Канада конспект по географии
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока: Канада
Тип урока. Урок освоения новых знаний и видов учебной деятельности: учебно-познавательная, частично-поисковая.
Целевая установка урока.
Развитие знаний об особенностях экономико-географического положения территории страны, влияния природных условий, ресурсов на развитие хозяйства Канады.
Определение значимости Канады в развитии мировой экономики. Формирование своей точки зрения на решение спорных проблем и путей развития интеграционных процессов субрегиона.
Понятия, термины, номенклатура: Канада, Британская империя, доминион, Содружество, федеративное государство, англоканадцы, франкоканадцы, индейцы, эскимосы, провинция Квебек.
Планируемые результаты обучения:
Применение опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; применение основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур
Познавательные УУД: ориентироваться в различных источниках информации; находить и извлекать необходимую географическую информацию в источнике; использовать различные источники географической информации для принятия решений, основанных на сопоставлении, сравнении и оценке информации.
Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; оценивать степень успешности своей индивидуальной или групповой деятельности.
Выделять главную мысль в тексте, речи своей и других людей; находить и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, ресурсах сети Интернет с заданными целями; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть географическим мышлением для выявления особенностей географического, политико-географического, экономико-географического положения Канады; определять важнейшие особенности природных ресурсов и условий страны, отрасли специализации, географию размещения по стране; оценивать тенденции, географию и перспективы развития Канады.
Оборудование: физическая, экономическая карты Канады, на доске осенние кленовые листья, проектор, экран, у учащихся индивидуальные ноутбуки (с дополнительной информацией о стране), раздаточный материал (к/к регионов Канады)
Орг. момент: Приветствие, подготовка к уроку.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать строчками из детского стихотворения В. Авдиенко
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
- Как приятно, что эти строчки вызвали у вас улыбку. Надеюсь, на позитивное настроение в течение всего нашего урока.
- Как вы думаете, какую страну мы будем изучать сегодня и почему? (Предполагаемые ответы. Канада. Символ Канады - кленовый лист.)
- Мы с вами продолжаем знакомиться со странами Северной Америки, и сегодняшний урок посвятим изучению еще одной североамериканской страны - Канады.
- Откройте тетрадь, запишите число и тему урока: Канада. Исходя из темы, попробуйте определить цель изучения темы. (предполагаемые ответы)
Актуализация знаний .
Ребята, какую ассоциацию вызывает у вас слово Канада? Что вы уже знаете об этой стране? (предполагаемые ответы)
В ходе фронтального опроса учащиеся отвечают на вопросы.
1. Дайте оценку ЭГП Канады?
2. Какими природными ресурсами богата Канада?
3. Какими океанами и морями омывается Канада?
III. Изучение нового материала:
- У каждой страны есть свои символы. Национальными символами Канады традиционно считаются кленовый лист и клён, лось, бобр, Королевская канадская конная полиция. Появление этих символов обусловлено географическим положением, природными и историческими особенностями страны. Самым известным из них, несомненно, является кленовый лист – он изображён на государственном флаге и гербе Канады.
- Как вы думаете, почему официальный символ страны – кленовый лист? (выслушиваются предположения учащихся)
Корона на гербе Канады символизирует конституционную монархию Канады, во главе с королем или королевой. Щит обозначает страны, откуда прибыли предки канадцев - Англию, Шотландию, Ирландию, Францию, а также он является символом развития единой нации из многих народов.
Флаг — один из государственных символов страны. Представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с белым квадратом посередине, на котором изображён одиннадцатиконечный красный кленовый лист. Флаг был принят в 1965 году.
- Что бы вы сказали, об особенностях ЭГП Канады? (выслушиваются предположения учащихся)
- ЭГП Канады определяется наличием очень протяженной сухопутной границы с США на юге и широких выходов к Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому океанам (занимает 1 место по протяженности береговых линий). Почти 75% территории Канады попадает в зону Планетарного Севера.
2) Работа в тетрадях.
Выход к трем океанам.
1 место по протяженности береговых линий.
Наличие протяженной сухопутной границы с США.
Морская граница с Данией и Францией.
Граница с Россией по Приполярью.
- Каким образом Канада граничит с Францией находящейся на другом континенте? (Предположение учащихся)
Сен-Пье́р и Микело́н — заморское сообщество Франции, расположенное на небольших островах в Атлантическом океане, в 20 км к югу от канадского острова Ньюфаундленд. Единственная территория, оставшаяся у Франции от бывшей колонии Новая Франция.
- В 1867 году Канада стала первым доминионом в составе Британской империи. В настоящее время по государственному строю это вполне суверенное государство. Страна входит в состав Британского Содружества наций, кратко именуемое Содружество возглавляемого Великобританией.
3) Общая характеристика страны. (Работа в тетрадях)
Площадь – 9,98 млн. км 2
75 % S Канады - зона Планетарного севера
Канада — конституционная монархия (королевство) с парламентарной системой
Глава государства — британская королева, монарх Британского Содружества наций представленная генерал-губернатором.
парламентская федерация, объединяющая 10 провинций и 3 территории.
4) Работа в группах. (7 минут)
Изучить и проанализировать вопрос, используя текст учебника, карт атласа, учебника на с. 144-145, данные таблицы с. 142 и дополнительную информацию с использованием ноутбука. Систематизировать материал - составить выступление, указать основную информацию, отразить на контурной карте итог работы.
1 группа: Население. Урбанизация.
2 группа: Горнодобывающая промышленность;
3 группа: Обрабатывающая промышленность;
4 группа: Сельское хозяйство;
5 группа: Транспорт.
5) Выступления учащихся. (3 мин х 5 = 15 мин)
По ходу выступления групп запись основных тезисов в тетрадях, работа с к/к Канады
Слайды 10 – 17 демонстрируются по ходу выступления групп.
1 группа: Население. Урбанизация. Слайды 10 -12
Запись в тетрадях
Канада – многонациональная страна
Численность населения – 37,067 млн. чел. (февраль 2018г)
Средняя плотность – 3,7 чел./км 2
На душу населения – 44.310 у.е.
40% населения — англо-канадцы
Коренное население: эскимосы – 33 тыс. чел., американские индейцы – 1,5%
Городское население – 77,9%
Работа на к/к
Обозначить на к/к автономию инуитов Нунавик, места проживания эскимосов: Юкон и Северо-Западные территории.
Дополнение учителя в случае необходимости, после выступления учащихся
Канада – страна мультикультурная и многоязычная, является страной с двумя официальными языками: английским и французским, третий, наиболее распространенный язык – китайский, здесь проживает 850 тыс. китайцев (4 % населения). Канада является третьей в мире страной по численности украинского населения (после Украины и России). Численность украинской диаспоры на канадских территориях достигает 1 миллиона человек, еще около 1 млн имели украинские корни.
В этой стране приветствуется развитие политики многокультурности. Летом и весной в крупных городах проводятся праздничные фестивали различных народов, населяющих Канаду: шотландцев, ирландцев, французов, филиппинцев, японцев, китайцев и т.д. На городских улицах можно встреть влияние культуры древних эскимосских и индейских племен, некогда живших на территории Канады.
Канада подвержена не только внешней, но и внутренней иммиграции населения. Так молодежь из сельских районов стремится перебраться в большие города. Выпускники престижных вузов часто уезжают работать в США и Европу.
2 группа: Горнодобывающая промышленность (слайд 13 - 14)
Работа в тетради.
Минеральные ресурсы Канады
(Работа в тетрадях)
1 место – асбест, калийные соли
2 место – уран, кобальт, цинковые руды и сера
3 место – природный газ, платиноиды
4 место – медная руда, золото
5 место – свинцовая руда
7 место – серебро.
Работа на к/к.
Обозначить на к/к юго-восток провинции Квебек и север Британской Колумбии где находятся месторождения асбеста
3 группа: Обрабатывающая промышленность. Слайд 15
Дополнение учителя (в случае необходимости).
Онтарио и Квебек производят более 75 % всех промышленных продуктов, изготавливаемых в Канаде, а Торонто и Монреаль являются основными центрами обрабатывающей промышленности страны. Автомобили, грузовики, авто- и авиазапчасти — это основные продукты, изготавливаемые в Канаде.
Канада не имеет предприятий по производству автомобилей или грузовиков. Вместо этого в Канаде, особенно в Онтарио, но также и в Квебеке, производят свои машины многочисленные американские и японские автомобильные предприятия. Канада — это мировой лидер в авиастроении и производстве поездов метро благодаря Bombardier Inc. Большая часть заводов предприятия Bombardier находится в агломерации Монреаля.
Около 40 % поверхности Канады покрыто тайгой, что позволяет ей быть крупнейшим экспортёром леса (и его производных) и одним из крупнейших в мире производителей бумаги. Эта продукция предназначается как для внутреннего рынка, так и для США, являющихся основным покупателем. Британская Колумбия стоит во главе этой отрасли, за ней следуют Квебек и Онтарио.
4 группа: Сельское хозяйство. Слайд 16
Дополнение учителя
Сельскохозяйственные земли занимают примерно 7 % Канады. Канада крупнейший мировой производитель пшеницы. Половина всей пшеницы, произведённой в Канаде, выращено в Саскачеване. Второй крупнейший производитель пшеницы в стране - это Альберта, далее идёт Манитоба.
В Атлантических провинциях главным возделываемым растением является картофель.
Рыболовство — это старейшая экономическая деятельность в Канаде. В Британской Колумбии наиболее важным видом является лосось. Британская Колумбия — это область, доля лосося в улове, которой наибольшая во всей Северной Америке.
5 группа: Транспорт. Слайд 17
Дополнение учителя (в случае необходимости)
Работа на к/к. Нанести на к/к: а) главные воздушные ворота страны, б) главные портовые центры Канады.
6) Энергетика Канады
- По производству электроэнергии Канада занимает 5 место в мире, а по ее выработке на душу населения она стоит на 2 месте после Норвегии. Канада — один из крупнейших в мире потребителей энергии на душу населения, в первую очередь, из-за своей индустриализированной экономики и своего сурового климата зимой.
Запись в тетрадях
ТЭС – 12 % на природном газе
2% на других энергетических источниках
- Все провинции Канады, за исключением острова Принца Эдуарда, производят электроэнергию с излишком (особенно Квебек), который экспортирует электроэнергию в США. Канада принадлежит к немногим развитым странам, экспортирующим энергию за границу. Экспорт электричества в США является важным источником доходов для Квебека, Ньюфаундленда, Лабрадора.
С 2007 в восточных провинциях расширяется строительство ветряных электростанций, но объём выработанной ими энергии остаётся незначительным.
Главными отраслями международной специализации являются:
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность,
сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Слайд 18. Внешнеэкономические связи.
Доля экспорта в ВВП страны- 22%, почти вдвое больше, чем в США.
1. сырье 1. машины
2. полуфабрикаты 2. автомобили комплектующие
3. автомобили и комплектующие 3. сырая нефть
4. станки 4. химикаты
5. самолеты 5. электроэнергия
6. телекоммуникационное оборудование
Главными внешнеэкономическими партнерами Канады являются США, Великобритания и ФРГ.
Канада - член НАФТА, НАТО, НОРАД, ОЭСР.
- Говорят, Канада очень напоминает Россию. Ее часто сравнивают с нашей страной. Чтение стихотворения учителем.
Да, в Канаде всё как в России.
То же солнце и тот же рассвет.
И глаза озёр тёмно-синие
Как одна из здешних примет.
Да, в Канаде всё как в России.
Тоже первый снег в ноябре.
И укутан ковром счастливым
Лес, что манит красой к себе.
Согласны ли вы с этим сравнением или нет. Почему? (Ответы учащихся)
Закрепление.
1. Канада - страна
2. Почти все население Канады сосредоточенно не далее 160 км от границы США из-за того:
А) суровые условия на севере и поздняя колонизация этой территории;
Б) большинство городов расположено на границе;
В) слабое развитие транспорта на севере.
3. Металлургия Канады базируется на:
А) привозном сырье
Б) отечественном сырье и дешевой электроэнергии
В) привозном сырье и гидроэнергетике
Главными житницами страны являются провинции:
А) Квебек, Манитоба,Онтарио
Б) Манитоба, Альберта, Соскачеван;
В) Британская Колумбия, Альберта, Онтарио;
Ведущей отраслью растениеводства в Канаде является:
А) выращивание зерновых культур
Взаимопроверка. Оценки.
V. Подведение итогов урока.
- что на ваш взгляд было интересным при изучении темы?
- как бы вы оценили свое и выступление своих одноклассников?
В ходе данного урока мы узнаем физико-географическую характеристику Канады, рассмотрим структуру населения страны и особенности её хозяйства, узнаем главные достопримечательности Канада. Особое внимание уделим символике страны.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Канада"
Канада – это вторая по величине страна в мире, размерами она уступает лишь России. Площадь страны – около девяти миллионов девятисот восьмидесяти пяти тысяч километров квадратных.
Канада занимает почти всю северную половину Северной Америки и прилегающие к ней острова, среди которых Ванкувер на западе, Ньюфаундленд на востоке, и Канадский арктический архипелаг на севере.
Канада, занимающая значительную часть Североамериканского континента, выходит к трём океанам – Атлантическому на востоке, Тихому на западе и Северному Ледовитому на севере.
На суше страна граничит лишь с одним государством – Соединенными Штатами Америки. Кроме того, Канада имеет морские границы с территорией Дании (это остров Гренландия) и Францией (это острова Сен-Пьер и Микелон, которые располагаются в Атлантическом океане).
Канада — конституционная монархия с парламентарной системой, её монархом является монарх Британского Содружества наций. Главой государства с тысяча девятьсот пятьдесят второго года является Елизавета вторая. Должностное лицо, представляющее королеву на территории Канады — это генерал-губернатор. Со второго октября 2017 года 29-м генерал-губернатором Канады является Жюли Пейетт.
Канада является федеративным государством, состоящим из десяти провинций и трёх территорий.
По характеру территории, особенностям природных условий и обеспеченности природными условиями Канаду часто сравнивают с Россией. А всё потому, что большая часть страны расположена в тех же географических широтах, что и Россия.
Наиболее освоенные и экономически развитые районы расположены на юге Канады в низменностях и долинах, в том числе долине реки Святого Лаврентия.
Обширные равнины в центральной части окаймляются горными системами на западе и востоке. На юго-востоке находятся северные отроги средневысотных Аппалачских гор. Запад занимают горные системы Кордильер с самой высокой точкой страны – горой Логан. Высота вершины – пять тысяч девятьсот пятьдесят девять метров.
Особенности геологического строения определили богатство территории Канады минерально-сырьевыми ресурсами. Страна обладает запасами мирового значения ряда цветных и драгоценных металлов, железной руды, нефти и природного газа, калийных солей и угля. Это, в свою очередь, и послужило превращению Канады в крупнейшего поставщика минерального сырья в индустриально развитые страны мира и прежде всего – в США.
Что касается климата, то Канаду часто ассоциируют с холодной погодой и снегом, но на самом деле, её климат так же разнообразен, как и её ландшафт. Канада располагается в пределах арктического, субарктического и умеренного поясов. Умеренный климат присущ южным, наиболее заселённым районам страны. На большей части территории страны климат суровый, с низкими температурами, что затрудняет хозяйственную деятельность.
Значительная часть территории Канады – порядка сорока пяти процентов – покрыта хвойными и смешанными лесами. По общим запасам древесины Канада занимает третье место в мире, уступая лишь России и Бразилии.
Особое место в природном потенциале Канады занимают водные ресурсы. Страна поражает обилием больших и малых озёр. Канада – это одна из самых богатых озёрами стран мира. На границе с США расположены Великие озёра.
Вся территория Канады покрыта густой сетью рек. Из самых крупных рек можно выделить Маккензи, Колумбию, Ниагару и реку Святого Лаврентия. Стоит отметить, что большое транспортное и энергетическое значение в Канаде имеют Великие озёра и река Святого Лаврентия.
Канада принадлежит к наиболее слабо заселённым странам мира. Численность населения Канады на 1 января 2018 года составила около 35 700 000 человек.
Несмотря на большую площадь страны, приблизительно семьдесят пять процентов населения Канады проживает в пределах 160 км от границы с США, где условия для жизни являются наиболее благоприятными.
Современная демографическая ситуация в Канаде – во многом следствие иммиграционных процессов. Они же отразились на этническом и религиозном составе населения.
Канада – это страна двух национальностей. В этническом составе населения выделяют две нации и свыше восьмидесяти народов. К нациям относят англо-канадцев (это сорок процентов населения) и франко-канадцев (это двадцать восемь процентов населения).
Что касается коренного населения Канады (эскимосы и индейцы), то оно немногочисленно.
По качеству жизни населения, показателю индекса человеческого развития, страна традиционно относится к числу мировых лидеров. Ежегодно сюда приезжает множество людей в поисках лучшей жизни.
Канада – развитая индустриально-аграрная страна, обладающая большим экономическим потенциалом.
Хозяйство опирается на собственную мощную сырьевую и энергетическую базу, которая превышает потребности страны. Поэтому характерной его чертой является ярко выраженная специализация на производстве и экспорте сырья – энергетического, минерального, лесного, сельскохозяйственного. В Канаде на сырьевые отрасли приходится более 25 % стоимости материального производства.
Особенностью размещения промышленных центров Канады является их сосредоточение на юге страны. Онтарио и Квебек производят более 75 % всех промышленных продуктов, изготавливаемых в Канаде, а Торонто и Монреаль являются основными центрами обрабатывающей промышленности страны.
Автомобили, грузовики, авто- и авиазапчасти — это основные продукты, изготавливаемые в Канаде, далее следует пищевая промышленность.
Канада — мировой лидер в авиастроении и производстве поездов метро благодаря канадской машиностроительной компании Bombardier. Большая часть заводов предприятия Bombardier находится в агломерации Монреаля.
Другие важные производственные сектора Канады — это нефтехимическая, металлургическая и электронно-телекоммуникационная промышленность.
Сфера услуг занимает более 67 % ВВП Канады, поэтому можно утверждать, что Канада — постиндустриальное государство.
Сельское хозяйство – высокоразвитая отрасль канадской экономики, которая не только удовлетворяет собственные потребности, но и играет существенную роль во внешней торговле страны. Особенно велико значение экспорта зерновых, прежде всего пшеницы. По её вывозу Канада занимает ведущее место в мире. Страна экспортирует также ячмень и овёс.
В животноводстве, на которое приходится больше половины общего объёма продукции сельского хозяйства, преобладает молочное и мясо-шёрстное скотоводство, а также птицеводство. Канада играет ведущую роль в мировом экспорте мороженой рыбы и мехов.
Канада признана самой лучшей страной для жизни и отдыха. И с этим не поспоришь – водопады, горы, озёра, национальные парки, уютные города, курортные зоны известны далеко за пределами страны. Рассмотрим некоторые достопримечательности страны.
Ниагарский водопад – это целый комплекс падающих потоков на границе США и Канады. Сюда входит Американский водопад, Фата невесты и Канадская Подкова. Со стороны Канады Ниагарский водопад достигает в ширину 792 м. Он не самый высокий – 53 м, но зато один из самых широких в мире.
Базилика Нотр-Дам де Монреаль расположена в историческом квартале Монреаля и считается одной из самых красивых церквей в Канаде.
Это собор в неоготическом стиле, который украшают 70-метровые колокольни. Эти колокольни ранее служили ориентиром в городе, а сегодня — это одно из самых красивых архитектурных сооружений в городе.
Базилика Нотр-Дам де Монреаль
До наших дней здание этого собора дошло практически без изменений. Как и 200 лет назад, он украшен позолоченными скульптурами, а алтарь — резными фигурами из редких пород дерева. Внутренние своды покрашены в насыщенный синий цвет, на котором сияют золотые звезды. Знатоки музыки также отмечают, что именно в этом соборе находится один из самых больших трубных органов в мире.
Ораторий святого Иосифа в Монреале является местом паломничества. Брат Андре Бессет, основатель базилики, владел даром исцеления. В часовне даже соорудили стену, на которую прикрепили костыли исцелённых по молитве верующих. Ораторий вмещает 2000 человек под огромным 97 м куполом. Вокруг оратория прекрасный сад с фигурами Христа.
Ораторий святого Иосифа
Висячий мост Капилано
В Ванкувере можно прогуляться по удивительному пешеходному мосту в парке Капилано. Над каньоном, глубина которого 137 м, проложен мост длиной около 70 м. Он словно парит среди верхушек елей и дарит приятный адреналин от высоты, особенно в те минуты, когда начинает качаться. Перед мостом стоят индейские тотемы, есть небольшие сувенирные магазинчики. Самое красивое время здесь – Рождественская ночь.
Висячий мост Капилано
Телебашня Си-Эн Тауэр
533,3 м — высота телебашни в Торонто. Обязательно поднимитесь в лифте с прозрачным полом на смотровую площадку. Оттуда открывается сногсшибательный вид на озеро Онтарио, лежащую за ним Америку. С высоты 446 м Торонто выглядит маленьким муравейником. Вращающийся ресторан наверху башни также позволяет увидеть весь город, особенно красиво оказаться там ночью.
Образовательные: Обеспечить усвоение обучающимися дидактической единицы, особенностей ГП, истории освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Канады
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Продолжить формировать навыки и умения: анализировать картографические и статистические материалы.
Развивать память, воображение, умение сравнивать.
Развить навыки использования информационных технологий.
Воспитательные:
Способствовать формированию эмоционально - ценностного отношения к миру
Способствовать воспитанию интернациональных чувств, толерантности и интереса к познанию жизни других народов и стран;
Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма проведения: урок-исследование.
Оборудование: политическая карт
Тема: Канада. ЭГП. Особенности размещения населения.
Образовательные: Обеспечить усвоение обучающимися дидактической единицы, особенностей ГП, истории освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Канады
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Продолжить формировать навыки и умения: анализировать картографические и статистические материалы.
Развивать память, воображение, умение сравнивать.
Развить навыки использования информационных технологий.
Воспитательные:
Способствовать формированию эмоционально - ценностного отношения к миру
Способствовать воспитанию интернациональных чувств, толерантности и интереса к познанию жизни других народов и стран;
Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма проведения: урок-исследование.
Оборудование: политическая карта мира; атласы; фотоиллюстрации.
В нашей стране слишком мало истории и слишком много географии.
1. Организационный этап
Организация класса, проверка готовности к уроку, приветствие и создание позитивного настроя на урок.
2.Актуализация опорных знаний
1. Повторение теоретического материала
· с характеристикой каких стран мы уже ознакомились на прошлых уроках?
· Большинство из государств, о которых мы уже говорили, являются высокоразвитыми. Какие из них входят в Большую семерку?
- Почему они входят в Большую семерку? Какие общие признаки их объединяют?
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Как мы с вами вспомнили, все страны Большой семерки, которые мы изучили, имеют определенные сходные признаки. А может, на ваш взгляд, страна, имеющая сырьевую специализацию (добыча полезных ископаемых, производство продуктов питания и т.п.), входить в число наиболее развитых стран мира? Если может, то за счет чего?
3.Этап постановки темы и цели урока
Учитель. Мы продолжаем изучать страны мира и сегодня мы совершим путешествие в очередную страну, но прежде чем начать изучать тему сегодняшнего урока, мы должны отгадать в какую страну отправимся. А определить это нам поможет письмо, в котором названы и показаны особенности страны, которую мы будем изучать.
(Учитель демонстрирует фотоиллюстрации по одной: Ниагарский водопад, бобер, панорама города Торонто, хоккеист, кленовый лист)
· Эта страна имеет самую длинную в мире береговую линию (120 тыс. Км) и занимает первое место по запасам древесины на одного жителя.
Именно в этой стране возник хоккей с шайбой.
Дерево, листок которого изображен на флаге этого государства, растет только в ее юго-восточной части, занимает лишь 5% территории страны, но там проживает около 65% населения.
Объявление темы и учебной цели урока
Учитель. Итак, страна в которую мы отправляемся это – Канада.
Откройте тетрадь, запишите число и тему урока. Исходя из темы, попробуйте определить, что мы должны сделать сегодня на уроке. (И так, сегодня на уроке мы с вами пройдёмся по страницам освоения региона, экономико-географического положения и формирования территории, определим природно-ресурсный потенциал, расширим знания о населении страны.)
Объявления девиза урока-исследования
Скажи мне - и я забуду;
покажи мне - и я запомню;
дай мне действовать самому - и я научусь.
4. этап проектирования
задачи урока
Дать характеристику ЭГП
Исследовать природные условия и ресурсы
Определить структуру населения.
5.Этап учебно-познавательной деятельности
У каждой страны есть свои символы. Национальными символами Канады традиционно считаются кленовый лист и клён, Ниагарский водопад, канадский бобр, хоккей. Появление этих символов обусловлено географическим положением, природными и историческими особенностями страны. Самым известным из них, несомненно, является кленовый лист – он изображён на государственном флаге и гербе Канады.
- Как вы думаете, почему официальный символ страны – кленовый лист? (выслушиваются предположения учащихся).
Учитель. А для того, чтобы получить общее представление о стране, мы должны дать ей краткое описание.
Учитель. И ваше первое задание, с которого мы начнем исследование Канады – это составить визитную карточку страны.
Задание. Составьте визитную карточку Канады, используя следующие данные: Оттава, 9,98 млн. км 2, 35,6 млн.чел , Торонто, Монреаль, Ванкувер, Виннипег, Калгари, конституционная монархия, федеративная республика, английский, французский, канадский доллар.
Учитель. Так молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь мы имеем общее представление о стране. Но, как открыли ее, почему она получила такое название. А узнать мы это можем только, окунувшись в историю.
Учитель. Рассказ учителя.
Из истории Канады.
Считается, что первыми европейцами, ступившими на канадскую землю, были исландские викинги. Однако им не удалось колонизировать эту страну.
В 1535 году Жак Картье по поручению короля Франции отправился на поиски нового пути в Китай. Он думал, что ему удастся пересечь североамериканский континент с востока на запад и выйти к Тихому океану. В те времена еще никто не знал, насколько огромна эта страна.
Сейчас же Канада – это самостоятельное, независимое государство, парламентская республика.
Учитель. Ну, а для того чтобы более детально исследовать Канаду, для вас есть следующие задание.
Учитель. Эта работа даст возможность каждому из вас выступить в роли учителя, передавая свои знания одноклассникам. Каждый получает индивидуальное задание. Для его решения вы должны прочитать, понять и передать информацию другим, используя атлас и тексты из географического журнала, где идет печь о Канаде.
Поисково-выборочная работа (работа с атласом)
Дать характеристику ЭГП
Исследовать природные условия и ресурсы
Определить структуру населения.
Учитель. У вас есть 3 – 4 мин. После чего мы выслушаем выступления каждого из вас.
Дать характеристику ЭГП
По размерам территории (около 10 млн. км 2 ) Канада уступает только России. Канада, одна из самых больших стран мира, занимает почти всю северную половину Северной Америки и прилегающие к ней острова, среди которых и Ванкувер на западе от материка, Новая Земля- на востоке, а Канадский Арктический архипелаг- на севере. С севера омывается водами Северно-ледовитого океана, с запада -Тихим океаном,а с востока -Атлантическим океаном. На северо-востоке глубоко в сушу заходит Гудзонов залив. На северо-западе и с юга Канада граничит с США. На границе США и Канады находится знаменитый Ниагарский водопад. Это один из самых мощных водопадов. Шум падения воды слышен за 25 км, а если стоять вблизи водопада, то нельзя услышать даже собственного голоса. В административно-территориальном отношении Канада делится на 10 провинций и 3 территории. Рельеф – это горы на западе, равнины в центре и на востоке, самая высокая точка – г. Мак-Кинли. В целом ЭГП выгодное.
Физкультминутка
Исследовать природные условия и ресурсы
Природные ресурсы Канады очень велики. Она занимает 1 место по запасам пресной воды. Канада- это страна озер и рек (Мичиган, Эри, Верхнее, Атабаска, Онтарио и другие; реки Юкон, Маккензи, Св. Лаврентия, Ниагара). Так же Канада занимает 1 место по запасам древесины на душу населения. Большая часть занята тайгой (ель, пихта, лиственница). В районе Великих озер смешанные и широколиственные леса (канадский клен, ясень, желтая береза и другие). Канада явяется одним из мировых лидеров по выращиванию пшеницы и картофеля. Так же страна обладает богатейшими минеральными ресурсами и занимает первое место в мире по добыче урана, кобальта, калийных солей и асбеста; второе место — по добыче цинковых руд и серы; третье — природного газа и платиноидов; четвёртое — медной руды и золота; пятое — свинцовых руд и шестое — по добыче серебра. Канада входит в число великих горнодобывающих стран. Канада — это мировой лидер в авиастроении и производстве поездов метро. Главными отраслями международной специализации являются: горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Главная достопримечательность Канады – это ее природа. Большая часть территории занято национальными парками, где можно пообщаться с дикой природой
Определить структуру населения.
Молодцы, очень хорошо поработали.
Учитель. У, а теперь пришло время записать домашнее задание.
Учитель. Сегодня мы ознакомились с историей, культурой, экономикой Канады. Как вы убедились, Канада - удивительная страна, в которой много чего есть не понятного для нас. Канаду невозможно и не нужно копировать Канаду можно использовать словно зеркало, в котором отражаются достоинства и недостатки того, кто в него смотрит.
Ну, а сейчас я предлагаю вам выполнить мини – тест по изученному сегодня материалу.
7. Закрепление: Мини тест. Учащимся предлагается тест
1) Почти все население Канады сосредоточенно не далее 160 км от границы США из-за того:
А) суровые условия на севере и поздняя колонизация этой территории;
1. Образовательные: расширить и углубить знания об особенностях природы Северной Америки. Познакомить со своеобразием природы, населения и хозяйства Канады. Рассмотреть видь хозяйственной деятельности в Канаде, раскрыть их связь с природными богатствами страны и историей заселения ее европейцами;
2.Развивающие: взаимопомощь, культуру общения, учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить, продолжить формирование познавательного интереса к географии;
3.Воспитательные: воспитать умение работать в коллективе, обратить внимание на экологическое состояние природных компонентов Канады.
Тема урока: Канада (7 класс) Урок-путешествие.
Тип урока: комбинированный
1. Образовательные: расширить и углубить знания об особенностях природы Северной Америки. Познакомить со своеобразием природы, населения и хозяйства Канады. Рассмотреть видь хозяйственной деятельности в Канаде, раскрыть их связь с природными богатствами страны и историей заселения ее европейцами;
2.Развивающие: взаимопомощь, культуру общения, учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить, продолжить формирование познавательного интереса к географии;
3.Воспитательные: воспитать умение работать в коллективе, обратить внимание на экологическое состояние природных компонентов Канады.
1.Сформировать представление о Канаде, её особенностях ЭГП, хозяйства и внутренних различиях.
2.Развивать умения и навыки самостоятельно находить и выделять главное, умения выявлять факторы развития Канады, умения работать с картами, дополнительным материалом; составлять конспект в виде кластера; умение работать в группе, индивидуально, делать выводы.
3.Продолжить воспитывать интерес к предмету география, стремление повышать мотивацию на поиск и приобретение географических знаний, толерантное отношение к народам мира и чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
• личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;
• познавательные: анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Канады ( климата, поверхностных вод);
• регулятивные: устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Канады;
• коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.
Форма организации: коллективная, групповая.
I. Инициация (приветствие)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Слайд №1
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Что необходимо, чтобы сегодняшний урок стал для вас успешным?
Называют правила работы в команде: уважение, внимательность, аккуратность.
II. Актуализация знаний. Слайд №2
-Над какой темой мы работали на прошлом уроке?(Природные зоны Северной Америки)
-Что называется природной зоной? (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)
-Какие причины влияют на их расположение? (Географическое положение, рельеф, климат, господствующие ветры.) Ребята, вы молодцы! И все ваши знания сегодня нам пригодятся в нашем путешествии по Северной Америке.
- Какие природные зоны самые большие по площади? Чем это объяснить? (Большая часть материка лежит в умеренном и субтропическом климате, это области пониженного давления, где климат меняется по сезонам, поэтому большую часть занимают тайга и переменно-влажные леса.)
- Найдите зону тундры. Каким цветом показана это зона? А что называется тундрой? Какую часть она занимает?
а) тундра простирается от Канадского Арктического архипелага до Атлантического побережья острова Ньюфаундленда.
б) к югу от тундры расположена какая зона? (тайга). Что себя представляет тайга?
-Какую часть занимает тайга?
Она начинается от реки Юкона и северо-западных территорий на восток через всю страну до Гудзонов залива и до залива Святого Лаврентия.
в) Южнее от тайги какая зона находится (смешанные и широколиственные леса)
- Каким цветом показаны смешанные и широколиственные леса?
- Какие растения растут в этих лесах?
- Чем покрыто Тихоокеанское побережье?
Тихоокеанское побережье покрыто прекрасными хвойными лесами. Однако все природные зоны в Канаде по сравнению с Европейской Россией сдвинуты к югу, т.к. ее восточные берега омывает холодное Лабрадорское течение. Кстати, иногда даже в г. Монреале можно видеть северное сияние. Климат приблизительно такой же, как в Москве, хотя г. Монреаль, как и столица Оттава находится на широте г. Симферополя. А на широте Москвы, в Восточной Канаде уже раскинулась тундра.
Как и в России, примерно 70 % территории страны принято относить к районам севера. Но самая южная ее часть, особенно юг провинции — благодатные места, где растут виноградники, абрикосы и персики.
Северная часть не освоена человеком. Невысокие равнины — это просторы ледяных арктических пустынь, безлесных тундр.
III. Целопологание. Усвоение новых знаний. Слайд №3
Скажите, Вы любите путешествовать?
Мы с вами разобрали природные зоны Северной Америки. И сегодня отправляемся на знакомый вам материк – Северную Америку. А вы знаете, что для этого необязательно покупать путёвку и лететь через весь Атлантический океан. Достаточно окунуться в науку географию.
-А какие страны располагаются в Северной Америки? (Канада, США, Мексика)
- Из этих стран одна находится на одной широте с нашей страной Россией.
- Что это за страна?(Канада)Найдите на карте столицу Канады? Слайд №4
-Чему мы с вами сегодня научимся?
Сегодня мы с вами познакомимся со страной Северной Америки — Канадой.(столица Оттава) Научимся описывать страну в целом, т.е. начиная с географического положения, и заканчивая видами хозяйственной деятельности, обусловленными наличием природных богатств. Слайд №5
-Найдите на карте географические координаты Оттавы-45с.ш., 75 з.д.
Канада находится на материке Северной Америки, граничит с США на юге, и располагается с Запада на восток по всему материку в северной части.
-Что вы знаете об этой стране?
-Если вы посмотрите на атлас вы сможете сделать вывод (например по площади)
Канада — самое большое по территории государство зарубежного мира.
Площадь страны 10 млн.кв. км, уступает лишь России.
Канада - вторая по площади страна мира, а численность населения небольшая.
-Чем можно объяснить данный факт? (посмотрите 1 абзац на стр.226)
(Канада – северная страна, суровые климатические условия)
Эти природные условия могут повлиять на хозяйственную деятельность, на особенности проживания, на культуру и т.д.
-А какими океанами омывается Канада? На западе? (Тихий океан) На востоке?(Атл.океан) На севере?(Сев.лед.океан)
-Назовите течения, омывающие Канаду (Лабрадорское холодное течение).
Расстояние основной материковой части Канады от Тихого до Атлантического океана – 5400км.
Вывод:Высокие широты, близость к Северному Ледовитому океану, холодное Лабрадорское течение формируют суровый климат Канады.
- Найдите крайние точки материка, определите их координаты с севера на юг и с запада на восток. Слайд №6
Северная — мыс Мёрчисон, 71°с.ш. 94°з.д.
Южная — мыс Марьято, 7°с.ш. 80° з.д.
Западная — мыс Принца Уэльского, 65°с.ш., 168°з.д
Восточная — мыс Сент-Чарльз, 52° с.ш. 55°з.д.
-Северную часть Канады занимают Арктическая зона.
-Западную часть занимают горы Кордильер.
- На юге востока в ее пределы частично входят Аппалачи. На юге Канады более равнинная зона где на тысячи километров тянутся таёжные леса. По внешнему виду они напоминают нашу северную тайгу. В них растут американские породы ели, лиственницы, клены, сосны, дающие ценную древесину. Население здесь занимается в основном заготовкой и переработкой древесины. Леса-богатство этой страны. Канадская древесина и бумага известны во многих странах мира.
- На государственном флаге Канады лист какого растения изображен на флаге? (клен)
-Ребята, а кто знает, что означают цвета на флаге?
-Красные полосы на канадском флаге символизируют Атлантический и Тихий океаны, между которыми расположена Канада. А белый цвет напоминает об арктических снегах на севере страны, а кленовый лист — давняя эмблема Канады.
Вывод: Несмотря на то, что здесь проживают коренные народы, основное влияние на символику страны оказали франкоканадцы и англоканадцы.
Природа Канады имеет много общего с нашей страной. Сравните климатические пояса и природные зоны России и Канады. Что общего в их природе?
Общее: северное полушарие, есть климатические пояса-арктические, субарктические и умеренные пояса. Общее соседнее государство США. Оба государства омываются водами трех океанов.
Различное: Россия в восточном полушарии, Канада в западном. Климат России более суровый, более континентальный.
Слайд №8 Недра Канады. Канада богата полезными ископаемыми. Особенно велики запасы руд никеля и меди, цинка и железа, золота и платины. Есть и руды радиоактивных металлов. Разведены значительные месторождения нефти и природного газа.
Слайд №9 Реки. Исключительно велики запасы гидроэнергии. На реках построены крупные гидроэлектростанции, дешёвая энергия которых широко используется при выплавке цветных металлов.
Слайд №10 Промышленность. На заводах Канады изготавливают самую разнообразную продукцию – автомобили и сельскохозяйственные машины, реактивные самолеты и океанские суда. Прибрежные воды Атлантического и Тихого океанов богаты рыбой.
- Какие народы проживают в Канаде? Можно ли отнести Канаду к числу многонациональных стран?
-Канада-страна многонациональная за счет переселенцев из разных государств мира.
Слайд №12 Население. Канада — это удивительная страна: на улицах городов и сел можно услышать речь на самых разных языках. Население Канады составляет 30 млн.человек.
В Канаде живет не менее ста этнических групп. Из Франции переехало всего 10 тыс.человек, сейчас там около 10 млн. человек. Большинство франко-канадцев друг другу родственники, хотя и не очень близкие, но помнящие свое родство.
-Какие интересные факты вам известны о населении Канады?
Во время ритуальных церемоний надевают на пальцы крошечные маски, которые изображают их предков.(музыка и танец).
До прихода европейцев жили на юге Канады и индейские племена. Их земли были плодородны, леса богаты дичью и зверем, а реки и озера —рыбой. В лесах и теперь стоят причудливые столбы, вырезанные индейцами из цельных деревьев, которым они поклонялись. На них изображены глазастые чудовища, разные звери, которых индейцы считали своими покровителями и которым поклонялись. Их называют тотемные столбы.
Помимо коренных народов здесь живут, приехавшие в основном в ХХ веке, народы Европы, Азии, Африки. Особенно много немцев, китайцев, украинцев, русских — более 200 тыс.человек.
Экология:
В Канаде огромное внимание уделяется охране природы.
Канада — первая страна, которая подписала Венскую Конвенцию о защите озонового слоя планеты в июне 1986 года.
В 1995-97 годах ООН называла Канаду лучшей страной в мире для проживания человека.
Огромные неосвоенные человеком территории, особенно в тундре и в горных районах страны, составляют 70% всей земли Канады и представляют 20% всей нетронутой дикой природы Земли.
Великие Озера остаются главным источником свежей воды в Канаде. Четыре из пяти озер Канада делит с США. Соглашение о качестве воды в Великих Озерах, подписанное между Канадой, Онтарио и США, помогает улучшить экологическую обстановку и предотвратить загрязнение внутренних вод материка.
Однако, данные ученых показывают, что в одних только Великих Озерах обнаружено около тысячи разнообразных токсичных химических веществ, которые попадают туда вместе со сточными водами и кислотными дождями. Питьевая вода в крупных городах не пригодна к употреблению, поэтому многие жители предпочитают пользоваться фильтрами.
Другая серьезная проблема — сохранение и защита богатого животного и растительного мира Канады. Несмотря на все старания правительства и экологических организаций, исчезли такие виды, как ньюфаундлендский волк, морская норка, калан, черноногий хорек, лабрадорская гага, дикая индейка, странствующий голубь, гремучая змея. Кроме того, из-за вырубки лесов была уничтожена значительная доля естественной среды обитания некоторых видов флоры и фауны, что поставило их под угрозу исчезновения.
Канада — является одной из стран, которые первыми подписали Киотский протокол — соглашение о регулировании выбросов в атмосферу парниковых газов.
В целом, экологическая обстановка в Канаде считается хорошей для такой промышленно развитой страны, но и там на первое место выдвигаются проблемы охраны окружающей среды и сохранения богатого природного мира для потомков.
Поэтому размеры и количество национальных парков, заповедников и других охраняемых государством территорий растут с каждым годом. Мы продолжим путешествие по национальным паркам Канады. Слайд №14-15
IV. Закрепление и проверка знаний. Обобщение и систематизация.
Задание: Приведите доказательства того, как географическое положение и рельеф страны повлияли на климат Канады.
Группа № 1: Географическое положение Канады (атлас, стр. 36; учебник, стр.130)
Ответьте на вопросы:
Какие океаны, заливы и проливы омывают страну? (Тихий океан, Атлантический и Северный Ледовитый океаны, море Бофорта, море Баффина, Девисов пролив, Гудзонов залив);
Назовите течения, омывающие Канаду (Лабрадорское холодное течение).
Вывод: Высокие широты, близость к Северному Ледовитому океану, холодное Лабрадорское течение формируют суровый климат Канады.
Группа № 2: Рельеф Канады (атлас, стр. 4-5, 36; учебник, стр. 130)
Ответьте на вопросы:
Назовите основные формы рельефа Канады (Великие равнины, Центральные равнины, на востоке северные отроги Аппалачей).
Почему в Канаде самое большое число рек и озер в мире? (рельеф на севере Канады - результат деятельности ледника)
Вывод: Канада в большей степени подвержена влиянию Северного Ледовитого океана и Атлантического, так как с запада она закрыта от воздушных масс Тихого океана Кордильерами.
Для закрепления заполним таблицу, используя карты атласа и текст учебника.
Читайте также: