзин – отставной капитан, дворянин, помещик. Мать потерял рано. С самого раннего детства начал читать книги из библио-

теки своей матери, французские романы. Карамзин получил хорошее домаш-

нее образование. Знал немецкий, французский, английский, итальянский языки.

В 1778 году писатель был отправлен в Москву в пансион профессора Москов-

ского университета И. М. Шадена. В 1781-1782 гг. одновременно с учёбой в пансионе посещал лекции И. Г. Шварца в университете.

Сперва попыткою искусства На новый лад настроив речь, Успел он мысль свою из чувства Прозрачной прелестью облечь. Россия речью сей пленилась, И с новой грамотой в руке Читать и мыслить приучилась На карамзинском языке. (П. Вяземский о Н.М. Карамзине)

Сперва попыткою искусства На новый лад настроив речь, Успел он мысль свою из чувства Прозрачной прелестью облечь. Россия речью сей пленилась, И с новой грамотой в руке Читать и мыслить приучилась На карамзинском языке. (П. Вяземский о Н.М. Карамзине)

1783г. - служба в петербургском Преобра-

женском гвардейском полку (вскоре вышел в отставку)

31.10.1803г. –указом Александра 1 назначен официальным историографом. Задание: написать полную историю России. Больше титула историографа в России не было.

1804г. – начало работы над «Историей

1812г. – намерение идти в ополчение защищать Россию от Наполеона

1818г. – избрание Почётным членом Петербургской Академии Наук

14.12.1825г. – был на Сенатской площади. Сильно простудился.

22.05 (03.06) 1826г. – умер. Похоронен в Петербурге.

Карамзин есть наш историк и последний летописец.

А.С. Пушкин


Могила Н.М. Карамзина и его супруги Екатерины Андреевны

Могила Н.М. Карамзина и его супруги Екатерины Андреевны

Памятники Н.М. Карамзину Харьков Центральная улица старинного Симбирска

Памятники Н.М. Карамзину

Центральная улица старинного Симбирска

Памятник Н.М. Карамзину — монумент, установленный в Симбирске в 1845 году в честь уроженца Симбирской губернии русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. Автором проекта памятника является скульптор Самуил Иванович Гальберг.

Памятник Н.М. Карамзину — монумент, установленный в Симбирске в 1845 году в честь уроженца Симбирской губернии русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. Автором проекта памятника является скульптор Самуил Иванович Гальберг.

Памятник Н.М. Карамзину в усадьбе Остафьево

Памятник Н.М. Карамзину в усадьбе Остафьево

Открытие памятника в усадьбе Остафьево в 1845 г. Знаю, вам нужно беспристрастие историка: простите, я не всегда мог скрыть любовь к Отечеству. Н.М. Карамзин

Открытие памятника в усадьбе Остафьево в 1845 г.

Знаю, вам нужно беспристрастие историка: простите, я не всегда мог скрыть любовь к Отечеству.

Н.М. Карамзин

Нижний Тагил Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. А.С. Пушкин

Нижний Тагил

Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину.

А.С. Пушкин

Барельеф работы К.М. Климченко с памятника Карамзину 1845 г.

Барельеф работы К.М. Климченко с памятника Карамзину 1845 г.

Но это не столь важно, кто именно изоб-

рёл эту замечательную букву, важно, что она была незаслуженно исторгнута из письменного оборота.

Н.М. Карамзин был инициатором установления памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

Н.М. Карамзин был инициатором установления памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

Главное произведение в жизни Н.М. Карамзина

Дети Н. М. Карамзина Софья Николаевна, дочь от первого брака, (1802–1856), с 1821 года фрейлина, близкая знакомая Пушкина и друг Лермонтова Андрей Николаевич

Н. М. Карамзина

Софья Николаевна, дочь от первого брака, (1802–1856), с 1821 года фрейлина, близкая знакомая Пушкина и друг Лермонтова

Андрей Николаевич

Екатерина Николаевна Владимир Николаевич Елизавета Николаевна

Екатерина Николаевна

Владимир Николаевич

Елизавета Николаевна

Произведения Н.М. Карамзина

Произведения Н.М. Карамзина

Первая жена Елизавета Ивановна Карамзина

Вторая жена Екатерина Андреевна Карамзина

Вторая жена Екатерина Андреевна Карамзина

Акафист Е.А. Карамзиной Земли достигнув наконец От бурь спасённый провиденьем, Святой владычице пловец Свой дар несёт с благоговеньем. Так посвящаю с умиленьем Простой, увядший мой венец Тебе, сияющей так мило Для наших набожных очес. А.С. Пушкин

Акафист Е.А. Карамзиной

Земли достигнув наконец

От бурь спасённый провиденьем,

Святой владычице пловец

Свой дар несёт с благоговеньем.

Так посвящаю с умиленьем

Простой, увядший мой венец

Тебе, сияющей так мило

Для наших набожных очес.

А.С. Пушкин

Петербургские великосветские салоны 19 века Самой остроумной и учёной гостиной в Петербурге была гостиная госпожи Карамзиной. Здесь царствовал литературный дух, много бывало знамени- тостей. Всё, что было известного и талантливого в столице, каждый вечер собиралось у Карамзиной. Приёмы отличались самой радушной простотой. Но, несмотря на это, приёмы эти носили отпечаток самого тонкого вкуса, самой высокопробной добропорядочности.

Петербургские великосветские салоны 19 века

Самой остроумной и учёной гостиной в Петербурге была гостиная госпожи

Карамзиной. Здесь царствовал литературный дух, много бывало знамени-

тостей. Всё, что было известного и талантливого в столице, каждый вечер собиралось у Карамзиной. Приёмы отличались самой радушной простотой. Но, несмотря на это, приёмы эти носили отпечаток самого тонкого вкуса,

самой высокопробной добропорядочности.


… Полна народу зала; Летают ножки милых дам;

Музыка уж греметь устала; По их пленительным следам

Толпа мазуркой занята; Летают пламенные взоры,

Кругом и шум и теснота И рёвом скрипок заглушён

Бренчат кавалергарда шпоры; Ревнивый шёпот модных жён.



Екатерине Андреевне Карамзиной было 36 лет, а юному Пушкину – 17. Это была первая настоящая любовь юного лицеиста. Будущий великий поэт часто пропадал в доме своего любимого учителя, жившего неподалёку от Царского Села. Юный Пушкин любил Екатерину Андреевну страстно, но безнадёжно. Для него она была далека и неприкасаема . Жена Карамзина относилась к обожавшему её поэту с пониманием, часто шутила с ним, понимала его чувство и была к нему чрезвычайно добра.

Екатерине Андреевне Карамзиной было 36 лет, а юному Пушкину – 17. Это была первая настоящая любовь юного лицеиста. Будущий великий поэт часто пропадал в доме своего любимого учителя, жившего неподалёку от Царского Села. Юный Пушкин любил Екатерину Андреевну страстно, но безнадёжно. Для него она была далека и неприкасаема . Жена Карамзина относилась к обожавшему её поэту с пониманием, часто шутила с ним, понимала его чувство и была к нему чрезвычайно добра.

Урок литературы в 8 классе по повести Н.Карамзина

Тип урока: урок закрепления знаний (практикум).

Задачи:

Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы : проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

1. Начало урока. Орг.момент. 1 мин.

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

- Послушайте, пожалуйста, романс на стихи Эльдара Рязанова, композитор Андрей Петров, а исполняет певица Дина Гарипова.

- О чём это произведение? (о любви)

- Тема часто отражена в названии…О чём говорит название? (БЕДНАЯ Лиза). Конкретно, о какой любви? (о несчастной, о преданной, о настоящей, о горькой, с трагическим концом… и т.д.)

- Но ведь любовь – это прекрасное, светлое чувство, которое способно сделать человека счастливым, может связать навсегда судьбы двух влюблённых людей…Почему же в повести Карамзина всё не так.

Тема. Почему любовная история Лизы и Эраста заканчивается трагедией.

4. Целеполагание, постановка проблемы.

Цель: Проанализировать образы Лизы и Эраста (их поведение, нравственный облик, характер, образ жизни), чтобы понять, что привело их к трагедии.

- Как мы это будем делать? (работать с текстом, анализировать образы главных героев Эраста и Лизы, делать выводы).

5. Поиск путей решения проблемы. Планирование путей достижения намеченной цели.

План: 3 мин. (не тратить на это время, сразу распределяться)

1. Образ Лизы – социальный портрет.

2. Образ Эраста – социальный портрет.

3. Образ Лизы – нравственный портрет.

4. Образ Эраста – нравственный портрет.

5. Сделать выводы.

6. Осуществление учебных действий по плану. Групповая работа .

- Итак, перед вами лежат листы с заданиями, которые необходимо выполнить за 7 минут (?) и затем мы будем внимательно слушать ответы друг друга, чтобы найти истину. Не забывайте про нашу цель, идите по намеченному пути.

Вопросы для группы №1. Образ Лизы как объект социального неравенства.

1. Расскажите о социальном положении Лизы. В каком доме жила Лиза? ( в хижине) Кто были её родители? (отец – зажиточный работящий поселянин, мать – домохозяйка, после смерти мужа ослабела от горя)

3. Обучена ли Лиза грамоте? (Нет. «Ах, для чего не умею ни читать, ни писать. Ты бы уведомлял меня обо всем, что с тобою случится, а я писала бы к тебе — о слезах своих!").

4. Понимает ли Лиза, что они с Эрастом разного происхождения и не могут быть вместе? (Да. Вначале: « "Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…" — Лиза не договорила речи своей).

5. Продолжает ли думать Лиза о социальном неравенстве во время развития отношений с Эрастом? (Нет. Для любящего сердца все границы стёрты. Перед ней теперь не барин, а друг и любимый человек).

Вопросы для группы №2. Образ Эраста как объект социального неравенства.

1. Расскажите о социальном положении Эраста. («сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.(…) "Натуpa призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям", — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет.)

4. Как ведёт себя Эраст во время последней встречи? («Он побледнел — потом, не отвечая ни слова на ее восклицания, взял ее за руку, привел в свой кабинет, запер дверь и сказал ей: "Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей — возьми их, — он положил ей деньги в карман, — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и поди домой". Прежде нежели Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге: "Проводи эту девушку со двора").

5. Какой мотив на протяжении всего произведения связан с Эрастом? (мотив денег. Для него они важнее всего на свете).

Вопросы для группы №3. Образ Лизы как объект нравственного неравенства.

3. Какие детали вводит автор в повествование, чтобы подчеркнуть чистоту души Лизы? (Цвет. Лиза продаёт белые ландыши, она угощает Эраста молоком, вытирает чистую крынку белым полотенцем, накрытым чистым деревянным кружком, любуется белыми туманами – это цвет чистоты, искренности и непорочности).

5. Как реагирует Лиза на решение матери выдать её замуж за деревенского парня? ("Я должна сказать тебе все. За меня сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка хочет, чтобы я за него вышла", но Лиза не соглашается).

Вопросы для группы №4. Образ Эраста как объект нравственного неравенства.

2. Речь и голос Эраста: какие они во время первых встреч, при любовных встречах, при расставании и при последней встрече? О чём это говорит? (вначале речь Эраста внимательна, уважительна, голос вкрадчивый, приятный, учтивый – он хочет понравиться, он влюблён. После он начинает скучать, уже не так пылок в речах…И во время последней встречи он груб, немногословен, холоден).

3. Почему Эраст просит Лизу держать их встречи втайне от матери? ( "Как я счастлива, и как обрадуется матушка, когда узнает, что ты меня любишь!" — "Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать", — "Для чего же?" — "Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит себе что-нибудь худое", — "Нельзя статься". — " Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова"- "Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне и не хотелось бы ничего таить от нее").

4. Как подействовало на Эраста общение с духовно богатой Лизой? (Все блестящие забавы большого света npeдставлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о отрезвительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. "Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!" Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?)

3. Актуализация знаний. Работа с таблицей.

-Т.е. перед нами, безусловно, новаторское произведение, фен о мен. В чём же тогда его феноменальность, как думаете? (русский читатель привык к другим книгам: эпохи классицизма или к старым романам, в которых всегда хороший конец, отношения двух влюблённых заканчиваются свадьбой, зло в таких книгах наказывается, а добро побеждает… А в этой повести читатель столкнулся с горькой правдой жизни и трагическим финалом).

- Да, в литературе 18 века это было что-то совершенно новое. А к какому литературному направлению принадлежит эта повесть? (сентиментализм)

- Да. И я предлагаю вам поработать в группе и совместно заполнить кластер о сентиментализме, обозначив его самые главные черты. В своей работе ользуйтесь, пожалуйста, опорным материалом. Время на работу в группах – 3 минуты. После окончания работы не забудьте оценить свою работу и работу своей группы. Итак, время пошло.

Читайте также: