Как устроено наше государство конспект

Обновлено: 05.07.2024

Раздел ЕГЭ: 4.2. Государство, его функции

Наиболее важной функцией политики является поддерживание порядка, законов и власти в определённой стране. Издавна народ сам выражал свою волю, но с течением времени и ростом населения появилась необходимость в создании государства как наиболее удобной формы осуществления политики.

Государство — политическая организация, которая служит средством претворения в жизнь воли народа, проживающего на одной территории. Государство обязано выполнять определённые действия по основным направлениям общественной жизни, которые должны привести к осуществлению целей, поставленных народом.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теория Автор Характеристика
Теологическая Институт Церкви Государство сотворил Бог, а носитель его воли — правитель.
Патриархальная Роберт Филмер Семья была прообразом государства, поэтому подданные обязаны относиться к правителю, как дети к отцу.
Классовая Карл Маркс, Владимир Ленин Государство появилось в результате классовой борьбы и является орудием господствующих классов.
Договорная Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Джон Локк Государство появилось в результате общественного договора между людьми и направлено на защиту их естественных прав.
Насилия Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович Государства появляются вследствие завоеваний, чтобы подчинять себе побеждённых.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

  • Издание законов. Только государство имеет право вводить новые и изменять старые законы.
  • Налоги, которые выплачивает население в бюджет. Налоговые поступления идут на покрытие социальных расходов.
  • Публичная власть, которая действует для всего населения страны и распространяется с помощью специально созданных для этого аппаратов управления и принуждения.
  • Монополия на легальное применение силы или физического принуждения.
  • Суверенитет, который обеспечивает независимость государства от других стран, а так-
  • же приоритет государственной власти внутри страны.
  • Территориальное единство. Власть государства охватывает население, проживающее на определённой территории.
  • Наличие собственной символики — символического обозначения государства.
  • Материально-технические средства.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции.

Политическая Обеспечение действия легитимной власти, управление, построение и исполнение эффективной политической системы.
Социальная Гарантия своевременного и постоянного предоставления населению минимума жизненных благ, обеспечение социальной защиты различным менее защищённым группам общества, предоставление страхования.
Экономическая Планомерное развитие экономики, постановка целей и их выполнение.
Правовая Гарантированное исполнение прав человека всем категориям общества. Постановка единых правил и обязанностей поведения, а также обеспечение равенства всех представителей народа перед законом и судом.
Научно-техническая Поддержка развития, содействие получению новых знаний.
Образовательная Государственное регулирование всех стадий обучения (от дошкольной до профессиональной) с целью улучшения качества уровня знаний населения.
Информационная Своевременное предоставление актуальной информации населению о делах в стране и мире.
Экологическая Защита окружающей среды, проведение мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природы, а также формированию бережного отношения к ней среди населения.
Культурная Формирование гражданского мировоззрения населения через удовлетворение культурных запросов.

Органы, исполняющие внутренние функции:

  • органы правопорядка (полиция, суд);
  • органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения социального обеспечения, коммунального хозяйства);
  • учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры).

Внешние функции:

Сотрудничество Поддержание и развитие международных отношений.
Обеспечение национальной безопасности Защита собственных границ.
Защита граждан, выехавших за пределы государства Гражданин страны даже за её пределами вправе рассчитывать на помощь и защиту родного государства при обращении в посольство.

Органы, исполняющие внешние функции:

  • Министерство иностранных дел РФ;
  • Вооружённые силы РФ;
  • органы межгосударственных отношений.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 5 Родина Урок 1 Наша Родина – Россия

Обществознание 5 класс

Гудзишевская Н.В.

2017/2018 учебный год

hello_html_m49c5d3b9.jpg

Конспект урока.

Цель урока: выяснить, как устроено государство Россия; что значит понятие Родина.

Слайд 1. Рассмотрите коллаж. Как вы думаете, чему он посвящен? Какое понятие он объединяет? (Россия). О чем мы будем с вами вести разговор на уроке? (О России)

Слайд 2. Давайте уточним тему нашего урока. Отгадайте ребус. (Родина). Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 3. Тема урока: Наша Родина – Россия.

Формулировка целей урока. Как вы думаете, что нам нужно изучить в рамках данной темы? (Выслушивает ответы учащихся).

Слайд 4. Цели урока:

Выяснить, как устроено наше государство

Признаки государства:

Наличие публичной власти

Разделение на от д ельные территории

Независимость от других государств

Слайд 6. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашего государства, прочитайте официальное название. Кто знает, что такое федерация?

Запись в тетради: Субъект Российской Федерации – часть государства.

В каком субъекте РФ проживаем мы с вами? ( В Камчатском крае).

Откройте рабочие тетради по обществознанию, стр. 57-59. Выполните задание 1.

Слайд 8. Вернемся к карте нашего государства.

Российская Федерация – это союз 85 субъектов. Они отличаются по размерам, часть из них имеет статус республик, часть – краев, областей, но права у них равные.

Выполните задание 2, стр. 60 рабочей тетради.

Права субъектов РФ:

Иметь свою территорию

Право иметь свой флаг и герб

Право обучать детей на родном языке

Для всех людей, проживающих в РФ русский язык является родным? ( Нет, т.к. Россия – это многонациональное государство; народы, проживающие в России, говорят более чем на 100 языках ) .

Слайд 9. Обратимся к статье 68 пунктам 1,3 Конституции РФ.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития

Русский язык является государственным языком:

На русском языке Россия ведет переговоры между субъектами;

Русский язык изучают во всех школах.

Слайд 11. Домашнее задание: Задание 4, стр 60-61 из рабочей тетради по обществознанию.

Часть вторая.

Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку.

Письменная проверка знаний:

Заполните пропуски в тексте.

Наше государство официально называется _____________________________________.

Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - ____________________ Российской Федерации . Все части государства имеют ________________________________________________________________________.

Назови не менее 3 признаков государства.

Сколько субъектов входит в состав Российской Федерации? Как официально называется субъект федерации, в котором мы живем?

Заполните пропуски в тексте.

___________________________________________ Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. На русском языке составляют ____________________________. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение _______________________________________ 3 балла

Назови права субъектов Российской Федерации.

Почему русский язык является в РФ государственным?

1.Наше государство официально называется Российская Федерация. Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - субъектов Российской Федерации . Все части государства имеют равные права. 3 балла.

2.Наличие публичной власти, взимание налогов, разделение на от д ельные территории, наличие границ, независимость от других государств, наличие законов. 3 балла.

3.Сколько субъектов входит в состав Российской Федерации? Как официально называется субъект федерации, в котором мы живем? 2 балла.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. На русском языке составляют документы. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка. 3 балла

2.Назови права субъектов Российской Федерации. 3 балла.

Права субъектов РФ:

Иметь свою территорию

Право иметь свой флаг и герб

Право обучать детей на родном языке

3.Почему русский язык в РФ является государственным? 2 балла.

3.Изучение нового материала.

Слайд 12. Что значит быть патриотом?

Кто из вас может ответить на вопрос, что значит быть патриотом? (выслушивает ответы учащихся).

Проверка выполнения работы. Обобщение высказываний учащихся.

ПАТРИО́Т , ( греч. patriotes - земляк). Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Слайд 15. Разные люди по-разному понимают, что значит быть преданным Родине, любящим свое Отечество. Посмотрите, как ответили жители одного из подмосковных городов на вопрос, что значит быть патриотом. Знакомство с диаграммой.

Приложение. Что значит быть патриотом?

Слайд 16. Домашнее задание: Читать и пересказывать §11 до конца. Найти рассказ о человеке, которого можно назвать патриотом. Быть готовым рассказать его своим одноклассникам.

2. Развить у мение сравнивать фо рмы государстве нного у стройства.

3. Воспитать у важение к дем ократии как к политическому режиму .

Ожидаемые резу льтаты: в ходе урока у чащиеся смогут :

 Называть основные понятия, обязат ельные для изучения в данной теме,

 Определять и сопоставлять типы госу дарств по форме

 Выделять важну ю информацию из т екста, фиксировать ее в таблицу .

Основные понятия: форма правления, форма государств енного устройства,

монархия, республика, у нитарное государство, федераци я, конфедерация,

Оборудование : Соболева, О.Б. Обществознание : человек в обществе: 7 класс

: учебник для у чащихся общеобраз овательных учреждений / О .Б. Соболева,

Р.П. Корсун; под общей ред. Г.А. Бордовского. – М. : Вент ана – Граф, 2009. –

Слова на доске: Монарх, глава, единоличный, власть, наслед ования, в

(Ответ: Государство, главой которого является единоличный монарх,

получающий власть в порядке наслед ования (М онархия)).

Слова на д оске : п равле ния, глава, форма, государства, при которой,

населением, специальной, избирается, коллегией., избирательной,

парламенту, Законодательная, п ринадлежит, в ласть, выборному органу .

(Ответ: Форма правления, при которой глава государства избирается

населением или специальной избирательной коллегией . Законодательная

1) Союз самосто ятельных госу дарств, образова нных на основе д оговора с

целью совместн ого решения общ их проблем. Н еустойчивая форма

2) Форма госу дарственного у стройства, при которой г осударство сост оит из

единиц – членов, ил и субъ ектов федераций (земель, штатов, респу блик).

Единые: конст итуция, союз ные органы госу дарственной вл асти,

3) Форма госу дарственного у стройства, при которой те рритория г осударства

не имеет в свое м составе респу блик, а подразделяетс я на административн о –

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

  • Называть основные понятия, обязательные для изучения в данной теме, по их характеристикам;

Конспект урока Обществознания

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения нового материала.

Определить сущность понятий по формам государственного устройства.

Развить умение сравнивать формы государственного устройства.

Воспитать уважение к демократии как к политическому режиму.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

Называть основные понятия, обязательные для изучения в данной теме, по их характеристикам;

Характеризовать признаки государства;

Сравнивать типы государств по формам правления;

Определять и сопоставлять типы государств по форме государственного устройства;

Выделять важную информацию из текста, фиксировать ее в таблицу.

Основные понятия: форма правления, форма государственного устройства, монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, демократия.

Оборудование: Соболева, О.Б. Обществознание : человек в обществе: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под общей ред. Г.А. Бордовского. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 208 с., доска и написанные на ней задания.

1) Формы государства.

2) Формы государственного устройства.

3) Политические режимы.

Мы с вами живем в великом государстве – Российская Федерация. Но почему территорию нашей страны мы определяем как государство? Какими признаками государства мы обладаем?

В мире насчитывается около 260 государств.

2.Изучение нового материала.

2)Формы государственного устройства.

Основной признак, по которому мы можем объединить государства – это форма их правления. Какие формы правления вы знаете? Назовите мне страны, которым присущи данные формы правления.

Чем они отличаются?

Перед вами на доске слова. Составьте и запишите в тетрадь полноценное определение и назовите, характеристикой какой формы правления оно является (приложение 1).

Чем отличается конституционная (или парламентская) монархия от абсолютной?

Давайте проверим, правильны ли оказались ваши предположения. Для этого вам необходимо заполнить таблицу при помощи текста параграфа на стр 111 (приложение 2).

Сделайте по таблице вывод.

В начале урока вы вспомнили государства, в которых республиканская форма правления. Чем отличается монархия от республики? Выполните задание, обозначенное на доске (приложение 3) и назовите мне отличительные признаки монархии от республики.

Другим важным признаком государства являются формы государственного устройства. Как вы понимаете этот термин? Правильность вашего суждения мы разберем позже.

Посмотрите на таблицу, приведенную в учебнике на стр 112 и назовите эти формы.

Установите соответствия между понятиями, фиксируя задание себе в тетрадь (приложение 4).

Проверка правильности суждения о государственном устройстве.

Почему демократический режим считается наиболее прогрессивным?

Называют: монархия (Великобритания, др.) и республика (Россия, др.).

Называют отличительные признаки.

Форма правления государства – способ организации государства, включающий порядок образования органов государственной власти и характер отношений между ними.

Государство, главой которого является единоличный монарх, получающий власть в порядке наследования (Монархия).

Заполняют таблицу, делают вывод, который озвучивается и обсуждается в классе.

Форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному органу – парламенту.

Называют отличительные признаки.

Работают с таблицей на стр 112.

Выполняют задания, проверка результатов в классе.

Выводы о государственном устройстве.

Работают с текстом учебника на стр 114-115.

Отвечают на вопросы, фиксируют понятия в тетрадь.

Выполните задание 3 после §.

Проверка в классе на доске под названием темы, убирая знак вопроса.

Озвучивают свои варианты.

5.Оценивание результатов и запись домашнего задания.

Выставление и комментирование отметок. Вербальная оценка деятельности класса в целом.

Инструкции по выполнению домашнего задания: прочитать § 18, вопросы после § – 1, 2, 4 письменно, 5, 9.

Запись домашнего задания: §18, вопросы после § – 1, 2, 4 письменно, 5, 9.

Слова на доске: Монарх, глава, единоличный, власть, наследования, в порядке, получающий, государство.

(Ответ: Государство, главой которого является единоличный монарх, получающий власть в порядке наследования (Монархия)).

Слова на доске: правления, глава, форма, государства, при которой, населением, специальной, избирается, коллегией., избирательной, парламенту, Законодательная, принадлежит, власть, выборному органу.

(Ответ: Форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному органу – парламенту).

Б) Унитарное государство

1) Союз самостоятельных государств, образованных на основе договора с целью совместного решения общих проблем. Неустойчивая форма государственного устройства.

2) Форма государственного устройства, при которой государство состоит из единиц – членов, или субъектов федераций (земель, штатов, республик). Единые: конституция, союзные органы государственной власти, гражданство, денежная единица.

3) Форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе республик, а подразделяется на административно – территориальные единицы.

Читайте также: