Как все начиналось народы поволжья конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:

регулятивные:

· постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

познавательные:

· извлечение необходимой информации из различных источников;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

личностные:

· мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

· нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

· осознание ответственности за общее дело;

коммуникативные:

· выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Оборудование занятия: демонстрационный материал, компьютер, презентация, медиапроектор, листы активности, пазлы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе Кувшинка

Подготовили и провели

воспитатели 1 категории:

Ульянова Т.В., Кирсанова Н.В.

Вместе дружная семья, (слайд 3)

Большеглазых, озорных, (слайд 5)

Черных, рыжих и льняных, (слайд 6)

Грустных и веселых (слайд 7)

В городах и селах. (слайд 8)
Воспитатель в русском народном костюме:
- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край. У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна - потому что она родина. - Ребята, а что такое Родина?
Дети:
- это страна, в которой мы родились и живем; - это поля, леса и реки; -это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка, сестренки и братишки. -это место, где стоит наш детсад. -это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю. - это самое дорогое, что есть у человека.

hello_html_20dca560.jpg


Воспитатель:
Да, правильно. А сейчас мы послушаем стихи о Родине.
Ребенок 1:
Старый двор, березки молодые (Илья)

Хоровод кудрявых тополей.

Это все страна моя родная

Милый образ Родины моей.
Ребенок 2:
Что мы Родиной зовем? (Ника)

Дом, где мы с тобой живем.

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем.

Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь. - Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река России?

Да, верно, это Волга. (слайд 12)

- Здравствуйте ребята и Красная Девица! Я хочу вам рассказать о разных народах, населяющих наш край.

Послушайте, какие слова посвящены мне разными народами:

«…Перед нею путь большой и долгий.

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

- А как вы считаете, почему вас называют волжанами? Конечно, потому, что вы живете на берегу Волги, поэтому вас и называют волжанами.

Пары встают друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Сейчас хотим вас познакомить с костюмами народов Поволжья
Россия! Как из песни слов

Березок юная листва.

Кругом поля, леса и реки

Раздолье – русская душа. (слайд 13)

На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти.

Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, бусами.

Татарская земля – леса и пашни

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края

Где так же почитали их. (слайд 14)

Основными элементами татарской одежды была рубаха украшена растительным орнаментом-вышивкой и носили штаны . На голове носили тюбетейку.

Женщины носили платье с длинными рукавами и носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет, украшенный растительным орнаментом на голове, носили платок и калфар. На ноги одевали сапоги – ичиги.

Мордовия – мои леса и пашни
Цветов и птиц привольная страна.

Нет на земле стороны родимей нашей.

Чем сторона Мордовия моя. (слайд 15)

Мордовский женский костюм состоит из платья сорочки оно украшается вышивкой на платье одевается фартук он обшивается тесьмой , на ногах носили лапти . А головной убор назывался сорока, потому что украшали тесьмой и бисером.

Мужчины носили белые рубахи и штаны. Рубаха украшена тесьмой: красным желтым и зеленым цветом. Подвязана поясом. На ногах носили лапти или сапоги.
Воспитатель:
Родимые просторы!

У нас и реки и поля.

Холмы, леса и горы.

Народы как одна семья.

Хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны

И мы живем прекрасно.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок. Заучивание стихов, частушек, загадок. Слушание песен, музыки. Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья. Сбор, рассматривание предметов быта. Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.

Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Ход занятия:

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей

Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше

занятие?

Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о

дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим

родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого

нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как

можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.

У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,

везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна - потому

что она родина. Ребята, а что такое Родина?

Дети: - это страна, в которой мы родились и живем;

- это поля, леса и реки;

-это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,

сестренки и братишки.

-это место, где стоит наш детсад.

-это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.

- это самое дорогое, что есть у человека

Перед Волгой путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится физкультминутка).

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены?

Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?

Воспитатель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать загадки

Что выше леса, краше света, без огня горит?

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти слова на разных языках

Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обняли друг другу)

С тех пор наши народы живут в мире и согласии.

Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку.

(Все танцуют под фонограмму)

Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы?

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

Мордовский край! Любимая Отчизна!

Твоя краса мне очень дорога,

Знакомая тропинка к дому

Знакомый пруд, крутые берега.

Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью

Овраг, ручей с прозрачною водой,

И где-то вдали, журчит совсем неслышно,

Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.

Какими выразить словами

Всю красоту, что вижу я.

Тебе, любимая Мордовия.

Пою я гимн, любовь моя.

Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.

Дети рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом.

Воспитатель: Назовите : какие цвета используют в мордовской вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный.

Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай, передники, рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго).

Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами.

Дети садятся за столы и выполняют работу. В конце занятия проходит выставка детских работ.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги.

Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,

Прикреплённые файлы:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
История
русского народа
изначально вершилась на
обширных географических
просторах. Древнерусское
государство, возникнув в
IХ в., простиралось от
Белого моря на севере до
Черного моря на юге, от
низовий
Дуная
и
Карпатских гор на западе и
Волго-Окского междуречья
на востоке.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
Восточные славяне,
жители Древнерусского
государства, являются
предками русского,
украинского и
белорусского народов.

ВХОЖДЕНИЕ ПОВОЛЖЬЯ
В СОСТАВ РОССИИ
Поволжье вошло в состав
России при Иване IV в 16
в. Местное население –
чуваши, татары, мордва.
С приходом русских в
Поволжье стали
строиться новые города,
развивались ремёсла,
торговля.

Историческая справка
Поволжский
район
протянулся почти на
1,5 тыс. км. вдоль
Волги от впадения в
нее левого притока
Камы до Каспийского
моря.

МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
В состав мужского костюма
входила туникообразная рубаха с
косым
разрезом
ворота,
неширокие штаны, кожаная или
плетенная из лыка обувь, шапка
с полями или без полей. Рубаха,
как правило, выпускалась поверх
штанов и подпоясывалась.

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на
бархатной или шелковой основе

КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА
русское народное танцевальное искусство
Русский народный
танец делится на
хороводы, пляски и
переплясы, кадрили
(польку).

Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где всё моё,
Где легла мне на сердце
впервые
Песня колыбельная её…
Лисянский М.

Домашнее задание:
1) Учебник стр.17-23 прочитать.
2) Нарисовать в тетради флаг и
герб России (можно вырезать из
журнала и приклеить).
Напоминаем, что тетрадь будет
проверена учителем в конце
четверти.


Урок знакомит учащихся с историей формирования населения Поволжья. Рассматриваются особенности населения данного района. Особое внимание уделяется народам Поволжья.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Население Поволжья"

История формирования населения Поволжья – это история завоеваний. А всё потому, что этот край всегда был привлекателен для людей. В разные периоды истории здесь формировались и исчезали мощные и непохожие друг на друга государства. Рассмотрим некоторые из них.

В седьмом веке в Нижнем Поволжье возникло государство хазарский каганат.


Хазарам удалось подчинить себе племена кочевников и земледельцев, живших на Северном Кавказе, в Приазовье и степях Восточной Европы. Эти племена платили кагану дань – натуральный или денежный сбор с покорённых народов. Постепенно кочевники-хазары перешли к оседлому образу жизни. Они строили города, которые становились кочевыми становищами. В дельте Волги находилась столица Хазарского каганата – город Итиль. Это был крупный торговый и ремесленный центр. На протяжении долгого времени хазары были язычниками. В седьмом веке знать и правители приняли иудаизм. Хазарский каганат прекратил своё существование в десятом веке, когда русы освободили от власти хазар славянские племена и разрушили самые крупные города.

В седьмом веке появилось ещё одно государство – Великая Булгария. Оно занимало территорию от Кубани до Днепра. Но после вторжения хазар часть населения Великой Булгарии перешла за Дунай и создала государство Болгария. Оставшаяся часть населения переселилась в Среднее Поволжье. Им удалось подчинить себе местные племена и образовать государство Волжская Булгария. Сначала оно было небольшим и находилось в зависимости от хазар. Но со временем волжским булгарам удалось расширить границы на Среднюю и Нижнюю Волгу. Столицей государства был город Булгар.

Государства на территории Повольжья


В десятом веке официальной религией Волжской Булгарии был ислам. Чтобы обезопасить свои границы, булгары на берегу Волги основали крепость Казань.

Для формирования русского государства река Волга и её берега были привлекательны всегда. Волга — это богатейшие рыбные ресурсы и плодородные прибрежные земли. Она открывала возможность установить бесперебойную торговлю с государствами Востока. Наконец, Волга — это важный природный рубеж, вдоль которого удобно создавать линию обороны, защищающую от набегов воинственных кочевых племён. Именно как опорные оборонительные пункты возникли многие крупные города Поволжья. Среди них:

Самара. Основана в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году. Город трудовой и боевой славы. Население его на первое января две тысячи семнадцатого года составило один миллион сто шестьдесят девять тысяч семьсот девятнадцать человек. Это девятый по численности населения город России.

Волгоград. Город основан в тысяча пятьсот восемьдесят девятом году. Расположен на юго-востоке европейской части Российской Федерации с населением один миллион пятнадцать тысяч пятьсот восемьдесят шесть человек (на первое января две тысячи семнадцатого года). До тысяча девятьсот двадцать пятого года носил название Царицын. С тысяча девятьсот двадцать пятого по тысяча девятьсот шестьдесят первый год назывался Сталинградом. Город-герой. Место Сталинградской битвы.

Сейчас По­вол­жье – один из наиболее за­се­лён­ных и осво­ен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии. Здесь про­жи­ва­ет около семнадцати миллионов человек, что составляет около одиннадцати процентов населения страны. Стоит отметить, что чис­лен­ность на­се­ле­ния По­вол­жья рас­тёт весьма быст­ро, но не из-за есте­ствен­но­го при­ро­ста, а вслед­ствие ми­гра­ции на­се­ле­ния. Сред­няя плот­ность на­се­ле­ния рай­о­на в три раза боль­ше, чем в целом по Рос­сии. Она составляет двадцать пять человек на километр квадратный. Тем не менее юг тер­ри­то­рии, где рас­по­ло­же­на Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия, за­се­лён слабо. Здесь сред­няя плот­ность населения составляет четыре человека на километр квадратный.

Поволжье – это регион России, в котором проживают представители всех трёх мировых религий – христианства, ислама и буддизма. Также в Поволжье наблюдается высокий уровень урбанизации: большая часть населения проживает в городах. В районе есть три города-миллионера: Самара, Казань и Волгоград.


Хотя Поволжье и многонациональный район, русские резко преобладают в его национальном составе. Повсеместно, кроме Калмыкии и Татарстана, они составляют большую часть населения. Значительна также доля татар, чувашей и мордвы.

Татары — это тюркский народ, который является вторым по численности в Российской Федерации после русских. Они составляют более половины населения Республики Татарстан.


Примечательно то, что обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Так, например, ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар называется сабантуем. Интересно то, что сабантуй приобрёл в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения.

Дей­ствие празд­ни­ка про­ис­хо­дит на пло­ща­дях, где проводятся различные со­рев­но­ва­ния и ве­сё­лые игры. Игры со­вре­мен­но­го са­бан­туя тра­ди­ци­он­ные: ла­за­ние на столб, бе­га­ние в меш­ках, бои мешками, бег с пол­ны­ми ба­дья­ми воды на ко­ро­мыс­ле, , битьё горш­ков с за­кры­ты­ми гла­за­ми и многое другое. Одним из самых популярных видов состязаний на сабантуях по-прежнему остаётся национальная борьба – корэш. У татар она представляет собой борьбу на полотенцах, закидываемых на пояс противника.

Чуваши. Тюркский народ. Коренное население Чувашской Республики (Россия). Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие.


Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, вблизи которых не было городов. Поэтому работа с землёй была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Национальный костюм чувашей – одежда, типичная для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины, и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор – тухъю.

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды. Одним из них является сурхури – праздник зимнего цикла, отмечаемый в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать. Сурхури обычно празднуется в течение одной недели: проводятся обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Акатуй – весенний праздник чувашей, посвящённый земледелию. Он объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.

Мордва. Финно-угорский народ. Относится к коренному населению Центральной России. Мордовский народ – это два субкультурных этноса – мокшане и эрзяне. Оба эти народа отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой.


В целом культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками. С давних времён мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество: вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связано с созданием семьи и появлением ребёнка. Со времён язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков. Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейших блюд, принять участие в народных гуляниях.

Читайте также: